МЕТОДИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ УЧЕТА НЕМАТЕРИАЛЬНЫХ АКТИВОВ ПРИ ПОСТАНОВКЕ НА УЧЕТ РЕЗУЛЬТАТОВ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ СФЕРЕ
Аннотация. Сегодня во всем мире нематериальные активы начинают занимать все большую долю в капитале организаций. Применяемая сегодня в России нормативная правовая база относительно учета нематериальных активов имеет ряд недостатков, отсутствует четкая классификация объектов нематериальных активов. Пока не вступил в силу проект нового положения по учету нематериальных активов, на практике приходится пользоваться действующими нормами. Авторы предлагают в качестве решения разработку на уровне организации положения, которое будет представлять собой совокупность правил, пошагово описывающую процесс от создания до списания нематериальных активов. В статье описано разработанное положение постановки на учет нематериальных активов.
Ключевые слова. Интеллектуальная собственность, механизм управления, авторское право.
Arkin P.A., Soloveychik K.A., Iovleva A.G.
METHODICAL ISSUES OF THE ACCOUNTING OF INTANGIBLE ASSETS WHEN PURSUALLING THE RESULTS OF INTELLECTUAL ACTIVITY IN THE SCIENTIFIC AND TECHNICAL SPHERE
Abstract. Around the world, intangible assets are beginning to have an increasing share in the capital of organizations. The normative legal base applied in Russia today regarding the accounting of intangible assets has a number of shortcomings, there is no clear classification of intangible assets. Until the draft of the new regulation on accounting for intangible assets comes into effect, it is necessary to use the existing norms in practice. As a solution, the authors propose the development of a regulation on the organizational level that will be presented a set of rules that describe, step by step, the process from the creation to the writing-off of intangible assets. The article describes the developed regulation on registration of intangible assets.
Keywords. Intellectual property, management methods, authorship rights.
Сегодня во всем мире нематериальные активы начинают занимать все большую долю в капитале организаций. И это не удивительно, так как появление новых разработок и технологий является результатом интеллектуальной деятельности. Программы для ЭВМ, базы данных, приобретая значение то-
ГРНТИ 06.81.23
© Аркин П.А., Соловейчик К.А., Иовлева А.Г., 2018
Павел Александрович Аркин - доктор экономических наук, профессор, профессор кафедры процессов управления наукоемкими производствами Санкт-Петербургского политехнического университета Петра Великого; заместитель генерального директора по инновациям ООО «ХОЛДИНГ ЛЕНПОЛИГРАФМАШ». Кирилл Александрович Соловейчик - доктор экономических наук, доцент, заведующий кафедрой процессов управления наукоемкими производствами Санкт-Петербургского политехнического университета Петра Великого; вице-президент Торгово-промышленной палаты Санкт-Петербурга; президент ОАО «ЛЕНПОЛИГРАФМАШ». Александра Геннадьевна Иовлева - главный бухгалтер ООО «Каскад технологии» (г. Санкт-Петербург). Контактные данные для связи с авторами (Аркин П.А.): 197376, Санкт-Петербург, наб. реки Карповки, 5 (Russia, St. Petersburg, Karpovki emb., 5). Тел.: 8 (812) 234-85-95. Статья поступила в редакцию 01.04.2018.
варной продукции, становятся объектом гражданского оборота, что создает необходимость развивать и детализировать законодательство в сфере интеллектуальных прав [2].
Обычно к результатам интеллектуальной деятельности в научно-технической сфере относят патенты и свидетельства на программы для ЭВМ, базы данных, выдаваемые Федеральным институтом промышленной собственности. Применяемая сегодня нормативная правовая база относительно учета нематериальных активов имеет ряд недостатков, в частности таких, как отсутствие четкой классификации объектов нематериальных активов (НМА), недостаточная теоретическая обоснованность методик учета и аудита. Совокупность этих проблем, учитывая всевозрастающую значимость рынка интеллектуальной собственности, сегодня весьма актуальна. Уже существует проект нового положения по учету нематериальных активов, но, пока оно не вступило в силу, приходится пользоваться действующими нормами. Решением выступает разработка на уровне организации положения, которое будет представлять собой совокупность правил, пошагово описывающую процесс от создания до списания нематериальных активов. Разработка такого положения поможет организации закрыть существующие пробелы в действующем законодательстве России в части учета НМА.
Программа для ЭВМ является объектом авторского права, одним из видов результатов интеллектуальной деятельности (РИД). Сегодня практически все организации используют в своей деятельности программы для ЭВМ, как разработанные самостоятельно, так и приобретенные на основании лицензионных договоров. Данная статья посвящена ситуации, когда программа для ЭВМ самостоятельно разрабатывается организацией, законно публикуется и/или регистрируется, исключительное право на программу для ЭВМ принадлежит организации и данная программа для ЭВМ учитывается в составе нематериальных активов организации.
Интеллектуальная деятельность, в отличие от физического труда, результат которого обычно овеществлен, представляет собой интеллектуальный труд людей в различных областях, например, таких как научно-техническая сфера. Результатом интеллектуальной деятельности является законно созданный продукт, выраженный в объективной форме и, как правило, законным образом опубликованный и/или зарегистрированный для использования в гражданско-правом обороте.
В эпоху развития информационных технологий наиболее востребованными объектами интеллектуальной собственности выступают программы для ЭВМ и базы данных. Согласно статье 1225 Гражданского кодекса Российской Федерации, программы для ЭВМ и базы данных включаются в перечень результатов интеллектуальной деятельности, которым предоставляется правовая охрана, то есть являются для правообладателя интеллектуальной собственностью [4]. При этом правовой защите подлежат любые виды программ для ЭВМ. Их создание порождает комплекс интеллектуальных прав, предусмотренный действующим законодательством России. В комплекс интеллектуальных прав включаются: исключительное право, которое является имущественным, а в случаях, предусмотренных Гражданским Кодексом Российской Федерации, личные неимущественные права и иные права, такие как право доступа, право следования и другие.
Статья 1261 Гражданского Кодекса Российской Федерации определяет программы для ЭВМ как специфические объекты авторского права. Правовая охрана авторских прав распространяется на все виды программ для ЭВМ, в том числе на операционные системы и программные комплексы, выраженные на любом языке, в любой форме, включая исходный текст и объективный код. Авторские права на программы для ЭВМ охраняются аналогично авторским правам на произведения литературы, из чего следует, что права на программы для ЭВМ возникают с момента их создания в объективно выраженной форме [4].
Первоначальным правообладателем исключительных прав на созданную программу для ЭВМ является ее автор, за исключением случая, когда программа для ЭВМ создавалась в рамках трудового договора или на заказ. В таких ситуациях исключительные права на созданную программу для ЭВМ принадлежат заказчику или работодателю в силу условий соответствующего договора между ним и непосредственным создателем программы для ЭВМ. В таком случае автору, как правило, будут принадлежать только личные права, а также право на вознаграждение, предусмотренное авторским или трудовым договором. Исключительные (имущественные) права на программу для ЭВМ принадлежат в этом случае заказчику. Однако положениями авторского договора могут предусматриваться и иные условия использования соответствующего объекта интеллектуальной собственности: за автором могут быть сохранены некоторые имущественные права.
Важно отметить, что правообладатель имеет право зарегистрировать программу для ЭВМ в Федеральной службе по интеллектуальной собственности. Государственная регистрация прав на программу для ЭВМ является оптимальным способом защиты от несанкционированного использования (более подробно это описано в [1, 13, 14]), а также позволяет правообладателю включать ее в состав активов организации, извлекать прибыль путем осуществления сделок, например при заключении лицензионных договоров.
Далее представлена методика принятия к учету программы для ЭВМ, которая создается собственными силами организации в результате выполнения НИОКР, вследствие чего у организации создаются условия для принятия созданной программы для ЭВМ к учету в составе НМА. Необходимо отметить, что в случае создания НМА собственными силами организации, его первоначальная стоимость будет складываться из затрат, которые организация понесла при его создании, а также могут добавляться затраты на регистрацию прав.
С начала производства работ по разработке новой программы для ЭВМ организация относит расходы на оплату труда разработчиков программы, состав которых определяется приказом, согласно ведомостям начисления заработной платы и данных начисления взносов во внебюджетные фонды, относятся на бухгалтерский счет 08 «Вложение во внеоборотные активы». Здесь особенно следует отметить, что с самого начала разработки программы для ЭВМ ведется отдельный учет расходов по каждому объекту НМА.
Каждый нематериальный актив еще с начала разработки имеет свою уникальную номенклатуру. Это делается для того, чтобы в случае, если организация разрабатывает несколько нематериальных активов, расходы на их создание четко разделялись. Особо стоит обратить внимание на ситуацию, когда программа для ЭВМ создается посредствам целевого финансирования, например, при получении гранта от государственного бюджетного фонда. Тогда получается, что в соответствии с подпунктом 14 пункта 1 статьи 251 части второй Налогового кодекса Российской Федерации, гранты, полученные из государственных фондов на выполнение НИОКР, являются средствами целевого финансирования и не включаются в налогооблагаемую базу для исчисления и уплаты налога на прибыль и в соответствии с подпунктом 7 пункта 2 статьи 256 Налогового кодекса Российской Федерации имущество, созданное за счет средств, указанных выше, определяется как имущество, не подлежащее амортизации [5].
Соответственно и программа для ЭВМ, созданная за счет целевых средств, не может быть учтена в балансе организации в составе НМА, но нематериальный актив может сформироваться за счет превышения суммы расходов на создание программы над суммой выделенных средств целевого финансирования. Когда программа полностью разработана, по кредиту счета 08 накапливается сумма, составляющая фактические расходы на разработку программы для ЭВМ. Именно эта сумма и является фактической (первоначальной) стоимостью созданной программы.
После создания программы для ЭВМ для принятия объекта к учету в качестве нематериального актива организация должна иметь право на получаемую от использования этого объекта экономическую выгоду, а именно Свидетельство о государственной регистрации, с указанием организации как правообладателя, что, несомненно, подтверждает это право. В противоположном случае часто возникают длительные судебные споры, затраты на которые зачастую многократно превышают собственно затраты на создание программ для ЭВМ и доходы от их использования.
Следующим шагом следует принятие к учету программы для ЭВМ. Для этого стоимость НМА переносится в дебет бухгалтерского счета 04 «Нематериальные активы». На данном этапе формируется карточка учета НМА-1, следовательно, уже известны такие данные о программе для ЭВМ, как ее стоимость, срок полезного использования, способ амортизации.
Дальнейший учет созданной программы для ЭВМ происходит на счете 04 «Нематериальные активы». Следует отметить, что каждый объект, который учитывается в качестве НМА, имеет свою отдельную карточку учета НМА-1 и отдельно учитывается на бухгалтерском счете 04, аналогично тому, как это было со счетом 08.
После принятия к учету созданной программы для ЭВМ ежемесячно происходит начисление амортизации. В течение всего установленного срока полезного использования программы для ЭВМ с помощью амортизации в бухгалтерском учете происходит списание в расходы затрат на ее создание. Для амортизации нематериальных активов используется счет 05 «Амортизация нематериальных акти-
вов». Начисление амортизации отражается по кредиту счета 05, списание сумм начисленной амортизации - по дебету счета 26 «Общехозяйственные расходы».
В бухгалтерском балансе нематериальные активы отражаются по остаточной стоимости, поэтому эту стоимость также называют балансовой. Балансовая или остаточная стоимость нематериальных активов определяется разницей между первоначальной (фактической) стоимостью и суммой начисленной амортизации. Когда срок полезного использования созданной программы подойдет к концу по кредиту бухгалтерского счета 05 накопится вся сумма первоначальной стоимости программы, будет сделана проводка: дебет счета 05 - кредит счета 04. Таким образом, обнулятся оба счета. Получается, нет остаточной стоимости, а значит, нет проводки на счет 91 «Прочие доходы и расходы». При списании НМА оформляется акт списания, при этом отметим, что единой формы такого акта нет, поэтому каждая организация, ведущая учет НМА, закрепляет в учетной политике свою форму этого документа.
Обобщив и проанализировав все изложенное выше, авторы разработали Положение о постановке на учет нематериальных активов, самостоятельно создаваемых в организации. Положение разрабатывалось на примере принятия к учету программы для ЭВМ «КАСКАД. Анализ производственных процессов» (Свидетельство о государственной регистрации программы для ЭВМ № 2018610639 от 15.01.2018), созданной ООО «Каскад технологии» в рамках исполнения договора о предоставлении гранта на проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, заключенного с федеральным государственным бюджетным учреждением «Фонд содействия развитию малых форм предпринимательства в научно-технической сфере» (более подробно - см. в [3, 12]).
Положение постановки на учет нематериальных активов ООО «Каскад технологии» содержит следующие разделы:
1. Общие положения. Состоят из описания порядка принятия к бухгалтерскому учету создаваемых НМА, а также списка должностных лиц, на деятельность которых распространяются рассматриваемые требования (генеральный директор; сотрудники, входящие в состав рабочей группы по созданию НМА; сотрудники, осуществляющие ведение бухгалтерского учета). Здесь же описывается порядок утверждения Положения, внесения в него изменений и отмены.
2. Нормативные ссылки (приведены в списке литературы данной статьи).
3. Используемая терминология. К основным терминам отнесены следующие:
3.1. Нематериальный актив - это объект учета, для которого необходимо единовременное выполнение следующих условий: объект должен приносить организации экономическую выгоду; организация должна иметь право на получаемую от использования объекта экономическую выгоду; наличие возможности выделения объекта из других активов; срок использования - более 12 месяцев; организация не планирует продажу объекта в течение ближайших 12 месяцев; достоверное определение фактической (первоначальной) стоимости; отсутствие материально-вещественной формы.
3.2. Инвентарный объект нематериальных активов - это совокупность прав, возникающих из одного патента, свидетельства, договора уступки прав и т.п.
3.3. Срок полезного использования НМА - это период, выраженный в месяцах, в течение которого организация предполагает получать прибыль от использования НМА [9].
4. Условия и ограничения. Процесс отражения в бухгалтерском учете создания НМА начинается с началом работ по созданию нематериального актива. Конечным результатом работ по выполнению Положения является оформление необходимой документации, принятие к учету и дальнейший учет созданного в организации нематериального актива.
5. Правила принятия к учету нематериальных активов, создаваемых в организации.
5.1. Уполномоченным лицом организации издается приказ о создании рабочей группы для разработки НМА, данный приказ должен содержать следующие сведения: границы периода, за который создается НМА; состав рабочей группы и определение рабочего времени, которое расходуется на создание НМА; сроки формирования и направления пакета документов для регистрации НМА; информацию о контроле исполнения приказа.
5.2. Приказ о создании рабочей группы для разработки НМА передается сотруднику, осуществляющему ведение бухгалтерского учета в организации (в соответствии с п. 3 ст. 7 Федерального закона «О бухгалтерском учете» от 06.12.2011 г. № 402-ФЗ, руководитель экономического субъекта может принять ведение бухгалтерского учета на себя, возложить его на главного бухгалтера или иное должностное лицо этого субъекта либо заключить договор об оказании услуг по ведению бухгалтерского учета) [6].
5.3. Сотрудник, занимающийся ведением бухгалтерского учета, начинает формирование бухгалтерского счета 08 «Вложения во внеоборотные активы» (субсчет «Приобретение нематериальных активов») в результате отнесения на него заработной платы сотрудников рабочей группы, пропорционально времени, в течение которого данные сотрудники заняты работами по созданию НМА. Также на счете 08.05 до момента получения предприятием исключительного права на НМА фиксируются все расходы, связанные с разработкой нематериального актива и доведением его до состояния, пригодного к эксплуатации. Согласно нормам Налогового Кодекса Российской Федерации, при формировании нематериального актива, созданного при привлечении целевых средств, учитываются только суммы собственных средств организации, затраченные на его создание. После этого по кредиту данного счета отражается принятие НМА к учету. Аналитический учет затрат на нематериальные активы, отражаемых по счету 08.05, ведется по отдельным объектам НМА.
5.4. В установленные сроки ответственный за формирование и направление пакета документов сотрудник рабочей группы передает документы для регистрации НМА, в результате чего организация получает документ, подтверждающий право на созданный нематериальный актив (например, свидетельство о государственной регистрации программы для ЭВМ, патент на промышленный образец и т.д.).
5.5. Регистрация патентов полезных моделей и т.п. Патентная правовая охрана может быть предоставлена, если идея будет выражена в виде технического решения или решения внешнего вида изделия, которые соответствуют установленным условиям патентоспособности. К техническим решениям относятся изобретения и полезные модели. К решениям внешнего вида изделия относятся промышленные образцы. Чтобы получить патент на изобретение или полезную модель, необходимо оформить заявку и подать ее в федеральный орган исполнительной власти по интеллектуальной собственности. При подготовке заявки необходимо руководствоваться нормами Гражданского кодекса Российской Федерации и соответствующими административными регламентами. По заявке в установленном порядке проводится экспертиза, по результатам которой выносится решение о выдаче патента или об отказе в его выдаче. За совершение юридически значимых действий, связанных с получением патента на изобретение (полезную модель), взимаются патентные пошлины.
5.6. Регистрация программ для ЭВМ и баз данных. Правообладатель может, исходя из своего желания, в течение срока действия исключительного права на программу для ЭВМ или на базу данных зарегистрировать эту программу или базу данных в федеральном органе исполнительной власти по интеллектуальной собственности. Федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим нормативно-правовое регулирование в сфере интеллектуальной собственности, устанавливаются правила оформления заявки на регистрацию. При обращении в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти за совершением действий по государственной регистрации программы для ЭВМ или базы данных уплачивается государственная пошлина. Для регистрации программы для ЭВМ или базы данных в федеральный орган исполнительной власти по интеллектуальной собственности подается заявка на регистрацию. На основании этой заявки происходит проверка наличия необходимых документов и материалов, их соответствие требованиям, предусмотренным действующим законодательством. При положительном результате проверки, программу для ЭВМ или базу данных вносят в Реестр программ для ЭВМ или в Реестр баз данных, соответственно, заявителю выдается свидетельство о государственной регистрации, а также осуществляется публикация сведений о зарегистрированной программе для ЭВМ или базе данных в официальном бюллетене федерального органа исполнительной власти по интеллектуальной собственности.
5.7. Регистрация ноу-хау. Секрет производства (ноу-хау) не подлежит государственной регистрации. Гражданский Кодекс Российской Федерации обусловливает наличие исключительного права на секрет производства введением в отношении этих сведений режима коммерческой тайны. Установление, изменение и прекращение данного режима осуществляется в соответствии с Федеральным законом «О коммерческой тайне» от 29.07.2004 г. № 98-ФЗ [7]. До тех пор, пока сохраняется конфиденциальность сведений, составляющих содержание секрета производства, на него действует исключительное право. В случае утраты конфиденциальности соответствующих сведений исключительное право прекращается с момента утраты у всех правообладателей.
5.8. Руководитель организации издает приказ о создании комиссии для оценки стоимости затрат на разработку НМА. В ходе своей работы комиссия производит окончательный расчет себестоимости
созданного НМА, в соответствии с фактическими расходами на его создание. Этот расчет оформляется документально в виде отчетной калькуляции на разработку НМА, которая подписывается руководителем. Результатом работы оценочной комиссии служит акт по оценке стоимости затрат на разработку НМА, в котором указывается полученная в отчетной калькуляции стоимость и предложение по сроку продолжительности начисления амортизации. Данный акт подписывается всеми членами комиссии и утверждается руководителем организации. Согласно акту оценочной комиссии издается приказ об оценке стоимости НМА.
5.9. На основании документа, подтверждающего право на созданный нематериальный актив, руководитель организации издает приказ о постановке на учет нематериального актива, в котором указаны следующие данные: дата регистрации и номер документа, подтверждающего право на созданный нематериальный актив, а также наименование организации, в которой этот документ был получен; цена НМА, в соответствии с приказом об оценке его стоимости; срок продолжительности начисления амортизации.
5.10. Постановка созданных нематериальных активов на бухгалтерский учет. Нематериальные активы приходуются в бухгалтерском учете на основании приказа о постановке на учет. Единицей бухгалтерского учета НМА является инвентарный объект [8, 9]. Бухгалтерский учет нематериальных активов ведется на счете 04 «Нематериальные активы» (субсчет «Нематериальные активы организации») по первоначальной (фактической) стоимости. Счет активный, сальдовый. По дебету счета 04.01 отражается сальдо и поступление НМА, по кредиту - их выбытие. Аналитический учет по счету 04.01 ведется по видам и отдельным объектам в зависимости от их состава. Таким образом, сотрудник, занимающийся ведением бухгалтерского учета, отражает на дебете счета 04.01 стоимость созданного НМА в соответствии с приказом о постановке НМА на учет. Отражение фактической стоимости на счете 04.01 происходит в результате списания этой стоимости со счета 08.05. Основным документом в аналитическом учете нематериальных активов является карточка учета нематериальных активов (форма № НМА-1). На каждый объект НМА сотрудник, занимающийся ведением бухгалтерского учета, должен завести данную карточку.
5.11. После принятия к учету нематериального актива ежемесячно происходит начисление амортизации. В течение всего установленного срока полезного использования НМА с помощью амортизации в бухгалтерском учете происходит списание в расходы затрат на создание программы. Для амортизации нематериальных активов используется счет 05 «Амортизация нематериальных активов». Начисление амортизации отражается по кредиту счета 05, списание сумм начисленной амортизации - по дебету счета 26.01 «Общехозяйственные расходы». Очевидно, что, принимая к учету нематериальный актив, организация должна определить срок его полезного использования. На определение срока полезного использования НМА влияют: срок действия прав организации на результат интеллектуальной деятельности или средство индивидуализации и периода контроля над активом; ожидаемый срок использования актива, в течение которого организация предполагает получать экономические выгоды. Срок полезного использования нематериального актива не может превышать срок деятельности организации.
По нематериальным активам с неопределенным сроком полезного использования амортизация в бухгалтерском учете не начисляется. В этом случае организация ежегодно должна рассматривать наличие факторов, свидетельствующих о невозможности надежно определить срок полезного использования данного актива. В случае прекращения существования указанных факторов организация определяет срок полезного использования данного нематериального актива и способ его амортизации. Возникшие в связи с этим корректировки отражаются в бухгалтерском учете и бухгалтерской отчетности как изменения в оценочных значениях. В налоговом учете в соответствии со ст. 258 Налогового кодекса Российской Федерации: «По нематериальным активам, по которым невозможно определить срок полезного использования объекта нематериальных активов, нормы амортизации устанавливаются в расчете на срок полезного использования, равный 10 годам (но не более срока деятельности налогоплательщика)» [10, 11].
Начисление амортизации НМА в организации происходит линейным методом и отражается на бухгалтерском счете 05 «Амортизация нематериальных активов». Основные проводки, которые делает сотрудник, занимающийся ведением бухгалтерского учета при учете нематериального актива, созданного в организации, приведены в таблице.
Таблица
Основные операции по учету созданного в организации НМА
Дебет Кредит Содержание операции Первичные документы
08.05 60,69,70,76 и др. Отражены фактические расходы на создание объекта НМА собственными силами организации Ведомости по расчету заработной платы, товарные накладные, акты приемки-сдачи выполненных работ и т. д.
04.01 08.05 НМА принят к учету Карточка учета № НМА-1
26.01 05 Начислена амортизация НМА Бухгалтерская справка-расчет
05 04.01 Списана сумма накопленной амортизации при выбытии НМА Бухгалтерская справка-расчет, карточка учета № НМА-1, акт списания НМА
6. Контроль за выполнением процедур. Процедуры, требования к которым описаны выше, являются обязательными. Контроль за соблюдением регламента осуществляет руководителем организации.
7. Ответственность должностных лиц за соблюдение требований, установленных Положением. Все сотрудники, участвующие в выполнении работ, несут ответственность в соответствии с должностными инструкциями в пределах полномочий, предоставленных Положением.
Итогом проведенной авторами работы стало создание положения о постановки на учет нематериальных активов, разработанного на примере ООО «Каскад технологии». Создание данного положения имеет большую практическую значимость для ведения учета нематериальных активов в организации, так как в ходе его разработки были систематизированы в единую систему предыдущий опыт постановки на учет самостоятельно создаваемых в организации программ для ЭВМ и действующая нормативная база, регламентирующая данный процесс. Предложенные и описанные в статье рекомендации могут рассматриваться как типовые и использоваться организациями Российской Федерации, самостоятельно создающими НМА.
ЛИТЕРАТУРА
1. Аркин П.А., Иванов М.Б., Бородина Е.П. Методические вопросы управления интеллектуальной собственностью, публикуемой на сайтах в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» // Известия Санкт-Петербургского государственного экономического университета. 2018. № 1 (109). С. 75-82.
2. Аркин П.А., Соловейчик К.А. К вопросу об оценке интеллектуального капитала при формировании региональных кластеров // Экономические науки. 2009. № 7 (56). С. 111-114.
3. Аркин П.А., Соловейчик К.А., Аркина К.Г. Реализация методологии оптимизационных подходов при разработке системы бизнес анализа и прогнозирования для машиностроительного предприятия // Известия Санкт-Петербургского государственного экономического университета. 2017. № 6 (108). С. 57-67.
4. Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть четвертая: федеральный закон от 18.12.2006 г. № 230-ФЗ: офиц. текст по состоянию на 29.12.2016 г. // Собрание законодательства Российской Федерации. 25.12.2006. № 52 (часть I). Ст. 5496.
5. Налоговый кодекс Российской Федерации. Часть вторая: федеральный закон от 05.08.2000 г. № 117-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. 07.08.2000. № 32. Ст. 3340.
6. О бухгалтерском учете: федеральный закон от 06.12.2011 г. № 402-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. 12.12.2011. № 50. Ст. 7344.
7. О коммерческой тайне: федеральный закон от 29.07.2004 г. № 98-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. 09.08.2004. № 32. Ст. 3283.
8. Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и инструкции по его применению (с изменениями и дополнениями): приказ Минфина России от 31.10.2000 г. № 94н // Финансовая газета. 2000. № 46, 47.
9. Положение по бухгалтерскому учету «Учет нематериальных активов (ПБУ 14/2007)» (с изменениями и дополнениями): утверждено приказом Минфина России от 27.12.2007 г. № 153н // Российская газета. 02.02.2008. № 22.
10. Положение по бухгалтерскому учету «Учет расходов на научно-исследовательские, опытно-конструкторские и технологические работы (ПБУ 17/02)» (с изменениями и дополнениями): утверждено приказом Минфина России от 19.11.2002 г. № 115н // Российская газета. 17.12.2002. № 236.
11. Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации (с изменениями и дополнениями): утверждено приказом Минфина России от 29.07.1998 г. № 34н // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 14.09.1998. № 23.
12. Соколов А.А., Аркин П.А. Планирование проекта разработки и внедрения автоматизированной программы организации производства машиностроительного предприятия // XX Международная конференция по мягким вычислениям и измерениям (SCM-2017), Санкт-Петербург, 24-26 мая 2017 г. Сборник докладов в 3-х томах. Т 2. 2017. С. 506-509.
13. Ушаков А.А. Комментарий к Основам законодательства Российской Федерации о нотариате (постатейный). М.: Деловой двор, 2015.
14. Шеменева О.Н. Проблемы обеспечения доказательств в свете нового процессуального законодательства // Российское правовое государство: итоги формирования и перспективы развития. М., 2004.