гм. друбецкая, Методика анализа
Московский государственный ыиООГТЫНЫЛиипй
университет экономики, статистики ИИВсиТИЦИОППОИ и информатики
привлекательности регионов
Степень успеха политики, направленной на формирование социально ориентированной экономики регионального типа, во многом зависит от уровней социально-экономического развития самих регионов. В этой связи важное значение приобретают методы статистического анализа, позволяющие комплексно оценить развитие и потенциал того или иного региона страны.
Инвестиционные решения по процедуре выбора относятся к числу наиболее сложных. Они основаны на многовариантной, многокритериальной оценке целого ряда факторов и тенденций, действующих, зачастую разнонаправле-но. Территориальный аспект прямых инвестиций, их приуроченность к определенной стране, регион)', территории не вызывает сомнений. Не столь очевиден региональный аспект при покупке ценных бумаг. Тем не менее каждый эмитент также расположен в определенном регионе и действует в условиях, во многом обусловленных окружающей региональной средой. Поэтому оценка инвестиционной привлекательности территории является важнейшим аспектом принятия любого инвестиционного решения. От ее правильности зависят последствия как для инвестора, так и для экономики региона и страны в целом. Чем сложнее является ситуация, тем в большей степени опыт и интуиция инвестора должны опираться на результаты экспертной оценки инвестиционного климата в странах и регионах. Выбор объектов для инвестирования должен производиться по критерию: максимум эффективности при наименьших затратах средств и времени. Основой такого выбора является оценка инвестиционной привлекательности регионов, отрасли, предприятия.
Инвестиционная привлекательность региона представляет собой систему или сочетание различных объективных признаков, средств, возможностей. обуславливающих в совокупности потенциальный платежеспособный спрос на инвестиции в данный регион. В зависимости от временного горизонта могут быть выделены текущая и перспективная инвестиционная привлекательность.
К настоящему времени нет единой общепринятой системы оценки инвестиционной привлекательности региона. Соответственно результаты оценок бывают различны.
Россия является федеративным государством, состоящим из 89 относительно самостоятельных субъектов: областей, регионов, краев и автономных округов. Так как Россия — страна настолько резких социальных и политических контрастов, неравномерной экономической обстановки на всей территории. ей присущ принцип развития пол названием "регионализм". Кго главная содержательная суть заключается в подходе к рассмотрению и решению экономических, социальных, политических и других проблем с позиций интересов регионов как самостоятельных экономических субъектов страны.
Появление в России вместо одного-единственного инвестора — государства множества самостоятельных хозяйствующих субъектов и потенциальных инвесторов, а также приход на российский рынок иностранных инвесторов обусловили потребность в оценках инвестиционной привлекательности регионов России. Но так как регион, или. точнее говоря, субъект Федерации. имеет существенные отличия от страны или государства в целом, то механическое перенесение известных и апробированных в международной практике методических подходов оказалось невозможным. Понимание этой специфики привело к разработке целого ряда различных оценок инвестиционной привлекательности регионов России, проведенных не только отечественными, но и зарубежными исследователями и фирмами.
Наиболее распространенным методом, применяющимся в этих исследованиях. является метод ранжирования регионов. В результате этой пропеду-
ры составляется рейтинг, т.е. линейный ряд объектов, в котором они по сочетанию выбранных признаков находятся на равном расстоянии друг от друга. Каждому из них присваивается порядковый номер (ранг), соответствующий его месту в общем ряду. Наиболее предпочтительному объекту, как правило, присваивается первый ранг. На основе как рейтингов, так и абсолютных значений показателей составляются группировки. В этом случае каждый регион относится к определенному классу (типу) объектов, выделенному экспертами по сочетанию условий инвестирования и уровню предпочтительности для инвестора.
Степень успеха политики, направленной на формирование социально ориентированной экономики регионального типа, во многом зависит от уровней социально-экономического развития самих регионов. В этой связи важное значение приобретают методы статистического анализа, позволяющие комплексно оценить развитие и потенциал того или иного региона страны.
Зарубежный опыт оценки инвестиционной привлекательности.
Теория и практика изучения социально-экономических особенностей регионов России и сравнительный анализ уровней их развития имеют весьма давнюю историю. История оценок инвестиционной привлекательности, или инвестиционного климата стран мира, насчитывает более 30 лет. Первые такого рода оценки были разработаны и применены западными экспертами с середины 60-х годов. Еще в эпоху СССР, когда основной парадигмой экономической модели являлось планирование, подобный анализ производился органами власти с целью учета региональных особенностей при определении показателей эффективности капитальных вложений. В "перестроечный" период такие расчеты с целью определения инвестиционной привлекательности региона велись уже на базе зарубежных методик. Использовались, например, индексы Доу-Джонса и индексы БЕРИ, методики Гарвардской школы бизнеса, Тейна—Уотера, Котлера—Хейзлера. Свою оценку давали такие авторитет-
ные экономические журналы, как The Economist, Fortune, Euromoney и др.
Одной из первых в этом направлении являлось исследование Гарвардской школы бизнеса. Данная оценка используется примерно 30 лет и традиционно ориентировалась на оценку рисков, которым подвергался инвестор в той или иной стране (как прямой, так и портфельный). В основу сопоставления была положена экспертная шкала, включавшая следующие характеристики каждой страны:
• законодательные условия дня и но странных и национальных инвесторов;
• возможность вывоза капитала;
• состояние национальной валюты;
• политическая ситуация в стране;
• уровень инфляции;
• возможность использования национального капитала.
Этот круг показателей был недостаточно детален для адекватного отражения всего комплекса условий, обычно принимаемых во внимание инвесторами. Поэтому дальнейшее развитие методического аппарата сравнительной оценки инвестиционной привлекательности стран пошло по пути расширения и усложнения системы оцениваемых экспертами параметров и введения количественных (статистических) показателей. Наиболее часто использовались следующие параметры и показатели: тип экономической системы, макроэкономические показатели (объем BHII. структура экономики и др.), обеспеченность природными ресурсами, состояние инфраструктуры, условия развития внешней торговли, участие государства в экономике.
Появление достаточно представительной категории стран с переходной экономикой и специфическими условиями инвестирования в конце 80-х годов потребовало разработки особых методических подходов. Применительно к этим странам в начале 90-х годов рядом экспертных групп (консультационная фирма "Плэн Экон", журналы "Форчун" и "Малтинэшнл Бизнес" и др.) независимо друг от друга были разработаны упрошенные методики сравнительной оценки инвестиционной привлекательности. Они учитывали не только условия, но и результата инвестирования, близость страны к
мировым экономическим центрам, масштабы институциональных преобразований. "демократические традиции", состояние и перспективы проводимых реформ, качество трудовых ресурсов.
В настоящее время комплексные рейтинги инвестиционной привлекательности стран мира периодически публикуются ведущими экономическими журналами мира.
Наиболее известной и часто цитируемой комплексной оценкой инвестиционной привлекательности стран мира является рейтинг журнала Ни го то псу, на основе которой дважды в год (в марте и сентябре) производится оценка инвестиционного риска и надежности стран. Для оценки используется девять групп показателей:
• эффективность ЭКОНОМИКИ;
• уровень политического риска;
• состояние задолженности;
• неспособность к обслуживанию долга;
• кредитоспособность;
• доступность банковского кредитования:
• доступность краткосрочного финансирования;
• доступность долгосрочного ссудного капитала;
• вероятность возникновения форс-мажорных обстоятельств.
Значения этих показателей определяются экспертно либо расчетно-ана-литическим путем. Они измеряются в 10-балльной шкале и затем взвешиваются в соответствии со значимостью того или иного показателя и его вкладом в итоговую оценку. Методические подходы для составления данного рейтинга и состав показателей оценки постоянно пересматриваются авторами в зависимости от изменения конъюнктуры мирового рынка.
При принятии решений портфельные инвесторы ориентируются на специальные финансовые или кредитные рейтинги стран. На разработке таких рейтингов специализируются наиболее именитые экспертные агентства "большой шестерки": Moody's, Arthur Andersen. Standart & Poor' s, IBCA и др.
В качестве примера можно привести категории кредитных рейтингов агентства Standart & Poors.
Инвестиционные рейтинги.
AAA — возможности эмитента по выплате долга и процентов чрезвычайно велики;
АА — возможности эмитента по выплате долга и процентов достаточно велики;
А — возможности эмитента по выплате долга и процентов достаточно велики. но зависят от внутриэкономичес-кой ситуации;
ВВВ — возможности эмитента по выплате долга и процентов зависят от внутриэкономической ситуации на момент погашения.
Спекулятивные рейтинги:
ВВ— нестабильность внутриэконо-мической ситуации может повлиял» на платежеспособность эмитента;
В— ограниченная платежеспособность эмитента, соответствующая, тем не менее, текущему объему выпушенных обязательств.
Аутсайдерские рейтинги:
ССС— некоторая защита интересов присутствует, однако риски и нестабильность высоки;
СС— платежеспособность эмитента сильно зависит от внутриэкономи-ческой ситуации;
С— платежеспособность эмитента полностью зависит от внутриэкономи-ческой ситуации;
D — долги просрочены.
Рейтинговая служба ЕЛ-Ratings; учрежденная Фондом "Институт экономики города", — первое и ведущее частное рейтинговое агентство, созданное с целью предоставления независимой профессиональной и объективной оценки кредитного риска, а также информации о кредитных рейтингах в России и странах СНГ. В августе 1998 г. Рейтинговая служба EA-Ratings с целью координации аналитической и деловой активности заключила соглашение о стратегическом партнерстве с международным рейтинговым агентством Standard & Poor's.
Российский внутренний кредитный рейтинг долговых обязательств, присваиваемый EA-Ratings. выражает текущее мнение EA-Ratings о кредитном риске по конкретным долговым обязательствам (облигациям, кредитам банков, займам, другим финансовым инстру-
ментам) в историческом контексте и в долгосрочной перспективе. Внутренний кредитный рейтинг долговых обязательств заемщика присваивается на основе текущей опенки способности и намерения заемщика выплатить сумму основного долга и процентов по его конкретным долговым обязательствам. Под российскими заемщиками понимаются все эмитенты долговых обяза-
тельств, заемщики, гаранты и поручители, страховые компании, расположенные на территории Российской Федерации или действующие на российских финансовых рынках.
Внутренний кредитный рейтинг долговых обязательств ЕА-Иапп^ не является рекомендацией относительно того, продавать или покупать конкретное долговое обязательство, а также не
55
444
44
Таблица 1
Менее рискованные долговые обязательства
Рейтинг долгового обязательства "555" означает исключительно высокую способность заемщика своевременно и полностью выполнить данное долговое 555 обязательство (проценты и основную сумму долга) в условиях российского финансового рынка. Это самый высокий рейтинг кредитоспособности по российской внутренней шкале ЕА-КаЦп£5
Рейтинг долгового обязательства "55" свидетельствует об очень высокой способности заемщика выполнить в условиях российского финансового рынка данное долговое обязательство и незначительно отличается от обязательств с наивысшей оценкой
Рейтинг долгового обязательства "5" отражает высокую способность заемщика выполнить в условиях российского финансового рынка данное долговое обязательство, хотя данное долговое обязательство более подвержено воздействию неблагоприятных перемен в коммерческих, финансовых и экономических условиях, чем долговые обязательства с рейтингами "555" и "55" Рейтинг долгового обязательства "444" отражает достаточную способность заемщика своевременно и полностью выполнить в условиях российского финансового рынка данное долговое обязательство. Данное долговое обязательство имеет повышенную чувствительность к воздействию неблагоприятных перемен в коммерческих, финансовых и экономических условиях, чем долговые обязательства с более высокими рейтингами
Более рискованные долговые обязательства
Рейтинг долгового обязательства "44" отражает ситуацию, в которой у заемщика могут возникнуть затруднения со своевременным и полным выполнением в условиях российского финансового рынка данного долгового обязательства в случае неблагоприятных перемен в коммерческих, финансовых и экономических условиях, хотя в ближайшее время вероятность невыполнения данного долгового обязательства низка
Рейтинг долгового обязательства "4" означает большую, чем у категории "44", вероятность дефолта по данному обязательству, хотя в данное время заемщик обладает способностью его выполнить в условиях российского финансового ^ рынка. Данное долговое обязательство более подвержено неблагоприятным переменам в коммерческих, финансовых и экономических условиях, чем долговые обязательства с более высокими рейтингами, что может ослабить способность и намерение заемщика своевременно и полностью выплачивать проценты и основную сумму долга по данному обязательству Рейтинг долгового обязательства "333" означает, что на данный момент в условиях российского финансового рынка существует потенциальная 333 возможность дефолта но данному обязательству. Своевременная оплата долговых обязательств в значительной степени зависит от благоприятных коммерческих, финансовых и экономических условий
Рейтинг долгового обязательства "33" в условиях российского финансового 33 рынка означает высокую вероятность невыполнения заемщиком данного долгового обязательства
Рейтинг долгового обязательства "3" в условиях российского финансового рынка присваивается, когда в ближайшее время ожидается невыполнение заемщиком данного обязательства (в частности, в случае возбуждения дела о банкротстве, 3 запрета на осуществление основной деятельности, ожидаемой ликвидации заемщика, вынесения судебного решения о наложении взыскания на имущество или в ином аналогичном случае), если выплаты по данному долговому обязательству на текущий момент не прекращены
Присвоение долговому обязательству данного рейтинга означает, что выплата 2 данных долговых обязательств заемщиком прервана без достижения согласия о реструктуризации задолженности до наступления срока платежа_
является мнением о рыночной цене долгового обязательства и об инвестиционной привлекательности долгового обязательства для конкретного инвестора. Внутренние кредитные рейтинги долговых обязательств основаны на текущей информации, предоставляемой самими заемщиками, а также полученной из других источников, которые ЕА-Лай^ считает достаточно надежными. ЕА-Иапг^ не проводит аудиторских проверок в процессе присвоения внутреннего кредитного рейтинга долговых обязательств. ЕА-Яайг^ регулярно обновляет внутренние кредитные рейтинги долговых обязательств. По результатам пересмотра рейтинг может подтверждаться или изменяться. В случае если необходимая для пересмотра информация заемщиком не предоставлена. ЕА-Иаппяз может отозвать свой внутренний кредитный рейтинг. При обнаружении несоответствий в предоставляемых данных рейтинг может быть снижен.
В процессе присвоения российских внутренних креди тных рейтингов долговым обязательствам ЕА-Иапп&ч учитывает:
• относительную вероятность платежа — внутренний кредитный рейтинг долговых обязательств отражает способность и намерение заемщика своевременно и полностью расплатиться по данным долговым обязательствам в соответствии с их условиями, учитывая контекст российского финансового рынка;
• природу долгового обязательства, в частности его обеспечение, поручительства. защиту прав держателя долгового обязательства и относительный статус долгового обязательства по отношению к другим классам и выпускам долговых обязательств данного заемщика в случае его банкротства, реорганизации, ликвидации и в других сходных ситуациях.
Долгосрочные российские внутренние кредитные рейтинги долговых обязательств применяются для долговых обязательств с исходным сроком погашения один год и более (табл. 1).
Рейтинги долгового обязательства "44", "4", "333", "33" или а3" отражают повышенный риск, который обусловлен худшими по сравнению с менее рискованными долговыми обязательства-
ru-6
Таблица 2
Внутренний рейтинг краткосрочного долгового обязательства "ги-8" является самым высоким, присваиваемым по российской внутренней шкале ЕА-Капг^. ги-8 Способность заемщика в условиях российского финансового рынка своевременно и полностью выполнить данное краткосрочное долговое обязательство
исключительно высока_
Внутренний рейтинг краткосрочного долгового обязательства "ги-7" означает ги-7 высокую способность заемщика в условиях российского финансового рынка
расплатиться по данному долговому обязательству._
Внутренний рейтинг краткосрочного долгового обязательства "ги-6" означает высокую способность заемщика в условиях российского финансового рынка выполнить данное долговое обязательство, хотя данное обязательство в большей мере подвержено действию неблагоприятных перемен в коммерческих, финансовых и экономических условиях по сравнению с долговыми
обязательствами с более высокими рейтингами_
Внутренний рейтинг краткосрочного долгового обязательства "ги-5" означает, что у заемщика в условиях российского финансового рынка могут возникнуть затруднения ги-5 с выполнением данного долгового обязательства в случае неблагоприятных перемен в коммерческих, финансовых и экономических условиях, хотя в ближайшее время
вероятность невыполнения данного долгового обязательства низка_
Внутренний рейтинг краткосрочного долгового обязательства "ги-4" означает ги-4 большую, чем у категории "ги-5", вероятность его невыполнения в условиях российского финансового рынка, хотя в данное время заемщик обладает
способностью оплатить долговые обязательства._
Внутренний рейтинг краткосрочного долгового обязательства "ги-3" ги-3 присваивается, когда в ближайшее время в условиях российского финансового
рынка ожидается невыполнение заемщиком данного обязательства_
Внутренний рейтинг краткосрочного долгового обязательства "ги-2" означает, что ги-2 выплата данного долгового обязательства заемщиком прервана без достижения согласия о реструктуризации задолженности до наступления срока платежа
ми финансовыми возможностями заем-шика выполнить данные обязательства. Рейтинг "44" присваивается обязательствам с наименьшим риском в данной группе, а рейтинг "3" — с наивысшим. (-) или (+) используются с рейтингами от "55" по "333" для обозначения промежуточных категорий кредитного рейтинга по отношению к основным категориям.
"Рейтинг отозван" — рейтинг может быть отозван, если заемщик не предоставляет необходимой информации для обновления рейтинга своих долговых обязательств или по другим причинам.
Краткосрочные кредитные рей тин г и долговы х обязательств применяются для долговых обязательств с исходным сроком погашения менее одного года (табл. 2).
Одним из наиболее интересных комплексных исследований является Методика Банка Австрии, которая, по сути, представляет собой первую попытку выявления и систематизации факторов, влияющих на инвестиционную привлекательность региона. Экономическим департаментом Банка Австрии был подготовлен аналитический материал Regional Risk Rating in Russia, где оценивался риск вложения капитала в различные регионы с учетом политической, экономической и социальной ситуации в них, итогом которого является составление рейтинга регионов.
Рейтинг каждого региона определяется по 11 позициям. По каждой рассматриваются конкретные показатели. Каждый учитываемый показатель оценивается для региона в баллах. Для определения общего по позиции рейтинга каждому показателю задается свой вес в общей оценке. После чего выводится общий балл региона по каждой позиции и его место среди всех регионов. Рейтинги определяются по следующим
11 ПОЗИЦИЯМ:
• политический рейтинг;
• экономический рейтинг;
• финансовый и банковский рейтинг;
• приватизационный рейтинг;
• состояние рынка труда;
• развитие транспорта, связи и коммуникаций;
• демографический рейтинг;
• общий социальный рейтинг;
• этнополитический рейтинг:
• поведение населения;
• экологический рейтинг.
С учетом баллов по всем 11 позициям выводится интегрированная оценка в баллах для каждого региона.
Российский опыт оценки уровня инвестиционной при-влекательности региона
За последнее десятилетие в нашей стране появилось множество новых отечественных методик оценки социально-экономического развития регионов, учитывающих прежде всего главный практический аспект таких исследований — межрегиональный сравнительный анализ инвестиционной привлекательности. В числе подобных статистических разработок можно выделить следующие: методика мониторинга социально-экономического климата российских регионов аналитиков журнала "Коммерсантъ"; обзоры инвестиционной привлекательности экономических районов России агентства "Юниверс, основанные на выведении результирующего показателя регионального предпринимательского риска; Методика оценки инвестиционного климата регионов России Института экономики РАН; "Рейтинг инвестиционной привлекательности России", ежегодно выполняемый "РА-Эксперт"; "Методика расчетов индексов инвестиционной привлекательности регионов" — результат совместного исследования Экспертного института (Россия) и Центра по изучению России и Восточной Европы Университета Бирмингема (Великобритания) и ряд других.
Одной из самых популярных и широко используемых в России является методика составления инвестиционного рейтинга российских регионов рейтингового агентства «Эксперт». Для этого с учетом международного опыта разработана в значительной степени оригинальная методика, основанная на сочетании статистического и экспертного подходов.
Интегральный рейтинг каждого региона по инвестиционному потенциалу рассчитывается как средневзвешенное по экспертным весам значение рей-
тинга (места региона) по семи видам (составляющим) потенциала:
ресурсно-сырьевому (средневзвешенная обеспеченность балансовыми запасами основных видов природных ресурсов);
производственному (совокупный результат хозяйственной деятельности населения в регионе);
потребительскому (совокупная покупательная способность населения региона);
инфраструктурному (экономико-географическое положение региона и его инфраструктурная обустроенность);
интеллектуальному (образовательный уровень населения);
институциональному (степень развития ведущих институтов рыночной экономики);
инновационному (уровень внедрения достижений научно-технического прогресса в регионе);
финансового (общая сумма налоговых и иных денежных поступлений в бюджетную систему с территории данного региона).
Аналогичным образом рассчитывается значение интегрального рейтинга каждого региона по уровню инвестиционных рисков, включающего следующие виды риска:
экономический (тенденции в экономическом развитии региона);
^ политический (поляризация политических симпатий населения по результатам последних парламентских выборов);
^ социальный (уровень социальной напряженности);
экологический (уровень загрязнения окружающей среды включая радиационное);
криминальный (уровень преступности в регионе с учетом тяжести преступлений);
финансовый (напряженность региональных бюджетов и совокупные финансовые результаты деятельности предприятий регионов);
законодательный (совокупность правовых норм, регулирующих экономические отношения на территории. местные налоги, льготы, ограничения).
Первый ранг по потенциалу получает регион, имеющий наибольший потенциал, а по риску — имеющий наименьший риск. В случаях когда фактические значения статистических показателей у нескольких регионов равны, всей группе присваиваивается среднее значение рейтинга. При отсутствии какого-либо признака всем таким регионам присваивается либо последний (по потенциалу), либо первый (по риску) ранг.
Характеристика законодательных условий инвестирования дается на основе ранжирования всех нормативных условий, благоприятствующих или препятствующих инвестиционной деятельности. Все законодательные акты разделяются на федеральные и региональные (субъекты Федерации). Как федеральное, так и региональное законодательство делися на прямое (непосредственно регулирующее инвестиционную деятельность) и косвенное (связанное с условиями функционирования сфер деятельности или типов предприятий — потенциальных объектов инвестирования). В федеральном законодательстве выделяются специальные нормативные акты, регулирующие инвестиционную деятельность в отдельных субъектах Федерации.
Методика Московского государственного университета
основана на применении факторного подхода, т. е. выявлении набора факторов, влияющих на уровень социально-экономического развития региона. При таком подходе сводным показателем выступает сумма множества средневзвешенных оценок по анализируемым факторам:
/=1
где (^ — суммарная взвешенная опенка предпринимательского (инвестиционного) климата региона;
х — средняя балльная оценка ¡-го фактора для региона;
Р. — вес ¡-го фактора;
п — число факторов, которые сведены в следующие 10 групп:
• природно-ресурсный потенциал;
• демографическая ситуация;
• экономический потенциал;
• уровень экономического развития;
• экономическая активность;
• уровень жизни населения;
• состояние региональных финансов;
• ход экономических реформ;
• политическая ориентация электората;
• устойчивость и влиятельность региональных структур.
После расчета интегральных индексов получают ранжированный ряд регионов с точки зрения уровня их социально-экономического развития.
К достоинствам данной методики можно отнести следующее:
• четкая систематизация факторов. определяющих уровень социально-экономического развития;
• ранжирование регионов осуществляется на основе сравнения конкретных числовых значений, наглядно отражающих различия между регионами;
• возможность составлять собственные рейтинги, основываясь на собственных представлениях эксперта о значимости тех или иных факторов и придавая им определенные веса.
Недостатками данной методики являются условный характер оценки предпринимательского климата регионов, игнорирование нормативно-правовой базы в области инвестирования и предпринимательства; большая доля субъективизма при расчете интегральных индексов, а также отсутствие увязки предпринимательского климата и успешности (результативности) деятельности экономических агентов.
Список литературы
1. Антюшина Н. Шведская модель экономической реформы // Экономист. 2000. № L
2. Берзон Н. Формирование инвестиционного климата в экономике // Вопросы экономики. 2001. № 7.
3. Инвестиции в России. 2002. № 2, 3-
4. Инновационный менеджмент: Учебник /11од ред. С.Д. Ильенковой. М: ЮНИТИ-ДАНА, 2003.
5. Российский статистический ежегодник. 2006, 2007.
6. www.RCSME.ru
7. http://www.investnientrussia.ru/rus/ stat/macro.htm
8. http://www.aecon.nar(xl.ru/statist/html
9. http://www.expert.ru/expert/ratings/ regions/i n dex. shtml
10. http://www.ivr.ш/regions/