Научная статья на тему 'Методический подход к реализации функции прогнозирования в процессе формирования портфеля инновационных проектов на предприятии'

Методический подход к реализации функции прогнозирования в процессе формирования портфеля инновационных проектов на предприятии Текст научной статьи по специальности «Экономика и экономические науки»

CC BY
84
25
Поделиться
Ключевые слова
ПРОГНОЗИРОВАНИЕ / ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ПОРТФЕЛЬ ИННОВАЦИОННЫХ ПРОЕКТОВ / ПРЕДПРИЯТИЕ / FORECASTING / INNOVATION ACTIVITY / PORTFOLIO INNOVATION PROJECTS / ENTERPRISES

Аннотация научной статьи по экономике и экономическим наукам, автор научной работы — Никитин Святослав Аркадьевич, Семенихина Анна Викторовна

Показаны роль и место прогнозирования в формировании портфеля инновационных проектов предприятия. Рассмотрены основные процедуры, методы и модели прогнозирования эффективности коммерциализации технологии и оценки успешности продвижения продукта этой технологии на рынки.

METHODICAL APPROACH TO THE REALIZATION OF THE FORECASTING FUNCTION IN THE PROCESS OF FORMING OF THE PORTFOLIO OF INNOVATIVE PROJECTS AT AN ENTERPRISE

In article shows the role and place of forecasting in the formion of the innovative projects portfolio at an enterprise. The examined procedures, methods and models of forecasting of efficiency of commercialization of the technology and estimation the success of a product promotion of this technology on markets.

Текст научной работы на тему «Методический подход к реализации функции прогнозирования в процессе формирования портфеля инновационных проектов на предприятии»

In article methodical approach to development new and adaptations of the existing forms and ways of creating favorable conditions for implementation of innovative activity in instrument-making branch from positions of strategic approach is considered. It is proved that in modern conditions of economy formation of the innovative environment - a necessary condition for development of regions and the state in general, and development of the knowledge-intensive branches, such as the instrument making, electronic industry and some other in principle is impossible out of the innovative environment.

Keywords: innovative environment, innovative activity, clustering, instrument-making branch

Izmalkova Svetlana Aleksandrovna, doctor of economic sciences, professor, head of the department «Economics and Management», izmasvetlana@yandex.ru, Russia, Orel, State University-Education-Science-Production Conplex,

Vasutin Filipp Sergeevich, graduate student of the department «Economics and Management», izmasvetlana@yandex.ru, Russia, Orel, State University-Education-Science-Production Conplex.

УДК 005.5-027.31:334.716

МЕТОДИЧЕСКИЙ ПОДХОД К РЕАЛИЗАЦИИ ФУНКЦИИ

ПРОГНОЗИРОВАНИЯ В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ ПОРТФЕЛЯ ИННОВАЦИОННЫХ ПРОЕКТОВ НА ПРЕДПРИЯТИИ

С.А. Никитин, А.В. Семенихина

Показаны роль и место прогнозирования в формировании портфеля инновационных проектов предприятия. Рассмотрены основные процедуры, методы и модели прогнозирования эффективности коммерциализации технологии и оценки успешности продвижения продукта этой технологии на рынки.

Ключевые слова: прогнозирование, инновационная деятельность, портфель инновационных проектов, предприятие.

Важную роль в управлении инновационной деятельностью предприятия играет формирование портфеля инновационных проектов, наличие которого существенно позволяет обеспечить и удержать высокий уровень конкурентоспособности предприятия в условиях нестабильности и высокого динамизма внешней среды, в соответствии с современными научно-техническими разработками и требованиями потребителей.

Инновационная деятельность сопряжена с повышенной степенью риска. Рыночная конъюнктура, жесткая конкуренция приводит к тому, что

управление инновационными проектами окружено неопределенностями, обусловленными влиянием факторов внутренней и внешней среды, что требует значительной гибкости при принятии управленческих решений по сравнению с любыми другими видами деятельности.

Одним из основных видов риска является риск продвижения инновационных продуктов и непредсказуемая реакция потребителей. Не только потому, что потребительские свойства продукта не достаточно хороши, а потому, что потребитель в основной массе консервативен, и потому, что конкуренты могут успеть выпустить на рынок свой продукт, который окажется более привлекательным. То есть, в отличие от инвестиционных проектов, ориентированных на выпуск традиционных продуктов, инновационные проекты особо чувствительны к реакции потребителей. Потребителю нужно время, чтобы привыкнуть к новым продуктам, осознать их преимущества, научиться отличать их от продуктов-аналогов. А этого времени могут не дать появившиеся на рынке продукты конкурентов. В этой связи роль прогнозирования вхождения в рыночную среду продуктов новых технологий резко возрастает. Важно проанализировать реакцию покупателей. Не менее важную роль приобретает информация-прогноз о всех перспективных разработках конкурентов: на каком уровне реализации находятся их инновационные проекты, какие преимущества имеют или будут иметь продукты внедряемых конкурентами технологий и как скоро они появятся на рынке [4].

Проекты, которые еще не прошли опробование рынком, должны обсуждаться на основе прогноза рыночной привлекательности новых продуктов и опираться на ряд специальных маркетинговых исследований.

Уже зарекомендовавшие себя на рынке продукты данной технологии, лицензию которой приобретает компания, требуют прогнозирования коммерческого потенциала инновации, оценки времени его освоения, а также выявления ограничений, обусловленных действиями всех факторов, в том числе условий лицензионных соглашений.

К сожалению, не все разработки, основанные на новейших технологиях, можно успешно коммерциализировать. Главной причиной неудач внедрения новых технологий является трудность вхождения продукта этой технологии в соответствующий рынок и не только в связи с недобросовестной конкурентной борьбой, а также недостаточной привлекательностью продуктов новой технологии для потребителя. Фактором неудач продвижения новой технологии на рынок и невнимания потребителей еще могут быть продукты-конкуренты, способные отвлечь потребителя от предлагаемых новых товаров и услуг. Иногда потребителю просто не поясняют преимущества новых продуктов, игнорируют основные процедуры пробного маркетинга. Здесь нетрудно увидеть недостатки маркетинговой и рекламной политики предприятия, неспособность формировать потребительские предпочтения, что на рынках со-

временного общества потребления является большим недостатком менеджмента местных предприятий. Появление на рынках продуктов-двойников и имитаторов связано часто со слабой правовой защищенностью патентованных и лицензионных технологий на данной территории. Но значительно чаще неэффективная коммерциализация новой технологии обусловлена внутренними проблемами предприятия: отсутствием детально разработанной стратегии, недостаточным обеспечением кадровыми и финансовыми ресурсами, низкой квалификацией сотрудников и слабостью управления.

Однако собственными силами определить коммерческую ценность инновационного проекта и, соответственно, риск его реализации менеджменту предприятия действительно сложно, поэтому в западной практике эту функцию часто берут на себя эксперты специализированных фирм и банков (кстати, методики таких оценок эти организации держат в секрете) [3]. Тем не менее, менеджменту предприятий, по крайней мере в местных условиях, нужно стараться формировать портфель инновационных проектов так, чтобы доля инновационных проектов с высоким риском была невелика.

Остановимся на основных процедурах прогнозирования эффективности коммерциализации технологии и оценки успешности продвижения продукта этой технологии на рынки.

1. Сначала необходимо установить присутствие действующей технологии и получение ее продуктов с определенными характеристиками потребительских и технических свойств. Для выявления возможности реализации технологии на предприятии рекомендуется проводить техническую экспертизу технологической линии и получаемого продукта, а также оценку наличия квалифицированного персонала. Целесообразно установить доступность материалов и комплектующих, т.е. возможность тиражирования технологической линии, создание масштабного аналога этой линии, определить, насколько соответствует экологическим нормам данная технология.

2. Далее необходимо установить, есть ли права на технологию (патенты, лицензии), существуют ли обеспечение защиты этих прав и наличие серьезных проблем копирования технологии конкурентами. Всегда следует определять возможности противодействия нового продукта копированию и имитации конкурентами при значительных его достоинствах и преимуществах.

3. Следует определить наличие реальных потребительских преимуществ предлагаемого продукта в сравнении с товарами-аналогами конкурентов для пользователей и покупателей. При выборе нового продукта установить меры влияния на мотивацию потребителя.

4. Провести оценку объема потребительского спроса на различных сегментах рынка и отдельных субрынках с помощью методов пробного

маркетинга и различных опросов, в том числе и на сайтах, где демонстрируется новый продукт. Используя полученные данные, установить объемы и потенциальность реализации и эффективные способы продвижения нового продукта.

5. Для реализации инновационного проекта целесообразно оценить необходимый объем финансирования и установить приемлемость условий привлечения финансовых средств и их достаточность.

6. Для решения поставленной задачи о перспективности коммерциализации новой технологии следует выяснить наличие аналогичных продуктов конкурентов, занятые ими сегменты рынка, степень заинтересованности конкурентов в данном сегменте рынка, уровень конкуренции, объем рынка, исследовать сбытовую систему сбыта конкурентов и их основных торговых партнеров. Также большой интерес следует проявить стратегическим вопросам создания технологий-аналогов и технологий, продукты которых в перспективе могут вытеснить данный продукт с рынка [2].

На основе полученной информации провести сравнение продуктов, планируемых для коммерциализации новых технологий, которые вошли в инновационный портфель предприятия. Необходимым источником при этом являются результаты опросов специалистов и топ-менеджеров, анкетирование, данные из оригинальных источников, первичные информационные материалы, мнение экспертов (персональные интервью, анкетирование, анализ результатов различных групповых методов опроса). Целесообразно проанализировать информацию, полученную из прессы, справочную литературу библиотек, реферативные журналы на установление научных публикаций авторов технологий-конкурентов, сайты и порталы глобальной сети. Для формирования прогноза коммерциализации технологий рассматриваемых проектов сформулировать следующие выводы:

- о степени удовлетворения технологии и её продукта необходимым функциональным требованиям;

- ожидаемом экономическом результате новой технологии;

- наличии возможности масштабной производственной реализации;

- преимуществах использования нового продукта или технологии.

Прогноз должен включать систему определенных вероятных сценариев альтернативных путей коммерциализации каждой технологии и продвижения на рынок её продуктов.

Для оценки коммерческого потенциала технологии можно предложить следующий методический подход:

- выделение ключевых признаков или характеристик инновационного проекта;

- оценка этих признаков по выбранной шкале;

- расчет средней оценки потенциала коммерциализации каждой технологии на основе статистического веса каждого признака (основываясь на опыте или на мнении экспертов).

Чтобы сравнить коммерческую ценность технологий при прогнозировании целесообразно исследовать и показать следующие признаки или характеристики технологии и продуктов:

- конкурентные и технологические преимущества технологии;

- уровень защиты технологии;

- степень интереса к данной технологии;

- потенциальный размер рынка;

- характер отзывов, полученных от пользователей;

- проблемы, затрудняющие экспансию данной технологии.

Существует достаточное количество методов прогнозирования для

определения привлекательности инновационного проекта, основанных на изучении предыстории и применения технологий, использующих статистическую обработку полученных ранее данных (временных рядов). Тем не менее, прежде чем обсуждать применимость различных статистических методов для целей прогноза поведения спроса на продукт или технологию, реализуемые в современном рыночном пространстве, следует отметить несколько важных моментов.

Прежде всего, речь пойдет о психологии поведения людей, получивших определенную информацию. Полученная информация из глобальной сети и других интегрированных источников данных способна привести к относительно небольшой коррекции поведения отдельных людей, но существенно более значительным из-за массовости реципиентов изменениям ситуации на рынке. Ранее общество не сталкивалось с такой реактивностью рынка, обычно изменения касались какого-либо локального географически выделенного сегмента, размеры которого были связаны с весьма ограниченным доступом к информации для его участников. Теперь небольшие изменения в структуре спроса, умноженные на гигантское число участников рынка (или, по крайней мере, заинтересованных наблюдателей) способны заметно изменить конъюнктуру и макропараметры рынка.

Важно также отметить, что возникающие даже незначительные изменения потребительских настроений на локальных рынках за счет все возрастающих в объемах и ускоряющихся во времени информационных потоков в глобальном масштабе приводят к быстро нарастающему росту интереса к новым товарам и услугам. Точно также стремительно возникающее желание познакомиться со следующим новым продуктом-заменителем приведет к быстро расширяющему в глобальном пространстве угасанию интереса к продукту предшественнику.

Поэтому роль любой информации, способной воздействовать непосредственно и даже опосредственно на решения массы людей, резко воз-

растает и любой источник такой информации становится проблемой при попытках спрогнозировать поведение рынка в целом.

Любая организация, заинтересованная в распространении одного сорта информации и незаинтересованная в распространении информации другого сорта сталкивается с неадекватностью реакции потребителей. Ибо положительная информация воспринимается с определенной степенью недоверия и интегральный эффект от её распространения не велик. Другое дело - информация негативная. Её распространение воспринимается с куда большим доверием, все оправдания (то есть информация положительная) воспринимаются напротив - с недоверием. Поэтому в системе обеспечения информационной безопасности предприятия возрастает роль фильтров, отсекающих поток инсайдерской информации негативного толка. Это можно обеспечить, лишь тщательно анализируя поведение людей, имеющих доступ к такой информации. И вовремя ограничивать такой доступ тем сотрудникам, которые могут использовать его во вред предприятию. Понятно, что деятельность, связанная с контролем за работниками предприятия, не вызывает у последних положительной оценки.

Появилось большое количество информационных посредников, которые собирают информацию о предприятиях, менеджерах, сделках и т. д. В этом случае на предприятии должна существовать служба, которая обеспечивает поставку информации таким службам. Важно отметить, что отказ от сотрудничества с информационными структурами может привести к критическим последствиям. Ибо в случае вакуума информации, его могут заполнить непроверенные негативные сведения и негативные сведения, которые добыты незаконным путем у инсайдеров, Понятно, что в этих случаях прогноз позиционирования предприятия на рынке на основе предыдущих результатов его деятельности будет более чем некорректным.

Поэтому, когда рассматривают условия, при которых можно заниматься корректным прогнозом позиционирования предприятия на рынке, то их можно сформулировать следующим образом. Такой прогноз имеет смысл, если обеспечена информационная безопасность предприятия, то есть недопустимым является поток негативной инсайдерской информации. Далее управленцы хорошо знают и доверяют сотрудникам, допущенным к источникам инсайдерской информации. Кроме того, служба информационной безопасности обеспечивает недопустимость несанкционированного доступа к информационной базе данных предприятия за счет необходимых технических средств (заметим, что большинство предприятий, как свидетельствует мировая практика, последним требованием откровенно пренебрегают).

Другим условием действенного прогноза позиционирования предприятия на рынке является достаточно полный анализ всех событий, вли-

яющих на конъюнктуру локального рынка. Речь идет о Законах, Постановлениях, о нормативных актах, решениях местной администрации. Кроме того, следует владеть информацией о поведении крупных игроков рынка -маркет-мейкеров, которые способны влиять на ценовую политику, реакцию рынка и т. д. Важно знать о состоянии рынков продуктов, изменение спроса на которые может поменять намерения потенциальных потребителей продукции предприятия. Часто от проведения прогноза рационально просто отказаться, т.к. опираться на прошлый опыт работы предприятия на рынке и предыдущие данные уже непродуктивно, если ситуация на этом рынке кардинально изменилась. Некоторые прогнозы можно сделать, вовсе не обращаясь к статистическим моделям и методам, они (качественные прогнозы) могут быть и так прозрачны. Таким образом, если ситуация из-за внешних событий на рынке кардинально не изменилась, то лишь в этом случае имеет смысл обращаться к статистическим прогнозам, опирающимся на опыт деятельности данного предприятия или его аналогов на данном рынке [1].

При сильных изменениях на рынке многие методы прогноза не применимы, но это не значит, что вообще следует отказываться от проведения прогноза. Пусть это будет опрос экспертов, анализ подобных ситуаций остаточно далекой истории, не суть важно.

Всегда следует проводить прогноз несколькими независимыми способами, опираясь на различные показатели, сгруппированные в отдельные массивы данных. Если обнаружится сильное несоответствие достаточно корректно проведённых таких разноплановых прогнозов, то это серьезный сигнал о возникших дисбалансах, внутренних напряжениях, и следует внимательно присмотреться к наборам данных и методам их сбора.

Ряд прогнозов следует проводить в условиях существования обратной связи с объектом прогноза. Новые текущие данные могут приводить к коррекции методики прогноза в нужную сторону. Это явление можно считать положительным для улучшения результатов прогнозирования.

С другой стороны, информация о прогнозе формирует определенную психологическую позицию сотрудников и служб предприятия, а если о прогнозе узнает рынок, то реакция осведомленных людей и субъектов рынка способна поменять ситуацию на рынке в ту или иную сторону. Поэтому все прогнозы должны учитывать субъективную составляющую внутренней и внешней среды предприятия и возможную утечку информации. Но это, в целом негативное явление, можно использовать и для поддержки предприятия. Иногда рациональным является организация нужной для улучшения имиджа предприятия «утечки информации» в определенных средствах массовой информации, которая воспринимается рынком более благосклонно, чем навязчивая и дорогостоящая активная реклама и декларации руководства.

Прогнозировать можно состояние, позицию предприятия на рынке, а также и изменения этого состояния и отклонения в позиционировании предприятия. Следует уточнять прогноз, сверяя значения прогнозируемых величин с данными мониторинга. Если состояние рынка и позиционирование предприятия на рынке изменяются слабо, то эффективность прогноза даже при больших горизонтах прогнозирования возрастает.

Методы прогнозирования в случае монотонного изменения параметров системы «рынок-предприятие» можно разделить на:

- описательные (с позиции математических методов - статистические);

- причинно-следственные (использующие встроенные в эти методы механизмы связей и взаимодействий);

- комбинированные (кроме механизмов взаимодействия здесь предусмотрена коррекция на изменение статистических, то есть усредненных характеристик) [5].

Наиболее содержательными являются модели, использующие изученные ранее механизмы причинно-следственных связей в системе. Однако далеко не всегда механизмы взаимодействия рынка с его субъектами можно формализовать. Поэтому большое внимание в прогнозировании следует уделять поискам корреляции между величинами методов статистики и выяснением поведения средних величин. В ряде случае времена корреляции могут превосходить горизонт измерений или стремиться к нулю, что создает ошибочное впечатление о независимости событий. В других случаях, когда время корреляции невелико и сравнимо с временем измерений, можно рассчитывать на неплохие результаты статистического подхода.

Таким образом, прогнозирование - это сложный и противоречивый этап формирования портфеля инновационных проектов. Однако прогнозирование позволяет сформировать представление о перспективных технологиях, целях и задачах инновационного развития предприятия. При этом следует постоянно проводить мониторинг факторов и трендов развития предприятия, перспективных технологических разработок, а также систематически разрабатывать технологические прогнозы, формировать определенные требования к программам и проектам инновационного развития.

Список литературы

1. Захарченков А.С. Информационное обеспечение оперативного контроля использования финансовых ресурсов при реализации инновационных проектов [Текст] // Материалы Международной научно-практической конференции «Проблемы формирования новой экономики XXI века». Днепропетровск: ПДА-БА, 2008. С. 245 - 254.

2. Захарченков А.С. Прогнозирование возможностей перспективных технологий [Текст] // Сборник научных трудов «Вестник ХНУ»: Тех-шчний прогрес та ефектившсть виробництва. №5. Харьков: ХНУ, 2012.

3. Ивин Л.Н. Инновационная экономика [Текст]: монография / Л.Н. Ивин, В.М. Куклин, А.С. Захарченков и др.: под ред. Л.Л. Товажнянского. Харьков: Изд-во «Едена», 2010. 716 с.

4. Измалкова С.А., Тронина И.А. Инновационное развитие предприятий реального сектора экономики на основе стратегической интеграции [Текст]: монография. Орел: Изд-во Госуниверситет - УНПК, 2011. 135 с.

5. Теория и методология управления инфраструктурными проектами в региональной экономике: монография / под общ. ред. д-ра эконом. наук, проф. С.А. Измалковой. Орел: Госуниверситет - УНПК, 2013. 290 с.

Никитин Святослав Аркадьевич, д-р экон. наук, проф, kafeim@mail.ru, Россия, Орел, «Госуниверситет-УНПК»,

Семенихина Анна Викторовна, канд. экон. наук, доц., an-semenikhina@rambler.ru, Россия, Орел, «Госуниверситет-УНПК»

METHODICAL APPROACH TO THE REALIZATION OF THE FORECASTING FUNCTION IN THE PROCESS OF FORMING OF THE PORTFOLIO OF INNOVATIVE

PROJECTS AT AN ENTERPRISE

S.A. Nikitin, A.V. Semenikhina

In article shows the role and place of forecasting in the formion of the innovative projects portfolio at an enterprise. The examined procedures, methods and models of forecasting of efficiency of commercialization of the technology and estimation the success of a product promotion of this technology on markets.

Keywords: forecasting, innovation activity, portfolio innovation projects, enterprises.

Nikitin Svyatoslav Arkadevich, doctor of economy sciences, professor, professor of "Economics and Management», kafeim@,mail.ru, Russia, Orel, VPO "State University-UNPK"

Semenikhina Anna Viktorovna, candidate of economy sciences, assistant professor of "Economics and Management», an-semenikhina@rambler.ru, Russia, Orel, VPO "State Uni-versity-UNPK "