Научная статья на тему 'Методический подход к мониторингу эффективности функционирования механизма вознаграждения аграрного труда'

Методический подход к мониторингу эффективности функционирования механизма вознаграждения аграрного труда Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
156
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник аграрной науки
ВАК
AGRIS
RSCI
Область наук
Ключевые слова
МОНИТОРИНГ / ВОЗНАГРАЖДЕНИЕ ТРУДА / ЗАРАБОТНАЯ ПЛАТА / СТИМУЛИРОВАНИЕ ТРУДА / МЕХАНИЗМ ВОЗНАГРАЖДЕНИЯ ТРУДА / ИНТЕГРАЛЬНЫЙ ПОКАЗАТЕЛЬ / ИНДЕКСНЫЙ ПОДХОД / БАЛЛЬНЫЙ МЕТОД / АГРАРНЫЙ ТРУД / АГРАРНЫЙ СЕКТОР ЭКОНОМИКИ / MONITORING / LABOUR REMUNERATION / SALARY / LABOUR INCENTIVES / LABOUR REMUNERATION MECHANISM / INTEGRATED INDICATOR / INDEX APPROACH / MARK METHOD / AGRARIAN LABOUR / AGRARIAN SECTOR OF ECONOMY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Прока Н. И., Фокин М. А.

За последние годы произошли существенные инновационные преобразования аграрного сектора экономики на фоне отсутствия принципиальных изменений в развитии механизма вознаграждения аграрного труда. Во многом это обусловлено потерей контроля над системой его мониторинга, поскольку объектом наблюдения сегодня является крайне необъективный и узкий с точки зрения оценки показатель среднемесячного уровня заработной платы. В целях решения данной проблемы предложена методика мониторинга эффективности функционирования механизма вознаграждения аграрного труда, базирующаяся на сочетании методологических инструментариев индексного и балльного подходов. Преимущество методики заключается в комплексной оценке тенденций по количественным и качественным критериальным позициям, а также в заблаговременном диагностировании проблемных аспектов в вознаграждении труда. В процессе исследования уточено содержание понятия «мониторинг», определены цель, задачи, предмет и объект мониторинга. На основе этого разработана структурно-логическая модель реализации системы мониторинга. Она включает информационно-эмпирический, аналитико-исследовательский и расчетно-конструктивный этапы, которые осуществляются на трех уровнях управления и предполагают информационное самообследование менеджментом сельскохозяйственных организаций, расчетные оценки и экспертный анализ органами регионального управления сельского хозяйства, формирование стратегии вознаграждения труда на уровне федерально-отраслевого менеджмента. По результатам мониторинга установлено соответствие значения интегрального показателя эффективности функционирования механизма вознаграждения аграрного труда Орловской области низкоэффективному уровню. Детализированный анализ интегрального показателя позволил выявить наличие высокой отраслевой дифференциации заработной платы, слабой связи вознаграждения труда с трудовым вкладом, указал на отсутствие современных методов оценки и стимулирования аграрного труда, и в целом на негативное влияние механизма вознаграждения труда на параметры кадрового потенциала и эффективности аграрного труда. В результате сделан вывод о целесообразности системного подхода к совершенствованию механизма вознаграждения труда путем усиления государственного контроля вопросов вознаграждения работников, формирования новых, гибких и конкурентоспособных систем оценки, оплаты и стимулирования аграрного труда.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

METHODOLOGICAL APPROACH TO THE FUNCTIONING EFFICIENCY MONITORING OF THE AGRARIAN LABOUR RENUMERATION MECHANISM

Essential innovative transformations of the agrarian sector of the economy against the background of the lack of basic changes in the development of the agrarian labour remuneration mechanism took place in the recent years. It is caused to a great extent by the loss of control over the system of its monitoring as the subject of observation nowadays is a nonobjective and narrow from the evaluation point of view indicator of average monthly level of the salary. To solve this problem the technique to monitor the mechanism functioning efficiency of the agrarian labour remuneration, based on the combination of methodological tools of index and mark approaches is offered. The advantage of the technique is in complex evaluation of tendencies on quantitative and qualitative criteria positions and also in preliminary diagnosing of the problem aspects in the labour remuneration. In the course of the research the notion "monitoring", the aim, tasks, the subject and the object of the monitoring are defined. On its basis a structural and logical model of the realization of the monitoring system is developed. It includes informational and empirical, analytical and research, calculation and constructive stages which are realized at three levels of control and assume informative self-inspection with the management of the agricultural organizations, calculation evaluation and expert analysis by the bodies of regional agricultural government, formation of strategy of labour remuneration at the level of federal and branch management. By the monitoring of the results a coincidence of value of an integrated indicator of functioning efficiency of the agrarian labour remuneration mechanism of the Orel region to a low effective level is established The detailed analysis of the integrated indicator allowed to reveal an existence of high branch differentiation of the salary, weak connection of the labour remuneration and a labor contribution, indicated lack of modern evaluation methods and agrarian labour stimulation, and in general negative impact of the labour remuneration mechanism on parameters of personnel potential and agrarian labour efficiency. The conclusion is drawn that a system approach is necessary to improve the labour remuneration mechanism by strengthening the state control of the questions of workers’ remuneration, formation of modern, flexible and competitive systems of evaluation, payment and agrarian labour stimulation.

Текст научной работы на тему «Методический подход к мониторингу эффективности функционирования механизма вознаграждения аграрного труда»

УДК / UDC 631.158:658.3:331.2-047.36

МЕТОДИЧЕСКИЙ ПОДХОД К МОНИТОРИНГУ ЭФФЕКТИВНОСТИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ МЕХАНИЗМА ВОЗНАГРАЖДЕНИЯ

АГРАРНОГО ТРУДА

METHODOLOGICAL APPROACH TO THE FUNCTIONING EFFICIENCY MONITORING OF THE AGRARIAN LABOUR RENUMERATION MECHANISM

Прока Н.И., доктор экономических наук, профессор Proka N.I., Doctor of Economic Sciences, Professor Фокин М.А.*, аспирант Fokin M.A., Postgraduate Student ФГБОУ ВО «Орловский государственный аграрный университет

имени Н.В. Парахина», Орел, Россия Federal State Budgetary Educational Establishment of Higher Education "Orel State Agrarian University named after N.V. Parakhin", Orel, Russia *E-mail: fkinmaksim42@yandex. ru

За последние годы произошли существенные инновационные преобразования аграрного сектора экономики на фоне отсутствия принципиальных изменений в развитии механизма вознаграждения аграрного труда. Во многом это обусловлено потерей контроля над системой его мониторинга, поскольку объектом наблюдения сегодня является крайне необъективный и узкий с точки зрения оценки показатель среднемесячного уровня заработной платы. В целях решения данной проблемы предложена методика мониторинга эффективности функционирования механизма вознаграждения аграрного труда, базирующаяся на сочетании методологических инструментариев индексного и балльного подходов. Преимущество методики заключается в комплексной оценке тенденций по количественным и качественным критериальным позициям, а также в заблаговременном диагностировании проблемных аспектов в вознаграждении труда. В процессе исследования уточено содержание понятия «мониторинг», определены цель, задачи, предмет и объект мониторинга. На основе этого разработана структурно-логическая модель реализации системы мониторинга. Она включает информационно-эмпирический, аналитико-исследовательский и расчетно-конструктивный этапы, которые осуществляются на трех уровнях управления и предполагают информационное самообследование менеджментом сельскохозяйственных организаций, расчетные оценки и экспертный анализ органами регионального управления сельского хозяйства, формирование стратегии вознаграждения труда на уровне федерально-отраслевого менеджмента. По результатам мониторинга установлено соответствие значения интегрального показателя эффективности функционирования механизма вознаграждения аграрного труда Орловской области низкоэффективному уровню. Детализированный анализ интегрального показателя позволил выявить наличие высокой отраслевой дифференциации заработной платы, слабой связи вознаграждения труда с трудовым вкладом, указал на отсутствие современных методов оценки и стимулирования аграрного труда, и в целом на негативное влияние механизма вознаграждения труда на параметры кадрового потенциала и эффективности аграрного труда. В результате сделан вывод о целесообразности системного подхода к совершенствованию механизма вознаграждения труда путем усиления государственного контроля вопросов вознаграждения работников, формирования новых, гибких и конкурентоспособных систем оценки, оплаты и стимулирования аграрного труда.

Ключевые слова: мониторинг, вознаграждение труда, заработная плата, стимулирование труда, механизм вознаграждения труда, интегральный показатель, индексный подход, балльный метод, аграрный труд, аграрный сектор экономики.

Essential innovative transformations of the agrarian sector of the economy against the background of the lack of basic changes in the development of the agrarian labour remuneration mechanism took place in the recent years. It is caused to a great extent by the loss of control over the system of its monitoring as the subject of observation nowadays is a nonobjective and

narrow from the evaluation point of view indicator of average monthly level of the salary. To solve this problem the technique to monitor the mechanism functioning efficiency of the agrarian labour remuneration, based on the combination of methodological tools of index and mark approaches is offered. The advantage of the technique is in complex evaluation of tendencies on quantitative and qualitative criteria positions and also in preliminary diagnosing of the problem aspects in the labour remuneration. In the course of the research the notion "monitoring", the aim, tasks, the subject and the object of the monitoring are defined. On its basis a structural and logical model of the realization of the monitoring system is developed. It includes informational and empirical, analytical and research, calculation and constructive stages which are realized at three levels of control and assume informative self-inspection with the management of the agricultural organizations, calculation evaluation and expert analysis by the bodies of regional agricultural government, formation of strategy of labour remuneration at the level of federal and branch management. By the monitoring of the results a coincidence of value of an integrated indicator of functioning efficiency of the agrarian labour remuneration mechanism of the Orel region to a low effective level is established The detailed analysis of the integrated indicator allowed to reveal an existence of high branch differentiation of the salary, weak connection of the labour remuneration and a labor contribution, indicated lack of modern evaluation methods and agrarian labour stimulation, and in general negative impact of the labour remuneration mechanism on parameters of personnel potential and agrarian labour efficiency. The conclusion is drawn that a system approach is necessary to improve the labour remuneration mechanism by strengthening the state control of the questions of workers' remuneration, formation of modern, flexible and competitive systems of evaluation, payment and agrarian labour stimulation. Key words: monitoring, labour remuneration, salary, labour incentives, labour remuneration mechanism, integrated indicator, index approach, mark method, agrarian labour, agrarian sector of economy.

Введение. Аграрный сектор относится к ведущей отрасли экономики, реализующей национальную стратегию импортозамещения и обеспечивающей продовольственную безопасность страны. В 2016 г. объем инвестиций в основной капитал сельского хозяйства Орловской области увеличился более чем в 1,4 раза, в то время как динамика в уровне и структуре инвестиций в человеческий капитал практически неизменна, а темпы роста заработной платы в аграрном секторе находятся в пределах 13%. Это говорит о том, что инновационные аграрные преобразования ограничиваются в большей степени технико-технологическими факторами развития и не уделяют должного внимания главной социально-экономической составляющей агробизнеса - мотивации труда. Именно поэтому важное значение для аграрного сектора экономики имеет современный методический подход к мониторингу эффективности механизма вознаграждения труда, который обеспечит объективное, комплексное и системное исследование тенденций его функционирования в целях выработки конструктивных управленческих решений и адаптации методологии вознаграждения аграрного труда к новым социально-экономическим условиям.

Цель исследования - разработка методики мониторинга эффективности функционирования механизма вознаграждения труда в аграрном секторе.

Условия, материалы и методы. Теоретической и методологической составляющей исследования выступают научные труды отечественных ученых, посвященные вопросам мониторинга, социально-трудовых отношений, стимулирования и мотивации аграрного труда. Информационно-эмпирическая основа построена на статистических материалах Федеральной службы государственной статистики Орловской области и данных Департамента сельского хозяйства Орловской области. В ходе исследования были применены различные методы: абстрактно-логический и монографический - при рассмотрении научных воззрений авторов на трактование понятия «мониторинг» и принципов его реализации; расчетно-конструктивный - при обосновании структурно-логической модели мониторинга механизма вознаграждения труда; экономико-статистический - при оценке показателей мониторинга механизма вознаграждения труда.

Результаты и обсуждение. В научной литературе подробно раскрываются понятие, цель, объект, предмет, задачи, принципы, этапы и методы мониторинга системы социально-трудовых отношений и экономической деятельности организаций аграрного сектора и других отраслей [3, 9, 10], но в тоже время не проработаны эти вопросы по отношению к механизму вознаграждения аграрного труда. Под мониторингом в общем смысле учеными понимается систематический сбор, накопление, анализ сведений о различных социально-экономических процессах [3, 8-12]. С позиции нашего исследования мониторинг - это комплексный и регулярный инструмент контроля механизма вознаграждения аграрного труда, формирующий эмпирическую базу данных и позволяющий на основе предварительно установленных методических аспектов провести оценку и выявить сложившиеся закономерности с последующим обоснованием путей устранения или предупреждения проблемных зон в вознаграждении труда.

Объектом мониторинга выступает механизм вознаграждения аграрного труда как одна из основных функциональных подсистем системы управления человеческими ресурсами, отвечающая за нормативно-методическое и организационное сопровождение процесса вознаграждения работников через применение приемов и методов нормирования и оценки труда, форм и систем оплаты и стимулирования труда. Предмет мониторинга - совокупность социальных, организационных и экономических отношений, тенденций и факторов, связанных с оплатой и стимулированием труда работников аграрного сектора. Общей целью мониторинга является оперативная оценка результатов реализации механизма вознаграждения аграрного труда и его влияния на параметры кадрового потенциала и эффективности труда. Достижение данной цели обуславливает решение ряда задач:

- сбор достоверных статистических и аналитических материалов, свидетельствующих о текущем состоянии показателей вознаграждения труда в аграрном секторе экономики;

- обработка, анализ и оценка массива исходной информации с выявлением изменений в элементах механизма вознаграждения аграрного труда и факторов их вызвавших;

- доведение конечных результатов анализа и оценки процессов, происходящих в механизме вознаграждения аграрного труда до субъектов мониторинга на всех уровнях;

- выработка научно-практических рекомендаций по совершенствованию механизма вознаграждения аграрного труда или поддержанию эффективности его функционирования.

В основе мониторинга механизма вознаграждения аграрного труда должны лежать базовые положения и правила в форме основополагающих научно обоснованных требований, определяющих наиболее целесообразные пути организации и проведения мониторинга. Систематизировав научные мнения ряда исследователей [8, 11, 12], нами были определены и дополнены следующие принципы в соответствии с методологическими особенностями мониторинга механизма вознаграждения труда в аграрном секторе экономики:

- четкая формулировка целей мониторинга общего и декомпозированного характера, задач, предмета и объекта;

- следование установленному методическому инструментарию и оценка по заранее предложенным критериям и показателям;

- беспристрастность, объективность и независимость интерпретации конечных результатов мониторинга;

- регулярность проведения мониторинга и оперативность реагирования на выявленные негативные тенденции;

- гибкость, выражающаяся в постоянном совершенствовании, уточнении и корректировке системы мониторинга к изменчивости внешней среды;

- построение действенной обратной связи и способов взаимодействия всех субъектов мониторинга;

- - превышение планируемого социально-экономического эффекта от мониторинга над предполагаемыми затратами на его проведение.

Авторами подразумевается, что в процессе мониторинга участвуют микро-, мезо- и макроуровни управления в соответствии с делегированными функциональными задачами, выделенными в соответствующие этапы (рис. 1).

Цель, задачи и принципы мониторинга

Мониторинг механизма вознаграждения аграрного труда

Субъекты микро-, мезо- и макроуровня мониторинга

Информационно-эмпирический

Этапы мониторинга

Аналитико-исследовательский

Расчетно-конструктивный

Менеджмент организаций аграрного сектора

и и

Комплексное информационное самообследование показателей функционирования внутриорганизационных механизмов вознаграждения труда

Регионально-отраслевой менеджмент

Проведение расчетных оценок с использованием методического инструментария и экспертный анализ

Федерально-отраслевой менеджмент

и. Х-

Формирование, адаптация и

реализация концепций, стратегий, целевых программ, соглашений и управляющих воздействий вознаграждения труда

Выявление проблемных зон, путей их решений и управляющих воздействий

Рисунок 1 - Структурно-логическая модель мониторинга эффективности функционирования механизма вознаграждения аграрного труда1

На первом информационно-эмпирическом этапе мониторинга субъекты хозяйствования в области агробизнеса (микроуровень) осуществляют информационное самообследование внутриорганизационных механизмов вознаграждения труда путем предоставления сведений о показателях мониторинга органам регионального управления сельского хозяйства для экспертной оценки, что приводит к необходимости расширения показателей и форм сводного ведомственного статистического наблюдения в системе государственного информационного обеспечения аграрного сектора. По итогам мониторинга субъекты хозяйствования учитывают предложения научно-практического характера по оптимизации состава и структуры механизма вознаграждения аграрного труда.

1 Предложено авторами.

На втором аналитико-исследовательском этапе органы регионального управления сельского хозяйства (мезоуровень) на базе коллективных экспертных оценок проводят анализ системы показателей мониторинга, выявляют приоритетные направления развития механизма вознаграждения труда аграрного сектора региона и управляющие воздействия на субъекты хозяйствования. Проведение расчетных оценок строится на использовании индексного и балльного подходов. Метод индексного анализа позволяет агрегировать широкий спектр количественных показателей механизма вознаграждения труда, имеющих различные единицы измерения и не сопоставляемых между собой без стандартизации значений. Стоит отметить, что до настоящего момента времени «...индексный метод не получил распространения в системе мониторинга механизма вознаграждения аграрного труда и применялся только при оценке социально-трудовых отношений и трудового потенциала регионов» [2, 4, 7]. Балльный подход заключается в выставлении в определенном диапазоне условного балла качественным показателям.

Исходя из этого, индексным способом оценивается количественный критерий эффективности функционирования механизма вознаграждения аграрного труда, а балльным - качественный. Количественным критерием выступает уровень окупаемости инвестиций, направленных на вознаграждение труда и обеспечивающих социально-экономическую обоснованность и соизмеримость с затраченным человеческим потенциалом и трудовым вкладом работника. Количественный критерий разделяется на две группы показателей и соответственно субиндексов, первая из которых - показатели результата функционирования, вторая - показатели результативности функционирования. Показатели качественного критерия в целом отражают оптимальность механизма вознаграждения труда и оцениваются эффективностью реализации принципов, гибкостью, адекватностью механизма, его влиянием на качество трудовой жизни, эффективность труда и воспроизводство человеческого капитала.

Для получения совокупного индекса по каждому субиндексу рассчитывается частный по следующей формуле:

I] = хХ] - хг (1)

Хтах хт1п

где: | - частный индекс ]-го показателя количественного критерия эффективности функционирования механизма вознаграждения аграрного труда;

X] - фактическое значение ]-го показателя количественного критерия эффективности функционирования механизма вознаграждения аграрного труда объекта оценки;

Хгтлп - минимальное значение ]-го показателя количественного критерия эффективности функционирования механизма вознаграждения аграрного труда в выборочной совокупности объектов оценки;

Хтах - максимальное значение ]-го показателя количественного критерия эффективности функционирования механизма вознаграждения аграрного труда в выборочной совокупности объектов оценки.

Оценивать систему показателей качественного критерия эффективности функционирования механизма вознаграждения аграрного труда рекомендуется по балльной шкале, имеющей четыре градации. Первая - до 0,25 (полностью не соответствует), вторая - 0,25-0,50 (частично соответствует), третья - 0,50-0,75 (средне соответствует), четвертая - 0,75-1,0 (полностью соответствует). Согласованность для устранения субъективного фактора экспертной оценки качественного критерия мониторинга определятся коэффициентом конкордации. Интегральный показатель складывается общей суммой среднеарифметической индексной и балльной оценок. Мониторинг проводился на материалах 30 сельскохозяйственных организаций Орловской области методом случайной бесповторной выборки и в силу ограниченности исходной информации была рассчитана часть показателей мониторинга по данным 2016 г. (табл. 1).

Таблица 1 - Мониторинг эффективности функционирования механизма вознаграждения труда в сельскохозяйственных организациях Орловской области

Показатели количественного критерия Оценка по субиндексам

Xj(2016) Xmin | Xmax Ij

Показатели результата функционирования

Среднемесячный уровень заработной платы, руб. 22273 9325 29564 0,64

Модальный уровень заработной платы, руб. 9326 14859 23863 0,61

Темпы роста среднего уровня заработной платы, % 113 102 404 0,04

Соотношение заработной платы со среднеотраслевой, % 98 42 131 0,63

Соотношение заработной платы со среднерегиональной, % 96 40 128 0,64

Соотношение заработной платы с целевым индикатором региона, % 119 42 158 0,66

Доля постоянной оплаты труда в структуре вознаграждения, % 71 68 82 0,21

Соотношение заработной платы с прожиточным минимумом, раз 2,3 0,9 3,1 0,64

Доля минимальной оплаты труда региона в общей сумме, % 31 30 158 0,01

Среднемесячные премиальные выплаты, руб. 4046 1623 8420 0,36

Среднемесячные социальные выплаты, руб. 90 6 5342 0,02

Стимулирующие выплаты на 100 руб. основной оплаты труда, руб. 26 10 54 0,36

Социальные выплаты на 100 руб. основной оплаты труда, руб. 0,6 0,1 36 0,01

Приходится на 1% роста производительности труда роста оплаты 1,10 0,96 1,12 0,88

Показатели результативности функционирования

Производительность труда, тыс.руб./чел. 2317 152 3894 0,58

Рентабельность затрат на оплату труда персонала, % 157 6 613 0,25

Доходность использования человеческого капитала, тыс. руб./чел. 420 11 1264 0,33

Трудообеспеченность, чел./ 100 га 1,5 0,6 3,4 0,32

Уровень штатной обеспеченности, % 94 86 98 0,67

Уровень текучести кадров, % 34 10 57 0,51

Доля работников с высшим образованием, % - - - -

Удовлетворенность трудом, % - - - -

Уровень трудовой и исполнительской дисциплины, % - - - -

Уровень выполнения норм труда, % - - - -

Интенсивность труда, чел. -час. 7,8 7,7 8,0 0,33

Показатели качественного критерия Оценка по балльной шкале

Современные состав и структура механизма вознаграждения труда 0,30

Адекватность механизма вознаграждения труда 0,10

Гибкость механизма вознаграждения труда 0,20

Объективность и множественность оценки результатов труда 0,10

Конвергенция, интеграция и консолидация труда 0,20

Соответствие кадровой политике и стратегии деятельности 0,20

Выполнение задач и соблюдение принципов вознаграждения труда 0,55

Рациональность управления затратами на вознаграждение труда 0,25

Тесная зависимость с результатами труда 0,30

Качество трудовой жизни работников 0,20

Качество труда работников 0,20

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Социально-экономическая эффективность труда 0,30

Системное развитие корпоративного человеческого капитала 0,30

Интерпретация результатов мониторинга Интегральный показатель

Общий среднеарифметический индекс количественного критерия 0,41

Общий среднеарифметический балл качественного критерия 0,25

Интегральный индексно-балльный показатель 0,35

Примечание: рассчитано по предложенным авторами показателям по данным Департамента сельского хозяйства Орловской области и Орелстата.

Интерпретация конечных итогов мониторинга производится по предложенным нами диапазонам значений интегрального показателя, соотносимыми с уровнями эффективности функционирования механизма вознаграждения аграрного труда, что позволяет наряду с этим ранжировать и объединить в группы сельскохозяйственные организации (табл. 2).

Таблица 2 - Интерпретация интегрального показателя уровня эффективности функционирования механизма вознаграждения аграрного труда_

Интегральный показатель Уровень эффективности функционирования механизма вознаграждения аграрного труда

Очень высокий Высокий Средний Низкий Очень низкий

Диапазон показателя 0,80-1,0 0,64-0,80 0,37-0,64 0,20-0,37 0,0-0,20

Примечание: Предложено авторами.

Результаты мониторинга указывают на низкоэффективный уровень функционирования механизма вознаграждения труда в аграрном секторе экономики Орловской области, поскольку значение показателя интегральной индексной и балльной оценок составляет 0,35. Более подробный и детализированный анализ системы показателей количественного и качественного критериев на основе статистической информации, состава и структуры положений об оплате и стимулировании труда работников сельскохозяйственных организаций, соглашений по регулированию социально-трудовых отношений свидетельствует о наличии следующих пробелов в вознаграждении аграрного труда:

- высокие дифференциальные разрывы среднего и модального уровня среднемесячной заработной платы;

- незначительная зависимость заработной платы и стимулирующих выплат с условиями труда и вкладом работников;

- применение в практике субъектов агробизнеса устаревших методов нормирования, оплаты и стимулирования труда;

- отсутствие современных и адекватных аграрным преобразованиям способов оценки параметров трудового вклада;

- негативное влияние на мотивацию, производительность, эффективность труда и воспроизводство человеческого капитала;

- недостаточность мер регулирования со стороны государства вопросов оплаты и стимулирования труда.

Устранение выявленных при мониторинге проблемных зон возможно только при наличии системного подхода к их решению, который требует усиления государственного воздействия, в том числе через расширение социальных индикаторов государственной поддержки, поиск новых стимулов и формирование адаптированной к инновационным изменениям аграрной сферы технологии стимулирования труда, построение конкурентоспособных систем оплаты труда, обновление нормативной базы по труду, развитие методологии оценки трудового вклада и усиление его связи с вознаграждением, повышение социальной ответственности аграрного бизнеса перед работниками [1, 5, 6].

На третьем и заключительном этапе мониторинга Минсельхоз России (макроуровень) планирует федеральные целевые государственные программы кадрового обеспечения аграрного сектора на основе решения проблем мотивации труда и адаптации отраслевых (тарифных) соглашений по региональным и федеральным уровням управления АПК в соответствии с трансформацией системы социально-трудовых отношений.

Выводы. Таким образом, предложенный нами трехуровневый индексно-балльный методический подход дает возможность системно и систематически проводить мониторинг эффективности функционирования механизма вознаграждения труда в аграрном секторе экономики. Успешность реализации процесса мониторинга предопределяет следование цели и принципам мониторинга, выполнение субъектами мониторинга на всех уровнях делегированных функциональных задач. Основными преимуществами методики является одновременный анализ по двум группам критериев, включающим мини-систему количественных и качественных оценочных показателей, комплексность и всесторонность оценки, своевременность и заблаговременность диагностики проблемных аспектов механизма вознаграждения труда.

БИБЛИОГРАФИЯ

1. Белоусов В.М. Концептуальные подходы к совершенствованию системы материального стимулирования труда работников сельскохозяйственного производства // Вестник Алтайского государственного аграрного университета. 2013. № 10. С. 121-125.

2. Мониторинг функционирования системы социально-трудовых отношений Томской области / Л.М. Борисова, Н.В. Ионикан, В.А. Колупаева, В.С. Раковская // Известия Томского политехнического университета. 2011. № 6. С.32-36.

3. Володин А.В. Роль мониторинга в управлении социально-экономическими процессами // Вестник международного института менеджмента ЛИНК. 2009. № 24. С. 265-274.

4. Лихачева Т.Н. Оценка трудового потенциала сельских территорий СевероЗападного Федерального округа // Социально-экономические исследования. 2016. № 5. С.1-11.

5. Прока Н.И., Злобин Е.Ф., Фокин М.А. Оценка приоритетности системы вознаграждения труда в комплексе проблем кадрового обеспечения аграрного сектора // Экономические и гуманитарные науки. 2015. № 1. С. 82-94.

6. Прока Н.И. Оценка эффективности политики заработной платы в аграрном секторе экономики // Экономика, труд, управление в сельском хозяйстве. 2015. № 3 (24). С. 45-50.

7. Петров Ю.А., Стожко Д.К. Социально-трудовые отношения в системе регионального АПК // Аграрный вестник Урала. 2016. № 7 (149). С. 106-113.

8. Романюк А.В. Теоретические основы проведения мониторинга состояния и тенденций развития экономики региона // Вестник ТвГУ. Серия «Экономика и управление». 2014. № 2. С. 329-338.

9. Рисин И.Е., Шлеките И.А. Тенденции развития системы мониторинга социально-экономического развития региона // Вестник Белгородского университета кооперации, экономики и права. 2006. № 5. С. 46-49.

10. Слинков А.М. Социально-трудовой мониторинг как инструмент проактивного менеджмента // Проблемы современной науки и образования. 2016. № 38 (80). С. 61-67.

11. Слинков А.М. Мониторинг как управленческий процесс: принципы, методы, функции // Научные ведомости Белгородского государственного университета. 2016. Т. 37. № 2 (223). С. 63-70.

12. Фурсова Ю.Ф. Роль мониторинга в управлении предприятием, его принципы и функции // Актуальные вопросы экономических наук. 2009. № 4. С. 26-30.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.