Научная статья на тему 'Методическое обеспечение тренировочных занятий на основе приоритетного использования средств атлетической гимнастики'

Методическое обеспечение тренировочных занятий на основе приоритетного использования средств атлетической гимнастики Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
419
57
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АТЛЕТИЧЕСКАЯ ГИМНАСТИКА / МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ / ТРЕНИРОВОЧНЫЙ ЭФФЕКТ / КОРРЕКЦИЯ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ / ATHLETIC EXERCISES / METHODICAL SUPPORT / TRAINING EFFECT / THE CORRECTION OF THE INDICES OF PHYSICAL DEVELOPMENT

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Губанцева Ирина Борисовна, Грязева Елена Дмитриевна

Дано краткое описание методического обеспечения тренировочных программ на основе приоритетного использования средств атлетической гимнастики. Представлено теоретико-методическое обоснование соотношения силовых упражнений со средствами общей физической подготовки в зависимости от индивидуальных характеристик физического развития девушек 17-18 лет.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Губанцева Ирина Борисовна, Грязева Елена Дмитриевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

METHODICAL PROVISION OF TRAINING ON THE BASIS OF PRIORITY OF USE OF THE FUNDS ATHLETIC GYMNASTICS

A brief description of the methodological support of training programs on the basis of priority of use of the funds athletic gymnastics. Presented theoretical and methodical basis of the ratio of force exercises with the means of physical training depending on the individual characteristics of the physical development of girls 17-18 years.

Текст научной работы на тему «Методическое обеспечение тренировочных занятий на основе приоритетного использования средств атлетической гимнастики»

УДК 796.015.1

МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ТРЕНИРОВОЧНЫХ ЗАНЯТИЙ НА ОСНОВЕ ПРИОРИТЕТНОГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СРЕДСТВ АТЛЕТИЧЕСКОЙ ГИМНАСТИКИ

И.Б. Губанцева, Е.Д. Грязева

Дано краткое описание методического обеспечения тренировочных программ на основе приоритетного использования средств атлетической гимнастики. Представлено теоретико-методическое обоснование соотношения силовых упражнений со средствами общей физической подготовки в зависимости от индивидуальных характеристик физического развития девушек 17-18 лет.

Ключевые слова: атлетическая гимнастика, методическое обеспечение, тренировочный эффект, коррекция показателей физического развития.

В настоящее время одним из популярных и широко распространенных фитнес-направлений является атлетическая гимнастика, которая представляет собой систему разносторонних силовых упражнений, направленных на развитие силы, формирование пропорциональной фигуры и укрепление здоровья [1, 3, 4]. В области использования средств атлетической гимнастики накоплен большой методический материал для работы с различными социальными группами, но, несмотря на это, остается много нерешенных вопросов организационно-методического характера при занятиях силовыми упражнениями с девушками в возрасте 17-18 лет [2, 5].

Целью нашего исследования являлась разработка методического обеспечения тренировочных программ на основе приоритетного использования средств атлетической гимнастики.

На начальном этапе исследования был проведен анализ показателей физического развития девушек, который показал, что показатели роста и массы тела девушек соответствовали средним должным величинам физического развития для данного обследуемого контингента. За рамки нормы выходил только показатель, отражающий процент содержания жировой ткани. При норме 24 %, его значения в среднем составляли 26,6 %.

При анализе кривых эмпирического распределения показателей физического развития обращало на себя внимание то, что при наличии незначительной правосторонней асимметрии распределения показателей роста просматривалась резко выраженная и умеренная левосторонняя асимметрия, соответственно, по показателям массы тела и процентного содержания жировой ткани. У девушек в большинстве случаев наблюдалось превышение среднестатистических показателей роста, в то время как наиболее часто встречающиеся показатели массы тела и жировой ткани в выборке находились на уровне ниже средних значений.

Исходные характеристики физического развития и, прежде всего, значения показателя жировой ткани девушек послужили основанием для их распределения в три типовые группы. В первую группу (ТГ 1) вошли девушки, у которых значения показателя жировой ткани были ниже нормы для данного обследуемого контингента. Ко второй группе (ТГ 2) были отнесены девушки с нормальным процентным содержанием жировой ткани. Представительницы третьей группы (ТГ 3) имели повышенное содержание жирового компонента тела.

Основным средством методического обеспечения тренировочных программ являлась атлетическая гимнастика. Для быстроты и удобства составления тренировочных программ средства атлетической гимнастики были разделены на группы по анатомическому признаку. Выделялись пять основных групп упражнений для мышц ног, спины, живота, груди и плечевого пояса. Каждая группа включала упражнения, отнесенные к базовому или индивидуальному компоненту тренировочной программы.

В качестве дополнительных средств физического совершенствования девушек выступали средства общей физической подготовки (ОФП): общеразвивающие упражнения, беговые упражнения, прыжки, упражнения на растягивание и расслабление, дыхательные упражнения.

Объем средств атлетической гимнастики в тренировочном процессе изменялся волнообразно с постепенным нарастанием к апрелю. Увеличение объема упражнений силовой направленности сопровождалось одновременным снижением объема использования средств ОФП.

Тренировочные программы включали комплексы упражнений атлетической гимнастикой на каждый месяц. Основой комплексов являлись базовые и индивидуальные блоки. Примерное содержание базовых блоков и нормирование отдельных силовых упражнений представлено в табл. 1.

Таблица 1

Базовые блоки тренировочных программ девушек типовых групп

Содержание Дозировка

ТГ 1 ТГ 2 ТГ 3

Жим ногами 2x12 2x16 2x18

Тяга вертикального блока 2x10 2x12 2x14

£ Гиперэкстензия 2x8 2x10 2x12

и Отжимания 2x12 2x15 2x18

о ч ш Классические скручивания 2x15 2x18 2x20

Подъем коленей в висе 2x12 2x15 2x18

Жим стоя 2x8 2x10 2x15

Жим одной ногой 3x12 3x15 3x20

Плие 3x14 3x16 3x18

% Тяга гантели к поясу 3x10 3x12 3x16

« о Гиперэкстензия 3x8 3x10 3x12

1-0 Наклоны в стороны с гантелью 3x15 3x18 3x22

Сгибания на бицепс 3x10 3x12 3x16

Жим с узкой постановкой ног 3x12 3x15 3x18

V 1 £ Тяга горизонтального блока 3x10 3x12 3x16

и Наклоны в стороны с гантелью 3x15 3x18 3x22

о ч г Л Жим на наклонной скамье 3x12 3x14 3x16

І-Ч Французский жим стоя 3x10 3x12 3x15

Приседания с гантелями 2x10 2x12 2x15

Плие 2x12 2x16 2x18

\| £ Гиперэкстензия 2x8 2x10 2x12

и Жим на горизонтальной скамье 2x12 2x15 2x18

о ч Классические скручивания 2x15 2x18 2x22

Подъем коленей в висе 2x12 2x15 2x18

Тяга гантели к подбородку 2x10 2x12 2x15

ІЛ, Жим ногами 3x15 3x18 3x21

*■« 1 £ Тяга вертикального блока 3x12 3x15 3x18

и Диагональные скручивания 3x18 3x21 3x25

о ч рр Жим на наклонной скамье 3x16 3x8 3x21

Сгибание на бицепс 3x12 3x15 3x18

Жим одной ногой 3x12 3x15 3x18

£ Тяга горизонтального блока 3x8 3x10 3x12

и о С* Жим на горизонтальной скамье 3x8 3x10 3x12

рр Французский жим стоя 3x8 3x10 3x12

Комплексное использование базовых и индивидуальных блоков обеспечивало целенаправленное педагогическое воздействие. Из табл. 2 видно, что в начале и середине исследования основу комплексов атлетической гимнастики составлял базовый блок. В другие периоды, сохраняя однотипность характера изменений в соотношении блоков, процентное их содержание имело принципиальное отличие. В ТГ 1 при волнообразных изменениях базовый блок всегда преобладал над индивидуальным. В ТГ 2 также наблюдалось преобладание базового блока, но оно носило менее выраженный характер, чем в ТГ 1. В отличие от первых двух групп, в ТГ 3 тренировочный процесс строился на паритетных началах, предполагающих использование базового и индивидуального блоков примерно в одинаковых пропорциях.

Таблица 2

Соотношение базовых и индивидуальных блоков комплексов атлетической гимнастики в тренировочном процессе, %

Блоки комплексов Месяцы

Окт. Нояб. Дек. Фев. Март Апр.

ТГ 1

Базовый 100 80 70 100 70 60

Индивидуальный - 20 30 - 30 40

ТГ 2

Базовый 100 70 60 100 60 50

Индивидуальный - 30 40 - 40 50

ТГ 3

Базовый 100 60 50 100 50 40

Индивидуальный - 40 50 - 50 60

В процессе исследования, наряду с решением вопросов рационального планирования занятий с приоритетным использованием средств атлетической гимнастики, решались также вопросы рационального их построения.

Существенным фактором при построении занятий является закономерное изменение работоспособности занимающихся в процессе двигательной активности. Общая тенденция изменения работоспособности характеризуется постепенным ее наращиванием в начале физической деятельности, затем, достигнув оптимального уровня, работоспособность на некоторое время стабилизируется, приобретая относительную устойчивость, и наконец под влиянием нарастающего утомления снижается. С учетом этой закономерности тренировочные занятия содержали три характерные части: подготовительную, основную и заключительную.

Общая продолжительность занятий составляла 80 мин., из них в среднем на подготовительную часть приходилось 24 мин., основную -

45 мин., заключительную - 11 мин. Моторная плотность занятий

варьировалась в диапазоне от 61 % до 75 %.

В подготовительной части использовались упражнения аэробного характера, в основной - силовой направленности, в заключительной -упражнения восстановительного плана. Данный подход отражался на динамике временных параметров всех частей тренировочных занятий, однако наибольшая динамичность была свойственна основной части.

На рисунке видно, что резко выраженная волнообразность с наращиванием продолжительности занятий просматривалась в тренировочном процессе ТГ 1. Это было обусловлено тем, что девушки данной группы, имевшие пониженное процентное содержание жировой ткани, выполняли преимущественно работу силовой направленности. Оптимальное сочетание работы силовой направленности и аэробного характера отражалось в плавной и незначительной динамике временных параметров в основной части ТГ 2, количественный состав которой составляли девушки с нормальными значениями жировой ткани. Девушкам ТГ 3 с повышенным содержание жирового компонента тела приходилось в большей степени выполнять работу аэробного содержания и, как следствие, кривая временных параметров носила волнообразный вид с тенденцией к понижению к концу педагогического эксперимента.

Таким образом, в разработанных тренировочных программах, направленных на коррекцию отдельных показателей физического развития у девушек 17-18 лет, преимущественно использовались упражнения атлетической гимнастики, в среднем до 70 %, как наиболее адекватные при решении поставленных задач. Однако для получения оптимального тренировочного эффекта необходимо сочетать средства атлетической гимнастики со средствами ОФП в зависимости от индивидуальных характеристик физического развития и прежде всего процентного содержания жировой ткани.

Список литературы

1. Андреев В.Н., Андреева Л.В. Атлетическая гимнастика: метод. пособие. М.: ФиС, 2005. 128 с.

2. Ахметов И.И., Яновский И.Ю. Методика и организация занятий атлетической гимнастикой с учетом типа телосложения мужчин и их генетической предрасположенности // Теория и практика физической культуры. 2007. № 1. С. 22-26.

3. Бурмистров В.Н., Бучнев С.С. Атлетическая гимнастика для студентов: учеб. пособие. М.: РУДН, 2012. 172 с.

4. Давыдов О.Ю., Дворкин Л.С. Атлетическая гимнастика -универсальное средство совершенствования общефизической подготовленности студентов технического вуза // Теория и практика физической культуры. 2008. № 8. С. 22-25.

5. Люташин Ю.И. Методика комплексного развития силовых способностей студентов вузов средствами атлетической гимнастики: дис. ... канд. пед. наук. М., 2010. 169 с.

Губанцева Ирина Борисовна, канд. пед. наук, доц. доц., cifst tulgu@mail.ru, Россия, Тула, Тульский государственный университет,

Грязева Елена Дмитриевна, канд. техн. наук, доц., зав. кафедрой, ed.gryazeva@gmail.com, Россия, Тула, Тульский государственный университет

METHODICAL PROVISION OF TRAINING ON THE BASIS OF PRIORITY OF USE OF

THE FUNDS ATHLETIC GYMNASTICS

I.B. Gubantseva, E.D. Griazeva

A brief description of the methodological support of training programs on the basis of priority of use of the funds athletic gymnastics. Presented theoretical and methodical basis of the ratio of force exercises with the means of physical training depending on the individual characteristics of the physical development of girls 17-18 years.

Key words: athletic exercises, methodical support, training effect, the correction of the indices of physical development.

Gubantseva Irina Borisovna, candidate of pedagogical sciences, associate professor, cifst_tulgu@mail.ru, Russia, Tula, Tula state University,

Griazeva Elena Dmitrievna, candidate of technical sciences, the head of the Department, ed.gryazeva@gmail.com, Russia, Tula, Tula state University

УДК 796.814

УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА ПО БОРЬБЕ ДЛЯ ДЕВОЧЕК-ПОДРОСТКОВ И ИССЛЕДОВАНИЕ ЕЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ

И.В. Дутова

Разработана и апробирована учебная программа по спортивной борьбе для девочек-подростков. Для оценки ее эффективности использовался комплекс средств, изучающих физическое развитие, состояние сердечно-сосудистой, дыхательной систем, нервно-психических функций, а также уровень развития физических качеств. Проведенные исследования позволяют утверждать, что предлагаемые упражнения положительно влияют на развитие различных сторон двигательной деятельности, способствуя улучшению психоэмоционального состояния, и могут быть рекомендованы для широкого применения в физическом воспитании девочек-подростков.

Ключевые слова: девочки-подростки, спортивная борьба, учебная программа, психофизическое и психоэмоциональное состояние.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.