ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
МЕТОДИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ДЛЯ ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНЫХ ЗАНЯТИЙ ФИЗИЧЕСКИМИ
УПРАЖНЕНИЯМИ
1 2 Бабичева И. В. , Васильева Е. Б.
1Бабичева Ирина Вячеславовна - кандидат педагогических наук, доцент;
2Васильева Елена Борисовна - старший преподаватель, кафедра физического воспитания, Ташкентский университет информационных технологий, г. Ташкент, Республика Узбекситан
Аннотация: в статье рассматривается проблема повышения двигательного режима студентов с помощью привлечения студентов к самостоятельным занятиям физическими упражнениями. Раскрываются методические условия, необходимые для управления, организации и коррекции процесса самостоятельных занятий. Отмечена значимость предварительного и текущего учета при планировании и проведении самостоятельных занятий, приведены необходимые критерии самоконтроля и самокоррекции для достижения наибольшей эффективности самостоятельных занятий.
Ключевые слова: самостоятельные занятия, самоконтроль, нагрузка, индивидуальные особенности, эффективность, планирование.
Здоровье и учеба студентов взаимосвязаны и взаимообусловлены. Чем крепче здоровье студента, тем продуктивнее обучение, иначе конечная цель обучения утрачивает подлинный смысл и ценность. Чтобы студенты успешно адаптировались к условиям обучения в вузе, сохранили и укрепили здоровье за время обучения, необходимы здоровый образ жизни и регулярная оптимальная двигательная активность. Наряду с широким развитием и дальнейшим совершенствованием организованных форм занятий физической культурой, решающее значение имеют самостоятельные занятия физическими упражнениями [2].
В настоящее время наблюдается значительное несоответствие между умственной и физической нагрузкой студентов. По мнению многих ученых, оптимальный двигательный режим для молодых людей в возрасте от 14 до 25 лет должен составлять 8-10 часов в неделю. Но на предмет «Физическая культура», согласно учебному плану, предусматривается всего 2 академических часа в неделю, что составляет при любой организации учебных занятий лишь 16-20% оптимального суточного объема движений. Поэтому важно находить дополнительные способы увеличения двигательного режима студентов. И здесь большое значение имеет самостоятельная форма занятий физическими упражнениями.
Существуют три основные формы самостоятельных занятий: утренняя гигиеническая гимнастика, упражнения в течение учебного (рабочего) дня, самостоятельные тренировочные занятия в свободное время. Выбор формы зависит от ряда причин объективных и субъективных. Среди объективных причин можно выделить следующие - место жительства, наличие соответствующей спортивной базы (оборудования, инвентаря), климатические условия и т. п. К субъективным причинам следует отнести индивидуальную склонность занимающихся (тип нервной системы), наличие предварительной подготовки, пол человека, состояние здоровья [1].
Основными задачами самостоятельных занятий являются:
- формирование навыков самостоятельного использования различных комплексов упражнений в быту; сохранение и повышение ранее достигнутого уровня физической подготовленности и снижение нервно-эмоционального напряжения;
- воспитание и формирование недостаточно развитых физических качеств и умений.
При этом целями самостоятельных занятий могут быть: активный отдых, укрепление и коррекция здоровья, повышение уровня физического развития и физической подготовленности, выполнение различных тестов, достижение спортивных результатов.
Наиболее распространенные средства самостоятельных занятий в вузах — это ходьба и бег, кросс, дорожки здоровья, плавание, велосипедные прогулки, ритмическая гимнастика, атлетическая гимнастика, спортивные и подвижные игры, туристские походы, занятия на тренажерах. Планирование самостоятельных занятий осуществляется студентами под руководством преподавателей. Перспективные планы самостоятельных занятий целесообразно разрабатывать на весь период обучения. В зависимости от состояния здоровья, медицинской группы, исходного уровня физической и спортивно-технической подготовленности студенты могут планировать достижение различных результатов по годам обучения в вузе и в дальнейшей жизни и деятельности [5].
Студентам всех учебных отделений при планировании и проведении самостоятельных занятий надо учитывать, что в период подготовки и сдачи зачетов и экзаменов интенсивность и объем самостоятельных занятий следует несколько снижать, придавая им в отдельных случаях форму активного отдыха. Вопросу сочетания умственной и физической работы следует уделять повседневное внимание. Необходимо постоянно анализировать состояние организма по субъективным и объективным данным самоконтроля.
При планировании самостоятельных занятий физическими упражнениями общая нагрузка, изменяясь волнообразно с учетом умственного напряжения по учебным занятиям в течение года, должна с каждым годом иметь тенденцию к повышению. Только при этом условии будет происходить укрепление здоровья, повышение уровня физической подготовленности. В то же время планирование самостоятельных занятий физическими упражнениями должно быть направлено на достижение единой цели, которая стоит перед студентами всех групп, — сохранить здоровье, поддерживать высокий уровень физической и умственной работоспособности [3].
Чтобы управлять процессом самостоятельных занятий, необходимо провести ряд мероприятий: определить цели самостоятельный занятий; определить индивидуальные особенности занимающегося; скорректировать планы занятий; определить и изменить содержание, организацию, методику и условия занятий, применяемые средства двигательной активности. Все это необходимо, чтобы достичь наибольшей эффективности занятий в зависимости от результатов самоконтроля и учета самостоятельных занятий. Учет проделанной физической работы позволяет анализировать ход процесса, вносить коррективы в планы самостоятельных занятий. Рекомендуется проводить предварительный, текущий и итоговый учет с записью данных в личный дневник самоконтроля.
Цель предварительного учета — зафиксировать данные исходного уровня подготовленности и тренированности занимающихся. Текущий учет позволяет анализировать показатели тренировочных занятий. В ходе занятий анализируются: количество проведенных занятий в неделю, месяц, год; выполненный объем и интенсивность физической работы; результаты выполнения отдельных тестов и норм. Анализ показателей текущего учета позволяет проверять правильность хода тренировочного процесса и вносить необходимые поправки в планы самостоятельных занятий [4].
Итоговый учет осуществляется в конце периода занятий. Результаты многих видов самоконтроля и учета при проведении самостоятельных тренировочных занятий могут быть представлены в виде количественных показателей: ЧСС, масса тела, тренировочные нагрузки, результаты выполнения тестов. Информация о количественных показателях позволит занимающемуся в любой отрезок времени ставить определенную количественную задачу, осуществлять ее в процессе занятия и
103
оценивать точность ее выполнения. Количественные данные самоконтроля и учета полезно представлять в виде графика, тогда анализ показателей дневника самоконтроля, предварительного, текущего и итогового учета будет более наглядно отображать динамику состояния здоровья, уровня физической и спортивной подготовленности занимающихся, что облегчит повседневное управление процессом самостоятельной тренировки.
Список литературы
1. Виленский М. Я. Физическая культура и здоровый образ жизни студента: учебное пособие / М. Я. Виленский, А. Г. Горшков. М.: Гардарики, 2007. 218 с.
2. Ильинич В. И. «Физическая культура студента» Изд. «Гардарики». Москва, 2000. С. 72-74.
3. Иващенко Л. Я.Программирование занятий оздоровительным фитнесом / Л. Я. Иващенко, А. Л. Благий, Ю. А. Усачев. К.: Наук. Свет, 2008. 198 с.
4. Кошбахтиев И. А. Основы оздоровительной физкультуры молодежи // Учебное пособие. Ташкент, 1987. С. 48.
5. Максименко А. М. Теория и методика физической культуры: учебник для вузов физической культуры / А. М. Максименко. 2-е изд,. М.: Физическая культура, 2009. 496 с.
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ПОДХОДА В ОБУЧЕНИИ НА ОСНОВЕ ДИНАМИКИ
ФУНКЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ СТУДЕНТОК
12 Бабичева И. В. , Моисеева М. В.
1Бабичева Ирина Вячеславовна - кандидат педагогических наук, доцент; 2Моисеева Мария Валерьевна - ассистент, кафедра физического воспитания, Ташкентский университет информационных технологий, г. Ташкент, Республика Узбекистан
Аннотация: в статье анализируется динамика частоты сердечных сокращений с использованием современных средств информационных технологий. Выявлена реакция сердечно-сосудистой системы на каждое физическое упражнение, установлена зависимость между нагрузками различной направленности, зафиксировано время выполнения, максимальные, средние и минимальные показания ЧСС. Полученные данные позволяют совершенствовать индивидуальный подход в образовательном процессе по физическому воспитанию.
Ключевые слова: физическое воспитание, физические нагрузки, регулирование, индивидуальный подход.
На занятиях физического воспитания в вузе основное внимание уделяется разностороннему развитию силовых, скоростных, скоростно-силовых способностей, выносливости, гибкости и координационных способностей, а также их сочетаний. Вместе с тем закрепляются и совершенствуются соответствующие навыки (техники и тактики): продолжается дальнейшее обогащение двигательного опыта, повышение координационного базиса путём освоения новых, ещё более сложных двигательных действий и вырабатывается умение применять их в различных по сложности условиях. Состав упражнений, предусматриваемых типовой программой физического воспитания, широк и разнообразен. В него входят бег на различные дистанции,