Научная статья на тему 'Методика анализа доходов в организациях сферы обращения для управления собственным капиталом'

Методика анализа доходов в организациях сферы обращения для управления собственным капиталом Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
2112
648
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДОХОДЫ / INCOME / ФИНАНСОВЫЙ РЕЗУЛЬТАТ / FINANCIAL RESULT / МНОГООТРАСЛЕВАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ / DIVERSIFIED BUSINESS / СФЕРА ОБРАЩЕНИЯ / ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ECONOMIC ACTIVITY / ВЫРУЧКА / REVENUE / ДИВЕРСИФИКАЦИЯ / DIVERSIFICATION / DISTRIBUTION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Липская А. О.

Предмет/тема. Современное состояние хозяйствующих субъектов сферы обращения характеризуется отсутствием собственных оборотных средств, падением их финансовой устойчивости и инвестиционной привлекательности, повышением долговой нагрузки. В связи с этим возрастает роль и значимость анализа доходов организации для обеспечения устойчивости и эффективности ее функционирования, поскольку результатом грамотно проводимой политики в области управления доходами субъекта хозяйствования является повышение прибыли как основного источника наращения собственного капитала и установление контроля за факторами, выступающими первопричиной его изменения. Цель/задачи. Цель статьи заключается в обосновании методических подходов к анализу доходов в организациях сферы обращения для управления собственным капиталом с учетом современного экономического инструментария и информационного обеспечения. Задачами работы являются: обосновать направления исследования доходов по текущей, инвестиционной и финансовой деятельности организации, а также оценить эффективность проводимой политики в области управления ресурсами организации; уточнить систему показателей для оценки качества полученных доходов, их достаточности для обеспечения устойчивости функционирования субъекта хозяйствования и приращения собственного капитала; разработать модели факторного анализа влияния диверсификации экономической деятельности по отраслевым бизнес-сегментам на изменение доходов и финансовых результатов организации. Методология. В работе с помощью приемов и способов экономического анализа проведена оценка доходов организации сферы обращения с учетом диверсификации основной текущей деятельности в разрезе отраслевых бизнес-сегментов, а также изучено влияние структуры выручки от реализации товаров отдельных отраслей на изменение прибыли от реализации. Результаты. Предложены модели факторного анализа влияния диверсификации структуры реализации товаров на изменение выручки от реализации и финансовых результатов. Выводы/значимость. Сделаны выводы о возможности применения рекомендуемой методики анализа доходов организации для оценки целесообразности эффективности ведения многоотраслевого бизнеса, влиянии диверсифицированности основной текущей деятельности на формирование прибыли.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Techniques for analyzing income of distribution companies for equity management purposes

Importance The current position of business entities in the distribution segment demonstrates an absence of their own current assets, drop in their financial stability and investment attractiveness, and a concurrent increase in their debt burden. In this respect, it is relevant to analyze corporate income in order to ensure its sustainability and efficiency of its operations, since adequate and correct corporate income management policies will increase profit as one of the main sources of equity increment and control of primary factors causing changes in equity. Objectives The article aims at substantiating methodological approaches to analyzing distribution companies’ income for purposes of equity management, considering current economic tools and information support. The research pursues the following goals: to substantiate paths for further examination of income from operating, investment and financial activities, to evaluate the efficiency of the current corporate resource management policies, to specify a system of indicators for assessing the quality of income, its sufficiency to ensure sustainable operation of the entity and increase in its equity; to develop models for the factor analysis of an effect diversified business operations by business segment has on income and financial results of the entity. Methods Using techniques and methods of economic analysis, I evaluate income of the distribution company, considering diversified core activities per sectoral business segments. I also examine how the structure of revenue from sectoral goods sold influences profit from sale. Results As a result of the research, I propose certain models for the factor analysis of the effect a diversified structure of goods sold has on the revenue from sale and financial results. Conclusions and Relevance I conclude that the proposed methods for analyzing income may be applied to evaluate whether it is reasonable and effective to carry out diversified activities, and assess the effect of such diversified core activities on profit.

Текст научной работы на тему «Методика анализа доходов в организациях сферы обращения для управления собственным капиталом»

УДК 657.6

МЕТОДИКА АНАЛИЗА ДОХОДОВ В ОРГАНИЗАЦИЯХ СФЕРЫ ОБРАЩЕНИЯ ДЛЯ УПРАВЛЕНИЯ СОБСТВЕННЫМ КАПИТАЛОМ

А.О. ЛИПСКАЯ,

аспирантка кафедры банковского дела, анализа и аудита E-mail: lesenka-pesenka4@rambler. ru Белорусский торгово-экономический университет потребительской кооперации, Гомель, Республика Беларусь

Предмет/тема. Современное состояние хозяйствующих субъектов сферы обращения характеризуется отсутствием собственных оборотных средств, падением их финансовой устойчивости и инвестиционной привлекательности, повышением долговой нагрузки. В связи с этим возрастает роль и значимость анализа доходов организации для обеспечения устойчивости и эффективности ее функционирования, поскольку результатом грамотно проводимой политики в области управления доходами субъекта хозяйствования является повышение прибыли как основного источника наращения собственного капитала и установление контроля за факторами, выступающими первопричиной его изменения.

Цель/задачи. Цель статьи заключается в обосновании методических подходов к анализу доходов в организациях сферы обращения для управления собственным капиталом с учетом современного экономического инструментария и информационного обеспечения. Задачами работы являются: обосновать направления исследования доходов по текущей, инвестиционной и финансовой деятельности организации, а также оценить эффективность проводимой политики в области управления ресурсами организации; уточнить систему показателей для оценки качества полученных доходов, их достаточности для обеспечения устойчивости функционирования субъекта хозяйствования и приращения собственного капитала; разработать модели факторного анализа влияния диверсификации экономической деятельности по отраслевым бизнес-сегментам на изменение доходов и финансовых результатов организации.

Методология. В работе с помощью приемов и способов экономического анализа проведена оценка

доходов организации сферы обращения с учетом диверсификации основной текущей деятельности в разрезе отраслевых бизнес-сегментов, а также изучено влияние структуры выручки от реализации товаров отдельных отраслей на изменение прибыли от реализации.

Результаты. Предложены модели факторного анализа влияния диверсификации структуры реализации товаров на изменение выручки от реализации и финансовых результатов.

Выводы/значимость. Сделаны выводы о возможности применения рекомендуемой методики анализа доходов организации для оценки целесообразности эффективности ведения многоотраслевого бизнеса, влиянии диверсифицированности основной текущей деятельности на формирование прибыли.

Ключевые слова: доходы, финансовый результат, многоотраслевая организация, сфера обращения, экономическая деятельность, выручка, диверсификация

Вопросам разработки и совершенствования методических подходов к исследованию доходов организации посвящены публикации ведущих отечественных и зарубежных экономистов М.С. Абрю-тиной, М.И. Баканова, Р.П. Валевич, Т.В. Емельяновой, В.Г. Когденко, А.И. Нечитайло, Н.С. Пласко-вой, В.А. Чернова, Н.С. Шелега и др. Однако следует отметить, что в экономической литературе преимущественно преобладают отраслевые методики анализа доходов и прибыли организации, и недостаточно внимания уделяется развитию методики анализа

формирования финансовых результатов в условиях многоотраслевого характера ведения бизнеса. Кроме этого ныне действующий документ «Отчет о прибылях и убытках» не позволяет в полной мере оценить состав и структуру доходов в разрезе отраслевых бизнес-сегментов и осуществлять контроль за факторами их изменения. Это особенно актуально для организаций, осуществляющих экономическую деятельность в разрезе нескольких отраслевых бизнес-сегментов и имеющих многоотраслевую направленность основной текущей деятельности.

В связи с этим, по мнению автора, необходимо обосновать методику анализа доходов организации для целей управления собственным капиталом с учетом современного состояния экономики и информационного обеспечения. Методика анализа доходов организации для целей управления собственным капиталом представлена в табл. 1.

Рассмотрим более детально содержание каждого направления анализа доходов организации.

Структурно-динамический анализ предполагает изучение структуры доходов организации, выявление закономерности их развития в разрезе отчетных периодов и видов деятельности (текущей, инвестиционной, финансовой) и отраслевых бизнес-сегментов (оптовая торговля, розничная торговля, общественное питание), оценку стабильности и надежности доходов по источникам образования. О высоком качестве доходов свидетельствует существенный удельный вес доходов от текущей деятельности, поскольку именно текущая деятельность является источником прироста доходов и приращения собственного капитала.

В ходе анализа особое внимание следует обратить на изменение доходов по текущей деятельности, а также оценить уровень диверсификации хозяйственных операций по основной текущей деятельности по следующим направлениям:

1) оценка доли выручки от реализации товаров в составе доходов по текущей деятельности. По мнению автора, оптимальным значением доли выручки от реализации в составе доходов является 90-95%. Невыполнение этого значения свидетельствует о снижении эффективности основной текущей деятельности, что может быть вызвано сокращением объема реализации товаров, накоплением сверхнормативных запасов остатков, несвоевременным погашением дебиторской задолженности.

Изучение выручки от реализации товаров целесообразно дополнить оценкой ее состава по

Таблица 1

Направления анализа доходов организации

Экономичес-

кий анализ

Структурный и трендо-вый анализ доходов

Коэффициентный анализ доходов

Факторный анализ доходов

Анализ влияния доходов на финансовые результаты

Экономическое содержание, целевая направленность

Позволяет оценить тенденции, внутренние пропорции и закономерности изменения источников формирования прибыли организации, диагностировать качество доходов и прибыли. Не предполагает проведения глубоких и фундаментальных аналитических расчетов, что сокращает временной период на обработку информации. Дает возможность сопоставить значения исследуемых показателей с аналогичными данными организаций-конкурентов и средними значениями по отрасли, экстраполировать полученные результаты исследования на последующие периоды для использования в финансовом планировании

Основан на применении относительных показателей. Позволяет абстрагироваться от влияния инфляционного фактора, может быть использован в одномерных и многомерных сравнениях. Дает возможность сравнить темпы роста сопоставляемых показателей

Направлен на комплексное и системное исследование и измерение воздействия факторов на величину доходов организации. Позволяет установить качественные и количественные их изменения от влияния факторов внешней и внутренней среды

Позволяет оценить эффективность менеджмента организации по управлению доходами, достаточность их поступления для покрытия расходов, а также установить контроль за факторами, оказывающими влияние на финансовые результаты субъекта хозяйствования

элементам ценообразования. Применительно к сфере обращения необходимо, чтобы обеспечивалось следующее соотношение:

Тт > Т > Т , (1)

р.вп — р.в — р.р.р у '

где ТрВП - темп роста валовой прибыли, %;

Трв - темп роста выручки от реализации товаров, %;

Тррр - темп роста расходов на реализацию товаров и управленческих расходов, %. Опережающий темп роста валовой прибыли по сравнению с темпом роста расходов на реализацию товаров и управленческих расходов позволяет нарастить прибыль от реализации товаров. При этом прирост прибыли будет обеспечен увеличением

объема реализации товаров и оптимизацией расходов по основной текущей деятельности, а не повышением размера торговых надбавок (наценок), что в условиях конкуренции может привести к снижению объема продаж и к потере части покупателей;

2) анализ показателей стабильности, равномерности и ритмичности получения доходов по основной текущей деятельности в разрезе отраслевых бизнес-сегментов (оптовая торговля, розничная торговля, общественное питание), что позволяет выявить сегмент деятельности, который обеспечивает наибольший прирост доходов от реализации товаров;

3) изучение структуры и динамики прочих доходов от текущей деятельности, поскольку их рост свидетельствует о повышении случайных источников формирования прибыли и поэтому имеющих неустойчивый характер, что характеризует управление организацией как неэффективное, так как в состав доходов по прочей текущей деятельности включаются излишки товарно-материальных ценностей, штрафы, пени, полученные неустойки, поступления от погашения просроченной кредиторской задолженности, по которой истекли сроки исковой давности.

В ходе структурно-динамического анализа доходов по инвестиционной деятельности оценивают источники их получения, а также изучают доходность и целесообразность осуществления инвестиционных вложений на основе расчета среднего уровня доходности (отношение суммы полученных процентных доходов к сумме средних остатков финансовых вложений, умноженное на 100). Для принятия решения о целесообразности осуществления финансовых вложений, по мнению автора, необходимо соизмерить уровень вложений в ценные бумаги с рентабельностью продаж и уровнем кредитной нагрузки на организацию. В случае превышения рентабельности продаж по сравнению со средним уровнем доходности осуществление финансовых вложений не приносит ожидаемого экономического эффекта и приводит к отвлечению средств из основной текущей деятельности, являющейся наиболее рентабельной. Превышение уровня кредитной нагрузки на организацию по сравнению со средним уровнем доходности финансовых вложений является признаком неэффективного использования заемного капитала.

Кроме того, в случае осуществления вложений в уставные капиталы других субъектов хозяйс-

твования размер полученных дивидендов следует сопоставлять с уровнем инфляции. В условиях превышения темпа роста цен по сравнению с уровнем дивидендных доходов участие в уставных капиталах других организаций является не всегда оправданным и может свидетельствовать о неэффективном использовании собственных ресурсов.

Следует также отметить, что полученные дивиденды являются нестабильным источником формирования доходов организации, в связи с чем их уровень необходимо сопоставить со средней ставкой по банковским депозитам. В случае превышения размера процентной ставки по депозитам по сравнению с уровнем дивидендных доходов организации экономически выгоднее осуществлять финансовые вложения не в уставные капиталы других хозяйствующих субъектов, а размещать временно свободные денежные средства в банковских депозитах.

Оценивая закономерности развития доходов по финансовой деятельности, следует обратить внимание, что в большинстве организаций их рост связан с осуществлением экспортно-импортных операций и возникновением курсовых разниц по активам и обязательствам, выраженным в иностранной валюте. В связи с этим для получения доходов от внешнеторговых операций необходимо стремиться к минимизации валютного риска вследствие изменения курса иностранной валюты.

В ходе проведения коэффициентного анализа доходов предлагается определять следующие показатели:

1) коэффициент опережения (отставания) темпов роста выручки от реализации товаров с темпами роста общей суммы доходов организации (отношение темпа роста выручки от реализации товаров к темпу роста доходов организации), что позволяет оценить масштабы развития основной текущей деятельности и качество полученных доходов. Если коэффициент меньше 1, то это свидетельствует о высоком риске сокращения выручки в будущем;

2) коэффициенты достаточности выручки для покрытия расходов по текущей деятельности (отношение выручки к расходам по текущей деятельности) и достаточности выручки для покрытия расходов по основной текущей деятельности (отношение выручки к сумме себестоимости реализованных товаров, расходов на реализацию и управленческих расходов). По коэффициентам достаточности выручки от реализации товаров судят об уровне контролируемости расходов, что позволяет оценить

эффективность управления ими. Если изменение в динамике этих коэффициентов по абсолютной величине превышает 10%, то это говорит о неконтролируемости расходов менеджерами организации.

Признание выручки от реализации в бухгалтерском учете только по моменту начисления привело к значительному разрыву между выручкой начисленной (согласно Отчету о прибылях и убытках) и выручкой полученной (согласно Отчету о движении денежных средств). Сложившаяся ситуация в условиях невыполнения договорных обязательств со стороны покупателей и заказчиков, падения спроса на реализованные товары, повышения конкуренции на рынке товаров и услуг может привести к возникновению инфляционных потерь вследствие обесценения выручки от реализации, а также к отвлечению средств в налоговые платежи из-за временного разрыва между временем признания доходов и фактом их трансформации в денежную форму в результате погашения дебиторской задолженности.

В связи с этим одним из важнейших элементов анализа доходов от основной текущей деятельности является оценка обеспеченности выручки от реализации товаров денежными поступлениями на основе расчета коэффициента обеспеченности (отношение полученной выручки от реализации товаров к выручке начисленной). При этом размер полученной выручки от реализации товаров определяется по формуле

В = ДЗ + В - ДЗ , (2)

пол ^ н нач ^ к' у '

где Впол - выручка от реализации товаров полученная (согласно Отчету о движении денежных средств), млн руб.;

ДЗн - остатки дебиторской задолженности по расчетам с покупателями и заказчиками на начало периода, млн руб.;

Внач - выручка от реализации товаров начисленная (согласно Отчету о прибылях и убытках) с учетом суммы налогов и сборов, исчисляемых из выручки от реализации, млн руб.; ДЗк - остатки дебиторской задолженности по расчетам с покупателями и заказчиками на конец периода, млн руб. Следовательно, размер реально полученной выручки от реализации товаров зависит от состояния расчетно-платежной дисциплины и сроков погашения дебиторской задолженности по расчетам с покупателями и заказчиками.

На следующем этапе анализа доходов необходимо рассчитать влияние факторов, оказывающих воздействие на формирование выручки от реализации товаров как основного элемента прироста доходов по основной текущей деятельности. Модели факторного анализа выручки от реализации товаров, по мнению автора имеющие первостепенное значение, представлены в табл. 2.

Преимущество этих моделей состоит в том, что они дают возможность оценить влияние качественного состава ресурсов и эффективности их использования на изменение выручки от реализации товаров.

На заключительном этапе анализа доходов определяют их влияние на формирование прибыли по видам деятельности, прибыли до налогообложения и чистой прибыли, оценивают вклад отдельных статей доходов в приращение конечного финансового результата организации, делают вывод о качестве полученной прибыли и обосновывают дальнейшую стратегию развития субъектов хозяйствования.

В процессе анализа влияния доходов на формирование прибыли организации, по мнению автора, необходимо оценивать влияние дифференциации

Таблица 2

Модели факторного анализа выручки от реализации товаров

Факторная модель Экономическая интерпретация

В = ДА • d0с • • ФОакт Позволяет оценить влияние средней стоимости долгосрочных активов ДА, доли основных средств в их сумме (о доли активной части основных средств ( и их фондоотдачи ФОакт на изменение выручки от реализации товаров В в отчетном или прогнозируемом периодах

в = Х КА • • ко^ Позволяет оценить влияние средней стоимости краткосрочных активов КА , доли товарных запасов .-й отрасли в их сумме ( . и скорости их обращения КО . на ^ ^ •> т.з1 ^ ^ т.3i изменение выручки от реализации товаров В в отчетном или прогнозируемом периодах

В = • di • ПТ , Позволяет оценить влияние среднесписочной численности работников Ч, доли работников .-й отрасли в общей численности (3. и производительности труда работников .-й отрасли ПТ. на изменение выручки от реализации товаров В в отчетном или прогнозируемом периодах

хозяйственной деятельности сферы обращения организаций в разрезе отраслевых бизнес-сегментов, что позволяет обосновать стратегию развития многоотраслевого бизнеса и определить экономический эффект от диверсификации основной текущей деятельности. Для этого автором предлагается использовать факторные модели, дающие возможность оценить причины изменения прибыли и позволяющие прогнозировать ее размер с учетом управления структурой выручки от реализации товаров в разрезе отраслевых бизнес-сегментов (табл. 3).

Использование данных факторных моделей дает возможность оценить степень участия отдельных отраслей деятельности в формировании валовой прибыли и прибыли от реализации товаров, обосновать резервы их роста и управлять факторами, оказывающими влияние на изменение финансовых результатов. Основными резервами наращения прибыли от реализации товаров являются повышение выручки от реализации товаров и сокращение расходов по основной текущей деятельности организации, так как в условиях конкуренции рост размера торговых надбавок (наценок) является не всегда оправданной

Модели факторного анализа влия] и ее диверсификации по отраслевым биз

мерой, так как может привести к падению физического объема реализации товаров.

Рассмотрим применение основных аспектов рекомендуемой методики анализа доходов на примере цифровых данных ЧУП «Гомельская УТБ». Данные для структурно-динамического анализа доходов представлены в табл. 4.

В составе доходов по основной текущей деятельности доходы по розничной торговле увеличились на 30,3%, по оптовой торговле - на 19,7%, по общественному питанию - на 28,1%. Сложившееся соотношение темпов роста доходов привело к повышению доли розничной торговли и общественного питания в структуре доходов по основной текущей деятельности.

Рост доходов по инвестиционной деятельности главным образом был обеспечен за счет увеличения доходов от выбытия основных средств, нематериальных активов и других долгосрочных активов на 612,3%, доля которых составила 99,68% в общей сумме доходов по инвестиционной деятельности. Формирование доходов по финансовой деятельности преимущественно связано с возникновением

Таблица 3

я выручки от реализации товаров :с-сегментам на формирование прибыли

Факторная модель Экономическая интерпретация

ВП = £ В • dl -УВЦ Позволяет оценить влияние выручки от реализации товаров В, ее структуры (. и среднего уровня валовой прибыли УВЦ в разрезе отраслевых бизнес-сегментов на формирование валовой прибыли ВП в отчетном или прогнозируемом периодах

Пр _Х В • dl Яе1 Позволяет оценить влияние выручки от реализации товаров В, ее структуры (и рентабельности продаж Кг. в разрезе отраслевых бизнес-сегментов на изменение суммы прибыли от реализации товаров Пр в отчетном или прогнозируемом периодах

П_ _Х В • (УВЦ-УПер1) р ур Пр 100 РпосТ УР Позволяет оценить влияние выручки от реализации товаров В, ее структуры (, среднего уровня условно-переменных расходов У ., среднего уровня валовой прибыли УВЦ. в разрезе отраслевых бизнес-сегментов, суммы условно-постоянных расходов на реализацию товаров Рпост и управленческих расходов УР на изменение суммы прибыли от реализации товаров Пр в отчетном или прогнозируемом периодах

Птек _ (X В • с!, • Re 1) + ПрДтек - ПрРтек Позволяет оценить влияние выручки от реализации товаров В, ее структуры (и рентабельности продаж Кгв разрезе отраслевых бизнес-сегментов, а также суммы прочих доходов ПрДтек и расходов по текущей деятельности ПрРтек на изменение суммы прибыли от текущей деятельности Птек в отчетном или прогнозируемом периодах

Р + УР Тб - ^ поет 100 X d¡ (7вп, - Упер,) Позволяетоценить влияниеструктурывыручкиотреализации товаров уровня валовойприбыли УВП.иуровняусловно-переменных расходов У в разрезеотраслевыхбизнес-сегментов,суммыусловно-постоянных расходовнареализациютоваров Рпост иуправленческих расходов УР на изменение выручки от реализации товаров, обеспечивающей безубыточную работу Тб в отчетном или прогнозируемом периодах

Таблица 4

Состав, структура и динамика доходов ЧУП «Гомельская УТБ» за 2012-2013 гг.

2012 2013 Изменение Темп

Показатель Млн руб. Удельный вес, % Млн руб. Удельный вес, % Млн руб. % изменения, %

Доходы по текущей деятель- 734 764 99,90 917 245 99,72 182 481 -0,18 124,8

ности,всего

В том числе:

- доходы по основной теку- 728 350 99,13 906 548 98,83 178 198 -0,29 124,5

щей деятельности

Из них:

розничная торговля 305 313 41,92 397 767 43,88 92 454 1,96 130,3

оптовая торговля 395 198 54,26 473 126 52,19 77 928 -2,07 119,7

общественное питание 27 839 3,82 35 655 3,93 7 816 0,11 128,1

- прочие доходы по текущей 6 414 0,87 10 697 1,17 4 283 0,29 166,8

деятельности

Доходы по инвестиционной 464 0,06 2 494 0,27 2 030 0,21 537,5

деятельности, всего

В том числе:

- доходы от выбытия основ- 349 75,22 2 486 99,68 2 137 24,46 712,3

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ных средств, нематери-

альных активов и других

долгосрочных активов

- проценты к получению 85 18,32 8 0,32 -77 -18,0 9,4

- прочие доходы по инвести- 29 6,25 0 0,00 -29 -6,25 0,0

ционной деятельности

Доходы по финансовой де- 277 0,04 81 0,01 -196 -0,03 29,2

ятельности, всего

В том числе:

- курсовые разницы от пе- 206 74,37 77 95,06 -129 20,69 37,4

ресчета активов и обя-

зательств в иностранной

валюте

- прочие доходы по финансо- 71 25,63 4 4,94 -67 -20,69 5,6

вой деятельности

Итого доходов 735 505 100 919 820 100 184 315 0 125,1

курсовых разниц по активам и обязательствам в иностранной валюте (95,06% от общей суммы доходов по финансовой деятельности).

Результаты коэффициентного анализа доходов ЧУП «Гомельская УТБ» представлены в табл. 5.

Анализ данных табл. 5 свидетельствует о том, что коэффициент опережения за исследуемые периоды незначительно превысил рекомендуемое значение и составил 1,005, следовательно, в организации прослеживается устойчивая тенденция превышения темпа роста доходов по основной текущей деятельности по сравнению с темпом роста общей суммы доходов. При этом колебания доходов организации в целом под воздействием изменения доходов от прочей текущей, инвестиционной и финансовой деятельности не оказывают существенного влияния на изменения коэффициента опережения.

Таблица 5

Динамика коэффициентов оценки качества, достаточности и эффективности доходов ЧУП «Гомельская УТБ» за 2012-2013 гг.

Показатель 2012 2013 Темп изменения, %

Коэффициент опережения темпа роста выручки от реализации товаров над темпом роста доходов 1,008 1,005 99,7

Коэффициент достаточности выручки для покрытия расходов по текущей деятельности 1,163 1,146 98,5

Коэффициент достаточности выручки для покрытия расходов по основной текущей деятельности 1,174 1,161 98,9

Коэффициент обеспеченности выручки от реализации товаров денежными поступлениями 0,963 0,984 102,2

Размера полученной выручки от реализации товаров достаточно для покрытия расходов по основной текущей деятельности и текущей деятельности в целом, о чем свидетельствуют значения коэффициентов достаточности более единицы. При этом сумма превышения доходов над расходами по текущей деятельности позволит компенсировать расходы по инвестиционной и финансовой деятельности. Снижение показателей достаточности выручки для покрытия расходов по текущей деятельности на 1,5% и достаточности выручки для покрытия расходов по основной текущей деятельности на 1,1% по абсолютной величине не превышает рекомендуемых 10%, что свидетельствует о контролируемости расходов.

Выручка от реализации товаров на 98,4% обеспечена денежными платежами. Это объясняется тем, что в составе доходов по основной текущей деятельности доходы по розничной торговле и обществен-

ному питанию составляют 47,81%. В этих отраслях реализация товаров и собственной продукции в основном осуществляется за наличный расчет.

Данные для факторного анализа прибыли от реализации товаров ЧУП «Гомельская УТБ» за 2012-2013 гг. представлены в табл. 6.

Расчет условных значений прибыли от реализации товаров ЧУП «Гомельская УТБ» за исследуемые периоды методом элиминирования представлен в табл. 7.

На основании условных значений прибыли от реализации товаров оценим влияние факторов на ее изменение (табл. 8).

Данные табл. 8 свидетельствуют о том, что прибыль от реализации товаров ЧУП «Гомельская УТБ» за исследуемые периоды под влиянием воздействия факторов сократилась на 2 043 млн руб., прибыль от реализации увеличилась на 11 396 млн руб. Изменение структуры продаж (увеличение доли выручки от

Таблица 6

Исходные данные для факторного анализа прибыли от реализации товаров ЧУП

«Гомельская УТБ» за 2012-2013 гг.

Показатель Розничная торговля Оптовая торговля Общественное питание Итого

2012 2013 Изменение 2012 2013 Изменение 2012 2013 Изменение 2012 2013 Изменение

Выручка от реали- 305 313 397 767 92 454 395 198 473 126 77 928 27 839 35 655 7 816 728 350 906 548 178 198

зации товаров, млн

руб.

Выручка от реа- - 380 011 - - 491 887 - - 34650 - - 906 548 -

лизации товаров в

2013 г в пересче-

те на структуру

продаж 2012 г., млн

руб.

Удельный вес от- 41,92 43,88 1,96 54,26 52,19 -2,07 3,82 3,93 0,11 100,00 100,00 -

расли в выручке от

реализации това-

ров, %

Уровень валовой 14,92 14,79 -0,13 7,87 6,98 -0,89 28,38 28,76 0,38 11,61 11,26 -0,35

прибыли, %

Уровень условно- 7,22 7,60 0,38 2,92 2,93 0,01 15,85 17,01 1,17 5,21 5,53 0,32

переменных расхо-

дов на реализацию

товаров, %

Условно-постоян- 19 201 23 945 4 744 8 405 8 428 22 3 041 3 698 658 30 647 36 071 5 424

ные расходы на ре-

ализацию товаров,

млн руб.

Управленческие 3 089 4 333 1 244 1 905 2 563 658 300 386 86 5 294 7 282 1 988

расходы, млн руб.

Прибыль от реали- 1 225 335 -890 9 263 8 154 -1 109 149 105 -44 10 637 8 594 -2 043

зации товаров, млн

руб.

Таблица 7

Расчет условных значений прибыли от реализации товаров ЧУП «Гомельская УТБ» за 2012-2013 гг. методом элиминирования, млн руб.

Показатель Порядок расчета Прибыль

Выручка от реализации товаров [380 011 х (14,92 - 7,22) + 491 887 х (7,87 -2,92) + 34 650 х х (28,38 - 15,85)]100 - 30 647 - 5 294 22 033

Структура выручки от реализации товаров [397 767 х (14,92 - 7,22) + 473 126 х (7,87 - 2,92) + 35 655 х х (28,38 - 15,85)]100 - 30 647 - 5 294 22 597

Условно-постоянные расходы на реализацию товаров [397 767 х (14,92 - 7,22) + 473 126 х (7,87 - 2,92) + 35 655 х х (28,38 - 15,85)]100 - 36 071 - 5 294 17 173

Управленческие расходы [397 767 х (14,92 - 7,22) + 473 126 х (7,87 - 2,92) + + 35 655 х (28,38 - 15,85)]100 - 36 071 -7 282 15 185

Уровень условно-переменных расходов на реализацию товаров [397 767 х (14,92 - 7,60) + 473 126 х (7,87 - 2,93) + + 35 655 х (28,38 - 17,01)]100 -36 071 - 7 282 13 193

Уровень валовой прибыли [397 767 х (14,79 - 7,60) + 473 126 х (6,98 - 2,93) + + 35 655 х (28,76 - 17,01)]100 - 36 071 - 7 282 8 594

Таблица 8

Расчет влияния факторов на изменение прибыли от реализации товаров ЧУП «Гомельская УТБ» за 2012-2013 гг.

Показатель Расчет влияния факторов

Выручка от реализации товаров 22 033 -10 637 = 11 396

Структура выручки от реализации товаров 22 597 - 22 033 = 564

Условно-постоянные расходы на реализацию товаров 17 173 - 22 597 = -5 424

Управленческие расходы 15 185 - 17 173 = -1 988

Уровень условно-переменных расходов на реализацию товаров 13 193 - 15 185 = -1 992

Уровень валовой прибыли 8 594 - 13 193 = -4 599

Итого... 11396 + 564 - 5 424 -1 988 --1 992 - 4 599 = -2 043

реализации товаров в розничной торговле на 1,96% и общественном питании на 0,11%, снижение доли оптовой торговли на 2,07%) привело к росту прибыли от реализации на 564 млн руб. Следовательно, стратегия диверсификации доходов по отраслевым бизнес-сегментам и изменение удельного веса отрасли в выручке от реализации товаров в сторону наиболее доходных бизнес-сегментов обоснована и целесообразна.

За счет увеличения условно-постоянных расходов на реализацию товаров на 5 424 млн руб. и управленческих расходов на 1 988 млн руб. прибыль от реализации сократилась на 7 412 млн руб. В результате роста среднего уровня условно-переменных расходов на реализацию товаров на 0,32% прибыль от реализации сократилась на 1 992 млн руб. Снижение среднего уровня валовой прибыли

на 0,35% привело к сокращению прибыли от реализации на 4 599 млн руб.

Таким образом, результаты проведенного исследования на этапе структурно-динамического анализа доходов с применением рекомендуемой методики позволили оценить уровень рискованности управленческой деятельности по организации и осуществлению текущей, инвестиционной и финансовой деятельности субъекта хозяйствования, а также сделать вывод о качестве полученных доходов.

Предлагаемые рекомендации по совершенствованию системы показателей коэффициентного анализа доходов позволяют определить эффективность отдельных бизнес-сегментов и видов экономической деятельности организации сферы обращения и способность обеспечения покрытия расходов полученными доходами.

Приведенные в исследовании модели факторного анализа выручки от реализации товаров способствовали выделению основных причин, воздействующих на изменение доходов и определению степени подверженности их влиянию факторам, связанным с управлением экономическими ресурсами организации.

Апробация уточненных моделей факторного анализа финансовых результатов организации на примере ЧУП «Гомельская УТБ» позволила оценить вклад (степень участия) отдельных отраслевых бизнес-сегментов в формирование прибыли от реализации товаров субъекта хозяйствования и сделать вывод о целесообразности ведения многоотраслевого бизнеса, а также проследить взаимосвязь влиянии его диверсифицированности на результаты деятельности организации.

Список литературы

1. АбрютинаМ. С. Экономический анализ товарного рынка и торговой деятельности: учеб. пособие. М.: Дело и Сервис, 2010. 462 с.

2. Арзуманова Т.И., МачабелиМ.Ш. Экономика и планирование на предприятиях торговли и питания: учебник. М.: Дашков и К, 2009. 272 с.

3. Владимирова Л.П. Организация, нормирование и оплата труда на предприятиях отрасли (торговля): учебник. М.: Дашков и К, 2008. 346 с.

4. Емельянова Т.В., Кравченко В.П. Экономика общественного питания: учеб. пособие для вузов. Минск: Вышэйшая школа, 2004. 286 с.

5. Иванов Г. Г. Экономика торгового предприятия: учебник. М.: Академия, 2010. 317 с.

6. Когденко В.Г. Экономический анализ. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2011. 399 с.

7. Короленок Г.А., Гоцкий Г.Г. Менеджмент в торговле: учебник. Минск: БГЭУ, 2012. 334 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

8. Кравченко Л.И. Анализ хозяйственной деятельности в торговле: учебник. Минск: Новое знание, 2009. 511 с.

9. Лебедева С.Н., Сныткова Н.А, Гавриков А.В. Экономика торгового предприятия: учебное пособие. Минск: Новое знание, 2007. 239 с.

10. Нечитайло А.И., Нечитайло И.А. Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности: учеб. пособие для вузов. Ростов н/Д: Феникс, 2014. 366 с.

11. Пласкова Н.С. Стратегический и текущий экономический анализ: учеб. для вузов. М.: Эксмо, 2010. 640 с.

12. Савицкая Г.В. Анализ эффективности и рисков предпринимательской деятельности. Методологические аспекты. М.: ИНФРА-М, 2010. 272 с.

13. Сорокина М.В. Менеджмент в торговле: учебник. СПб: Бизнес-пресса, 2008. 472 с.

14. Толкачева Е.Г. Методика анализа формирования прибыли в условиях реформирования бухгалтерской отчетности в соответствии с требованиями МСФО. Минск: ЮрСпектр, 2014.

15. Фридман А.М. Экономика предприятий торговли и питания потребительского общества: учебник. М.: Дашков и К, 2008. 625 с.

16. Чернов В.А. Экономический анализ: торговля, общественное питание, туристский бизнес / под ред. М.И. Баканова. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2009. 640 с.

17. Экономика предприятий торговли: учебное пособие / Н.В. Максименко и др. Минск: Вышэйшая школа, 2008. 541 с.

18. Экономика предприятий торговли и общественного питания: учеб. пособие / Т.И. Николаева и др. М.: КноРус, 2008. 399 с.

19. Экономика торговли: учеб. пособие для вузов / под общ. ред. Н.С. Шелега, Р.П. Валевич. Минск: Вышэйшая школа, 2012. 559 с.

20. Экономический анализ в торговле: учеб. пособие для вузов / под ред. М.И. Баканова. М.: Финансы и статистика, 2005. 400 с.

Economic Analysis: Theory and Practice Analysis of Income, Profits and Costs

ISSN 2311-8725 (Online) ISSN 2073-039X (Print)

TECHNIQUES FOR ANALYZING INCOME OF DISTRIBUTION COMPANIES FOR EQUITY MANAGEMENT PURPOSES

Alesya O. LIPSKAYA

Abstract

Importance The current position of business entities in the distribution segment demonstrates an absence of their own current assets, drop in their financial stability and investment attractiveness, and a concurrent increase in their debt burden. In this respect, it is relevant to analyze corporate income in order to ensure its sustainability and efficiency of its operations, since adequate and correct corporate income management policies will increase profit as one of the main sources of equity increment and control of primary factors causing changes in equity.

-18 (417)

ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ: теория и практика

Objectives The article aims at substantiating methodological approaches to analyzing distribution companies' income for purposes of equity management, considering current economic tools and information support. The research pursues the following goals: to substantiate paths for further examination of income from operating, investment and financial activities, to evaluate the efficiency of the current corporate resource management policies, to specify a system of indicators for assessing the quality of income, its sufficiency to ensure sustainable operation of the entity and increase in its equity;

- 2015-

ECONOMIC ANALYSIS: theory and practice

to develop models for the factor analysis of an effect diversified business operations by business segment has on income and financial results of the entity. Methods Using techniques and methods of economic analysis, I evaluate income of the distribution company, considering diversified core activities per sectoral business segments. I also examine how the structure of revenue from sectoral goods sold influences profit from sale. Results As a result of the research, I propose certain models for the factor analysis of the effect a diversified structure of goods sold has on the revenue from sale and financial results.

Conclusions and Relevance I conclude that the proposed methods for analyzing income may be applied to evaluate whether it is reasonable and effective to carry out diversified activities, and assess the effect of such diversified core activities on profit.

Keywords: income, financial result, diversified business, distribution, economic activity, revenue, diversification

References

1. Abryutina M.S. Ekonomicheskii analiz tovarnogo rynka i torgovoi deyatel'nosti [An economic analysis of commodity market and trading activities]. Moscow, Delo i servis Publ., 2010, 462 p.

2. Arzumanova T.I., Machabeli M.Sh. Ekonomika i planirovanie napredpriyatiyakh torgovli i pitaniya [Economics and planning in trade and food service entities]. Moscow, Dashkov i K Publ., 2009, 272 p.

3. Vladimirova L.P. Organizatsiya, normirovanie i oplata truda na predpriyatiyakh otrasli (torgovlya) [Organization, setting standards and payroll of labor force in sectoral entities (trade)]. Moscow, Dashkov i K Publ., 2008, 346 p.

4. Emel'yanova T.V., Kravchenko V.P. Ekonomika obshchestvennogo pitaniya [Economics of public food service]. Minsk, Вышэйшая школа, 2004, 286 p.

5. Ivanov G.G. Ekonomika torgovogopredpriyatiya [Trade business economics]. Moscow, Akademiya Publ., 2010, 317 p.

6. Kogdenko V.G. Ekonomicheskii analiz [Economic analysis]. Moscow, YUNITI-DANA Publ., 2011, 399 p.

7. Korolenok G.A., Gotskii G.G. Menedzhment v torgovle [Management in trade]. Minsk, Belarusian State Economic University Publ., 2012, 334 p.

8. Kravchenko L.I. Analiz khozyaistvennoi deyatel '-nosti v torgovle [Analysis of economic activity in trade]. Minsk, Novoe znanie Publ., 2009, 511 p.

9. Lebedeva S.N., Snytkova N.A, Gavrikov A.V. Ekonomika torgovogo predpriyatiya [Economics of a trading company]. Minsk, Novoe znanie Publ., 2007, 239 p.

10. Nechitailo A.I., Nechitailo I.A. Kompleksnyi ekonomicheskii analiz khozyaistvennoi deyatel'nosti [A comprehensive economic analysis of economic activities]. Rostov-on-Don, Feniks Publ., 2014, 366 p.

11. Plaskova N.S. Strategicheskii i tekushchii ekonomicheskii analiz [Strategic and current economic analysis]. Moscow, Eksmo Publ., 2010, 640 p.

12. Savitskaya G.V. Analiz effektivnosti i riskov predprinimatel 'skoi deyatel 'nosti. Metodologicheskie aspekty [Analysis of business effectiveness and risks. Methodological aspects]. Moscow, INFRA-M Publ., 2010, 272 p.

13. Sorokina M.V. Menedzhment v torgovle [Management in trade]. St. Petersburg, Biznes-pressa Publ., 2008, 472 p.

14. Tolkacheva E.G. Metodika analiza formirov-aniya pribyli v usloviyakh reformirovaniya bukhgalter-skoi otchetnosti v sootvetstvii s trebovaniyami MSFO [Analysis of profit in transforming financial statements in accordance with IFRS]. Minsk, YurSpektr Publ., 2014.

15. Fridman A.M. Ekonomikapredpriyatii torgovli i pitaniya potrebitel 'skogo obshchestva [Economics of trade and food service companies in the consumer society]. Moscow, Dashkov i K Publ., 2008, 625 p.

16. Chernov V.A. Ekonomicheskii analiz: torgovlya, obshchestvennoe pitanie, turistskii biznes [Economic analysis: trade, public food service, tourism business]. Moscow, YUNITI-DANA Publ., 2009, 640 p.

17. Maksimenko N.V. et al. Ekonomika predpriya-tii torgovli [Economics of trading companies]. Minsk, Вышэйшая школа, 2008, 541 p.

18. Nikolaeva T.I. et al. Ekonomika predpriyatii torgovli i obshchestvennogo pitaniya [Economics of trading and public food service companies]. Moscow, KnoRus Publ., 2008, 399 p.

19. Valevich R.P., Shelega N.S., Belova S.O. Ekonomika torgovli [Economics of trade]. Minsk, Вышэйшая школа, 2012, 559 p.

20. Bakanov M.I. Ekonomicheskii analiz v torgovle [Economic analysis in trade]. Moscow, Finansy i statis-tika Publ., 2005, 400 p.

Alesya O. LIPSKAYA

Belarusian Trade and Economics University of Consumer Cooperatives, Gomel, Republic of Belarus [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.