Научная статья на тему 'Методический подход к долгосрочному прогнозированию развития стратегической обстановки'

Методический подход к долгосрочному прогнозированию развития стратегической обстановки Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
372
76
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТРАТЕГИЧЕСКАЯ ОБСТАНОВКА / КОМПЛЕКСНЫЙ ПОКАЗАТЕЛЬ / ИНДЕКС / КВАЛИМЕТРИЯ / НОМЕНКЛАТУРА ПОКАЗАТЕЛЕЙ / СФЕРЫ / ПРОГНОЗИРОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Быков Андрей Александрович, Ермакова Екатерина Сергеевна, Кондратьев-фирсов Владимир Михайлович, Самаркина Ксения Игоревна

В данной статье представлен методический подход к оценке и долгосрочному прогнозированию показателей военно-политической, экономической, социально-демографической, научно-технической и информационной сфер деятельности государства. Предложенный методический подход базируется на методе иерархий определенного набора показателей, характеризующих составляющие стратегической обстановки и образующих комплексный показатель, обуславливающий состояние стратегической обстановки в странах мира.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Методический подход к долгосрочному прогнозированию развития стратегической обстановки»

УДК 338.24

А.А. Быков, Е.С. Ермакова, В.М. Кондратьев-Фирсов, К.И. Самаркина

Методический подход к долгосрочному прогнозированию развития стратегической обстановки

Аннотация

В данной статье представлен методический подход к оценке и долгосрочному прогнозированию показателей военно-политической, экономической, социально-демографической, научно-технической и информационной сфер деятельности государства. Предложенный методический подход базируется на методе иерархий определенного набора показателей, характеризующих составляющие стратегической обстановки и образующих комплексный показатель, обуславливающий состояние стратегической обстановки в странах мира.

Ключевые слова: стратегическая обстановка; комплексный показатель; индекс; квалиметрия; номенклатура показателей; сферы; прогнозирование.

Содержание

Введение

1. Обоснование качественных и количественных показателей и критериев внутригосударственной, стратегической обстановки

2. Сокращенная номенклатура показателей

3. Определение составляющих комплексного показателя

4. Прогнозирование значений первичных показателей

5. Прогнозирование значений обобщенных показателей Заключение

Литература

Введение

Анализ и оценка тенденций развития современной геополитической обстановки в мире и на границах Российской Федерации, а также потребляемых группой ведущих держав мира (США, страны Евросоюза и Японии) природных и энергетических ресурсов, позволяют утверждать, что эти государства в настоящее время расходуют на свои нужды более 85 % всех добываемых в мире природных ресурсов и потребляют свыше 75 % всей производимой в мире электроэнергии. Доля населения этих стран не превышает 18 % населения планеты.

На долю остальных государств мирового сообщества приходится только 15 % природных ресурсов и 25 % объема производимой в мире электроэнергии. Этот порядок потребления мировых природных и энергетических ресурсов в XXI веке никто менять не намерен.

После распада СССР экономика России носит преимущественно сырьевой характер. В прогнозах на долгосрочную перспективу можно утверждать, что в отношении современной России (ее союзников) внешняя политика США и стран Евросоюза (военного блока НАТО) сохранит свою прагматичную направленность и будет учитывать только собственные национальные и экономические интересы.

Для определения интенсивности вышеприведенных тенденций, для выявления новых мировых тенденций в развитии стран и для своевременного на них реагирования проводится прогнозирование социально-экономического развития ведущих держав мира.

Прогнозы социально-экономического развития государств включают данные комплексного анализа демографической ситуации, состояние научно-технического потенциала, накопленного национального богатства, социальной структуры, состояние природных ресурсов и перспектив изменения указанных факторов.

Прогнозы социально-экономического развития основываются на результатах анализа и оценки системы демографических, экологических, научнотехнических, внешнеэкономических, социальных, а также отраслевых, региональных и других показателей, характеризующих наиболее общественно значимые сферы деятельности государства. Прогнозы разрабатываются в нескольких вариантах с учетом вероятностных показателей последствий воздействия внешних военных, внутренних, внешнеполитических, экономических и других факторов случайного характера.

В прогнозах социально-экономического развития отражаются количественные и качественные

показатели развития макроэкономической ситуации, экономической структуры, научно-технического развития, внешнеэкономической деятельности, динамики развития производства и потребления, уровня и качества жизни, экологической обстановки, социальной структуры, а также систем образования, здравоохранения и социального обеспечения населения страны.

1. Обоснование качественных и количественных показателей и критериев внутригосударственной, стратегической обстановки

Для количественного измерения внутригосударственной стратегической обстановки и сопоставления со странами предлагается использовать метод иерархий. Согласно методу иерархий, комплексный показатель должен состоять из нескольких показателей более низкого уровня, а те, в свою очередь, из показателей еще более низкого уровня.

При построении иерархической структуры показателей за основу был взят подход, согласно которому наибольшее влияние на состояние стратегической обстановки оказывают помимо непосредственной деятельности в военно-политической сфере другие виды деятельности государства, осуществляемые в четырех других сферах: экономической, социально-демографической, научно-технической и информационной.

Каждая из сфер характеризуется набором специфических показателей.

В квалиметрии регламентирован комплекс правил (их около 30) построения различных видов номенклатуры показателей, следование которым позволяет получать достоверные результаты оценки.

Основными из этих правил, адаптированными к оценкам состояния военно-политической обстановки, являются:

единый признак деления показателей в группе; необходимость и достаточность числа показателей в каждой группе;

независимость по предпочтению показателей в группе;

минимум показателей в группе (не более 7—9); недопустимость зависимых показателей в любой группе;

последовательность разделения комплексных показателей;

корректируемость показателей, обеспечивающая возможность добавлять или исключать из перечня отдельные показатели;

исключение одинаково выраженных показателей; исключение маловажных показателей, весомость которых выходит за пределы точности вычислений;

однозначность толкования формулировок выбранных показателей.

Различают несколько следующих видов номенклатуры показателей: развернутая, сокращенная и конкретная.

Развернутая номенклатура показателей содержит наиболее полный их перечень. Она включает, как правило, несколько иерархических уровней, на которых расположено большое количество обобщенных и единичных показателей. Графически она строится в виде иерархического дерева, включающего несколько взаимосвязанных уровней рассмотрения. На верхних уровнях находятся обобщенные (комплексные) показатели, характеризующие целостные факторы. На нижних уровнях расположены более частные показатели, определяющие содержание этих факторов. Развернутые номенклатуры показателей позволяют учитывать множество факторов.

Использование большого массива показателей при попытке сопоставления показателей нескольких стран наталкивается на трудности, связанные со сбором необходимых данных. В таком случае пользуются сокращенными номенклатурами показателей. Они содержат один-два уровня рассмотрения и несколько обобщенных показателей, отражающих основные, наиболее существенные стороны выделенных сфер. Конкретная номенклатура это номенклатура конкретных показателей.

Исходя из проведенного анализа нормативной базы долгосрочного развития государства в сферах строительства вооруженных сил, государственной экономической политики и проведения социальной политики в целях военно-политического прогнозирования развернутая номенклатура включает следующие показатели [1]:

а) в военно-политической сфере:

доля федерального бюджета РФ, расходуемая на нужды национальной обороны и безопасности; доля расходов на оборону, в % к ВВП; доля защищаемых средствами ПВО и мероприятиями ГО, критически важных объектов (КВО) в условиях применения современного оружия в % от всех КВО;

соотношение расходов на содержание, развитие и боевую подготовку Вооружённых Сил Российской Федерации (далее — ВС РФ);

доля оснащенности ВС РФ современными образцами вооружения, военной и специальной техники;

уровень обеспеченности ВС РФ военными и инженерно-техническими кадрами;

б) в экономической сфере: объем ВВП (млрд долл.);

инвестиции в основной капитал, в %к ВВП; доля машиностроения и металлообработки в промышленном производстве, в %;

объем ВВП на душу населения, тыс. долл.; объем золотовалютных резервов, млрд долл.;

в) в социально-демографической сфере: численность населения;

ожидаемая продолжительность жизни при рождении;

доля населения с уровнем доходов ниже прожиточного минимума, в % ко всему населению;

реальные денежные доходы населения; доля снижения смертности населения в военное время в результате проведения мероприятий ГО;

доля населения, владеющего современными информационными технологиями;

г) в научно-технической сфере: доля инновационной продукции, в %; доля высокотехнологичной продукции на мировых рынках в %;

доля высококвалифицированного персонала в составе работников (трудовых ресурсов).

Однако проведенный анализ возможности международных сравнений привел к выводу о необходимости корректировки и/или уточнения данного перечня, а также выделения в качестве самостоятельной информационную сферу.

Существует сокращенный набор показателей для каждой из выделенных сфер. Он не затрагивает вопросов количественных алгоритмов расчета обобщенных и комплексных показателей, которые будут рассмотрены ниже. В ходе военно-политического прогнозирования будут использованы подходы, которые были предложены ранее при оценке стратегических рисков [2], использующие взвешенные оценки, при этом взвешивающие коэффициенты устанавливаются экспертно.

2. Сокращенная номенклатура показателей

2.1. Сокращенная номенклатура

показателей военно-политической сферы

Главными показателями сокращенной номенклатуры военно-политической сферы служат показатели, характеризующие финансирование военно-политической сферы. Это расходы на оборону, выражаемые в относительных единицах — % к ВВП (табл. 1) и в абсолютных — долл. (табл. 2).

По двум включенным в методику показателям доступны международные данные, представленные в табл. 1 и табл. 2, позволяющие производить сравнительный и динамический анализ военно-политической сферы государства.

Предполагается, что уровень других показателей, характеризующих военно-политическую сферу государства, определяется через обобщенные показатели других сфер. К этим показателям относятся: техническая оснащенность современными образцами вооружения, военной и специальной техники; обеспеченность военными и инженерно-техническими кадрами, в том числе высококвалифицированными; защищенность КВО; мобилизационная готовность и др.

Такое предположение носит вынужденный характер. Оно отражает зависимость показателей одной сферы от другой. Например, уровень обеспеченности вооруженных сил высококвалифицированными военными и инженерно-техническими кадрами зависит от социально-демографической и научно-технической сферы. Уровень тех-

нической оснащенности современными образцами вооружения, военной и специальной техники -зависит от научно-технической, инновационной и информационной сферы и т.п.

Поскольку в конечном итоге комплексный показатель военно-политической обстановки использует процедуру «взвешивания» обобщенных показателей по каждой из сфер, то для адекватного учета напрямую неучтенных показателей военно-политической сферы очень важно корректно установить сами «взвешивающие» коэффициенты.

2.2. Сокращенная номенклатура

показателей экономической сферы

Показатели сокращенной номенклатуры экономической сферы включают показатели, характеризующие валовой внутренний продукт (ВВП), а именно: объем валового внутреннего продукта (млрд долл.) — табл. 3; динамика ВВП (в сопоставимых ценах, в % к предыдущему году) табл. 4.

При этом, как это принято в международной практике, для международных сравнений используется значение ВВПппс, т.е. ВВП, пересчитанное с учетом паритета покупательной способности (далее — ППС).

Для характеристики уровня технологического развития, влияющего на устойчивость развития экономики, будем использовать показатели экспорта высокотехнологичных товаров и услуг. Одновременно, эта группа показателей будет отражать степень инновационности экономики страны.

Показатели экспорта высокотехнологичных товаров и услуг, также как и в предыдущих случаях, будем представлять в относительных единицах (% от ВВПппс) и абсолютных — млн долл. Эти рассчитанные нами значения представлены в табл. 5 и табл. 6. Расчет произведен с использованием данных по ВВПппс, (табл. 3), данных по экспорту товаров и услуг (табл. 7) и доле экспорта высокотехнологичных товаров и услуг (табл. 8).

Для характеристики устойчивости финансово-экономической системы предлагается с помощью нескольких показателей учитывать объем золото-валютных резервов и размер внешнего государственного долга государства.

Объем золото-валютных резервов, как и в предыдущих случаях будем выражать в % к ВВП и в млрд.долл. Эти данные представлены в табл. 9 и табл. 10.

Расчет произведен с использованием данных по ВВПппс, (табл. 3), данных по резервным активам органов денежно-кредитного регулирования (без монетарного золота, млрд. долл.) — табл. 11, резервам монетарного золота органов денежно-кредитного регулирования (на конец года; миллионов тройских унций) — табл. 12, динамике цен на золото — табл. 13.

Размеры совокупного и внешнего государственного долга также будем выражать в % к ВВП и млрд долл. Эти данные представлены в табл. 14 — 17.

Таблица 1

Расходы на оборону (в % к ВВП) [3]

Годы 2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012

Россия 3,90 3,80 3,70 3,70 4,60 4,30 4,10 4,40

Япония 1,00 1,00 1,00 1,00 1,00 1,00 1,00 1,00

Китай 2,10 2,10 2,10 2,00 2,20 2,10 2,00 2,00

Франция 2,50 2,40 2,30 2,30 2,60 2,40 2,30 2,30

Великобритания 2,40 2,30 2,30 2,50 2,70 2,60 2,50 2,50

США 4,00 3,90 4,00 4,30 4,80 4,80 4,70 4,40

Германия 1,40 1,30 1,30 1,30 1,40 1,40 1,30 1,40

Таблица 2

Расходы на оборону (млрд долл.)

Годы 2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012

Россия 66 72 78 84 97 96 97 109

Япония 39 41 43 43 41 44 44 46

Китай 113 131 153 163 198 211 224 245

Франция 47 47 48 48 53 51 51 51

Великобритания 47 48 51 56 58 57 57 58

США 524 540 579 633 692 718 730 715

Германия 35 35 37 38 39 41 40 44

Примечание, Расчетные значения по данным табл. 1 и табл. 3.

Таблица 3

Объем валового внутреннего продукта по ППС (млрд долл.)

Годы 2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012

Россия 1 697 1 891 2 107 2 261 2 101 2 222 2 363 2 486

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Япония 3 890 4 077 4 277 4 315 4 108 4 351 4 411 4 576

Китай 5 364 6 230 7 301 8161 8 982 10 040 11 189 12 261

Франция 1 862 1 967 2 065 2104 2 053 2 114 2199 2 238

Великобритания 1 968 2 084 2 213 2 238 2 139 2 201 2 269 2 313

США 13 095 13 858 14 480 14 720 14 418 14 958 15 534 16 245

Германия 2 492 2 669 2 832 2 911 2 784 2 926 3 085 3 167

Таблица 4

Динамика ВВП (в сопоставимых ценах; в % к предыдущему году) [4]

Годы 2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012

Россия 106,4 108,2 108,5 105,2 92,2 104,3 104,3 105,2

Япония 101,9 102 102,3 99 94,5 104,4 99,3 103,7

Китай 111,3 112,7 114,2 109,6 109,2 110,4 109,2 109,6

Франция 101,9 102,7 102,2 99,9 97,3 101,5 101,7 101,8

Великобритания 102,2 102,8 102,7 98,9 95,6 102,1 100,7 101,9

США 103,1 102,7 101,9 99,7 96,5 103 101,7 104,6

Германия 100,9 103,6 102,8 101,1 94,9 103,7 103 102,7

Таблица 5

Доля экспорта высокотехнологичных товаров и услуг (% от ВВПппс)

Годы 2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011

Россия 1,2 1,2 1,2 1,3 1,3 1,7 1,7

Япония 3,5 3,5 3,1 3,1 2,7 3,2 3,3

Китай 4,4 4,7 4,5 4,5 3,7 4,3 4,4

Франция 4,8 5,4 4,9 5,8 5,2 6,1 6,3

Великобритания 5,3 7 3,7 3,9 3,6 3,9 4,5

США 2,1 2,3 2,2 2,3 1,6 1,5

Германия 6,8 7,2 6,5 6,6 6,2 6,6 7,2

Таблица 6

Экспорт высокотехнологичных товаров и услуг (млрд долл.)

Годы 2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011

Россия 20,3 23,5 24,3 30,4 27,8 36,9 41,3

Япония 136,8 142,9 131,4 135,3 109,2 138,6 144

Китай 234,7 295,7 325,2 365,7 330,5 434 490

Франция 90,1 105,5 101,8 121,8 107,5 128,3 137,7

Великобритания 105,1 145,2 82,1 86,6 77,7 86,1 102,3

США 271,3 312,5 316,3 337 227,3 231,2

Германия 170,2 191,9 185,3 193 171,5 193 221,3

Таблица 7

Экспорт товаров и услуг (млрд долл.)

Годы 2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012

Россия 241,5 301,2 351,9 467,6 301,7 397,1 516,5 525,4

Япония 594,9 646,8 714,2 782,1 580,7 769,8 822,7 798,6

Китай 762 969,4 1217,8 1428,7 1201,8 1578,3 1899,2 2048,9

Франция 443,6 490,7 550,5 609 475,8 515,3 581,2 556,6

Великобритания 371,4 428,2 434,5 468,2 356,5 410,2 480,3 476,3

США 907,2 1038,3 1163 1301,1 1056,8 1277,6 1480,4 1546,8

Германия 978 1122,1 1323,8 1451,4 1120,7 1261,6 1475,5 1410,4

Таблица 8

Доля экспорта высокотехнологичных товаров и услуг (% от экспорта товаров) [3]

Годы 2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011

Россия 8,4 7,8 6,9 6,5 9,2 9,3 8

Япония 23 22,1 18,4 17,3 18,8 18 17,5

Китай 30,8 30,5 26,7 25,6 27,5 27,5 25,8

Франция 20,3 21,5 18,5 20 22,6 24,9 23,7

Великобритания 28,3 33,9 18,9 18,5 21,8 21 21,3

США 29,9 30,1 27,2 25,9 21,5 18,1

Германия 17,4 17,1 14 13,3 15,3 15,3 15

Таблица 9

Таблица 10

Резервные активы органов денежно-кредитного регулирования (суммарные, млрд долл.)

Годы 2005 2006 2007 2008 2009 2010

Россия 180 304 479 426 440 479

Япония 842 895 973 1030 1050 1096

Китай 827 1081 1546 1965 2454 2913

Франция 55 98 114 100 135 165

Великобритания 42 47 57 53 67 82

США 133 220 272 283 416 486

Германия 78 111 134 134 184 215

Таблица 11

Резервные активы органов денежно-кредитного регулирования (без монетарного золота, млрд долл.) [4]

Таблица 12

Резервы монетарного золота органов денежно-кредитного регулирования (на конец года;млн тройских унций) [4]

Годы 2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011

Россия 12,4 12,9 14,5 16,7 20,5 25,4 28,4

Япония 24,6 24,6 24,6 24,6 24,6 24,6 24,6

Китай 19,3 19,3 19,3 19,3 33,9 33,9 33,9

Франция 90,85 87,44 83,69 80,13 78,3 78,3 78,3

Великобритания 9,99 9,97 9,98 9,98 9,98 9,98 9,98

США 261,55 261,5 261,5 261,5 261,5 261,5 261,5

Германия 110,21 110,04 109,87 109,72 109,53 109,34 109,34

Таблица 13

Динамика цен на золото (сотех. вС) [5]

Год 2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012

Цена на конец года, иЯО/тройская унция 300 632 812 827 1131 1393 1643 1684

Таблица 14

Таблица 15

Совокупный государственный долг, млрд долл. [3]

Годы 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012

Россия 427 345 241 170 179 179 231 176 196 303

Япония 5809 6530 7452 7799 8028 8414 8886 8689 9064 9805

Китай 798 869 944 1009 1431 1387 1590 4367 4308 3887

Франция 1067 1152 1242 1259 1326 1435 1622 1742 1894 2012

Великобритания 666 738 828 898 971 1164 1461 1675 1929 2051

США 6730 7290 8080 8467 9021 10540 12284 14121 10532 11956

Германия 1484 1588 1707 1812 1841 1933 2063 2441 2487 2588

Таблица 16

Внешний долг стран (на конец года; в % от ВВП) [4]

Годы 2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012

Россия 15 16 22 21 22 22 23 25

Япония 38 37 42 52 52 59 71 66

Китай 5 5 5 5 5 5 6 6

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Франция 161 199 237 235 255 241 227 231

Великобритания 374 443 524 407 428 431 438 436

США 73 81 89 93 95 97 97 98

Германия 143 157 180 177 184 178 173 181

Таблица 17

Внешний долг стран (на конец года;млрд долл.) [4]

Годы 2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012

Россия 259 311 460 479 472 489 545 631,8

Япония 1495 1513 1796 2231 2128 2589 3138 3024

Китай 253 323 373,657 374,661 428,4 529,2 642,52 728,9

Франция 3004 3905 4893 4935 5234 5091 4989 5165

Великобритания 7355 9238 11586 9107 9153 9483 9928 10090

США 9561 11204 12878 13750 13768 14517 15048 15930

Германия 3566 4180 5086 5158 5131 5217 5327 5719

2.3. Сокращенная номенклатура показателей социальнодемографической сферы

Для характеристики социально-экономической сферы воспользуемся методологией ООН по построению синтетического показателя, который получил название Индекс развития человеческого потенциала (ИРЧП).

ИРЧП включает совокупность параметров, каждый из которых в отдельности характеризует наиболее существенные стороны социально-демографической сферы. Поэтому этот показатель будет взят за основу характеристики уровня развития социально-демографической сферы.

На основе этого показателя специалистами ООН ежегодно сопоставляются уровни социально-экономического развития государств международного сообщества. В табл. 18 приводятся значения ИРЧП для сравниваемых стран.

2.4. Сокращенная номенклатура показателей научно-технической сферы

Из длинного перечня развернутой номенклатуры показателей научно-технической сферы, были выделены, в качестве основы для сокращенной номенклатуры показатели, которые можно объединить в группы.

Первую группу образуют финансовые показатели, которые определяются через затраты на науку или этот показатель еще называют внутренними затратами на исследования и разработки. Финансовые показатели используются в относительных единицах — в процентах к валовому внутреннему продукту и в абсолютных — млрд долл. Эти данные представлены в табл. 19 и 20.

Вторую группу образуют показатели, которые характеризуют численность исследователей и численность персонала, занятого исследованиями и разработками. Эта группа состоит из парных показателей, определяющих численность исследователей или персонала, занятого исследованиями и разработками, в абсолютном исчислении (чел.) и в расчете на 10 000 занятых в экономике по странам. Эти данные представлены в табл. 21 — 24.

2.5. Сокращенная номенклатура

показателей информационной сферы

Для характеристики уровня развития информационной сферы наиболее адекватным представляется использование синтетического показателя или группы интегрированных показателей. За основу взят международный показатель — индекс развития человеческого потенциала.

В настоящее время существует несколько международных рейтингов, которые прямо или косвенно характеризуют уровни развития информационно-коммуникационных технологий и зрелости инструментов электронного государства в различных странах мира. Аналитики часто упоминают рейтинги Организации объединенных наций (ООН), Международного союза электросвязи (МСЭ) и Всемирного экономического форума

(вэф).

Международный союз электросвязи использует Индекс развития информационно-коммуникационных технологий (ICT Development Index — IDI). Данный индекс является универсальным и общепризнанным, характеризующим достижения страны с точки зрения развития.

Индекс развития ИКТ (далее — Индекс) используется МСЭ для оценки уровня развития ИКТ в раз-

Таблица.18

Индекс развития человеческого потенциала для сравниваемых стран [6]

Годы 2000 2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012

Россия 0,713 0,75 0,76 0,708 0,715 0,714 0,751 0,755 0,782

Япония 0,878 0,9 0,9 0,953 0,956 0,96 0,884 0,901 0,909

Китай 0,59 0,64 0,65 0,66 0,67 0,68 0,69 0,7 0,7

Франция 0,853 0,88 0,88 0,952 0,955 0,961 0,872 0,884 0,891

Великобритания 0,841 0,87 0,86 0,946 0,942 0,947 0,849 0,863 0,875

США 0,907 0,92 0,93 0,951 0,95 0,956 0,902 0,91 0,934

Германия 0,87 0,9 0,91 0,935 0,94 0,947 0,885 0,905 0,916

Таблица 19

Внутренние затраты на исследования и разработки, в % к ВВП [3, 4, 7]

Годы 2000 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010

Россия 1,05 1,28 1,15 1,07 1,07 1,12 1,04 1,25 1,16

Япония 3 3,2 3,17 3,32 3,39 3,44 3,42 3,36 3,26

Китай 0,9 1,13 1,23 1,33 1,42 1,44 1,54 1,7 1,77

Франция 2,15 2,17 2,15 2,13 2,11 2,04 2,02 2,26 2,25

Великобритания 1,81 1,78 1,71 1,76 1,78 1,79 1,77 1,86 1,76

США 2,71 2,66 2,59 2,62 2,62 2,66 2,77 2,9

Германия 2,47 2,52 2,49 2,48 2,53 2,53 2,64 2,82 2,82

Внутренние затраты на исследования и разработки

Годы 2000 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010

Россия 13,5 18 17,8 18,2 20,2 23,6 23,5 26,3 25,8

Япония 102,3 113,1 117,5 129,1 138,2 147,1 147,6 138 141,8

Китай 33,3 47 57,8 71,3 88,5 105,1 125,7 152,7 177,7

Франция 35,2 36,6 38,2 39,7 41,5 42,1 42,5 46,4 47,6

Великобритания 29,8 31 31,6 34,6 37,1 39,6 39,6 39,8 38,7

США 297,6 306,2 318 343,1 363,1 385,2 407,8 418,1 0

Германия 56 58,1 59,7 61,8 67,5 71,7 76,8 78,5 82,5

млрд долл. по ППС) [3]

Таблица 20

Численность исследователей, тыс. чел.

Таблица 21

Годы 2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010

Россия 502 505 491 486 478 468 464 469 502 502 502

Япония 639 667 639 670 671 700 708 639 639 639 639

Китай 502 502 502 502 502 502 502 502 502 502 502

Франция 165 171 179 189 200 202 208 165 165 165

Великобритания 150 158 165 164 160 166 171 150 150 150 150

США 1256 1283 1319 1408 1362 1360 1386 1256

Германия 242 247 248 250 246 255 264 274 242 242 242

Таблица 22

Таблица 23

Численность персонала, занятого исследованиями и разработками, тыс. чел. [4]

Годы 2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010

Россия 965 971 944 936 920 920 917 912 870 846 840

Япония 855 893 856 897 899 897 910 912 883 878 878

Китай 856 931 1024 1073 1172 1365 1502 1736 1965 2291 2554

Франция 286 296 309 327 345 350 366 375 383 390

Великобритания 203 213 222 221 215 325 335 344 342 347 319

США 1930 1972 2028 2164 2094 2101 2114 2221

Германия 419 427 430 433 427 475 488 506 523 535 549

Таблица 24

Численность персонала, занятого исследованиями и разработками на 10 000 занятых в экономике

Годы 2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010

Россия 150 150 144 142 139 138 136 134 127 125 124

Япония 133 139 135 142 142 141 143 142 138 140 140

Китай 12 13 14 15 16 18 20 23 25 30 34

Франция 123 124 129 133 140 140 146 147 148 152

Великобритания 73 76 78 80 77 113 116 118 116 120 111

США 143 146 149 157 151 148 146 152

Германия 114 116 118 120 120 131 131 133 136 139 142

ных странах. Основная задача Индекса состоит в определении тех показателей, значения которых необходимо улучшить для сокращения «цифрового разрыва» между странами. Разработка Индекса была рекомендована Всемирной встречей на высшем уровне по вопросам развития информационного общества.

Индекс строится на основе трех подиндексов -доступа, использования и навыков. Для расчета Индекса используется 11 показателей, характеризующих проникновение в сравниваемые страны фиксированной телефонной связи, мобильной сотовой связи и интернета (в том числе широкополосного), доступ к компьютерам и интернету домохозяйств, уровень грамотности взрослого населения и вовлеченность в образование молодежи.

Динамика Индекса для сравниваемых стран приведена в табл. 25.

Индекс готовности к сетевому обществу (Networked Readiness Index — NRI) рассчитывается Всемирным экономическим форумом и международной школой бизнеса в рамках специальной ежегодной серии докладов о развитии информационного общества в странах мира. Это комплексный показатель, отражающий готовность экономик стран мира к использованию информационно-телекоммуникационных технологий для ускорения своего развития.

Индекс готовности к сетевому обществу строится на основе 3 индексов-компонентов (среда, готовность, использование). Каждый из них включает по 3 подиндекса, характеризующих, соответственно: рыночную, политическую и инфраструктурную среду; готовность населения, предприятий и органов власти к применению сетевых технологий; ис-

пользование информационно-коммуникационных технологий населением, предприятиями и органами управления.

Для расчета Индекса готовности к сетевому обществу в последних выпусках изданий используется 71 показатель. Часть показателей основана на международной статистике, а часть получена на основе экспертного опроса менеджеров предприятий в оцениваемых странах.

Динамика Индекса готовности к сетевому обществу для сравниваемых стран приведена в табл. 26.

Организация Объединенных Наций использует Индекс готовности к электронному правительству ООН (United Nations e-Government Readiness Index). Раз в два года, начиная с 2001г., он публикуется Департаментом по экономическим и социальным вопросам ООН.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Индекс включает три подиндекса, характеризующих состояние человеческого капитала, ИКТ-ин-фраструктуры и веб-присутствия органов государственной власти. Первые два основываются на официальных статистических данных, а последний строится на основе результатов обследования веб-сайтов правительства и пяти министерств — финансов, здравоохранения, образования, труда и социального обеспечения. Обследование веб-сайтов проводится в рамках подготовки Индекса готовности к электронному правительству ООН. Они оцениваются с точки зрения информационного наполнения, функциональности, а также их использования для предоставления государственных услуг в электронной форме.

Динамика Индекса готовности к электронному правительству для сравниваемых стран приведена в табл. 27.

Таблица 25

Индекс развития ИКТ для сравниваемых стран [8, 9]

Годы 2002 2007 2008 2010 2011 2012

Россия 8,53 8,61 8,62 8,79 8,79 8,8

Япония 8,31 8,55 8,6 8,59 8,59 8,62

Китай 5,53 6,31 6,46 6,7 6,7 6,77

Франция 8,4 8,45 8,45 8,44 8,44 8,55

Великобритания 8,72 8,5 8,44 8,58 8,58 8,62

США 9,07 9,16 9,19 9,65 9,65 9,65

Германия 8,16 8,17 8,17 8,17 8,17 8,17

Таблица26

Индекс готовности к сетевому обществу для сравниваемых стран [10]

Годы 2002 2003 2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012

Россия 3,17 3,19 3,54 3,68 3,77 3,58 3,58 3,69 4,13

Япония 4,86 4,8 5,27 5,14 5,19 4,89 4,89 4,95 5,24

Китай 3,1 3,38 3,68 3,9 4,15 4,31 4,31 4,35 4,03

Франция 4,71 4,6 4,99 5,11 5,17 4,99 4,99 4,92 5,06

Великобритания 5,31 4,68 5,45 5,3 5,27 5,17 5,17 5,12 5,64

США 6,05 5,5 5,54 5,49 5,68 5,46 5,46 5,33 5,57

Германия 5,11 4,85 5,22 5,19 5,17 5,16 5,16 5,14 5,43

Таблица 27

Индекс готовности к электронному правительству для сравниваемых стран [11]

Годы 2003 2004 2005 2008 2009 2010 2012

Россия 0,443 0,5017 0,5329 0,512 0,5136 0,5136 0,7345

Япония 0,693 0,726 0,7801 0,7703 0,7152 0,809

Китай 0,416 0,4356 0,5078 0,5017 0,47 0,5359

Франция 0,69 0,6687 0,6925 0,8038 0,751 0,751 0,8635

Великобритания 0,814 0,8852 0,8777 0,7872 0,8147 0,8147 0,896

США 0,927 0,9132 0,9062 0,8644 0,851 0,851 0,8687

Германия 0,762 0,7873 0,805 0,7136 0,7309 0,8079

3. Определение составляющих комплексного показателя

Определение составляющих комплексного показателя по каждой из сфер развития государства нужно вычислить величину безразмерного первичного показателя по всем показателям каждой из выделенных сфер В;.

Для показателей К;, значения которых с возрастанием увеличивают уровень («чем больше, тем лучше»), а это подавляющее большинство введенных показателей, В; определяется равенством:

К.

В. =

К

(1)

где К;

- первичные показатели стратегического риска;

Ктах — максимальные значения первичного показателя стратегического риска.

Для показателей К;, значения которых с возрастанием уменьшают уровень («чем меньше, тем луч-

ше»), например, государственный долг, В; определяется как:

К тіп

К~’ (2)

В. =■

где Ктт — минимальные значения первичного показателя стратегического риска.

Оценка показателей, входящих в у-ю группу, рассчитываются как взвешенная или средневзвешенная оценка показателей В;(у), соответствующий взвешивающий коэффициент обозначим у; (У). Обобщенные показатели у-й группы в к-й сфере обозначим Су (к):

і

С. (к) =Ь ; (7)В; (/).

(3)

Если группа состоит из одного первичного показателя, групповой показатель будет ему тождественно равен.

Обобщенные показатели по каждой из выделенных сфер Ок рассчитываются как взвешенная или средневзвешенная оценка групповых обобщенных

показателей СДк), входящих в к-ю сферу, соответствующий взвешивающий коэффициент обозначим

Р#):

Dk =ЕРі (к)С. (к).

і=і

(4)

Комплексный показатель военно-политической и стратегической обстановки Б рассчитывается как взвешенная оценка показателей Ок, соответствующий взвешивающий коэффициент обозначим юк.

(5)

Взвешивающие коэффициенты значимости сфер юк должны быть определены экспертами, например, с применением экспертных методов

попарных сравнений. При этом, по-видимому, весомость военно-политической сферы должна превалировать над остальными сферами, как приведено в табл. 28 для пяти исследуемых в дальнейшем сфер.

Комплексный показатель является абсолютной величиной и используется для определения положения (ранга) одной страны относительно других рассматриваемых стран.

Для удобства представления результатов значения показателей различного уровня заносятся в сводную таблицу (см. табл. 28).

Комплексный показатель, рассчитанный по формуле (5) и вклад отдельных составляющих в комплексный показатель по каждой из пяти сфер представлен в табл. 29.

Пример иерархической структуры показателей военно-политической и стратегической обстановки

Таблица 28

к=1

Вес Обобщенный показатель по сфере Вес Обобщенный групповой показатель Вес Обобщенный групповой показатель Вес Обобщенный групповой показатель Вес Первичный показатель (размерный и безразмерный)

0,5 Военно-по- литической Расходы на оборону 0,3 Расходы на оборону (в % к ВВП)

0,7 Расходы на оборону (млрд. долл.)

0,15 Экономиче- ской 0,8 ВВП 0,9 Объем валового внутреннего продукта по ппс (ВВП/GDP) (млрд долл.)

од Динамика ВВП (в сопоставимых ценах; в процентах к предыдущему году)

ОД Уровень технологического развития 0,3 Доля экспорта высокотехнологичных товаров и услуг (% от ВВПшк)

0,7 Экспорт высокотехнологичных товаров и услуг (млрд. долл.)

од Устойчивость финансово-экономической системы 0,5 Объем золотовалютных резервов 0,3 Резервные активы органов денежно-кредитного регулирования (% к ВВП)

0,7 Резервные активы органов денежно-кредитного регулирования (суммарные, млрд. долл.)

0,5 Г осударствен-ный долг 0,7 Внешний государственный долг 0,2 Внешний долг стран (на конец года; в % от ВВП)

0,8 Внешний долг стран (на конец года; млрд. долл.)

0,3 Совокупный государственный долг 0,2 Совокупный государственный долг, % к ВВП

0,8 Совокупный государственный долг, млрд.долл.

од Социально- демографи- ческой 1 Индекс развития человеческого потенциала

0,15 Научно- технической 0,5 Затраты на науку 0,2 Внутренние затраты на исследования и разработки в % к ВВП

0,8 Внутренние затраты на исследования и разработки (млрд. долл. по ППС)

0,5 Численность исследователей и персонала 0,7 Численность исследователей 0,5 Численность исследователей, тыс .чел.

0,5 Численность исследователей на 10000 занятых в экономике

0,3 Численность персонала, занятого исследованиями и разработками 0,5 Численность персонала, занятого исследованиями и разработками, тыс. чел.

0,5 Численность персонала, занятого исследованиями и разработками, на 10 000 занятых в экономике

од Информаци- онной Уровень развития информационной сферы 0,4 Индекс развития ИКТ

0,4 Индекс готовности к сетевому обществу

0,2 Индекс развития электронного правительства

Таблица 29

Составляющие комплексного показателя по каждой из пяти сфер развития государства

для сравниваемых стран в 2005 году

Страны Комп- лексный показа- тель Составляющие в комплексного показателя

Военно-политическая сфера Экономическая сфера Социально-демографическая сфера Информационная сфера Научно-техническая сфера

Россия 0,43 0,19 0,04 0,08 0,07 0,05

Япония 0,4 0,06 0,06 0,1 0,09 0,09

Китай 0,41 0,15 0,08 0,07 0,06 0,05

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Франция 0,39 0,12 0,03 0,1 0,09 0,05

Великобритания 0,38 0,12 0,04 0,09 0,09 0,04

C0A 0,97 0,5 0,13 0,1 0,1 0,14

Германия 0,37 0,08 0,04 0,1 0,09 0,06

4. Прогнозирование значений первичных показателей

Прогнозирование значений первичных показателей, в приводимых далее иллюстративных результатов расчетов, осуществлялось на основе построения линейных регрессионных уравнений вида ах+Ъ по многолетним рядам данных, приведенных в разделе 2. При этом, за основу прогнозирования брались показатели, выраженные в абсолютных единицах измерения, например, в млрд долл. Примеры, для показателей ВВПППс и расходов на оборону приведены на рис. 1 и 2. За точку отсчета был взят 2005 год. Он соответствует точке «0» на оси «Годы». От этой точки до 2012 года строились графики по реальным статистическим данным (многолетним рядам данных), а далее с помощью линейных регрессионных уравнений строилась ретроспектива показателей до 2000 года (точка -5 на оси «Годы»). Перспективно осуществлялся прогноз будущих значений первичных показателей до 2025 года (точка 20 на оси «Годы»). По такому же принципу были построены графические зависи-

мости для других первичных показателей выбранных ранее сфер.

По такому же принципу были построены графические зависимости для других первичных показателей выбранных ранее сфер.

5. Прогнозирование значений обобщенных показателей

Прогнозирование значений обобщенных показателей осуществляется посредством расчета для прогнозного года по алгоритму, на основе прогнозных значений первичных показателей. В качестве иллюстрации на рис. 3 — 5 приведены прогнозы обобщенных показателей для наиболее значимых сфер: военно-политической, экономической и научно-технической для шести наиболее экономически развитых стран.

На рисунке 6 приведен динамический прогноз по комплексному показателю.

Анализируя полученные зависимости можно делать выводы о дальнейшем развитии ведущих держав мира и определять возможное место России среди них.

Рис. 1. Линейные тренды роста показателя ВВПп

Россия

Япония

Китай

Франция

Великобритания

США

Годы

Рис. 2. Линейные тренды для показателя «расходы на оборону»

ческой, социально-демографической, научно-технической и информационной сфер деятельности государства, позволил выявить ряд тенденций.

В долгосрочной перспективе будет превалировать военный потенциал США по отношению к сравниваемым странам. Однако, при этом, если потенциал России в 2005 году уступал только США, то уже ближе к 2020 году Китай в этом отношении может выйти на второе место, увеличивая разрыв и далее.

В экономической сфере, в долгосрочной перспективе прогнозируется выход к 2025 году на лидирующие позиции Китая. При сохранении тенденций роста, экономическая мощь Китая и далее будет увеличиваться.

В научно-технической сфере в долгосрочной перспективе также прослеживается сокращение отставания Китая от США. Китай к 2015 году в этой сфере должен выйти на вторые позиции. Для России прогнозы в этой сфере неутешительны: отставая от всех сравниваемых стран в 2010 году, к 2040 году относительный разрыв с другими странами будет еще больше.

Однако по комплексному показателю динамический прогноз для России носит положительный характер. Она получит третий ранг после США и Китая, опережая другие страны.

Литература

1. Малышев В.П., Макиев Ю.Д, Богатырев Э.Я. Методологические подходы к анализу военно-политических рисков/ Проблемы анализа риска, Том 10, 2013, № 6, с. 24 — 57.

2. Стратегические риски России: оценка и прогноз / МЧС России; под общ. ред. Ю.Л. Воробьева. М.: Деловой экспресс, 2005. 392 с.

3. www.knoema.ru/ Мировой атлас данных.

4. Россия и страны мира. 2002-2012.Стат.сб./Росстат.

5. http://news.yandex.ru/quotes/10.html

6. http://hdr.undp.org/

7. «Группа восьми» в цифрах. Стат.сб./Росстат. M., 2004 — 2009.

8. http://www.hse.ru/org/hse/primarydata/

9. ITU, Measuring the Information Society — The ICT Development Index, Switzerland, Geneva, 2009 — 2013.

10. The Networked Readiness Index Rankings 2002 — 2011.

11. United Nations e-Government Survey 2003—2012, United Nations New York.

14.04.2014

Сведения об авторах:

Быков Андрей Александрович: д.ф.-м.н., профессор, заслуженный деятель науки Российской Федерации, вице-президент «Российского научного общества анализа риска»;

Кондратьев-Фирсов Владимир Михайлович: к.т.н.; главный специалист;

Самаркина Ксения Игоревна: ведущий спе-

циалист ГО;

Ермакова Екатерина Сергеевна: ведущий специалист ГО.

ФКу ЦСИ ГЗ МЧС России; e-mail: [email protected]; 121352, Москва, ул. Давыдковская, д. 7.

Рис. 3. Прогнозная динамика изменения относительного соотношения уровня развития военно-политической сферы

Рис. 4. Прогнозная динамика изменения относительного соотношения уровня развития экономической сферы

Рис. 5. Прогнозная динамика изменения относительного соотношения уровня развития научно-технической сферы

Рис. 6. Прогнозная динамика изменения относительного соотношения комплексного показателя

Заключение

Представленный в статье методический подход, основанный на результатах анализа и оценки системы показателей военно-политической, экономи-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.