Научная статья на тему 'Бизнес-дисциплины в профессиональной подготовке менеджеров малого бизнеса'

Бизнес-дисциплины в профессиональной подготовке менеджеров малого бизнеса Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
315
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ В СФЕРЕ КУЛЬТУРЫ / ECONOMIC AND MANAGEMENT IN THE SPHERE OF CULTURAL / BUSINESS SUBJECTS / ПОДГОТОВКА МЕНЕДЖЕРОВ МАЛОГО БИЗНЕСА / PREPARATION OF MANAGERS OF A SMALL-SCALE BUSINESS / ENTERPRISE PREPARATION / READINESS FOR ACTIVITY IN A SMALL-SCALE BUSINESS / СОЦИАЛЬНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ БИЗНЕСА / SOCIAL RESPONSIBILITY OF BUSINESS / БИЗНЕС-ДИСЦИПЛИНЫ / ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКАЯ ПОДГОТОВКА / ГОТОВНОСТЬ К ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В МАЛОМ БИЗНЕСЕ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Голубева Татьяна Михайловна

В статье автор раскрывает особенности подготовки менеджеров малого бизнеса на базе Банковского колледжа № 45 Департамента образования города Москвы. Охарактеризована роль бизнес-дисциплин в формировании квалифицированного специалиста и сущность предпринимательской подготовки. Рассматриваются условия успешного обучения студентов предпринимательству. В статье показана социальная ответственность бизнеса перед обществомI

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

n the article the author opens the features of preparation the managers of a small-scale business on the base of the Bank college № 45 of the Department of Education the City of Moscow. The role of business subjects in formation of qualified expert is characterized. Conditions of successful training of students to business and essence of enterprise preparation are considered. A social responsibility of business before a society is shown in the article

Текст научной работы на тему «Бизнес-дисциплины в профессиональной подготовке менеджеров малого бизнеса»

ISSN 1997-0803 ВЕСТНИК МГУКИ май-июнь 3 (35) 2010 г.

Т. М. Голубева

БИЗНЕС-ДИСЦИПЛИНЫ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ МЕНЕДЖЕРОВ МАЛОГО БИЗНЕСА

В статье автор раскрывает особенности подготовки менеджеров малого бизнеса на базе Банковского колледжа № 45 Департамента образования города Москвы. Охарактеризована роль бизнес-дисциплин в формировании квалифицированного специалиста и сущность предпринимательской подготовки. Рассматриваются условия успешного обучения студентов предпринимательству. В статье показана социальная ответственность бизнеса перед обществом. Ключевые слова: экономика и управление в сфере культуры, бизнес-дисциплины, подготовка менеджеров малого бизнеса, предпринимательская подготовка, готовность к деятельности в малом бизнесе, социальная ответственность бизнеса.

In the article the author opens the features of preparation the managers of a small-scale business on the base of the Bank college № 45 of the Department of Education the City of Moscow. The role of business - subjects in formation of qualified expert is characterized. Conditions of successful training of students to business and essence of enterprise preparation are considered. A social responsibility of business before a society is shown in the article. Keywords: economic and management in the sphere of cultural, business - subjects; preparation of managers of a small-scale business; enterprise preparation; readiness for activity in a small-scale business; social responsibility of business.

На протяжении всего периода становления рыночных отношений в нашей стране государство последовательно совершенствует законодательную базу по поддержке и развитию малого бизнеса, рассматривая его как наиболее перспективный сектор экономики.

Ключевую роль в развитии малого бизнеса играют квалифицированные кадры предпринимателей и менеджеров. Анализ деятельности малого предпринимательства показал, что менеджер в нем является одновременно и предпринимателем, и маркетологом, и стратегом, и т.д., то есть его должность полифункциональна. Соответственно, подготовка такого специалиста требует интенсивного развития содержания, применения инновационных педагогических технологий. Она должна быть нацелена на опережающее обучение. Подготовку таких кадров осуществляет Государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования Банковский колледж № 45 Департамента образования города Москвы.

Для плодотворной подготовки менеджеров, способных к успешному ведению малого бизнеса, необходимы знания в области экономики и менеджмента, статистики и бухгалтерского учета, маркетинга и бизнес-планирования, Интернет-маркетинга и анализа финансово-хозяйственной деятельности, предпринимательства в малом бизнесе. Все эти дисциплины в указанном колледже объединены в цикл бизнес-дисциплин.

Основными видами деятельности менеджера малого бизнеса являются организационно-управленческая, финансово-экономическая, информационно-аналитическая.

Организационно-управленческая деятельность характеризуется участием в управлении предпринимательской деятельностью, выбором целей организации, решением стратегических задач, осуществлением связи с деловыми партнерами, использованием компьютерной техники. Формированию этого направления способствует освоение таких дисциплин, как «Маркетинг», «Менеджмент».

Финансово-экономическая деятельность включает поиск средств и рациональное их использование на основе знания финансового менеджмента.

Образование в сфере культуры

Информационно-аналитическая деятельность складывается из сбора и обработки необходимой информации для принятия управленческих решений, анализа рыночной среды на микроэкономическом уровне и создания условий для повышения конкурентоспособности товаров и услуг, определения возможного риска, использования современных информационных технологий.

Прежде чем начать свой бизнес, необходимо предварительно провести аналитическую работу, а именно: выбрать основное направление деятельности, определить степень конкуренции и предполагаемый спрос; определить деловую (торговую) зону, размер коммерческих возможностей, а также сформировать профессиональный коллектив исполнителей (команду) на основе знаний маркетинга, менеджмента, бизнес-планирования, предпринимательства в малом бизнесе; оценить финансовые возможности, то есть определить необходимый уровень затрат, величину оборотных (прежде всего, денежных) средств для начала бизнеса, а также размер уставного капитала и возможные источники финансирования. Составляющие компоненты создания и функционирования малого бизнеса освещаются в учебных дисциплинах «Предпринимательство в малом бизнесе», «Анализ финансово-хозяйственной деятельности», «Финансовый менеджмент».

Для формирования окончательного решения об открытии собственного бизнеса предпринимателю рекомендуется провести анализ внешних и внутренних возможностей методом SWOT. С его помощью определяются сильные стороны (преимущества) и слабые стороны (трудности), а также анализируется внешняя среда фирмы, то есть возможности внешнего окружения на достижение преимуществ фирмы в бизнесе или опасности (угрозы), которые могут ее подстерегать. Такой комплексный подход к принятию решения об открытии бизнеса позволит снизить вероятность банкротства на первых этапах деятельности фирмы.

Основные направления деятельности менеджера малого бизнеса обусловили общие требования к его образованию, которые включают понимание сущности и социальной значимости своей будущей профессии, проявление к ней устойчивого интереса; ответственность за результаты выполненной работы.

Каждая организация, в том числе малая, устанавливает свою систему ценностей, составляющую организационную культуру, имидж организации. К аспектам организационной культуры необходимо отнести ценности, этикет, эстетику помещений, интересов, оборудования. Основные аспекты организационной культуры рассматриваются в дисциплине «Предпринимательство в малом бизнесе».

Менеджер продвигает свою продукцию на рынок, он должен быть компетентен в вопросах ценообразования, рекламы, конкуренции и других аспектах предпринимательской деятельности, которые освещаются во всех бизнес-дисциплинах.

Предпринимательская деятельность предъявляет специфические требования к качествам своего студента. В педагогической науке такие качества специалиста определяются как компоненты готовности: когнитивный, мотивационный, ориентировочный, коммуникативный, технологический (операционный), рефлексивный.

Когнитивный компонент готовности включает совокупность знаний о сущности менеджерской деятельности в сфере малого бизнеса, понимание роли и значения менеджмента в решении проблем малого бизнеса. Мотивационный компонент готовности характеризуется направленностью специалиста в совершенствовании знаний и умений менеджмента малого бизнеса. Ориентировочный компонент готовности определяется умением выбрать сферу предпринимательства, самостоятельно ее планировать. Технологический, или операционный, компонент определяется совокупностью умений и навыков выполнения предпринимательской деятельности, то есть подразумевает умение применять на практике знание менеджмента, маркетинга, стра-

/ББМ 1997-0803 ВЕСТНИК МГУКИ май-июнь 3 (35) 2010 г.

тегического и финансового менеджмента, бухгалтерского учета, бизнес-планирования, предпринимательства в малом бизнесе, анализа финансово-хозяйственной деятельности и других бизнес-дисциплин, практическая реализация которых осуществляется при формировании бизнес-плана.

Коммуникативный компонент готовности основан на овладении высоким уровнем рефлексии в межличностном общении. Рефлексивный компонент предполагает преодоление стереотипов мышления.

Готовность к деятельности в малом бизнесе можно определить как мотивированный предпринимательским видом деятельности комплекс знаний, практических умений, необходимых для достижения целей, результатов, осуществлению которых способствует изучение организации и порядка кредитования, бухгалтерского учета и анализа финансово-хозяйственной деятельности, налоговой и инвестиционной политики государства.

Развитие бизнеса (в том числе малого) не может осуществляться без осознания нравственной социальной ответственности предпринимателя за свою деятельность.

Поэтому на формирование менеджера как личности большое влияние оказывает воспитание, являющееся важнейшей категорией педагогики.

Становление студента как специалиста - процесс длительный, сложный, обусловленный многими факторами социально-экономического, правового, психологического характера, потому что будущая профессиональная деятельность студента будет включать экономико-управленческие и социально-нравственные компоненты.

Новаторская сторона бизнес-образования связана с необходимостью реализации требований общества к специалистам, умеющим эффективно использовать теоретические знания и сформированные умения в дальнейшей профессиональной деятельности как предпринимателя, менеджера, организатора, педагога и воспитателя.

Бизнес-дисциплины в структуре профессиональной подготовки прививают студентам навыки предпринимательского мышления, позволяют овладеть методами и механизмом создания собственного дела, приемами маркетингового и финансового анализа, оценки своих внутренних возможностей. При обучении бизнес-дисциплинам необходимо учитывать требования аксиологического подхода, когда обучающийся понимает ценность полученных знаний для своей будущей деятельности.

Таким образом, бизнес-образование является деятельностным и, как следствие, предпринимательским. При его реализации необходимо осуществлять проблемно-целевую деятельность педагога и обучающегося, а также - активное включение студента в учебно-образовательный процесс, целью которого становится развитие личных способностей и формирование предпринимательских навыков в малом бизнесе.

Примечания

1. Басовский Л. Е. Менеджмент: учебное пособие / Л. Е. Басовский. - М.: ИНФРА-М, 2005.

2. Безюлева Г. В. Профессиональная компетентность специалиста: точка зрения психолога / Г. В. Безюлева // Профессиональное образование. - 2005. - № 12.

3. Голубева Т. М. Анализ финансово-хозяйственной деятельности: [учеб. пособие для нач. проф. Образования] / Т. М. Голубева. - М.: Издательский центр «Академия», 2008.

4. Голубева Т. М. Основы предпринимательской деятельности: [учебное пособие для студентов, обучающихся по специальностям неэкономического профиля] / Т. М. Голубева. - М.: УМЦ ПО ДОМ, 2009.

5. Смирнов И. П. Человек - образование - профессия - личность: монография / И. П. Смирнов. - М.: УМИЦ «Граф-Пресс», 2002.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.