Научная статья на тему 'МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБУЧЕНИЯ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ СТРЕЛЬБЕ ИЗ ШТАТНОГО ОРУЖИЯ'

МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБУЧЕНИЯ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ СТРЕЛЬБЕ ИЗ ШТАТНОГО ОРУЖИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
5
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
военнослужащие / военно-прикладная физическая подготовка / стрельба из штатного оружия / принципы обучения / military personnel / military applied physical training / shooting from standard weapons / principles of training

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — А К. Лушневский, В В. Руденик, Н И. Антипин

На основе теоретической модели процесса обучения спортсменов технико-тактическим умениям и навыкам, а также результатов исследования закономерностей взаимосвязи элементов в системе движений и с учетом специфики вида деятельности разработаны состав и структура процесса обучения военнослужащих технике стрельбы из штатного оружия. С целью дальнейшего развития теории и методики обучения военнослужащих технике и тактике стрельбы из штатного оружия методом экспертных оценок определена направленность и значимость методических положений, отражающих закономерности обучения технике и тактике двигательных действий на этапах обучения военнослужащих стрельбе из штатного оружия. Представлена система дидактических (специфических) принципов, регламентирующих деятельность руководителя занятий по физической подготовке при решении частных задач этапов обучения военнослужащих технике и тактике стрельбы из штатного оружия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — А К. Лушневский, В В. Руденик, Н И. Антипин

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

METHODOLOGICAL SUPPORT FOR TRAINING MILITARY PERSONNEL IN SHOOTING FROM STATE WEAPONS

Based on the theoretical model of the process of training athletes in technical and tactical skills and abilities, using the results of the study of the patterns of interrelation of elements in the system of movements, and taking into account the specifics of the type of activity, the composition and structure of the process of training military personnel in the technique of shooting from standard weapons have been developed. In order to further develop the theory and methods of training military personnel in the technique and tactics of shooting from standard weapons, using the method of expert assessments, the focus and significance of methodological provisions reflecting the patterns of teaching the technique and tactics of motor actions at the stages of training military personnel in shooting from standard weapons have been determined. A system of didactic (specific) principles has been developed regulating the activities of the head of physical training classes in solving specific problems of the stages of training military personnel in the technique and tactics of shooting from standard weapons.

Текст научной работы на тему «МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБУЧЕНИЯ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ СТРЕЛЬБЕ ИЗ ШТАТНОГО ОРУЖИЯ»

УДК 796.091.2 Б01 10.52928/2070-1640-2024-42-2-45-51

МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБУЧЕНИЯ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ СТРЕЛЬБЕ ИЗ ШТАТНОГО ОРУЖИЯ

А. К. ЛУШНЕВСКИЙ, канд. пед. наук, проф. В. В. РУДЕНИК ORCID https://orcid.org/0000-0002-5709-8833 (Гродненский государственный университет имени Янки Купалы) канд. пед. наук, доц. Н. И. АНТИПИН (Полоцкий государственный университет имени Евфросинии Полоцкой)

На основе теоретической модели процесса обучения спортсменов технико-тактическим умениям и навыкам, а также результатов исследования закономерностей взаимосвязи элементов в системе движений и с учетом специфики вида деятельности разработаны состав и структура процесса обучения военнослужащих технике стрельбы из штатного оружия. С целью дальнейшего развития теории и методики обучения военнослужащих технике и тактике стрельбы из штатного оружия методом экспертных оценок определена направленность и значимость методических положений, отражающих закономерности обучения технике и тактике двигательных действий на этапах обучения военнослужащих стрельбе из штатного оружия. Представлена система дидактических (специфических) принципов, регламентирующих деятельность руководителя занятий по физической подготовке при решении частных задач этапов обучения военнослужащих технике и тактике стрельбы из штатного оружия.

Ключевые слова: военнослужащие, военно-прикладная физическая подготовка, стрельба из штатного оружия, принципы обучения.

Введение. В Вооруженных Силах Республики Беларусь большое внимание уделяется развитию военно-прикладных видов спорта. Стрельбу из штатного (табельного) оружия (пистолет Макарова, автомат Калашникова и снайперская винтовка) также относят к военно-прикладным видам спорта. Соревнования по стрельбе из штатного оружия в Вооруженных Силах Республики Беларусь проводятся в следующих упражнениях1 [1]: упражнения, выполняемые из пистолета Макарова (ПМ-1, ПМ-3, ПМ-3а); упражнения, выполняемые из автомата Калашникова (АК-1, АК-2, АК-3, АК-4); упражнения, выполняемые из снайперской винтовки с оптическим прицелом (СВ-1, СВ-2, СВ-2а). В 2012 году в спартакиаду Вооруженных Сил Республики Беларусь впервые была включена практическая стрельба. Совершенствование техники стрельбы из штатного оружия позволяет повысить уровень боевой и профессионально-должностной подготовки военнослужащих, способствует совершенствованию умений военнослужащих вести стрельбу при выполнении задач в условиях боевых действий1 [1].

При выполнении упражнений из штатного оружия перед военнослужащим стоит задача - каждый выстрел должен быть максимально метким. Меткая стрельба достигается за счет кучности стрельбы (если разброс пробоин на мишени небольшой) и совмещения кучности в центре мишени. Для того чтобы военнослужащий метко стрелял, необходимо научить его осуществлять прицельные выстрелы. Известно, что «... прицельный выстрел -это результат действий стрелка по управлению координационных взаимосвязей прицеливания и управления спуском» [2, с. 26]. Под прицеливанием понимается наведение и удержание оружия в районе (точке) прицеливания, а под управлением спуском - действия военнослужащего, осуществляемые им в процессе спуска курка [2]. В процессе прицеливания выделяют собственные компоненты стрельбы: принятие рациональной изготовки; задержка дыхания; совмещение прицельных приспособлений; наведение оружия на точку прицеливания и контроль по его удержанию в районе прицеливания. В процессе управления спуском военнослужащий принимает решение о способе управления спуском курка (равномерный, замедленный, ускоренный и т.д.) и осуществляет соответствующие действия.

Военнослужащий может стрелять кучно (разброс пробоин на мишени будет небольшой), но не метко (кучность будет смещена от центра мишени).

Установлены факторы, обеспечивающие не только кучную, но и меткую стрельбу. Кучная стрельба военнослужащего, как правило, обеспечивается следующими факторами [2]: однообразием прицеливания (изготовки, собственно прицеливания); устойчивостью системы «стрелок - оружие»; достижением момента наилучшей устойчивости системы «стрелок - оружие» и приуроченным к этому моменту завершением нажима на спусковой крючок; подбором хорошего (кучного) ствола и соответствующей партии патронов; выбором оптимального решения при стрельбе в различных метеорологических условиях и др.

1 Инструкция о порядке организации физической подготовки и спорта в Вооруженных Силах. - Минск: М-во обороны Респ. Беларусь, 2014. - 163 с.

Меткая стрельба обеспечивается перечисленными выше факторами и эффективными действиями военнослужащего по своевременному внесению поправок в прицельные приспособления для удержания средней точки попадания в центре мишени. Считается, что названные факторы лишь констатируют ряд условий, при которых может быть достигнута необходимая результативность в стрельбе. Простое их усвоение не обеспечивает, как правило, меткую стрельбу. Знание же сущности этих факторов позволит руководителю занятий более успешно организовать обучение военнослужащих стрельбе из штатного оружия [2].

Обучение военнослужащих - педагогический процесс, который подчиняется как закономерностям общей педагогики, так и специфическим закономерностям, отражающим связи между объектами двигательной деятельности человека. Чем больше и основательнее руководитель занятий будет знать о связях между объектами, тем лучше будет понимать общую картину объективного развития процесса обучения военнослужащих. Однако познание закономерностей не влияет напрямую на эффективность обучения стрельбе из штатного оружия, т. к. закономерности являются лишь теоретической основой для разработки и совершенствования педагогических технологий. Практические же указания по организации и проведению педагогического процесса закреплены преимущественно в принципах и правилах их реализации, которые по своей сути являются методическими положениями, отражающими в той или иной степени выявленные связи [3, с. 440]. Установлено, что чем точнее в методических положениях будут отражены установленные закономерности, тем ощутимее они могут влиять на результат обучения; чем в большей степени их придерживаться при организации и проведении педагогического процесса, тем эффективнее будет осуществляться педагогический процесс [4].

Цель исследования - разработка системы дидактических (специфических) принципов, регламентирующих деятельность руководителя занятий по физической подготовке в процессе обучения военнослужащих стрельбе из штатного оружия.

Задачи исследования:

1) оценить степень влияния методических положений на эффективность решения частных задач этапов обучения военнослужащих стрельбе из штатного оружия;

2) разработать систему дидактических (специфических) принципов, регламентирующих деятельность руководителя занятий по физической подготовке при решении частных задач этапов обучения военнослужащих стрельбе из штатного оружия.

Основная часть. В результате исследований дидактическая схема обучения технико-тактическим умениям [5; 6] получила дальнейшее развитие с учетом дифференциации двигательных задач, проведенных на основе отличий в физиологических механизмах «принятия решения» [1]. С использованием в качестве методологической основы теории функциональных систем П. К. Анохина [7] разработана теоретическая модель процесса обучения спортсменов технико-тактическим умениям и навыкам [1]: 1-й этап - обучение обусловленным двигательным действиям; 2-й этап - обучение преднамеренным двигательным действиям; 3-й этап -обучение преднамеренно-экспромтным двигательным действиям; 4-й этап - обучение экспромтным двигательным действиям.

Результаты исследований позволили конкретизировать этапы обучения (цели этапов, задачи, средства и методы их решения), в рамках которых должны решаться во взаимосвязи задачи как технической, так и тактической подготовки спортсменов [1]. На основе исследования закономерностей формирования двигательных умений и навыков [8], а также разработанной теоретической модели обучения и с учетом специфики вида деятельности представлены состав и структура процесса обучения военнослужащих технике стрельбы из штатного оружия [1]. С целью дальнейшего развития теории и методики обучения военнослужащих технике и тактике стрельбы из штатного оружия целесообразно определить методические положения, отражающие закономерности обучения и положительно и значимо влияющие на эффективность педагогического процесса.

В исследовании определялось влияние дидактических (специфических) положений (Ю. К. Гавердовский, 1991) на эффективность процесса обучения военнослужащих технико-тактическим умениям стрельбы из штатного оружия: целесообразности и пластичности, готовности и текущей валидности, управляемости и подконтрольности, воспитывающего обучения и позитивной мотивации, систематичности и регулярности, смысловой и перцептивной наглядности, планомерности и постепенности, методического динамизма и прогрес-сирования, функциональной избыточности и надежности, прочности и пластичности, доступности и стимулирующей трудности, необходимой адаптивности и самостоятельности, сознательности и активности при ведущей роли руководителя занятий, индивидуализированного обучения в коллективе, формально-эвристического единства, научно-рационального и интуитивно-эмпирического единства [4].

При определении степени влияния дидактических (специфических) положений на эффективность решения частных задач этапов обучения использовался метод экспертных оценок. В качестве экспертов были выбраны 40 ведущих специалистов, обладающих высоким уровнем профессиональной подготовки, эффективно осуществляющих преподавание решений двигательных задач на этапах обучения военнослужащих стрельбе из штатного оружия и способных к критическому анализу в соответствии с рекомендациями, предъявляемыми к этому процессу [9].

Экспертам предлагалось оценить по 10-балльной шкале, какое влияние оказывают методические положения, если ими руководствоваться, на эффективность обучения военнослужащих стрельбе из штатного оружия. Оценка проводилась с использованием специально выбранной шкалы: положения, не оказывающие влияния на эффективность решения частных задач, - 0 баллов; положения, оказывающие положительное, но не существенное влияние, -1-4 балла; положения, оказывающие положительное и существенное влияние, - 5-10 баллов.

Определение степени согласованности мнений экспертов осуществлялось посредством расчета коэффициента конкордации [9].

В соответствии с рекомендациями возведения в ранг принципов [4] методических положений, направление и значимость которых на эффективность решения частных задач этапов обучения военнослужащих стрельбе из штатного оружия были подтверждены, их совокупность составила систему дидактических (специфических) принципов, регламентирующих деятельность руководителя занятий по физической подготовке при решении частных задач этапов обучения военнослужащих стрельбе из штатного оружия.

Результаты исследований представлены в таблице.

Таблица. - Система дидактических (специфических) принципов, регламентирующих деятельность руководителя занятий по физической подготовке при решении частных задач этапов обучения военнослужащих стрельбе из штатного оружия

Частные задачи этапов обучения Дидактические (специфические) принципы, регламентирующие деятельность руководителя занятий по физической подготовке на этапах обучения стрельбе из штатного оружия

1 2

Этап обучения военнослужащих обусловленной позе изготовки для стрельбы из штатного оружия в постоянных благоприятных условиях внешней среды и внутреннего состояния организма

1) оценка готовности военнослужащих к овладению техникой изготовки до требуемых параметров готовности и текущей валидности; функциональной избыточности и надежности

2) обеспечение в случае необходимости соответствующих стороны их готовности целесообразности и практичности; готовности и текущей валидности; функциональной избыточности и надежности; управляемости и подконтрольности; воспитывающего обучения и позитивной мотивации; систематичности и регулярности; планомерности и постепенности; методического динамизма и прогрессирования; доступности и стимулирующей трудности; необходимой адаптивности и самостоятельности; сознательности и активности при ведущей роли педагога; индивидуализированного обучения в коллективе

3) создание у военнослужащих начального двигательного представления об эталонной позе изготовки для стрельбы из штатного оружия принцип воспитывающего обучения и позитивной мотивации; принцип смысловой и перцептивной наглядности; принцип целесообразности и практичности; принцип готовности и текущей валидности

4) формирование у военнослужащих умений «в грубой форме» принимать позу изготовки для стрельбы из штатного оружия в искусственно созданных благоприятных условиях планомерности и постепенности; доступности и стимулирующей трудности; научно-рационального и интуитивно-эмпирического единства; методического динамизма и прогрессирования; управляемости и подконтрольности; воспитывающего обучения и позитивной мотивации; систематичности и регулярности; сознательности и активности при ведущей роли педагога; индивидуализированного обучения в коллективе; формально-эвристического единства; смысловой и перцептивной наглядности

Этап обучения военнослужащих самостоятельно (преднамеренно) принимать эталонную позу изготовки для стрельбы из штатного оружия в постоянных благоприятных условиях внешней среды и внутреннего состояния организма

1) обучение военнослужащих самостоятельно (преднамеренно) принимать эталонную позу изготовки для стрельбы из штатного оружия в постоянных благоприятных условиях внешней среды и внутреннего состояния организма планомерности и постепенности; доступности и стимулирующей трудности; научно-рационального и интуитивно-эмпирического единства; методического динамизма и прогрессирования; управляемости и подконтрольности; воспитывающего обучения и позитивной мотивации; систематичности и регулярности; сознательности и активности при ведущей роли педагога; индивидуализированного обучения в коллективе; формально-эвристического единства; смысловой и перцептивной наглядности

2) в процессе многократного решения двигательной задачи (см. задачу 1) в искусственно созданных благоприятных условиях устранить ненужные движения, снять излишнее мышечное напряжение управляемости и подконтрольности; воспитывающего обучения и позитивной мотивации; систематичности и регулярности; смысловой и перцептивной наглядности; планомерности и постепенности; методического динамизма и прогрессирования; функциональной избыточности и надежности; прочности и пластичности; доступности и стимулирующей трудности; необходимой адаптивности и самостоятельности; сознательности и активности при ведущей роли педагога; индивидуализированного обучения в коллективе; научно-рационального и интуитивно-эмпирического единства

Продолжение таблицы

1 2

3) расширение диапазона вариативности действий военнослужащих при преднамеренном принятии изготовки в постоянных условиях внешней среды и внутреннего состояния организма целесообразности и практичности; готовности и текущей валидности; управляемости и подконтрольности; воспитывающего обучения и позитивной мотивации; систематичности и регулярности; планомерности и постепенности; методического динамизма и прогрессирования; функциональной избыточности и надежности; прочности и пластичности; доступности и стимулирующей трудности; необходимой адаптивности и самостоятельности; сознательности и активности при ведущей роли педагога; индивидуализированного обучения в коллективе; формально-эвристического единства; научно-рационального и интуитивно-эмпирического единства

Этап обучения военнослужащих обусловленной ориентации позы изготовки для стрельбы из штатного оружия в постоянных условиях внешней среды и внутреннего состояния организма

1) создание у военнослужащих начального двигательного представления об ориентации эталонной позы изготовки для стрельбы из штатного оружия (включая помощь руководителя занятий) принцип воспитывающего обучения и позитивной мотивации; принцип смысловой и перцептивной наглядности; принцип целесообразности и практичности; принцип готовности и текущей валидности

2) формирование у военнослужащих умений «в грубой форме» принимать позу изготовки для стрельбы из штатного оружия в искусственно созданных условиях и ориентировать ее в пространстве по отношению к мишеням планомерности и постепенности; доступности и стимулирующей трудности; научно-рационального и интуитивно-эмпирического единства; методического динамизма и прогрессирования; управляемости и подконтрольности; воспитывающего обучения и позитивной мотивации; систематичности и регулярности; сознательности и активности при ведущей роли педагога; индивидуализированного обучения в коллективе; формально-эвристического единства; смысловой и перцептивной наглядности

Этап обучения военнослужащих самостоятельно (преднамеренно) принимать эталонную позу изготовки для стрельбы из штатного оружия и правильно ее ориентировать в пространстве

1) обучение военнослужащих самостоятельно (преднамеренно) принимать эталонную позу изготовки для стрельбы из штатного оружия и правильно ориентировать ее в пространстве по отношению к мишени в постоянных условиях внешней среды и внутреннего состояния организма планомерности и постепенности; доступности и стимулирующей трудности; научно-рационального и интуитивно-эмпирического единства; методического динамизма и прогрессирования; управляемости и подконтрольности; воспитывающего обучения и позитивной мотивации; систематичности и регулярности; сознательности и активности при ведущей роли педагога; индивидуализированного обучения в коллективе; формально-эвристического единства; смысловой и перцептивной наглядности

2) в процессе многократного решения двигательной задачи (см. задачу 1) в искусственно созданных благоприятных условиях устранить ненужные движения, снять излишнее мышечное напряжение управляемости и подконтрольности; воспитывающего обучения и позитивной мотивации; систематичности и регулярности; смысловой и перцептивной наглядности; планомерности и постепенности; методического динамизма и прогрессирования; функциональной избыточности и надежности; прочности и пластичности; доступности и стимулирующей трудности; необходимой адаптивности и самостоятельности; сознательности и активности при ведущей роли педагога; индивидуализированного обучения в коллективе; научно-рационального и интуитивно-эмпирического единства

3) расширение диапазона вариативности действий военнослужащих при преднамеренном принятии изготовки и ориентации ее в пространстве по отношению к мишени в постоянных условиях внешней среды и внутреннего состояния организма целесообразности и практичности; готовности и текущей валидности; управляемости и подконтрольности; воспитывающего обучения и позитивной мотивации; систематичности и регулярности; планомерности и постепенности; методического динамизма и прогрессирования; функциональной избыточности и надежности; прочности и пластичности; доступности и стимулирующей трудности; необходимой адаптивности и самостоятельности; сознательности и активности при ведущей роли педагога; индивидуализированного обучения в коллективе; формально-эвристического единства; научно-рационального и интуитивно-эмпирического единства

Этап обучения военнослужащих прицеливанию и осуществлению спуска курка в постоянных условиях внешней среды и внутреннего состояния организма

1) создание у военнослужащих начального двигательного представления о технике выполнения прицеливания и спуске курка в искусственно созданных условиях воспитывающего обучения и позитивной мотивации; смысловой и перцептивной наглядности; целесообразности и практичности; принцип готовности и текущей валидности

Продолжение таблицы

1 2

2) обучение военнослужащих прицеливанию и спуску курка в постоянных условиях внешней среды и внутреннего состояния организма планомерности и постепенности; доступности и стимулирующей трудности; научно-рационального и интуитивно-эмпирического единства; методического динамизма и прогрессирования; управляемости и подконтрольности; воспитывающего обучения и позитивной мотивации; систематичности и регулярности; сознательности и активности при ведущей роли педагога; индивидуализированного обучения в коллективе; формально-эвристического единства; смысловой и перцептивной наглядности

3) в процессе многократного решения двигательной задачи (см. задачу 1) в искусственно созданных благоприятных условиях устранить ненужные движения, снять излишнее мышечное напряжение управляемости и подконтрольности; воспитывающего обучения и позитивной мотивации; систематичности и регулярности; смысловой и перцептивной наглядности; планомерности и постепенности; методического динамизма и прогрессирования; функциональной избыточности и надежности; прочности и пластичности; доступности и стимулирующей трудности; необходимой адаптивности и самостоятельности; сознательности и активности при ведущей роли педагога; индивидуализированного обучения в коллективе; научно-рационального и интуитивно-эмпирического единства

4) расширение диапазона вариативности действий военнослужащих при прицеливании и спуске курка в постоянных условиях внешней среды и внутреннего состояния организма целесообразности и практичности; готовности и текущей валидности; управляемости и подконтрольности; воспитывающего обучения и позитивной мотивации; систематичности и регулярности; планомерности и постепенности; методического динамизма и прогрессирования; функциональной избыточности и надежности; прочности и пластичности; доступности и стимулирующей трудности; необходимой адаптивности и самостоятельности; сознательности и активности при ведущей роли педагога; индивидуализированного обучения в коллективе; формально-эвристического единства; научно-рационального и интуитивно-эмпирического единства

Этап обучения военнослужащих принимать эффективную позу изготовки и правильно ориентировать ее в пространстве в условиях преднамеренно-экспромтных действий

1) ознакомление военнослужащих с основными возможными двигательными ситуациями, в которых им предстоит выполнять стрельбу из штатного оружия целесообразности и пластичности; воспитывающего обучения и позитивной мотивации; смысловой и перцептивной наглядности; планомерности и постепенности; методического динамизма и прогрессирования; доступности и стимулирующей трудности; необходимой адаптивности и самостоятельности; сознательности и активности при ведущей роли руководителя занятий

2) обучение военнослужащих принимать эффективную позу изготовки и правильно ориентировать ее в пространстве при различных двигательных ситуациях и при различном внутреннем состоянии организма целесообразности и практичности; готовности и текущей валидности; управляемости и подконтрольности; воспитывающего обучения и позитивной мотивации; систематичности и регулярности; планомерности и постепенности; методического динамизма и прогрессирования; функциональной избыточности и надежности; прочности и пластичности; доступности и стимулирующей трудности; необходимой адаптивности и самостоятельности; сознательности и активности при ведущей роли педагога; индивидуализированного обучения в коллективе; формально-эвристического единства; научно-рационального и интуитивно-эмпирического единства

3) обучение военнослужащих быстрой оценке складывающихся двигательных ситуаций и быстрому принятию эффективной позы изготовки, а также правильной ее ориентации в пространстве целесообразности и пластичности; готовности и текущей валидности; управляемости и подконтрольности; воспитывающего обучения и позитивной мотивации; систематичности и регулярности; смысловой и перцептивной наглядности; планомерности и постепенности; методического динамизма и прогрессирования; доступности и стимулирующей трудности; необходимой адаптивности и самостоятельности; сознательности и активности при ведущей роли руководителя занятий

Этап обучения военнослужащих прицеливанию и осуществлению спуска курка при преднамеренно-экспромтной ориентации позы в различных условиях внешней среды и внутреннего состояния организма

1) обучение военнослужащих прицеливанию и осуществлению спуска курка при выполнении стрельбы в разных двигательных ситуациях, изученных на предыдущем этапе обучения целесообразности и пластичности; готовности и текущей валидности; управляемости и подконтрольности; воспитывающего обучения и позитивной мотивации; систематичности и регулярности; смысловой и перцептивной наглядности; планомерности и постепенности; методического динамизма и прогрессирования; функциональной избыточности и надежности; прочности и пластичности; доступности и стимулирующей трудности; необходимой адаптивности и самостоятельности; сознательности и активности при ведущей роли руководителя занятий

2) обучение военнослужащих быстро оценивать складывающуюся двигательную ситуацию, быстро прицеливаться и осуществлять спуск курка при различном внутреннем состоянии организма целесообразности и пластичности; готовности и текущей валидности; управляемости и подконтрольности; воспитывающего обучения и позитивной мотивации; систематичности и регулярности; смысловой и перцептивной наглядности; планомерности и постепенности; методического динамизма и прогрессирования; функциональной избыточности и надежности; прочности и пластичности; доступности и стимулирующей трудности; необходимой адаптивности и самостоятельности; сознательности и активности при ведущей роли руководителя занятий; научно-рационального и интуитивно-эмпирического единства

Окончание таблицы

1 2

Этап обучения военнослужащих принимать эффективную позу изготовки и правильно ориентировать ее в пространстве в незнакомых условиях внешней среды и в различных условиях внутреннего состояния организма

1) увеличение количества разнообразных двигательных ситуаций; обучение военнослужащих в таких ситуациях принимать эффективную позу изготовки и ориентировать ее в пространстве целесообразности и пластичности; готовности и текущей валидности; управляемости и подконтрольности; воспитывающего обучения и позитивной мотивации; систематичности и регулярности; смысловой и перцептивной наглядности; планомерности и постепенности; методического динамизма и прогрессирования; функциональной избыточности и надежности; прочности и пластичности; доступности и стимулирующей трудности; необходимой адаптивности и самостоятельности; сознательности и активности при ведущей роли руководителя занятий; формально-эвристического единства; научно-рационального и интуитивно-эмпирического единства

2) увеличение количества и разнообразия незнакомых двигательных ситуаций, в которых военнослужащим необходимо за минимальное время принимать эффективную позу изготовки и ориентировать ее в пространстве при различном внутреннем состоянии организма целесообразности и пластичности; готовности и текущей валидности; управляемости и подконтрольности; воспитывающего обучения и позитивной мотивации; систематичности и регулярности; смысловой и перцептивной наглядности; планомерности и постепенности; методического динамизма и прогрессирования; функциональной избыточности и надежности; прочности и пластичности; доступности и стимулирующей трудности; необходимой адаптивности и самостоятельности; сознательности и активности при ведущей роли руководителя занятий; формально-эвристического единства; научно-рационального и интуитивно-эмпирического единства

Этап обучения военнослужащих прицеливанию и осуществлению спуска курка при экспромтной позе изготовки и ее ориентации в различных условиях внешней среды и внутреннего состояния организма

Обучение военнослужащих прицеливаться и осуществлять спуск курка при экспромтной позе изготовки и ее ориентации в различных условиях внешней среды и внутреннего состояния организма планомерности и постепенности; доступности и стимулирующей трудности; научно-рационального и интуитивно-эмпирического единства; методического динамизма и прогрессирования; управляемости и подконтрольности; воспитывающего обучения и позитивной мотивации; систематичности и регулярности; сознательности и активности при ведущей роли педагога; индивидуализированного обучения в коллективе; формально-эвристического единства; смысловой и перцептивной наглядности

Заключение.

1. Совершенствование подготовки военнослужащих в стрельбе из штатного оружия осуществляется на основе трансформации теоретической модели обучения технико-тактическим умениям и навыкам с учетом вида двигательной деятельности (вида стрельбы из штатного оружия), взаимосвязи между механизмами управления движениями и внутренним составом физических упражнений, а также при соблюдении руководителем занятий по физической подготовке дидактических (специфических) принципов, регламентирующих его деятельность в процессе обучения военнослужащих стрельбе из штатного оружия.

2. При решении конкретных задач обучения военнослужащих стрельбе из штатного оружия специалисты руководствуются ограниченной совокупностью дидактических положений. Соответствующие положения оказывают положительное и значимое влияние на эффективность решения частных задач этапов обучения. Совокупность методических положений, регламентирующих деятельность руководителей занятий по физической подготовке при решении частных задач этапов обучения, может быть классифицирована как система дидактических (специфических) принципов обучения военнослужащих стрельбе из штатного оружия.

ЛИТЕРАТУРА

1. Лушневский А. К., Руденик В. В., Некрасов А. В. Обучение военнослужащих стрельбе из штатного оружия. - Гродно: ЮрСаПринт, 2020. - 118 с.

2. Корх А. Я., Полякова Т. Д., Кутателадзе И. О. Спортивная стрельба: учеб. для ин-тов физ. культуры / под общ. ред. А. Я. Корха. - М.: Физкультура и спорт, 1987. - 255 с.

3. Подласый И. П. Педагогика. Новый курс: учеб. для студентов пед. вузов. В 2 кн. - М.: ВЛАДОС, 1999. - Кн. 1: Общие основы. Процесс обучения. - 579 с., ил.

4. Гавердовский Ю. К. Опыт трактовки ортодоксальной дидактики в современном контексте обучения спортивным упражнениям // Теория и практика физической культуры. - 1991. - № 8. - С. 12-20.

5. Бойченко С. Д., Руденик В. В., Костюкович В. Е. Особенности обучения двигательным действиям в средних учебных заведениях милиции // Теория и практика физической культуры. - 2006. - № 3. - С. 52-55.

6. Келлер В. С. Деятельность спортсменов в вариативных конфликтных ситуациях. - Киев: Здоров'я, 1977. - 184 с.

7. Анохин П. К. Очерки по физиологии функциональных систем. - М.: Медицина, 1975. - 448 с., ил.

8. Руденик В. В. Теоретико-методические основы обучения двигательным действиям. - Гродно: ГрГУ, 2007. - 275 с.

9. Масальгин Н. А. Математико-статистические методы в спорте. - М.: Физкультура и спорт, 1974. - 151 с.

Поступила 25.10.2024

METHODOLOGICAL SUPPORT FOR TRAINING MILITARY PERSONNEL IN SHOOTING FROM STATE WEAPONS

A. LUSHNEVSKIJ, V. RUDZENIK (Yanka Kupala State University of Grodno) N. ANTSIPIN (Euphrosyne Polotskaya State University of Polotsk)

Based on the theoretical model of the process of training athletes in technical and tactical skills and abilities, using the results of the study of the patterns of interrelation of elements in the system of movements, and taking into account the specifics of the type of activity, the composition and structure of the process of training military personnel in the technique of shooting from standard weapons have been developed. In order to further develop the theory and methods of training military personnel in the technique and tactics of shooting from standard weapons, using the method of expert assessments, the focus and significance of methodological provisions reflecting the patterns of teaching the technique and tactics of motor actions at the stages of training military personnel in shooting from standard weapons have been determined. A system of didactic (specific) principles has been developed regulating the activities of the head of physical training classes in solving specific problems of the stages of training military personnel in the technique and tactics of shooting from standard weapons.

Keywords: military personnel, military applied physical training, shooting from standard weapons, principles of training.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.