Научная статья на тему 'Экспертная оценка качества электронных образовательных ресурсов на основе учета требований к их компонентному составу'

Экспертная оценка качества электронных образовательных ресурсов на основе учета требований к их компонентному составу Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
418
297
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ЭЛЕКТРОННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ / ЭКСПЕРТНАЯ ОЦЕНКА КАЧЕСТВА / КОМПОНЕНТНЫЙ СОСТАВ / ГИПЕРТЕКСТОВАЯ ТЕХНОЛОГИЯ / КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ / УНИФИЦИРОВАННЫЕ ТРЕБОВАНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ларин С. Н., Юрятина Н. Н.

В статье представлен краткий обзор технологий проектирования ЭОР и их примерный компонентный состав, определив и унифицировав основные требования к которому, можно получить экспертную оценку качества ЭОР как информационного продукта в целом. Поскольку компонентный состав ЭОР в зависимости от применяемых технологий их проектирования может варьироваться, то для экспертной оценки его качества целесообразно использовать общепринятые международные стандарты, спецификации и метаописания информационного дидактического контента.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ларин С. Н., Юрятина Н. Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Экспертная оценка качества электронных образовательных ресурсов на основе учета требований к их компонентному составу»

вести к решению этой проблемы. Для её решения необходимо принимать иные меры, направленные непосредственно на повышения престижа и социальной значимости педагогической профессии. Нужно понять, что сделать, чтобы школьники хотели поступать в педагогические вузы, чтобы в конце концов, мы имели возможность предъявлять высокие требования к абитуриентам, радоваться результатам выпускных и квалификационных экзаменов, а затем предъявлять высокие требования, прописанные в стандарте. А проблемы здесь видится три: во-первых, достойная оплата труда и социальные условия (не только в Москве и нескольких крупных городах), во-вторых, уважение к профессии (которое, кстати, не может родиться к «поставщику услуг»), в-третьих, возможности для самореализации молодых учителей, развитие у них нематериального интереса к достойному исполнению своих обязанностей. Но это уже тема для отдельной статьи.

ЭКСПЕРТНАЯ ОЦЕНКА КАЧЕСТВА ЭЛЕКТРОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ НА ОСНОВЕ УЧЕТА ТРЕБОВАНИЙ К ИХ КОМПОНЕНТНОМУ СОСТАВУ1

© Ларин С.Н.*, Юрятина Н.Н.Ф

Центральный экономико-математический институт РАН, г. Москва Институт международных стандартов учета и управления, г. Москва

В статье представлен краткий обзор технологий проектирования ЭОР и их примерный компонентный состав, определив и унифицировав основные требования к которому, можно получить экспертную оценку качества ЭОР как информационного продукта в целом. Поскольку компонентный состав ЭОР в зависимости от применяемых технологий их проектирования может варьироваться, то для экспертной оценки его качества целесообразно использовать общепринятые международные стандарты, спецификации и метаописания информационного дидактического контента.

Ключевые слова: информационно-коммуникационные технологии, электронные образовательные ресурсы, экспертная оценка качества, компонентный состав, гипертекстовая технология, критерии оценки, унифицированные требования.

1 Исследование выполнено при финансовой поддержке Российского гуманитарного научного фонда, проект № 13-06-00006а «Методология экспертной оценки качества электронных образовательных ресурсов».

* Старший научный сотрудник Центрального экономико-математического института РАН, кандидат технических наук.

* Ведущий специалист кафедры Института международных стандартов учета и управления.

Для информатизации процесса образования на современном этапе характерно применение педагогических технологий и современных информа-ционю-коммуникационных технологий (ИКТ) для сбора, хранения, обработки и распространения информационного дидактического контента. Такой подход обеспечивает систематизацию существующих и формирование новых знаний в сфере образования, а так же достижение педагогических целей обучения и подготовки будущих специалистов. Информатизация образования включает в себя научные основы создания, экспертизы и практического использования электронных образовательных ресурсов (ЭОР) в процессе обучения.

Использование в сфере образования современных ИКТ характеризует совокупность программно-аппаратных средств и систем, информационных сетей и каналов связи, организационно-методических элементов и прикладной информации об определенных предметных областях образовательных дисциплин [1]. Эффективное использование современных ИКТ в образовательной сфере может достигаться только за счет их интегрирования с инновационными педагогическими технологиями и последующим проектированием, разработкой и внедрением ЭОР в практику обучения.

Несмотря на разнообразие существующих и постоянно создаваемых новых ЭОР в области информатизации сферы образования еще существует много не решенных задач. К ним можно отнести задачи адекватности ЭОР реалиям образовательного процесса, повышения уровня научности, смысловой и стилистической культуры представленного в них дидактического контента, необходимость интерфейсной, технологической и информационной связи между отдельными фрагментами (составными частями) ЭОР, используемыми в образовательных учреждениях (ОУ). При этом в числе наиболее значимых целесообразно отметить проблему экспертной оценки качества разработанных ЭОР [3].

На качество создания ЭОР во многом влияет правильное выделение технологических этапов и последовательность их практической реализации при непосредственной разработке продукта. Обычно для этого применяют два этапа - предварительный и практического проектирования.

В ходе предварительного этапа осуществляется подготовка методических материалов и дидактического контента, необходимых для создания ЭОР. На этапе практического проектирования ЭОР осуществляется представление подготовленных методических материалов и дидактического контента в электронном виде с учетом возможности их последующей взаимной увязки с использованием различного программного обеспечения и других средств современных ИКТ. Однако на практике эти этапы часто объединяются.

Для выделения указанных этапов обычно используется компонентный состав ЭОР. Он характеризует архитектуру разрабатываемого ЭОР и последовательность информационной увязки представленного в нем структури-

рованного дидактического контента с использованием программного обеспечения и других средств современных ИКТ.

В большинстве случаев компонентный состав ЭОР представлен следующими составляющими: титульный лист, аннотация, обращение автора-разработчика; программа обучения, детализированная по целям, задачам и содержанию тематических планов; структурированный дидактический контент; сценарное представление иллюстративного материала; список основной и дополнительной литературы по всем разделам ЭОР; список терминов и понятий (глоссарий) по отдельным разделам и всему ЭОР; гиперссылки между основными понятиями и дидактическим контентом ЭОР; дополнительные материалы (при их наличии); методические рекомендации по изучению разделов образовательной дисциплины с использованием данного ЭОР и организации самостоятельной работы обучаемых; контекстно-зависимая система помощи.

На различных технологических этапах создания ЭОР разрабатываются такие компоненты как:

- вопросы для самоконтроля и самопроверки по каждой теме, главе, разделу образовательной дисциплины, для изучения которой используется ЭОР;

- тренинговые задания и вопросы по каждой теме, главе, разделу образовательной дисциплины, если в этом имеется необходимость;

- тестовые задания и вопросы для контроля уровня знаний по каждой теме, главе, разделу образовательной дисциплины;

- примерный список тем курсовых проектов по каждому разделу образовательной дисциплины;

- примерный состав экзаменационных вопросов по образовательной дисциплине;

- состав мероприятий по мониторингу процесса обучения и рекомендации для обеспечения его эффективности;

- ссылки на Интернет-ресурсы, содержащие дополнительную информацию по изучаемой дисциплине;

- перечень ЭОР и других мультимедийных средств, хранящихся в базе данных ОУ;

- перечень общепринятых сокращений, используемых в ЭОР, если это необходимо [2].

Более продвинутым средством разработки ЭОР является гипертекстовая технология его проектирования. Она позволяет создать гибкую, самонастраивающуюся систему с дифференцированным подходом к обучению. Гипертекстовые технологии отличаются от традиционных педагогических систем, основанных на принципах программного обучения, поскольку в них обучаемый может самостоятельно управлять ходом процесса своего обучения. Основная трудность практической реализации этой дидактической особен-

ности заключается в необходимости разработки особых требований к моделированию процесса обучения, а так же учета ряда ограничения: замкнутость модулей и использование гиперссылок только внутри одного модуля; запрограммированный переход к следующему модулю; автоматизированный выбор степени сложности и способа предоставления материала по результатам предварительного тестирования обучаемого.

Важной дидактической особенностью гипертекстовых технологий обучения является возможность создания поисковой образовательной среды, когда обучаемый освобожден от навязываемой линейности мышления и может получать необходимые знания, используя преимущественно ассоциаци-ативное и образное мышление. Ценность гипертекстовой технологии обучения во многом определяется не только содержанием представляемого информационного дидактического контента, но и тем, какие собственные идеи возникают у обучаемых на основе взаимодействия с ЭОР.

Наряду с четкой внутренней структурой гипертекстовой системы формирования ЭОР очень важен выбор основных принципов, определяющих концептуальный дизайн его разработки и структуру взаимосвязей между его отдельными компонентами. Поэтому в ходе проектирования ЭОР, необходимо грамотно использовать общие принципы их формирования, которые являются неотъемлемой частью описанной выше технологии.

В настоящий момент потребность во все большем использовании ЭОР в образовательном процессе концентрирует большое внимание на качестве создаваемых средств, вызывая необходимость вырабатывать критерии экспертной оценки их качества. Существует много подходов к оценке качества и эффективности ЭОР. Поэтому в течение своего жизненного цикла практически каждый из разработанных ЭОР обычно подвергается экспертной проверке с целью оценки его качества.

В этой связи остановимся на основных критериях, по которым производится оценка качества ЭОР. К ним относятся: содержание дидактического контента; навигационные функции программного обеспечения; визуальное оформление; функциональность; интерактивность; общее впечатление. Раскроем смысловое наполнение каждого критерия.

Содержание дидактического контента представляет собой информационное наполнение ЭОР, которое должно привлекать внимание обучаемых к его использованию в процессе обучения. Форма представления информационного наполнения должна быть понятной основной части обучаемых, а смысловое наполнение дидактического контента должно быть ясным, кратким и действенным.

Навигационные функции программного обеспечения характеризуют информационную организацию дидактического контента ЭОР и возможности взаимосвязи между его разделами. Правильно сформированная навигационная структура позволяет обучаемым мысленно моделировать представ-

ленную информацию, определять места нахождения необходимой информации и быстро их находить, легко охватывать информационную организацию дидактического контента ЭОР по всем направлениям.

Дизайн характеризует внешний вид ЭОР и всех его фрагментов. Он должен быть разработан с учетом пихолого-физиологических и возрастных критериев. Графическое оформление ЭОР должно производить благоприятное впечатление на обучаемых. К основным критериям оценки качества визуального оформления ЭОР относятся его соответствие требованиям зрительного восприятия обучаемыми, уместность и соответствие тем задачам, на которые он ориентирован.

Интерактивность как компонент ЭОР характеризует его дополнительные возможности, предоставляемые обучаемым. Однако свойство интерактивности не исчерпывается гиперссылками и всплывающими меню. Ее реализация должна предоставлять обучаемым возможности диалога и двустороннего обмена информацией с ЭОР. Благодаря интерактивным элементам обучаемые постоянно ощущают отличие ЭОР от традиционных печатных учебников, используемых в образовательном процессе.

Функциональный компонент ЭОР характеризует его технологическую организацию. ЭОР как средство обучения должен быть независимым от используемой технологической платформы и типа поисковой системы (браузера). Возможны решения, когда в случае необходимости ЭОР самостоятельно обеспечивает переход на альтернативные страницы. Технологии, применение которых не обосновано поставленными задачами, не следует использовать для создания ЭОР.

Оценка качества того или иного ЭОР представляет собой нечто больше, чем простое суммирование оценок составляющих его компонентов. Помимо информационного наполнения дидактического контента, навигационных возможностей программного обеспечения, визуального оформления, функциональности и интерактивности необходимо учитывать и требования к компонентному составу ЭОР.

Как правило, эти требования жестко фиксируются и устанавливаются в системах спецификаций и метаописаний, которым наряду с другими общепринятыми в педагогической практике требованиями, должны удовлетворять ЭОР для их полноценного применения в современной практике образования. Другими словами, разработка ЭОР должна производиться с учетом общепринятых международных соглашений о единой терминологии и критериях структуризации информации, общих элементах дизайна, единообразной методике их использования в образовательном процессе, едином подходе в пользовательском документировании технических и методических приемов работы с конкретным ЭОР, обязательном наборе единообразных сервисов, формате и принципах межресурсного обмена информацией, формате и принципах использования общих информационных ресурсов, единообразной системе навигации по информации и др. [4].

Существенным фактором унификации ЭОР может стать предъявление к его компонентному составу единого комплекса требований качества и реализация единой максимально универсальной системы апробации и экспертизы. В этом случае, применяемые в различных областях образовательной деятельности ЭОР, в идеале будут единообразны и в смысле их соответствия единым психолого-педагогическим, технико-технологическим и дизайн-эргономическим требованиям в области информатизации образования [5].

На основании изложенного можно сделать вывод о том, что обеспечение учета требований к компонентному составу ЭОР на всех этапах их проектирования и разработки будет способствовать повышению экспертной оценки их качества.

Список литературы.

1. Бекетов Н. Использование предметных информационных систем в дистанционном обучении [Электронный ресурс]// Информационные ресурсы России. - 2009. - № 3. Режим доступа: http://www.aselibrary.ru/ digital_reso-urces/journal/irr/2009/number_3_3945 (дата обращения: 16.01. 2014).

2. Беляев М.И., Гриншкун В.В., Краснова Г.А. Технология создания электронных средств обучения. - М.: РУДН, 2007. - 130 с.

3. Иванов Д.А. Экспертиза в образовании. - М.: Издательский центр «Академия», 2008. - 336 с.

4. Ларин С.Н. Стандарты и спецификации как основа нормативного регулирования экспертной оценки качества электронных образовательных ресурсов: российский опыт // «Психология и педагогика: актуальные проблемы и тенденции развития»: материалы международной заочной научно-практической конференции (6 марта 2013 г.). - Новосибирск: СибАК, 2013. -С. 42-48.

5. Нестеров А.В. Основы экспертно-исследовательской деятельности. -М.: Изд. дом ВШЭ, 2009. - 163 с.

СОВРЕМЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ РАЗВИТИЯ И РАЗРАБОТКИ ВЕБ-САЙТОВ НА ОСНОВЕ ПРИНЦИПОВ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ДИЗАЙНА

© Луковский М.А.*

Московский государственный областной университет, г. Москва

В статье рассматривается история развития веб-дизайна, цели веб-дизайна, использование новых технологий, определение эмоциональ-

* Магистрант кафедры Вычислительной математики и методики преподавания информатики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.