Е. В. Егорова
МЕТОДИЧЕСКИИ ПОТЕНЦИАЛ КЕИС-СТАДИ ДЛЯ ОБУЧЕНИЯ СТРАТЕГИЧЕСКОМУ МЕНЕДЖМЕНТУ
Работа представлена кафедрой социального менеджмента.
Научный руководитель - доктор философских наук, профессор Л. А. Громова
Статья посвящена одному из методов активного обучения - кейс-стади. Методический потенциал данного метода рассматривается автором как совокупность потенциалов ситуационного, системного, проблемного, личностно-деятельностного, контекстно-компетентностного подходов и концепции сопряженных обстоятельств.
The article is devoted to one of the methods of active study - case-study. The methodical potential of this method is regarded by the author as the integrity of the potentials of situation approach, system approach, problem approach, personal-active approach, context-competent approach and the conception
of conjugate conditions.
Рыночные условия требуют организации особого, специфического обучения менеджменту. Его специфика - в подготовке к принятию решений в условиях высокой неопределенности внешней среды. В данных условиях особую актуальность приобретает обучение студентов стратегическому менеджменту.
Обучение менеджменту как преимущественно практической деятельности предполагает внедрение в учебный процесс активных методов обучения, одним из которых является кейс-стади.
Цель исследования - выявление методического потенциала кейс-стади для обучения стратегическому менеджменту.
Гипотеза исследования - кейс-стади является эффективной методикой для получения студентами практических навыков принятия решений, анализа ситуаций, развития лидерских и коммуникативных способностей и формирования познавательной мотивации, что определяется интегрированными в него ситуационным, системным, проблемным, личностно-деятельностным, кон-текстно-компетентностным подходами и концепцией сопряженных обстоятельств.
Задача исследования - анализ системного, ситуационного, личностно-деятельного, контекстно-компетентностного подходов и
концепции сопряженных обстоятельств и выявление их методического потенциала.
Методика кейс-стади в обучении студентов стратегическому менеджменту опирается на положения одной из самых эффективных управленческих концепций - ситуационного подхода (Ф. Фидлер, П. Херси, К. Блан-шар, В. Вурм и др.), который в настоящее время рассматривается как общая методология и способ мышления в области организационных проблем и путей их решения.
Согласно ситуационному подходу общий процесс руководства организацией одинаков, но специфические приемы, которые должен использовать руководитель для эффективного достижения целей организации, могут значительно варьироваться.
Методологию ситуационного подхода к управлению можно представить как совокупность следующих процессов.
1. Понимание группового и индивидуального поведения, умение пользоваться системным анализом, методами планирования и контроля, количественными методами принятия решений.
2. Умение предвидеть вероятные послед -ствия от применения данной методики и концепции.
3. Умение правильно интерпретировать ситуацию, т. е. определить, какие факторы
являются наиболее важными в данной ситуации и к чему может привести изменение одной или нескольких переменных.
4. Умение применять конкретные приемы, наиболее подходящие в данной конкретной ситуации, обеспечивая достижение целей организации самым эффективным путем в условиях существующих обстоятельств.
Использование основных положений данной управленческой теории при подготовке менеджеров привело к формирова-нию ситуационного подхода в обучении. Таким образом, концепция ситуационного подхода в управлении является методологической основой ситуационного подхода в обучении.
Основные положения данного подхода интегрированы в кейс-стади, который мы предлагаем использовать для обучения студентов стратегическому менеджменту.
Методология ситуационного подхода в кейс-стади определяет направленность данного метода на формирование умений правильно интерпретировать ситуацию, находить альтернативные решения, предвидеть вероятные последствия и делать окончательный выбор.
Интеграция системного подхода (Л. Бер-таланфи, К. Боулдинг, Н. Винер и др.) в кейс-стади обеспечивает всестороннее и целостное видение ситуаций.
В рамках нашего исследования интерес представляет концепция сопряженных обстоятельств1, объединяющая идею универсальности, которой придерживается классический менеджмент, и альтернативную идею уникальности управленческих решений в ситуативном менеджменте.
В соответствии с этой концепцией действенные в определенной ситуации методы управления не обязательно демонстрируют столь же высокие результаты в других условиях. Задача менеджеров состоит в том, чтобы идентифицировать определяющие конкретную ситуацию обстоятельства и выработать наиболее адекватные обстоятельствам решения.
Важнейшими сопряженными обстоятельствами любой производственной компании является отрасль, новые технологии, культуры разных стран и т. д. Поэтому рассматриваемая методом кейс-стади ситуация должна содержать множество характеристик: описание компании и ее современного положения, ее сильных и слабых сторон, основных стейкхолдеров и проблем взаимоотношений с ними. Чем более подробно описана ситуация, тем более оптимальным может быть выбранное ее разрешение.
Интеграция проблемного обучения (С. Л. Рубинштейн, А. М. Матюшкин, Т. В. Кудрявцев, И. Я. Лернер, М. И. Махмудов и др.) в кейс-стади активизирует познавательную деятельность студентов и предполагает творческое овладение учебным материалом.
В проблемном обучении «учащиеся систематически включаются в процесс решения проблем и проблемных задач, построенных на содержании программного материала», знания «не передаются учащимся в готовом виде, а приобретаются ими в процессе самостоятельной познавательной деятельности в условиях проблемной ситуации»2. Использование потенциала проблемного подхода в кейс-стади создает условия для формирования таких умений как увидеть и сформулировать проблему; выявить этапы ее решения; выдвинуть гипотезу; проверить ее; выполнить анализ и сформулировать выводы.
Использование проблемного подхода в кейс-стади осуществляется на личностнодеятельностной основе, предполагающей направленность обучения на развитие личности в деятельности, а также реализация субъект-субъектной схемы взаимодействия преподавателя и студента.
Основы личностно-деятельностного подхода были заложены в психологии работами Л. С. Выготского, А. Н. Леонтьева, С. Л. Рубинштейна, Б. Г. Ананьева, где личность рассматривалась как субъект деятельности, которая сама, формируясь в деятель-
ности и в общении с другими людьми, определяет характер этой деятельности.
Концепция личностно-деятельностного подхода в обучении разрабатывалась преимущественно как субъектно-ориентированная организация и управление педагогом учебной деятельностью ученика при решении им специально организованных учебных задач разной сложности и проблематики. Эти задачи развивают не только предметную и коммуникативную компетентность обучающегося, но и его самого как личность.
Согласно личностно-деятельностному подходу в обучении основная задача обра-зования - создание условий развития гармоничной, нравственно совершенной, социально активной через активизацию внутренних резервов, профессионально компетентной и саморазвивающейся личности. Личностно-деятельностный подход ставит перед частными методиками преподавания целый ряд проблем, которые решаются в кейс-стади: изменение позиции преподава-теля-информатора, источника знаний, контролера на позицию фасилитатора; создание учебной ситуации раскрепощения человека, снятия социальных барьеров, затрудняющих педагогическое общение, и т. д. Потенциал личностно-деятельностного подхода используется в обучении студентов стратегическому менеджменту, так как управление - это скорее поведение, навыки и умения (деятельность), чем просто знания.
В рамках этого подхода основной целью студентов является повышение мотивации к обучению, а также умение и готовность применять свои знания в практической деятельности. Реализация положений этого подхода в кейс-стади развивает навыки общения, формирует умение аргументировать свою точку зрения, дискутировать, а также формирует умение работать в группе и достигать консенсуса.
Одним из важнейших концептуальных положений модернизации российского образования является компетентностный подход (В. В. Давыдов, П. Я. Гальперин,
В. Д. Шадриков, Э. Ф. Зеер, В. А. Козырев, Н. Ф. Радионова, А. П. Тряпицына3), обусловленный процессами интеграции мировой экономики, европейской системы высшего образования и сменой образовательной парадигмы.
Основная идея компетентностного подхода направлена на формирование и развитие компетенций при решении студентами профессиональных задач и находит отражение в кейс-стади.
Основой для реализации гуманистических принципов развития личности и достижения целей подготовки компетентных специалистов отвечает теория контекстного обучения, являющаяся одним из направлений развития деятельностной теории усвоения социального опыта (Л. С. Выготский, С. Л. Рубинштейн, А. Н. Леонтьев, П. Я. Гальперин, В. В. Давыдов и др.). «В соответствии с ней усвоение содержа -ния обучения осуществляется не путем простой передачи студенту информации, а в процессе его собственной, внутренне мотивированной активности, направленной на предметы и явления окружающего мира»4.
Теория контекстного обучения базируется также на эмпирическом опыте использования форм, методов и средств иннова-ционного, «активного» обучения и категории «контекст», обеспечивающей смыслообразующее влияние будущей профессиональной деятельности студента на формы, процесс и результаты его учебной деятельности5.
В контекстном обучении выделяются три базовые формы деятельности студентов: учебная деятельность академического типа (информационная лекция); квази-профессиональная деятельность (деловая игра, кейс-стади); учебно-профессиональная деятельность, в ходе которой студент выполняет реальные исследовательские или практические функции (производственная практика).
Таким образом, согласно контекстному подходу кейс-стади относится к квазипро-
фессиональной деятельности, и применение данного метода способствует овладению студентами будущей профессиональной деятельностью.
В настоящее время наблюдается тенден-ция соединения контекстного и компетент-ностного подходов. Контекстно-компетен-тностный подход6 определяется как ориен-тир изменений профессиональной подготовки и переподготовки специалистов.
Таким образом, обучение студентов стратегическому менеджменту с помощью кейс-стади осуществляется в соответствии с основными положениями ситуационного, системного, проблемного, личностно-деятельностного, контекстно-компетентностного подходов и концепции сопряженных обстоятельств. Основные положения данных подходов интегрированы в метод кейс-стади и составля -ют его методический потенциал.
ПРИМЕЧАНИЯ
1 Дафт Р. Менеджмент. - 6-е изд. / Пер.с англ. СПб.: Питер, 2006. С. 90.
2 Симоненко В. Д., Фомин Н. В. Современные педагогические технологии. Брянск: Изд-во БГПУ, 2001. С. 91.
3 Компетентностный подход в педагогическом образовании / Под ред. проф. В. А. Козырева, проф. Н. Ф. Радионовой, проф. А. П. Тряпицыной. СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2005.
4 Вербицкий А. А Компетентностный подход и теория контекстного обучения. М.: ИЦ ПКПС, 2004. С. 38.
5 Вербицкий А. А Гуманизация, компетентность, контекст - поиски оснований интеграции / Alma mater. Вестник высшей школы. 2006. № 5. С. 19-25.
6 Акулова О. В., Вершинина Н. А., Даутова О. Б. и др. Российский вуз в европейском образовательном пространстве: Методическое пособие по организации опытно-экспериментальной работы в контексте идей Болонской декларации / Под ред. А. П. Тряпицыной. СПб. : Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2006. С. 12.