УДК 614:374(084.124)
Н. Б. Каратаева, Г. С. Жигалин
МЕТОДИЧЕСКИЙ ПОДХОД К РАЗРАБОТКЕ ОПТИМАЛЬНЫХ ПАРАМЕТРОВ САНИТАРНО-ПРОСВЕТИТЕЛЬНЫХ ВЫСТАВОЧНЫХ ДИАПОЗИТИВОВ
ЦНИИ санитарного просвещения Минздрава СССР, Москва
Выставочные диапозитивы являются одной из форм наглядной пропаганды и агитации, которая располагает широким возможностями предъявления различных медико-гигиенических сведений. Они отличаются особой наглядностью, красочностью исполнения и лаконичностью. Недаром выставочные диапозитивы — наиболее распространенный вид наглядных материалов, применяемых в медицинских учреждениях, особенно в поликлиниках.
В настоящее время уделяется большое внимание оформлению санитарно-просветительных материалов, которые занимают определенное место в интерьере, медицинских учреждений. Идут поиск и разработка рекомендаций по применению санитарно-просветительных материалов не только в методическом плане, но и с учетом условий их экспозиции, места в обшем интерьере лечебно-профилактического учреждения и т. д.
С целью повышения эффективности воздействия санитарно-просветительных материалов вообще и выставочных диапозитивов в частности, необходимо создавать и выпускать такие материалы, которые отвечали бы современным требованиям науки, техники, эстетики, технологии производства и т. д. Наглядные санитарно-просветительные материалы должны иметь параметры (по размеру знаков, количеству печатного материала, цвету, фону и т. д.), соответствующие психофизиологическим возможностям анализаторов человека, и существенно превышать пороговые значения различения предъявляемых объектов. Режим предъявления (место экспозиции, освещенность, подсвет, продолжительность экспозиции и т. д.) должен способствовать усвоению информации и не затруднять этот процесс.
Проведенные нами систематизация и анализ выставочных диапозитивов, выпускаемых экспернментально-прсиз-
Рис. 1. Общин вид экспериментальной лабораторной установки для определения оптимальных параметров выставочных диапозитивов. / — специальная приставка со шкалой размеров выставочных диапозитивов; 2 — матовый экран; 3 —- автоматический диапроектор.
70
30"Ю 50*60
Рис. 2. Схема лабораторной установки с размерами (в см) отдельных ее деталей (вид сверху).
/ — специальная приставка со шкалой размеров выставочных диапозитивов и полозьями для перемещения автоматического диапроектора; 2 — матовый экран для просмотра диапозитивов; 3— автоматический диапроектор; 4 — пластинка с винтами для крепления экрана с приставкой.
водственным предгшиятием ЦНИИ санитарного просвещения Минздрава СССР, позволили дать количественно-качественную характеристику и оценку имеющихся в практике санитарного просвещения выставочных диапозитивов и приступить к разработке критериев для определения их оптимальных параметров, а также к изготовлению и апробации опытных образцов с тем, чтобы дать научно обоснованные рекомендации по созданию и использованию этой формы наглядных материалов в практике санитарного просвещения.
Целью настоящего исследования была разработка методики определения параметров санитарно-просветительных выставочных диапозитивов для разных условий их предъявления: размеры самих диапозитивов, размеры шрифтов, количество текстового материала, расстояния, обеспечивающего условия для их просмотра и чтения заложенной в них информации, а также установление оптимальных значений изучаемых показателей.
Для этого мы создали экспериментальную лабораторную установку, которая состоит из специальной приставки
Оптимальные размеры выставочных диапозитивов при просмотре их с разного расстояния (в условиях лабораторного эксперимента) .
Расстояние от испытуемого до стенда выставочного диапозитива, м Оптимальные размеры диапозитивов, см
0,5 24X30
1 24X30
2. 30X40
3 50X60
для отбрасывания на экран изображений диапозитивов разных размеров (13X18, 18X24, 24X30, 30X40, 50Х Х60 см), матового экрана для показа слайдов и автоматического диапроектора (рис. 1).
Автоматический диапроектор позволяет предъявлять слайды диапозитивов в определенной последовательности и с определенными интервалами в зависимости от условий и задач эксперимента. Диапроектор монтируется на специальной приставке. Приставка имеет полозы, по которым он перемещается, и специальную отградуированную шкалу, дающую возможность показывать на экране диапозитивы разных размеров. Матовый экран (60X70 см) монтируется с приставкой крепежными винтами и при необходимости может быть легко и быстро снят, что делает установку портативной и легко транспортируемой. Общая схема установки и размеры отдельных ее деталей представлены на рис. 2.
Методика определения изучаемых показателей выставочных диапозитивов заключалась в следующем: испытуемому, находящемуся на определенном расстоянии от экрана (0,5, 1, 2 и 3 м), с помощью диапроектора последовательно предъявляли слайды выставочных диапозитивов начиная с малых (13X18 см) и кончая большими (50Х Х60 см) и наоборот (для лучшей вероятности восприятия). Испытуемый в процессе просмотра должен был ответить на вопрос: какой из предъявленных размеров диапозитивов наиболее удобен для просмотра при данном расстоянии до экрана? Общий вид эксперимента по определению оптимальных параметров выставочных диапозитивов представлен на рис. 3.
ЦОм 2.5м 2рм 1.5* '.Ом 0.5м
Рис. 3. Общий вид эксперимента по определению оптимальных параметров выставочных диапозитивов.
В исследованиях приняли участие 50 мужчин и женщин в возрасте от 18 до 60 лет. Полученные данные обработаны статистически; определен оптимальный размер выставочных диапозитивов для выбранного расстояния их просмотра (см. таблицу).
Методика определения оптимальных размеров шрифтов на выставочных диапозитивах была аналогичной. Испытуемому, находящемуся в тех же. условиях эксперимента, предъявляли текст, выполненный шрифтом разного разме-
ра, и он должен был ответить на вопрос: какой размер шрифта в тексте различается им без затруднений и наиболее удобен для чтения с данного расстояния? Обработку полученных данных и определение наиболее предпочтительных (оптимальных) вариантов проводили так же, как и в первом случае.
Таким образом,< разработанная нами экспериментальная лабораторная уста'новка и методика исследования позволяют определять оптимальные параметры выставочных диапозитивов для разных расстояний их просмотра и чтения, а также для различных условий их экспозиции в медицинских, учебных и других учреждениях, что имеет определенное значение для практики санитарного просвещения.
Выводы. 1. Определение оптимальных параметров выставочных диапозитивов позволяет рекомендовать авторам, методистам и художникам учитывать эти показатели при создании новых образцов выставочных диапозитивов.
2. Полученные данные могут быть использованы при разработке рекомендаций по оформлению интерьеров лечебно-профилактических учреждений, домов санитарного просвещения и других объектов, где проводится гигиеническое обучение и воспитание населения.
Поступила 01.07.31
УДК 371.71:612.825.8
H.A. Иванова, Г. И. Зенченко, H.A. Федулова
ИЗМЕНЕНИЕ УМСТВЕННОЙ РАБОТОСПОСОБНОСТИ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ В ТЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ГОДА
Черниговский педагогический институт
Изучение влияний учебной нагрузки на детский организм является актуальной проблемой (М. В. Антропова, 1978; Г. Н. Сердюковская и С. М. Громбах; Е. М. Вайн-руб).
Поскольку лишь некоторые исследователи учитывали в своей работе индивидуально-типологические особенности высшей нервной деятельности, мы проследили изме--нение умственной работоспособности в связи с типологи
Средние показатели работоспособности школьников в течение дня и недели в начале учебного юда
Таблица 1
Время исследования Показатель Понедельник Вторник Среда Четверг Пятница Суббота
До начала занятий Перед вторым уроком В конце занятий
До начала занятий Перед вторым уроком В конце занятий
До начала занятий Перед вторым уроком В конце занятий
к\
•г
К,
и £
Кг /, к3
4 /«
Кг
1 з К,
Учащиеся 1-й группы
506±75 0,959±0,032
429±65 0,980±0,019
452±78 0,981±0,019
531 ±82 0,994±0.006
549±85 0,991 ±0,009
625± 105 0,989±0,011
632±134 0,994±0,005
642±129 0,992±0,008
643± 137 0,988±0,0!2
Учащиеся 2-й группы
368=34 0,954±0.045
300±47 0,975±0.025
347=58 0,984=0,016
408±47 0,989±0.0!0
400±80 0,999±0,001
377±69 0,989±0,010
485±81 0,991 ±0,009
537±95 0,985±0,014
471±100 0,980±0,018
Учащиеся 3-й группы
262±40 0,933±0,055
230±31 0,972±0,011
306± 14 0,973±0,016
330±51 0,958±0,038 270±42 t
310±26 0,977±0,021
337± 112 0,984±0,026 396±159 1
412±149 0,988±0,009
686± 152 0,994±0,005
705, ±124 0,989±0,011
682± 169 0,989±0,011
504±137 0,984±0,016
545±91 0,985±0,015
498± 148 0,973±0,027
472±55 0,983±0,017
455±87 0,989±0,011
401 ±75 0,995±0,005
684 ±178 0,996±0,004
705±176 0,991±0,009
65fl±177 0,992±0,007
536±121 1,000 542±140 0,997±0,009
466±90 0,995±0,005
398±112 0,993±0,007
342±126 0,998±0,002 373±138 I
751 ±130 0,988±0,002
738± 166 0,986±0,007
705±179 0,989±0,008
516±75 0.990±0,014
601 ±92 0,981 ±0.01?
453±163 0,989±0,010
501 ±230 0,998±0,002
552±140 0,985±0,005
500±45 0,993±0,007