УДК 332.14
ФОРМИРОВАНИЕ РЕГИОНАЛЬНОЙ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ В УСЛОВИЯХ СЕВЕРА РОССИИ*
О. В. ГУБИНА,
научный сотрудник отдела экономических исследований Е-mail: oei2@rambler. ru А. А. ПРОВОРОВА, младший научный сотрудник отдела экономических исследований
Е-mail: oei2@rambler. ru Архангельский научный центр Уральского отделения РАН
В статье предлагается механизм форми-рования региональной социально-экономической политики. Выявлены особенности реализации социально-экономической политики в регионах Севера России. Особое внимание уделяется характеристике структурно-функциональных блоков, оказывающих влияние на постановку стратегических целей и тактических задач регионального развития северных территорий.
Ключевые слова: социально-экономическая политика, механизм, северный регион, целевые ориентиры, факторы, социально-экономическое развитие.
Современный этап социально-экономических преобразований характеризуется повышенным интересом к решению проблем регионального развития. В настоящее время Арктика становится зоной геополитических интересов приарктических государств, среди которых Российская Федерация имеет преимущественные позиции. В связи с этим наблюдается активизация государственного интереса к регионам Севера, что определяет необходимость формирования особой государственной политики для этих территорий. Приоритеты региональной социально-экономи-
*Статья подготовлена в рамках интеграционного проекта фундаментальных исследований, выполняемого в учреждениях Российской АН УрО РАН «Концептуальные основы формирования региональной социально-экономической политики северных территорий с учетом фактора освоения природных ресурсов».
ческой политики обусловлены общегосударственными интересами, с одной стороны, и территориальными социально-экономическими проблемами, с другой. Выявление особенностей и обоснование проблем социально-экономического развития регионов Севера является важным этапом формирования региональной политики для данных территорий. Прежде всего следует определить, что входит в определение понятия «Север», каковы его границы и что понимается под термином «региональная социально-экономическая политика» в регионах Севера.
Зачастую понятия «Север», «Арктика», «Заполярье» воспринимаются как тождественные. Первое обоснование границ Севера было представлено в работах С. Славина [22, 23]. Согласно созданной им схеме, в основу которой положено сочетание экономических и природно-географических признаков, к Северу были отнесены малонаселенные и слабоосвоенные районы, расположенные севернее старообжитых экономически развитых районов. В качестве важнейших признаков Севера, который С. Славин разделял на Ближний и Дальний, ученый называл низкую плотность населения (не более 5 чел. /км2) и суровость климатических условий, накладывающую ограничения на выращивание злаковых культур. На законодательном уровне в отношении северных территорий с начала 1930-х гг. было введено понятие «Крайний Север», под которым ранее пони-
малась территория расселения 26 малых народностей Севера. В нее входили выделенные в результате этнического районирования национальные округа и районы. Правовое закрепление этот термин получил в 1932 г. на основании схемы С. Славина в Положении о льготах для лиц, работающих в районах Крайнего Севера РСФСР. В 1945 г. появился термин «местности, приравненные к районам Крайнего Севера». В указе Президиума Верховного Совета СССР от 01.08.1945 «О льготах для лиц, работающих в районах Крайнего Севера РСФСР» были определены экономические механизмы северной политики, обеспечивающие государственную социальную поддержку проживающему здесь населению. В 1967 г. был разработан перечень регионов, относящихся к Северу и приравненных к ним местностей.
В советский период Г. Агранат, В. Бурханов, С. Ракита и др. предпринимали попытки определить Север на основе использования экономико-географических, технических, инженерно-географических, биоклиматических и др. критериев [1, 2, 19].
Важнейшим научным достижением постсоветского периода в этой области считается разработка коллективом ученых Кольского НЦ РАН, Института географии РАН и Института труда Минтруда России под руководством профессора Г. Лузина методологии и методики комплексного районирования Севера, главным критерием определения которого является дискомфортность жизнедеятельности населения [20]. Согласно этой методике на Севере было выделено три зоны дискомфортности:
— абсолютно дискомфортная;
— экстремально дискомфортная;
— дискомфортная.
В соответствии с ними Север подразделяется на Ближний, Средний и Дальний, с выделением Арктики [6]. В настоящее время работа в данном направлении продолжается В. Васильевым, В. Виноградовой, М. Жуковым, А. Золотокрылиным, А. Кренке, В. Селиным [24, 25].
Среди важнейших работ по обоснованию понятия «Север» необходимо отметить исследования
A. Ткачева и его коллег, а также И. Вижиной, Е. Егорова, А. Кривошапкина, А. Максимова, Л. Тимофеева,
B. Харитоновой и др., которые обращают особое внимание на медико-биологические характеристики жизнедеятельности населения и социально-экономические параметры развития северных регионов [13, 21, 26].
В российском законодательстве Север рассматривается как высокоширотная часть территории России,
характеризующаяся суровыми природно-климатическими условиями, обуславливающими повышенные затраты на производство продукции и жизнеобеспечение населения [14, 15]. Такой подход отражает необходимость компенсации воздействия удорожающих факторов и нацелен на определение территорий, население и экономика которых вправе рассчитывать на государственную поддержку. Исследователями Коми НЦ УрО РАН предлагается экономико-географический подход к определению Севера, в котором особое внимание обращается на такие его признаки, как суровость климатических условий и низкая плотность населения. Это созвучно подходу советского экономиста С. Славина. Попытка комплексного определения понятия «Север» предложена В. Фаузером, который отмечает, что к Северу относятся территории с возрастающей с широтой неблагоприятностью природно-климатических, социально-экономических и медико-биологических условий для жизнедеятельности населения, уточняя, что его основными признаками также являются труд-нодоступность и малонаселенность и, как следствие воздействия «северной» дискомфортности, — «северное удорожание» производства и жизни [28].
Российский Север формируется территорией 24 субъектов площадью 11,8 км2 с населением 10,54 млн чел. (на 01.01.2009) [9]. Учитывая, что объектом статистического наблюдения Росстата является регион (как субъект Российской Федерации), целесообразен подход, где в качестве базы выбрано 13 регионов, территория которых полностью относится к районам Крайнего Севера и приравненным к ним районам.
В определение понятия «региональная социально-экономическая политика» вкладывается система взаимообусловленных целей и задач социально-экономического развития региона, а также средств их достижения, реализуемых на основе взаимодействия федеральных, региональных и местных органов управления. Уместно говорить именно о региональной социально-экономической политике, поскольку предмет региональной политики заключается в комплексном рассмотрении и увязке на территории трех воспроизводственных процессов: экономического, экологического и социального. Направления государственной политики по отношению к Северу изменялись во времени по мере интенсивности освоения природных ресурсов северных территорий. Следует отметить, что в советский период региональная политика ассоциировалась прежде всего с задачами размещения производительных сил, ускоренным освоением северных территорий. Таким образом, цели региональной
политики северных территорий в советский период носили общегосударственный характер. Ликвидация централизованной системы управления, формирование новых федеративных отношений привели к расширению полномочий субъектов Федерации и определили необходимость учета интересов регионов и их согласования с общегосударственными интересами, распределения функций по реализации региональной политики между региональными и федеральными уровнями управления. Переходные процессы также предопределили смену приоритетов региональной политики Севера — переход от освоения природных ресурсов к освоению территории, где главное место занимает человек. В настоящее время главными целями региональной политики являются:
— создание институциональной среды для ускоренного выхода экономики регионов на этап устойчивого социально-экономического развития;
— формирование внутренних сил саморазвития районов Крайнего Севера, имеющих необходимый природно-ресурсный и научно-образовательный потенциал;
— повышение роли и конкурентоспособности региональных базовых предприятий;
— обеспечение конституционных прав населения в области социальной защиты, образования, культуры, охраны здоровья.
Одной из важнейших проблем в формировании региональной социально-экономической политики как процесса, отражающего потребности и реалии социально-экономической жизни региона, стало построение адекватного социально-экономического механизма ее реализации. Его содержание можно определить как совокупность методов и средств, направленных на реализацию потенциала региона с целью повышения уровня его социально-экономического развития и улучшения качества жизни населения. Учитывая, что выбор приоритетов региональной социально-экономической политики, реализуемой в регионах Севера, основан на взаимодействии общегосударственных и территориальных интересов, предложенный механизм формирования региональной социально-экономической политики включает следующие структурно-функциональные блоки:
— функции Севера и макроэкономические ориентиры развития национальной экономики, определяющие интересы государства по отношению к регионам Севера;
— особенности и проблемы социально-экономического развития северных территорий, выяв-
ляющие «проблемные зоны» государственного регулирования;
— территориальные факторы, оказывающие влияние на формирование стратегических целей и тактических задач региональной социально-экономической политики в регионах Севера России;
— комплекс инструментов государственного регулирования, эффективность использования которых определяет результативность реализации политики (см. рисунок).
Согласно суждениям Г. Аграната, В. Жиделевой, В. Котлякова и др. Север России выполняет следующие функции [5, 7]:
— территориальный резерв: территория Севера составляет около 65 % площади России;
— ресурсный резерв: Север обладает уникальным природно-ресурсным потенциалом, характеризующимся богатством и разнообразием;
— геополитическая и оборонная: в настоящее время Арктика становится площадкой для развития территориальных, ресурсных и военно-стратегических взаимоотношений ведущих мировых держав;
— источник валютных поступлений: Север обладает уникальными природными ресурсами, пользующимися постоянным спросом на мировом рынке;
— демографическая: реализация данной функции связана с особенностями процессов рождаемости, смертности, миграции, а также проживанием здесь более 200 тыс. представителей коренных малочисленных народов, сохранением и обеспечением их жизнедеятельности и возрождения и формирования устойчивых историко-культурных общностей людей [10];
— эколого-географический резерв: функция обусловлена ролью, которую выполняют леса и болота Севера в глобальной экосистеме — депонирование углерода. Кроме того, на Севере сосредоточена основная площадь ненарушенных земель, которые являются мощным эколого-географическим тормозом деградации планеты.
Важность выполняемых северными регионами России функций заставляет уделять особое внимание макроэкономическим ориентирам, достижение которых обеспечивается в результате государственной поддержки районов Севера на федеральном уровне. Важнейшие из них, согласующиеся с Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 г., а также с
т
ТЕРРИТОРИАЛЬНЫЕ ФАКТОРЫ
Географо-экономические:
- периферийность;
- транспортная доступность;
- природные ресурсы. Экономические:
- отраслевая структура экономики;
- технологическая обеспеченность;
- производительность труда. Финансовые:
- финансовый результат едеятельности предприятий;
- дотационность бюджета;
- инфляция.
Социально-трудовые:
- уровень доходов;
- занятость населения;
- естественный и миграционный прирост;
- ареалы проживания. Экологические:
- природно-климатические условия;
- экологическая уязвимость;
- антропогенная нагрузка
ч
л>
ФУНКЦИИ СЕВЕРА РОССИИ
Территориальный резерв. Источник валютных поступлений.
Ресурсный резерв. Геополитическая и оборонная функция.
Эколого-географический резерв Демографическая функция
МАКРОЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОРИЕНТИРЫ РАЗВИТИЯ НАЦ. ЭКОНОМИКИ
Экономические Социальные Экологические
ш:
СТРАТЕГИЧЕСКИЕ ЦЕЛИ И ТАКТИЧЕСКИЕ ЗАДАЧИ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ СЕВЕРНОГО РЕГИОНА
Повышение
уровня
жизни:
»рост доходов; »улучшение условий жизни; »обеспечение социальной инфраструктурой; »сокращение безработицы
Экономический рост:
» привлечение инвестиций; » эффективное использование природно-ресурсного потенциала; » развитие
инноваций; » модернизация
инфраструктуры; »диверсификация экономики
Улучшение
демографической ситуации:
стабилизация численности населения
Финансовое состояние региона:
повышение обеспеченности бюджета за счет собственных доходов
г \
Экологическая
безопасность:
снижение техногенной нагрузки на окруж. среду
V -А
И-
н
V-
ш:
ш:
ИНСТРУМЕНТЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ
ОСОБЕННОСТИ РЕГИОНОВ СЕВЕРА
Суровость климатических условий.
Периферийность положения. Природно-ресурсная
ориентация
ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ
Низкая степень хозяйственной
освоенности.
Сырьевая специализация
хозяйства.
Удорожание хозяйственной деятельности.
Проблема выбора стратегии освоения.
Низкая инновационность экономики.
Высокая стоимость жизни. Охрана здоровья людей. Акклиматизация мигрантов к северным условиям. Высокая уязвимость экосистем. Высокий уровень локальной техногенной нагрузки
Механизм формированиярегиональнойсоциально-экономическойполитики в условияхСевера России
Основными положениями региональной политики в Российской Федерации, отражены в Концепции государственной поддержки экономического и социального развития районов Севера, а также в Основах государственной политики Российской Федерации в Арктике на период до 2020 г. и дальнейшую перспективу. Заметим, что данная концепция является в настоящий момент практически единственным документом, утвержденным на законодательном уровне и определяющим основные направления государственной поддержки северных регионов России. Аналогичные целевые ориентиры были отражены ранее в постановлении Правительства РФ от 31.12.1997 №2 1664 «О реформировании системы государственной поддержки районов Севера».
Цель государственного регулирования заключается в формировании внутренних факторов экономического развития северных территорий. В качестве основных макроэкономических ориентиров можно указать следующие. 1. В экономической сфере:
— расширение ресурсной базы северных регионов;
— поддержка базовых предприятий;
— регулирование рынков труда;
— обеспечение развития транспортной инфраструктуры;
— обеспечение развития международного взаимовыгодного сотрудничества России с приар-ктическими государствами;
— формирование информационного пространства Арктики и обеспечение развития научных исследований, направленных на решение северных проблем.
2. В социальной сфере:
— трансформация государственной системы гарантий и компенсаций для северян;
— совершенствование механизма северного завоза;
— обеспечение поддержки развития коренных малочисленных народов Севера.
3. В экологической сфере:
— обеспечение охраны окружающей среды;
— развитие сети особо охраняемых природных территорий (ООПТ) и заповедников, обеспечение равновесного состояния северных экосистем. Учитывая междисциплинарный характер исследований Севера России, В. Лаженцев рекомендует осуществлять их в рамках регионального, системного, организационно-деятельностного и проблемного методологических подходов. В рыночных условиях особую актуальность приобретает использование проблемного подхода, который «... обязывает четко формулировать проблемы, фиксировать меру знания и незнания исследуемых процессов и определять
пути решения проблем» [11]. Проблемный подход позволил В. Витязевой, Т. Дмитриевой, В. Лаженцеву и др. определить границы и структурные элементы проблемного поля, индуцированного северностью, основными элементами которой являются:
— холодовая дискомфортность;
— периферийность;
— ресурсность;
— этничность [4, 12, 27].
Ранее В. Витязевой были определены основные проблемы развития Севера России. Многие из этих проблем являлись особенно актуальными на первых этапах освоения Севера России. В настоящее время северным районам нового освоения в большей степени свойственны:
— проблема акклиматизации и социальной адаптации людей, прибывающих на Север из других регионов;
— проблема охраны здоровья людей;
— проблема повышения уровня технологичности производства;
— проблема текучести кадров;
— проблема экономически эффективных методов освоения новых районов [3].
Анализ работ, раскрывающих северную проблематику, позволил выявить специфические особенности и мезоэкономические проблемы северных регионов России. К специфическим особенностям были отнесены:
— суровость климатических условий, выражающаяся в низких температурах, сильных ветрах, большой продолжительности зимнего периода, широком распространении мерзлоты и др.;
— периферийность положения, обуславливающая низкую доступность этих регионов и предполагающая некоторую степень их исключения из социально-экономических связей государства;
— природно-ресурсная ориентация региональных хозяйственных комплексов.
Указанные особенности северных регионов России, на взгляд авторов, предопределили формирование следующих социально-экономических проблем мезоэкономического характера:
— низкая степень хозяйственной освоенности территорий, характеризующаяся слабой заселенностью и недостаточным развитием всех видов инфраструктуры (производственной, транспортной, энергетической, социальной и экологической);
— сырьевая специализация хозяйства, которая в условиях доминирования добывающих отрас-
лей в структуре промышленного производства и высокой централизации природно-ресурсных налогов и платежей в федеральном бюджете становится уязвимой экономической стратегией для северных регионов;
— удорожание хозяйственной деятельности в связи с воздействием на производственные процессы экстремальных биоклиматических условий, что обуславливает ускоренный износ производственных фондов, рост топливо-и энергопотребления и увеличение трудозатрат;
— проблема выбора стратегии освоения северных регионов между освоением на основе «обживания» территорий и освоением на основе использования преимущественно вахтового метода работ;
— низкая инновационность экономики, связанная с отставанием северных регионов от центральных районов страны в создании, внедрении и распространении инноваций [16];
— высокая стоимость жизни населения, обусловленная необходимостью покрытия затрат на компенсацию воздействия фактора холодовой дискомфортности;
— охрана здоровья людей—проблема, являющаяся следствием высокой заболеваемости северян, своеобразного течения болезней, роста числа хронических заболеваний, что в результате приводит к сокращению продолжительности жизни. Среди основных причин нездоровья населения Севера лидируют социальные стрессы, ухудшение условий жизни и питания, кризис системы здравоохранения. Ухудшение экономической ситуации на Севере и, как следствие — снижение уровня жизни привели к сокращению возможностей детского отдыха, что стало причиной роста заболеваемости детей и молодежи;
— сохранение коренных малочисленных народов — проблема, появившаяся в результате нарушения их традиционного жизнеобеспечения и ослабления их этнокультурной идентичности [8, 17];
— акклиматизация мигрантов к северным условиям — проблема, возникшая в связи с длительным периодом и сложностью процесса адаптации организма, который в зависимости от текущего состояния здоровья мигранта зачастую заканчивается нарушением работы систем организма при отсутствии адаптационных признаков [26];
— высокая уязвимость северных экосистем, обусловленная неустойчивостью и длительным
периодом восстановления биоценозов, и налагающая строгие ограничения на хозяйственную деятельность;
— высокий уровень локальной техногенной нагрузки на окружающую природную среду, связанный с развитием преимущественно производственного сектора экономики северных регионов. Особенностью предложенного механизма формирования региональной социально-экономической политики является двухуровневая типология факторов по источникам и характеру влияния, анализ которых дает возможность уточнения содержания региональной политики при ее формировании в кратко-, средне-и долгосрочный периоды. Под фактором понимается причина, движущая сила какого-либо процесса [18]. Бесспорно, что каждое значимое для хозяйства и населения страны решение в области конкретной государственной политики предварительно должно быть увязано с особенностями регионов. К примеру, в работе В. Жиделевой дана характеристика факторов, оказывающих влияние на развитие регионов Севера. Автор выделила две группы факторов, оказывающих влияние на развитие регионов Севера:
— способствующие развитию (например, природ-но-ресурсный потенциал, наличие огромной территории);
— сдерживающие развитие (например, ранимость экосистем, высокая стоимость освоения территории) [5].
Учитывая особенности регионов Севера, в исследовании была разработана типология факторов, охватывающая различные сферы социально-экономического развития и включающая геогра-фо-экономические, экономические, финансовые, социально-трудовые и экологические факторы. В целях конкретизации влияния факторов на формирование целей и задач региональной политики их обоснование и характеристика были даны на примере регионов Европейского Севера России.
Группа географо-экономических факторов включает:
— положение региона относительно государственных границ и выхода в море;
— уровень транспортного освоения;
— обеспеченность природными ресурсами. Относительная близость регионов Европейского Севера к странам Баренц-региона в сочетании с приморским положением определяют стратегические геополитические интересы России, способствуют развитию международных связей, транспорта,
решению проблем занятости, что в итоге оказывает влияние на формирование приоритетов региональной политики в данных регионах. Наличие и многообразие природных ресурсов также является внутренним фактором саморазвития регионов. Эффективное их использование определяет экономический рост, объемы наполняемости бюджета, снижение безработицы и рост доходов населения. Дисперсный характер расселения населения, нацеленность на освоение природных ресурсов обусловили неоднородное развитие транспортной инфраструктуры. Для территорий Севера недостаточное развитие транспортной инфраструктуры означает усугубление такого процесса, как северное удорожание, что в условиях рыночной экономики не способствует повышению конкурентоспобности производимых товаров и услуг. Решение вопроса северного удорожания также является «проблемным полем» управления северными территориями.
Группа экономических факторов связана с особенностями экономического развития регионов Севера, исторически сложившимися в процессе хозяйственного освоения этих территорий, и характеризует уровень экономического развития региона. Отраслевая структура экономики регионов Европейского Севера отличается достаточно высоким развитием обрабатывающих производств, однако велика доля в структуре валовой добавленной стоимости отраслей по добыче полезных ископаемых. К негативным факторам экономического развития исследуемых регионов можно отнести высокий износ основных фондов, низкую производительность труда и зависимость экономики от внешней конъюнктуры. Данные тенденции предопределяют такие направления региональной политики, как повышение доли обрабатывающих производств в структуре экономики, производство продукции с высокой добавленной стоимостью с целью роста конкурентоспособности экономики и снижения зависимости от топливных и сырьевых рынков.
Группа финансовых факторов дает представление о финансовом состоянии территории и характеризует бюджетную обеспеченность региона и условия формирования его доходной базы. Специфичным для регионов Европейского Севера является достаточно высокий уровень дотационности бюджета, что затрудняет самостоятельную, вне зависимости от федерального центра реализацию региональной политики.
Группа социально-трудовых факторов характеризует уровень доходов населения, демографичес-
кую ситуацию в регионе, состояние социальной и трудовой сферы, тем самым определяя возможности использования социального потенциала территории. Характерными для большинства регионов Европейского Севера являются:
— низкий уровень доходов населения;
— ниже, чем в среднем в России уровень занятости населения;
— продолжающаяся депопуляция населения. Специфическим фактором формирования социального и трудового потенциала стали коренные малочисленные народы Севера, их численность и ареалы проживания. Сложные природно-климатические условия, уязвимость традиционного образа жизни и малочисленность каждого из народов Севера обусловили необходимость формирования особой государственной политики в отношении их устойчивого развития, предусматривающей системные меры по сохранению самобытной культуры, традиционного образа жизни и исконной среды обитания этих народов. На территории всех субъектов Европейского Севера размещены ареалы проживания коренных малочисленных народов. В частности, ненцы, общая численность которых в 2002 г. составила 41 тыс. чел., проживают в Мурманской области, Республике Коми, Ненецком автономном округе и районах Архангельской области. Коренными малочисленными народами Мурманской области являются саамы, численность которых составила 2 тыс. чел. К числу малочисленных народов, проживающих в Карелии, отнесены вепсы с общей численностью 8 тыс. чел. [9]. Следует отметить, что доля коренных малочисленных народов Севера в общей численности населения регионов очень невелика. При этом нельзя недооценивать значимость народов, проживающих на этих территориях, ввиду их значительной концентрации. Например, в Республике Карелия проживает 59 % численности всех вепсов, а Мурманская область является ареалом проживания практически 89 % численности саамов [9]. Влияние ареалов проживания и численности коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока на формирование региональной социально-экономической политики в регионах Севера следует рассматривать в большей степени как ограничивающий фактор. Поддержка традиционного обеспечения исчезающих этносов, охрана системы социального обслуживания являются важными задачами государства и требуют поиска дополнительных средств и особых инструментов,
что осложняет реализацию современной региональной политики. Ввиду незначительной численности населения и ареалов распространения коренных малочисленных народов в регионах Европейского Севера влияние данного фактора на реализацию региональной политики является незначительным. Однако с учетом специфики данного фактора для регионов Севера его необходимо брать в расчет.
Экологические факторы характеризуют общую экологическую ситуацию в регионе, связанную с особенностями природно-климатических условий, а также величиной антропогенной нагрузки на природные экосистемы и определяют возможности реализации инфраструктурных и инвестиционных проектов, оказывают влияние на условия жизни и здоровье населения. Большинство регионов Севера обладают крайне неблагоприятными природно-климатическими условиями, природные ландшафты легко уязвимы от влияния антропогенной нагрузки. С учетом высокоширотного положения этих территорий и экстремальности природно-климатических условий антропогенная нагрузка на население в этих регионах ощущается наиболее остро. Для улучшения здоровья населения, повышения продолжительности жизни людей и качества жизни в целом формирование отдельных направлений региональной социально-экономической политики должно осуществляться с учетом влияния данных факторов.
По характеру влияния на формирование и реализацию региональной социально-экономической политики предложенные факторы были рассмотрены с позиции длительности влияния в кратко-, средне- и долгосрочный периоды. Так, к факторам влияния в краткосрочный период можно отнести всю группу финансовых факторов. К факторам влияния в среднесрочный период — большинство экономических и социально-трудовых факторов. Долгосрочно влияющим является фактор естественного и миграционного движения населения. Учитывая значимость данных факторов в формировании трудового потенциала, продолжающаяся убыль населения даст свои результаты в отдаленной перспективе. К перечню факторов, имеющих долгосрочное влияние, необходимо отнести географо-экономические и экологические ввиду их постоянства и практической неизменности.
Учет макроэкономических ориентиров развития национальной экономики, мезоэкономических особенностей, проблем развития северных регионов России и территориальных факторов лег в основу формирования системы стратегических целей и
тактических задач региональной социально-экономического политики, реализуемой в условиях Севера России. Также обоснование целей и задач территориального развития зоны Севера основано на анализе стратегий социально-экономического развития субъектов РФ, территории которых полностью или частично входят в перечень районов Крайнего Севера. Понятие «стратегическая цель» включает в себя характеристику общественно значимого результата, которого органы власти субъектов Федерации намерены достичь в рамках общей социально-экономической стратегии Правительства РФ.
Тактические задачи являются конкретизацией отдельных направлений достижения стратегических целей, в рамках которых предусматривается получение количественно измеримых и качественно определяемых общественно значимых результатов в течение определенного периода времени.
Анализ стратегических документов регионов Севера РФ позволяет выделить три основные цели регионального развития:
— формирование самодостаточной экономики инновационного характера, обеспечивающей инвестиционную привлекательность и комфортную среду обитания;
— сокращение уровня дифференциации экономического состояния и социальной сферы по отношению к среднероссийскому уровню;
— обе спечение каче ства жизни на о снове сбалансированного экономического роста.
В связи с тем, что большинство субъектов РФ определяют главной целью регионального развития улучшение качества жизни населения на основе сбалансированного развития экономики региона, ее можно считать генеральной стратегической задачей.
Дальнейшая декомпозиция генеральной цели позволяет выделить пять целей второго уровня:
— повышение уровня жизни населения;
— обеспечение высоких и устойчивых темпов экономического роста;
— стабилизация демографической ситуации;
— укрепление финансового состояния региона;
— обеспечение экологической безопасности в регионе.
Реализация цели повышения уровня жизни населения связана с необходимостью обеспечения единых минимальных социальных стандартов и равной социальной защиты населения; с созданием гарантированных социальных прав граждан, установленных Конституцией Российской Федерации, независимо
от экономических возможностей регионов, а также с необходимостью выравнивания условий социально-экономического развития регионов Севера РФ. Достижение ее осуществляется посредством постановки и реализации следующих тактических задач:
— обеспечение роста реальных денежных доходов;
— улучшение условий жизни населения;
— повышение обеспеченности социальной инфраструктурой;
— сокращение безработицы.
Реализация цели обеспечения высоких и устойчивых темпов экономического роста связана с необходимостью устойчивого, сбалансированного экономического развития страны в целом и отдельных ее регионов в ближайшей и отдаленной перспективе. От степени достижения данной цели напрямую зависят успехи в повышении уровня жизни населения. На реализацию этой цели направлено достижение следующих актуальных для экономического развития Севера задач:
— привлечение инвестиций в развитие региона;
— повышение эффективности использования природно-ресурсного потенциала;
— развитие инновационной деятельности;
— модернизация и развитие инфраструктуры;
— диверсификация структуры экономики. Реализация цели по стабилизации демографической ситуации в регионах Севера России необходима для обеспечения воспроизводства населения за счет сокращения миграционной убыли и повышения естественного прироста населения, создания потенциала для будущего развития. Она осуществляется посредством постановки задачи стабилизации численности населения и обеспечения воспроизводства населения.
Достижение цели укрепления финансового состояния региона осуществляется путем постановки и реализации задачи повышения финансовой обеспеченности региона за счет собственных доходов. Специфика финансового обеспечения регионов Севера России заключается в значительной дотационности большинства субъектов Федерации. Например, наиболее независимы в этом отношении Ямало-Ненецкий, Ненецкий, Ханты-Мансийский автономные округа. В то время как в Республике Тыва, Республике Саха, Магаданской области, Чукотском автономном округе, Камчатском крае доля дотаций из федерального бюджета составляет от 30 до 70 %. Переход к новой модели самоорганизации и самообеспечения региона требует от государства поиска механизмов по совершенствованию бюджетной системы.
Достижение цели обеспечения экологической безопасности региона связано с необходимостью сокращения высокой антропогенной нагрузки на природные ландшафты Севера, обладающие слабой устойчивостью и высокой уязвимостью. Целями экологической политики являются:
— улучшение экологической обстановки и повышение уровня экологической безопасности в регионе;
— сохранение и развитие природных комплексов;
— обеспечение рационального и устойчивого природопользования;
— охрана здоровья населения и обеспечение благоприятных условий проживания людей. Конечный результат поставленной цели достигается путем постановки и реализации задачи по снижению техногенной нагрузки на окружающую среду (сокращение выбросов и отходов) и улучшению среды обитания. Повышение качества среды обитания осуществляется посредством создания эффективной в социально-экономическом отношении и экологически безопасной системы природопользования, применения экологически чистых технологий производства продукции и технологий очистки выбросов.
Достижение конкретных результатов осуществляется путем реализации поставленных задач в рамках предложенных стратегических целей посредством применения инструментов государственного регулирования. Спектр их достаточно широк. Можно выделить следующие инструменты:
— целевые программы (федеральные, ведомственные и региональные целевые программы, национальные проекты);
— налогообложение (налоговые льготы);
— социальное обеспечение (гарантии и компенсации населению);
— социальная защита коренных малочисленных народов Севера;
— содействие переселению из неблагоприятных природно-климатических условий;
— государственная поддержка («северный завоз» в районы с ограниченным сроком навигации; целевая и нецелевая финансовая помощь в виде трансфертов, субсидий, субвенций, дотаций; льготное кредитование организаций);
— частно-государственное партнерство и создание особых экономических зон (как правило, производственного типа).
Система инструментов государственного регулирования требует более детального рас-
смотрения в целях разработки рекомендаций по совершенствованию региональной политики на основе выбора данных инструментов. В частности, необходимо произвести классификацию инструментов по уровню влияния (федеральный и региональный) и характеру влияния (прямое и косвенное; общегосударственные инструменты и специфические для Севера). Для обоснования направлений совершенствования региональной политики следует проанализировать инструменты, используемые при реализации конкретных тактических задач и выявить те из них, которые являются наиболее эффективными.
Одной из позиций исследователей-североведов в настоящее время считается необходимость смены парадигмы развития Севера: «.не только освоение топливных и минеральных ресурсов для внешних потребителей, но и обживание ради создания общих социально-экономических условий для жизнедеятельности самих северян, а также для активизации участия Севера в решении задач мирового уровня» [26]. Предложенный механизм формирования региональной социально-экономической политики в условиях Севера России согласуется с данным подходом. Обоснование стратегических целей и тактических задач региональной политики строится с учетом макроэкономических ориентиров, мезо-экономических проблем и особенностей регионов Севера России, а также территориальных факторов влияния и временных лагов. В условиях изменения природы экономических отношений изучение содержания региональной политики является важным этапом для осуществления оценки результативности проводимых мероприятий с целью последующего обоснования направлений совершенствования региональной политики.
Список литературы
1. Агранат Г. А. Зарубежный Север: опыт освоения. М.: Наука. 1970. 402 с.
2. Бурханов В. Ф. Критерии определения инженерно-географической границы Севера СССР // Вестник Московского университета. 1967. № 5.
3. Витязева В. А. Шесть «вечных» проблем в освоении Севера. Север в экономике России: материалы научно-практической конференции Госкомсевера РФ, КЕПС при Главе Республики Коми, ИЭСПС Коми НЦ УрО РАН. Сыктывкар. 1998.
4. Витязева В. А., Котырло Е. С. Социально-экономическое развитие российского и зарубежного Севера: учеб. пособие. Сыктывкар: изд. СыктГУ 2007. 299 с.
5. Жиделева В. В. Формирование рыночного механизма социально-устойчивого развития северных регионов. М. 1997. 282 с.
6. Критерии районирования Севера России. М.: Изд. Верховного Совета РФ. 1992. 56 с.
7. Котляков В.М. Российский Север — край больших возможностей // Вестник РАН. 1999. № 1.
8. Котырло Е. С. Человеческий капитал северных регионов // ЭКО. 2008. № 11.
9. Логинов В. Г. Природно-ресурсные районы Севера: проблемы освоения и развития // Журнал экономической теории. 2010. № 3.
10. ЛаженцевВ. Н. Актуальные проблемы Севера России (теория и рекомендации) // Корпоративное управление и инновационное развитие Севера. 2008. № 2.
11. Лаженцев В. Н. Экономические и социальные проблемы Севера как предмет научных исследований. Север в экономике России: материалы научно-практической конференции Госкомсевера РФ, КЕПС при Главе Республики Коми, ИЭПС Коми НЦ УрО РАН. Сыктывкар. 1998.
12. Лаженцев В. Н. Социально-экономические проблемы Севера: методология и опыт комплексного регионального исследования. Сыктывкар. 2010.
13. Максимов А. Л. Концептуальные и методические подходы к комплексному районированию территорий с экстремальными условиями. Горизонты экономического и культурного развития: материалы пленарного заседания Второго Северного социально-экологического конгресса. М.: Наука. 2007.
14. Об основах государственного регулирования социально-экономического развития Севера Российской Федерации: Федеральный закон от 19.06.1996 № 78-ФЗ.
15. Об утверждении Концепции государственной поддержки экономического и социального развития районов Севера: постановление Правительства Российской Федерации от 07.03.2000 № 198.
16. Пилясов А. Н. И последние станут первыми: северная периферия на пути к экономике знания. М.: Книжный дом «Либроком». 2009. 544 с.
17. Пилясов А. Н. Российский Север и федерализм: поиск новой модели. Магадан: СВО НИИ ДВО Российский АН. 1997. 179 с.
18. Румянцева Е. Е. Новая экономическая энциклопедия. М.: ИНФРА-М. 2008.
19. Ракита С. А. Биоклиматическое районирование Севера СССР. Население и окружающая среда: сб. статей. М.: Статистика. 1975.
20. Районирование Севера России / под ред. Г. П. Лузина. Апатиты: Роскомсевер РАН. 1993. 85 с.
21. Российский Север: траектория и перспективы социального развития / под ред. Н. А. Волгина, В. Н. Пивненко. М.: КНОРУС. 2006. 1296 с.
22. Славин С. В. Промышленное и транспортное освоение Севера СССР. М.: Экономиздат. 1961. 304 с.
23. Славин С. В. К вопросу о методах и формах управления процессом социалистического освоения Севера СССР // Проблемы Севера. 1958. Вып. 1.
24. Север как объект комплексных региональных исследований / под ред. В. Н. Лаженцева. Сыктывкар: Коми научный центр УрО РАН. 2005. 512 с.
25. Совершенствование системы государственного экономического регулирования в регионах Севера России / под ред. В. С. Селина. Апатиты: Кольский НЦ РАН. 2002. 224 с.
26. Север России: актуальные проблемы развития и государственный подход к их решению / под ред. В. Н. Лаженцева. Москва—Сыктывкар: Научный совет РАН по вопросам регионального развития, Коми научный центр УрО РАН. 2004. 172 с.
27. Север: проблемы периферийных территорий / под ред. В. Н. Лаженцева. Сыктывкар: Коми научный центр УрО РАН, Научный совет РАН по вопросам регионального развития. 2007. 420 с.
28. ФаузерВ. В. Теоретические и концептуальные подходы к развитию Севера России // Корпоративное управление и инновационное развитие Севера. 2008. № 4.