Научная статья на тему 'Методические вопросы оценки информационной базы регионального управления при переходе с ОКОНХ на оквэд'

Методические вопросы оценки информационной базы регионального управления при переходе с ОКОНХ на оквэд Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
199
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Методические вопросы оценки информационной базы регионального управления при переходе с ОКОНХ на оквэд»

Сообщения

Пространственная Экономика 2007. № 4. С. 123-132

С. Н. Леонов, Т. В. Леонова

МЕТОДИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ ОЦЕНКИ ИНФОРМАЦИОННОЙ БАЗЫ РЕГИОНАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ ПРИ ПЕРЕХОДЕ С ОКОНХ НА ОКВЭД1

Реальный процесс управления региональным развитием с информационной точки зрения представляет собой определенную последовательность операций: сбор информации — оценка ее достоверности — переработка информации — принятие решений — передача информации управляемым подсистемам.

Вся информационная основа регионального управления в общем виде может быть представлена следующим образом2:

1) информация о планируемых результатах (экзогенный прогноз развития каждой отрасли);

2) информация об имеющихся средствах достижения этих результатов (эти два вида информации образуют внешнее для управляющего органа информационное обеспечение);

3) информация о способах установления соответствия средств и целей, на основе которых формируются собственные управленческие решения;

4) информация о принятых решениях и заданиях управляемым подсистемам.

Наиболее общей, исходной информационной основой принятия управлен-

© Леонов С. Н., Леонова Т. В., 2007

1 ОКОНХ — Общесоюзный классификатор отраслей народного хозяйства — представляет группировки видов деятельности по отраслям, отличающимся характером функций, выполняемых ими в общей системе общественного разделения труда. ОКВЭД — Общероссийский классификатор видов экономической деятельности — утвержден и введен в действие с января 2003 г. постановлением Госстандарта России от 6 ноября 2001 г. № 454-ст, объектами классификации в ОКВЭД являются виды экономической деятельности [1, с. 8—11].

2 Подробнее см.: [2, с. 95—106].

ческих решений для регионального правительства являются два первых вида информации. Надежное получение данной информации в рамках реформы статистики в РФ, предусматривающей переход с ОКОНХ на ОКВЭД, становится сложной проблемой, которая добавляется к уже существующим проблемам информационного обеспечения управленческого процесса в регионах1.

ОКОНХ был нацелен на обеспечение информацией министерств и ведомств федерального и регионального уровня, осуществлявших управление развитием в отраслевом разрезе. Например, ОКОНХ предусматривал 10 тыс. классификационных кодов отраслей промышленности, реально сводимых в 19 промышленных отраслей [1, с. 9—10]. Принадлежность предприятия к конкретной отрасли определялась по основному виду деятельности. Реальная хозяйственная деятельность была зачастую диверсифицирована и не исчерпывалась только основным, заявленным видом деятельности. При этом стоимостной выпуск предприятия, как и результаты работы отрасли в целом, оценивался по валовому выпуску продукции всеми предприятиями отрасли, т. е. речь шла об учете результатов деятельности отрасли по хозяйственному принципу. Министерства, как федеральные, так и региональные, отслеживали результаты деятельности хозяйственных отраслей.

Переход к ОКВЭД нарушает преемственность статистической базы, изменяя сам критерий статистической классификации. Агрегация по видам деятельности — это подход чистой отрасли, а региональное управление в Российской Федерации организовано по ведомственному принципу, т. е. в ориентации на хозяйственные отрасли. Поэтому либо следует изменить фундаментальные основы самого регионального экономического анализа и управления, либо нужно как-то решить проблему сохранения доступа к информации об отраслевых стоимостных и натуральных параметрах. В связи с этим возникает задача формирования в рамках новой статистической методологии информационного массива для аналитических и прогнозных целей на региональном уровне.

При этом следует отдавать отчет в том, что статистическая характеристика российской экономики на основе классификации по ОКОНХ облегчала задачу «псевдорыночного», а по существу — «квазипланового» управления экономикой региона, но достигалось это ценой значительного отличия от описания рыночной экономики развитых стран в соответствии с классификацией по видам деятельности различных хозяйствующих субъектов. Это приводило к значительным проблемам в международных статистических сравнениях, ограничивая круг сравниваемых показателей по сферам деятельности и объ-

1 Выполнение статистических работ только по плану Госкомстата РФ, что сузило информационную базу на всех региональных уровнях; переход от текущего режима к предоставлению ежегодной отчетности при повышении степени закрытости информации.

ектам учета. Именно в этом и заключалась основная причина декларированного постепенного перехода при разработке статистической информации от ОКОНХ к новому классификатору — ОКВЭД [1, с. 11].

Поясним основные проблемы перехода к ОКВЭД на примере информации по Хабаровскому краю. В таблице 1 приведен составленный авторами статьи перечень основных видов деятельности, ведущейся в крае.

Перечень основных видов деятельности, ведущихся в Хабаровском крае

Таблица 1

Наименование разделов, подразделов Раздел и код по ОКВЭД

1 2

Сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство А

растениеводство 11000

животноводство 12000

предоставление ветеринарных услуг 14000

лесоводство и лесозаготовки 20100

Рыболовство, рыбоводство В

Добыча полезных ископаемых С

Добыча топливно-энергетических полезных ископаемых СА

добыча каменного угля 101010

Добыча полезных ископаемых, кроме топливно-энергетических СВ

добыча и обогащение оловянной руды 132060

добыча и обогащение руд прочих цветных металлов, не включенных в другие группировки 132900

добыча известняка, гипсового камня и мела 141200

разработка гравийных и песчаных карьеров 142100

Обрабатывающие производства Б

Производство пищевых продуктов, включая напитки, и табака БЛ

Текстильное и швейное производство БВ

Производство кожи, изделий из кожи и производство обуви БС

Обработка древесины и производство изделий из дерева ББ

Целлюлозно-бумажное производство; издательская и полиграфическая деятельность БЕ

Производство кокса, нефтепродуктов и ядерных материалов ББ

Химическое производство БО

Производство резиновых и пластмассовых изделий БН

Производство прочих неметаллических минеральных продуктов Б1

Металлургическое производство и производство готовых металлических изделий Б.Г

Производство машин и оборудования БК

Производство электрооборудования, электронного и оптического оборудования БЬ

1 2

Производство транспортных средств и оборудования БМ

Прочие производства БМ

производство мебели 361000

обработка отходов и лома черных металлов 371010

Производство и распределение электроэнергии, газа и воды Е

производство электроэнергии тепловыми электростанциями 401011

деятельность по обеспечению работоспособности тепловых электростанций 401041

передача, распределение электроэнергии, деятельность по обеспечению работоспособности электрических сетей 401090

распределение газообразного топлива 402020

производство пара и горячей воды (тепловой энергии) котельными 403014

передача пара и горячей воды (тепловой энергии) 403020

распределение пара и горячей воды (тепловой энергии) 403030

деятельность по обеспечению работоспособности тепловых сетей 403050

сбор, очистка и распределение воды 410000

Строительство Б

Оптовая и розничная торговля; ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования О

Гостиницы и рестораны Н

Транспорт и связь I

Финансовая деятельность I

Операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг К

научные исследования и разработки в области естественных и технических наук 731000

проектирование производственных помещений, включая размещение машин и оборудования, промышленный дизайн 742012

Государственное управление и обеспечение военной безопасности; обязательное социальное обеспечение Ь

Образование М

Здравоохранение и предоставление социальных услуг N

Предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных услуг О

удаление и обработка твердых отходов 900020

уборка территории и аналогичная деятельность 900030

деятельность коммерческих и предпринимательских организаций 911100

показ фильмов 921300

деятельность по организации азартных игр 927100

физкультурно-оздоровительная деятельность 930400

предоставление прочих персональных услуг 930500

Предоставление услуг по ведению домашнего хозяйства Р

Деятельность экстерриториальных организаций 0

Источник: составлено на основе [3] и информации Центра стратегического планирования правительства Хабаровского края.

В настоящее время первичные формы отчетности предприятий закрыты. Информация, содержащаяся в них, обрабатывается региональной статистикой и представляется, согласно ОКВЭД, по видам деятельности (хотя и не по полному перечню). Публикуемая в настоящее время статистическая отчетность включает информацию только по разделам С, Б и Е ОКВЭД. По всем остальным разделам классификатора увидеть информацию невозможно, она не доводится до сведения ни специалистов-аналитиков, ни специалистов-управленцев.

Ситуация осложняется тем, что сгруппировать даже опубликованную по разделам С, Б и Е информацию в разрезе хозяйственных отраслей в удобной для аналитиков и управленцев форме — невозможно. Каждый вид деятельности могут осуществлять предприятия ряда отраслей, а реальной методики «разнесения» видов деятельности по хозяйственным отраслям статистические службы не публикуют.

Например, в Хабаровском крае, как видно из таблицы 1, раздел С («Добыча полезных ископаемых») имеет два подраздела — СА («Добыча топливно-энергетических полезных ископаемых»), по которому в Хабаровском крае проходит лишь один код — «добыча каменного угля», четко относящийся к угольной промышленности; и подраздел СВ («Добыча полезных ископаемых, кроме топливно-энергетических»), в который включены виды деятельности, характерные как для цветной металлургии (добыча и обогащение оловянной руды; добыча и обогащение руд прочих цветных металлов, не включенных в другие группировки), так и виды деятельности, характерные для промышленности строительных материалов (добыча известняка, гипсового камня и мела; разработка гравийных и песчаных карьеров).

Лесная, деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная промышленность в ОКОНХ включала лесозаготовку, деревообработку (вместе с производством пиломатериалов и мебели) и продукцию целлюлозно-бумажной промышленности. ОКВЭД «разделил» отрасль (см. табл. 1): лесозаготовка, объединенная с лесоводством, вошли в раздел А («Сельское хозяйство»)1, деревообработка (без производства мебели) — в раздел ББ, а производство мебели включено в раздел БМ («Прочие производства») наряду с обработкой отходов и лома черных металлов. В этих условиях «собрать» информацию по отрасли лесная, деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная промышленность в целом просто невозможно.

Особенно много проблем с формированием информационного массива по отрасли торговля. В ОКОНХ данная отрасль кроме оптовой и розничной торговли включала услуги общественного питания и платные бытовые услу-

1 Отметим, что информация по разделу А («Сельское хозяйство») до сих пор не публикуется.

ги. В ОКВЭД бытовые услуги как вид деятельности имеются в большинстве кодов (начиная с «Ремонта транспортных средств» в разделе Б и кончая разделом О «Предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных услуг»).

Отрасли ЖКХ также разнесены по видам деятельности между разделом Е («Производство и распределение электроэнергии, газа и воды»), разделом О («Предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных услуг») и разделом Н («Гостиницы и рестораны»).

Сложность сведения и аналитической обработки информации усиливается ее неполнотой. Наши расчеты показывают, что, например, по Хабаровскому краю по данным 2004 г. публикуемая информация по разделам С, Б и Е охватывала лишь 85% валового выпуска по промышленности (по перерабатывающим отраслям) и менее 40% выпуска всех отраслей народного хозяйства. Делать прогнозы социально-экономического развития региона на столь неполной информационной базе крайне затруднительно.

Региональные правительства пытаются решить проблему доступа к информации за счет формирования собственной статистической базы для аналитических и прогнозных целей. При этом в качестве репрезентативных представителей выбираются крупные и средние предприятия. Такой подход был объясним в 1990-х гг., когда, например, в Хабаровском крае промышленность в целом формировала до 70% валового выпуска товаров и услуг (в действующих ценах), а в промышленности крупные и средние предприятия обеспечивали до 90% выпуска. Но уже с 2004 г. в промышленности края крупные и средние предприятия обеспечивали менее 37% выпуска товаров и услуг1.

Более того, в соглашениях с предприятиями оговаривается представление усеченной, краткой статистической отчетности по текущим итогам. Так как отраслевая информация, предоставляемая в оперативном порядке крупными и средними предприятиями министерствам, не унифицирована и не охватывает полный круг производств, то свести эти результаты и получить информацию по состоянию дел отрасли в крае в целом — невозможно. Как следствие постоянно возникают расхождения оценок ситуации в регионе, базирующиеся на официальной статистике и ведомственной (отраслевой) статистике региональных правительств.

Представляется, что существует более надежный и не сильно затратный способ разрешения проблемы дополнения классификации видов деятельности (ОКВЭД) специализированной статистической информацией по состоянию хозяйственных отраслей в регионе. Разрешение проблемы заложено

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1 Данные Центра стратегических исследований правительства Хабаровского края.

в макете запроса информации в форме статистической отчетности «1-Пред-приятие».

Введенная в 2003 г. форма «1-Предприятие» содержала как коды ОКОНХ, так и коды ОКВЭД и при заполнении формы предприятия самостоятельно разносили исходную информацию (по выпуску, численности, оплате труда, основным производственным фондам, инвестициям) по обоим видам кодов. Официальная статистика оперировала информацией и обобщала ее только по ОКВЭД, оставляя информацию по ОКОНХ более для сведения предприятий, что для последних было привычным1. Таким образом, за 2003—2005 гг. в официальных формах отчетности предприятий указаны коды разнесения исходной информации как по ОКОНХ, так и по ОКВЭД.

Мы предлагаем рассматривать заложенные в форме «1-Предприятие» коды обоих классификаторов как своеобразные «ключи перехода» между данными классификаторов. Практически требуется только разнести виды деятельности предприятий согласно форме «1-Предприятие» по кодам, а затем отструктурировать коды как по ОКОНХ, сведя информацию по хозяйственным отраслям, так и по видам деятельности (ОКВЭД).

Проиллюстрируем это утверждение на примере конкретной отрасли — электроэнергетики. В крае действует одно предприятие данной отрасли, относимое к крупным, — ОАО «Хабаровскэнерго»2. Выполненный нами анализ соотношения кодов ОКОНХ и ОКВЭД по форме «1-Предприятие» в 2004 г. для ОАО «Хабаровскэнерго» показал, что из 39 основных видов деятельности, имевших место в 2004 г. на ОАО «Хабаровскэнерго», лишь четыре («Производство электроэнергии тепловыми электростанциями», «Производство пара и горячей воды (тепловой энергии) котельными», «Передача электроэнергии», «Распределение пара и горячей воды (тепловой энергии)») могут быть отнесены непосредственно к электроэнергетике. Оставшиеся 35 видов деятельности, отмечавшиеся на ОАО «Хабаровскэнерго», характерны для организаций (предприятий) других отраслей.

Прямой расчет отраслевой структуры выпуска по разделу Е ОКВЭД («Производство и распределение электроэнергии, газа и воды») по крупным и средним предприятиям, выполненный авторами, показал (табл. 2), что в 2004 г. в Хабаровском крае менее 70% объема по данному виду деятельности концентрировалось в электроэнергетике, свыше 23% — в ЖКХ, около 4,5% — в строительстве, немногим более 1,6% — на транспорте.

1 Отметим, что с 2006 г. информация по ОКОНХ в форме «1-Предприятие» Федеральной службой статистики уже не запрашивается.

2 В настоящее время ОАО «Хабаровскэнерго» реорганизовано в ОАО «Дальневосточная энергетическая компания».

9. Заказ 835

129

Таблица 3

Пересчет ОКВЭД в структуру хозяйственных отраслей по Хабаровскому краю (по полному кругу предприятий за 2004 год, %)

Структура выпуска Всего А* В С О Е Б в Н I 3 К М N О

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16

Всего 100,00 6,053 0,863 5,609 24,543 8,765 12,120 7,305 0,803 29,057 0,063 3,466 0,038 0,182 1,133

Крупные и средние предприятия и организации 87,51 5,003 0,834 5,482 23,052 8,764 8,234 3,684 0,751 28,203 0,015 2,481 0,031 0,090 0,888

Промышленность — всего 36,94 3,889 0,833 4,381 20,684 6,163 0,178 0,295 0,080 0,100 0,320 0,007 0,002 0,006

электроэнергетика 6,18 0,051 0,013 6,094 0,001 0,002 0,006 0,017

нефтеперерабатывающая 1,39 1,346 0,009 0,006 0,003 0,001 0,016 0,007

угольная 0,91 0,001 0,907 0,004

черная 3,40 3,370 0,004 0,003 0,017 0,004

цветная 3,53 3,451 0,064 0,010 0,002 0,001

химическая и нефтехимическая 0,18 0,171 0,011

машиностроение и металлообработка 11,29 0,035 10,912 0,026 0,055 0,079 0,055 0,024 0,096 0,002 0,004

лесная и д/обрабатывающая 4,32 3,802 0,420 0,018 0,011 0,027 0,004 0,023 0,014

промстройматериалы 0,71 0,023 0,688

пищевая 4,24 0,833 3,194 0,020 0,002 0,155 0,002 0,027 0,009 0,002

химико-фармацевтическая 0,37 0,374 0,000

прочие 0,41 0,194 0,034 0,016 0,164

Сельское хозяйство 1,42 0,479 0,840 0,025 0,039 0,040

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16

Лесное хозяйство 0,53 0,530

Транспорт 28,32 0,044 0,001 0,077 0,295 0,145 1,250 0,022 0,150 25,973 0,012 0,011 0,008 0,330

Связь 1,99 0,049 1,842 0,030 0,068

Строительство 8,72 0,022 0,175 0,829 0,397 6,686 0,072 0,001 0,115 0,420

Торговля и общественное питание 4,49 0,276 0,001 3,200 0,400 0,077 0,474 0,014 0,052

Прочие отрасли производственной сферы 0,31 0,006 0,103 0,008 0,187 0,005

ЖКХ 3,24 0,034 0,025 2,031 0,111 0,007 0,005 0,028 0,660 0,343

Здравоохранение, физическая культура и социальное обеспечение 0,21 0,002 0,112 0,028 0,066 0,006

Образование 0,01 0,013

Культура и искусство 0,05 0,003 0,001 0,049

Наука и научное обслуживание 1,16 0,849 0,001 0,306

Прочие отрасли непроизводственной сферы 0,11 0,015 0,070 0,028

Малые предприятия 12,49 1,050 0,029 0,127 1,491 0,001 3,885 3,621 0,052 0,854 0,048 0,984 0,007 0,091 0,246

* Разделы и коды по ОКВЭД в шапке таблицы те же, что и представленные в таблице 1.

Отраслевая разбивка структуры выпуска по разделу Е ОКВЭД «Производство и распределение электроэнергии, газа и воды» в Хабаровском крае в 2004 г. (крупные и средние предприятия = 100%)

Таблица 2

Раздел (код вида деятельности) % Раздел (код вида деятельности) %

Промышленность (10000-19800) -всего 70,32 Сельское хозяйство (20000-29000) 0,29

электроэнергетика 69,54 Транспорт (51000-51600) 1,66

нефтеперерабатывающая 0,01 Строительство (60000-69000) 4,53

черная металлургия 0,05 ЖКХ (90000-90390) 23,17

машиностроение и металлообработка 0,29 Здравоохранение, физическая культура и социальное обеспечение (91000-91900) 0,02

лесная и деревообрабатывающая 0,21 Наука и научное обслуживание 0,01

пищевая промышленность 0,22 (95000-95630)

Очевидно, что подобная диверсификация видов деятельности является естественным процессом, свойственным любому производству.

При этом, в зависимости от видов деятельности, характерных для хозяйственной системы того или иного региона, коэффициенты «перехода» от ОКВЭД к выпуску хозяйственных отраслей (представленные в таблице 2 по разделу Е ОКВЭД «Производство и распределение электроэнергии, газа и воды» для Хабаровского края) будут различаться для каждого субъекта РФ.

Реализация методики комплексной обработки форм отчетности «1-Пред-приятие» для всех организаций (предприятий) субъекта РФ позволяет построить матрицу взаимных соответствий ОКОНХ и ОКВЭД для конкретного региона в конкретном отчетном году. Предложенный подход был реализован на примере обработки информации по 1200 крупным и средним предприятиям Хабаровского края за 2004 г.

Следует отметить, что предлагаемая процедура не столь сложна методически, однако ее реализация позволила по Хабаровскому краю осуществить пересчет ОКВЭД в структуру хозяйственных отраслей по крупным и средним предприятиям. С учетом досчета на малые предприятия матрица соответствия ОКОНХ и ОКВЭД для Хабаровского края за 2004 г. представлена в таблице 3.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Методологические положения по статистике. Вып. 4. М., 2003.

2. Минакир П. А. Экономика регионов. Дальний Восток. М.: ЗАО «Издательство «Экономика», 2006.

3. О принятии и введении в действие ОКВЭД: постановление ГК РФ по стандартизации и метрологии № 454-ст от 6 ноября 2001 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.