ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
УДК 378.048.2
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ НАУЧНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ИНСТИТУТ СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ АКАДЕМИИ ОБРАЗОВАНИЯ»
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ по организации подготовки кандидатской диссертации для обучающихся и их научных руководителей
Разработчики: С.В. Иванова, И.М. Логвинова, М. Г.Победоносцева, В. В. Сериков
Эксперты:
Т.П.Афанасьева, Т.ЮЛомакина, В.М.Монахов, А. В. Овчинников, Н. Л. Селиванова
Диссертация кандидата наук — научно-квалификационная работа, соответствующая паспортунаучнойспециальности иотвечающаятребо-ваниям кприсуждению ученой степени кандидата наук, установленным Минобрнауки России или образовательной организацией, обладающей таким правом.
Представленные рекомендации выполняют задачу методического сопровождения подготовки преподавателей-исследователей в соответствии с требованиями ФГОС ВО по направлению подготовки 44.06.01 Образование и педагогические науки (уровень подготовки кадров высшей квалификации); задают научному руководителю и аспиранту ориентиры для определения методологии, структуры, сроков подготовки научно-квалификационной работы (диссертации), представления ожидаемых результатов по годам обучения в аспирантуре; призваны оказать помощь в разработке индивидуальных планов аспирантов, определении структуры их поисковой, теоретической и экспериментальной работы, способов представления и апробации результатов
Как цитировать статью: Иванова С.В., Логвинова И.М., Победоносцева М.Г., Сериков В.В. Методические рекомендации по организации подготовки кандидатской диссертации для обучающихся и их научных руководителей // Отечественная и зарубежная педагогика. 2018. Т. 1, № 5 (54). С. 13-23.
исследования в форме завершенной научной работы.
Рекомендации подготовлены с учетом специфики становления молодого ученого в Институте стратегии развития образования РАО— одном из ведущих центров отечественной педагогической науки.
Первый год обучения Рекомендуемоесодержаниеподготовки аспиранта
Ознакомление с историей и традициями Института стратегии развития образования РАО, его научными школами и приоритетными направлениями научно-исследовательской деятельности.
Выполнение образовательной программы в соответствии с учебным планом.
Определение направления и замысла исследования, выявление актуальных проблем по данному направлению, задач, обучение постановке гипотезы (определениюнеобходимости гипотезы) взависимости от вида исследования. Изучение вопроса выбора объекта и предмета исследования, базовых понятий, основных задач исследования, определение примерногоплана или проспекта, тематики статей (УК-2)1. Обсуждение направления либо темы исследования назаседаниилаборатории (центра).
Выбор темы основывается на специализации лаборатории (центра), проектовгосударственного задания, выполняемыхданнойлабораторией (центром), собственных научных интересов аспиранта (УК-6). Иными словами, тема может предлагаться научным руководителем как часть
государственного задания, выполняемого Институтом; вытекать из направления научной школы руководителя; соответствовать научным интересам аспиранта.
Изучение методологии исследования данной проблемы и теории вопроса через ознакомление с трудами ученых из различных областей знания: философии, социологии, психологии, физиологии, педагогики, истории педагогических учений и образования, социальной педагогики, культурологии (УК-2).
Изучение уже существующих в отечественной и зарубежной науке идей, моделей, на которых строится концепция аспиранта, интерпретация изучаемогопедагогическогоявленияили проектированиепедагогической
1 В скобках даются ссылки на компетенции, указанные в ФГОС ВО по направлению подготовки 44.06.01 Образование и педагогические науки (уровень подготовки кадров высшей квалификации).
деятельности для достижения требуемых целей (УК 1, 6).
Оценка аспирантом значимости решения проблемы, ее привлекательности, развивающего потенциала для самого аспиранта с учетом его профессионального и личностного опыта (ОПК-2).
Обоснование теоретической и практической актуальности решаемой в исследовании проблемы на основе проведенного ранее анализа научных источников.
Важно обратить внимание на необходимость анализа изучаемого явления в педагогических категориях: цель, содержание обучения или воспитания, условия личностных новообразований, развивающая среда (деятельность и общение), актуализация позиции субъекта, роль личности и компетентности педагога, критериальная база для рефлексии и оценки результатов и др. При этом трактовка и интерпретация указанных категорий может быть различной (ОПК-1).
В конце первого года обучения:
должен быть представлен аналитический обзор изученной научной литературы (УК-1);
должен сложиться первичный замысел исследования в виде гипотезы (если она необходима), методологической, историко-педагогической или компаративной идеи, замысла (ключевой идеи) будущей модели исследуемого педагогического процесса. Замысел исследования должен выражать ясное понимание вопроса, ответ на который ищется в диссертации, а также обоснованное представление о путях получения искомого педагогического знания, о том, за счет каких методологических, организационных и исследовательских ресурсов могут быть найдены решения задачи исследования (УК-2);
сформулированы цели и задачи исследования (в первой итерации) (УК-2);
разработана исследовательская программа с указанием ориентировочных сроков и результатов (УК-2);
представлена в общих чертах методология исследования (философ-ско-категориальныеоснования, методологические подходы и соответству-ющиеим регулятивыисследования); созданабрисконцепцииисследуемого процесса (педагогическойсистемы) иликакого-тодругого педагогического явления, например исторического развития одной из педагогических практик, содержания образования, метода, технологии и т.п.(ОПК-2);
осмыслена эмпирическая составляющая исследования, ее специфика в зависимости от вида исследования и начат поиск эмпирической базы (УК-6);
подготовлены: одна-две научные публикации (желательно — в рецензируемых научных изданиях, рекомендованных ВАК Минобрнауки России); два отчетных выступления по теме исследования на заседании научного подразделения, не менее одного выступления на научном мероприятии (конференции, круглом столе, вебинаре и т.п.).
Второй год обучения Рекомендуемоесодержаниеподготовки аспиранта
Ознакомление с текущими исследованиями Института стратегии развития образования РАО, с возможностями использования научных результатов ученых Института в собственном исследовании, обеспечение соответствия направления исследования проблематике госзадания, выполняемого лабораторией, в которой проходит обучение аспирант (УК-3).
Выполнение образовательной программы в соответствии с учебным планом.
Прохождение научно-исследовательской практики в научных подразделениях Института (ОПК-4).
Продолжение исследования в соответствии с планом.
Уточнение намеченной темы, цели, задач, методологии исследования.
Отбор и обоснование выбора методов исследовательской работы.
Уточнение и дополнение источниковой базы, подтверждение теоретических основ исследования.
Разработка методологического аппарата и структуры диссертации (в первой итерации).
Уточнение основных используемых и вновь предлагаемых понятий и терминов.
Формулировка гипотезы и обоснование способов ее проверки.
Формулировка предполагаемой новизны научных результатов.
(УК-1, 2, 6; ОПК-1, 2)
Наблюдение и интерпретация педагогического опыта или источников и артефактов (в историко-педагогическом исследовании) (ОПК-3).
Проведение констатирующего и формирующего эксперимента (в теоретико-экспериментальных работах), сопоставление своих выводов
с позициями экспертов (в историко-педагогических исследованиях), с тенденциями развития образования (в работах по методологии, педагогической историографии, компаративистике) (ОПК-3).
Сотрудничество с учителями-экспериментаторами при разработке эмпирического аспекта исследования, общение с экспертами, представителями смежных наук при подготовке методологических, междисциплинарных, историко-педагогических и сравнительно-педагогических исследований (УК-4; ОПК-5).
В конце второго года обучения:
должна быть представлена аппаратная часть исследования с обоснованием актуальности, замысла, цели, задач, объекта, предмета, гипотезы и предполагаемой новизны результатов (УК-6; ОПК-3);
представлены первичные тексты некоторых разделов диссертации, включающие анализ источников, результаты обоснования изученности проблемы, материалы эмпирической части исследования (УК-1, 2, 3, 4, 6; ОПК-1, 2, 3, 4, 5);
в качестве количественных показателей: подготовлены три публикации, из них минимум одна в рецензируемом научном издании, рекомендованном ВАК Минобрнауки России; два выступления на всероссийских или международных конференциях; выступления на заседаниях научного подразделения, на заседании Ученого совета Института с обоснованием темы диссертационного исследования.
Третий год обучения Рекомендуемоесодержаниеподготовки аспиранта
Выполнение образовательной программы в соответствии с учебным планом.
Прохождение педагогической практики, аттестация аспиранта по ее результатам и/или осуществление эксперимента в рамках исследования (ОПК-6, 7, 8).
Завершение диссертационного исследования.
Подготовка к государственной итоговой аттестации, защите выпускной научно-квалификационной работы в виде научного доклада.
В конце третьего года обучения:
должна быть пройдена государственная итоговая аттестация; пред-
ставлен научный доклад об основных результатах подготовленной научно-квалификационной работы (диссертации); подготовлен проект диссертации, отвечающий требованиям, устанавливаемым Министерством образования и науки Российской Федерации;
опубликовано достаточное количество научных статей по теме исследования (ОПК-6, 7, 8); пройдена практика;
осуществлено участие в ряде научных мероприятий; завершена и оформлена опытно-экспериментальная работа (при ее наличии);
подготовлен заключительный доклад и презентация для обсуждения диссертации в лаборатории (центре);
подготовлены: три публикации в рецензируемых научных изданиях, рекомендованных ВАК Минобрнауки России; три выступления на всероссийских или международных конференциях; выступления на заседаниях научного подразделения.
Рекомендуемые функции научного руководителя аспиранта
Научный руководитель:
оказывает помощь в составлении индивидуального плана аспиранта, согласовывает с аспирантом график консультаций и отчетности и контролирует выполнение в установленные сроки;
представляет характеристику научно-исследовательской деятельности аспиранта один раз в полгода;
выявляет личностные и профессиональные интересы аспиранта в ходе выбора направления исследовательской работы;
консультирует на всех этапах работы аспиранта, помогая определить тему, цель, задачи исследования;
помогает определить круг изучаемых источников и теоретические, методологические основания исследования аспиранта;
обсуждает с аспирантом проблематику и план публикаций и выступлений;
оказывает помощь в обобщении сведений из различных областей знания, отечественных и зарубежных источников, включая собственные изыскания;
обсуждает проблемы, возникающие при воплощении научного замысла в научные тексты, доклады, методические разработки;
помогает определить содержание опытно-экспериментальной работы и организовать ее;
формирует и совершенствует навыки создания научных текстов различных видов, исследовательскую компетенцию;
организует выступления аспиранта в лаборатории (центре), на ученом совете Института;
осуществляет научное редактирование материалов аспиранта, подготовленных к публикации;
обеспечивает участие в конференциях и при возможности выступления с сообщениями;
организует контакты аспиранта с представителями других научных подразделений;
при необходимости дает отзыв на подготовленную к публикации рукопись;
регулярно заполняет предусмотренную отчетную документацию, включая отзыв о работе аспиранта;
помогает в исправлении замечаний экспертов по статьям и тексту диссертации;
оказывает помощь на всех этапах подготовки диссертации.
При подготовке диссертации необходимо знать: Вдиссертационномисследованииосуществляется:
— изучение фактов (описаний реальных образовательных событий, процессов), статистики, мнений экспертов, свидетельствующих о состоянии проблемы и имеющихся подходов к ее решению, выдвижение собственных идей и предположений;
— четкое выделение того нового знания, которое получено лично аспирантом посредством проводимого им исследования;
— корректировка и уточнение базовых понятий и концептуальных положений исследования;
— формулировка выводов исследования;
— сопоставление своих результатов с полученными другими авторами — отечественными и зарубежными;
— обоснование достоверности, новизны и теоретической значимости результатов;
— построениезащищаемых положенийкакинтегрированныхответов на задачи исследования;
— написание текста диссертации как развернутого отчета о ходе и результатах исследования;
— рефлексия новизны и теоретической значимости результатов;
— подготовка выводов, значимых для практики, как особого результата диссертационного исследования.
Примерная типология исследований
Исследования по истории педагогики и образования требуют работы в архивах, разработки источниковой базы, использования различных методик анализа источников, систематизации исторических фактов, сопоставления их различных интерпретаций.
Исследования по педагогической компаративистике предполагают перевод и изучение оригинальных неадаптированных источников, разработку критериальных оснований для сравнительно-педагогического анализа, систематизации зарубежных исследований попроблеме, владение приемами компаративного анализа. Требуется изучение и введение в научный оборот новых иноязычных источников, включая научные публикации, научные отчеты, нормативные акты различных уровней. В процессе исследования рекомендуется сотрудничество с учеными и представителями образовательных систем изучаемых стран.
Висследованиях почастнымметодикам целесообразен анализ отечественных и зарубежных предметных концепций и авторских систем предметного обучения.
В методологических исследованиях необходимо обращение к современным гносеологическим концепциям, анализ методологических подходов, опыта их использования в научных исследованиях и прикладных результатах.
В междисциплинарных исследованиях требуется анализ диалектики части и целого (частных представлений и целостной картины изучаемого явления), соотнесения функций и вклада различных дисциплин в создание холистического образа изучаемого процесса.
Концептуальное ядро исследования:
— в диссертациях по методологии педагогики (13.00.01): описание сущностных характеристик разрабатываемого методологического подхода или регулятива; раскрытие эффективности предлагаемого методологического подхода (регулятива) при проектировании, реализации и оценке результативности педагогического исследования;
— в теоретико-экспериментальных диссертациях по проблемам обучения и воспитания (13.00.01, 13.00.08): концептуальное описание исследуемого процесса — предполагаемой «связки»: цель-содержание-условия-методики-технологии-критерии;
— в диссертациях по проблемам педагогической компаративистики (13.00.01): предмет сравнительного анализа, источники, оценка зарубежного опыта и рекомендации по его использованию;
— в диссертациях по истории педагогики (13.00.01): проблема, хронологические рамки, источники, основные историографические характеристики изучаемого феномена; нахождение, систематизация и интерпретация фактического материала; разработка положений концепции, исторически обоснованные выводы;
— в диссертациях по частным методикам (13.00.02): выделение исследуемой области предметного содержания, замысел методической системы; содержательный и процессуальный аспект изучаемой области, разработка и апробация предлагаемой методической системы.
Указанные концептуальные характеристики задают определенные рамки и проблематику педагогического исследования, его абстрактную схему (модель), которую по мере решения исследовательских задач аспирант будет наполнять конкретным содержанием.
Актуальность исследования
Актуальность должна быть доказана посредством показа сути практической проблемы и дефицита научного знания, необходимого для ее решения. Анализ актуальности раскрывает «клубок противоречий», суть проблемы.
Объект, предмет и цель исследования
Объект—этопедагогическоеявление, процесс, деятельность, ситуация, которые существуют объективно, их можно наблюдать и измерять.
Предмет — сторона, проявление объекта, один из протекающих в нем процессов. Исследование предмета дает знание, необходимое для решения проблемы.
Цель — обобщенное описание, образ продукта исследования.
Гипотеза
Гипотеза должна ясно отражать предлагаемые автором нововведения
в образовательный процесс, эффективность которых можно проверить на опыте. Она, как наблюдаемое и проверяемое новшество, отражает идею исследования—представление о педагогической цели и средствах ее достижения. Чаще всего гипотеза — это предположение об условиях, при которых может быть достигнут ожидаемый результат.
Задачи исследования
Задачи содержат основания для выявления и обоснования предполагаемой новизны исследования. Задачи предпочтительнее формулировать с использованием не существительных, а глаголов: «установить», «выявить», «разработать», «проверить в эксперименте», «обосновать», «доказать», «создать» и т.п.
Новизна исследования
Новизна исследования проявляется в новой постановке проблемы и новых подходах к ее решению, в описании и трактовках новых явлений педагогической реальности; в критической оценке сложившихся подходов; в новых идеях, методиках и технологиях; в нахождении нового опыта, новых понятий и имен.
Основные методы исследования
Анализ: теоретический, сравнительно-сопоставительный, комплексный, системный, компаративный, факторный, корреляционный, регрессионный, историко-педагогический, историко-компаративный, контент-анализ.
Моделирование: дескриптивное, нормативное.
Классификация. Систематизация.
Экспертиза (метод экспертной оценки).
Создание экспериментальных ситуаций.
Педагогический эксперимент: формирующий, констатирующий, пилотный.
Прогностические методы: мультисценарность, метод усреднения вариантов и др.
Статистические методы.
Математические методы.
Анкетирование.
Интервьюирование (метод глубинных интервью).
Педагогическая диагностика: тестирование, мониторинг, опрос.
Монографическое изучение.
Нарративный анализ.
Применение любого из перечисленных во Введении методов требует своего отражения (а подчас — и обоснования) в научной работе.
Эмпирическая база исследования
Включает не только результаты собственных наблюдений и экспериментов, но и анализ передового и негативного опыта в рассматриваемой сфере.
Примечание.Данныерекомендации уточняютрядпозицийпоподго-товке диссертации по итогам экспертных наблюдений и не претендуют на полноту. При обучении по заочной форме рекомендации корректируются в расчете на 3,5-4 годаобучения.
Нормативные акты
ГОСТ Р 7.0.11-2011. Диссертация и автореферат диссертации. Структура, правила оформления
ГОСТ Р 7.0.5-2008. Библиографическая ссылка. Общие требования и правила составления.
ГОСТ 7.1-2003. Библиографическая запись. Общие требования и правила составления.
Положение о порядке присуждения ученых степеней, утвержденное постановлением Правительства РФ № 842 от 24.09.2013 г. (в действующей редакции).
ФГОС ВО понаправлению подготовки кадров высшейквалификации 44.06.01 Образование и педагогические науки, утвержденный приказом Минобрнауки России N° 902 от 30.07.2014 г. (в действующей редакции).