МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К ОЦЕНКЕ УСТОЙЧИВОСТИ БЮДЖЕТОВ СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Слепова К. Э.*
студент
*ФГБОУ ВО «Мордовский государственный университет им. Н. П. Огарёва», Саранск, Россия
Аннотация:
В статье рассматривается методика оценки регионального бюджета. Особое внимание уделено методическим приемам и инструментам оценки бюджета на региональном уровне. Дано понятие устойчивости бюджета, выявлены факторы, влияющие на нее. В статье обосновывается необходимость оценки устойчивости региональных бюджетов. Проведена диагностика бюджетной устойчивости на примере Республики Мордовия.
Ключевые слова:
бюджет субъекта РФ, бюджетная устойчивость, бюджетные коэффициенты, методика оценки, финансовая независимость
УДК 336.14:075.1
Р01: 10.24411/2658-6932-2021-10000
Для цитирования: Слепова К. Э. Методические рекомендации к оценке устойчивости бюджетов субъектов Российской Федерации / К. Э. Слепова // Контентус. - 2021. - № 6. - С. 34 - 42.
Бюджетная устойчивость - это состояние бюджета, при котором обеспечивается нормальное функционирование субъекта публичной власти, реализация всех закрепленных за ним полномочий на основе полного своевременного финансирования предусмотренных по бюджету расходов, включая погашение и обслуживание внутреннего и внешнего долга [4].
Несмотря на многообразие трактовок категории «устойчивость бюджета», в научной литературе отсутствует дефиниция, отражающая диалектическую взаимосвязь устойчивости бюджета и условий обеспечения экономической безопасности субъекта федерации. По-нашему мнению, под
устойчивостью бюджета субъекта федерации следует понимать такое состояние бюджета, при котором обеспечивается сбалансированность доходов и расходов бюджета, способность поддерживать финансовую самостоятельность субъекта федерации, реализовывать национальные интересы.
Вопрос об устойчивости государственных финансов приобретает особую значимость в современных условиях. Вместе с тем многие проблемы оценки устойчивости бюджета остаются дискуссионными и недостаточно исследованными. Например, отсутствует единая система индикаторов, способная комплексно оценить основные параметры бюджета с позиции его устойчивости.
В этой связи, первостепенной задачей является определение набора количественных критериев и показателей, анализ которых дает основание диагностировать устойчивость или неустойчивость бюджета.
В первую очередь необходимо определиться с факторами, влияющими на бюджетную устойчивость. Все факторы можно разделить на 2 большие группы: внутренние и внешние факторы (рисунок 1).
Рисунок 1 - Факторы, влияющие на устойчивость бюджета
В свою очередь к внешним факторам, влияющим на устойчивость бюджета, необходимо отнести: политико-правовые факторы, к которым относятся правовое обеспечение фискальной и денежно-кредитной политики
государства; экономические факторы (уровень инвестиционной активности, уровень инновационного развития, налоговый климат); социальные факторы, такие как: покупательная способность населения, демографические факторы и др.; технологические факторы: инфраструктурные, инновационные и экологические.
К внутренним факторам относятся: управление собственными доходами (объем и структура собственных доходов бюджета); управление объемом государственного долг^ межбюджетное взаимодействие региона с федеральным центром (система предоставления межбюджетных трансфертов).
Проведение диагностики устойчивости регионального бюджета предполагает использование определенных критериев, ими являются индикативные показатели и их пороговые значения. Система показателей должна заблаговременно сигнализировать о рисках и угрозах, с целью принятия мер по снижению уровня риска и нейтрализации угроз. Как уже было сказано ранее, в настоящее время не существует единого подхода к набору индикаторов бюджетной безопасности, позволяющих оценить бюджетную устойчивость. Для проведения диагностики бюджетной устойчивости необходимо рассмотреть подходы различных ученых к оценке бюджетной устойчивости. Е. Н. Гладковская выделяет следующие индикаторы оценки финансовой устойчивости регионального бюджета (таблица 1):
Таблица 1 - Индикаторы бюджетной устойчивости, разработанные Е. Н. Гладков-ской.
Индикатор Пороговое значение
Процент исполнения доходов бюджета 100%
Процент исполнения расходов бюджета 95% - 100%
Коэффициент соотношения исполнения доходов и расходов бюджета >1
Коэффициент автономии регионального бюджета >0,5
Коэффициент покрытия бюджетной задолженности <1
Коэффициент сбалансированности регионального бюджета >0,85
Коэффициент отношения дефицита к доходам регионального бюджета без учета безвозмездных поступлений >0
Также Е. Н. Гладковская, И. М. Цало, Л. Б. Тетеркина разработали модель балльной оценки финансовой устойчивости регионального бюджета, которая базируется на применении набора коэффициентов в анализе бюджета. Тип финансовой устойчивости определяется рядом показателей и зависит от их значений в комплексе (таблица 2) [3].
Таблица 2 - Балльная оценка финансовой устойчивости регионального бюджета
Тип устойчивости Процент исполнения доходов бюджета Процент исполнения расходов бюджета Коэффициент отношения исполнения доходов и расходов бюджета Коэффициент автономии регионального бюджета Коэффициент отношения расходов и собственных доходов бюджета Коэффициент покрытия бюджетной задолженности Коэффициент сбалансированности регионального бюджета Коэффициент отношения дефицита к доходам регионального бюджета без учета безвозмездных поступлений Коэффициент обеспеченности резервами Присвоение баллов за единичный показатель
Устойчивое положение региона >10 0 <100 >1 >0,5 <0,5 <1 >0,85 >0 0,03 1
Неустойчивое положение региона 100 100 1 0,5 0,5 1 0,85 > - 0,10 <0,0 3 0,5
Кризисное по-ложе-ние региона <10 0 >100 <1 <0,5 >0,5 >1 <0,85 < - 0,10 <0 0
Данная методика позволяет присвоить бюджету конкретный тип финансовой устойчивости.
Диапазоны суммарной бальной оценки для определения типа финансовой устойчивости:
- для устойчивого финансового положения региона от 6 до 9 баллов;
- для неустойчивого финансового положения региона от 3 до 6 баллов;
- для кризисного положения региона меньше 3 баллов. Разработкой индикаторов для оценки устойчивости регионального
бюджета занимались и такие ученые как: Н. Н. Гапоненко, Н. А. Хуторова, В. И. Флегонтов [2]. В набор бюджетных коэффициентов для оценки бюджетной устойчивости они включают:
- доля собственных налоговых и неналоговых доходов,
- доля и структура безвозмездных поступлений в доходной части бюджета,
- индекс налогового потенциала,
- уровень бюджетной обеспеченности до и после распределения дотаций,
- долговая нагрузка,
- доля расходов на обслуживание госдолга в общем объеме расходов бюджета без учета расходов, осуществляемых за счет субвенций,
- коэффициент бюджетной результативности.
На сегодняшний день значительный объем государственного долга характерен для большинства субъектов Российской Федерации. Управление объемом долговых обязательств субъектов РФ, является одним из наиболее важных вопросов региональных финансов.Принимая во внимание данный факт, необходимо рассмотреть показатели оценки долговой устойчивости, установленные Бюджетным кодексом Российской Федерации. В статья 107.1 БК РФ установлены верхние допустимые пределы государственного долга субъектов РФ (таблица 3) [1].
Таблица 3 - Верхние допустимые пределы государственного долга субъектов Российской Федерации, установленные Бюджетным кодексом РФ.
Показатель Пороговое значение
группа заемщиков с высоким уровнем долговой устойчивости группа заемщиков с низким уровнем долговой устойчивости
Объем государственного долга субъекта РФ к общему объему доходов бюджета без учета безвозмездных поступлений не более 50% 85%
Годовая сумма платежей по погашению и обслуживанию государственного долга субъекта РФ, возникшего по состоянию на 1 января очередного финансового года не более 13% 18
Доля расходов на обслуживание государственного долга субъекта РФ в общем объеме расходов соответствующего бюджета, за исключением объема расходов, которые осуществляются за счет субвенций, предоставляемых из бюджетов бюджетной системы РФ не более 5% 8%
Для оценки устойчивости регионального бюджета Республики Мордовия были проанализированы показатели, которые на наш взгляд, в наибольшей степени отражают угрозы устойчивости регионального бюджета. По каждому из индикаторов был рассчитан интегральный показатель - формула 1.
1=
^норм
п
(1.1)
где I - интегральный показатель
К) - фактическое значение соответствующего показателя бюджетной сферы
К}норм - нормативное значение соответствующего показателя бюджетной безопасности
п - количество анализируемых показателей
Данный интегральный показатель варьируется от 0 до 1. Где 0 - это минимальное значение, а 1 - максимальное. Пороговое значение индикатора 0,5 [6].
Диагностика остроты кризисной ситуации в контексте устойчивости регионального бюджета Республики Мордовия представлена на рисунке 2.
Коэффициент сбалансиро ванно сти бюджета (К5)
83,07
Отношение государственного долга к объему ВРП (К4)
Коэффициент налоговой нагрузки, в % к ВРП (К1) 125
Отношение государственного долга к собственным доходам (К2)
,ефицит бюджета к общему объему доходов(К3)
Рисунок 2 - Оценка остроты кризисной ситуации устойчивости бюджета публики Мордовия
Рес-
Анализируя рисунок 2, можно сделать следующие выводы: в зону «критического» риска попали следующие индикаторы: коэффициент налоговой нагрузки, в % к ВРП; отношение государственного долга к собственным доходам; дефицит бюджета к общему объему доходов. Это говорит о наличии реальных угроз экономической безопасности и требует принятие незамедлительных мер по повышению уровня экономической безопасности в исследуемой сфере.
Показатель «Отношение государственного долга к объему ВРП» находится в зоне «катастрофического риска», это связано с растущим объемом государственного долга на протяжении анализируемого периода. Тенденция к снижению у данного показателя наблюдается в период с 2019 г. по 2020 г., что можно обозначить как положительную тенденцию, но значения индикатора превышают свой норматив в несколько раз, что является угрозой для экономической безопасности региона.
Коэффициент сбалансированности бюджета находится в зоне «умеренного» риска. Такое положение индикатора не представляет существенной угрозы экономической безопасности, но данный индикатор должен подвергаться постоянному мониторингу, для своевременной сигнализации о возникающих угрозах.
Повышение финансовой устойчивости бюджетов субъектов Российской Федерации является одним из наиболее важных вопросов обеспечения экономической безопасности региона. От того насколько устойчив бюджет региона зависит его финансовое состояние в целом, его экономический рост, а также его конкурентоспособность.
Список использованных источников
1. Бюджетный кодекс Российской Федерации [Электронный ресурс]: федер. закон Российской Федерации от 31. 07. 1998 г. № 145 - ФЗ. - Доступ из справ. -правой системы «Консультант Плюс»
2. Гапоненко Н. Н. Проблемы обеспечения финансовой устойчивости бюджетов субъектов РФ / Н. Н. Гапоненко, Н. А. Хуторова, В. И. Флегонтов // Актуальные проблемы социально - экономического развития России. - 2018. - № 4. - С. 82 - 91.
3. Гладковская Е. Н. Оценка финансовой устойчивости региональных бюджетов в России: методика и алгоритм ее применения/ Е. Н. Гладковская, И. М. Цало, Л. Б. Тетеркина // Вопросы управления. - 2019. - № 3 (58). - С. 191 -131
4. Грязнова А. Г. Финансово - кредитный энциклопедический словарь / А. Г. Гряз-нова. - М: Финансы и статистика, 2002. - 1168 с.
5. Лазарева Г. И. Некоторые аспекты устойчивости и безопасности бюджетной системы региона / Г. И. Лазарева // Ekonomick trendy/ - 2017. - № 3. - С. 27 - 35.
6. Маргасов Д. В. Метод оценки бюджетной безопасности субъекта РФ и муниципальных образований на основе определения коэффициента эффективности управления капиталом / Д. В. Маргасов // Российское предпринимательство. - 2012. - №5 (103). - С. 156 -159
7. Форина И. В. Бюджетной регулирование, макроэкономическая стабильность и экономический рост / И. В. Форина // Финансы. - 2017 . - № 1. - С. 16 - 18
8. Шеремета С. В. Анализ региональных финансов России и устойчивость долга регионов / С. В. Шеремета// Вопросы экономики - 2020. - № 2. - С. 30 - 58
9. Шкодинкий С. В. Оценка долговой устойчивости субъектов Российской Федерации / С. В. Шкодинский, Е. С. Гусакова // Вестник РГГУ. - 2018 . - № 4 ( 14) . - С. - 90 - 98
10. Янгиров А. В. Зарубежный опыт обеспечения устойчивости и сбалансированности местных бюджетов/ А. В. Янгиров, А. А. Яндимирова // Экономика, предпринимательство и право. - 2017. - № 1. - С. 43-48.
METHODOLOGICAL RECOMMENDATIONS FOR ASSESSING THE SUSTAINABILITY OF THE BUDGETS OF THE CONSTITUENT ENTITIES OF THE RUSSIAN FEDERATION
Slepova K. E.**
student
** National Research Mordovia State University, Saransk, Russia
Abstract:
The article discusses the methodology for assessing the regional budget. Particular attention is paid to methodological techniques and tools for assessing the budget at the regional level. The stability of the budget is given, the factors influencing it are revealed. The article substantiates the need to assess the sustainability of regional budgets. Diagnostics of budgetary sustainability was carried out on the example of the Republic of Mordovia.
Keywords:
budget of a constituent entity of the Russian Federation, budgetary stability, budget coefficients, assessment methodology, financial independence.