УДК 338.24 Мартышенко Сергей Николаевич кандидат технических наук,
профессор кафедры математики и моделирования Владивостокского государственного университета экономики и сервиса [email protected]
МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ МУНИЦИПАЛЬНЫМ ОБРАЗОВАНИЕМ
Martyshenko Sergey Nikolaevich
PhD Sci., Professor of the Mathematics and Modeling Department, Vladivostok State University of Economics and Service [email protected]
METHODOLOGICAL APPROACHES TO IMPROVEMENT OF THE MUNICIPAL ADMINISTRATION
Аннотация:
Налаживание обратной связи государственных органов управления и населения является мощным стимулом повышения экономической и трудовой активности населения страны. В работе рассматриваются некоторые методические подходы к анализу качественной информации, собираемой в ходе массовых опросов населения, которые могут быть использованы при разработке систем электронного правительства. Приводятся примеры разработки выявления ответов, полученных в процессе мониторинга общественного мнения в муниципальных образованиях Приморского края.
Ключевые слова:
муниципальное управление, анализ качественной информации, анкетный опрос, электронное правительство.
Summary:
Establishing of the feedback between state authorities and population is a strong incentive for economic and labour activity growth. The paper considers some methodological approaches to the analysis of the qualitative data, collected during mass public opinion polls, which may be implemented in the online government system development. The author gives examples of the typical opinions detection, which were obtained during the public opinion monitoring in the municipal entities of the Primorye Territory.
Keywords:
municipal management, analysis of qualitative information, questionnaire, government on-line.
Экономические преобразования в России во многом тормозятся за счет несовершенства системы государственного и муниципального управления. Мировой экономический кризис, поразивший в последние годы большинство экономически развитых стран, не мог не отразиться и на экономике России, отвлекая так необходимые ресурсы для проведения преобразований в стране и осуществления социальных программ. Накопившаяся усталость значительной части населения от столь длительного ожидания лучшей жизни приводит к растущему недоверию к органам государственного управления всех уровней. Меры, предпринимаемые правительством страны в борьбе с коррупцией, пока не привели к заметным результатам.
Отсутствие уверенности в завтрашнем дне большей части населения не способствует улучшению экономической обстановки в стране. Поэтому сегодня задачей возрождения экономической и трудовой активности населения страны является налаживание взаимодействия органов государственного управления и населения, проживающего на подчиненных им территориях. Люди должны почувствовать свое влияние на управленческие решения властных структур.
Поэтому разработка методик и практика налаживания контактов властей и населения является весьма актуальной проблемой совершенствования системы государственного управления всех уровней. В настоящей работе предлагается рассмотреть методические подходы к совершенствованию управления муниципальными образованиями, позволяющие запустить механизм обратной связи. Обратная связь должна повысить социальную активность простых граждан.
Основу предлагаемых подходов составляют анкетные опросы населения по проблемам, волнующим рядовых граждан, проводимые независимыми исследовательскими группами. Опросы населения проводились на территории муниципальных образований Приморского края. В настоящее время муниципальное управление является звеном государственного управления, которое испытывает наибольшие трудности. В Приморском крае с неразвитой инфраструктурой и неблагоприятной демографической обстановкой эти проблемы стоят еще более остро, чем в среднем по стране.
Особенность использованных анкетных форм состоит в том, что они включают открытые вопросы, отвечая на которые респонденты высказывают свое мнение в произвольной текстовой форме. Для обработки качественных данных используется специальная методика перехода от
неструктурированных данных к структурированным [1, с. 185]. В результате обработки данных выделяются характерные группы ответов или «типологии». Компьютерная технология разработки «типологий» представлена в работе «Инструментальные средства обработки анкетных данных в EXCEL» [2, с. 114].
Результаты проводимых исследований предполагается использовать при разработке систем электронного правительства [3]. Системы электронного правительства являются важнейшим механизмом совершенствования демократии и повышения ответственности власти перед народом. За два года, с 2010 г. по 2012 г., мы поднялись на 32 позиции - с 59-го на 27-е из 190 стран, участвовавших в оценке индекса развития электронного правительства (E-government development index), производимой под эгидой Организации Объединенных Наций [4]. В Приморском крае сегодня запущен ряд сервисов электронного правительства [5].
Рассмотрим некоторые результаты независимых исследований мнений жителей муниципальных образований Приморского края. При оценке факторов, определяющих качество жизни, жители края на первые позиции ставят «будущее детей» и «возможность трудоустройства» (таблица 1). В последние годы у жителей муниципальных образований все большее беспокойство вызывает проблема «Доступности и качества жилья».
Таблица 1 - Оценка факторов, определяющих качество жизни, жителями муниципальных образований Приморского края
Факторы, определяющие качество жизни 2009 г. 2010 г. 2011 г. За период с 2009-2011 гг.
Будущее детей 0,44 0,48 0,47 0,47
Возможность трудоустройства 0,46 0,45 0,45 0,45
Качество питания 0,40 0,33 0,25 0,32
Доступность и качество жилья 0,28 0,31 0,35 0,32
Продолжительность жизни 0,38 0,32 0,20 0,29
Социальная безопасность 0,34 0,27 0,28 0,29
Здравоохранение 0,18 0,25 0,30 0,25
Защита окружающей среды и экология 0,14 0,14 0,15 0,14
Доступность образования 0,11 0,15 0,13 0,14
Криминальная безопасность 0,11 0,14 0,14 0,13
Доверие к органам власти 0,06 0,07 0,09 0,08
Отдых и туризм 0,04 0,04 0,10 0,06
Международная безопасность 0,06 0,06 0,07 0,06
Количество анкет 530 1291 1035 2856
При ответах на открытый вопрос: «Назовите социально-экономические, политические и другие проблемы, которые более всего беспокоят вас и окружающих людей», - 2 856 респондентов дали 6 733 ответа. В результате типологий ответов было выделено 75 различных высказываний, которые были объединены в 17 групп (таблица 2). В таблице 2 представлены количественные оценки факторов, вызывающих наибольшую обеспокоенность жителей Приморского края. В качестве примера рассмотрим содержание двух групп высказываний - «Ценовая политика» и «Оценка органов власти» (таблица 3 и таблица 4).
На первые позиции жители края в группе «Ценовая политика» ставят высокие цены на жилье, а в группе «Оценка органов власти» - коррупцию. При оценке работы органов власти ответ коррупция встречается в 40 % случаев. Это еще раз доказывает значимость данной проблемы и необходимость срочного ее решения.
Таблица 2 - Распределение респондентов по отношению к факторам, вызывающим обеспокоенность жителей Приморского края
Номер фактора Типология факторов, вызывающих обеспокоенность жителей Приморского края Количество упоминаний в ответах респондентов Доля ответов
1 Ценовая политика 1 098 0,16
2 Низкое качество жизни 700 0,10
3 Экологические проблемы и охрана природы 639 0,09
4 Инфраструктура и благоустройство 618 0,09
5 Забота о будущем поколении 528 0,08
6 Низкая заработная плата 526 0,08
7 Трудоустройство и занятость 412 0,06
8 Неудовлетворенность работой властных структур 384 0,06
9 Преступность и личная безопасность 382 0,06
10 Коррупция и преступность в органах власти 319 0,05
11 Низкая социальная защищенность 308 0,05
Продолжение таблицы 2
12 Социальная напряженность и бедность 264 0,04
13 Нестабильность экономической ситуации 237 0,04
14 Доступность отдыха и развлечений 104 0,02
15 Несовершенное законодательство 95 0,01
16 Международная обстановка 64 0,01
17 Низкое качество товаров и услуг 55 0,01
Итого 6733 1,00
Таблица 3 - Распределение ответов жителей Приморского края на тему
«Ценовая политика»
Типология ответов
1 2 3 4 5 6 7 8 9
Высокие цены на жилье Высокие цены Постоянное повышение цен Высокие цены на продукты питания Высокие цены на коммунальные услуги Высокий уровень инфляции Высокие цены на бензин Ценовая политика в Приморском крае Высокая стоимость поездок в другие регионы страны
0,26 0,19 0,13 0,12 0,11 0,07 0,06 0,04 0,02
Таблица 4 - Распределение ответов жителей Приморского края на тему
«Оценка органов власти»
Типология ответов
1 2 3 4 5 6 7
Коррупция Недоверие к органам власти Недоверие к правительству страны Безразличие власти к народу Плохая работа администрации края Преступность в органах власти Разграбление природных ресурсов страны
0,40 0,21 0,15 0,09 0,08 0,06 0,004
Сегодня начавший свою работу в Приморском крае Интернет-портал «Мой регион» позволяет жителям края получить такие наиболее востребованные услуги, как запись на прием к врачу, регистрация очереди на получение места в детском саду, оплата налоговой задолженности, оплата штрафов ГИБДД и услуг ЖКХ. В дальнейшем предполагается расширение функций, включая функции по налаживанию более тесного взаимодействия органов управления и жителей края. В этом случае результаты проводимых нами исследований и разрабатываемые методы анализа данных могут оказаться очень полезными. В настоящее время мы продолжаем свою работу. Последние опросы посвящены исследованию проблем бизнеса и предпринимательства в Приморском крае.
Ссылки:
1. Мартышенко Н.С. Компьютерная технология обработки качественных данных опросов потребителей туристских услуг // Маркетинг и маркетинговые исследования. 2011. № 3 (93). С. 184-192.
2. Мартышенко Н.С., Мартышенко С.Н., Кустов Д.А. Инструментальные средства обработки анкетных данных в EXCEL // Информационные технологии моделирования и управления. 2007. № 1. С. 112-120.
3. Внедрение электронного правительства как реализация принципа управления знаниями в организации. Российская Академия естествознания. URL: http://www.rae.ru/monographs/84-2993 (дата обращения: 17.10.2011).
4. Электронное правительство. Путь Южной Кореи. Экономическое обозрение. URL: http://review.uz/ru/article/441 (дата обращения: 17.10.2011).
5. В Приморском крае разработан аналог федерального проекта «Электронное правительство». Информационное телеграфное агентство России. URL: http://www.itar-tass.com/c9/511562.html (дата обращения: 17.10.2011).
References (transliterated):
1. Martyshenko N.S. Komp'yuternaya tekhnologiya obrabotki kachestvennykh dannykh oprosov potrebiteley turistskikh uslug // Marketing i marketingovie issledovaniya. 2011. № 3 (93). P. 184-192.
2. Martyshenko N.S., Martyshenko S.N., Kustov D.A. Instrumental^ ie sredstva obrabotki anketnykh dannykh v EXCEL // Informatsionnie tekhnologii modelirovaniya i upravleniya. 2007. № 1. P. 112-120.
3. Vnedrenie elektronnogo pravitel'stva kak realizatsiya printsipa upravleniya znaniyami v organizatsii. Rossiyskaya Akad-emiya estestvoznaniya. URL: http://www.rae.ru/monographs/84-2993 (date of access: 17.10.2011).
4. Elektronnoe pravitel'stvo. Put' Yuzhnoy Korei. Ekonomicheskoe obozrenie. URL: http://review.uz/ru/article/441 (date of access: 17.10.2011).
5. V Primorskom krae razrabotan analog federal'nogo proekta «Elektronnoe pravitel'stvo». Informatsionnoe telegrafnoe agentstvo Rossii. URL: http://www.itar-tass.com/c9/511562.html (date of access: 17.10.2011).