Научная статья на тему 'Методический подход к формированию стратегии развития региональной минерально-сырьевой базы'

Методический подход к формированию стратегии развития региональной минерально-сырьевой базы Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
266
60
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МИНЕРАЛЬНО-СЫРЬЕВЫЕ РЕСУРСЫ / MINERAL RESOURCES / СТРАТЕГИЯ ЭФФЕКТИВНОГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МИНЕРАЛЬНО-СЫРЬЕВОЙ БАЗЫ / STRATEGY OF EFFECTIVE USE OF MINERAL RESOURCES / МИНЕРАЛЬНО-СЫРЬЕВОЙ КОМПЛЕКС / MINERAL-RESOURCES COMPLEX / МИНЕРАЛЬНО-СЫРЬЕВОЙ ПОТЕНЦИАЛ / MINERAL-RESOURCES POTENTIAL / РЕЙТИНГОВАЯ ОЦЕНКА. / RATING ASSESSMENT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Гришин В. И., Буравцов В. В.

Сложившийся подход к развитию рыночных отношений привел к тому, что сегодня в сфере недропользования основное внимание уделяется крупным месторождениям, где добыча ископаемых ресурсов осуществляется с наименьшими затратами. Однако такие месторождения имеются не в каждом регионе и далеко не по каждому виду минерально-сырьевых ресурсов. Решить задачи регионов в части недропользования можно лишь за счет разработки новой стратегии развития региональной минерально-сырьевой базы

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Гришин В. И., Буравцов В. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The current approach to the development of market relations led to the fact that in the sphere of mineral resources special attention is paid to large deposits where they can be extracted with minimum costs. However, not all regions have such deposits and especially deposits in every mineral resource. We will be able to solve such problems only through shaping a new strategy for the development of regional mineral-resources base.

Текст научной работы на тему «Методический подход к формированию стратегии развития региональной минерально-сырьевой базы»

ОТРАСЛЕВОЕ И РЕГИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ

Д-р экон. наук В. И. Гришин В. В. Буравцов

МЕТОДИЧЕСКИЙ ПОДХОД К ФОРМИРОВАНИЮ СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ РЕГИОНАЛЬНОЙ МИНЕРАЛЬНО-СЫРЬЕВОЙ БАЗЫ

Сложившийся подход к развитию рыночных отношений привел к тому, что сегодня в сфере недропользования основное внимание уделяется крупным месторождениям, где добыча ископаемых ресурсов осуществляется с наименьшими затратами. Однако такие месторождения имеются не в каждом регионе и далеко не по каждому виду минерально-сырьевых ресурсов. Решить задачи регионов в части недропользования можно лишь за счет разработки новой стратегии развития региональной минерально-сырьевой базы.

Ключевые слова: минерально-сырьевые ресурсы, стратегия эффективного использования минерально-сырьевой базы, минерально-сырьевой комплекс, минерально-сырьевой потенциал, рейтинговая оценка.

Роль минерально-сырьевых ресурсов в экономике страны трудно переоценить. Они служат сырьевой основой для развития важнейших отраслей промышленного производства (энергетики, топливной промышленности, черной и цветной металлургии, химической промышленности, строительства), а также возможным объектом международного сотрудничества.

Начиная с 1999 г. в России устойчиво росла экономическая и особенно бюджетная эффективность развития минерально-сырьевого комплекса: на его долю приходилось более 30% производства ВВП, около 80% экспортных поступлений и более 60% прямых иностранных инвестиций. В доходной части федерального бюджета налог на добычу полезных ископаемых в сумме с экспортными таможенными пошлинами занимает первое место среди других налогов и платежей, несмотря на снижение цен на нефть и кризис.

Использование крупных высокорентабельных месторождений и экспортно ориентированных минерально-сырьевых ресурсов позволило России в 2000-2008 гг. сократить налоговое бремя на производственный сектор экономики, увеличить доходы граждан. Однако на уровне регионов с имеющейся минерально-сырьевой базой, представленной

малорентабельными и ориентированными на внутренний рынок минерально-сырьевыми ресурсами, ситуация прямо противоположная: падают объемы добычи, сокращаются производство и рабочие места. В таких регионах возможности реализации стратегии использования минерально-сырьевых ресурсов, основанной на саморегуляции экономики, традиционных критериях эффективности, преимущественно рыночных методах управления, демонстрируют свою несостоятельность. Горный бизнес в настоящее время формирует стратегии быстрой отдачи и выгод, пренебрегая как общественными интересами территорий и граждан, так и целями технико-технологического стратегического развития.

Ситуация с низким уровнем эффективности использования минерально-сырьевой базы страны и ее регионов обостряет кризисные социально-экономические явления, что вызывает озабоченность многих ученых и управляющих структур. В этих условиях одной из основных задач региональной экономики, учитывая конституционные функции региональных властей, состоящие в том, что природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории1, является научное обоснование новой стратегии эффективного использования местных минерально-сырьевых ресурсов, направленной на решение ряда остро стоящих в период кризиса социально-экономических проблем.

Стратегия устойчивого развития минерально-сырьевой базы, преследующая цель удовлетворить внутренние потребности регионов в полезных ископаемых и обеспечить их воспроизводство при обязательном выполнении экономического (ограниченные возможности государства финансировать разведку месторождений и их промышленную эксплуатацию) и экологического (необходимость сведения к минимуму техногенной нагрузки горного производства на окружающую среду) условий, должна предусматривать в технико-технологическом плане:

1) инвентаризацию уже разведанных месторождений полезных ископаемых и переоценку экономической эффективности и социально-экологической значимости их разработки в условиях кризиса;

2) освоение так называемых техногенных месторождений, т. е. отвалов вмещающих пород, складов забалансовых руд, отходов горных предприятий;

3) разработку малых месторождений, т. е. месторождений со сравнительно ограниченными запасами полезных ископаемых, пригодных для удовлетворения потребностей в данном виде сырья одного или нескольких соседних регионов.

1 См.: Конституция Российской Федерации. Официальный текст. - М. : Дашков и Ко, 2003.

Отмечая важность выполнения экономического условия, следует учесть объективно высокую фондоемкость горнодобывающей промышленности (в 3,5 раза выше, чем в обрабатывающей), высокие затраты на разведку месторождений (до 30-40% общих затрат на подготовку сырьевой базы), большие инфраструктурные затраты на социальное обеспечение одного рабочего. Поэтому предлагаемая рядом ученых стратегия наиболее полного использования созданного и накопленного природного капитала в интересах социально-экономического роста и развития -ключевая задача современной экономики.

Существование хорошо налаженной инфраструктуры (затраты на создание которой составляют от 30 до 40% общих затрат на создание нового минерально-сырьевого потенциала) является особенно важным аргументом в пользу сохранения старых промышленных объектов, даже если они должны подвергнуться серьезной модернизации. Другой аргумент в пользу широкомасштабного развития имеющегося минерально-сырьевого потенциала - это сохранение рабочих мест и использование подготовленной квалифицированной рабочей силы (подготовка одного квалифицированного рабочего и создание одного рабочего места обходится в настоящее время в сотни тысяч рублей). Осуществление данной стратегии имеет особое социально-экономическое значение для промышленно освоенных регионов с развитым горнодобывающим комплексом с целью преодоления кризисных явлений и перехода к инновационному развитию региональной минерально-сырьевой базы.

Под экономическим обоснованием стратегии эффективного использования региональной минерально-сырьевой базы (МСБ) нами понимается методический подход, позволяющий выявить и определить преимущества имеющейся минерально-сырьевой базы, предложить новые критерии ее оценки, сформировать меры по реализации выгодного с позиций населения территории варианта ее развития.

Исследования показали, что существующие недостатки в развитии минерально-сырьевого потенциала регионов в значительной степени обусловлены недостаточным научно-методическим обоснованием критерия оценки минерально-сырьевого потенциала территорий, полученных эффектов, отражающих реально существующие региональные общественные (совокупные) предпочтения для преодоления кризисных явлений в экономике. Вместе с тем очевиден более высокий уровень потенциальной приспособленности минерально-сырьевого комплекса к возможностям его функционирования в условиях кризиса, который заключается в следующем:

□ минерально-сырьевые продукты в основной массе являются уникальными ресурсами, на которые практически всегда найдется ры-

нок сбыта, поскольку они обладают большим набором потребительских свойств;

□ добыча минерально-сырьевых ресурсов не требует создания высоких технологий и сложных систем маркетинга;

□ по экологическим, энергетическим и другим критериям они не являются престижными для высокоразвитых стран и в условиях открытой экономики долгое время будут высоколиквидными для страны или региона-производителя.

Реализация этих преимуществ региональной минерально-сырьевой базы должна сопровождаться разработкой новых и уточнением действующих критериев оценки эффективности.

Учитывая социально-экономические функции региона, вытекающие из конституционных прав и обязанностей региональных властей, в основу экономического обоснования стратегии развития региональной минерально-сырьевой базы должен быть положен критерий преобладания положительных долговременных социально-эколого-экономичес-ких и инновационно-инвестиционных эффектов над отрицательными, обусловленными разработкой полезных ископаемых. Поэтому в качестве критерия оценки для обоснования эффективной стратегии использования минерально-сырьевой базы на уровне региона рекомендуется использовать показатель максимального интегрального эффекта, включающего социально-эколого-экономические, инновационно-инвестиционные, мультипликативные и другие положительные долговременные эффекты, характеризующие повышение общего уровня жизни населения. Содержательная структура предлагаемого критерия представлена на рис. 1.

Рис. 1. Составляющие критерия оценки минерально-сырьевой базы региона

В общем виде положительные эффекты, возникающие при интенсивном использовании региональной минерально-сырьевой базы, включают:

□ экономические: снижение затрат на транспортировку минерально-сырьевых ресурсов из других регионов; использование инфраструктурного обеспечения; возможности получать дополнительный доход за счет увеличения регионального и межрегионального спроса на товары из минерально-сырьевых ресурсов; рост природно-ресурсных и других налогов;

□ экологические: сокращение ущербов окружающей среде за счет использования вторичных ресурсов, отходов и ресурсов техногенных месторождений; снижение влияния разработки минерально-сырьевых ресурсов на окружающую природную среду вследствие контролируемости экологических процессов;

□ социальные: прирост рабочих мест в горной отрасли и смежных перерабатывающих, обслуживающих производствах; инфраструктурных и социальных секторах экономики; удовлетворение разносторонних потребностей населения; сокращение затрат трудоспособного населения на передвижения.

К отрицательным эффектам относятся:

□ экономические: дополнительные затраты на модернизацию действующих и организацию новых производств на базе минерально-сырьевых ресурсов; большие первичные капиталовложения;

□ экологические: повышение ущербов окружающей среде непосредственно от разработки месторождений минерально-сырьевых ресурсов, связанных с более интенсивным использованием окружающей среды;

□ социальные: более высокая концентрация населения.

Методический подход к определению ключевых параметров новой стратегии (социально-эколого-экономических показателей инвестиционных проектов и бизнес-планов) для первоочередного внедрения и определения этапов ее реализации состоит в следующем.

На первом этапе формируется информационная база с включением имеющихся бизнес-планов и проектов по использованию местной минерально-сырьевой базы.

Второй этап (оценочный блок) предполагает отбор экономических показателей и значимых для региона факторов, не поддающихся на современном уровне экономических знаний строгой стоимостной оценке (социальных, экологических, инфраструктурных и т. д.). При этом главной целью региональной политики в области использования минерального сырья и недропользования необходимо считать обеспе-

чение социально-экономических и экологических основ жизни населения данного региона.

На третьем этапе традиционные критерии оценки инвестиционных проектов (высокая доходность, малые сроки окупаемости и наличие у инвестора - инициатора проекта средств) являются достаточными для включения их в список рассматриваемых, но не обязательно реализуемых. В основном это обусловлено тем, что современный горный бизнес игнорирует общественные предпочтения, региональные, социальные и другие эффекты. Формированию региональной стратегии должен предшествовать отбор проектов и бизнес-планов с позиций получения долгосрочных социально-эколого-экономических положительных эффектов. Расчет бюджетного эффекта и возможных социально-эколого-экономических и инновационно-инвестиционных эффектов с учетом основных функций, которые призван выполнять регион, позволит определить очередность реализации проектов и сформировать стратегию вовлечения местных минерально-сырьевых ресурсов в региональный процесс воспроизводства.

На четвертом этапе происходит формирование нового организа-ционно-регулирующего механизма, позволяющего реализовать избранную стратегию. Так, в случае реализации высокорентабельных с позиций коммерческой выгоды проектов необходимы ужесточение налоговой и лицензионной политики, предоставление прав на разработку по завышенным ценам и другие меры, направленные на максимальное изъятие незаработанного рентного дохода и перераспределение сверхдоходов в целях развития производства. С другой стороны, высокая рейтинговая оценка социально-эколого-экономических показателей проектов, не несущих коммерческий доход, ставит задачу определения форм и методов финансирования, государственной поддержки, формирования портфеля государственных заказов, установления различного вида льгот для реализации проектов и бизнес-планов.

Пятый этап призван способствовать реализации региональной минерально-сырьевой стратегии. Он представляет собой включение конкретных проектов в программы развития муниципальных образований, на территории которых реализуются проекты.

К преимуществам разработанной методики относятся:

□ комплексный подход к оценке и возможность учета приоритета целей социально-эколого-экономического развития региона;

□ относительная простота расчетов;

□ учет экспертных и экономических оценок;

□ учет территориальных особенностей и возможностей комплек-сирования добычи и переработки минерального сырья месторождений при функционировании горных предприятий.

Таким образом, вышеизложенный методический подход с включением трех различных критериальных баз оценки (1 - коммерческих выгод и инвестиционных возможностей; 2 - рейтинговой оценки социальных, экологических, инфраструктурных и других региональных факторов; 3 - положительных долговременных интегральных (социаль-но-эколого-экономических и инновационно-инвестиционных) эффектов) позволит изменить приоритеты и направления развития горного бизнеса в регионах с имеющимся минерально-сырьевым потенциалом, сформировать инновационную стратегию и определить тактические организационные и регулирующие меры, способствующие его реализации.

Предложенный методический подход апробирован на примере минерально-сырьевого комплекса Тульской области (на базе имеющихся в распоряжении администрации области бизнес-планов).

В таблице приведены результаты сводного расчета по подгруппам имеющихся в наличии проектов и бизнес-планов. Рассмотренные инвестиционные проекты распределены в соответствии с установленными критериями по категориям социально-эколого-экономической привлекательности для региона с учетом рейтинговой оценки значимости факторов.

Сводный расчет интегрального критерия социально-эколого-экономического эффекта для выявления очередности реализации проектов

Подсистема Усредненная Весовой Величина

оценка проектов коэффици- интегрального

ент значи- критерия по

мости под- подсистемам

У СМ О системы У СМ О

I. Региональная 0,98 1,05 0,66 0,25 0,245 0,26 0,165

II. Инновационная 0,52 0,453 1,07 0,15 0,078 0,06 0,1605

III. Социальная 0,8 0,721 0,57 0,2 0,16 0,143 0,114

IV. Экологическая 0,82 0,512 1,01 0,25 0,205 0,013 0,2525

V. Экономическая 0,34 0,91 1,08 0,15 0,051 0,136 0,162

Интегральный 3,46 3,64 4,39 1,0 0,74 0,63 0,85

критерии

* Примечание: У - угольная отрасль; СМ - добыча МСР для строительных организаций; О -отходы.

Результаты социально-эколого-экономического обоснования стратегии эффективного использования минерально-сырьевой базы региона представлены в виде матрицы, куда включены основные проекты по уровню значимости для региона (рис. 2), что позволяет определять при-

оритетность (очередность) реализации проектов. То есть наиболее значимыми и приоритетными для региона являются проекты переработки отходов горного производства.

Срок

реализации

к Категория В1 Категория А

Добыча стройматериалов, Разработка и комплексное

гипса и т. д. использование угольных

месторождений. Переработка

золошлаковых отходов

Освоение месторождений Организация производства

полезных ископаемых по нетрадиционному

силами малого горного использованию угля

бизнеса

Категория С Категория В2 ь.

Региональный

социально-эколого-экономический и инновационно-инвестиционный эффекты

Рис. 2. Матрица кластеров инвестиционных проектов и бизнес-планов для включения в региональную стратегию освоения минерально-сырьевой базы Тульской области

Таким образом, формирование и реализация предложенной стратегии вовлечения в хозяйственный оборот минерально-сырьевой базы региона в совокупности с инвестиционным обеспечением и управленческими мерами позволит получать бюджетные и коммерческие доходы, обеспечить прирост рабочих мет, снизить экологическую нагрузку на территорию, в целом изменить траекторию развития региональных добывающих предприятий.

Список литературы

1. Арбатов А. А. Проблемы освоения и воспроизводства минерально-сырьевой базы с учетом регионального фактора // Минеральные ресурсы России. Экономика и управление. - 2007. - № 4.

2. Тульская область : справочник инвестора. - Тула : Дизайн-Коллегия, 2008.

3. Эндерс А., Квернер И. Экономика природных ресурсов. -2-е изд. - СПб. : Питер, 2008.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.