Научная статья на тему 'МЕТОДИЧЕСКИЙ ПОДХОД ПО ОПРЕДЕЛЕНИЮ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ПОРТРЕТА ЛИЧНОСТИ ПРИ ОРГАНИЗАЦИИ МАЛОГО БИЗНЕСА. ЧАСТЬ 1'

МЕТОДИЧЕСКИЙ ПОДХОД ПО ОПРЕДЕЛЕНИЮ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ПОРТРЕТА ЛИЧНОСТИ ПРИ ОРГАНИЗАЦИИ МАЛОГО БИЗНЕСА. ЧАСТЬ 1 Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
46
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ПОРТРЕТ ОСНОВАТЕЛЯ БИЗНЕСА / ОРГАНИЗАЦИЯ МАЛОГО ПРЕДПРИЯТИЯ / ТЕСТИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТНЫХ КАЧЕСТВ / ГОТОВНОСТЬ ЛИЧНОСТИ К ОРГАНИЗАЦИИ БИЗНЕСА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Зиннуров У.Г., Галиуллин Т.В., Исмагилова В.С.

В настоящее время возрастает значение малого и среднего бизнеса в формировании и поддержании стабильности развития рынка. Отличительные черты этой формы экономических взаимоотношений - гибкость, динамика и относительная независимость, что обуславливает их важную роль в обществе, как экономическую, так и социальную. Так как малые и средние предприятия функционируют самостоятельно, то в условиях рыночной неопределенности коммерческий риск значительно увеличивается, что требует от предпринимателя дополнительных усилий по преодолению вновь появляющихся преград при ведении бизнеса. Руководитель должен быть подготовлен как методически, так и психологически к всевозможным ситуациям, которые могут возникнуть как при организации бизнеса, так и в управлении дальнейшей его деятельностью. В данной статье предлагаются методические основы для диагностики и оценки личностных характеристик, которые позволят руководителю уже существующего или только создающегося предприятия оценить свои способности, уровень подготовленности и соответствующие действия по ведению бизнеса. Предлагаемое анкетирование позволит диагностировать социально-психологические аспекты личности, которые отражают степень готовности или осознания ответственности по отношению к предстоящей деятельности. Понимание важности формирования коммуникаций не только во внешней деловой среде, но и внутри организации независимо от масштаба предприятия может существенно повысить эффективность хозяйственной деятельности, что в конечном итоге и является основной целью предпринимательства. Знание своих сильных и слабых сторон поможет руководителю избежать какого-то количества негативных ситуаций или снизить негативные последствия. Также всегда есть возможность получить дополнительные профессиональные компетенции, если иметь представление о них и их роли в ведении бизнеса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

METHODOLOGICAL APPROACH TO DETERMINING SOCIO-PSYCHOLOGICAL PORTRAIT OF PERSONALITY IN THE ORGANIZATION OF A SMALL BUSINESS. PART 1

Currently, the importance of small and medium-sized businesses in the formation and maintenance of stability in the development of the market is increasing. The distinctive features of this form of economic relations are flexibility, dynamics and relative independence, which determines their important role in society, both economic and social. Since small and medium-sized enterprises operate independently, in conditions of market uncertainty, the commercial risk increases significantly, which requires additional efforts from the entrepreneur to solve the newly emerging business barriers. The leader must be prepared both methodically and psychologically for all kinds of situations that may arise both when organizing a business and in managing its further activities. This article proposes a methodological basis for the diagnosis and assessment of personal characteristics, which will allow the head of an existing or just emerging enterprise to assess their abilities, level of preparedness and appropriate actions for doing business. The proposed questionnaire will make it possible to diagnose the socio-psychological aspects of the personality, which reflect the degree of readiness or awareness of responsibility in relation to the forthcoming activity. Understanding the importance of the formation of communications not only in the external business environment, but also within the organization, regardless of the size of the enterprise, can significantly increase the efficiency of economic activity, which ultimately is the main goal of entrepreneurship. Knowing your strengths and weaknesses will help a leader avoid a number of negative situations or reduce negative consequences. There is also always the opportunity to gain additional professional competencies if you have an idea of them and their role in doing business.

Текст научной работы на тему «МЕТОДИЧЕСКИЙ ПОДХОД ПО ОПРЕДЕЛЕНИЮ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ПОРТРЕТА ЛИЧНОСТИ ПРИ ОРГАНИЗАЦИИ МАЛОГО БИЗНЕСА. ЧАСТЬ 1»

Entrepreneurship

Зиннуров У.Г. Zinnurov U.G.

Галиуллин Т.В. Galiullin T.V.

Исмагилова В.С. Ismagilova V.S.

доктор экономических наук, профессор кафедры

директор, ООО «Промышленные изоляционные материалы», г. Уфа, Российская Федерация

кандидат экономических наук, доцент кафедры

«Менеджмент и маркетинг»,

«Менеджмент и маркетинг»,

ФГБОУВО «Уфимский государственный авиационный технический университет», г. Уфа, Российская Федерация

ФГБОУ ВО «Уфимский государственный авиационный технический университет», г. Уфа, Российская Федерация

УДК 316.613:334

DOI: 10.17122/2541-8904-2021-4-38-104-110

МЕТОДИЧЕСКИЙ ПОДХОД ПО ОПРЕДЕЛЕНИЮ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ПОРТРЕТА ЛИЧНОСТИ ПРИ ОРГАНИЗАЦИИ МАЛОГО БИЗНЕСА. ЧАСТЬ 1

В настоящее время возрастает значение малого и среднего бизнеса в формировании и поддержании стабильности развития рынка. Отличительные черты этой формы экономических взаимоотношений - гибкость, динамика и относительная независимость, что обуславливает их важную роль в обществе, как экономическую, так и социальную. Так как малые и средние предприятия функционируют самостоятельно, то в условиях рыночной неопределенности коммерческий риск значительно увеличивается, что требует от предпринимателя дополнительных усилий по преодолению вновь появляющихся преград при ведении бизнеса. Руководитель должен быть подготовлен как методически, так и психологически к всевозможным ситуациям, которые могут возникнуть как при организации бизнеса, так и в управлении дальнейшей его деятельностью. В данной статье предлагаются методические основы для диагностики и оценки личностных характеристик, которые позволят руководителю уже существующего или только создающегося предприятия оценить свои способности, уровень подготовленности и соответствующие действия по ведению бизнеса. Предлагаемое анкетирование позволит диагностировать социально-психологические аспекты личности, которые отражают степень готовности или осознания ответственности по отношению к предстоящей деятельности. Понимание важности формирования коммуникаций не только во внешней деловой среде, но и внутри организации независимо от масштаба предприятия может существенно повысить эффективность хозяйственной деятельности, что в конечном итоге и является основной целью предпринимательства. Знание своих сильных и слабых сторон поможет руководителю избежать какого-то количества негативных ситуаций или снизить негативные последствия. Также всегда есть возможность получить дополнительные профессиональные компетенции, если иметь представление о них и их роли в ведении бизнеса.

Ключевые слова: социально-психологический портрет основателя бизнеса, организация малого предприятия, тестирование личностных качеств, готовность личности к организации бизнеса.

nPEfln PMHMMATEIIbCTBO

METHODOLOGICAL APPROACH TO DETERMINING SOCIO-PSYCHOLOGICAL PORTRAIT OF PERSONALITY IN THE ORGANIZATION OF A SMALL BUSINESS. PART 1

Currently, the importance of small and medium-sized businesses in the formation and maintenance of stability in the development of the market is increasing. The distinctive features of this form of economic relations are flexibility, dynamics and relative independence, which determines their important role in society, both economic and social. Since small and medium-sized enterprises operate independently, in conditions of market uncertainty, the commercial risk increases significantly, which requires additional efforts from the entrepreneur to solve the newly emerging business barriers. The leader must be prepared both methodically and psychologically for all kinds of situations that may arise both when organizing a business and in managing its further activities. This article proposes a methodological basis for the diagnosis and assessment of personal characteristics, which will allow the head of an existing or just emerging enterprise to assess their abilities, level of preparedness and appropriate actions for doing business. The proposed questionnaire will make it possible to diagnose the socio-psychological aspects of the personality, which reflect the degree of readiness or awareness of responsibility in relation to the forthcoming activity. Understanding the importance of the formation of communications not only in the external business environment, but also within the organization, regardless of the size of the enterprise, can significantly increase the efficiency of economic activity, which ultimately is the main goal of entrepreneurship. Knowing your strengths and weaknesses will help a leader avoid a number of negative situations or reduce negative consequences. There is also always the opportunity to gain additional professional competencies if you have an idea of them and their role in doing business.

Key words: socio-psychological portrait of the founder of a business, organization of a small enterprise, testing of personal qualities, a person's readiness to organize a business.

Современные условия функционирования экономики отличаются всё более усложняющимися факторами, обусловленными изменениями окружающей среды, что является следствием не только влияния природы, но и человека. В свою очередь, преодоление или хотя бы снижение негативного последствия в хозяйственной деятельности требует основательной проработки процессов принятия управленческих решений. Кризисы стали неотъемлемой частью процесса жизнедеятельности, что требует от руководителей предприятий быть в постоянной готовности к любой рыночной ситуации [1-5]. Умение адаптироваться к рисковым условиям работы - один из обязательных критериев успеха предпринимателя, организующего свой собственный бизнес, так как вся ответственность за результат по определению возложена именно на него. Особенность организации малого бизнеса - это самостоятельность в принятии управленческого решения и понимании важности, что за этим последует.

В данной статье авторы предлагают методические рекомендации по определению социально-психологического портрета основателя бизнеса для более полной реализации его возможностей, что позволит потенциальному или уже реальному бизнесмену правильно понять и оценить ожидающие его трудности при организации собственного дела. А значит, и подготовиться и избежать либо снизить уровень негативных последствий в дальнейшем процессе. Знания помогут избежать некоторого количества рисковых ситуаций, присущих любой управленческой деятельности. Например, конфликтов в управлении персоналом. Это тем более актуально, так как порой руководители малого и среднего бизнеса не имеют профессионального образования в области управления и входят на рынок, будучи уверенными в своих предпринимательских способностях, не понимая до конца, что их ожидает [6-9].

Тема социально-психологического портрета не нова, но авторы, используя свой опыт и навыки, предлагают вполне логичный

ЕпГтЕР1ГЕМЕи1^ЫР

и доступный для понимания широкого круга заинтересованных лиц практический инструмент оценки уровня характеристик, необходимых для эффективной самостоятельной хозяйственной деятельности. Подход универсален и применим в любой сфере экономики.

Логично утверждать, что в таком определении, во-первых, должны быть установлены способности личности для организации малого бизнеса и, во-вторых, способности для обеспечения в дальнейшем функционирования бизнеса [10-14]. То есть система оценки способностей личности должна охватывать два направления организационно-управленческой деятельности:

1) организация (создание) малого бизнеса;

2) управление по обеспечению жизнеспособного бизнеса.

Вполне очевидно, что каждое из этих направлений многоаспектно и, вследствие этого, характеризуется большим числом качеств личности.

Наиболее подходящим методическим инструментом получения информации об этих качествах является тестирование (анкетирование) кандидатов в предприниматели. Такое тестирование (анкетирование) должно включать в себя перечень вопросов, в содержании каждого из которых отражается одно из качеств той или иной способности личности. Кроме того, каждое из качеств должно

содержать три варианта своего состояния (стороны), которые отражаются, соответственно, в трех вариантах ответа на вопрос. В этой связи задача по определению социально-психологического портрета основателя бизнеса превращается в многокритериальную задачу, которая должна решаться на основе определенного перечня качеств личности, а точнее, конкретных их сторон. Каждая из этих сторон конкретного качества должна измеряться оценкой (качественной и количественной) и несложными правилами (алгоритмом) установления в целом социально-психологического портрета личности.

По нашему мнению, наиболее характерными качествами личности, отражающими содержание способности по организации бизнеса, являются такие, как инициативность в создании бизнеса, отношение к людям, возможность быть руководителем и брать ответственность на себя, организаторская характеристика, трудолюбие, необходимость принятия решения, доверие к человеку, решительность в реализации дела, состояние здоровья организатора [15-18].

В первом приближении та характеристика личности, которая отражает ее способности для организации малого бизнеса, описывается следующим перечнем вопросов, содержание каждого из которых отражает одно из перечисленных выше качеств. Конкретные варианты (стороны) представлены в таблице.

Таблица. Система оценки характеристики качеств личности, отражающая ее способности для организации малого бизнеса

Содержание вопроса, отражающего черту способности Варианты ответов-разновидностей черты способности Качественная оценка силы черты способности

Вы организуете бизнес по собственной инициативе? 1.1. Это полностью моя инициатива, все делаю сам, и никому не приходится меня подталкивать Сильная сторона

1.2. Требуется помощь на первое время, а затем я уже действую сам Умеренная сторона

1.3. Испытываю нерешительность, придерживаясь принципа «тише едешь, дальше будешь», то есть пока можно, я не тронусь с места Слабая сторона

Какое у вас отношение к людям? 2.1. Я дружелюбно отношусь к людям и могу поладить почти со всеми Сильная сторона

2.2. У меня достаточно друзей, и мне никто не нужен Умеренная сторона

2.3. Большинство людей меня раздражает Слабая сторона

106-

ВШИт USPTU. Science, еducation, еconomy. Series еconomy. № 4 (38), 2021

ПРЕДП РИНИМАТЕЛЬСТВО

Можете ли вы быть руководителем? 3.1. Я могу увлечь за собой много людей, когда начинаю какое-нибудь дело Сильная сторона

3.2. Я могу отдавать приказания, если кто-нибудь говорит мне, что нужно делать Умеренная сторона

3.3. Я предпочитаю, чтобы кто-нибудь другой был движущей силой, тогда я присоединюсь, если у меня есть желание Слабая сторона

Можете ли Вы брать ответственность на себя? 4.1. Я, когда считаю нужным, беру ответственность на себя и довожу дело до конца Сильная сторона

4.2. Я беру ответственность на себя, если придется, но предпочитаю, чтобы это делал кто-нибудь другой Умеренная сторона

4.3. Я всегда предоставляю возможность взять ответственность на себя человеку, готовому отвечать за дело Слабая сторона

Хороший ли Вы организатор? 5.1. Всякое дело я начинаю с планирования действий, которые остальным помогают хорошо выполнить дело Сильная сторона

5.2. В несложной ситуации у меня все идет хорошо, но стоит возникнуть проблеме, как я плыву по течению Умеренная сторона

5.3. При ситуации, когда возникает много проблем, я бросаю все, то есть паникую Слабая сторона

Хороший ли Вы работник? 6.1. Я, как правило, работаю столько, сколько требуется, и не против того, чтобы много работать, если это мне нужно самому Сильная сторона

6.2. Я могу работать много лишь в течение некоторого времени, но когда мне надоедает, я прекращаю работу Умеренная сторона

6.3. Не вижу смысла работать много Слабая сторона

Способны ли Вы принимать решения? 7.1. Я могу при необходимости быстро принимать решения, которые обычно оказываются правильными Сильная сторона

7.2. Могу, но при дефиците времени решение оказывается неверным Умеренная сторона

7.3. Я избегаю ситуации, когда мне нужно что-то решать Слабая сторона

Можно ли доверять Вашим словам? 8.1. Я всегда говорю то, что имею ввиду, то есть мне можно доверять Сильная сторона

8.2. Мне не всегда можно доверять, поскольку иногда я говорю то, что в определенной ситуации сказать легче, что может оказаться неверным Умеренная сторона

8.3. Я не беспокоюсь о том, знают или не знают люди, правду или неправду говорю я Слабая сторона

Насколько твердо Ваше решение? 9.1. Если что-то решу сделать, то меня уже ничто не остановит Сильная сторона

9.2. Как правило, я заканчиваю то, что начал, но если все идет хорошо Умеренная сторона

9.3. Если у меня сразу не получается, то я все бросаю Слабая сторона

Насколько Вы здоровы? 10.1. Я никогда не устаю Сильная сторона

10.2. Я здоров настолько, как и большинство из моих сверстников и друзей Умеренная сторона

10.3. Я ощущаю недостаток сил раньше, чем большинство моих друзей Слабая сторона

Правила (алгоритм), в соответствии с которыми составляется социально-психологический портрет личности, отражающий ее готовность организовать успешный малый

бизнес (когда она обладает качествами, которые необходимы для успешного создания малого бизнеса) описываются (формулируются) следующим образом:

ЕШВЕРВЕМЕШБЫР

1. Готовность личности высокая, если:

а) или все ее качества имеют сильные стороны (СиС), то есть:

б) или когда у семи или более качеств имеются сильные стороны, а по остальным трем или менее качествам личности - умеренные стороны (УС), то есть:

Гт! = ¿СиС, > 7 „ ¿УСу<3>

где п - количество качеств личности, по которым у нее имеются сильные стороны, п=1...ц т - количество качеств личности, по которым у нее имеются умеренные стороны, т=1.4

2. Готовность личности умеренная (то есть ей необходим партнер, который бы компенсировал слабые стороны (СлС) ее качеств), если:

а) или по всем качествам имеются умеренные стороны, то есть:

т /=1

б) или у трех и менее качеств имеются сильные стороны, а по остальным - умеренные стороны, то есть:

—' и

tri

£усу>7

/=I

а) или по всем качествам имеются слабые стороны, то есть:

Г„я|=ХСлС = 10.

к= 1

б) или когда у семи и более качеств имеются слабые стороны, а по всем остальным качествам - умеренные и сильные стороны:

/

Гт2 =^СлСк>1

и

к=\

YVCj+^CuC,

W=1

гН

<3

J

в) или у двух и менее качеств имеются сильные стороны, и у двух и менее качеств существуют слабые стороны, а у шести и более качеств имеются умеренные стороны,

Г^ =2>С, <2 ¿СлС, <2

и

где f - количество качеств личности, по которым у нее имеются слабые стороны, . .к.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Готовность личности низкая (то есть когда даже хороший партнер не сможет помочь в организации малого бизнеса), если:

Очевидно, что если личность будет иметь высокую личную готовность, то у нее наибольшая вероятность создать новый малый бизнес, что характеризует потенциального предпринимателя, осознающего всю полноту ответственности и возможные последствия его деятельности.

Таким образом, определив готовность предпринимателя к организации собственного дела, можно понять, на какие компетенции нужно обратить внимание и, при необходимости, поработать над слабыми сторонами [19]. На сегодня рынок образовательных услуг насыщен большим разнообразием тренингов, обучающих курсов, консультаций, вебинаров, включая программы поддержки малого предпринимательства со стороны государства.

тл «-» «-»

В статье, являющейся второй частью нашего исследования, будут представлены методические рекомендации по оценке готовности к управлению малым бизнесом и, в итоге, правила определения уровней готовности личности к организации малого бизнеса и эффективному управлению уже созданным малым бизнесом, позволяющие установить общую готовность личности к организации и эффективному управлению малым бизнесом.

Список литературы

1. Адаир Дж. Эффективное лидерство. -М.: ЭКСМО , 2009. - 300 с.

2. Адаир Дж. Эффективная мотивация. -М.: ЭКСМО, 2009. - 256 с.

3. Адаир Дж. Эффективная коммуникация. - М.: ЭКСМО, 2009. - 340 с.

4. Адаир Дж. Эффективный тайм-менеджмент. - М.: ЭКСМО, 2009. - 256 с.

5. Адизес И.К. Идеальный руководитель: почему им нельзя стать и что из этого следует / Пер. с англ. - 6-е изд. — М.: Альпина Паблишер, 2013. — 264 с.

6. Пирсон Б., Томас Н. Краткий курс MBA. Практическое руководство по развитию ключевых навыков управления / Пер. с англ. -изд. 5-е - Альпина Бизнес Букс, 2008. -352 с.

7. Гафт М.Г. Принятие решений при многих критериях. - М.: Знание, 1979. 64 с.

8. Речмен Д.Дж., Мескон М.Х., Боуви К.Л., Тилл Дж.В. Современный бизнес: Учебник в 2 т. - Т. 1 / Пер. с англ. - М.: Республика, 1995. - 431 с.

9. Захарова Л.Н. Психология управления: учебное пособие. - М.: Университетская книга; Логос, 2009. - 375 с.

10. Зиннуров У Г. Введение в профессию: учебное пособие. - Уфа: Уфимский гос. авиационный техн. ун-т, 2015. - 124 с.

11. Зиннуров У.Г. Стратегические маркетинговое планирование и управление на предприятии: учеб. пособие по специальностям «Менеджмент орг.», «Маркетинг». - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Изд-во МАИ, 2004 (РИК УГАТУ). - 358 с.

12. Исмагилова В.С., Ихтисамова Г.А. Теория организации: учебное пособие. -Уфа: РИК УГАТУ, 2018. - 190 с.

13. Исмагилова В.С., Ихтисамова Г.А. Инновационный менеджмент: учебное пособие. - Уфа: РИК УГАТУ, 2018. - 181 с.

14. Исмагилова В.С., Яппарова Д.И. Антикризисное управление в промышленности: Учебное пособие. - Уфа: РИК УГАТУ, 2019. - 233 с.

15. Исмагилова В.С., Сафарова Э.И. Проблемы менеджмента в современной России // Влияние науки на инновационное

ПРЕДП РИНИМАТЕЛЬСТВО

развитие: Сборник статей Международной научно-практической конференции / Отв. ред.: Сукиасян А.А. - Уфа, 2016. - С. 102104.

16. Криони О.В. Основы безопасности предпринимательской деятельности: Учебное пособие. - Уфа: РИК: УГАТУ, 2016. - 180 с.

17. Ларичев О.И. Наука и искусство принятия решений. - М.: Наука, 1979. - 200 с.

18. Самоукина Н.В. Настольная книга директора по персоналу. - 2-е изд., дораб. и доп. - Ростов н/Д: Феникс, 2013. - 331 с.

19. Тагирова Э.И., Лунёва А.А., Исмагилова В.С. Самоменеджмент как путь успешной реализации человека и личностного роста // Динамика взаимоотношений различных областей науки в современных условиях: Сборник статей по итогам Международной научно-практической конференции. - В 3 частях. - Уфа, 2018. - С. 131134.

References

1. Adair J. Effective leadership. - M.: EKSMO Publishing House, 2009.- 300 p.

2. Adair J. Effective motivation. - M.: EKSMO Publishing House, 2009. - 256 p.

3. Adair J. Effective communication. - M.: EKSMO Publishing House, 2009. - 340 p.

4. Adair J. Effective time management. -Moscow: EKSMO Publishing House, 2009. -256 p.

5. Adizes I.K. Ideal leader: Why it is impossible to become one and what follows from this / Per. from English - 6th ed. - M.: Alpina Publisher, 2013. - 264 p.

6. Pearson B, Thomas N. Short course MBA. A practical guide to developing key management skills / Per. from English - ed. 5th - Alpina Business Books, 2008. - 352 p.

7. Gaft M.G. Decision-making with many criteria. Moscow: Knowledge, 1979. - 64 p.

8. Rechman D.J., Mescon M.Kh., Bowie K.L., Till J.W. Modern business: Textbook in 2 volumes, T. 1 / Per. from English. - M.: Republic, 1995. - 431 p.

Entrepreneurship

9. Zakharova L.N. Psychology of management: textbook. - M.: University book; Logos, 2009. - 375 p.

10. Zinnurov U.G. Introduction to the profession: textbook. - Ufa: Ufa State Aviation Technical University, 2015. - 124 p.

11. Zinnurov U.G. Strategic marketing planning and management at the enterprise: textbook. textbook on the specialties "Management org.", "Marketing". - 2nd ed., Rev. and add. - M.: Publishing house of MAI, 2004 (RIK USATU). - 358 p.

12. Ismagilova V.S., Ikhtisamova G.A. Organization theory: a tutorial. - Ufa: RIK USATU, 2018. - 190 p.

13. Ismagilova V.S., Ikhtisamova G.A. Innovation management: textbook. - Ufa: RIK USATU, 2018. - 181 p.

14. Ismagilova V.S., Yapparova D.I. Crisis management in industry: Textbook. - Ufa: RIK USATU, 2019. - 233 p.

15. Ismagilova V.S., Safarova E.I. Management problems in modern Russia // The impact of science on innovative development: Collection of articles of the International Scientific and Practical Conference / Resp. ed.: Sukiasyan A.A. - Ufa, 2016. - P. 102-104.

16. Krioni O.V., Ismagilova V.S. Fundamentals of business safety: Textbook. -Ufa: RIK: USATU, 2016. - 180 p.

17. Larichev O.I. Science and art of decision making. - Moscow: Nauka, 1979. - 200 p.

18. Samoukina N.V. Handbook of the personnel director. - 2nd ed. / Rev. and add. -Rostov-on-Don: Phoenix, 2013. - 331 p.

19. Tagirova E.I., Luneva A.A., Ismagilova V.S. Self-management as a way of successful realization of a person and personal growth // Dynamics of relationships between different fields of science in modern conditions. Collection of articles on the results of the International Scientific and Practical Conference. In 3 parts. - Ufa, 2018. - P. 131-134.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.