In article the author's structural model of management of innovative activity in system of housing and communal services focused on creation of long-term partnership with all participants involved in process of granting or consumption of the services realized with use of innovations is considered.
Keywords: management of innovative activity, housing and communal services, mutually beneficial relations, quality management, innovations.
Izmalkova Svetlana Aleksandrovna, Doctor of Economics, Professor, izmasvet-lana@yandex.ru, Russia, Orel, VPO "State University-UNPK",
Romanchin Vyacheslav Ivanovich, Doctor of Economics, Professor, ni-kitin@msro.ru, Russia, Orel, LLC "Mezhregionkonsalt",
Golovina Tatiana Aleksandrovna, Doctor of Economics, Professor, golov-ina_t78@mail.ru, Russia, Orel, VPO "State University-UNPK"
УДК 005.8-027.31:334.716
МЕТОДИЧЕСКИЙ ПОДХОД К ФОРМИРОВАНИЮ И РЕАЛИЗАЦИИ ПОРТФЕЛЯ ИННОВАЦИОННЫХ ПРОЕКТОВ ПРОМЫШЛЕННОГО ПРЕДПРИЯТИЯ
С.А. Измалкова, С.А. Никитин, Т.А. Головина
Показана процедура формирования и отбора портфеля инновационных проектов, представлена классификация инновационных технологий и обоснован их выбор для принятия инновационных решений на промышленном предприятии.
Ключевые слова: инновационный проект, инновационный портфель, инновационные технологии, промышленные предприятия
Действия по формированию инновационной стратегии должны ориентироваться на хорошо сформулированные стратегические цели промышленного предприятия. Менеджмент должен сформировать материальное, техническое и организационное представление реализации этих целей и позднее остановиться на выборе вариантов (альтернатив) достижения этих целей в форме инновационных проектов. Последний этап и является процедурой формирования портфеля инновационных проектов.
Процедуры и принципы отбора инновационных проектов отличаются от способов отбора обычных инвестиционных проектов, поскольку инновационные проекты являются значительно более сложными, требуют высокой квалификации персонала, более глубокой проработки и тщательной оценки рисков. С другой стороны, они основаны на защищенных патентами технологиях, технических решениях, программных продуктах, ди-
зайне и брендах, что позволяет рассчитывать на больший экономический выигрыш, обусловленный не только снижением конкуренции, а порой полным её отсутствием, что снижает неопределенность рыночных условий. Динамичная рыночная конъюнктура, жесткая конкуренция приводит к тому, что процесс управления инновационными проектами, начиная с их выбора, окружен неопределенностями, обусловленными воздействием внешних и внутренних факторов, что требует большей управленческой гибкости в принятии решений по сравнению с любыми другими видами деятельности.
Каждый из проектов требует, прежде всего, выделения финансовых средств (бюджета проекта), ресурсов, формирования временного коллектива исполнителей, выделения площадей, обеспечения юридической поддержки и т.д. Процедура отбора инновационных проектов для инновационного портфеля предприятия включает [3]:
- четко сформулированные критерии успешности проекта в целом и его отдельных этапов;
- расчет финансовых затрат;
- оценку затрат времени;
- необходимые ресурсы для его реализации.
На основе этих данных можно принимать решения относительно прогнозирования возможности выполнения проекта на данном предприятии; давать формальную и экспертную оценки проекта, а также проводить сравнение его с другими проектами.
Проекты можно структурировать по разным признакам и категориям. Например, проекты могут быть крупными и мелкими. При реализации рудного проекта возможна значительная экономическая эффективность, продукты имеют значительные рыночные возможности, ожидаемая прибыль может оказаться значительной [1]. Негативными сторонами процедур реализации крупных проектов является высокий риск, большие финансовые затраты, которые могут создать напряжения для бюджета предприятия, значительные трудности выполнения проекта. У мелких проектов экономическая эффективность невелика, предприятие может рассчитывать при их реализации на небольшое увеличение прибыли, продукты этих технологий, как правило, имеют ограниченные рыночные возможности. С другой стороны средства, извлекаемые из бюджета предприятия, небольшие и не приводят к серьезным нарушениям налаженного производственного цикла и появлению рисков невыполнения или неудач мелких проектов.
Небольшие предприятия вынуждены реализовывать в основном мелкие проекты, но крупные предприятия способны формировать портфель из мелких и крупных проектов в пределах выделенного инновационного бюджета и иных ресурсов и возможностей.
Ограничениями также являются кадровые возможности привлечения специалистов и способность менеджмента предприятия обеспечивать текущее управление предприятием и реализовывать проекты. Обычно на предприятии формируют временный коллектив специалистов и менеджеров для реализации отдельного проекта. Кроме того, в последнее время распространяется практика аренды персонала для реализации проекта. Также предприятие-продавец технологии в рамках лицензионного соглашения обычно командирует специалистов для обучения персонала предприятия-приобретателя технологии и для организации пусконаладочных работ. Тем не менее, возможности менеджмента предприятии, даже усиленные привлеченными специалистами и управленцами, все равно остаются ограниченными, что заставляет тщательно продумывать выбор портфеля инноваций с учетом кадрового ресурса.
Другими словами, менеджмент предприятия может обеспечить качественное управление лишь ограниченному числу проектов. Именно поэтому основные усилия менеджмента в каждый момент времени необходимо сосредотачивать лишь на одном проекте. Кроме того, последовательность выполнения проектов должна быть запланирована по нарастанию их сложности, затрат финансовых средств, ресурсов и времени, причем если реализация одного из проектов усиливает возможности выполнения другого, то выполнение последнего рационально отложить до окончания первого. При этом момент окончания каждого из проектов желательно связать с ожидаемым пиком рыночного спроса на его продукты. Особенно это важно учитывать в случае внедрения технологий, продукты которых имеют короткий жизненный цикл. Если нельзя быстро реализовать подобный проект, имеет смысл от него отказаться. Сложность организации финансового, материального, информационного и кадрового обеспечения проектов связана с требованием, чтобы задержки реализации одного проекта не мешали выполнению работ по другому проекту.
Для обеспечения работы над проектами на этапе их отбора полезно сформировать информационные базы данных этих проектов и организовать доступ к ним лицам, имеющим отношение к выбору проектов и их оценке. В базу данных каждого проекта должны быть внесены помимо показателей и характеристик проекта ограничения на количество ресурсов, на временные рамки выполнения, приоритетность задач и отдельных этапов. Для облегчения работы с материалом должны быть представлены критерии оценок проектов, принципы и методы отбора проектов [4].
Полезно обеспечить гибкость ресурсных возможностей предприятия, чтобы эффективно реализовывать запланированные инновационные решения, в частности, возможность перевода средств в разные статьи расходов, возможность использования иных ресурсов при необходимости. Важнейшим ресурсом, как известно, является время.
Менеджмент должен предпринять все усилия для снижения потерь времени, обеспечения выполнения всех работ и процедур в отведенные плановые сроки. Только выполнение этих требований обеспечит резкое снижение незапланированных издержек.
Для формирования и реализации инновационного портфеля промышленного предприятия можно создать следующие организационные структуры:
1. Комиссия по выработке инновационной стратегии (по формированию инновационного портфеля) предприятия - обычно это временный коллектив представителей руководства отдельных подразделений и топ-менеджмента предприятия.
2. Группы (персонал) проектов - временные коллективы специалистов разных отделов и подразделений, разрабатывающие и выполняющие данные проекты.
3. Информационная группа поддержки проектов - временный коллектив, обеспечивающий информационную поддержку выполнения проектов.
4. Группа привлеченных экспертов для оценки проектов.
В ряде случаев может применяться интегрированная управленческая схема реализации портфеля проектов, структура которой принимает матричный вид с разделением управленческой, профессиональной и технической ответственности. Привлеченный во временные коллективы персонал временно подчиняют руководителям проектов.
Для реализации инновационного портфеля предприятия необходимо выбрать инновационные технологии, которые по отношению к существующим могут подразделяться на следующие виды:
- открывающая инновация (такая продукция или технология не имеют сопоставимых прототипов);
- замещающая инновация (происходит полная замена существующих прототипов);
- отменяющая инновация (использование такой инновации приводит к полному исключению продукта в связи с появлением новых функций);
- возвратная инновация (происходит возврат к прежним видам, способам, методам);
- ретровведение (воспроизводятся старые формы на современной основе) [1].
Конкурентные преимущества инновационной технологии в значительной степени определяется степенью новизны инновации.
Абсолютная новизна (то есть, аналоги предлагаемому новшеству отсутствуют) фиксируется весьма редко. Вместе с тем явление абсолютной новизны не является уникальным и определяется относительно выбранного признака или группы признаков. В свою очередь, относительная новиз-
на может быть частной (новыми являются отдельные элементы) или условной (новое сочетание известных элементов).
Иногда используются понятия «стоимостная новизна» (затраты на НИОКР, освоение и использование, отнесенные к объему полезной работы, ниже чем у заменяемой) и «целесообразная новизна» (лучшие производительные или потребительские свойства).
Рыночная новизна в значительной степени определяет успех инновационной деятельности предприятия. По типу новизны для рынка инновации делятся на:
- новые для отрасли в мире;
- новые для отрасли в стране;
- новые для промышленного предприятия или для группы промышленных предприятий.
По свойствам рыночной новизны инновации могут быть отнесены в связи с расширением круга потенциальных потребителей и изменением их потребностей.
По охвату ожидаемой доли рынка инноваций могут быть:
- локальными;
- системными;
- стратегическими.
С точки зрения распространенности инновации подразделяются на:
- единичные;
- диффузные [2].
Потенциальный успех инновации зависит от множества объективных и субъективных факторов. Основными объективными факторами, определяющими успех инновационного продукта, являются технологические возможности производства и потребности участников рынка.
Субъективными факторами могут быть как изменчивость потребительских настроений, так и недоверие инвесторов в успех реализации подобных технологий. Последнее, в частности, требует значительной работы в области обработки общественного мнения как среди инвесторов, так и среди потенциальных потребителей, а также дополнительной рекламы. Действия маркетинговых служб в период представления и начала продаж инновационного продукта на рынке связаны с характером реакции потенциального потребителя на данный продукт. Инновационные продукты могут быть дифференцированы по этому признаку на две основные группы:
- не требует специального обучения потребителя и не вызывает заметного изменения его поведения, ибо не изменяя функциональных характеристик продукта, лишь повышает их качество. Продвижение таких (плавных) инноваций на рынке может быть начато в момент начала продаж или в период, непосредственно перед началом продаж. Реклама такого продукта обычно фокусируется на его качественных или стоимостных преимуществах;
- изменяет обычную процедуру применения, что вызывает необходимость специального обучения потребителя и вызывает существенное изменение его поведения. Продвижение подобных динамических инноваций следует начинать, как правило, задолго до начала его продаж и сопровождать активной обучающей рекламной компанией. Часто в международной практике продвижение динамических инноваций начинают ещё на стадии разработки технологии и её продукта. Рекламная компания ориентируется не только (и не столько) на качественные стоимостные характеристики такого инновационного продукта, а навязывает изменение потребностей в целом [2].
Формирование потребительского интереса к продуктам данной технологии позволяет изменить и настроения инвесторов. Для этого им следует представить результаты исследования потребительского рынка, рост интереса потенциальных покупателей к данному продукту и возникновение у них новых потребностей, которые данный продукт способен удовлетворять.
Новые инновационные технологии следует также классифицировать следующим образом:
- общие (распространенные) технологии - широко доступны, зачастую не имеют патентной защиты и не могут являться источником стратегического преимущества;
- собственные технологии - принадлежат предприятию и имеют защиту (патентную или иную) или базируются на специальных знаниях или применении специального оборудования, что делает несанкционированное их заимствование затруднительным;
- развивающиеся технологии - новые возникшие технологии, которые ищут приложения на рынке, не являясь при этом базовыми или собственными. Пристальное внимание к таким технологиям связано с тем, что их использование может создать стратегическое преимущество для предприятия;
- рождающиеся технологии - технологии, пока еще далекие от коммерческого использования, вместе с тем по мере развития способные создать в будущем стратегическое преимущество (например, технологии генной инженерии). Внимание к этим видам технологий связано не только с перспективами их использования данным предприятием в дальнейшем. Важно отслеживать появление подобных технологий у существующих и потенциальных конкурентов.
Однако конкретный выбор инновационных технологий определяется целями и возможностями промышленного предприятия, и решение придется принимать его менеджменту и акционерам (собственникам), а также инвесторам, которых удастся привлечь для финансирования инновационных преобразований.
Список литературы
1. Валинурова Л.С. Условия и механизмы инновационного развития предприятий [Текст]: монография / Л.С. Валинурова, А.М. Ахмадеев. М.: Палеотип, 2012. 146 с.
2. Измалкова С.А. Инновационное развитие предприятий реального сектора экономики на основе стратегической интеграции [Текст]: монография / С.А. Измалкова; И.А. Тронина. Орел: Изд-во ФГОУ ВПО «Госуниверситет - УНПК», 2011. 135 с.
3. Кускова И.Б. Стратегия инновационного развития: приоритеты инвестирования [Текст] / И.Б. Кускова // Компетентность. 2014. № 8. С. 11-19.
4. Попов В.Л. Управление инновационными проектами [Текст]: учебное пособие / В.Л. Попов и др. Москва: Инфра-М, 2011. 334 с.
5. Глухов В.В., Балашова Е.С., Производственный менеджмент. Анатомия резервов. СПб.: Издательство «Лань», 2008. 352 с.
Измалкова Светлана Александровна, д-р экон. наук, профессор, izmasvetlana@yandex.ru, Россия, Орел, ФГБОУВПО «Госуниверситет-УНПК»,
Никитин Святослав Аркадьевич, д-р экон. наук, профессор, kafeim@mail.ru, Россия, Орел, ФГБОУ ВПО «Госуниверситет-УНПК»,
Головина Татьяна Александровна, д-р экон. наук, профессор, golovina_t78@mail.ru, Россия, Орел, ФГБОУ ВПО «Госуниверситет-УНПК»
METHODICAL APPROACH TO THE FORMATION AND REALIZATION OF PORTFOLIO INNOVATIVE PROJECTS OF INDUSTRIAL ENTERPRISE
S.A. Izmalkova, S.A. Nikitin, T.A. Golovina
The article is described the procedure of formation and selection of portfolio innovative projects, is presented the classification of innovative technologies and justified their choice for adoption of innovative solutions on industrial enterprise.
Keywords: innovative project, innovative portfolio, innovative technologies, industrial enterprises.
Izmalkova Svetlana Aleksandrovna, Doctor of Economics, Professor, izmasvet-lana@yandex.ru, Russia, Orel, VPO "State University-UNPK",
Nikitin Svyatoslav Arkadievich, Doctor of Economics, Professor, kafeim@mail.ru, Russia, Orel, VPO "State University-UNPK",
Golovina Tatiana Aleksandrovna, Doctor of Economics, Professor, golov-ina_t78@mail.ru, Russia, Orel, VPO "State University-UNPK"