46 (253) - 2011
Репродуктивный анализ
УДК 314.68
МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ АНАЛИЗА РОДИТЕЛЬСКОГО ТРУДА*
А. П. БАГИРОВА,
доктор экономических наук, профессор кафедры социологии и социальных технологий управления Е-mail: [email protected]
О. М. ШУБАТ,
кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики и управления качеством продукции Е-mail: [email protected]
М. М. ПШЕНИЧНИКОВА,
соискатель кафедры социологии и социальных технологий управления Е-mail: [email protected] Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б. Н. Ельцина
В условиях демографического кризиса актуализируется поиск новых, нестандартных подходов к его преодолению. В статье рассматриваются методические принципы анализа родительского труда. Разработка и реализация методик с учетом этих принципов позволят получить результаты, которые повысят научность принятия решений в сфере демографической политики на региональном и федеральном уровнях.
* Статья предоставлена Информационным центром Издательского дома «ФИНАНСЫ и КРЕДИТ» при Уральском федеральном университете имени первого Президента России Б. Н. Ельцина.
Исследование выполнено в рамках федеральной целевой программы «Научные и научно-педагогические кадры современной России» на 2009-2013 гг., ГК № 14.740.11.0224
Ключевые слова: родительский труд, принцип, междисциплинарный подход, экономико-статистические методы анализа.
Одним из механизмов реализации концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 г., утвержденной Указом Президента РФ от 09.10.2007 № 1351, является проведение научных исследований демографических тенденций. В настоящее время стало очевидно, что для решения задач демографического развития страны усилий исключительно демографической науки недостаточно, здесь необходим междисциплинарный подход, сочетающий в себе положения экономики, демографии, социологии, психологии
и др. Экономические подходы к решению столь серьезной для нашей страны проблемы, несмотря на необходимость их сочетания с другими науками, выглядят наиболее адекватными. В связи с этим одним из перспективных направлений представляется рассмотрение деятельности по рождению и воспитанию детей в качестве трудового процесса, выделение деятельности по воспроизводству человеческого капитала в особый вид репродуктивного (прежде всего родительского) труда. Важно то, что изначальная цель выделения этого вида труда -сугубо практическая, состоящая в необходимости разработки механизмов его активизации в современной России, определения эффективных, адекватных инструментов и методов его стимулирования.
Введение в научный оборот категории родительского труда ставит перед исследователями целый ряд новых задач. Некоторые шаги в этом направлении уже сделаны [1, 3]. Однако нерешенными остаются методические вопросы изучения этого вида труда. В частности, представляется необходимым определить ключевые методические принципы исследования родительского труда как новой категории экономики репродуктивного труда, разработать положения и конкретные методики исследования его содержания и результатов.
Исходя из представления о трудовой сущности родительской деятельности, теоретического анализа ее особенностей, представляется целесообразным выделение ряда методических принципов исследования этого вида труда.
Принцип междисциплинарного подхода к исследованию родительского труда. Родительский труд может быть исследован с позиций экономических, социологических, психологических наук. При этом различные науки выделяют в одном и том же объекте родительского труда собственный предмет изучения.
В частности, экономическая наука рассматривает родительский труд прежде всего как процесс воспроизводства человеческого капитала, в ходе которого потребляются определенные ресурсы, формируются затраты и результаты. Следовательно, экономический подход к изучению родительского труда предполагает выделение следующих первоочередных аспектов его анализа:
- анализ содержания родительского труда через
реализуемые трудовые функции;
- учет и анализ затрат родительского труда;
- оценка результатов родительского труда.
Изучение родительского труда социологическими науками возможно на стыке двух ее отраслей: социологии труда и социологии семьи.
Учитывая, что социология труда прежде всего направлена на изучение человека в труде, представляется возможным обозначить круг ее первоочередных проблем в исследовании родительского труда:
- анализ характера родительского труда, форм его реализации;
- мотивация родительского труда и ее специфика в разных типах семей и при различных условиях реализации родительского труда;
- отношение к родительскому труду как субъектов этого труда, так и различных групп населения;
- анализ факторов, формирующих отношение к родительскому труду;
- удовлетворенность процессом реализации и результатами родительского труда его субъектов;
- выявление и анализ взаимосвязи и характера взаимодействия мотивов и стимулов родительского труда.
Изучаемые в рамках социологии семьи репродуктивные мотивы, установки и намерения, а также репродуктивное поведение в контексте родительс-ко-трудовой проблематики следует дополнить исследованием мотивов и установок на родительский труд, причем на различных стадиях его реализации. Однако в настоящее время социология семьи в основном ограничивается изучением реализации ее репродуктивной функции, активно исследуя нормы количества детей, потребности в детях, мотивы рождаемости и др. Возможно, что применение категорий социологии труда к традиционным проблемам социологии семьи, связанным с рождаемостью, позволит расширить круг решаемых задач и усовершенствовать информационную базу принятия управленческих решений в сфере семейной политики.
Системообразующей функцией и стержнем родительского труда является функция родительской любви к детям. Следовательно, изучение родительского труда без психологической науки невозможно. При этом важнейшими аспектами изучения родительского труда в рамках психологии, по мнению авторов, являются:
- выявление основ формирования родительства и отношения к родительскому труду;
- психологические механизмы, вовлеченные в процесс реализации родительского труда;
- формирование установок на родительский труд.
Каждая из рассмотренных наук по-своему может исследовать категорию родительского труда. Преимущество же междисциплинарного подхода состоит в том, что сочетание стратегий различных наук к изучению проблем родительского труда позволит в перспективе сформировать наиболее полную и адекватную совокупность знаний о механизмах его реализации и способах активизации.
Необходимость дифференцированного подхода в исследовании родительского труда. Этот принцип предполагает учет специфики содержания, характера родительского труда, выявление факторов его активизации по следующим основаниям дифференциации:
- тип поселения и поселенческой агломерации;
- количество, состав и очередность появления
объектов родительского труда в семье;
- субъекты реализации родительского труда и их
взаимодействие;
- стадии реализации родительского труда.
Рассмотрим каждое из выделенных оснований
подробнее.
Специфика родительского труда во многом определяется городским или сельским типом поселения семьи. Это связано с тем, что тип среды влияет на образ жизни населения, потребности, условия жизнедеятельности. К специфике городского образа жизни, в частности, относятся высокая (относительно сельчан) пространственная, профессиональная и социальная мобильность горожан. Кроме того, жизнь в городе формирует городское сознание, важнейшей чертой которого является усвоение личностью того, что ее деятельность невозможна без включения в разнообразные большие и вторичные группы, составляющие городскую общность. Разнообразие видов труда в городе создает потенциальную возможность для более универсального развития личности. Особенностями родительского труда, реализуемого в условиях сельской среды, выступают неразвитость условий его реализации, преимущество форм домашней репродукции над формами социальной репродукции, превалирование собственно родительского труда и труда ближайших родственников и снижение объемов и доли делегированного родительского труда.
На особенности родительского труда, реализуемого на селе, также оказывают влияние негативные демографические тенденции, которые здесь выражены сильнее, чем в городе [2, с. 56]. К ним относятся: снижение численности сельского населе-
ния, превалирование женского населения, большая трудовая нагрузка на сельских женщин в течение всего дня, значительное превышение смертности над рождаемостью, снижение количества заключенных браков и уровня рождаемости.
Тип города также имеет потенциал своего влияния на специфику реализации родительского труда, что может быть связано как с количественными, так и с качественными характеристиками этого вида труда.
Различия в количественных характеристиках родительского труда определяются неблагоприятной динамикой численности населения в отдельных типах городов. Так, проведенный авторами анализ показал, что при увеличении численности городского населения Уральского федерального округа за 2005-2010 гг. на 0,6 % (произошедшего за счет единственного субъекта РФ - Тюменской области, в то время как во всех остальных субъектах РФ наблюдалось сокращение населения на 0,3-4 %), численность населения малых городов снизилась наиболее заметно - на 1,2 % (табл. 1). В то же время численность населения средних городов осталась почти без изменения, а крупных городов - увеличилась на 1,4 %.
Население малых городов имеет существенный удельный вес в общей численности городского населения - так, например, по данным на 01.01.2010, более четверти (25,8 %) населения Свердловской области проживало именно в малых городах, при этом 74,5 % городов относились к категории малых [5, с. 277].
В разрезе субъектов РФ, входящих в Уральский федеральный округ, ситуация выглядит следующим образом: численность населения в малых городах Свердловской области сократилась за 2005-2010 гг. на 2,9 % (27 тыс. чел.), Курганской области - на 3,2 % (3,2 тыс. чел.), Челябинской области - на 3,6 % (20,8 тыс. чел.). Таким образом, общие потери населения малых городов в этих трех субъектах РФ за пятилетний период составили 51 тыс. чел.
Столь неблагополучная демографическая ситуация, складывающаяся в малых городах Уральского федерального округа, влияет и на объемы реализации родительского труда, приводя к их сокращению. Снижается количество субъектов и объектов родительского труда. Социально-экономические проблемы, присущие малым городам (связанные с их преимущественной монофункциональностью, низким уровнем жизни, безработицей), также вли-
Динамика численности городского населения Уральского федерального округа за 2005-2010 гг.
в разрезе типов городов, тыс. чел. [4, 5]
Субъект 2005 2010 Темп прироста, %
Крупные города
Свердловская область 2 003,4 2 030 1,3
Челябинская область 1 997,5 1 981,6 -0,8
Курганская область 334,3 322,4 -3,6
Тюменская область 1 498,8 1 579,6 5,4
Всего... 5 834 5 913,6 1,4
Средние города
Свердловская область 570 558,3 -2,1
Челябинская область 224,9 218,3 -2,9
Курганская область 80,3 74,6 -7,1
Тюменская область 234 256,5 9,6
Всего... 1109,2 1107,7 -0,1
Малые города
Свердловская область 928,5 901,5 901,5
Челябинская область 575,8 555 -3,6
Курганская область 99,4 96,2 -3,2
Тюменская область 557,2 557,2 4,6
Всего... 2160,9 2 135,3 -1,2
Все города
Свердловская область 3 501,9 3 489,8 -0,3
Челябинская область 2 798,2 2 754,9 -1,5
Курганская область 514 493,2 -4
Тюменская область 2 290 2 418,7 5,6
Всего... 9104,1 9156,6 0,6
яют на стратегию родительского труда, увеличивая его монотонность, снижая возможности выбора его технологий, разнообразия содержания, ухудшая тем самым его качественные результаты.
Следующими основаниями, определяющими специфику родительского труда, являются, по мнению авторов, количество, состав и очередность появления объектов родительского труда в семье.
В частности, появление в семье первого ребенка, как правило, заставляет родителей полностью изменить собственный образ жизни, резко увеличивая время реализации родительского труда за счет свободного и рабочего времени. Помимо этого незнание основных технологий реализации труда приводит к тому, что зачастую значительная часть времени уходит на сбор и анализ информации о наиболее оптимальных способах деятельности.
Появление в семье второго и последующих детей воспринимается родителями, как правило, более спокойно, что во многом связано с их относительной подготовленностью к реализации соответствующего труда. Кроме того, если между детьми небольшая разница в возрасте, двух- или трехкратного увеличения затрат времени на его реализацию не происходит. В этом случае выбирается стратегия параллельного осуществления трудовых
функций по различным субъектам труда, а их взаимопереплетение приводит не только к сокращению количественных затрат на этот труд в расчете на одного субъекта, но и к совершенствованию его качества (например, за счет взаимовлияния субъектов труда), что в свою очередь может отразиться и на качественных результатах труда.
Изучение особенностей реализации родительского труда должно дифференцироваться и по его субъектам. При этом если между непосредственно родительским трудом и трудом ближайших родственников могут наблюдаться небольшие различия, то между делегированным родительским трудом и его двумя другими разновидностями отличия, как правило, существенные.
С экономической точки зрения при анализе делегированного родительского труда в первую очередь необходимо рассматривать его формы, механизмы деятельности, субъектов его реализации, стимулирование их труда, организацию и нормирование этого труда, влияние этих характеристик на качественные результаты труда.
Специфика изучения родительского труда определяется также и стадией его реализации. На разных стадиях выполняется свой уникальный набор трудовых операций, что предопределяет собственный
характер труда, свойственный каждой из них. На всех стадиях существуют различное сочетание и взаимодействие разновидностей родительского труда.
Особенности родительского труда, выделенные по столь многочисленным основаниям, следует учитывать в его исследованиях, их игнорирование может привести к недостоверным результатам анализа и разработке неадекватных (территории, типу семьи) инструментов и методов активизации родительского труда.
Принцип сочетания различных методов сбора информации для анализа родительского труда. Изучение родительского труда может проводиться на основании трех типов источников информации: статистическая отчетность, результаты выборочных обследований населения и собственно наблюдение.
На базе имеющейся статистической отчетности может быть реализован, во-первых, анализ результатов родительского труда в разрезе стадий. Исходной информацией для такого анализа могут выступать следующие данные официальной российской статистики:
- на перинатальной стадии: общий коэффициент рождаемости, суммарный коэффициент рождаемости, абсолютное число рождений и т. п.;
- на младенческой стадии: данные о состоянии здоровья новорожденных, данные о распределении новорожденных по массе тела при рождении, данные о грудном вскармливании детей первого года жизни и т. п.;
- на дошкольной стадии: охват детей дошкольными образовательными учреждениями, посещаемость дошкольных образовательных учреждений и т. п.
Кроме того, российская статистика располагает данными, которые могут служить основой для анализа результатов родительского труда сразу на нескольких стадиях. К ним, в частности, относятся:
- распределение числа домохозяйств по количеству детей (в том числе домохозяйства с двумя и одним субъектами родительского труда);
- данные о заболеваемости детей по возрастам;
- данные об обращении детей за медицинской помощью;
- результаты профилактических осмотров детей;
- численность детей и подростков, не обучающихся в образовательных учреждениях;
- неграмотность детей в разрезе возрастов;
- численность детей, занимающихся различными видами спорта (по возрастам);
- данные о преступности несовершеннолетних по видам преступлений;
- численность несовершеннолетних, состоящих на учете в подразделениях по делам несовершеннолетних;
- численность несовершеннолетних, содержащихся в местах лишения свободы, численность осужденных по возрастам.
Во-вторых, анализ условий реализации родительского труда. Исходной информацией для такого анализа могут быть следующие данные, собираемые российской статистикой: данные о состоянии здоровья населения репродуктивного возраста, а также о состоянии здоровья беременных, рожениц и родильниц (медицинские условия реализации родительского труда), количество получателей и размер ежемесячного пособия на детей (экономические условия реализации родительского труда).
Результаты выборочных обследований населения также могут служить источником информации для изучения родительского труда.
Выборочные обследования населения в форме опросов могут различаться по категориям респондентов:
- родители, непосредственно реализующие родительский труд;
- родители, уже реализовавшие родительский труд (ретроспективные оценки);
- потенциальные субъекты родительского труда (прогнозные оценки);
- сотрудники учреждений социальной репродукции, осуществляющие делегированный родительский труд.
Охват перечисленных категорий опросами (организованными как в форме анкетирования, так и интервьюирования) позволит получить разностороннюю информацию, связанную с формированием и развитием установок на родительский труд, их факторами и возможными стимулами, особенностями реализации этого вида труда, совершенствованием его организации и, как следствие, условиями активизации.
В частности, с помощью данных, собираемых в рамках выборочных обследований бюджетов домашних хозяйств, можно анализировать условия реализации родительского труда. Возможными показателями здесь могут быть:
- среднедушевые доходы населения;
- доля населения репродуктивного возраста с доходами ниже величины прожиточного минимума;
- располагаемые ресурсы домохозяйств с детьми;
- располагаемые ресурсы семей с различным числом детей;
- потребительские расходы домохозяйств с детьми;
- потребительские расходы домохозяйств с различным числом детей;
- расходы семей на обучение в общеобразовательных учреждениях;
- расходы семей, связанные с дошкольным образованием;
- жилищные условия семей с разным числом детей;
- оценка степени стесненности жилья и намерения улучшить жилищные условия;
- показатели, характеризующие благоустройство жилья семей с разным числом детей. Временные затраты на реализацию родительского труда также могут стать предметом исследований, осуществляемых на основе результатов выборочных обследований использования времени и бюджетов домашних хозяйств. Например, пилотное выборочное обследование использования (бюджета) времени населения было проведено в декабре 2008 г. органами государственной статистики в семи субъектах РФ (включая Свердловскую область). Объем выборки составил 2 016 частных домохозяйств (по 288 домохозяйств в каждом из субъектов РФ). В ходе этого обследования опрашиваемые заполняли дневник использования времени по специальному кодификатору, разработанному на основе рекомендаций по гармонизации европейских обследований использования времени Европейской статистической комиссии. В соответствии с ними выделены следующие направления использования времени: личный уход; рабочее время и время, связанное с работой; обучение; ведение домашнего хозяйства; свободное время; передвижения.
Время, затрачиваемое на родительский труд, в рамках данной классификации в основном концентрируется в затратах времени на ведение домашнего хозяйства, включающее в себя:
- организацию питания (в том числе приготовление пищи и мытье посуды);
- уход за домашним хозяйством (включая уборку жилого помещения, отопление жилья, доставку
воды, уборку двора, прочий уход за домашним хозяйством);
- уход за одеждой, бельем, обувью (включая стирку, глажение, изготовление и уход за одеждой, бельем и обувью, рукоделие);
- ведение личного подсобного хозяйства;
- строительство и ремонт;
- покупку товаров и получение услуг (в том числе покупка товаров, персональные услуги, прочие услуги);
- уход за детьми (включая физический уход и присмотр, обучение и общение с ребенком);
- прочие виды работ по домашнему хозяйству. Затраты времени на родительский труд также
аккумулируются в разделах, посвященных свободному времени и передвижениям. Эта информация частично раскрывается в анализе бюджетов домо-хозяйств - выборочном исследовании, проводимом Росстатом ежеквартально. Отчеты содержат, в частности, данные о затратах времени на поездку до детского сада и до общеобразовательного учреждения.
К сожалению, несмотря на то, что затраты времени, например, собираются в разрезе пола, возраста родителей, типа дня (рабочий или выходной), и даже отдельно по семьям с детьми, имеющиеся данные не позволяют в полной мере оценить затраты родительского труда по их видам. Впоследствии можно прогнозировать выделение статистики родительского труда, одной из задач которой будет учет временных затрат на его реализацию.
Проблема недостатка данных в официальной статистике касается не только учета временных затрат, но и исследований других аспектов родительского труда. Существующая в настоящее время ограниченность первичной информации заставляет исследователей прибегать к использованию имеющихся данных, адаптируя их для анализа родительского труда.
Результаты наблюдения также могут являться базой для анализа родительского труда. Это могут быть как традиционные методы наблюдения, используемые экономикой труда (фотография рабочего времени, хронометраж, фотохронометраж), в процессе которых собирается в основном информация о размерах и структуре временных затрат труда, так и специфические, которые целесообразно использовать именно в экономике репродуктивного труда.
В частности, карта такого наблюдения может включать параметры, связанные с отношением к
исполнению трудовых функций, эмоциональной окрашенностью процесса труда, оценкой его условий и организации. Наиболее ценная информация из подобного рода наблюдений может быть получена в разрезе разновидностей родительского труда (собственно родительский труд, труд ближайших родственников, делегированный родительский труд).
Необходимость использования комплекса статистических методов и процедур обработки результатов исследования родительского труда. Количественная информация, полученная из различных видов источников, может быть проанализирована с помощью процедур одномерной и многомерной статистики.
Расчеты в рамках одномерной статистики включают, в частности, определение относительных показателей (например, таким показателем является доля детей в возрасте до одного года, находящихся на грудном вскармливании), средних величин (среднее число детей на одну семью), показателей вариационного анализа (с их помощью можно оценить, например, вариацию значений подростковой преступности в той или иной совокупности российских регионов), показателей динамики (например, динамики уровня охвата детскими образовательными учреждениями).
Многомерный экономико-статистический анализ, объектом которого является родительский труд, позволяет получить более глубокую информацию, необходимую потому, что процесс родительского труда сложен по своему составу, выполняемым трудовым функциям, характеризуется множеством взаимосвязанных и взаимообусловленных показателей, связи между которыми могут быть описаны с помощью более «чувствительных», нежели одномерная статистика, методов.
Такими инструментами прежде всего выступают анализ временных рядов, факторный и кластерный анализ.
Анализ временных рядов позволяет выявить тренд, сезонную и циклические компоненты, случайную составляющую (обусловленную факторами резкого, внезапного действия и побочными причинами). Такой анализ, проведенный по показателям, например, количественных результатов родительского труда на перинатальной стадии (абсолютное число рождений, общий коэффициент рождаемости, суммарный коэффициент рождаемости), формирует адекватную основу для обоснованного прогнозирования соответствующих процессов.
В ходе факторного анализа представляется возможным, к примеру, выделить группы переменных (факторы), которые обусловливают процессы активизации родительского труда для конкретных групп населения; или группы условий, влияющие на количественные результаты этого вида труда. Суть этого вида анализа - укрупнение первичных индикаторов до более крупных факторов, объединяющих в себе индикаторы, сильно коррелирующие между собой.
Кластерный анализ предполагает формирование групп объектов со схожими показателями при помощи предварительно отобранных переменных. При анализе родительского труда в качестве таких объектов могут выступать, например, периоды времени (кластеризация показателей временного ряда), субъекты Российской Федерации, группы населения, выделенные по уровню дохода, образования, жилищным условиям, числу детей и т. д. Кластерный анализ позволяет типизировать изучаемые объекты, его результаты могут стать основой для разработки однотипных (для объектов, входящих в кластер) инструментов регулирования в сфере родительского труда.
Для получения полноценной информации по результатам исследований родительского труда и дальнейшей разработки управленческих решений необходимо сочетание одномерных и многомерных исследовательских процедур.
Таким образом, основными методическими принципами исследования родительского труда должны быть:
- принцип междисциплинарного подхода к исследованию родительского труда;
- необходимость дифференцированного подхода в исследовании родительского труда (по следующим основаниям дифференциации: тип поселения и поселенческой агломерации; количество, состав и очередность появления объектов родительского труда в семье; субъект реализации родительского труда и их взаимодействие; стадии реализации родительского труда);
- принцип сочетания различных методов сбора информации для анализа родительского труда (источниками которых выступают статистическая отчетность, результаты опросов, результаты наблюдений);
- необходимость использования комплекса статистических методов и процедур обработки
результатов исследования родительского труда (одномерной и многомерной статистик). Разработка и последующая реализация методик анализа родительского труда на базе выделенных принципов позволят получить наиболее адекватные
Список литературы
результаты исследований, которые существенно повысят научность принятия решений в сфере демографической политики на региональном и федеральном уровнях.
1. Багирова А. П., Шубат О.М. Концептуальные подходы к анализу качества родительского труда // Экономический анализ: теория и практика. 2011. № 31.
2. Зиятдинова Ф. Г., Кунаева Е. И. Российское село в рыночных условиях. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008.
3. ПшеничниковаМ. М. Родительский труд как объект экономического анализа // Экономический анализ: теория и практика. 2010. № 39.
4. Регионы России. Основные социально-экономические показатели городов. 2005: стат. сб. М.: Росстат, 2006.
5. Регионы России. Основные социально-экономические показатели городов. 2010: стат. сб. М.: Росстат, 2011.