Научная статья на тему 'Методические рекомендации по изучению марийского народного танца в процессе профессиональной подготовки студентов хореографических специальностей'

Методические рекомендации по изучению марийского народного танца в процессе профессиональной подготовки студентов хореографических специальностей Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
2681
246
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАРИЙСКИЙ ТАНЕЦ / MARI DANCE / ТАНЦЫ НАРОДОВ ПОВОЛЖЬЯ / DANCE OF THE VOLGA / НАРОДНЫЙ ТАНЕЦ / FOLK DANCE

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Майорова Валерия Михайловна

Статья посвящена специфическим чертам и особенностям марийского танца и содержит методические рекомендации по его изучению студентами хореографических специальностей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

This article focuses on specific features and characteristics of the Mari dance and contains guidelines for students studying choreography.

Текст научной работы на тему «Методические рекомендации по изучению марийского народного танца в процессе профессиональной подготовки студентов хореографических специальностей»

J

L

музыкальный материал, далеко уходящий по тематическому рисунку от основных построений, как с интонационной, так и с метроритмической стороны, и в то же время непрерывно утверждающий связь между первоначальной темой и, казалось бы, ничем не похожими на нее ответвлениями. Это своеобразный способ конструирования целостного образа путем развития материала, потенциально заключенного в мелодических элементах темы.

Формированию у участников оркестра или ансамбля умения развивать музыкальный материал способствует работа над секвенциями.

Секвенция — «мотив — наименьшая самостоятельная формообразующая единица, обладающая образной выразительностью» (1, с. 37), представляет собой повторе-

ние мотива, фразы, а иногда и целого предложения от любой ступени гаммы. Это один из важных приемов развития музыкального материала, представляющий собой мелодический и ритмический элемент импровизации. Секвенции могут быть диатоническими и хроматическими. Диатоническая секвенция — перемещение музыкального материала по ступеням гаммы в пределах одной тональности, хроматическая — по ступеням хроматической гаммы.

Рамки статьи не позволяют более подробно раскрыть методику обучения импровизации, но в настоящее время появились различные школы, методические и учебные пособия, в которых достаточно полно раскрываются различные аспекты педагогического процесса обучения джазовой импровизации.

Примечания

1. Бриль, И. Практический курс джазовой импровизации : учебное пособие / И. Бриль. — М.: Советский композитор, 1987.

2. Кузнецов, В. Г. Теория и методика учебно-творческого процесса в любительских эстрадных оркестрах и ансамблях : учебник / В. Г. Кузнецов. — М.: Музыка, 2000.

ЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ИЗУЧЕНИЮ МАРИЙСКОГО НАРОДНОГО ТАНЦА В ПРОЦЕССЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ ХОРЕОГРАФИЧЕСКИХ

СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ

В. М. Майорова

Московский государственный университет культуры и искусств

Статья посвящена специфическим чертам и особенностям марийского танца и содержит методические рекомендации по его изучению студентами хореографических специальностей. Ключевые слова: марийский танец, танцы народов Поволжья, народный танец.

This article focuses on specific features and characteristics of the Mari dance and contains guidelines for students studying choreography.

Key words: Mari dance, dance of the Volga, folk dance.

1997-0803 ВЕСТНИК МГУКИ 5 (49) сентябрь-октябрь 2012 171-176 171

ЖМ 1997-0803 * Вестник МГУКИ * 2012 * 5 (49) сентябрь-октябрь ^

Московский государственный университет культуры и искусств — один из старейших вузов культуры и искусств России. За свою восьмидесятилетнюю историю он стал одним из лидеров отраслевого образования. Образовательная деятельность МГУКИ основывается на традициях фундаментального университета и российского высшего образования в сфере культуры и искусств. Это обеспечивает высокий международный статус университета и стабильность спроса на его общеобразовательные услуги в российском обществе. Политика МГУКИ в области качества образования является неотъемлемым элементом стратегии университета и основой планирования его образовательной деятельности. При этом необходимо совершенствовать структуру и содержание образовательных программ, открывать новые направления подготовки специалистов для сферы культуры и искусства.

В связи с глобализацией и модернизацией мирового пространства прогрессивные деятели культуры обеспокоены вопросом сохранения народных традиций как базового элемента национальной культурной политики. С недавнего времени в современном хореографическом профессиональном образовании стала ощущаться нехватка знаний выпускниками-хореографами лексики танцев малых народов нашей Родины. В связи с этим в состав предметов «Народно-сценический танец», «Методика преподавания народно-сценического танца», «Композиция народно-сценического танца» кафедры народного танца МГУКИ вошла тема «Танцы народов Поволжья».

Как действующий преподаватель кафедры народного танца МГУКИ и бывшая артистка государственного ансамбля танца «Марий Эл», считаю необходимым и полезным для хореографического факультета дать методические рекомендации по преподаванию марийского народного танца как части, входящей в состав темы

«Танцы народов Поволжья».

Марийский танец имеет ряд специфических черт и особенностей, отличающих его от танцев других народов, что затрудняет его изучение людьми не марийской национальности или не живущими в республике Марий Эл.

При изучении марийского танца преподаватель и студенты могут столкнуться с рядом трудностей, которые необходимо преодолеть. Это непривычная для неподготовленного человека певучая и мягкая пластика рук в женском классе и очень энергичная, пружинистая дробь в мужском.

При разучивании этих элементов марийского народного танца преподавателю необходимо обратить внимание на характерную манеру и добиться от студентов верного их исполнения. Всё это достигается правильно составленным комплексом упражнений отдельно для женского и мужского классов.

Комплекс упражнений для женского класса на начальном этапе обучения в основном направлен на развитие гибкости и мягкости кисти, запястья и предплечья, выработку кантилены, связанности и певучести движения руки. Упражнения для рук необходимо сочетать с поворотами головы, направлением взгляда, лёгкой улыбкой. При изучении ходов и проходок в женском классе необходимо обратить внимание на грациозность и лёгкую пружинку в танцевальном шаге, а проучивая дроби, добиться понимания отличия методики и техники исполнения марийской дроби от русской. Самое сложное в женском классе — это связать воедино певучие руки и чёткую дробь. Поэтому все элементы проучиваются сначала отдельно и только затем соединяются.

Мужская манера исполнения марийского танца отличается удалью и напором. Гордая посадка головы, энергичные руки и характерная особенность, отличающая марийский танец от многих других, — мужская дробь. Так же как и в женском, в муж-

ском классе рекомендуется проучить сначала все элементы отдельно, а затем соединить. Особое внимание необходимо уделить изучению дробей. Их в мужском марийском танце достаточно много, и они очень интересны и своеобразны.

Скрупулёзно и точно разучив на начальном этапе отдельно женские, отдельно мужские элементы, поняв их отличительные особенности и овладев методикой и техникой исполнения данных элементов, можно приступать к дальнейшему изучению марийского танца.

Следующий этап предполагает соединение женского и мужского классов для совместного изучения парных марийских танцев. В парных танцах исполнители редко соприкасаются друг с другом. В основном девушка грациозно манит и поддразнивает парня, а он энергично и напористо дробит возле и вокруг неё. Но есть разнообразные положения и зацепы в парах. При изучении парных танцев необходимо добиться от студентов верной манеры исполнения, уважительного отношения друг к другу.

На третьем этапе изучаются основные танцы, бытующие в районах республики Марий Эл, а также танцы групп марийцев, локально проживающих вне республики. Местами компактного проживания марийцев являются Прикамье, Приуралье, территории Татарстана, Башкортостана, Удмуртии, Пермской, Кировской, Нижегородской, Свердловской областей. Имея общую национальную основу, марийский танец в различных регионах расселения народа имеет свои различия. Современная наука делит марийский народ на три основные этнографические группы: луговые, горные и восточные. Кроме основных групп, в юго-западных районах Кировской и северо-восточных районах Нижегородской областей проживают так называемые северо-западные марийцы. Луговые мари проживают на территории республики Марий Эл, кроме Горномарийского и Килемарского райо-

нов, а также в Уржумском, Малмыжском, Яранском, Санчурском, Кильмезском районах Кировской области и Тоншаевском районе Нижегородской области. Группа Луговых мари делится на Йошкар-олинскую, Сернурско-торъяльскую, Моркинско-звени-говскую и Уржумско-малмыжскую подгруппы.

В Йошкар-олинской подгруппе очень популярен танец кругового композиционного построения. Исполнители под аккомпанемент гармони, барабана и пение частушек движутся по кругу по ходу солнца. Затем пение прекращается, гармонист играет громче и задорнее, а танцующие исполняют дробь в продвижении. Пройдя круг или два, резко поворачиваются и исполняют всё то же самое в обратном направлении. Очень часто вслед за круговым исполняется танец линейного композиционного построения. Танцующие выстраиваются в две линии друг напротив друга и поочерёдно начинают подходить, линия на линию. Затем крайние по диагонали идут навстречу друг к другу и кружатся в центре под правые, после — под левые руки и расходятся либо на свои, либо, как вариант, на противоположные места. Вслед за первой в центр идут следующие пары, и так повторяют, пока все не перетанцуют. Пение частушек заменяется возгласами «ой», «ойра». Как сказано выше, эти два танца всё чаще исполняются друг за другом, но под разные мелодии, и с течением времени можно наблюдать рождение двухчастной формы марийского бытового танца.

Танцы Сернурско-торъяльской подгруппы часто исполняются под волынку (шювыр) и барабан (тюмыр). Они наиболее полно сохранили древние черты и отголоски тотемности. В женском танце встречаются такие движения, как покачивание бёдрами, прищёлкивание пальцами. Парные танцы здесь напоминают любовные танцы птиц и перекликаются с финно-угорской мифологией, где светлая и тёплая Страна птиц противопоставляется мрачной и тёмной

J

L

ISSN 1997-0803 * Вестник МГУКИ . 2012 . 5 (49) сентябрь-октябрь ^

Стране мрака. Соединяет их по земле великая река, а по небу — Дорога птиц, или Млечный путь. Кстати, у марийцев он называется «Кайыккомбо корно» и переводится как «Путь орлов и гусей».

Наиболее характерными танцами Мор-кинско-звениговской подгруппы являются свадебные. Музыкальное сопровождение состоит из целого ансамбля барабанов различной тембровой окраски — от низкого басового до звонкого высокого тюмы-ра и волынок. Исполнители берут в руки ритуальные предметы. Женщины танцуют с платками, а мужчины и парни с хлыстами.

Танцы и песни Уржумско-малмыжской подгруппы близки к танцам и песням Сернурско-торъяльской подгруппы. Интересен танец-шествие Уржумского района Кировской области. Исполнители становятся парами и берут друг друга под руки, идут под песню по кругу; в конце каждого куплета останавливаются и долго тянут последнюю ноту, затем снова начинают сначала. Из быстрых темповых танцев распространена «Вятская пляска». В круг выходят парень и девушка и танцуют друг перед другом. К ним присоединяется ещё один парень и в танце отбивает девушку у первого. Первый уходит в круг или к другой девушке. К первой девушке подходит третий парень и так продолжается, пока каждый парень не перетанцует с каждой девушкой. Если парень не выдерживает темпа пляски, то его называют «слабаком». В танцевальной лексике Кильмезского района Кировской области присутствует такой элемент, как «русский ключ». Чаще исполняют одинарный, но встречается двойной или даже тройной. «Ключи» исполняются в марийском характере, что смотрится очень органично. Гармонисты с успехом играют «Барыню», которая тоже звучит по-марийски. Самый любимый танец в Кильмезском районе — «Строй».

Горные мари проживают в основном в Горномарийском и Килемарском районах республики Марий Эл. В мужском танце

встречается «присядка», а в женском такие элементы, как «ёлочка» и «гармошка». Один из любимых танцев — «Круговой». Это темповой быстрый танец. Исполнители берутся за руки на уровне высоты плеч и бегут «переменным бегом» по кругу целый куплет. На припев или весь следующий куплет дробят на месте, не разрывая рук, но поворачивая корпус то в одну, то в другую сторону, общаясь друг с другом. Танец повторяется сначала. В конце дробят долго — до семи-восьми куплетов лицом в круг и кланяются гармонисту. Мелодии, сопровождающие танец, считаются не только горномарийскими. Они распространены также на территории Чувашской республики и Татарстана. Также популярен пришедший, вероятно, с Нижегородской ярмарки танец «Сормовской». Сормово — бывший пригород Нижнего Новгорода. Горномарийский город Козьмодемьянск и Нижний Новгород издавна имели прочные экономические и культурные связи. Танцующие становятся в круг по парам друг против друга. Исполняют четыре хлопка в ладоши, затем «дробь» (часто «русский ключ»). Ещё раз повторяют хлопки и дробь. Это занимает восемь тактов при музыкальном размере две четверти. Следующие восемь тактов кружатся под правые руки и останавливаются, перейдя на один интервал по кругу. Танец повторяется сначала с другими партнёрами.

В Восточную группу входят мари, проживающие в Свердловской и Пермской областях России, а также в Башкортостане, Удмуртии и Татарстане. Восточные марийцы до настоящего времени сохраняют свои народные бытовые танцы. Это танец кадрильного типа, в котором участвует четыре тройки исполнителей «Латкокыт» (Двенадцать); танец, в котором исполнители соединяются в пары, кружатся, затем расходятся, затем вновь соединяются, подражая течению воды «Вюд йоген» (Ручеёк); танец-игра, исполняющийся в конце гуляния «Пар качалын» (Ищу пару), где каждый

парень выбирает девушку, чтобы проводить её домой. Один из самых распространённых танцев — «Кандаш» (Восьмёрка). Здесь исполнители выписывают во время продвижения восьмёрки. Парни становятся друг против друга. К каждым двум парням подходит девушка. В каждой тройке исполняется рисунок «шен». Затем парни собираются в общий круг к гармонисту и исполняют «тывырдык» (дробь), а девушки делают изящный поворот (распускают юбку) и либо переходят к следующим парням, либо уходят к зрителям. Гармонист играет музыкальную «отбивку», и танец начинается заново с другими партнёрами. Самым любимым танцем, несомненно, является «Кандра» (Верёвочка). Принимать участие в нём может неограниченное количество человек. Этот танец имеет зигзагообразное построение, где две линии танцующих, продвигаясь, как бы заплетают верёвку вокруг средней линии. Под пение частушек танцующие идут шагом, затем после двух тактов музыкальной отбивки громко звучит вопрос «Туге мо?» (Так ли?), и девушки отвечают парням «Садыге шол!» (Так!). Мужчины энергично дробят, резко взмахивая руками, а женщины исполняют плавный частый ход, только изредка дробя, и прищёлкивают пальцами. В деревне Ильнеть Менделеевского района Республики Татарстан бытует оригинальная кадриль елабужских мари. «Ильнетская кадриль» (по-марийски «Элнет кадриль») имеет особенную структуру: чередование изменяющейся части и постоянно повторяющейся неизменяемой. В музыке такую форму принято называть «рондо», в нем имеются рефрен и несколько чередующихся эпизодов. Применение же подобной структуры в хореографии марийских переселенцев привело к появлению некоего нового феномена — марийской кадрили. Появился совершенно новый танец с только ему присущим характерным признаком: каждое новое движение (колено) непременно чередуется с рефреном. Таким образом, в терминологическом словаре современной

хореографии появился новый вид народного танца со своим конкретным определением: марийская кадриль — многофигурный народный танец, в котором каждое движение чередуется с неизменным рефреном.

Марийский танец оригинален, колоритен и очень самобытен, как и культура народа мари в целом. Региональные особенности, имеющиеся в марийском танце, украшают его, делают богаче и интереснее.

Проанализировав марийский танец с его региональными особенностями, можно сделать вывод, что основные марийские танцы имеют двухчастную форму композиционного построения, где первая часть достаточно спокойная, сдержанная и даже лирическая, а вторая, напротив, очень динамичная. Характерно, что динамика получается не за счёт быстрого темпа, а за счет очень энергичной дроби. Первая часть в основном идёт в сопровождении песни, гармони и шиялтыша (свирели). Вторая часть «тывырдык» без песни, но с тюмыром (барабаном).

Четвёртый этап изучения марийского народного танца предполагает ознакомление с танцами из репертуара государственного ансамбля танца «Марий Эл» в постановке Михаила Петровича Мурашко. Для этого используется видеоматериал. М.П. Мурашко — профессор кафедры народного танца МГУКИ, академик, заслуженный деятель искусств России и республики Марий Эл, лауреат Государственных премий, основоположник марийской народно-сценической хореографии, автор книг «Танцы Марий Эл», «Танцы Марийского края», «Марийские сюжетные танцы» и др. Рекомендуется по выбору преподавателя проучить один или несколько танцев практически, то есть непосредственно в репетиционном классе. Например, танец Медведевского района республики Марий Эл «Ой, луй модеш, луй модеш» («Ой, куница как играет»), старинный танец Новоторъяльского района «Шювыр» («Волынка»), свадебный танец Моркинского района «Морко сюан куш-

ЖМ 1997-0803 * Вестник МГУКИ . 2012 * 5 (49) сентябрь-октябрь ^

тымаш» («Свадебный танец Моркинского района»), народный танец Кильмезского района Кировской области «Строй», выход и финал «Горномарийских народных игр» («Кырык мары мадмашвла»), народный танец Калтасинского района республики Башкортостан «Латкокыт» («Двенадцать»), танец елабужских мари «Элнет Куштымаш» («Ильнетская круговая»), первое соло танца-игры восточных мари «Вич мужыр» (Пять пар»). Это сценические танцы, наиболее приближенные к фольклорным. Они легли в основу концертной программы «Танцы марийского края», показанной в Концертном зале имени П.И. Чайковского 2 апреля 1991 года, и являются результатом многолетнего и многостороннего изучения марийского танцевального и музыкального фольклора.

Сохранение традиций народной хорео-

графии является важной и актуальной задачей. Народная хореография — неотъемлемая часть народной культуры, и ее изучение очень важно для повышения качества подготовки специалистов сферы культуры и искусств. Высшие учебные заведения ориентируются на общественную практику, на сохранение и развитие культуры, на открытие новых специальностей и специализаций, которые необходимы социально-культурной жизни России. Общественная и культурная миссия Московского государственного университета культуры и искусств направлена на сохранение и развитие лучших традиций гуманитарного образования, отечественной и мировой культуры, на консолидацию общества, на дальнейшее развитие гуманной социально-культурной среды путем приобщения всех слоев населения к духовной культуре и гуманистическим традициям.

Примечания

1. Герасимов, О. Очерки по народной хореографии мари. Опыт музыкально-этнографического анализа / О. Герасимов. — Йошкар-Ола, 2001. — 104 с.

2. Кузнецова, Т. В. Гуманитарная миссия образования в сфере культуры и искусств: навстречу VI Международному симпозиуму «Вузы культуры и искусств в международном образовательном пространстве: традиции славянского мира и современные межкультурные взаимодействия / Т. В. Кузнецова // Вестник МГУКИ. — 2012. — № 2 (46) март — апрель. — С. 6—10.

3. Макарова, Н. А. Ансамбль имени республики. Государственный ансамбль танца «Марий Эл» / Н. А. Макарова. — Йошкар-Ола: ГУП РМЭ «Газета «Марий Эл», 2011. — 96 с.

4. Мурашко, М. П. Танцы Марийского края / М. П. Мурашко. — Йошкар-Ола: Марийское книжное издательство, 1995. — 295 с.

5. Мурашко, М. П. Танцы Марий Эл: из репертуара Государственного ансамбля песни и танца «Марий Эл» / М. П. Мурашко. — Йошкар-Ола, Марийское книжное издательство, 1981. — 262 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.