Научная статья на тему 'МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ТРЕНИРОВОЧНОГО ПРОЦЕССА СИРИЙСКИХ ЮНЫХ ФУТБОЛИСТОВ НА БАЗОВОМ ЭТАПЕ ПОДГОТОВКИ'

МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ТРЕНИРОВОЧНОГО ПРОЦЕССА СИРИЙСКИХ ЮНЫХ ФУТБОЛИСТОВ НА БАЗОВОМ ЭТАПЕ ПОДГОТОВКИ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
57
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТРЕНИРОВОЧНЫЙ ПРОЦЕСС / БАЗОВЫЙ ЭТАП ПОДГОТОВКИ / ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ МЕТОДИКА / ЮНЫЕ ФУТБОЛИСТЫ / ДВИГАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Альших Мхд. Висам, Тимошина И.Н., Быстрова О.Л.

Цель исследования - обосновать эффективность разработанной методики тренировочных занятий сирийских футболистов 8-9 лет на базовом этапе подготовки для начального отбора. Методика и организация исследования. Проведен педагогический эксперимент (2018-2019 гг.), в котором приняли участие юные футболисты из Сирийской Арабской Республики и РФ, занимающиеся футболом первый год. Контрольная группа №1 (Сирия, г. Хомс), контрольная группа №2 (Россия, г. Ульяновск) и экспериментальная группа (Сирия, г. Хомс) занимались футболом три раза в неделю. Актуальность экспериментальной методики тренировочных занятий по футболу на базовом этапе спортивной подготовки состоит в том, что она направлена на удовлетворение потребностей детей в активных формах двигательной деятельности, обеспечивает физическое, психическое и нравственное развитие юных игроков и имеет спортивно-оздоровительную направленность. Результаты исследования и выводы. После года занятий юные сирийские футболисты повысили свой уровень общей физической подготовленности и в двух тестах результаты испытуемых экспериментальной группы оказались выше результатов юных футболистов из России, что говорит об эффективности экспериментальной методики тренировочных занятий спортивно-оздоровительной направленности на базовом этапе подготовки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Альших Мхд. Висам, Тимошина И.Н., Быстрова О.Л.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

METHODOLOGICAL SUPPORT OF THE TRAINING PROCESS OF SYRIAN YOUNG FOOTBALL PLAYERS AT THE BASIC STAGE OF TRAINING

Objective of the study was to substantiate the effectiveness of the developed methodology for training sessions for Syrian football players aged 8-9 at the basic stage of preparation for the initial selection. Methods and structure of the study. A pedagogical experiment was conducted (2018-2019), in which young football players from the Syrian Arab Republic and the Russian Federation, who have been playing football for the first year, took part. Control group No. 1 (Syria, Homs), control group No. 2 (Russia, Ulyanovsk) and experimental group (Syria, Homs) played football three times a week. The relevance of the experimental methodology of football training sessions at the basic stage of sports training lies in the fact that it is aimed at meeting the needs of children in active forms of motor activity, ensures the physical, mental and moral development of young players and has a sports and recreational focus. Results and conclusions. After a year of training, young Syrian football players improved their level of general physical fitness, and in two tests the results of the subjects of the experimental group turned out to be higher than the results of young football players from Russia, which indicates the effectiveness of the experimental method of training sessions of a sports and recreational orientation at the basic stage of training.

Текст научной работы на тему «МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ТРЕНИРОВОЧНОГО ПРОЦЕССА СИРИЙСКИХ ЮНЫХ ФУТБОЛИСТОВ НА БАЗОВОМ ЭТАПЕ ПОДГОТОВКИ»

МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ТРЕНИРОВОЧНОГО ПРОЦЕССА СИРИЙСКИХ ЮНЫХ ФУТБОЛИСТОВ НА БАЗОВОМ ЭТАПЕ ПОДГОТОВКИ

УДК/UDC 796.332

Поступила в редакцию 24.01.2023 г.

Аспирант Альших Мхд. Висам1

Доктор педагогических наук, профессор И.Н. Тимошина1 Кандидат педагогических наук, доцент О.Л. Быстрова1 1Ульяновский государственный педагогический университет имени И.Н. Ульянова, Ульяновск

METHODOLOGICAL SUPPORT OF THE TRAINING PROCESS OF SYRIAN YOUNG FOOTBALL PLAYERS AT THE BASIC STAGE OF TRAINING

Postgraduate student Alshikh Mhd.Wisam1 Dr. Hab., Professor I.N. Timoshina1 PhD, Associate Professor O.L. Bystrova1 Ulyanovsk State University of Education, Ulyanovsk

Информация для связи с автором: tin443051@mail.ru

Аннотация

Цель исследования - обосновать эффективность разработанной методики тренировочных занятий сирийских футболистов 8-9 лет на базовом этапе подготовки для начального отбора.

Методика и организация исследования. Проведен педагогический эксперимент (2018-2019 гг.), в котором приняли участие юные футболисты из Сирийской Арабской Республики и РФ, занимающиеся футболом первый год. Контрольная группа №1 (Сирия, г. Хомс), контрольная группа №2 (Россия, г. Ульяновск) и экспериментальная группа (Сирия, г. Хомс) занимались футболом три раза в неделю. Актуальность экспериментальной методики тренировочных занятий по футболу на базовом этапе спортивной подготовки состоит в том, что она направлена на удовлетворение потребностей детей в активных формах двигательной деятельности, обеспечивает физическое, психическое и нравственное развитие юных игроков и имеет спортивно-оздоровительную направленность.

Результаты исследования и выводы. После года занятий юные сирийские футболисты повысили свой уровень общей физической подготовленности и в двух тестах результаты испытуемых экспериментальной группы оказались выше результатов юных футболистов из России, что говорит об эффективности экспериментальной методики тренировочных занятий спортивно-оздоровительной направленности на базовом этапе подготовки.

Ключевые слова: тренировочный процесс, базовый этап подготовки, экспериментальная методика, юные футболисты, двигательная деятельность.

Abstract

Objective of the study was to substantiate the effectiveness of the developed methodology for training sessions for Syrian football players aged 8-9 at the basic stage of preparation for the initial selection.

Methods and structure of the study. A pedagogical experiment was conducted (2018-2019), in which young football players from the Syrian Arab Republic and the Russian Federation, who have been playing football for the first year, took part. Control group No. 1 (Syria, Homs), control group No. 2 (Russia, Ulyanovsk) and experimental group (Syria, Homs) played football three times a week. The relevance of the experimental methodology of football training sessions at the basic stage of sports training lies in the fact that it is aimed at meeting the needs of children in active forms of motor activity, ensures the physical, mental and moral development of young players and has a sports and recreational focus. Results and conclusions. After a year of training, young Syrian football players improved their level of general physical fitness, and in two tests the results of the subjects of the experimental group turned out to be higher than the results of young football players from Russia, which indicates the effectiveness of the experimental method of training sessions of a sports and recreational orientation at the basic stage of training.

Keywords: training process, basic stage of preparation, experimental technique, young football players, motor activity.

Введение. Футбол на сегодняшний день является одним из самых пополярных видов спорта, что обуславливает необходимость тщательного отбора талантливых, физически одаренных и психологически устойчивых детей, способных проявить себя не только в условиях тренировки, но и на соревнованиях, то есть в стрессовой ситуации. Стоит отметить, что достижение высоких спортивных результатов в любом виде спорта невозможно без четкого и объективного понимания всего тренировочного процесса как стройной системы, начиная с базового этапа подготовки и начального отбора. Как показывает анализ специальной литературы, в мировой практике все чаще применяется не субъективная оценка пригодности к футболу, но объективные методы, которые имеют научное обоснование и постоянно совершенствуются. Однако в настоящий момент в Сирийской Арабской Республике (САР) проблема прогнози-

рования способностей и методики отбора будущих футболистов исследована мало [2-4]. К основным проблемам развития детского футбола в САР относятся отсутствие: нормативных документов и локальных актов, регламентирующих деятельность детских спортивных секций и клубов; утвержденных методик, технологий и программ спортивной подготовки для детей; научных исследований и разработок для повышения эффективности занятий с детьми [1, 3].

Цель исследования - обосновать эффективность разработанной методики тренировочных занятий сирийских футболистов 8-9 лет на базовом этапе подготовки для начального отбора.

Методика и организация исследования. Проведен педагогический эксперимент (2018-2019 гг.), в котором приняли участие юные футболисты из САР и РФ, занимающиеся футболом первый год.

□ и

£ г.

а

ч—

о (и и

2 а

с

га

^

О (и .с Н

Контрольная группа № 1 (Сирия, г. Хомс, КГ 1) занималась три раза в неделю по плану тренировочных занятий, который используется детскими тренерами в САР. Задачи тренировочного процесса первого года обучения: освоение базовых технических приемов игры и формирование умений и навыков в технике владения мячом. Организация и содержание тренировочных занятий включали в себя в основном: ОРУ, обучение базовой технике игры в футбол и элементам правил соревнований, деление на команды и двухстороннюю игру по упрощенным правилам.

Контрольная группа № 2 (Россия, г. Ульяновск, КГ 2) тренировалась три раза в неделю по общепринятой программе с использованием традиционных методик (Программа спортивной подготовки по виду спорта «Футбол», разработанная в соответствии с федеральным стандартом спортивной подготовки по виду спорта «Футбол» [6]). Контрольную группу из РФ взяли для того, чтобы сопоставить уровень физической подготовленности юных футболистов одного возраста из разных стран и обеспечить информативность и сравнимость полученных результатов после педагогического эксперимента.

Экспериментальная группа (Сирия, г. Хомс, ЭГ) также занималась футболом три раза в неделю по разработанной мето-

дике тренировочных занятий со спортивно-оздоровительной направленностью на базовом этапе подготовки [1, 2]. Содержание экспериментальной методики направлено на решение ряда педагогических задач обучения, воспитания и тренировки, среди которых: формирование интереса к систематическим занятиям; укрепление и сбережение здоровья занимающихся; обеспечение общей физической подготовки; овладение основами техники игры в футбол; формирование навыков соблюдения дисциплины; развитие навыков общения и коммуникации; тестирование физических и технических качеств; выявление перспективных игроков.

Направленность на удовлетворение потребностей детей в активны формах двигательной деятельности, а также обеспечение экспериментальной методикой тренировочных занятий физического, психического и нравственного развития юных футболистов обуславливают ее актуальность на базовом этапе спортивной подготовки. В группы принимаются дети от 8 до 9 лет, которые заинтересованы в занятиях, имеют необходимую физическую подготовку, медицинскую справку о состоянии здоровья и рекомендации учителя физической культуры [4, 5].

В экспериментальную методику входят такие разделы, как: теоретическая подготовка; общая физическая подго-

Показатели общей физической подготовленности испытуемых за период педагогического эксперимента

№ Тесты, ед. измерения Группы (П-25) Период эксперимента Х±5 х t P Л, ед. Л, %

ЭГ до 11,86±0,50 0,101 6,60 <0,05 -0,91 7,7

после 10,95±0,47 0,094

1 Бег на 60 м КГ1 до 11,90±0,63 0,126 3,52 <0,05 -0,60 5,0

с низкого старта, с после 11,30±0,59 0,118

КГ2 до 12,24±0,27 0,052 8,08 <0,05 -0,84 6,9

после 11,40±0,45 0,090

ЭГ до 9,89±0,32 0,064 15,5 <0,05 - 1,63 16,5

после 8,26±0,49 0,094

2 Челночный бег КГ1 до 9,99±0,44 0,088 4,11 <0,05 -0,48 4,8

3х10 м, с после 9,51±0,41 0,082

КГ2 до 10,50±1,29 0,258 8,32 <0,05 -2,21 21,0

после 8,29±0,38 0,076

ЭГ до 134,96±11,76 2,351 4,46 <0,05 12,67 9,4

после 147,63±7,99 1,590

3 Прыжок в длину КГ1 до 135,16±11,19 2,231 1,82 >0,05 5,32 3,9

с места, см после 140,48±9,48 1,890

КГ2 до 146,16±14,02 2,301 2,21 <0,05 7,80 5,3

после 153,96±9,77 1,950

ЭГ до 20,96±3,94 0,781 5,31 <0,05 4,68 22,3

после 25,64±1,97 0,390

4 Прыжок вверх с места со взмахом рук, см КГ1 до 21,92±4,08 0,822 4,10 >0,05 1,84 8,4

после 25,64±1,97 0,391

КГ2 до 22,92±2,81 0,560 4,71 <0,05 3,04 13,3

после 25,96±1,61 0,322

ЭГ до 362,63±18,2 3,640 4,34 <0,05 24,37 6,8

после 387,0±7,57 4,281

5 Тройной прыжок, КГ1 до 363,96±21,41 4,282 1,46 >0,05 6,48 1,8

см после 370,44±5,63 1,121

КГ2 до 379,96±19,13 3,821 2,34 <0,05 9,74 2,6

после 389,70±8,20 1,640

ЭГ до 10,16±2,85 0,571 17,30 <0,05 10,48 103,1

после 20,64±1,65 0,333

6 Сгибание и разгибание рук в упоре лежа, раз КГ1 до 10,40±2,14 0,420 10,31 <0,05 5,40 51,9

после 15,80±1,50 0,302

КГ2 до 14,0±1,97 0,391 9,19 <0,05 5,12 36,6

после 19,12±1,98 0,392

Примечание: расчетное значение критерия Стъюдента при п=25 составляет 2,011; Х дратическое отклонение, х - стандартная ошибка средней арифметической величины,

- средняя арифметическая величина, 5 - среднее ква-Л - прирост.

74

http://www.teoriya.ru

№3 • 2023 Март | МагсГ:

товка; основные умения и навыки игры в футбол; подвижные и спортивные игры; соревновательная деятельность. При этом структура разделов включает в себя характеристику, содержание, задачи, способы тренировочной работы, методические рекомендации, ожидаемые результаты.

Тренировка имеет характер подвижной игры, при этом выстраивается по типу общей подготовки: в центре находится освоение базовых приемов и способов техники игры в футбол, а также разносторонняя физическая и функциональная подготовка с использованием средств ОФП. Обязательным становится выполнение норм по общей физической и специальной подготовке. При примерном распределении тренировочной нагрузки в течение года (312 часов) более 30% времени тренировочного занятия уделялось подвижным и спортивным играм.

Эффективность использования подвижных игр в процессе спортивной подготовки юных футболистов имеет научно-теоретическое обоснование и подтверждается современной практикой. Стоит отметить, что стремление к спортивной или подвижной игре обусловлено генетически. Оно связано с потребностью человека тренировать и развивать свой организм с помощью активной мышечной двигательной деятельности, а также с необходимостью получать информацию об окружающем мире. В классификации средств, используемых в тренировочном процессе, подвижные игры занимают место вспомогательных и дополнительных упражнений. Тем не менее, современная практика подготовки юных футболистов свидетельствует о приближении подвижных игр по целевому признаку к ведущим средствам тренировки. Кроме того, в тренировке юных спортсменов используются разного рода игровые задания в виде эмоционально насыщенных и относительно высоких по интенсивности физической нагрузки эстафет (встречных и круговых, с преодолением полосы препятствий, с переноской и собиранием предметов, с метанием в цель, бросками и ловлей мяча, др.) [1, 4, 5].

Результаты исследования и их обсуждение. После проведения педагогического эксперимента по предложенной нами методике было проведено контрольное обследование испытуемых. В таблице представлена динамика изменения показателей общей физической подготовленности испытуемых.

Как показывают результаты тестирования перед началом педагогического эксперимента статистически значимых различий по всем измеряемым параметрам между сирийскими футболистами ЭГ и КГ 1 не выявлено. Можно отметить, что уровень общей физической подготовленности российских футболистов был выше, чем уровень общей физической подготовленности сирийских футболистов из ЭГ (в пяти из шести тестов).

Сравнительный анализ результатов тестирования испытуемых ЭГ показал, что в результатах всех тестов имеются статистически значимые различия (р<0,05). У испытуемых КГ 1 (сирийские мальчики) различия оказались недостоверными в тестах «прыжок в длину с места» и «прыжок вверх с места» (р>0,05). У российских футболистов КГ 2 также результаты всех тестов имели статистически значимые различия (р<0,05). Прирост результатов теста № 1 был наибольшим в ЭГ и составил 7,7%, в КГ 1 прирост был чуть более 5%, а в КГ 2-6,9%. В тесте № 2 прирост результатов был наибольшим в КГ 2 - более 21%, у испытуемых ЭГ он составил 16,5%, и минимальное значение прироста наблюдалось в КГ 1-4,8%. В тесте № 3 наибольшее значение прироста наблюдалось в ЭГ и составило 9,4%. В КГ 2 прирост был равен 5,3%, и наименьший прирост наблюдался у испытуемых КГ 1-3,9%. В тесте № 4 наибольшее значение прироста наблюдалось в ЭГ и составило 22,3%. В КГ 2 прирост был равен 13,3%, и наименьший прирост наблюдался у испытуемых

КГ 1-8,4%. Результаты теста № 5 показывают, что наибольший прирост наблюдался у испытуемых ЭГ - 6,8%, в КГ2 прирост составил 2,6%, и минимальный прирост был в КГ

1-1,8%. В тесте № 6 наибольшее значение прироста наблюдалось в ЭГ и составило 103,1%. В КГ1 прирост был равен 51,9%, и наименьший прирост наблюдался у испытуемых КГ

2-36,6%.

Выводы. Таким образом, результаты педагогического эксперимента показали, что разработанная экспериментальная методика повышает эффективность тренировочных занятий сирийских футболистов 8-9 лет на базовом этапе подготовки (первый год обучения) для их начального отбора в группу начальной спортивной подготовки. После года занятий юные футболисты САР повысили свой уровень ОФП и в двух тестах результаты испытуемых ЭГ оказались выше результатов юных футболистов из России.

Тренировочная деятельность на базовом этапе подготовки со спортивно-оздоровительной направленностью в детском футболе САР - это в основном сохранение и укрепление здоровья занимающихся, повышение мотивации для систематических занятий спортом, развитие физических качеств и способностей юных игроков и обучение их базовым двигательным действиям (технико-тактическим умениям и навыкам), характерным для спортивной деятельности в футболе. Наряду с этим, развитие детского футбола в Сирии, в виде устойчивого функционирования системы образования и воспитания детей в области физкультурно-спортивной деятельности, позволит решать как социальные запросы государства, так и задачи избранного игрового вида спорта, главной из которых остается подготовка здоровых членов общества к труду и защите страны, а в дальнейшем - достижение высоких спортивных результатов на соревнованиях различного ранга.

Литература

1. Альших Мхд. Висам, Практические рекомендации для детского тренера по футболу: учебно-методическое пособие / Альших Мхд. Висам, И.Н. Тимошина. - Ульяновск: ФГБОУ ВО «УлГПУ им. И.Н. Ульянова», 2021. - 38 с.

2. Комаров М.Н. Теоретические основы спортивного отбора в футболе / М.Н. Комаров, В.Ю. Карпов, А.С. Арсентьев // Новая наука: Теоретический и практический взгляд. - 2016. - № 3-2 (69). -С. 82-85.

3. Лекомцев Д.Ф. Система отбора в процессе многолетней подготовки футболистов // Современные научные исследования и разработки / Д.Ф. Лекомцев. - 2018. - № 12 (29). - С. 548-550.

4. Малофеев А.Ю. Программно-нормативное и методическое обеспечение подготовки юных футболистов на базовом этапе: учебно-методическое пособие / А.Ю. Малофеев, Альших Мхд. Висам. -Ульяновск: ФГБОУ ВО «УлГПУ им. И.Н. Ульянова», 2022. - 195 с. - ISBN 978-5-907216-92-1.

5. Мезенцева В.А. Подвижные игры в занятиях спортом / В.А. Мезенцева, С.Е. Бородачева // Сборники конференций НИЦ Социосфе-ра. - 2012. - № 14. - С. 25-28.

References

1. Alshih Mhd. Visam, Timoshina I.N. Prakticheskiye rekomendatsii dlya detskogo trenera po futbolu: uchebno-metodicheskoye posobiye [Practical recommendations for a children's football coach]. Teaching aid. Ulyanovsk: UlGPU im. I.N. Ulyanova publ., 2021. 38 p.

2. Komarov M.N., Karpov V.Yu., Arsentiev A.S. Teoreticheskiye osnovy sportivnogo otbora v futbole [Theoretical foundations of sports selection in football]. Novaya nauka: Teoreticheskiy i prakticheskiy vzglyad. 2016. No. 3-2 (69). pp. 82-85.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Lekomtsev D.F. Sistema otbora v protsesse mnogoletney podgotovki futbolistov [Selection system in the process of long-term training of football players]. Sovremennyye nauchnyye issledovaniya i razrabotki. 2018. No. 12 (29). pp. 548-550.

4. Malofeev A.Yu., Alshikh Mkhd. Visam Programmno-normativnoye i metodicheskoye obespecheniye podgotovki yunykh futbolistov na ba-zovom etape [Program-normative and methodological support for the training of young football players at the basic stage]. Teaching aid. Ulyanovsk: UlGPU im. I.N. Ulyanova publ., 2022. 195 p. ISBN 978-5907216-92-1.

6. Mezentseva V.A., Borodacheva S.E. Podvizhnyye igry v zanyatiyakh sportom [Outdoor games in sports]. Proceedings conferences of the Research Center Sociosphere. 2012. No. 14. pp. 25-28.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.