Научная статья на тему 'Методический подход к оценке факторов, влияющих на результативность социально-экономической политики северных регионов'

Методический подход к оценке факторов, влияющих на результативность социально-экономической политики северных регионов Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
42
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЕВЕРНЫЙ РЕГИОН / NORTHERN REGION / СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА / SOCIO-ECONOMIC POLICIES / ФАКТОРЫ / FACTORS / РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ / IMPACT

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Губина Ольга Владимировна, Проворова Анна Андреевна

Результативность социально-экономической политики в северных регионах России является важным условием их устойчивого развития. Внедрение механизмов управления по результатам в данных регионах сопровождается рядом проблем методического характера. Результативность реализации региональной политики будет определяться мерой соответствия ожидаемых результатов поставленным целям и задачам. Одним из аспектов формирования научных основ оценки региональной северной политики является разработка методических положений по учету влияния факторов, чтó для регионов Севера имеет особую актуальность. Авторский методический подход включает положения по оценке влияния факторов на реализацию целей и задач; типологию факторов в зависимости от источника влияния, длительности воздействия и возможности государственного регулирования; аналитический инструментарий, включающий алгоритм оценки и систему показателей. Проведенная оценка позволила выявить следующие группы факторов: способствующие реализации, умеренно способствующие и затрудняющие реализацию целей и задач региональной политики. Многоаспектный анализ влияния территориальных факторов позволяет скорректировать поставленные стратегические цели и тактические задачи социально-экономического развития конкретного субъекта российского Севера.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социальной и экономической географии , автор научной работы — Губина Ольга Владимировна, Проворова Анна Андреевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Assessing the Impact of Socio-Economic Factors on the Russian Federation Policy for Its Northern Regions

The article investigates the impact of socio-economic factors (SEFs) on the Russian Federation (RF) policy for its northern regions, opining that these factors could play an important role in the regions' sustainable development. Currently, the critique notes, there are several methodological problems that might detract from the performance of management mechanisms. These challenges, the paper observes, would be likely to influence the RF at various stages: during its assessment of SEFs' impact on its chosen policy goals; while listing the factors' typology (influence, exposure duration, and potential of state regulations); and when using analytical tools, particularly those for estimating the success of algorithm and system performance. At this stage, the document enumerates the RF-connected stages which the evaluation has identified: full achievement; moderate assistance; and hindering regional policy (RP). The review claims that Russia's RP success should be a function of how completely it achieves long-term objectives. But, for the short term, the RF will adapt new scientific bases to influence its strategy toward the northern region. The study, in conclusion, has provided a multidimensional analysis covering the impact of SEFs on the RF, recommending that the country adjust its strategic and tactical objectives to address the northern regions' shorter-range requirements.

Текст научной работы на тему «Методический подход к оценке факторов, влияющих на результативность социально-экономической политики северных регионов»

J

<

о

Методический подход к оценке факторов, влияющих на результативность

социально-экономической политики

*

северных регионов

Assessing the Impact of Socio-Economic Factors on the Russian Federation Policy for Its Northern Regions

УДК 338.246.2

Губина Ольга Владимировна

старший научный сотрудник отдела экономических исследований Архангельского научного центра УрО РАН, кандидат экономических наук 163000, г Архангельск, Садовая ул., д. 3

Gubina Ol'ga Vladimirovna

Arkhangelsk Scientific Center (Ural Branch of the Russian Academy of Science)

Sadovaya Str. 3, Arkhangelsk, 163000, Russian Federation

Проворова Анна Андреевна

научный сотрудник отдела экономических исследований Архангельского научного центра УрО РАН

163000, г Архангельск, Садовая ул., д. 3

Provorova Anna Andreevna

Arkhangelsk Scientific Center (Ural Branch of the Russian Academy of Science)

Sadovaya Str. 3, Arkhangelsk, 163000, Russian Federation

Результативность социально-экономической политики в северных регионах России является важным условием их устойчивого развития. Внедрение механизмов управления по результатам в данных регионах сопровождается рядом проблем методического характера. Результативность реализации региональной политики будет определяться мерой соответствия ожидаемых результатов поставленным целям и задачам. Одним из аспектов формирования научных основ оценки региональной северной политики является разработка методических положений по учету влияния факторов, что для регионов Севера имеет особую актуальность. Авторский методический подход включает положения по оценке влияния факторов на реализацию целей и задач; типологию факторов в зависимости от источника влияния, длительности воздействия и возможности государственного регулирования; аналитический инструментарий, включающий алгоритм оценки и систему показателей. Проведенная оценка позволила выявить следующие группы факторов: способствующие реализации, умеренно способствующие и затрудняющие реализацию целей и задач региональной политики. Многоаспектный анализ влияния территориальных факторов позволяет скорректировать поставленные стратегические цели и тактические задачи социально-экономического развития конкретного субъекта российского Севера.

The article investigates the impact of socio-economic factors (SEFs) on the Russian Federation (RF) policy for its northern regions, opining that these factors could play an important role in the regions' sustainable development. Currently, the critique notes, there are several methodological problems that might detract from the performance of management mechanisms. These challenges, the paper observes, would be likely to influence the RF at various stages: during its assessment of SEFs' impact on its chosen policy goals; while listing the factors' typology (influence, exposure duration, and potential of state regulations); and when using analytical tools, particularly those for estimating the success of algorithm and system performance. At this stage, the document enumerates the RF-connected stages which

the evaluation has identified: full achievement; moderate assistance; and hindering regional policy (RP). The review claims that Russia's RP success should be a function of how completely it achieves long-term objectives. But, for the short term, the RF will adapt new scientific bases to influence its strategy toward the northern region. The study, in conclusion, has provided a multidimensional analysis covering the impact of SEFs on the RF, recommending that the country adjust its strategic and tactical objectives to address the northern regions' shorter-range requirements.

Ключевые слова: северный регион, социально-экономическая политика, факторы, результативность

Keywords: Northern Region, socio-economic policies, factors, Impact

Ключевая роль Севера в национальной экономике заключается в обеспечении безопасности и геополитических интересов государства. Значительный природно-ресурсный потенциал северных территорий Российской Федерации в настоящее время определяет тенденции развития национальной экономики: структуру экспорта, наполняемость бюджета, инвестиционную активность. Территория Севера и Арктики является зоной трансграничного морского и авиационного сообщения. Северный морской путь выполняет функции не только межрегиональной хозяйственной, но и культурной коммуникации субъектов российского Севера. Эффективное развитие международных транзитных коридоров позволит России занять ключевые позиции в регулировании мировых транспортных потоков.

Вместе с тем социально-экономическое развитие регионов российского Севера сопровождается рядом проблем, появление которых обусловлено как самой северной спецификой (дискомфортность природно-климатических условий, периферийность территорий, ресурсная специализация хозяйства и проживание

* Статья подготовлена при поддержке интеграционного проекта фундаментальных исследований, выполняемого в учреждениях Российской АН УрО РАН в 2012-2014 гг., «Инструменты и механизмы реализации социально-экономической политики северных территорий» № 12-И-7-2070.

коренных малочисленных народов), так и историческими особенностями хозяйственного освоения этих территорий. Решение социально-экономических проблем регионов Севера России является неизменным предметом государственной региональной политики, реализуемой в отношении данных территорий.

Важным условием устойчивого долговременного развития регионов Севера России является повышение результативности социально-экономической политики. Результативность реализации региональной политики будет определяться мерой соответствия ожидаемых результатов поставленной цели, степенью приближения к этой цели, позитивного воздействия на социальные и экономические параметры развития. Важным аспектом оценки результативности региональной политики является учет факторов территориального влияния.

Повышение эффективности и результативности государственного управления в настоящее время декларируется Правительством РФ как одно из условий роста конкурентоспособности национальной экономики и стимулируется активным внедрением механизмов и процедур управления по результатам. Система управления по результатам получила активное развитие в Российской Федерации с принятием Указа Президента РФ № 314 от 9 марта 2004 г. «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти», Концепции реформирования бюджетного процесса в Российской Федерации в 2004-2006 гг., которые обозначили начало практической реализации административной реформы в части перехода к бюджетированию, ориентированному на результат, и программно-целевым методам планирования [1-3].

Модель результативного управления опирается на систему следующих действий: определение конечных общественно значимых результатов социально-экономической политики; постановка стратегических целей и тактических задач, обеспечивающих достижение планируемых результатов; формирование системы показателей, характеризующих степень достижения поставленных целей и задач; реализация комплекса мер, необходимых для достижения намеченного результата.

Степень достижения намеченных стратегических целей и тактических задач зависит от влияния ряда социально-экономических факторов, которые определяют динамику показателей конечных результатов [4]. Система факторов оказывает влияние на результат производственной и экономической деятельности. Политика государства в отношении регионов Севера формируется под влиянием специфических черт, присущих исключительно этим территориям, так называемых движущих сил, определяющих характер социально-экономического развития. На наш взгляд, их можно определить как факторы, оказывающие влияние на формирование и результативность региональной социально-экономической политики.

Впервые необходимость учета северной специфики в процессе освоения территорий Севера была обоснована С. В.Славиным, который ввел понятие государственной северной политики. Формирование целостной системы действий государственных органов управления, а именно целей и задач региональной политики, а также комплекса мер эффективного регулирования возможно при учете территориальных факторов. Т. Е. Дмитриева отмечала в качестве характерной черты современной региональной северной политики «эффективную регионализацию», под которой понимался учет условий в регионах при реализа-

ции федеральной политики в субъектах федерации и ^ муниципалитетах [5]. =п

В отечественной литературе проблема факторов х регионального развития и совокупность проблемных ш ситуаций регулирования северных территорий под- х робно охарактеризована в работах В. В.Жиделевой, ^ В. Н. Лаженцева, А.Н.Пилясова и др.

В. Н. Лаженцев, характеризуя систему факторного влияния при реализации государственной политики ^ в регионах Севера, определяет северность как со- к вокупность специфических факторов, формирующих =Ц управленческие вызовы государству. К таким управ- < ленческим вызовам он относит северное удорожание, ^ слабую освоенность территории, низкую инновацион- ^ ность, неэквивалентность товарообмена, экстеррито- ^ риальное поведение ресурсных корпораций, недос- 2 таточную фиксацию этнокультурных и экологических приоритетов [6].

В. В. Жиделева, анализируя факторы, оказывающие влияние на социально-экономическое развитие северных регионов, подразделяет их на способствующие и сдерживающие развитие. Среди способствующих развитию факторов она придает особое значение природно-ресурсному потенциалу, наличию большой территории, отмечая при этом важность таких сдерживающих развитие факторов как: распад многоукладной северной культуры, экстремальность климата, ранимость и деградацию экосистем, деформацию производственных и социальных отношений, криминогенность и социальную нестабильность, бессистемность и высокую стоимость освоения северных территорий [7].

А. Н. Пилясов при исследовании северных периферийных сообществ к основным факторам, определяющим динамику их развития, относит социальную ускоренность основной экономической деятельности, экономико-географическое положение, демографический потенциал [8].

Разработанный нами методический подход к оценке влияния факторов на результативность реализации региональной социально-экономической политики включает: положения по оценке влияния; типологию факторов в зависимости от источника влияния, длительности воздействия и возможности государственного регулирования; аналитический инструментарий, включающий алгоритм оценки и систему показателей.

Оценка влияния факторов на результативность социально-экономической политики в северных регионах основывается на следующих методических положениях:

1. оценка носит комплексный характер, так как позволяет учесть различные по природе факторы, оказывающие влияние на достижение стратегических целей и тактических задач региональной политики;

2. оценка влияния факторов является сбалансированной, что предполагает равнозначность всех целевых ориентиров регионального развития: социальных, экономических, экологических;

3. анализ влияния факторов на достижение стратегических целей развития северного региона учитывает динамические особенности этого процесса. Динамическая оценка влияния факторов позволяет корректировать целевые установки региональной политики в процессе ее реализации;

4. объективность оценки влияния факторов на достижение стратегических целей развития северных регионов обеспечивается широкой выборкой субъектов российского Севера, территория которых относится к районам Крайнего Севера и приравненным ним местностям.

^ Авторами была разработана типология факторов, ^ оказывающих влияние на достижение стратегических х целей развития северных регионов, опирающаяся на ш следующие признаки: по источнику воздействия, по х длительности влияния, по возможности государствен-^ ного регулирования.

В зависимости от источников воздействия факторы разбиваются на: ресурсно-климатические, геогра-^ фические, экономические, инвестиционные, соци-к альные, демографические, финансовые, институциональные. По длительности влияния факторы можно < отнести к краткосрочным (до 1 года), среднесрочным ^Е (0-5 лет), долгосрочным (свыше 5 лет) и практически ^ постоянным. К краткосрочным факторам относятся ^ инвестиционные и финансовые факторы, к средне-з срочным — социальные и институциональные. Факторами средне- и долгосрочного влияния являются экономические и демографические. К практически постоянным факторам следует отнести ресурсно-климатические и географические. В зависимости от возможности государственного регулирования их влияния факторы подразделяются на регулируемые и слабо регулируемые.

Комплексный анализ факторного влияния в совокупности с его количественной оценкой позволяет разработать рекомендации по учету воздействия на результативность региональной политики северного региона. Разработанный аналитический инструментарий опирается на структурированную систему показателей оценки влияния факторов и алгоритм оценки. Важным условием выбора показателей является их доступность. В исследовании использованы абсолютные и относительные показатели. Система базовых показателей сгруппирована в соответствии с блоками факторов.

Ресурсно-климатические факторы, включающие природно-ресурсный потенциал территории, природно-климатические условия, уязвимость природных ландшафтов, оцениваются по биоклиматическому индексу суровости метеорежима (баллы), комплексному индексу обеспеченности природными ресурсами (баллы), потенциалу устойчивости природных экосистем (баллы).

В блоке географических факторов оценивались хозяйственная освоенность территории, перифе-рийность положения, геоэкономическое положение по показателям валового регионального продукта на единицу площади территории (руб./км2), плотности населения (чел./км2), густоты автомобильных дорог общего пользования с твердым покрытием (км/тыс. км2), коэффициенту энергообеспеченности региона, доли внешнеторгового оборота региона во внешнеторговом обороте страны (%), стоимости фиксированного набора потребительских товаров и услуг (в % к среднероссийской стоимости).

Экономические факторы, включающие уровень экономического развития, производительность труда, обеспеченность основными фондами, инновационную активность территории, оценивались по следующим показателям: объем валового регионального продукта (ВРП) на душу населения (руб./чел.), доля ВРП региона в суммарном ВРП Российской Федерации (%), стоимость основных фондов на душу населения (руб./ чел.), ВРП на одного занятого в экономике регионе (руб./чел.), объем инновационных товаров, работ, услуг (млн руб.).

Инвестиционные факторы, характеризующие инвестиционные ресурсы и инвестиционную активность региона, оценивались по показателям инвестиций в

основной капитал на душу населения (руб./чел), доле инвестиций субъекта РФ в общей сумме инвестиций в основной капитал России (%).

Социальные факторы, характеризующиеся обеспеченностью региона трудовыми ресурсами, покупательной способностью доходов населения, уровнем развития розничной торговли, оценивались по показателям численности экономически активного населения (тыс. чел.), доле экономически активного населения субъекта РФ в экономически активном населении страны (%), покупательной способности денежных доходов населения в регионе (раз), соотношению покупательной способности денежных доходов в регионе к среднероссийскому показателю (%), обороту розничной торговли (млн руб.), доле оборота розничной торговли субъекта РФ в общем обороте розничной торговли в России (%).

Демографические факторы, определяющие воспроизводственный потенциал населения, оценивались по показателям численности населения региона (на конец года, тыс. чел.), естественного прироста (%о) и миграционного прироста (%).

Группа финансовых факторов, включающая бюджетную достаточность и бюджетную обеспеченность региона, оценивалась по доле собственных доходов в консолидированном бюджете региона (%), доле собственных доходов бюджета субъекта РФ в собственных доходах консолидированного бюджета Российской Федерации (%), уровню расходов консолидированного бюджета региона на душу населения (руб./чел.).

Институциональные факторы, учитывающие степень вовлеченности региона в программное регулирование социально-экономического развития и уровень дота-ционности бюджета, оценивались по доле инвестиций из федерального и регионального бюджетов в общей сумме инвестиций в основной капитал региона (%), доле безвозмездных поступлений в доходах консолидированного бюджета субъекта РФ (%).

Алгоритм оценки влияния факторов включает следующие этапы: обоснование системы стратегических целей и задач регионального развития; определение системы базовых показателей влияния факторов (определение перечня и группировка факторов, обоснование системы показателей); проведение балльной оценки влияния факторов (на примере всех субъектов российского Севера с использованием «взвешенных баллов»), ранжирование регионов (построение рейтингов регионального развития, группировка регионов по степени и характеру влияния факторов); разработка рекомендаций по учету влияния факторов на достижение стратегических ориентиров регионального развития северных территорий.

В основу оценки влияния факторов на достижение стратегических целей развития северных регионов положены система рейтингов и последующая кластеризация регионов по уровню формирования благоприятных условий для реализации поставленных целей и задач в результате влияния данных факторов. Рейтинг строился в разрезе субъектов Российской Федерации, территории которых полностью относятся к районам Крайнего Севера и приравненных к ним местностям, число которых на начало 2013 г. составляло 13.

На основе анализа нормативно-правовых актов и стратегических документов ранее авторами был определен комплекс стратегических целей и тактических задач региональной социально-экономической политики северных субъектов России [9]. Основной стратегической целью региональной политики является повышение качества жизни населения на

основе сбалансированного развития экономики и социальной сферы. Достижение данной цели должно осуществляться посредством постановки и реализации целей второго уровня: повышение уровня жизни населения; обеспечение высоких и устойчивых темпов экономического роста; стабилизация демографической ситуации; укрепление финансового состояния региона; обеспечение экологической безопасности региона.

Реализация этих целей осуществляется посредством решения следующих тактических задач: обеспечение роста реальных денежных доходов населения; улучшение индивидуальных условий жизни; повышение качества и доступности социальных услуг; обеспечение занятости трудоспособного населения; привлечение инвестиций в развитие региона; повышение эффективности использования природно-ресурсного потенциала; развитие инновационной деятельности; модернизация и развитие транспортной и энергетической инфраструктуры; диверсификация структуры экономики; стабилизация численности и обеспечение воспроизводства населения, повышение финансовой обеспеченности региона за счет собственных доходов; снижение техногенной нагрузки на окружающую среду и улучшение среды обитания.

Характер влияния факторов определялся посредством расчета взвешенных интегральных значений (баллов) по каждой группе факторов. Авторами были выделены следующие типы влияния: способствующие реализации целей и задач социально-экономического развития, умеренно способствующие и затрудняющие реализацию целей и задач регионального развития (табл. 1).

Комплексная оценка влияния территориальных факторов на достижение стратегических целей позволяет определить направления совершенствования реализации политики в конкретном регионе. Для более углубленного анализа факторного воздействия на реализацию целей и задач социально-экономического развития целесообразно выделить группы регионов, исходя из характера их воздействия.

Первая группа регионов характеризуется сильно выраженным положительным влиянием практически всех групп факторов на реализацию целей и задач социально-экономического развития. Примером таких регионов является Ханты-Мансийский автономный округ. К отличительным особенностям регионов этой группы следует отнести высокую обеспеченность несколькими видами природных ресурсов, которая формирует ресурсно-ориентированную структуру экономики, способствует производству значительного объема ВРП, привлекает поток инвестиций в регион и обеспечивает наполняемость доходной части региональных бюджетов. В то же время перспективность экономического развития стимулирует приток населения в эти регионы, способствуя эффективному воспроизводству трудового и социально-демографического потенциала.

Характерной особенностью этой группы является слабое воздействие институциональных факторов, что свидетельствует о значительном потенциале для саморазвития регионов. Следует отметить, что наличие природных ресурсов является доминирующим положительно влияющим фактором, который в условиях высокого спроса на ресурсы на мировом рынке способствует реализации целей социально-экономического развития регионов. Учитывая истощение природно-ресурсной базы, можно предположить, что в перспективе влияние других групп

факторов на результативность политики в этих ре- ^

гионах будет отрицательным. =п

Для регионов следующей группы характерно зна- х

чимое положительное влияние экономических, инве- ш

сг

стиционных, финансовых факторов, которые тем не х менее не способны сгладить негативное воздействие, ^ связанное с высокими экологическими рисками, не- ^ стабильностью демографической ситуации, а также низким уровнем доступности социальных услуг для ^ населения. В эту группу входят такие регионы, как к Ненецкий и Ямало-Ненецкий автономные округа. =Ц

Деятельность органов государственной власти этих < регионов должна быть направлена на эффективное ^ использование доходов от освоения природных ресур- ^ сов, составляющих основу узкоспециализированной ^ нефтегазовой экономики, на решение таких задач, 2 как улучшение индивидуальных условий жизни, повышение качества и доступности объектов социальной инфраструктуры, обеспечение занятости трудоспособного населения. Следует учесть, что результативность социально-экономической политики сложно повысить в условиях воздействия таких слабо регулируемых факторов, как низкая хозяйственная освоенность территории, периферийность, экстремальные природно-климатические условия.

В третью группу вошли регионы, для которых движущей силой достижения стратегических целей и тактических задач социально-экономического развития является не только природно-ресурсный, но и промышленно-производственный потенциал. Освоение ресурсов происходит в более благоприятных природно-климатических условиях в сочетании с доступностью, которая обеспечивается развитием транспортной и энергетической инфраструктуры. Примером являются староосвоенные регионы Европейского Севера (Республики Карелия и Коми, Архангельская и Мурманская области), а также регионы Сибири и Дальнего Востока (Республика Саха и Сахалинская область).

Положительно влияющими факторами в этих регионах также являются финансовые, демографические и социальные. Как правило, большая часть доходной части бюджетов этих регионов наполняется за счет собственных доходов. В то же время в этих регионах отмечаются высокая численность населения, значительная доля экономически активного населения с высоким уровнем образования. Используя имеющийся региональный потенциал, органы власти должны сосредоточить внимание на обеспечении высоких темпов экономического развития посредством привлечения инвестиций в основной капитал, повышения комплексности использования природных ресурсов, увеличения объема инновационных товаров и услуг, диверсификации производства.

В группу регионов с преобладанием одного влияющего фактора — институционального — вошли Республика Тыва, Камчатский край, Магаданская область и Чукотский автономный округ. Ввиду отрицательного влияния всех выявленных групп факторов социально-экономическое развитие этих регионов возможно только в условиях активной государственной политики протекционизма в отношении данных субъектов.

Предложенный методический подход является важным элементом в разработке научно-методического обеспечения оценки результативности социально-экономической политики, позволяющим идентифицировать факторное влияние и учесть его в процессе корректировки целей и задач развития северных регионов России.

о о

о о со

<

о

Таблица 1

Интегральная оценка влияния территориальных факторов на достижение стратегических целей

развития северных регионов [10; 11]

Субъекты РФ Год Группы факторов территориального влияния

Ресурсно-климатические Географические Экономические Инвестиционные Социальные Демографические Финансовые Институциональные

Республика Карелия 2010 8,9 2,9 1,3 3,2 3,0 6,3 4,8 5,6

2011 8,9 2,8 1,3 3,0 3,2 14,1 5,5 5,5

Республика Коми 2010 5,7 2,4 2,8 4,2 5,1 6,1 6,5 2,2

2011 5,7 2,8 2,4 6,1 4,8 19,0 7,3 2,2

Архангельская область 2010 8,3 2,6 1,4 3,2 5,3 9,1 4,5 3,2

2011 8,3 2,2 1,4 3,0 5,5 30,3 5,5 6,7

Ненецкий АО 2010 2,6 2,1 5,8 11,9 1,6 4,8 5,5 3,2

2011 2,6 2,1 5,5 11,2 1,8 9,7 7,2 2,2

Мурманская область 2010 3,8 4,1 1,7 3,2 4,4 7,5 5,5 3,4

2011 3,8 4,0 1,4 3,0 4,8 19,0 7,3 4,5

Ханты-Мансийский АО — Югра 2010 11,6 4,8 6,4 9,4 6,8 12,5 8,7 2,2

2011 11,6 4,8 5,7 11,1 7,0 33,4 9,4 2,2

Ямало-Ненецкий АО 2010 4,5 2,2 6,4 15,9 3,5 6,0 8,3 2,2

2011 4,5 2,2 6,2 15,2 3,8 16,6 9,0 2,2

Республика Тыва 2010 7,6 1,4 1,3 3,2 1,4 3,7 1,8 11,0

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2011 7,6 1,4 1,3 3,0 1,4 8,5 2,0 10,9

Республика Саха (Якутия) 2010 4,5 1,7 2,3 4,2 4,7 7,6 4,7 5,4

2011 4,5 1,7 2,3 4,0 4,8 19,4 5,1 6,5

Камчатский край 2010 3,2 1,4 1,3 3,2 2,3 4,5 2,0 7,6

2011 3,2 1,3 1,3 3,0 2,4 7,6 2,1 10,9

Магаданская область 2010 3,2 1,4 1,3 3,2 1,5 3,9 3,0 8,6

2011 3,2 1,3 2,1 3,0 1,6 6,9 4,4 8,9

Сахалинская область 2010 12,9 5,3 4,6 6,4 3,4 6,3 5,7 2,2

2011 12,9 5,2 4,5 6,1 3,6 13,4 7,4 2,2

Чукотский АО 2010 2,6 1,4 3,2 3,2 1,5 2,7 4,5 3,2

2011 2,6 1,3 2,9 3,0 1,7 10,0 4,8 8,9

Примечание:

— Факторы, способствующие реализации целей и задач социально-экономического развития.

— Факторы, умеренно способствующие реализации целей и задач социально-экономического развития.

— Факторы, затрудняющие реализацию целей и задач социально-экономического развития.

Литература

1. О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти: Указ Президента РФ № 314 от 9 марта 2004 г. (ред. от 22 июня 2010 г.) // Собрание законодательства РФ. 15 марта 2004. № 11. Ст. 945.

2. Концепция реформирования бюджетного процесса в Российской Федерации в 2004-2006 годах: [Электронный ресурс] / Утв. Постановлением РФ от 22 мая 2004 г. № 249. Режим доступа: http://www.rg.ru/2004/06/01/ budzhet-dok.html. (Дата обращения: 15.04.2013).

3. Концепция административной реформы в Российской Федерации в 2006-2008 годах: [Электронный ресурс] / Одобр. Распоряжением Правительства РФ от 25 октября 2005 г. № 1789-р. Режим доступа: http://akdi.ru/ есопот/ргодгат/46.Мт (Дата обращения: 15.04.2013).

4. Румянцева Е. Е. Новая экономическая энциклопедия. 3-е изд. М.: ИНФРА-М, 2008. 826 с.

5. Север как объект комплексных региональных исследований / Отв. ред. В. Н. Лаженцев. Сыктывкар, 2005. 512 с.

6. Лаженцев В. Н. Опыт комплексного исследования проблем территориального развития / Отв. ред. Н. П. Юшкин; Ин-т соц.-экон. и энергетич. проблем Севера Коми науч. центра УрО РАН. Сыктывкар, 2003. 192 с.

7. Жиделева В. В. Формирование рыночного механизма социально-устойчивого развития северных регионов: Дисс. ... д-ра экон. наук. М., 1997. с. 35.

8. Пилясов А. Н. Северная периферия на пути к экономике знания: и последние станут первыми. М.: Либроком, 2009. 544 с.

9. Тоскунина В. Э., Шеломенцев А. Г., Губина О. В., Прово-рова А. А. Теоретико-методологические подходы к формированию региональной социально-экономической политики северных территорий // Известия Коми научного центра Уральского отделения Российской академии наук. 2012. № 4 (12). С. 107-111.

10. Регионы России. Социально-экономические показатели. 2011: Стат. сб. / Росстат. М., 2011. 990 с.

11. Мартынов А. С., Артюхов В. В., Виноградов В. Г. Электронный атлас-монография по социально-экономической географии России «Россия как система». 1997: [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.sci.aha.ru/RUS/wadb2. htm. (Дата обращения: 15.03.2013).

References

1. O sisteme i strukture federal'nykh organov ispolnitel'noy vlasti. Ukaz Prezidenta RF № 314 ot 9.03.2004 (red. ot 22.06.2010) [On the system and structure of federal bodies of executive power. Presidential Decree № 314 of Sept. 03, 2004 (revised June 22, 2010)]. Sobranie zakonodatel'stva RF, March 15, 2004, no. 11, art. 945.

2. The concept of reforming the budget process in the Russian Federation in 2004-2006. Approved by the Resolution of the Russian Federation № 249 of May 22, 2004. Available at: http://www.rg.ru/2004/06/01/budzhet-dok.html. Accessed April 15, 2013. (In Russ.).

3. The concept of administrative reform in the Russian Federation in 2006-2008. Approved by the RF Government Order № 1789-r of October 25, 2005. Available at: http://akdi.ru/econom/ program/46.htm. Accessed April 15, 2013. (In Russ.).

4. Rumyantseva E. E. Novaya ekonomicheskaya entsiklopediya. 3-e izd. [New economic encyclopedia. 3rd ed.]. Moscow, INFRA-M Publ., 2008. 826 p.

5. Lazhentsev V. N., ed. Sever kak ob"ekt kompleksnykh regional'nykh issledovaniy [The North as the object of comprehensive regional research]. Syktyvkar, 2005. 512 p.

6. Lazhentsev V. N. Opyt kompleksnogo issledovaniya problem m territorial'nogo razvitiya [Experience a comprehensive study m of the territorial development problems]. Syktyvkar, Inst. for ° Socio-econ. and Energy Problems of the North, Komi Sci. Cent. of UB RAS Publ., 2003. 192 p. £

7. Zhideleva V. V. Formirovanie rynochnogo mekhanizma sotsial'- g no-ustoychivogo razvitiya severnykh regionov. Dokt. ekon. x nauk diss. [Formation of a market mechanism for social ^ and sustainable development of the regions. Dr. econ. sci. i diss.]. Moscow, 1997, p. 35. 2

8. Pilyasov A. N. Severnaya periferiya na puti k ekonomike ® znaniya: i poslednie stanut pervymi [Northern periphery ^ towards the knowledge economy: And the last shall be first]. Moscow, "Librokom" Publ., 2009. 544 p. m

9. Toskunina V. E., Shelomentsev A. G., Gubina O. V., Provo- ^ rova A. A. Teoretiko-metodologicheskie podkhody k formiro- ^ vaniyu regional'noy sotsial'no-ekonomicheskoy politiki sever- ^ nykh territoriy [Theoretical and methodological approaches ^ to the formation of regional economic and social policy of the northern territories]. Izvestiya Komi nauchnogo tsentra Ural'skogo otdeleniya Rossiyskoy akademii nauk [Bulletin

of the Komi Sci. Cent. of UB RAS], 2012, no. 4 (12), pp. 107111.

10. Regiony Rossii. Sotsial'no-ekonomicheskie pokazateli 2011. Stat. sb. [Regions of Russia. Socio-economic indicators. Statistical collection]. Moscow, Rosstat Publ., 2011. 990 p.

11. Martynov A. S. Artyukhov V. V. Vinogradov V. G. Electronic atlas-monograph on the socio-economic geography "Russia as a system". Available at: http://www.sci.aha.ru/RUS/ wadb2.ht.

Санкт-Петербургский университет управления и экономики

Санкт-Петербургский университет управления и экономики приглашает в аспирантуру по специальностям:

05.13.10 — Управление в социальных и экономических

системах 08.00.01 — Экономическая теория 08.00.05 — Экономика и управление народным хозяйством

12.00.01 — Теория и история права и государства; история учений о праве и государстве

12.00.02 — Конституционное право; конституционный судебный процесс, муниципальное право 12.00.14 — Административное право, административный процесс

19.00.05 — Социальная психология

22.00.04 — Социальная структура, социальные институты и

процессы 22.00.08 — Социология управления

Формы, стоимость обучения Сроки обучения, год

1 год 2 года 3 года 4 года

ОЧНАЯ АСПИРАНТУРА 54 500 45 500 36 250 —

ЗАОЧНАЯ АСПИРАНТУРА 36 500 27 500 27 500 27 500

К вступительным экзаменам по специальности, иностранному языку и философии допускаются лица, прошедшие собеседование с предполагаемым научным руководителем. Стоимость вступительных экзаменов составляет 6 600 руб.

Прием на очную форму обучения: июнь — сентябрь. Аспирантам, обучающимся по очной форме обучения, предоставляется отсрочка от службы в Вооруженных Силах России. Обучение платное.

Для поступления необходимы следующие документы

1. Паспорт

2. Копия диплома о высшем образовании

3. Копия выписки из зачетной ведомости (приложение к диплому)

4. Четыре фотографии 3х4

5. Список опубликованных работ

6. Реферат по направлению исследования

7. Удостоверение о сдаче кандидатских экзаменов

8. Копия приписного свидетельства/военного билета

9. Копия свидетельства о регистрации по месту пребывания

Контактная информация:

Наш адрес: г. Санкт-Петербург, Лермонтовский пр., д. 44, ауд. 220 Телефон/факс: (812) 714-48-63 Телефон: (812) 714-16-35, e-mail: aspir2008@spbume.ru Начальник отдела — Колпакиди Наталья Николаевна, Ведущий специалист — Кирсанова Анна Борисовна Ведущий специалист — Владимирский Денис Дмитриевич

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.