УДК 801.6; 82.085; 373.1.02:372.8
Л. А. Безменова
МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ ОБУЧЕНИЯ ТЕКСТООБРАЗУЮЩЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ШКОЛЬНИКОВ 5-7-Х КЛАССОВ
В работе представлено описание некоторых приемов обучения учащихся текстовой деятельности, включая игры со словом, создание текстов, раскрывающих содержание лингвистических терминов, моделирование речевых ситуаций. В исследовании показано преимущество данных приемов в обучении школьников тексто-образованию.
Ключевые слова: языковая личность, текст, текстовая деятельность, текстообразование, игры со словом, моделирование, речевая ситуация.
В последние десятилетия исследовательские интересы ученых связаны с изучением различных проявлений личностного начала в языке. Проблемы человеческого фактора в языке рассматривались в работах Л. В. Щербы, Н. Д. Арутюновой, А. А. Уфимцевой, Г. И. Богина и др. В современной лингвистике особенно популярно определение понятия «языковая личность», предложенное Ю. Н. Карауловым. Термин трактуется им как «совокупность способностей к созданию и восприятию речевых произведений, различающихся степенью структурно-языковой сложности, точностью и глубиной отражения действительности, определенной целенаправленностью» [1, с. 245].
Анализируя основную идею современной лингвистической парадигмы («за каждым текстом стоит система языка»), Ю. Н. Караулов, описывая свойства языковой личности, уточняет: «За каждым текстом стоит языковая личность, владеющая системой языка» [2, с. 23]. К. Ф. Седов, перефразируя высказывание Ю. Н. Караулова, подчеркивает: «...за каждой языковой личностью стоит множество производимых ею текстов» [3, с. 6].
Н. А. Ипполитова к сказанному добавляет: «. текстов, интерпретированных в процессе коммуникативно-познавательной деятельности» [4, с. 23].
Таким образом, именно текст является той единицей, которая формирует языковую личность и отражает уровень ее сформированности.
В последнее десятилетие существенно изменилось не только понимание текста, но и сам подход к тексту [5]. Содружество лингвистики с теорией коммуникации, психолингвистикой, теорией речевых актов, особенно интенсивное именно с начала 70-х годов, заставило языковедов посмотреть на текст не только как на готовый продукт рече-творчества, но и как на процесс, язык в действии и составную часть общественной практики человека. Была выдвинута задача изучения текста в динамике, т. е. процессов порождения и интерпретации текстов. Соответственно этому на первый план выдвинулся коммуникативно-деятельностный подход к тексту, в основе которого лежит исследова-
ние и описание текста не как готового продукта речевой деятельности, а как цепочки последовательных речевых действий. Данный подход интенсивно разрабатывается в рамках коммуникативной стилистики текста [6].
Коммуникативный подход к обучению текстовой деятельности позволяет выйти в область социальной психологии: «. мы попадаем в пространство, где творчество возникает, так сказать, «естественным образом». И естественным образом оказывается многомерным и включенным в широкий спектр реальностей человека... учитывая ценности и жизненные установки, личный опыт и предпочтения адресата и адресанта» [7, с. 97-98].
Современный процесс обучения русскому языку складывается из двух аспектов: изучение элементов языковой системы и обучение речевой деятельности. В теории и практике преподавания языка в школе эти два направления развиваются очень часто параллельно. Еще Л. Н. Толстой в одной из своих работ писал: «Единственное объяснение грамматики, кроме требования на экзаменах, может быть найдено в приложении ее к правильному изложению мыслей» [8, с. 221]. Ф. И. Буслаев [9, с. 54] причину многих методических ошибок видел в том, что сначала изучается языковое явление, а затем оно «привязывается» к речи. Отсюда вытекает важная методическая задача: обеспечение органичного единства двух направлений - ознакомление с языком и развитие речи. На решение этой задачи неоднократно обращали внимание Н. Ф. Бунаков , В. А. Стоюнин, А. В. Текучёв и другие ученые, занимающиеся методикой преподавания родного языка.
По мнению ряда современных исследователей (М. Т. Баранова, А. Д. Дейкиной, Ф. А. Новожиловой), язык должен рассматриваться не как совокупность отдельных единиц, а во взаимосвязи всех его элементов, в специально организованном целом. Таким целым выступает текст. Именно в тексте все языковые единицы представлены в естественной ситуации, в естественном окружении. Кроме того, в тексте языковые единицы приобретают новую
окраску, новые текстообразующие функции. Словом, текст обнаруживает новые свойства изучаемых языковых единиц и представляет учащимся высший уровень их познания, так как во всяком тексте содержится не только сумма высказываний, но и «перспектива развития мысли». Таким образом, язык в действии реализуется именно в творческой текстовой деятельности. Понятие «текстовая деятельность» трактуется нами, вслед за Н. С. Бо-лотновой, «как система действий, направленных на порождение текстов (первичная коммуникативная деятельность - текстообразование), их восприятие, интерпретацию, понимание (вторичная коммуникативная деятельность)» [10, с. 62].
Текст является ключевым понятием не только в лингвистике, но и в лингводидактике. Об этом говорится в документах: Федеральном базовом компоненте образования по русскому языку, Образовательном стандарте среднего (полного) общего образования по русскому языку, Примерных программах по учебным предметам (русский язык). В них раскрывается метапредметность русского языка: коммуникативные универсальные учебные действия базируются на видах речевой деятельности и предполагают целенаправленное развитие умений по созданию устных и письменных текстов разных типов, стилей речи и жанров с учетом замысла, адресата и ситуации общения. Язык рассматривается не как совокупность отдельных единиц, а во взаимосвязи всех его элементов в специально организованном целом - тексте.
Современные разделы науки о языке ориентированы на человека говорящего и пишущего, т. е. способного совершать речевые действия (порождать и понимать высказывание). Школьник рассматривается как формирующаяся языковая личность, которая должна научиться пользоваться всеми видами речевой деятельности, системно и адекватно использовать потенциал лингвистического образования, реализовать свои творческие возможности, порождая тексты разных типов и жанров. Главное, на наш взгляд, создавать ситуации, способствующие порождению текстов и формированию на этой основе языковой личности учащихся. Рассмотрим некоторые приемы обучения тексто-образованию.
1. Речевое творчество учащихся легко проявляется в игровой деятельности, так как это естественная деятельность, требующая речевых умений. Используемые на занятиях коммуникативные игры со словом имеют одновременно обучающую, развивающую и развлекательную направленность. На необходимость развивать у учащихся образное мышление и творческое воображение указывали Л. С. Выготский, М. А. Холодная и др. А. Кестлер считает, что игра воображения, в том числе игра со
словом, дает возможность по-новому связать как известные ранее, так и вновь приобретенные данные. Возникая в процессе речевой практики, воображение превращается в важный фактор самой предметной деятельности человека, т. е. воображение развивается в процессе игры [11, с. 23].
Цель игр со словом - развитие образно-чувственного мышления, эмоциональной сферы, общеучебных умений, навыков, а также формирование чувства слова, языковой интуиции, обогащение словаря школьников.
Охарактеризуем некоторые игры, отражающие репродуктивный метод обучения, связанный с приемом моделирования словосочетаний и предложений, который используется в текстовой обучающей деятельности.
- Игра «Опиши игрушку» (к теме «Прилагательные и их роль в нашей речи»). Школьникам предлагается за пять минут записать как можно больше прилагательных к картинке с различными изображениями, например котенка или петуха.
- Игра-фантазия «Жители предложения» (к теме «Главные и второстепенные члены предложения»). В команде распределяются роли: каждый участник идентифицирует себя с определенным членом предложения, частью речи или знаком препинания, обозначив свою роль соответствующей табличкой с наименованием. Ведущий читает выбранную фразу, а команда быстро пытается смоделировать ее с учетом функций, соответствующих ролей, которые выполняются учащимися.
2. Следующий этап обучения текстообразова-нию связан с использованием продуктивного метода обучения, ориентированного на словесное творчество. Важная роль на занятиях отводится сочинениям рассказов, раскрывающих содержание лингвистических терминов. Этот жанр стимулирует развитие творческих способностей учащихся, вызывает большой интерес. В сочинениях не только раскрывается значение термина, но и представляется занимательный сюжет с похождениями различных персонажей-терминов. Обычно эти тексты сопровождаются элементами сказочности, фантастичности. Этот вид деятельности особенно нравится школьникам 5-7-х классов. Приведем примеры из сочинений учащихся.
1) В царстве Грамматики была улица, где жили знаки препинания. Встретились там две ТОЧКИ, разговорились. У ТОЧКИ жизнь точечная, о ней вспоминают только в самом конце, когда добавить нечего. А так хочется попасть в середину предложения. Договорились они встать в середину предложения, а слова выгоняют ТОЧКИ, чтобы не мешали. Решили тогда ТОЧКИ встать друг на друга. После того как их увидели все слова, ТОЧКИ объяснили свое поведение. Тогда слова по-
становили оставить две точки вместе одна над другой, чтобы они объясняли, что после паузы последует разъяснение (Тоня А., 5 класс).
2) Жило-было ДОПОЛНЕНИЕ. Оно было второстепенным членом предложения, но не менее важным, чем другие. ДОПОЛНЕНИЕ всегда зависело от глагола и существительного, поэтому ему приходилось бегать то за одним, то за другим. Да при этом дополнять хорошие и не очень хорошие свойства их характера. И в этой беготне ДОПОЛНЕНИЕ умудрялось еще отвечать на вопросы косвенных падежей. Работа у ДОПОЛНЕНИЯ нелегкая, но оно ее любит и работает без выходных (Слава Г., 6 класс).
3. Обучение текстообразованию с учетом принципов системности и градуальности предполагает далее моделирование речевых ситуаций и создание адекватных ей текстов. Метод моделирования речевой ситуации приобретает все большее значение в практике учителя. И это не случайно, так как при этом у ученика возникает потребность в коммуникации, создании текстов. На занятиях учащимся предлагается разыграть, смоделировать, прожить определенную речевую ситуацию, вовлекая их тем самым в конкретную коммуникативную деятельность по созданию собственного текста. Покажем это на примерах.
1. На уроке по теме «Интервью - жанр публицистического стиля» учащимся предлагается взять интервью у одноклассников, учитывая особенности этого жанра, и подготовить его к печати в школьной газете «ЯблокО».
2. На уроке по теме «Диалог» предлагается задание: составьте телефонный диалог, используя правила речевого этикета при телефонном разговоре.
3. Знакомясь с темой «Письмо - текст, написанный для сообщения», учащиеся составляют текст письма другу, учитывая атрибутику жанра (обращение, начальная фраза о состоянии переписки, сообщение о новостях, вопросы, благодарность, просьбы, приветы, прощание, концовка, дата, подпись).
Особенно эффективна работа в малых группах, которая позволяет каждому включиться в обсуждение и решение проблемы, высказать свою позицию
и выслушать другую точку зрения, увидеть многомерность задачи. Специфика заданий состоит в том, что они создают ситуацию речевого общения, где ответ-отчет - это, по сути, конструирование текста по заданной речевой ситуации.
Например, на уроке по теме «Использование прилагательных в речи» на материале текста К. Паустовского «Язык и природа» группам учащихся были предложены следующие задания.
Задание первой группе: определить тип речи, стиль данного текста, выписать ключевые слова; используя их, составить собственный текст, сохраняя стиль и тип речи.
Задание второй группе: подобрать «дождевые слова» (на основе ассоциаций к слову «дождь»), составить текст на одну из тем: «Дождь на реке», «Дождь в лесу», опираясь на ассоциации.
Задание третьей группе: подобрать синонимы к выделенным словам, объяснить их лексическое значение. Выписать словосочетания с прилагательными в качестве главного слова; используя их в качестве ключевых слов, составить текст на самостоятельно сформулированную тему.
Таким образом, языковая подготовка школьников должна быть не просто целенаправленной подготовкой к общению, но и ориентированной на формирование их личности, способной создавать тексты, искушенной в языковом творчестве, риторически грамотной. В системе обучения тексто-образованию в соответствии с принципами системности, градуальности, учета экстралингвисти-ческих факторов целесообразно последовательно использовать репродуктивные и продуктивные методы обучения: от моделирования словосочетания и предложения к творческим работам большего объема и к моделированию адекватным речевым ситуациям текстам. Особая роль при этом принадлежит языковым играм, созданию текстов, раскрывающих содержание лингвистических терминов. Текст при этом выступает не только как цель, продукт речевой деятельности школьников, но и как средство диагностики языковой способности личности, средство обучения, обладающее высоким лингводидактическим потенциалом.
Список литературы
1. Караулов Ю. Н. Русский язык и языковая личность: монография. М.: Наука, 1987. 263 с.
2. Караулов Ю. Н. Русский язык и языковая личность. М., 2003. 257 с.
3. Седов К. Ф. Дискурс и личность. М., 2004. 276 с.
4. Ипполитова Н. А. Что нужно знать учителю о феномене языковой личности // Начальная школа плюс До и После. 2010. № 2. С. 22-28.
5. Болотнова Н. С. Филологический анализ текста: учеб. пос. Томск, 2006. 631 с.
6. Болотнова Н. С. и др. Коммуникативная стилистика художественного текста: лексическая структура и идиостиль; под ред. Н. С. Болот-
новой. Томск: Изд-во ТГПУ, 2001. 331 с.
7. Частоколенко Я. Б. Оппозиционные феномены творчества в психологических практиках, направленных на активизацию креативных возможностей личности // Вестн. Томского гос. пед. ун-та. 2009. Вып. 2 (80). С. 96-100.
— ll3 —
8. Толстой Л. Н. Ясно-Полянская школа // Педагогич. соч.: В 2 ч. СПб, 1911. Ч. 2. С. 221.
9. Буслаев Ф. И. О преподавании отечественного языка. Л., 1941. 312 с.
10. Болотнова Н. С. Проблемы речеведения: определение основных понятий и категорий коммуникативной стилистики текста // Вестн.
Томского гос. пед. ун-та. 2000. Вып. 3 (19). Томск, 2000. С. 60-66.
11. Koestler A. The Act of Creation, Hutchinson - C. London, 1969.
Безменова Л. А., ст. преподаватель.
Томский государственный педагогический университет.
Ул. Киевская, 60, г. Томск, Томская область, Россия, 634061.
E-mail: [email protected]
Материал поступил в редакцию 08.02.2011.
L. A. Bezmenova
METHODS OF TEACHING TEXT GENERATING ACTIVITY OF STUDENTS 5-7 GRADES.
The article points to description of some methods of teaching students textual activity including games with a word, creating texts, which show a content of linguistic terms; modelling of speech situations. The study shows advantages of these methods in teaching students to text generating.
The key words: language person, text, textual activity, text generating, games with a word, modelling, speech situation.
Tomsk State Pedagogical University.
Ul. Kiyevskaya, 60, Tomsk, Tomsk region, Russia, 634061.
E-mail: [email protected]