Научная статья на тему 'Методический подход к экспертной оценке качества интерфейсных компонент ЭОР'

Методический подход к экспертной оценке качества интерфейсных компонент ЭОР Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
200
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ / ИНФОРМАТИЗАЦИЯ / ЭЛЕКТРОННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ / ЭКСПЕРТНАЯ ОЦЕНКА КАЧЕСТВА / ИНТЕРФЕЙСНЫЕ КОМПОНЕНТЫ / МЕТОДИЧЕСКИЙ ПОДХОД

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Стебеняева Т.В., Лазарева Л.Ю.

Современные электронные образовательные ресурсы (ЭОР) являются специфическими информационными продуктами. В которых объединены особенности представления дидактического контента и совокупность требований к функционированию программного обеспечения. Указанные особенности предопределили необходимость проведения экспертизы ЭОР и получения экспертных оценок качества интерфейсных компонент. В статье представлен методический подход к реализации этого процесса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Стебеняева Т.В., Лазарева Л.Ю.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Методический подход к экспертной оценке качества интерфейсных компонент ЭОР»

тупа: http://www.mo1po143 .rUsraviiite1nyi._razborrea1izatii.gosndarstvenюi_mo-lodezhnoi.htm (дата обращения: 29.10.2013).

2. Меркель по поводу занятости: «Молодежь должна быть мобильной» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http.//4nv\v.inosmi.ru/world/20i307()4/ 2ю648995.Йп^= (дата обращения: 29.10.2013).

3. Дуальное обучение: опыт Германии и реалии России. Дуальная система [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.up-pro.rn/1ibraiy/per-sonnel„management/training/dyalnoe_obychen.html (дата обращения: 29.10.2013).

4. Дуальная форма профессионального образования как продукт социального партнерства [Электронный ресурс]. - Режим доступа: ЙфУ^оооБ. kokshetau.akmoedu.kz/modules.php?m=news&p=view&id=F8700A4A855D5299 (дата обращения: 29.10.2013).

5. Актуальность внедрения дуальной системы образования для творческих профессий в Казахстане [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://sibac.info/index.php/2009-07-01 -10-21-16/7688-201: 05-08-08-57-44 (дата обращения: 29.10.2013).

6. Дуальное образование в Германии: студенты обеспечены работой еще до окончания вуза [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.dvv.de/ (дата обращения: 29.10.2013).

7. Система образования в Германии [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://euni.ru/ucheba/po1eznaya-informazia/o-germanii/sistema-qbrazovaniya (дата обращения: 29.10.2013).

8. Дуальная система образования [Электронный ресурс]. - Режим доступа: 1ittp://hra(1\isor71.b1ogspot.ru/2013/07/b1og-post_9614.html (дата обращения: 29.10.02).

МЕТОДИЧЕСКИЙ ПОДХОД К ЭКСПЕРТНОЙ ОЦЕНКЕ КАЧЕСТВА ИНТЕРФЕЙСНЫХ КОМПОНЕНТ ЭОР

© Стебеняева Т.В.*, Лазарева Л.Ю.*

Институт стандартов международного учета и управления, г. Москва

Современные электронные образовательные ресурсы (ЭОР) являются специфическими информационными продуктами. В которых объединены особенности представления дидактического контента и совокупность требований к функционированию программного обеспечения. Указанные особенности предопределили необходимость проведе-

* Ведущий специалист кафедры Международных стандартов финансовой отчетности, кандидат экономических наук.

* Ведущий специалист кафедры Международных стандартов финансовой отчетности, кандидат технических наук.

ния экспертизы ЭОР и получения экспертных оценок качества интерфейсных компонент. В статье представлен методический подход к реализации этого процесса.

Ключевые слова системы образования, информатизация, электронные образовательные ресурсы, экспертная оценка качества, интерфейсные компоненты, методический подход.

В современных условиях информатизация стала неотъемлемой частью реформирования отечественной системы образования. Не случайно одной из стратегических целей ее реализации во многих руководящих документах заявлена разработка электронных образовательных ресурсов (ЭОР) нового поколения и инструментальных информационных систем для работы с ними.

В соответствии с ГОСТ Р 52653-2006 [1] под ЭОР понимается «образовательный ресурс, представленный в цифровой форме и включающий в себя структуру, предметное содержание и метаданные о них, а также информационное наполнение дидактическим контентом и программное обеспечение, необходимые для его использования в учебном процессе». Таким образом, основные компоненты ЭОР представлены:

- информационно значимым наполнением ЭОР дидактическим контентом в форме определенным образом структурированного содержания предметной области образовательной дисциплины;

- метаданными, предназначенными для структурированного описания характеристик ЭОР;

- компонентами программного обеспечения, позволяющими предъявлять элементы дидактического контента обучаемым в определенных сочетаниях, а также обеспечивающими интерактивный режим работы обучаемых с дидактическим контентом ЭОР.

Сегодня в сфере образования применяется множество разнообразных ЭОР, которые представляют собой сложные инновационные продукты, в которых интегрируются новейшие достижения научно-технического прогресса, структурирования дидактического контента предметной области, методического обеспечения образовательного процесса, новации в сфере дизайна и художественного оформления. По сравнению с обычным учебником для воспроизведения ЭОР требуется определенный программно-технический комплекс, в который включена информация практически изо всех известных на сегодня видов ее представления: текстовые и речевые фрагменты, музыка, фото- и видеоматериалы, графическая интерпретация и анимация, а также комбинированные интерактивные компоненты виртуальной реальности. Другими словами, ЭОР является не просто сложной научно-технической продукцией, но еще отличается полнотой методического представления дидактического контента, для создания которого необходим высокий уровень педагогов-предметников и программистов.

К современным ЭОР и их компонентам предъявляются следующие требования:

- отражение в полном объеме содержания учебных программ и других действующих нормативных документов в сфере образования;

- использование современных форм представления дидактического контента, обеспечивающих высокий уровень использования в процессе обучения интерактивных и мультимедийных средств и технологий;

- многоуровневая дифференциация и индивидуализация обучения с учетом индивидуальных особенностей контингента обучаемых и существующих различий в уровне их подготовки;

- стимулирование обучаемых к самостоятельному приобретению знаний и умений в рамках учебных программ, используя различные виды и формы обучения;

- использование различных технологий для организации индивидуальной и групповой работы обучаемых;

- обеспечение вариативного планирования образовательного процесса на основе модульной структуры ЭОР;

- расширение информационного наполнения тематических разделов модулей ЭОР дидактического контента и существенное дополнение объемов соответствующих разделов обычного учебника;

- полноценное функционирование ЭОР на заявленных технологических платформах;

- обеспечение параллельного использования ЭОР с другими программными продуктами;

- осуществление индивидуальной настройки и сохранение ее параметров, а также промежуточных результатов работы с ЭОР;

- наличие удобного интерфейса, меню контекстной помощи и встроенную систему подсказок [2; 4, с. 62].

Для проверки соответствия ЭОР указанным выше требованиям возникает необходимость проведения их экспертизы и получения экспертных оценок качественных характеристик всех его основных составляющих, а так же пригодности ЭОР в целом для внедрения в образовательный процесс. Результаты такой экспертизы должны быть объективными (независимыми от личности эксперта) и всесторонними (комплексными).

В общем случае под экспертизой принято понимать исследование специалистом (экспертом) каких-либо вопросов, решение которых требует специальных познаний в той или иной области науки и техники [3, с. 172]. Анализ этого определения позволяет отметить в качестве основных признаков понятия экспертиза: процессуальность (проведение исследования) и профпригодность (эксперт как специалист должен обладать специальными познаниями в конкретной области).

В нашем случае, когда предметом экспертизы является ЭОР, понятие экспертиза может быть сформулировано следующим образом: комплексная

целенаправленная информационно-аналитическая деятельность эксперта (группы экспертов) по оценке качества и полноты дидактического контента ЭОР, методики структурирования и представления его предметной области, педагогических характеристик, оформления дизайна и соответствия требованиям эргономики, а так же технологичности используемого программного обеспечения.

Цель экспертизы ЭОР заключается в обеспечении требуемого уровня качества дидактического контента и реализующего его программного обеспечения в соответствии с требованиями ФГОС.

К основным задачам проведения экспертизы ЭОР относятся следующие:

- установка соответствия дидактического контента ЭОР содержательным требованиям государственного контракта на его разработку;

- установка соответствия дидактического контента ЭОР потребностям образовательного процесса;

- установка соответствия дидактического контента ЭОР требованиям ФГОС.

С целью повышения эффективности экспертизы ЭОР в настоящее время разработан ряд экспертных систем (ЭС), позволяющих получать оценки их качества. Однако универсальной и единой для всех ЭОР система экспертной оценки их качества пока не существует. При этом под ЭС будем понимать интеллектуальную систему поддержки процесса формирования экспертных оценок по всем составляющим ЭОР.

Тем не менее, в основу проведения экспертизы ЭОР положен ряд принятых в мировой практике критериев оценки качества его основных компонент. К основным критериям экспертной оценки качества ЭОР относятся: дидактические, методические, психологические, технические и сетевые, а так же эргономические и эстетические показатели [5; 7, с. 137]. Часть из этих критериев была исследована нами в ряде предыдущих публикаций. Поэтому в данной статье мы остановимся на последних трех группах показателей.

К техническим и сетевым критериям оценки ЭОР относятся: функционирование ЭОР в соответствующих средах, операционных системах и платформах; максимальное использование современных мультимедийных и телекоммуникационных технологий; надежная работоспособность; гетерогенность; устойчивость к дефектам; защита от несанкционированных действий; эффективное использование информационных ресурсов; тестируемость; простота, надежность и полнота режимов инсталляции и деинсталляции.

Параметры эргономических и эстетических критериев определяются на основе: организации дружественного интерфейса для обучаемых; возможности использования обучаемыми методических указаний и подсказок; выбора свободной последовательности и темпа работы с ЭОР; соответствия требованиям гигиены и санитарным нормам работы с компьютерной техникой; упорядоченности расположения дидактического контента, его выразительности, цвета и размера.

В результате нами разработана технология, при которой ЭОР подвергается комплексной экспертизе, включающей:

- экспертизу дидактического контента, которая направлена на оценку его полноты, методики структурирования и представления в предметной области, педагогических качеств ЭОР и психологических особенностей их восприятия контингентом обучаемых;

- технико-технологическую экспертизу, под которой понимается совокупная оценка функционально-технологических и дизайн-эргономических характеристик ЭОР [6, с. 272].

По указанным выше причинам мы остановимся на второй составляющей. Технико-технологическая экспертиза предназначена для контроля ряда требований, а именно: обеспечение высокого уровня интерактивности и муль-тимедийности ЭОР, наличие возможностей моделирования и кросс-платформенной работоспособности на программно-технических комплексах различной конфигурации. При этом рассматриваются: установка / удаление продукта в системе, функциональное тестирование, качество программной реализации. В ходе технико-технологической экспертизы выявляются:

- возможность нормального функционирования ЭОР в требуемых средах, в сетевом режиме, в сочетании с другими ресурсами;

- корректность использования современных средств мультимедиа и ИКТ;

- надежность, работоспособность, гетерогенность, устойчивость к дефектам;

- наличие качественной защиты от несанкционированных действий;

- простота, надежность и полнота инсталляции и деинсталляции;

- необходимый объем требуемой памяти;

- достаточность технического комплекта, сопровождающего ЭОР (наличие необходимых системных программ, шрифтов и пр.);

- дружественность работы инсталлятора при его наличии;

- работоспособность всех заявленных функций и возможностей ЭОР;

- наличие подсистем диагностики, предупреждений, продолжения работы при восстановлении работоспособности ЭОР;

- корректность функционирования ЭОР одновременно с другими программными средствами;

- скорость отклика на запросы пользователей [8].

Экспертиза дизайн-эргономики ЭОР определяет насколько эффективен данный ресурс в электронном исполнении. Ее основная задача заключается в получении оценок используемых методических подходов и педагогической целесообразности разработки данного ЭОР. Поскольку большинство ЭОР по вариантам использования новых педагогических инструментов обладают дополнительными преимуществами, то и методики представления предметной области необходимо значительно трансформировать с учетом

новых возможностей [3, с. 279]. С указанных позиций нужно рассматривать и педагогические качества ЭОР для их эффективного использования, поскольку сами педагогические технологии так же изменяются.

В результате проведенных нами исследований установлено, что современные ЭОР являются специфическими информационными продуктами, в которых объединены, с одной стороны, особенности представления дидактического контента и методические подходы к его изучению, а с другой -совокупность требований к функционированию используемого при их создании программного обеспечения. Указанные особенности предопределяют необходимость проведения экспертизы ЭОР и получения экспертных оценок качества интерфейсных компонент. Приведенный в статье перечень показателей экспертной оценки качества интерфейсных компонент позволяет сформировать инструментарий экспертизы, ориентированный конкретно на ЭОР и позволяющий учитывать всю совокупность указанных выше особенностей этого информационного продукта. Данное обстоятельство предопределяет выбор направлений дальнейших исследований.

Исследование выполнено при финансовой поддержке Российского гуманитарного научного фонда, проект № 13-06-00006а «Методология экспертной оценки качества электронных образовательных ресурсов».

Список литературы:

1. ГОСТ Р 52653-2006 «Информационно-коммуникационные технологии в образовании. Термины и определения». - М.: Стандартинформ, 2007. -12 с.

2. ГОСТ Р 53620-2009 «Информационно-коммуникационные технологии в образовании. Электронные образовательные ресурсы. Общие положения». - М.: Стандартинформ, 2011. - 12 с.

3. Иванов Д.А. Экспертиза в образовании. - М.: Издательский центр «Академия», 2008. - 336 с.

4. Князева М.Д., Трапезников С.Н. Информационные технологии в образовании: Компьютерное сопровождение образовательного процесса: Монография. - М.: РЭУ им. Г.В. Плеханова, 2010. - 220 с.

5. Синаторов С.В. Электронные образовательные ресурсы: классификация, требования к ним и принципы их разработки [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://www.sinatorovsv@mail.ru.

6. Соловов А.В. Электронное обучение: проблематика, дидактика, технология. - Самара: «Новая техника», 2006. - 464 с.

7. Хуторской А.В. Педагогическая инноватика: Учебное пособие. - М.: Академия, 2008. - 255 с.

8. ISO 9126 «Информационная технология. Оценка программного продукта».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.