Научная статья на тему 'Методические условия для организации самостоятельных занятий физическими упражнениями'

Методические условия для организации самостоятельных занятий физическими упражнениями Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1024
84
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ ЗАНЯТИЯ / САМОКОНТРОЛЬ / НАГРУЗКА / ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ / ЭФФЕКТИВНОСТЬ / ПЛАНИРОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бабичева Ирина Вячеславовна, Васильева Елена Борисовна

В статье рассматривается проблема повышения двигательного режима студентов с помощью привлечения студентов к самостоятельным занятиям физическими упражнениями. Раскрываются методические условия, необходимые для управления, организации и коррекции процесса самостоятельных занятий. Отмечена значимость предварительного и текущего учета при планировании и проведении самостоятельных занятий, приведены необходимые критерии самоконтроля и самокоррекции для достижения наибольшей эффективности самостоятельных занятий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Бабичева Ирина Вячеславовна, Васильева Елена Борисовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Методические условия для организации самостоятельных занятий физическими упражнениями»

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

МЕТОДИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ДЛЯ ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНЫХ ЗАНЯТИЙ ФИЗИЧЕСКИМИ

УПРАЖНЕНИЯМИ

1 2 Бабичева И. В. , Васильева Е. Б.

1Бабичева Ирина Вячеславовна - кандидат педагогических наук, доцент;

2Васильева Елена Борисовна - старший преподаватель, кафедра физического воспитания, Ташкентский университет информационных технологий, г. Ташкент, Республика Узбекситан

Аннотация: в статье рассматривается проблема повышения двигательного режима студентов с помощью привлечения студентов к самостоятельным занятиям физическими упражнениями. Раскрываются методические условия, необходимые для управления, организации и коррекции процесса самостоятельных занятий. Отмечена значимость предварительного и текущего учета при планировании и проведении самостоятельных занятий, приведены необходимые критерии самоконтроля и самокоррекции для достижения наибольшей эффективности самостоятельных занятий.

Ключевые слова: самостоятельные занятия, самоконтроль, нагрузка, индивидуальные особенности, эффективность, планирование.

Здоровье и учеба студентов взаимосвязаны и взаимообусловлены. Чем крепче здоровье студента, тем продуктивнее обучение, иначе конечная цель обучения утрачивает подлинный смысл и ценность. Чтобы студенты успешно адаптировались к условиям обучения в вузе, сохранили и укрепили здоровье за время обучения, необходимы здоровый образ жизни и регулярная оптимальная двигательная активность. Наряду с широким развитием и дальнейшим совершенствованием организованных форм занятий физической культурой, решающее значение имеют самостоятельные занятия физическими упражнениями [2].

В настоящее время наблюдается значительное несоответствие между умственной и физической нагрузкой студентов. По мнению многих ученых, оптимальный двигательный режим для молодых людей в возрасте от 14 до 25 лет должен составлять 8-10 часов в неделю. Но на предмет «Физическая культура», согласно учебному плану, предусматривается всего 2 академических часа в неделю, что составляет при любой организации учебных занятий лишь 16-20% оптимального суточного объема движений. Поэтому важно находить дополнительные способы увеличения двигательного режима студентов. И здесь большое значение имеет самостоятельная форма занятий физическими упражнениями.

Существуют три основные формы самостоятельных занятий: утренняя гигиеническая гимнастика, упражнения в течение учебного (рабочего) дня, самостоятельные тренировочные занятия в свободное время. Выбор формы зависит от ряда причин объективных и субъективных. Среди объективных причин можно выделить следующие - место жительства, наличие соответствующей спортивной базы (оборудования, инвентаря), климатические условия и т. п. К субъективным причинам следует отнести индивидуальную склонность занимающихся (тип нервной системы), наличие предварительной подготовки, пол человека, состояние здоровья [1].

Основными задачами самостоятельных занятий являются:

- формирование навыков самостоятельного использования различных комплексов упражнений в быту; сохранение и повышение ранее достигнутого уровня физической подготовленности и снижение нервно-эмоционального напряжения;

- воспитание и формирование недостаточно развитых физических качеств и умений.

При этом целями самостоятельных занятий могут быть: активный отдых, укрепление и коррекция здоровья, повышение уровня физического развития и физической подготовленности, выполнение различных тестов, достижение спортивных результатов.

Наиболее распространенные средства самостоятельных занятий в вузах — это ходьба и бег, кросс, дорожки здоровья, плавание, велосипедные прогулки, ритмическая гимнастика, атлетическая гимнастика, спортивные и подвижные игры, туристские походы, занятия на тренажерах. Планирование самостоятельных занятий осуществляется студентами под руководством преподавателей. Перспективные планы самостоятельных занятий целесообразно разрабатывать на весь период обучения. В зависимости от состояния здоровья, медицинской группы, исходного уровня физической и спортивно-технической подготовленности студенты могут планировать достижение различных результатов по годам обучения в вузе и в дальнейшей жизни и деятельности [5].

Студентам всех учебных отделений при планировании и проведении самостоятельных занятий надо учитывать, что в период подготовки и сдачи зачетов и экзаменов интенсивность и объем самостоятельных занятий следует несколько снижать, придавая им в отдельных случаях форму активного отдыха. Вопросу сочетания умственной и физической работы следует уделять повседневное внимание. Необходимо постоянно анализировать состояние организма по субъективным и объективным данным самоконтроля.

При планировании самостоятельных занятий физическими упражнениями общая нагрузка, изменяясь волнообразно с учетом умственного напряжения по учебным занятиям в течение года, должна с каждым годом иметь тенденцию к повышению. Только при этом условии будет происходить укрепление здоровья, повышение уровня физической подготовленности. В то же время планирование самостоятельных занятий физическими упражнениями должно быть направлено на достижение единой цели, которая стоит перед студентами всех групп, — сохранить здоровье, поддерживать высокий уровень физической и умственной работоспособности [3].

Чтобы управлять процессом самостоятельных занятий, необходимо провести ряд мероприятий: определить цели самостоятельный занятий; определить индивидуальные особенности занимающегося; скорректировать планы занятий; определить и изменить содержание, организацию, методику и условия занятий, применяемые средства двигательной активности. Все это необходимо, чтобы достичь наибольшей эффективности занятий в зависимости от результатов самоконтроля и учета самостоятельных занятий. Учет проделанной физической работы позволяет анализировать ход процесса, вносить коррективы в планы самостоятельных занятий. Рекомендуется проводить предварительный, текущий и итоговый учет с записью данных в личный дневник самоконтроля.

Цель предварительного учета — зафиксировать данные исходного уровня подготовленности и тренированности занимающихся. Текущий учет позволяет анализировать показатели тренировочных занятий. В ходе занятий анализируются: количество проведенных занятий в неделю, месяц, год; выполненный объем и интенсивность физической работы; результаты выполнения отдельных тестов и норм. Анализ показателей текущего учета позволяет проверять правильность хода тренировочного процесса и вносить необходимые поправки в планы самостоятельных занятий [4].

Итоговый учет осуществляется в конце периода занятий. Результаты многих видов самоконтроля и учета при проведении самостоятельных тренировочных занятий могут быть представлены в виде количественных показателей: ЧСС, масса тела, тренировочные нагрузки, результаты выполнения тестов. Информация о количественных показателях позволит занимающемуся в любой отрезок времени ставить определенную количественную задачу, осуществлять ее в процессе занятия и

103

оценивать точность ее выполнения. Количественные данные самоконтроля и учета полезно представлять в виде графика, тогда анализ показателей дневника самоконтроля, предварительного, текущего и итогового учета будет более наглядно отображать динамику состояния здоровья, уровня физической и спортивной подготовленности занимающихся, что облегчит повседневное управление процессом самостоятельной тренировки.

Список литературы

1. Виленский М. Я. Физическая культура и здоровый образ жизни студента: учебное пособие / М. Я. Виленский, А. Г. Горшков. М.: Гардарики, 2007. 218 с.

2. Ильинич В. И. «Физическая культура студента» Изд. «Гардарики». Москва, 2000. С. 72-74.

3. Иващенко Л. Я.Программирование занятий оздоровительным фитнесом / Л. Я. Иващенко, А. Л. Благий, Ю. А. Усачев. К.: Наук. Свет, 2008. 198 с.

4. Кошбахтиев И. А. Основы оздоровительной физкультуры молодежи // Учебное пособие. Ташкент, 1987. С. 48.

5. Максименко А. М. Теория и методика физической культуры: учебник для вузов физической культуры / А. М. Максименко. 2-е изд,. М.: Физическая культура, 2009. 496 с.

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ПОДХОДА В ОБУЧЕНИИ НА ОСНОВЕ ДИНАМИКИ

ФУНКЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ СТУДЕНТОК

12 Бабичева И. В. , Моисеева М. В.

1Бабичева Ирина Вячеславовна - кандидат педагогических наук, доцент; 2Моисеева Мария Валерьевна - ассистент, кафедра физического воспитания, Ташкентский университет информационных технологий, г. Ташкент, Республика Узбекистан

Аннотация: в статье анализируется динамика частоты сердечных сокращений с использованием современных средств информационных технологий. Выявлена реакция сердечно-сосудистой системы на каждое физическое упражнение, установлена зависимость между нагрузками различной направленности, зафиксировано время выполнения, максимальные, средние и минимальные показания ЧСС. Полученные данные позволяют совершенствовать индивидуальный подход в образовательном процессе по физическому воспитанию.

Ключевые слова: физическое воспитание, физические нагрузки, регулирование, индивидуальный подход.

На занятиях физического воспитания в вузе основное внимание уделяется разностороннему развитию силовых, скоростных, скоростно-силовых способностей, выносливости, гибкости и координационных способностей, а также их сочетаний. Вместе с тем закрепляются и совершенствуются соответствующие навыки (техники и тактики): продолжается дальнейшее обогащение двигательного опыта, повышение координационного базиса путём освоения новых, ещё более сложных двигательных действий и вырабатывается умение применять их в различных по сложности условиях. Состав упражнений, предусматриваемых типовой программой физического воспитания, широк и разнообразен. В него входят бег на различные дистанции,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.