Научная статья на тему 'МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ КАК УСЛОВИЕ РЕАЛИЗАЦИИ СТРАТЕГИЙ РЕФЛЕКСИВНОГО ПОДХОДА'

МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ КАК УСЛОВИЕ РЕАЛИЗАЦИИ СТРАТЕГИЙ РЕФЛЕКСИВНОГО ПОДХОДА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
8
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
методическое обеспечение / рефлексивный поход / рефлексивное обучение / стратегии обучения / педагогические стратегии / реализация стратегий / подготовка курсантов / подготовка будущих офицеров / methodological support / reflexive approach / reflexive training / learning strategies / pedagogical strategies / implementation of strategies / training of cadets / training of future officers

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Федосеева Ирина Александровна, Прасолов Виктор Николаевич

Выпускникам военных вузов войск национальной гвардии, в своей профессиональной деятельности, приходится выполнять сложные задачи в различных условиях обстановки. Успешность выполнения поставленных задач зависит от подготовленности подразделения, таким образом, обучение подчиненных является важным направлением в деятельности командира. В этой связи формирование педагогической компетенции представляется весьма актуальной задачей профессиональной подготовки будущих офицеров, требующей от педагога поиска и реализации инновационных способов и подходов в обучении. В статье представлены педагогические стратегии рефлексивного подхода в подготовке будущих офицеров к проведению учебных занятий. Их реализация интерпретируется как инновационный способ обучения. Необходимым условием реализации педагогических стратегий выступает методическое обеспечение. Авторами раскрывается понятие методического обеспечения, его содержание и дидактический аспект реализации педагогических стратегий. Методическое обеспечение призвано систематизировать реализацию педагогических стратегий, корректировать и диагностировать эффективность их применения. Стратегии рефлексивного подхода выступают инновационным и альтернативным традиционному обучению средством. Их реализация обогащает учебный процесс элементами творчества и свободного выбора способствующие активному познавательному интересу обучающихся.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Федосеева Ирина Александровна, Прасолов Виктор Николаевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Graduates of military universities of the National Guard troops, in their professional activities, have to perform complex tasks in various conditions of the situation. The success of the tasks depends on the readiness of the unit, thus, the training of subordinates is an important direction in the commander's activities. In this regard, the formation of pedagogical competence seems to be a very urgent task of professional training of future officers, requiring the teacher to search for and implement innovative ways and approaches in training. The article presents pedagogical strategies of a reflexive approach in the preparation of future officers for conducting training sessions. Their implementation is interpreted as an innovative way of learning. Methodological support is a necessary condition for the implementation of pedagogical strategies. The authors reveal the concept of methodological support, its content and the didactic aspect of the implementation of pedagogical strategies. Methodological support is designed to systematize the implementation of pedagogical strategies, correct and diagnose the effectiveness of their application. Strategies of the reflexive approach act as an innovative and alternative means to traditional learning. Their implementation enriches the educational process with elements of creativity and free choice that contribute to the active cognitive interest of students.

Текст научной работы на тему «МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ КАК УСЛОВИЕ РЕАЛИЗАЦИИ СТРАТЕГИЙ РЕФЛЕКСИВНОГО ПОДХОДА»

В процессе развития МК у школьников большой вклад вносит решение текстовых задач. Конструирование текстовых задач, их решение, будет способствовать подготовке молодых людей к самостоятельной и эффективной жизнедеятельности, основанной на тесной связи теории и практики, а также способствует более четкому осмыслению того, что, с помощью чисел отражается соотношение реально существующих вещей [2].

Следует отметить, использование в курсе математики задач, которые составили педагог, ученики, имеют большое воспитательное значение. Сюжетные задачи, составленные самими учениками ярко отражают разнообразные жизненные ситуации, характеризующиеся количеством и мерой.

Конструирование задач и дальнейшая работа над ними будет способствовать подготовке детей к созидательной и креативной деятельности, которая основана на понимании связи теории и практики, будет способствовать четкому пониманию того, что, с помощью чисел отражается соотношение реально существующих вещей. Продуманная, правильно организованная работа по конструированию младшими школьниками оригинальных, сюжетных задач способствует формированию умения решать задачи.

Вопросы по развитию познавательного интереса играют ключевую роль в формировании МК ученика младшего школьного возраста. «Познавательный интерес - это личностная характеристика учащихся, черта их характера, проявляющаяся в виде пытливости, любознательности и активности, а интерес проявляется в избирательном отношении учащихся к тому или иному предмету», - говорится в профессиональной литературе. Познавательные интересы и формирование МК взаимосвязаны. С одной стороны, познавательный интерес является источником, который служит основой для достижения цели обучения, т.е. МК, а с другой стороны, познавательный интерес является результатом совершенствования МК и способствует процессу приобретения математических знаний» [1].

Эффективно организовывать мероприятия с целью формирования познавательного интереса у детей младшего школьного возраста следует, используя прогностические методы, выявить те факторы, которые влияют на этот процесс. Располагая подобным материалом, возникает возможность и необходимость планировать действенную деятельность по повышению познавательного интереса у обучающихся начальных классов.

Взаимопроникновение обучения и воспитания в процессе преподавания предполагает этическое, эстетическое воспитание, развитие кругозора и мировоззрения. В данном аспекте уроки математики, на которых ученики начальных классов получают информацию лишь математического характера, нельзя считать полноценным. Ибо абстрактные математические схемы практически на каждом занятии должны дополняться и иллюстрироваться весьма различным конкретным содержанием. Это позволит учителю зафиксировать внимание учащихся на фактах и цифрах, поддерживающих и укрепляющих их любовь к Родине, усилить их творческую активность.

Выводы. Формирование основ МК личности возможно посредством использования составленных задач. Критерием эффективности использования составленных задач явился уровень учебно-познавательного интереса учащихся. Поскольку повышение уровня учебно-познавательного интереса учащихся положительно влияет на их успеваемость, то дополнительным критерием эффективности предлагаемой методики был взят уровень успеваемости учащихся по математике. Посредством самостоятельно составленных задач легче заложить у учащихся начальных классов основы интереса к исследовательской деятельности и самостоятельной работе.

Текстовые задачи необходимо составлять таким образом, чтобы они служили изучению материала, более полноценному усвоению основ математики, и расширению кругозора учащихся, их знаний о природе родного края, о состоянии культуры, спорта, образования и т.д.. Составленные задачи могут нести большую информационную нагрузку, по содержанию будут близки школьнику, легко им воспринимаемы и как следствие будет формировать основы его МК.

Литература:

1. Далингер,В.А.Пути дальнейшего развития школьного математического образования / В.А Далингер //Проблемы теории и практики обучения математике: сб. науч. работ, представл. на Междунар. науч. конф. «67 Герценовские чтения». -СПб.: изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2014. - С. 196-200

2. Дорофеев, Г.В. Постановка текстовых задач как один из способов повышения интереса учащихся к математике / Г.В Дорофеев // Математика в школе. - 2008. - № 5. - С. 25-28

3. Маркушевич, А.И. Об очередных задачах преподавания математики в школе / А.И. Маркушевич // На путях обновления школьного курса математики. - М.: Просвещение, 1978. - С. 29-48

4. Уртенова, А.У. Математическая культура: структура и содержание / А.У. Уртенова, Н.С. Уртенов // Сибирский педагогический журнал. - 2014. - №4. - С. 51-54

Педагогика

УДК 378.147

доктор педагогических наук, профессор Федосеева Ирина Александровна

Санкт-Петербургский военный ордена Жукова институт войск национальной гвардии Российской Федерации (г. Санкт-Петербург); старший преподаватель кафедры управления повседневной деятельностью Прасолов Виктор Николаевич

Санкт-Петербургский военный ордена Жукова институт войск национальной гвардии Российской Федерации (г. Санкт-Петербург)

МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ КАК УСЛОВИЕ РЕАЛИЗАЦИИ СТРАТЕГИЙ РЕФЛЕКСИВНОГО

ПОДХОДА

Аннотация. Выпускникам военных вузов войск национальной гвардии, в своей профессиональной деятельности, приходится выполнять сложные задачи в различных условиях обстановки. Успешность выполнения поставленных задач зависит от подготовленности подразделения, таким образом, обучение подчиненных является важным направлением в деятельности командира. В этой связи формирование педагогической компетенции представляется весьма актуальной задачей профессиональной подготовки будущих офицеров, требующей от педагога поиска и реализации инновационных способов и подходов в обучении. В статье представлены педагогические стратегии рефлексивного подхода в подготовке будущих офицеров к проведению учебных занятий. Их реализация интерпретируется как инновационный способ обучения. Необходимым условием реализации педагогических стратегий выступает методическое обеспечение. Авторами раскрывается понятие методического обеспечения, его содержание и дидактический аспект реализации педагогических стратегий. Методическое обеспечение призвано систематизировать реализацию педагогических стратегий, корректировать и диагностировать эффективность их применения. Стратегии рефлексивного подхода выступают инновационным и

альтернативным традиционному обучению средством. Их реализация обогащает учебный процесс элементами творчества и свободного выбора способствующие активному познавательному интересу обучающихся.

Ключевые слова: методическое обеспечение, рефлексивный поход, рефлексивное обучение, стратегии обучения, педагогические стратегии, реализация стратегий, подготовка курсантов, подготовка будущих офицеров.

Annotation. Graduates of military universities of the National Guard troops, in their professional activities, have to perform complex tasks in various conditions of the situation. The success of the tasks depends on the readiness of the unit, thus, the training of subordinates is an important direction in the commander's activities. In this regard, the formation of pedagogical competence seems to be a very urgent task of professional training of future officers, requiring the teacher to search for and implement innovative ways and approaches in training. The article presents pedagogical strategies of a reflexive approach in the preparation of future officers for conducting training sessions. Their implementation is interpreted as an innovative way of learning. Methodological support is a necessary condition for the implementation of pedagogical strategies. The authors reveal the concept of methodological support, its content and the didactic aspect of the implementation of pedagogical strategies. Methodological support is designed to systematize the implementation of pedagogical strategies, correct and diagnose the effectiveness of their application. Strategies of the reflexive approach act as an innovative and alternative means to traditional learning. Their implementation enriches the educational process with elements of creativity and free choice that contribute to the active cognitive interest of students.

Key words: methodological support, reflexive approach, reflexive training, learning strategies, pedagogical strategies, implementation of strategies, training of cadets, training of future officers.

Введение. Одним из фундаментальных аспектов развития и укрепления обороноспособности страны является качественная подготовка офицерского состава, способного профессионально выполнять свои функциональные обязанности. Выпускникам военных вузов войск национальной гвардии, в своей профессиональной деятельности, приходится выполнять сложные задачи в различных условиях обстановки к которым они должны быть всесторонне подготовлены. В связи с этим федеральным государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования [71 и квалификационными требованиями к военно-профессиональной подготовке выпускников военных образовательных организаций высшего образования войск национальной гвардии Российской Федерации [2] к выпускникам военных образовательных организаций высшего образования Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации предъявляются высокие требования, выраженные в сформированности профессиональных компетенций, одной из которых является педагогическая. Сформированность данной компетенции имеет большое значение для выпускника, поскольку повседневной обязанностью командира в тактическом звене управления является обучение и воспитание подчиненных, подготовку их к выполнению служебно-боевых задач, за которую он несет личную ответственность. Залогом успешного выполнения подразделением поставленных задач будет его качественная подготовка, поэтому обучение подчиненных является важным направлением в деятельности командира. В настоящее время эта деятельность командира приобретает особое значение в связи с выполнением задач войсками национальной гвардии в специальной военной операции на Украине. Такие способности в обучении подчиненных и подготовке подразделений будущий офицер приобретает в военном вузе.

Формирование у будущих офицеров педагогической компетенции является сложной педагогической задачей, требующей от педагога поиска и реализации инновационных способов и подходов в обучении.

Изложение основного материала статьи. Проведенный нами анализ выявил основные причины недостаточного уровня профессиональной подготовки выпускников военных вузов войск национальной гвардии к проведению учебных занятий, указывающие на низкую результативность традиционных способов обучения и определил необходимость разработки инновационных педагогических средств подготовки будущих офицеров.

В целях разрешения выявленных противоречий нами разработаны и предложены к реализации педагогические стратегии рефлексивного подхода в подготовке будущих офицеров войск национальной гвардии к проведению учебных занятий:

1. Стратегия освоения предметной среды учебных занятий ориентированная на активность курсантов в профессиональной подготовке.

2. Стратегия выстраивания коммуникативных связей субъектов учебного процесса в профессиональной подготовке.

«Педагогические стратегии имеют целью достижение прогнозируемых результатов обучения посредством применения

современных педагогических технологий, передовых методик и образовательной среды. Определяя стратегии профессиональной подготовки будущих офицеров, мы исходим, прежде всего, из того, что процесс обучения должен быть направлен на стимулирование учебно-познавательной деятельности курсантов, развитие у них критического стиля мышления, формирование профессиональных качеств и стремления к самообразованию. Реализация такого обучения возможна при использовании рефлексивного подхода в стратегиях обучения» [4].

Предлагаемые нами к реализации педагогические стратегии рефлексивного подхода являются инновационным и альтернативным традиционному обучению средством совершенствования профессиональной подготовки будущих офицеров в проведении учебных занятий.

В целях качественной реализации предлагаемых стратегий нами разработано методическое обеспечение: «Методические рекомендации по совершенствованию профессиональной подготовки будущих офицеров войск национальной гвардии в проведении учебных занятий» [3].

«Под учебно-методическим обеспечением понимается создание и применение соответствующих учебно-методических документов, пособий, рекомендаций, методических материалов, дидактических средств, а также эффективных методик, способов и приемов обучения, позволяющих активизировать познавательную деятельность студентов и гарантированно достигать поставленные учебные цели» [6, С. 63].

Методическое обеспечение призвано систематизировать реализацию педагогических стратегий, корректировать и диагностировать эффективность их применения. В нем раскрываются основные понятия, требования к организации учебного процесса и обеспечению образовательной среды, условия реализации педагогических средств обучения, диагностический аппарат. Дидактическая эффективность реализации педагогических стратегий достигается комплексным использованием всех рекомендаций предлагаемых методическим обеспечением.

Не преследуя цели полного раскрытия методического обеспечения, рассмотрим дидактический аспект реализации педагогических стратегий.

Реализация стратегии освоения предметной среды учебных занятий ориентированная на активность курсантов в профессиональной подготовке заключается в последовательном проведении комплекса мини-занятий в рамках лимита учебного времени выделяемого рабочими программами военно-профессиональных дисциплин на групповые занятия. Для проведения такого мини-занятия преподавателю следует выделять до 20 минут учебного времени от основного занятия проводимого согласно расписанию учебных занятий. Проведение мини-занятий целесообразно начинать со второго курса

обучения и практиковать до завершения изучения дисциплины.

Данную стратегию рекомендуется применять творчески с учетом уровня подготовленности обучающихся.

Такому мини-занятию предшествует обязательная подготовка обучающегося - руководителя занятия. Одним из элементов учебного занятия, которую проводит курсант, может быть, например его вводная часть. В канун предстоящего учебного занятия обучающийся - руководитель мини-занятия получает у преподавателя задание с исходными данными и индивидуальную консультацию по методике проведения назначенного ему элемента (вводной части) занятия. Обучающийся готовится к проведению назначенного ему элемента занятия, за счет времени отведенного на самостоятельную подготовку. В период подготовки обучающийся составляет план-конспект, готовит выставку литературы, а при использовании преподавателем на занятии мультимедийного оборудования, готовит презентацию к своему мини-занятию и другие вопросы. Подготовившись, руководитель мини-занятия, представляет разработанный им план-конспект на утверждение преподавателю.

Начиная учебное занятие, преподавателю следует сделать краткое вступление с обозначением проведения мини-занятия, представить его руководителя и выделить время до 10 минут для его проведения. Руководитель мини-занятия проводит назначенную ему часть занятия согласно методике и разработанному им плану-конспекту. В ходе проведения мини-занятия, преподаватель не вмешивается в его процесс, предоставляя обучающемуся самостоятельность в действиях. По завершении, преподаватель представляет возможность учебной группе дать краткую характеристику (в устной форме) проведенному мини-занятию назначив для этого двух-трех оппонентов. Оппоненты высказывают свое мнение о проведении мини-занятия на основе имеющихся у них знаний по методике проведения учебного занятия. Выслушав мнения оппонентов преподаватель подводит общий итог, дает необходимые методические рекомендации и продолжает учебное занятие.

Такое мини-занятие также может быть элементом лекции (вступлением в лекцию или выступлением обучающегося по вопросам лекции); элементом группового, практического или семинарского занятия, когда обучающимися предлагается провести его фрагмент.

Реализация стратегии выстраивания коммуникативных связей субъектов учебного процесса в профессиональной подготовке заключается в последовательном проведении комплекса педагогических конкурсов по военно-профессиональным дисциплинам связанных с тематикой организации и проведения занятий по боевой подготовке. Проводить такие конкурсы целесообразно в рамках факультативных занятий начиная со второго курса обучения и практиковать до завершения изучения учебной дисциплины с периодичностью 1-2 конкурса в семестр, 2-4 конкурса в учебном году. Тематику и выполняемые задания на конкурсах следует усложнять с каждым последующим курсом и уровнем подготовки.

Данную стратегию рекомендуется применять творчески с учетом уровня подготовленности обучающихся.

Конкурсы организовываются профессорско-преподавательским составом на базе изучаемой дисциплины. Организаторам необходимо позаботится о составлении программы проведения педагогического конкурса. Программу следует составлять в свободной форме, где в обязательном порядке предусмотреть: тему конкурса, цели его проведения, период, этапы и условия проведения, критерии оценивания участников.

Педагогический конкурс рекомендуется проводить в 4 этапа: ознакомительный, подготовительный, основной, заключительный.

Ознакомительный этап, проводится с целью доведения до участников программы проведения конкурса. В целях уточнения интереса к проводимому мероприятию и обратной связи по актуальным вопросам обучения с участниками конкурса целесообразно провести анкетирование.

Подготовительный этап, предназначен для подготовки обучающихся к основному этапу конкурса. Участники конкурса в течении отведенного программой времени готовятся согласно заданию. На основе исходных данных оформляют установленным порядком план-конспект проведения занятия и презентацию к нему. Сопровождение конкурсантов на этапе подготовки может осуществляться в форме консультирования и выдаче рекомендаций по вопросам использования образовательной среды в предметной области.

По готовности к проведению конкурса обучающиеся представляют преподавателям план-конспект и презентацию (если она предусматривается программой конкурса) для оценки и утверждения. Оценка работ осуществляется по критериям, зафиксированным в программе проведения конкурса.

Основной этап, предполагает демонстрацию навыков участников конкурса в проведении учебного занятия по разработанному ими плану-конспекту с применением мультимедийного оборудования (если предусматривается программой конкурса). Конкурсанты проводят учебное занятие (или его элемент) с незнакомой учебной группой (приглашается с младшего курса). Остальные участники конкурса также присутствуют в аудитории. Время, отводимое на проведение учебного занятия (или его элемента) каждым курсантом, строго регламентируется (определяется программой конкурса). Учет результатов осуществляется согласно критериям, определенным программой проведения конкурса.

На заключительном этапе подводятся итоги конкурса, определяются места всех его участников. Победителей конкурса следует наградить публично.

Тематику проводимых по военно-профессиональной дисциплине педагогических конкурсов и выполняемые на них задания следует связывать с организацией и проведением занятий по боевой подготовке и усложнять с каждым последующим курсом и уровнем подготовки.

Творческий подход в реализации данных стратегий с учетом уровня подготовленности обучающихся и прогрессирующим наращиванием сложности заданий будет, по нашему мнению, способствовать: развитию мотивации, дивергентного и креативного мышления; стимулированию познавательного интереса, самостоятельного поиска и изучения информации, саморазвития; повышению уровня теоретической и практической подготовки; углубленному пониманию учебного материала; умению выстраивать связи; преодолению застенчивости и нерешительности; реализации индивидуального подхода; развитию рефлексивной культуры обучающихся.

Методическим обеспечением предусматривается диагностический аппарат, представленный апробированными методиками и призванный оценить результативность применения педагогических стратегий. Перед применением педагогических стратегий следует определить уровень сформированности развиваемых показателей (мотивацию, коммуникацию, усвоение знаний и формирование умений) в каждой учебной группе с использованием представленных методик: методика оценки мотивации к успеху Т. Элерса [11, методика оценки уровня общительности В.Ф. Ряховского [5], методика определения уровня усвоения знаний, формирования умений. Последняя может проверяться в форме, избранной преподавателем или предусмотренной рабочей программой дисциплины.

Результативность применения стратегий рефлексивного подхода в подготовке будущих офицеров к проведению занятий в каждой учебной группе определяется по завершении их реализации рекомендуемыми методиками.

Выводы. Внедрение в учебный процесс педагогических стратегий делает его увлекательным, обогащает элементами творчества и свободного выбора способствующие активному познавательному интересу обучающихся. Стратегии

побуждают осваивать новые знания, расширять свой кругозор, способствуют овладению важными умениями, в том числе коммуникативными, развивают рефлексивную культуру и способности к критическому мышлению обучающихся.

Таким образом, педагогические стратегии рефлексивного подхода являются альтернативным традиционному обучению средством призванным способствовать повышению уровня профессиональной подготовке будущих офицеров войск национальной гвардии. Представленные педагогические стратегии следует применять творчески с учетом специфики обучения в военном вузе.

Литература:

1. Сунцова, Я.С. Диагностика профессионального становления личности: учебно-методическое пособие. Часть 3 / Я.С. Сунцова, О.В. Кожевникова. - Ижевск: Изд-во «Удмуртский университет», 2012. - 144 с.

2. Квалификационные требования к военно-профессиональной подготовке выпускников военных образовательных организаций высшего образования войск национальной гвардии Российской Федерации по военно-учетной специальности 370300 «Служебно-боевое применение соединений, воинских частей и подразделений войск национальной гвардии»: [утверждены Директором Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации - главнокомандующим войсками национальной гвардии Российской Федерации 18 марта 2017 г.]. - 13 с.

3. Прасолов, В.Н. Методические рекомендации по совершенствованию профессиональной подготовки будущих офицеров войск национальной гвардии в проведении учебных занятий: учеб.-метод. пособие / В.Н. Прасолов. - СПб.: СПВИ войск национальной гвардии, 2023. - 48 с.

4. Прасолов, В.Н. Стратегии рефлексивного подхода как необходимое условие подготовки будущих офицеров / В.Н. Прасолов // Современные проблемы науки и образования. - 2022. - №1.- С. 1.

5. Гребень, Н.Ф. Психологические тесты для профессионалов / Н.Ф. Гребень. - Минск: Соврем, шк., 2007. - 496 с.

6. Соловова, Н.В. Управление методической работой вуза в условиях реализации инновационных методических задач.: Дис. ... д-ра пед. наук: 13.00.08/Соловова Наталья Валентиновна.-Самара,2011. - 571 с.

7. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по специальности 40.05.01 Правовое обеспечение национальной безопасности (уровень специалитета): [утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 19 декабря 2016 г. № 1614]. -24 с.

Педагогика

УДК 378

кандидат педагогических наук Худяков Евгений Евгеньевич

Автономная некоммерческая организация высшего образования

«Московский информационно-технологический университет -

Московский архитектурно-строительный институт» (МИТУ-МАСИ) (г. Москва)

ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБУЧЕНИИ И ВОСПИТАНИИ СОВРЕМЕННОГО СТУДЕНТА

Аннотация. В условиях развития информационного общества всесторонне развитая личность превращается в решающий фактор экономического развития страны и, в целом, общественного прогресса. В статье представлен анализ информатизации в образования в виде внедрения, адаптации и распространения многочисленных информационных технологий в профессиональном образовании. Представлен образовательный и воспитательный потенциал информационных технологий. Применение информационных технологий способствует развитию вариативности, индивидуализации процесса обучения, мотивирует процессы восприятия информации и получения новых знаний обучающегося, развивает его интеллектуальные и творческие способности.

Ключевые слова: информационные, цифровые, мобильные технологии, образование, обучение и воспитание, преподаватель, образовательная цифровая среда.

Annotation. In the context of the development of the information society, a comprehensively developed personality turns into a decisive factor in the economic development of the country and, in general, social progress. The article presents an analysis of informatization in education in the form of the introduction, adaptation and dissemination of numerous information technologies in vocational education. The educational and educational potential of information technologies is presented. The use of information technologies contributes to the development of variability, individualization of the learning process, motivates the processes of perception of information and obtaining new knowledge of the student, develops his intellectual and creative abilities.

Key words: information, digital, mobile technologies, education, training and education, teacher, educational digital environment.

Введение. Сегодня продолжающийся переход к информационному обществу требует изменений в системе образования, появляется необходимость её модернизации. Активную роль в данном процессе играют, прежде всего, цифровые технологии. Кроме технических аспектов модернизация образования поднимает вопрос о креативности педагога, творческая деятельность которого позволяет создавать новое в обучении и воспитании.

Высокий темп информатизации и цифровизации системы образования характеризуется развитием технических и программного-аппаратных средств обучения, увеличением объемов обрабатываемой информации, что несет новые вызовы, угрозы и риски для всех субъектов образования, а значит именно культура педагога играет решающую роль в обучении и воспитании подрастающего поколения.

Изложение основного материала статьи. Мы живем в мире, где современное общество уже невозможно представить без информационных технологий. Они дают возможность быстрого доступа к новым знаниям, общению, обмену информацией, способам организации жизни.

Анализ публикаций последних лет по теме воспитания студенческой молодежи показал узко направленность проблематики, рассматриваются лишь отдельные аспекты воспитания: физическое, патриотическое, гражданское, а, между тем, ориентиры воспитания студентов, методы и средства сместились вслед за информатизацией и цифровизацией современного общества. Современные студенты - это новый тип личности, ориентированный на успех и информатизацию всех сфер жизнедеятельности, их коммуникативные установки значительно обедняются, в связи с преобладанием общения в Интернет-сообществах. Порой им сложно перестроиться и проявить свои способности в реальной ситуации взаимодействия с одногруппниками, педагогами. Общение в сети позволяет, выражать эмоции и чувства используя специальные знаки, которые отсутствуют в ситуации реального времени. В тоже самое время, Интернет дает больше возможностей проявить свои интересы и реализовать потребности в онлайн формате: творческие конкурсы, конференции, олимпиады и многое другое, что не требует непосредственного взаимодействия с организаторами [1].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.