Научная статья на тему 'Опыт построения региональных межотраслевых балансовв системе ОКВЭД'

Опыт построения региональных межотраслевых балансовв системе ОКВЭД Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
311
79
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Бушанский Сергей Петрович, Онучак Татьяна Сергеевна

В статье предлагается способ построения взаимоувязанных межотраслевых балансов России и регионов в новой системе статистической отчетности. Описывается алгоритм балансировки таблиц методом наименьших квадратов на основе частично заполненных балансовых форм и экспертно сформированных диапазонов значений искомых показателей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Бушанский Сергей Петрович, Онучак Татьяна Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Опыт построения региональных межотраслевых балансовв системе ОКВЭД»

РЕГИОНАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ

С. П. Бушанский, Т. С. Онучак

ОПЫТ ПОСТРОЕНИЯ РЕГИОНАЛЬНЫХ МЕЖОТРАСЛЕВЫХ БАЛАНСОВ В СИСТЕМЕ ОКВЭД;

В статье предлагается способ построения взаимоувязанных межотраслевых балансов России и регионов в новой системе статистической отчетности. Описывается алгоритм балансировки таблиц методом наименьших квадратов на основе частично заполненных балансовых форм и экспертно сформированных диапазонов значений искомых показателей.

Региональные межотраслевые балансы (МОБ) являются важным инструментом прогнозирования и анализа экономического развития страны в территориальноотраслевом разрезе. Разработкой МОБ и их использованием для целей прогнозирования занимается ряд исследовательских коллективов Министерства экономики, Института народнохозяйственного прогнозирования РАН, Института экономики и организации промышленного производства СО РАН. Опыт построения региональных МОБ отражен в работах [1-8].

Однако практическое использование региональных МОБ всегда было затруднено, так как таблицы «затраты-выпуск» в системе ОКОНХ2 до 2003 г. включительно публиковались только для России в целом. С переходом на новую систему классификации - ОКВЭД3 - ситуация еще более усложнилась [9, 10]. Только в феврале 2009 г. появилось распоряжение Правительства РФ «О разработке базовых таблиц «затраты-выпуск», и Управление национальных счетов Росстата приступило к выполнению комплекса мероприятий, обеспечивающего построение этих таблиц. Оно предполагает рассчитать к II кв. 2013 г. все показатели для рабочей версии таблиц ресурсов и использования за 2011 г. и затем приступить к составлению симметричной матрицы «затраты-выпуск» МОБ и согласованию всего комплекса базовых таблиц. Таким образом, таблицы МОБ в новой системе статистической отчетности в настоящее время не разрабатываются, а все публикуемые статистические данные сформированы в системе ОКВЭД, что делает невозможным их использование для корректировки прогнозов и аналитических расчетов, выполненных на базе МОБ ОКОНХ.

В связи с этим актуализируется задача построения системы региональных МОБ в системе ОКВЭД на основе неполных и косвенных данных. Данная проблема имеет два важных аспекта: 1) разработка моделей и расчетных программ, позволяющих достраивать МОБ на основе частично заполненных балансовых форм и экс-пертно сформированных диапазонов значений искомых показателей; 2) сбор данных и разработка подходов к формированию исходных данных на основе имеющейся косвенной статистической информации.

Использование метода наименьших квадратов для построения системы региональных МОБ при ограничениях на значения отдельных показателей. Для увязки значений матрицы МОБ с окаймляющими и промежуточными итогами обычно используются метод наименьших квадратов (МНК) и балансировка методом RAS.

1 Статья подготовлена при финансовой поддержке Российского гуманитарного научного фонда (проект № 08-02-00097).

2 ОКОНХ — Общесоюзный классификатор отраслей народного хозяйства.

3 ОКВЭД — Общероссийский классификатор видов экономической деятельности.

Преимущество балансировки методом RAS состоит в простоте вычислительного метода, основанного на итерационной корректировке значений элементов матрицы МОБ на величину невязок последовательно по строкам и по столбцам баланса. Однако при необходимости учета ограничений на значения суммы элементов или отдельных элементов матрицы МОБ метод RAS не всегда позволяет найти допустимое сбалансированное решение, даже если оно существует.

Безусловно, МНК является более точным инструментом для построения МОБ. В отличие от метода RAS, найденные решения обеспечивают максимальное (измеряемое суммой квадратов отклонений) приближение к исходным несбалансированным показателям МОБ.

Математическая постановка задачи имеет следующий вид:

Е Pijkxij - Fk - _

Е (^^—F----------------------------------------)2 +Е ( _*__Ц2 ^ min, (1)

k Fk i,j _ij

Е Pjk_j = Fk,k g K, (2)

^j

Fk < Е Pjkxj < Fk,k g K, (3)

Gн < _j < G , (4)

где _ij - искомые значения элементов МОБ, i - индекс строки, j - индекс столбца; _j - исходные (эталонные) значения элементов несбалансированной матрицы

МОБ; K и K — количество ограничений равенств и неравенств соответственно, K + К = K, где K - общее количество ограничений; Fk - экспертная оценка значения k-го ограничения, где k - индекс ограничения, которое накладывается на значение или сумму элементов МОБ; pijk - булевы переменные, которые определяют, включены (1) или нет (0) соответствующие элементы матриц _ij в k-е ограничение; FkH и Fk - нижняя и верхняя граница диапазона допустимых значений

k-го ограничения; G“ и G; - нижняя и верхняя граница диапазона допустимых

У У

значений соответствующего элемента МОБ.

Если необходимо построить систему региональных балансов, в которой сумма элементов региональных МОБ должна быть равна соответствующему экзогенному

*

элементу МОБ России _ц, в индексации переменных модели (1)-(4) добавляется индекс региона r, r = 1,..., R, а система условий задачи дополняется равенством:

Е _ijr = _ij. (5)

r

Условия (2) и (3), как правило, представляют собой сумму по строкам или столбцам элементов МОБ. Например, сумма всех элементов столбца или строки продукта равна валовому выпуску, сумма элементов строки или столбца I квадранта - промежуточному потреблению или материальным затратам и т. д.

Если учитывать, что ограничения-неравенства (3) и (4) являются экспертными оценками и могут рассматриваться как нечеткие, то для решения задачи целесообразно использовать метод штрафных функций.

Была разработана итерационная процедура решения исходной задачи. Схема алгоритма приводится ниже.

1-й шаг. Решается задача (1), (2), (5).

2-й шаг. Проверяются ограничения (3) и (4). Если все ограничения выполнены, задача решена, и программа завершает работу.

3-й шаг. Формируются штрафные функции для нарушенных ограничений: соответствующие разности квадратов в функционале (1) умножаются на величину (1+у), где у - итерационный параметр (у>0), используемый в формировании штрафных функций. Решается модифицированная задача (1), (2), (5). Проверяются ограничения (3) и (4). Если все ограничения выполнены, программа завершает работу.

4-й шаг. Выполняется корректировка параметра у. Если сумма отклонений от нарушенных ограничений (3) и (4) на текущей итерации не снизилась или снизилась недостаточно, параметр у уменьшается, пока не достигнет заданного минимального значения (ушт). Алгоритм возвращается на шаг 3, если у(т) >уШ1П, где т - номер итерации.

5-й шаг. Выполняется поиск элементов расчетных МОБ, искомые значения которых отличаются от исходных знаком (в частности, проверяются условия неотрицательности значений прямых затрат). Значения переменных х^, для которых такие условия нарушены, приравниваются ближайшим границам:

ху (т) = или ху (т) = ^ . (4*)

6-й шаг. Решается модифицированная задача (1), (2), (4*), (5) с учетом построенных на предыдущих шагах штрафных функций, работа завершается.

Процедура решения имеет несколько вариантов, которые могут быть выбраны в зависимости от размерности задачи и получаемых результатов. Если выполняется расчет матрицы МОБ для одного региона или страны в целом, 5-й шаг выполняется для каждого нарушенного ограничения отдельно, и образуется еще один цикл из шагов 5 и 6. При решении многорегиональных задач после завершения итерационной процедуры (шаги 1-6) дополнительно корректируются полученные значения элементов МОБ, если в результате итерационных расчетов условия (5) не выполняются.

Как следует из схемы алгоритма, если условия (2)-(5) несовместны, выполняется поиск решения, удовлетворяющего модифицированному критерию минимизации квадратов с учетом значений штрафных функций и условиям сохранения знака переменных относительно исходных (эталонных) значений.

Изложенные выше модель и алгоритм решения задачи (1)-(5) апробированы для построения МОБ России и федеральных округов в системе ОКВЭД за 2002 г. Для 2002 г. могут быть построены оценки балансов в ОКВЭД, так как в статистической отчетности есть основные экономические показатели в этой системе за этот год. Кроме того, в расчетах могут быть использованы данные таблиц «затраты-выпуск» России в системе ОКОНХ, которые опубликованы Госкомстатом до 2003 г. включительно.

Как известно, ВРП федерального округа суммарно меньше ВВП России. Разность обусловлена стоимостью, создаваемой в результате мультирегиональной деятельности. В основном это касается деятельности в области обороны страны, услуг государственного управления и некоторых других услуг, оказываемых обществу в целом за счет средств федерального бюджета. Кроме того, не учитывается деятельность финансовых посредников, особенно банков, которая редко ограничивается рамками отдельных регионов. Для построения сбалансированной системы показателей мультирегиональную деятельность можно отнести к определенным регионам пропорционально тем или иным региональным статистическим данным.

Такой подход использован и в рассматриваемой задаче: сумма МОБ округов должна быть равна МОБ России (см. условие 5).

МОБ включают 28 видов деятельности в соответствии с классификацией ОКВЭД, статьи распределения валовой добавленной стоимости и шесть статей использования конечного продукта. Строки баланса включают также статьи «Чистые налоги на продукты», «Корректировки», «Косвенно измеряемые услуги финансового посредничества», а столбцы - статьи «Косвенно измеряемые услуги финансового посредничества», «Корректировка СИФ/ФОБ» (для баланса России), «Корректировка СИФ/ФОБ и сальдо ввоза-вывоза» (для балансов федеральных округов).

Построение МОБ России 2002 г. в текущих ценах. При построении МОБ России в качестве исходной (преимущественно косвенной) информации использованы следующие данные:

- МОБ России в 1995 г. в ценах покупателей в детализированной номенклатуре отраслей ОКОНХ;

- форма «1-предприятие» («Расходы на производство и продажу продукции») России за 2002 г.;

- таблица «затраты-выпуск» России за 2002 г. в основных ценах по агрегированным отраслям ОКОНХ [11];

- статистическая отчетность Росстата по видам деятельности [12, 13];

- таблица использования товаров и услуг России в ценах покупателей за 2004 г. в ОКВЭД [12].

Последовательность этапов построения МОБ России в системе ОКВЭД приведена на рисунке.

Так как между данными ОКОНХ и ОКВЭД нет однозначного соответствия (одна отрасль ОКОНХ может разбиваться по разным видам деятельности и наоборот), перейти от показателей ОКОНХ к показателям ОКВЭД напрямую нельзя.

Однако можно использовать показатели ОКОНХ в качестве предварительных оценок элементов баланса ОКВЭД, предполагая, что требования сбалансированности позволят устранить неточности предварительных оценок. При этом более точный переход может быть выполнен на основе показателей по детализированной номенклатуре отраслей.

На основе классификаторов отраслей и продукции была построена матрица перехода от классификатора ОКОНХ к ОКВЭД и ОКПД4 с агрегированием товарных групп на уровне разделов и подразделов при допущении, что каждая отрасль ОКОНХ однозначно соответствует некоторому виду деятельности ОКВЭД. МОБ ОКВЭД 1995 г. в ценах покупателей рассчитывался путем агрегирования показателей детализированного МОБ ОКОНХ за 1995 г. в требуемую номенклатуру видов деятельности. Аналогичным образом преобразовывалась форма «1-предприятие».

Структура баланса 1995 г. является основой для построения первого приближения МОБ ОКВЭД за 2002 г. При этом окаймляющие итоги баланса составляются на основе данных статистической отчетности. Они включают валовой выпуск продуктов по видам деятельности, статьи формирования доходов и использования конечного продукта, чистые налоги на продукты, корректировки СИФ/ФОБ. Значения показателей, входящих в окаймляющие итоги, за 2002 г. опубликованы в статистических сборниках Госкомстата, но без детализации видов деятельности обрабатывающих производств. Структура выпуска по видам деятельности обрабатывающих производств рассчитывалась на основе данных формы «1-предприятие».

4 ОКПД — Общероссийский классификатор продукции по видам экономической деятельности

Детализированный МОБ 1995 г. в ценах покупателей

МОБ ОКВЭД 1995 г. в ценах покупателей

Таблица перехода от ОКОНХ к ОКВЭД

Несбалансированный

Окаймляющие итоги МОБ ОКВЭД 2002 г.

в ценах покупателей

Национальные

счета

Форма

«1-предприятие»

Г

Таблица «затраты-выпуск» 2002 г.

Национальные счета

Уточнение отдельных элементов МОБ

Прямые затраты

Чистые налоги на продукты

Промежуточное

потребление

Конечное потребление

Формирование доходов

Таблица использования товаров и услуг в ценах покупателей 2004 г. в ОКВЭД

Форма «1 -предприятие»

Процедура балансировки Экспертная оценка

ограничений

Расчетный МОБ ОКВЭД 2002 г. в основных ценах

Рисунок. Формирование МОБ ОКВЭД России 2002 г.

Для уточнения показателей построенного в первом приближении баланса использовались данные таблиц «затраты-выпуск» 2002 г. Из баланса ОКОНХ выбирались отрасли, которым можно сопоставить виды деятельности ОКВЭД. На основе соотношения показателей валовых выпусков продуктов по видам деятельности ОКВЭД и соответствующих им отраслей ОКОНХ (табл. 1) оценивались переходные коэффициенты, которые использовались при пересчете данных из баланса ОКОНХ в баланс ОКВЭД.

Таким образом, уточнялись значения прямых затрат, налогов на продукты, показатели распределения валовой добавленной стоимости (ВДС) и использования конечного продукта для видов деятельности, перечисленных в табл. 1

Например, прямые затраты вида деятельности «Производство и распределение электроэнергии, газа и воды» в валовом выпуске вида деятельности «Строительство» оценивались как 130% х 0,8 = 104% от прямых затрат отрасли ОКОНХ «Электроэнергетика» в валовом выпуске отрасли «Строительство»; показатель затрат

химического производства «само на себя» оценивался как 101% х 1,01 = 102% от аналогичного показателя химической и нефтехимической промышленности в балансе ОКОНХ и т.д. Вычисленные таким образом оценки рассматриваются как ориентировочные и корректируются в дальнейшем при балансировке.

Таблица 1

Соотношения показателей валовых выпусков продуктов по видам деятельности ОКВЭД и соответствующих им отраслей ОКОНХ, %

Вид деятельности ОКВЭД

Отрасль ОКОНХ Производство и распределение электроэнергии, газа и воды -оепр Л не и ав 2 2 § ^ од е с одс в зви о Про о ство одс в зви о & е кое с е и X Производство прочих неметаллических минеральных продуктов Текстильное и швейное производство Производство кожи, изделий из кожи и производство обуви Производство пищевых продуктов Строительство Сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство Оптовая и розничная торговля Транспорт и связь ть с нос ельн ея аяв о с на £

Электроэнергетика Нефтегазовая промышленность Химическая и нефтехимическая промышленность Промышленность строительные материалов Легкая промышленность Пищевая промышленность Строительство Сельское хозяйство Торговопосреднические услуги Услуги транспорта и связи Услуги финансового посредничества 130 43 101 100 68 15 87 80 110 80 112 26

Значительную сложность вызвала оценка прямых затрат для вида деятельности «Гостиницы и рестораны», так как для него нет соответствующих отраслей ни в расширенном МОБ 1995 г., ни в агрегированном МОБ ОКОНХ 2002 г. На этапе построения несбалансированного МОБ ОКВЭД принято допущение, что структура прямых затрат данного вида деятельности совпадает со структурой затрат вида деятельности «Операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг».

Для уточнения значений чистых налогов на продукты для прочих промышленных видов деятельности были использованы сводные данные формы «1-предприятие». В качестве оценки доли чистых налогов на продукты в валовом выпуске принято отношение суммы налогов, включаемых в себестоимость, и НДС, подлежащего уплате, к валовому выпуску вида деятельности. По видам деятельности «Гостиницы и рестораны», «Операции с недвижимым имуществом», «Государственное управление», «Образование», «Здравоохранение», «Предоставление прочих услуг» доля чистых налогов в валовом выпуске принята равной доле чистых налогов в суммарном валовом выпуске отраслей ОКОНХ «Услуги ЖКХ», «Услуги здравоохранения», «Услуги науки и науч-

ного обслуживания». Чистые налоги на продукты по виду деятельности «Рыболовство» оценены пропорционально аналогичному показателю по виду деятельности «Сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство».

Чистые налоги на продукты во II квадранте МОБ внесены без изменений из баланса ОКОНХ. Остальные элементы конечного потребления по видам деятельности, кроме приведенных в табл. 1, определялись на основе структуры таблицы использования товаров и услуг России в ценах покупателей за 2004 г. в ОКВЭД [12]. Полученные оценки для каждого элемента конечного потребления балансировались с контрольным итогом, равным разности окаймляющих итогов II квадранта, оценок конечного потребления по видам деятельности (табл. 1) и чистых налогов на продукты.

Показатели формирования доходов уточнялись на основе публикуемой статистической информации ([12], таблицы «Счет образования доходов по видам экономической деятельности»). Для видов деятельности обрабатывающей промышленности, кроме приведенных в табл. 1, были использованы сводные данные формы «1-предприятие» в соответствии с алгоритмом, изложенными в табл. 2. При этом полученные оценки корректировались таким образом, чтобы суммы элементов ВДС по видам обрабатывающей промышленности были равны контрольным итогам.

Таблица 2

Алгоритм расчета элементов ВДС на основе показателей формы «1-предприятие»

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Показатель МОБ Показатель из формы «1- предприятие»

Плюс Минус

Оплата труда наемных работников Валовая прибыль и валовой смешанный доход Чистые налоги на производство Затраты на оплату труда Единый социальный налог Суточные подъемные Выпуск товаров и услуг Амортизация основных средств Плата за использованное сырье Обязательные страховые платежи Себестоимость продукции Субсидии из бюджета

Чем выше оценивается достоверность исходных данных, тем более жесткие ограничения накладываются на их изменения. Например, прямые данные, полученные из материалов Госкомстата, закреплялись и не менялись в ходе последующей вычислительной процедуры; данные, полученные косвенным расчетом из статистических данных, варьировались в небольших пределах; данные экспертного характера имели более широкий диапазон значений.

На промежуточное потребление продуктов по видам деятельности (вектор-столбец промежуточных итогов баланса) наложены ограничения вида (3). Основой для оценки ограничений были следующие показатели:

1) объемы промежуточного потребления отраслей ОКОНХ, пересчитанные для видов деятельности ОКВЭД в соответствии с коэффициентами табл. 1;

2) соотношения промежуточного потребления и валового выпуска за 2004 г. в ценах покупателей в ОКВЭД;

3) соотношения промежуточного потребления в ценах покупателей и в основных ценах продуктов отраслей ОКОНХ за 2002 г.

Для оценки промежуточного потребления по виду деятельности «Рыболовство» использовалось соотношение промежуточного потребления в ценах покупателей и основных ценах отрасли ОКОНХ «Сельское хозяйство», по виду деятельности «Добыча полезных ископаемых» - аналогичное соотношение в отрасли «Продукты нефтедобычи», по видам обрабатывающих производств - «Промышленность», прочим видам деятельности - «Услуги ЖКХ», «Услуги здравоохранения», «Услуги науки и научного обслуживания».

Полученные оценки промежуточного потребления видов деятельности ОКВЭД в основных ценах за 2002 г. корректировались на контрольную сумму всего промежуточного потребления в ценах покупателей за 2002 г. за вычетом суммарных чистых налогов на продукты.

Диапазон допустимых значений промежуточного потребления устанавливается в зависимости от экспертной оценки отклонений.

После того как получены уточненные оценки показателей МОБ ОКВЭД и определены указанные диапазоны, проводится процедура балансировки на основе МНК, описанная выше.

Для построения МОБ России не учитываются равенства (5). Суммы элементов по строкам и по столбцам должны быть равны окаймляющим итогам. Вектор-строка окаймляющих итогов включает валовые выпуски продуктов по видам деятельности и статьи использования конечного продукта; вектор-столбец - валовые выпуски и статьи валовой добавленной стоимости.

Построение МОБ федеральных округов. При построении МОБ федеральных округов используется структура расчетного баланса России в системе ОКВЭД за 2002 г., формы «1-предприятие» по ФО, данные статистической отчетности по регионам (статистические справочники и ЦБСД - Центральная база статистических данных Росстата).

На основании публикуемых статистических материалов определяются окаймляющие итоги балансов ФО: ВРП, расходы на конечное потребление домашних хозяйств, валовое накопление основного капитала, экспорт и импорт. Эти показатели пропорционально корректируются по контрольным итогам - значениям показателей по России в целом. Общественное потребление по регионам определяется пропорционально объемам выручки организаций по виду деятельности «Государственное управление» за 2003 гЛ Окаймляющий итог «Прочее накопление» определяется суммой его элементов и корректируется в соответствии с общероссийским показателем.

Оценки валовых выпусков продуктов по видам деятельности для федеральных округов получаются на основе косвенных статистических данных из сборников [13], [14], данных формы «1-предприятие» за 2002 г., выручки организаций по видам деятельности и регионам за 2003 г. (табл. 3).

Таблица 3

Оценка валовых выпусков по регионам

Вид деятельности Статистические данные

Сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство Рыболовство, рыбоводство Добыча полезных ископаемых Виды деятельности «Обрабатывающие производства» Производство и распределение электроэнергии, газа и воды Строительство Оптовая и розничная торговля, ремонт Финансовая деятельность Прочие услуги Продукция сельского хозяйства за 2002 г. Объем выручки организаций за 2003 г. Оценка данных на основе валового выпуска по данным формы «1-предприятие» за 2002 г. и объема выручки за 2003 г. Объем строительных работ за 2002 г. Оборот розничной торговли, общественного питания и оптовой торговли за 2002 г. Задолженность по кредитам в рублях, предоставленным кредитными организациями юридическим и физическим лицам за 2002 г. Объем выручки за 2003 г.

Полученные оценки валовых выпусков ФО по каждому виду деятельности корректируются с тем, чтобы их сумма была равна объему валового выпуска по России.

5 Данные ЦБСД «Выручка (нетто) от продажи товаров, продукции работ и услуг».

Суммарное сальдо ввоза-вывоза рассчитано для каждого ФО как разность ВРП и суммы прочих элементов конечного потребления.

В первом приближении МОБ федерального округа строятся в соответствии со структурой баланса России, а затем уточняются.

На основе форм «1-предприятие» оценивается потребление продукции по видам деятельности в соответствии с алгоритмом вычисления, который приводится в табл. 4. Если данные формы «1-предприятие» дают неполную оценку элемента I квадранта, в ячейку таблицы регионального МОБ вносится значение, вычисляемое по формуле:

х,=х* Хп / Хп к (6)

где х'“ - элемент I квадранта МОБ ФО, полученный на основе формы

У'

«1-предприятие» для ФО; х1п - аналогичный показатель, полученный на основе

У

*

формы «1-предприятие» для России в целом; Ху - значение элемента в МОБ России.

Отдельные элементы конечного потребления домашних хозяйств, а именно потребление продукции и услуг видов деятельности «Производство пищевых продуктов», «Здравоохранение», «Транспорт и связь», «Образование», «Гостиницы и рестораны» - уточняются на основе структуры потребительских расходов домашних хозяйств в соответствии с классификатором индивидуального потребления по целям (КИПЦ-ДХ) по материалам выборочного обследования бюджетов домашних хозяйств, публикуемым в статистическом сборнике [14]. Эти данные корректируются так, чтобы сумма элементов по регионам была равна аналогичным элементам баланса России.

Таблица 4

Алгоритм вычисления потребления продукции по форме «1-предприятие»

Вид деятельности Статья затрат из формы «1-предприятие»

Добыча полезных ископаемых Производство кокса и нефтепродуктов Производство и распределение электроэнергии, газа и воды Строительство Транспорт и связь Финансовая деятельность Образование Здравоохранение Предоставление прочих услуг Чистые налоги на продукты Отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы Газ Уголь Другие виды топлива Продукты нефтепереработки Плата за пользование водными объектами Энергия Вода Газ естественный Работы и услуги строительного характера, выполненные сторонними организациями Услуги по транспортировке грузов, выполненные сторонними организациями Оплата услуг связи Оплата услуг пассажирского транспорта Проценты по кредитам банков Оплата услуг банков Оплата услуг рекламных агентов и аудиторских организаций Оплата услуг образования Оплата услуг здравоохранения Оплата услуг коммунального хозяйства Оплата услуг культуры Оплата услуг нотариальных и юридических учреждений Налоги, включенные в себестоимость продукции (работ, услуг) НДС, подлежащий оплате

Элементы конечного потребления «Валовое накопление основного капитала», «Прочее накопление», «Экспорт» и «Импорт» по видам деятельности уточняются на основе доли соответствующих элементов конечного потребления в ВВП России.

В статистических сборниках отсутствуют данные, позволяющие оценить объемы ввозимой и вывозимой продукции по федеральным округам. Публикуемые выборочные показатели по отдельным видам продуктов в разрезе регионов не могут быть использованы, так как они учитывают и объемы перевозок между регионами внутри округов. Поэтому объемы ввоза-вывоза оценивались как разность между валовым выпуском продукта по виду деятельности и суммой по столбцам элементов МОБ, полученных в результате заполнения форм МОБ согласно правилам, изложенным выше. Объемы ввоза-вывоза в балансах федеральных округов объединены со значениями корректировок СИФ/ФОБ, поэтому элементы столбца корректировок отдельно не вычисляются.

Косвенно измеряемые услуги финансового посредничества распределяются по федеральным округам пропорционально статистическим показателям ВРП.

Балансировка МОБ выполняется в соответствии с условиями (1)-(2), (4)-(5). Условия вида (2) включают требования-равенства окаймляющим строкам баланса. Равенство окаймляющим столбцам баланса достигается путем расчета невязки, которая учитывается в сальдо ввоза-вывоза. Сальдо ввоза-вывоза видов деятельности «Гостиницы и рестораны» и «Государственное управление» принято равным нулю, поэтому при балансировке устанавливается требование-равенство соответствующим элементам окаймляющих столбцов. Равенство окаймляющим значениям также должно выполняться при суммировании строк «Чистые налоги на продукты», «Корректировки» и статей формирования доходов.

* * *

Процедуры построения МОБ России и регионов и подготовка исходных данных имеют компьютерную реализацию [8, 10], что позволяет оперативно проводить вариантные расчеты. Разработанные таким образом МОБ России и регионов представляют собой обширный материал для анализа соотношений коэффициентов прямых затрат в балансах России и регионов, структуры промежуточного и конечного потребления, отражающих производственную специализацию регионов, их место в общественном разделении труда. Изложение аналитических результатов не является предметом настоящей работы.

Литература

1. Гранберг А.Г., Суслов В.И., Суспицын С.А. Многорегиональные системы: экономико-математическое исследование. Новосибирск: Сибирское научное издательство, 2007.

2. Михеева Н.Н. Статистическая оценка таблиц «затраты-выпуск» для российского Дальнего Востока // Пространственная экономика. 2005. № 2.

3. Серебряков Г.Р., Узяков М.Н., Янтовский А.А. Межотраслевая модель экономики Ивановской области // Проблемы прогнозирования. 2002. № 5.

4. Нигматулин Р.И., Саяпова А.Р., Мазитова ЛД. Таблицы «затраты-выпуск» Республики Башкортостан // ЭКО. 2006. № 3.

5. Абдарашитова А.Р., Карасев О.И., Саяпова А.Р. Таблицы «затраты-выпуск» как инструмент стратегических разработок //Вопросы статистики. 2009. № 3.

6. Саяпова А.Р. Региональные и российские таблицы «затраты-выпуск» //Проблемы прогнозирования. 2008. № 6.

7. Медведев В.Г., Онучак Т.С. Разработка прогнозных межотраслевых балансов страны и регионов //Моделирование региональных и отраслевых взаимодействий / Сб. статей под ред. Т.С. Онучак. М.: ЦЭМИ РАН, 2004.

8. Бушанский С.П. Описание программного комплекса разработки отчётных и прогнозных региональных межотраслевых балансов (МОБ) // Моделирование межрегиональных и межотраслевых взаимодействий/ Сб. статей под ред. Т.С. Онучак. М.: ЦЭМИ РАН, 2007.

9. Масакова И.Д., Устинова Н.Е. Российские таблицы «затраты-выпуск»: опыт и перспективы развития // Вопросы статистики. 2009. № 3.

10. Масакова И.Д. О разработке базовых таблиц «затраты-выпуск» //Вопросы статистики. 2009. № 6.

11. Система таблиц «затраты-выпуск» за 2002 год. Стат. сб. Росстат. М., 2005.

12. Национальные счета России в 1999-2006 годах. Стат. сб. Росстат. М., 2007.

13. Промышленность России. 2008: Стат. сб. Росстат. М., 2008.

14. Регионы России. Социально-экономические показатели. 2008. Стат. сб. Росстат. М., 2008.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.