Научная статья на тему 'Менеджер в организациях малого и среднего бизнеса'

Менеджер в организациях малого и среднего бизнеса Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
820
53
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БИЗНЕС / "МАЛЫЙ" И "СРЕДНИЙ" БИЗНЕС / МЕНЕДЖЕР / НАЗНАЧЕНИЕ / ОРГАНИЗАЦИЯ / РОЛЬ / ФУНКЦИЯ / ЦЕЛЬ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Яманова Анна Леонидовна

В данной статье автор рассматривает цели, функции, роли и назначения менеджеров в организациях малого и среднего бизнеса. Отмечено, что функционирование менеджеров организации малого и среднего бизнеса представляет собой комбинаторную совокупность множества ролей, как личностного, так и профессионального плана. По итогам проведенного исследования сделан вывод о том, что цели, функции и роли менеджеров любого уровня имеют, по сути дела, аналогичный алгоритм, различаясь лишь в прикладной специфике «своей» организации и сферы ее деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Яманова Анна Леонидовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Менеджер в организациях малого и среднего бизнеса»

УДК 332

Яманова Анна Леонидовна

аспирант кафедры менеджмента

Московской международной высшей школы бизнеса

anna.yamanova@yandex .ru

Anna L. Yamanova

graduate student of chair of management

of the Moscow international higher school of business

anna.yamanova@yandex.ru

Менеджер в организациях малого и среднего бизнеса

Manager in the medium and small business organizations

Аннотация. В данной статье автор рассматривает цели, функции, роли и назначения менеджеров в организациях малого и среднего бизнеса. Отмечено, что функционирование менеджеров организации малого и среднего бизнеса представляет собой комбинаторную совокупность множества ролей, как личностного, так и профессионального плана. По итогам проведенного исследования сделан вывод о том, что цели, функции и роли менеджеров любого уровня имеют, по сути дела, аналогичный алгоритм, различаясь лишь в прикладной специфике «своей» организации и сферы ее деятельности.

Ключевые слова: бизнес, «малый» и «средний» бизнес, менеджер, назначение, организация, роль, функция, цель.

Аппо1айоп. In this article the author examines the objectives, functions, role and appointment of managers in small and medium businesses. It is noted that the functioning of the managers of the organization of small and medium business is a combinatorial set of multiple roles both personal and professional plan. The results of the study concluded that the purpose, function and role Manager.

Keywords: business, medium and small business, manager, purpose, organisation, role, function, aim.

Для раскрытия темы данной статьи необходимо, прежде всего, определиться с пониманием и систематизацией понятий: «малый» и «средний» бизнес как в мировом экономическом пространстве, так и в нашей российской экономике. По мнению автора статьи «Малый бизнес» - это такой бизнес, при организации которого предпринимательская деятельность осуществляется в небольших размерах, составляющими компонентами которых предстают следующие, а именно: незначительная численность персонала; небольшой размер уставного капитала; малая величина активов и объем оборота (прибыли, дохода), свойственный именно малому бизнесу. Структурно-содержательные формы малого бизнеса на современном экономическом пространстве проявляются во множестве видов, субъектов и форм. Автор исследования систематизирует их по следующим критериям, а именно: направленность деятельности, основ-

ной функционал, объем основных видов деятельности, уровень сложности деятельности, отраслевые направления деятельности [9,с. 148].

«Средний бизнес» характеризуется тем, что в данный момент в нашей стране отсутствует его общепринятое определение, что по сути дела означает, что сам средний бизнес не рассматривается в поле независимого аспекта экономических отношений. Как мы видим, понятие «среднего» бизнеса располагается между понятиями «малый» и «крупный» бизнес и, обретается на так называемом «заднем дворе», выступая в виде приложения к предприятиям малых и крупных экономико-промышленных категорий, так как наблюдается ситуация почти полного отсутствия его отличительных характеристик, исходя из которых было бы возможно отнести какое-либо предприятие (организацию) к объекту среднего бизнеса. Данная картина выглядит крайне несообразно действительности, так как общий объем производства товаров и услуг в России компаниями крупного бизнеса составляет 50%, а малого - 15%, следовательно, на долю общего производства предприятиями среднего бизнеса, как мы видим, приходится 35%, что составляет более трети всего валового объема производства товаров и услуг. Поэтому в настоящем исследовании и рассматриваются в совокупности как малый, так и средний бизнес, заполняя нишу его определения [12].

Теперь, определив задачи, необходимые для решения в данном разделе и рассмотрев основные понятия «малого» и «среднего» бизнеса, переходим к выявлению и характеристике в данном поле функций менеджера и сферы его ролей. Данное рассмотрение проводится по следующей логической схеме, а именно: «Менеджер» -—«Цели» -—«Функции» -—«Роли»

Прежде всего, отметим, что цели, функции, назначение и роли менеджера в организациях малого и среднего бизнеса могут быть реализованы только посредством его непосредственной деятельности как специалиста особой категории. Исходя из этого, само понятие «Менеджер» - может быть определено как «...специалист, профессионально занимающийся управленческой деятельностью в конкретной области функционирования фирмы» [11].

Невзирая на то, что структура и содержание деятельности менеджера во многих странах достаточно разнообразна, мы можем утверждать, что его управленческая цель всегда остается неизменной. Он должен, прежде всего, уметь принимать управленческие решения в сфере деятельности организации, компании, предприятия и т.д., а также обладать системой навыков (алгоритмов), необходимых для его реализации.

Менеджером можно назвать довольно обширную совокупность работников субъекта экономических отношений, а именно: начальника самой организации, компании, предприятия; начальников подразделений организации, компании, предприятия; руководителей структурно-подчиненных разнообразных коллективов (групп); администраторов любой степени ответственности; координаторов работы отделов, производств; внешних и внутренних компаньонов и т.д. [10].

Основываясь на анализе общей и специальной литературы, можно утверждать, что менеджерами предстают личности, обремененные огромным спек-

тром объемов деятельности. С этими объемами в одиночку не стравится ни один, какой бы то ни было опытный менеджер, так как ему потребуется для этого сформированная команда исполнителей [4].

Необходимо отметить, что структура и содержание работы менеджера, вне зависимости от течения времени и модернизаций, представляет собой константную категорию, ибо меняется только внешний антураж и вспомогательная атрибутика. Но существует одно из главных векторных направлений в деятельности менеджера любого уровня и звена: он (менеджер) не всегда, а часто никогда, не является представителем определенных властных структур организации, компании, фирмы, предприятия и т.д. Исходя из этого, делается следующий вывод о том, что менеджер становится менеджером не в силу обладания какой-либо властью или определенным рангом в вертикали властной системе организации, а в силу его личной лепты, внесенной в систему жизнедеятельности всей организации в целом, и принятой на себя ответственности за достижение ее промежуточных и, естественно, конечных целей. Исходя из вышеизложенного, рождается понимание того факта, что менеджер, а в итоге и сам процесс менеджмента, не обязательно включен во властные структуры, ибо цели и задачи менеджмента независимы и уходят своими корнями в насущные нужды организации, компании, фирмы, предприятия и т.д.

В итоге констатируем, что менеджерские должности есть менеджерская деятельность, а также - менеджерское искусство. Также существуют и специфические менеджерские организации, компании, фирмы, предприятия в системе малого и среднего бизнеса [5].

Исходя из этого, можно утверждать, что менеджеры представляют собой совокупность главного приобретения организации, фирмы, компании, предприятия и т.д.. При этом следует отметить, что на современных автоматизированных предприятиях ситуация складывается так, что реализуется принцип: «здесь почти может не быть самих рабочих, но НЕ МОЖЕТ НЕ БЫТЬ МЕНЕДЖЕРОВ»!

Еще один из принципов деятельности менеджеров - это интеллектуальный, творческий характер их управленческого труда, так как именно они и «переводят» все ресурсы предприятия (человеческие, финансовые, физические и т.д.) в прибыль и доход. Особую значимость приобретает предмет труда менеджера, а именно, информация, работая с которой и трансформируя ее, они принимают решения, необходимые для достижения цели управляемого предприятия, а итог их деятельности определяется по степени приближения к декларированным целям организации [6].

Исходя из анализа информационно-аналитической базы исследования, автор диссертации выделяет 5 основных, базовых, направлений в деятельности менеджера любого уровня и любой сферы деятельности, так как они представляют собой определенный универсум. Охарактеризуем их.

- Направление 1 - «Целевое», которое проявляется в том, что каждый менеджер на каждом этапе производственной деятельности САМОСТОЯТЕЛЬНО, исходя из общего направления работы организации, определяет непосредственную логическую (пошаговую) цепочку ЦЕЛЕЙ своей деятельно-

сти и подведомственным ему группам исполнителей, придавая заданиям крайнюю степень определенности.

- Направление 2 - «Структурно-организационное», выражающееся в том, что он осуществляет следующие операции, а именно: анализ совокупности типов и видов работы, принятие промежуточных и конечных решений для оптимального и эффективного достижения текущей цели, формирование позитивных отношений между членами рабочих групп, выполняющих его (менеджера) решения (распоряжения, задания, приказы и т.д.), алгоритмизация данных решений по критерию целесообразности и необходимости для выполнения промежуточной или конечной цели, которая актуальна на данный момент времени, систематизация данных управленческих «шагов» в конкретную организационную структуру и выбор исполнителей для каждого такого управленческого «шага» или этапа.

- Направление 3 - «Мотивационно-коммуникационное», определяющее основные позиции мотивов профессиональной деятельности исполнителей, а также их систему коммуникационного профессионального взаимодействия, применяя при этом следующие методы воздействия, а именно: Кадровые постановления об оплате. Кадровые постановления о назначениях. Кадровые постановления о повышениях. Множество разнообразных решений, влияющих на «качество профессиональной деятельности» исполнителей. Организация постоянно совершенствующейся системы взаимодействия групп исполнителей. Коммуникация с различными властными и иными структурами.

- Направление 4 - «Мониторинговое», при организации которого любой менеджер имеет своей целью определенные измерительные операции, дающие, в целом, динамические представления о системах вхождения и реализации каждым исполнителей заданий менеджера как в конкретной задаче, требующей сиюминутного решения, так и на долгосрочную перспективу достижения конечной цели деятельности. По сути дела, это есть непрерывная цепь решения задач и «отслеживания» динамики их результатов для того, чтобы вовремя принять необходимые корректирующие решения.

- Направление 5 - «Компетентностное». При реализации данного направления менеджером принимаются различные многоплановые решения, напрямую способствующие повышению профессиональных и личностных компетенций как самого менеджера, так и совокупности его подчиненных, то есть, реализаторов его решений. Тем самым, очевидно, при таком подходе к данному направлению происходит процесс позитивного повышения уровня компетенции всей организации, компании, фирмы, предприятия и т.д.. При этом необходимо отметить, что сам менеджер решает две свои основные и крайне специфические задачи, служащие достижению целей его деятельности, а именно:

**Первая задача состоит в формировании реального единого целого, которое больше, чем сумма частей, продуктивного единства, выпускающего больше, чем вложено. Иными словами, менеджер создает систему и способствует возникновению порядка из хаоса или, во всяком случае, обеспечивает формирование нового порядка, качественно превосходящего прежний.

Выполнение данной задачи ставит менеджера перед необходимостью максимальной эффективности применения своих знаний, умений и навыков руководителя.

**Вторая задача сказывается в необходимости нахождения и соблюдения равновесного состояния в процессе как принятия какого-либо решения, так и в системе его реализации в контексте как краткосрочного, так и долгосрочного прогноза. Особенности и специфика деятельности менеджера определяется и требованиями к его личностной и профессиональной компетенции, выражающихся в следующих основаниях: Работа менеджера имеет творческое основание высокого уровня. Данная деятельность подразумевает совокупность лич-ностно-профессиональных знаний, умений и навыков управления. Работа менеджера определяет предрасположенность его самого к прогностико-аналитической деятельности. Работа менеджера предполагает высоко развитое умение концентрации и сосредоточенности на конкретных проблемах, высокий уровень умения работать с информационными массивами.

В общей и специальной литературе выявляется 3 основные категории требований к профессиональной компетенции менеджера: хорошие профессиональные знания в области экономической теории и практики решения проблем в сфере управления; высоко развитая наклонность к взаимодействию с подчиненными и клиентами, то есть сформированная личностная система работы с людьми; высокая степень сформированности компетенций в сфере деятельности организации, предприятия и т.д. [8].

Итак, исходя из логической схемы рассмотрения целей, функций и ролей менеджера в организации малого и среднего бизнеса, переходим к исследованию и характеристике основных функций менеджера. Как мы указали выше, главная и системообразующая всей деятельности менеджера является в виде основной цели формирования качества среды для групповой деятельности исполнителей таким образом, чтобы каждый работник, в меру своих профессионально-личностных компетенций, делал свой личный вклад в процесс продвижения к общим целям организации, компании, фирмы, предприятия и т.д.. Причем такое достижение общих целей желательно достичь с минимальными затратами, как финансового, так и человеческого плана. Для этого менеджер должен выполнять следующие функции: административную, стратегическую, экспертно-консультативную, представительскую, воспитательную, психотерапевтическую, коммуникативно-регулирующую, инновационную, дисциплинарную [7].

Теперь рассмотрим роли менеджера в организации малого и среднего бизнеса. Очевидно, что все перечисленные выше функции менеджера являются и основаниями для множества его ролей в процессе своей профессиональной деятельности. Прежде всего, определим понятие «роль», которое трактуется в данном исследовании как «.стереотипное поведение или набор действий, выполняемых в связи с должностью и ожидаемое от человека, занимающего определенную позицию (или статус) в социо-профессиональной структуре, в тех или иных типовых ситуациях взаимодействия [1];[2];[3].

Исходя из данного определения, автор исследования выявляет 3 ролевые особенности менеджера при организации деятельности малого и среднего бизнеса, а именно:

- Особенность №1. «Векторная». Эта роль представляет собой деятельность менеджера по прогностике и определению основных, так называемых векторных, направлений развития субъекта экономических отношений.

- Особенность №2. «Информационная». Исполняя эту роль, менеджер занимается определением, сбором, форматированием и анализом разнообразной информации, как связанной с внутренней жизнью организации, так и с ее внешней средой.

- Особенность №3. «Управленческая». В этой роли менеджер является как руководитель, создающий отношения как внутри организации, так и за ее пределами.

Итак, функционирование менеджеров организации малого и среднего бизнеса представляет собой комбинаторную совокупность множества ролей, как личностного, так и профессионального плана. В заключение возможна констатация того факта, что цели, функции и роли менеджеров любого уровня имеют, по сути дела, аналогичный алгоритм, различаясь лишь в прикладной специфике «своей» организации и сферы ее деятельности.

Литература:

1. Cameron N.A. The Psychology of Behaviour Disorders: A Biosocial Interpretation. Boston etc., 1947.

2. Moreno J.L. Who shall survive? Found, of Sociometry, Group Psychotherapy andSociodrama. Beacon; N.Y., 1978.

3. Sociometry and the Science of Man. N.Y., 1956;

4. Адаир Дж. Эффективный тайм-менеджмент. М.: Эксмо, 2003. -

256 с.

5. Барнард Ч. Функции руководителя. Власть, стимулы и ценности в организации М.: Социум, 2009. -336 с.

6. Большаков А.С. Менеджмент. Учебник.— СПб.: Питер, 2008.

7. Веснин В. Р. Основы менеджмента. Учебник. — М.: Триада, ЛТД,

2011.

8. Котлер Ф. Основы маркетинга. - М.: Прогресс, 2002.

9. Предпринимательская деятельность: Учебное пособие. В двух частях. Часть первая. Организационные основы / Грищенко М.Ф., Дудич З.З., Ивуть Р.Б., Прохоренко И.Д. - Мн.: БГПА, 2002 - 249 с. (С. 148).

10. Хоскинг А. Курс предпринимательства: Практическое пособие. Пер. с англ. М., Международные отношения, 2003 - 352с.

11. Словарь бизнес-терминов. Академик.ру. 2001. (http://dic.academic.ru/dic.nsf/business/7712).

12. http://www.malb.ru/sredbiz.html

References:

1. Cameron N.A. The Psychology of Behaviour Disorders: A Biosocial Interpretation. Boston etc., 1947.

2. Moreno J.L. Who shall survive? Found, of Sociometry, Group Psychotherapy and Sociodrama. Beacon; N.Y., 1978.

3. Sociometry and the Science of Man. N.Y., 1956; In Russian:

4 J. Adair. Effective time management. M.: Penguin Books, 2003. - 256p.

5 C. Barnard functions of the head. Power, incentives and values in an organization M.: Society, 2009. -336p.

6 A. Bolshakov Management. Uchebnik.-.: Peter St. Petersburg, 2008.

7 Vesnin VR Fundamentals of Management. Textbook. - M .: Triada, Ltd.,

2011.

8 F. Kotler Principles of Marketing. - M.: Progress, 2002.

9 Entrepreneurship: Textbook. In two parts. Part One. Organizational bases / Grishchenko MF Dudic ZZ, Ivut RB, Prokhorenko, ID - Mn .: BGPA, 2002 - 249 p. (S. 148).

10 A. Hosking course of business: A Practical Guide. Lane. Translated from English. MA, International Relations, 2003 - 352p. Electronic resource:

11 Dictionary of Business Terms. Akademik.ru. In 2001. (http://dic.academic.ru/dic.nsf/business/7712).

12. http://www.malb.ru/sredbiz.html

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.