Научная статья на тему 'МЕТОДИЧЕСКИЙ ПОДХОД К РАЗРАБОТКЕ ОПТИМАЛЬНЫХ ПАРАМЕТРОВ САНИТАРНО-ПРОСВЕТИТЕЛЬНЫХ ВЫСТАВОЧНЫХ ДИАПОЗИТИВОВ'

МЕТОДИЧЕСКИЙ ПОДХОД К РАЗРАБОТКЕ ОПТИМАЛЬНЫХ ПАРАМЕТРОВ САНИТАРНО-ПРОСВЕТИТЕЛЬНЫХ ВЫСТАВОЧНЫХ ДИАПОЗИТИВОВ Текст научной статьи по специальности «Технологии материалов»

CC BY
11
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «МЕТОДИЧЕСКИЙ ПОДХОД К РАЗРАБОТКЕ ОПТИМАЛЬНЫХ ПАРАМЕТРОВ САНИТАРНО-ПРОСВЕТИТЕЛЬНЫХ ВЫСТАВОЧНЫХ ДИАПОЗИТИВОВ»

УДК 614:374(084.124)

Н. Б. Каратаева, Г. С. Жигалин

МЕТОДИЧЕСКИЙ ПОДХОД К РАЗРАБОТКЕ ОПТИМАЛЬНЫХ ПАРАМЕТРОВ САНИТАРНО-ПРОСВЕТИТЕЛЬНЫХ ВЫСТАВОЧНЫХ ДИАПОЗИТИВОВ

ЦНИИ санитарного просвещения Минздрава СССР, Москва

Выставочные диапозитивы являются одной из форм наглядной пропаганды и агитации, которая располагает широким возможностями предъявления различных медико-гигиенических сведений. Они отличаются особой наглядностью, красочностью исполнения и лаконичностью. Недаром выставочные диапозитивы — наиболее распространенный вид наглядных материалов, применяемых в медицинских учреждениях, особенно в поликлиниках.

В настоящее время уделяется большое внимание оформлению санитарно-просветительных материалов, которые занимают определенное место в интерьере, медицинских учреждений. Идут поиск и разработка рекомендаций по применению санитарно-просветительных материалов не только в методическом плане, но и с учетом условий их экспозиции, места в обшем интерьере лечебно-профилактического учреждения и т. д.

С целью повышения эффективности воздействия санитарно-просветительных материалов вообще и выставочных диапозитивов в частности, необходимо создавать и выпускать такие материалы, которые отвечали бы современным требованиям науки, техники, эстетики, технологии производства и т. д. Наглядные санитарно-просветительные материалы должны иметь параметры (по размеру знаков, количеству печатного материала, цвету, фону и т. д.), соответствующие психофизиологическим возможностям анализаторов человека, и существенно превышать пороговые значения различения предъявляемых объектов. Режим предъявления (место экспозиции, освещенность, подсвет, продолжительность экспозиции и т. д.) должен способствовать усвоению информации и не затруднять этот процесс.

Проведенные нами систематизация и анализ выставочных диапозитивов, выпускаемых экспернментально-прсиз-

Рис. 1. Общин вид экспериментальной лабораторной установки для определения оптимальных параметров выставочных диапозитивов. / — специальная приставка со шкалой размеров выставочных диапозитивов; 2 — матовый экран; 3 —- автоматический диапроектор.

70

30"Ю 50*60

Рис. 2. Схема лабораторной установки с размерами (в см) отдельных ее деталей (вид сверху).

/ — специальная приставка со шкалой размеров выставочных диапозитивов и полозьями для перемещения автоматического диапроектора; 2 — матовый экран для просмотра диапозитивов; 3— автоматический диапроектор; 4 — пластинка с винтами для крепления экрана с приставкой.

водственным предгшиятием ЦНИИ санитарного просвещения Минздрава СССР, позволили дать количественно-качественную характеристику и оценку имеющихся в практике санитарного просвещения выставочных диапозитивов и приступить к разработке критериев для определения их оптимальных параметров, а также к изготовлению и апробации опытных образцов с тем, чтобы дать научно обоснованные рекомендации по созданию и использованию этой формы наглядных материалов в практике санитарного просвещения.

Целью настоящего исследования была разработка методики определения параметров санитарно-просветительных выставочных диапозитивов для разных условий их предъявления: размеры самих диапозитивов, размеры шрифтов, количество текстового материала, расстояния, обеспечивающего условия для их просмотра и чтения заложенной в них информации, а также установление оптимальных значений изучаемых показателей.

Для этого мы создали экспериментальную лабораторную установку, которая состоит из специальной приставки

Оптимальные размеры выставочных диапозитивов при просмотре их с разного расстояния (в условиях лабораторного эксперимента) .

Расстояние от испытуемого до стенда выставочного диапозитива, м Оптимальные размеры диапозитивов, см

0,5 24X30

1 24X30

2. 30X40

3 50X60

для отбрасывания на экран изображений диапозитивов разных размеров (13X18, 18X24, 24X30, 30X40, 50Х Х60 см), матового экрана для показа слайдов и автоматического диапроектора (рис. 1).

Автоматический диапроектор позволяет предъявлять слайды диапозитивов в определенной последовательности и с определенными интервалами в зависимости от условий и задач эксперимента. Диапроектор монтируется на специальной приставке. Приставка имеет полозы, по которым он перемещается, и специальную отградуированную шкалу, дающую возможность показывать на экране диапозитивы разных размеров. Матовый экран (60X70 см) монтируется с приставкой крепежными винтами и при необходимости может быть легко и быстро снят, что делает установку портативной и легко транспортируемой. Общая схема установки и размеры отдельных ее деталей представлены на рис. 2.

Методика определения изучаемых показателей выставочных диапозитивов заключалась в следующем: испытуемому, находящемуся на определенном расстоянии от экрана (0,5, 1, 2 и 3 м), с помощью диапроектора последовательно предъявляли слайды выставочных диапозитивов начиная с малых (13X18 см) и кончая большими (50Х Х60 см) и наоборот (для лучшей вероятности восприятия). Испытуемый в процессе просмотра должен был ответить на вопрос: какой из предъявленных размеров диапозитивов наиболее удобен для просмотра при данном расстоянии до экрана? Общий вид эксперимента по определению оптимальных параметров выставочных диапозитивов представлен на рис. 3.

ЦОм 2.5м 2рм 1.5* '.Ом 0.5м

Рис. 3. Общий вид эксперимента по определению оптимальных параметров выставочных диапозитивов.

В исследованиях приняли участие 50 мужчин и женщин в возрасте от 18 до 60 лет. Полученные данные обработаны статистически; определен оптимальный размер выставочных диапозитивов для выбранного расстояния их просмотра (см. таблицу).

Методика определения оптимальных размеров шрифтов на выставочных диапозитивах была аналогичной. Испытуемому, находящемуся в тех же. условиях эксперимента, предъявляли текст, выполненный шрифтом разного разме-

ра, и он должен был ответить на вопрос: какой размер шрифта в тексте различается им без затруднений и наиболее удобен для чтения с данного расстояния? Обработку полученных данных и определение наиболее предпочтительных (оптимальных) вариантов проводили так же, как и в первом случае.

Таким образом,< разработанная нами экспериментальная лабораторная уста'новка и методика исследования позволяют определять оптимальные параметры выставочных диапозитивов для разных расстояний их просмотра и чтения, а также для различных условий их экспозиции в медицинских, учебных и других учреждениях, что имеет определенное значение для практики санитарного просвещения.

Выводы. 1. Определение оптимальных параметров выставочных диапозитивов позволяет рекомендовать авторам, методистам и художникам учитывать эти показатели при создании новых образцов выставочных диапозитивов.

2. Полученные данные могут быть использованы при разработке рекомендаций по оформлению интерьеров лечебно-профилактических учреждений, домов санитарного просвещения и других объектов, где проводится гигиеническое обучение и воспитание населения.

Поступила 01.07.31

УДК 371.71:612.825.8

H.A. Иванова, Г. И. Зенченко, H.A. Федулова

ИЗМЕНЕНИЕ УМСТВЕННОЙ РАБОТОСПОСОБНОСТИ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ В ТЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ГОДА

Черниговский педагогический институт

Изучение влияний учебной нагрузки на детский организм является актуальной проблемой (М. В. Антропова, 1978; Г. Н. Сердюковская и С. М. Громбах; Е. М. Вайн-руб).

Поскольку лишь некоторые исследователи учитывали в своей работе индивидуально-типологические особенности высшей нервной деятельности, мы проследили изме--нение умственной работоспособности в связи с типологи

Средние показатели работоспособности школьников в течение дня и недели в начале учебного юда

Таблица 1

Время исследования Показатель Понедельник Вторник Среда Четверг Пятница Суббота

До начала занятий Перед вторым уроком В конце занятий

До начала занятий Перед вторым уроком В конце занятий

До начала занятий Перед вторым уроком В конце занятий

к\

•г

К,

и £

Кг /, к3

4 /«

Кг

1 з К,

Учащиеся 1-й группы

506±75 0,959±0,032

429±65 0,980±0,019

452±78 0,981±0,019

531 ±82 0,994±0.006

549±85 0,991 ±0,009

625± 105 0,989±0,011

632±134 0,994±0,005

642±129 0,992±0,008

643± 137 0,988±0,0!2

Учащиеся 2-й группы

368=34 0,954±0.045

300±47 0,975±0.025

347=58 0,984=0,016

408±47 0,989±0.0!0

400±80 0,999±0,001

377±69 0,989±0,010

485±81 0,991 ±0,009

537±95 0,985±0,014

471±100 0,980±0,018

Учащиеся 3-й группы

262±40 0,933±0,055

230±31 0,972±0,011

306± 14 0,973±0,016

330±51 0,958±0,038 270±42 t

310±26 0,977±0,021

337± 112 0,984±0,026 396±159 1

412±149 0,988±0,009

686± 152 0,994±0,005

705, ±124 0,989±0,011

682± 169 0,989±0,011

504±137 0,984±0,016

545±91 0,985±0,015

498± 148 0,973±0,027

472±55 0,983±0,017

455±87 0,989±0,011

401 ±75 0,995±0,005

684 ±178 0,996±0,004

705±176 0,991±0,009

65fl±177 0,992±0,007

536±121 1,000 542±140 0,997±0,009

466±90 0,995±0,005

398±112 0,993±0,007

342±126 0,998±0,002 373±138 I

751 ±130 0,988±0,002

738± 166 0,986±0,007

705±179 0,989±0,008

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

516±75 0.990±0,014

601 ±92 0,981 ±0.01?

453±163 0,989±0,010

501 ±230 0,998±0,002

552±140 0,985±0,005

500±45 0,993±0,007

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.