ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ СИСТЕМА КООРДИНАТ: ОБРАЗОВАНИЕ, ВОСПИТАНИЕ, РАЗВИТИЕ ЧЕЛОВЕКА PEDAGOGICAL COORDINATE SYSTEM EDUCATION, UPBRINGING,
HUMAN DEVELOPMENT
УДК 378.147 DOI: 10.24151/2409-1073-2021-2-185-193
Методические подходы к разработке комплексных электронных образовательных ресурсов по прикладным экономическим дисциплинам
на базе LMS Moodle
Н.П. Хижак1
1 Гуманитарно-педагогическая академия (филиал) в г. Ялте ФГАОУВО «Крымский федеральный университет им. В. И. Вернадского»
Аннотация. Электронное обучение и онлайн среда являются неотъемлемой частью настоящего и будущего современного образования. В статье сформулированы основные требования к разработке электронного учебно-методического комплекса для эффективной организация учебного процесса с использованием дистанционных образовательных технологий. Обобщен практический опыт разработки комплексного электронного образовательного ресурса по дисциплине «Налоги и налогообложение» программы бакалавриата в системе дистанционного обучения LMS Moodle. Статья содержит методические рекомендации по планированию, разработке и созданию оптимальной контента для стандартных элементов LMS Moodle, обеспечивающие качественную подготовку бакалавров-экономистов.
Ключевые слова: электронный образовательный ресурс, прикладные экономические дисциплины, LMS Moodle, контент, контрольные точки.
Methodological approaches to the development of complex electronic educational resources in applied economic disciplines based
on LMS Moodle
N.P. Khyzhak1
1 Humanitarian and Pedagogical Academy (branch) of V.I. Vernadsky Crimean Federal University
Abstract. E-learning and the online environment are an integral part of the present and future of modern education. The article formulates the basic requirements for the development of an electronic educational and methodological complex for the effective organization of the educational process using distance educational technologies. The practical experience of developing a comprehensive electronic educational resource for the discipline «Taxes and Taxation» of the bachelor's program in the LMS Moodle distance learning system is generalized. The article contains
guidelines for planning, developing and creating optimal content for standard LMS Moodle elements, providing high-quality training for bachelors in economics.
Keywords: electronic educational resource, applied economic disciplines, LMS Moodle, content, checkpoints
Как гласит статья 16 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 №273-ФЗ, дистанционные образовательные технологии (ДОТ) — это образовательные технологии, реализуемые в основном с применением информационно-телекоммуникационных сетей при опосредованном (на расстоянии) взаимодействии обучающихся и педагогических работников [1]. С принятием в 2012 году данного нормативного акта организациям, осуществляющим образовательную деятельность, на законодательном уровне предоставлено право применения электронного обучения и дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ.
С развитием информационных технологий и информационно-телекоммуникационных сетей место электронного обучения в процессе образования постоянно меняется. Вызовы, с которыми столкнулась система образования в 2020 году из-за пандемии, обусловили переход от использования ДОТ, как вспомогательной формы обучения (применяющейся дополнительно к основному курсу, изучаемому контактно с преподавателем), к использованию ДОТ как единственно возможной формы организации процесса обучения. При этом цель профессионального обучения осталась неизменной — подготовка квалифицированного работника, обладающего предусмотренными образовательными стандартами высшего образования компетенциями. Это требует разработки качественного контента, сочетающего в себе учебные материалы по дисциплине, отвечающие определенным требованиям, и дидактические возможности информационных и коммуникационных технологий.
Общие требования к электронным образовательным ресурсам (ЭОР) установлены ГОСТ Р 53620-2009. Указанный стандарт определяет ЭОР как образовательный ресурс, представленный в электронно-цифровой форме и включающий в себя структуру, предметное содержание и метаданные о них [2]. Практическая реализация образовательных программ с использованием ЭОР осуществляется в рамках систем управления обучением LMS (Learning Management System), которые позволяют создать сетевую среду онлайн обучения, состоящую из средств подготовки и доставки образовательного контента и средств управления образовательным процессом. Наиболее популярная в Российской Федерации платформа для создания виртуальной образовательной среды — LMS Moodle.
Функционал элементов LMS Moodle достаточно хорошо изучен и давно применяется на практике. Проблемным вопросом обеспечения электронного обучения в рамках LMS Moodle остается качественное методическое сопровождение разработки ЭОР, отвечающее как задачам повышения качества образования профессионалов, так и особенностям новой цифровой дидактики [3, с. 175; 4, с. 411; 5, с. 124]. В условиях информационного общества обучение онлайн, как и традиционное обучение, требует изменения компетенций современного преподавателя и организации учебного процесса. От современного педагога требуется не просто овладеть новыми технологиями, но изменить методику преподавания [6, с. 6]. В данной статье на основании личного опыта автора приведены методические подходы к разработке электронного учебно-методического
комплекса по прикладным экономическим дисциплинам программы бакалавриата по направлению подготовки 38.03.01 «Экономика» в системе дистанционного обучения LMS Moodle.
Для комплексного рассмотрения учебного материала и обеспечения всех компонентов образовательного процесса следует разрабатывать комплексные ЭОР. Комплексные ЭОР представляют собой целостную систему разного вида и формата учебного материала (в том числе логически выстроенный комплекс заданий как для совместной деятельности преподавателя и студентов, так и для самостоятельной работы студентов) и сопровождающего процесс обучения контроля [7, с. 128]. Комплексные ЭОР, созданные в LMS Moodle, должны представлять собой, таким образом, и систему управления самостоятельной работой студентов, и контент, с которым преподаватель работает со студентами в режиме онлайн. Следовательно, комплексные ЭОР должны обеспечивать не только передачу информации от преподавателя к студенту, но также включать элементы активных и интерактивных методов обучения, а также систему контрольных мероприятий.
Активные методы обучения — это методы, стимулирующие познавательную деятельность обучающихся. Интерактивные методы обучения предусматривают моделирование жизненных ситуаций, совместное решение учебных задач и проблем. Учебный процесс, основанный на активных и интерактивных методах обучения, характеризуется тем, что обучающиеся воспринимают материал, овладевают определенными умениями и осваивают предмет через собственный опыт, свой способ усвоения знаний, а преподаватель активно стимулирует обучающихся к высказыванию своих мнений, принимает и включает эти мнения в обсуждение, даже если они не совпадают с его собственной точкой зрения [8, с. 143]. Эффективная организация учебного процесса
в дистанционном формате сегодня предполагает не просто размещение материалов курса, а такое их качество и подачу, которые позволят сопровождать, направлять студентов, организовывать творческую работу, предоставлять индивидуальную обратную связь.
Такие подходы в полной мере отвечают требованиям к изучению прикладных экономических дисциплин для формирования таких профессиональных компетенций бакалавра-экономиста, как:
— способность собрать и проанализировать исходные данные, необходимые для расчета экономических и социально-экономических показателей, характеризующих деятельность хозяйствующих субъектов;
— способность на основе типовых методик и действующей нормативно-правовой базы рассчитать экономические и социально-экономические показатели, характеризующие деятельность хозяйствующих субъектов;
— способность анализировать и интерпретировать данные отечественной и зарубежной статистики о социально-экономических процессах и явлениях,
— выявлять тенденции изменения социально-экономических показателей;
— способность, используя отечественные и зарубежные источники информации, собрать необходимые данные проанализировать их и подготовить информационный обзор и/или аналитический отчет;
— способность использовать для решения аналитических и исследовательских задач современные технические средства и информационные технологии.
Вышеизложенное определило подходы автора ЭОР к подбору и подаче материала в курсах, созданных в LMS Moodle, по прикладным экономическим дисциплинам. Так, набор элементов курса «Налоги и налогообложение» состоит как из стандартных учебных ресурсов, так и из элементов, предполагающих выполнение студентами творческих, поисковых, проблемных, аналитических заданий. При этом содержание элементов ЭОР
подобрано так, чтобы мотивировать студента к более глубокому изучению тем курса: без проработки содержащихся в курсе теоретических материалов и нормативно-правовых актов, выполнения предложенных аналитических задач по данным из сети Интернет, заданий по поиску и анализу данных из открытых источников и официальных сайтов государственных структур (Росстата, ФНС России, Банка России, Министерства финансов РФ и других) освоение дисциплины и качественное выполнение контрольных мероприятий будет затруднительно.
Большое значение для реализации электронного обучения имеет также эффективная организация образовательного процесса в рамках времени и содержания, определенных учебным планом и рабочей программой. Решение проблемы эффективности при разработке ЭОР достигается за счет планирования, разработки и создания оптимальной системы учебно-методической документации и средств электронного обучения [9, а 410].
В высшем учебном заведении все виды учебной работы, часы на их освоение, мероприятия текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации по дисциплине строго регламентированы, порядок и сроки их проведения утверждены внутренними нормативными актами образовательной организации. Поэтому за основу при разработке комплексных ЭОР следует принять календарный план занятий, который позволит структурировать материалы курса и, соответственно, настраивать все элементы и ресурсы ЭОР по датам начала и окончания их выполнения. На основании календарного плана занятий рекомендуется составить календарный график мероприятий текущего контроля по дисциплине (контрольных точек), который будет использоваться для настройки элементов курса, подлежащих оцениванию (таких как «Задание», «Тест»). Набор контрольных точек при этом определяется преподавателем в соответствии с учебным планом подготовки обучающихся и
с учетом специфики изучаемой дисциплины. Так, при преподавании дисциплины «Налоги и налогообложение» важно не только формирование базовых теоретических знаний в области налогообложения, необходимых для понимания тенденций развития современной налоговой системы, актуальных проблем исчисления налогов в Российской Федерации, налогового администрирования. Сформированность компетенций по указанной дисциплине предполагает получение практических навыков по исчислению налогов и сборов, взимаемых в Российской Федерации, налоговому планированию и прогнозированию. Соответственно, в рамках текущего контроля освоения прикладной дисциплины для обеспечения поэтапного оценивания формирования компетенций, предусмотренных рабочей программой, представляется целесообразным сделать акцент на оценивании практикумов — набора практических заданий и задач по всем темам дисциплины, оформленных в виде элемента курса LMS Moodle «Задание». Фрагмент графика мероприятий текущего контроля по дисциплине «Налоги и налогообложение», составленного для настройки элементов ЭОР, приведен в таблице 1..
Оправданной и высоко эффективной при использовании ЭОР является балльно-рейтинговая система оценивания успеваемости. Как результат, пользователь курса сразу получает представление, когда нужно приступить к выполнению элемента, когда его нужно сдать, какую максимальную оценку можно получить по соответствующей контрольной точке модуля (темы) ЭОР и как она будет учитываться в итоговом балле по результатам изучения дисциплины. Это позволяет обучающемуся следить за собственными достижениями, что является действенным дисциплинирующим и мотивирующим инструментом. Применение балльно-рей-тинговой системы, предполагающей сквозное оценивание успеваемости обучающегося в ходе изучения курса, позволяет определить
Таблица 1
График мероприятий текущего контроля по дисциплине «Налоги и налогообложение»
на I семестр 2020/2021 учебного года
№ контрольной точки Мероприятие текущего контроля (ТК) Форма проведения Дата выдачи задания Дата сдачи контр. точки Max балл (БТКmax 0
1 Практикум по теме 3 «Налоговое обязательство и его исполнение. Участники отношений по исполнению налогового обязательства» письменно, загрузка файла в Moodle 28.09.20 12.10.20 5
8 Практикум по теме 10 «Специальные режимы налогообложения» письменно, загрузка файла в Moodle 07.12.20 21.12.20 5
9 Тесты по теме 10 Moodle 21.12.20 21.12.20 5
10 Практикум по теме 12 «Региональные и местные налоги» письменно, загрузка файла в Moodle 11.12.20 25.12.20 5
11 Реферат презентация 10.09.20 25.12.20 5
Максимальный суммарный рейтинговый балл БТКmax, набранный по итогам мероприятий текущего контроля 55
степень достижения запланированных результатов обучения по дисциплине в течение периода обучения и, таким образом, фактически снимает проблему проведения мероприятий промежуточной аттестации (зачетов и/или экзаменов), изначально не адаптированных к дистанционному формату.
Следует отметить, что даже те элементы, которые преподаватель — создатель курса не обозначил как подлежащие оцениванию контрольные точки, позволяют получить представление о том, действительно ли обучающийся усвоил и понимает материал дисциплину, получил ли он соответствующие знания, навыки и умения. Оценить приобретение обучающимся требуемых компетенций в рамках комплексного ЭОР воз-
можно, используя обратную связь от студента, анализируя сведения о том, насколько он вовлечен в процесс, как он взаимодействует с контентом (в формате, поддерживаемом LMS Moodle).
Методические материалы по дисциплине целесообразно выделить в комплексном ЭОР в отдельный раздел. Пример такого раздела комплексного ЭОР по дисциплине «Налоги и налогообложение» приведен на рисунке 1.
Далее комплексный ЭОР, созданный в LMS Moodle, структурируется по учебным модулям по темам. По мнению автора, для прикладных экономических дисциплин наиболее эффективными учебными элементами для наполнения курса
|ОБЪЯВЛЕНИЯ
Рабочая программа дисциплины 0
Рабочая программа дисциплины содержит, в частности:
• перечень планируемых результатов обучения по дисциплине, соотнесенных с лпнируемыми результатами освоения ООП ВО,
• содержание дисциплины;
• формы контроля результатов обучения по дисциплине;
• учебно-методическое обеспечение (перечень основной и дополнительной литературы, перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»
ФОС по дисциплине 0
В документе содержатся: общие понятия;
методика формирования балльно-рейтинговой оценки по дисциплине; описание показателей и критериев оценивания компетенций, описание шкал оценивания; график мероприятий текущего контроля по дисциплине; тестовые задания по темам дисциплины; задания для контрольной работы; перечень тем рефератов; перечень вопросов к экзамену
Методические рекомендации по выполнению видов самостоятельной работы 0
Приведены методические рекомендации:
• по изучению нормативно-правовой базы по вопросам налогообложения;
• по подготовке опорного конспекта лекций по предметам, вынесенным на самостоятельное изучение;
• по подготовке реферата, в т.ч. требования по его оформлению;
• по подготовке к практическим занятиям;
• по выполнению контрольной работы;
• по подготовке к экзамену.
Рис. 1. Раздел ЭОР «Методические материалы по дисциплине»
являются: «Лекции», «Задание», «Тест», «Гиперссылка» (рисунок 2). Не следует перегружать ЭОР избыточным количеством различных элементов из предусмотренных платформой, а сосредоточиться на качестве и системности предлагаемых учебных материалов и разработанных заданий. Важно также выполнить настройки типа предоставления ответов, отслеживания выполнения элементов курса, а также настройки оценок таким образом, чтобы обеспечить эффективную коммуникацию между преподавателем и студентом.
В приведенном на рисунке 2 примере модуль «Тема 10. Специальные налоговые режимы» комплексного ЭОР «Налоги и налогообложение» содержит набор элементов, выполнение которых позволит обучающемуся:
— изучить основные теоретические вопросы рассматриваемой темы при изучении конспекта лекции и выполнении задания для самостоятельного изучения;
— расширить, систематизировать и закрепить теоретические знания по отдельным подтемам при выполнении задания для
ТЕМА 10. Специальные налоговые режимы
В этой теме рассматриваются следующие вопросы:
• Идентификация субъекта налогообложения для возможности применения специальных налоговых режимов.
• Упрощенная система налогообложения (УСН).
• Единый налог на вмененный доход (ЕНВД);
• Патентная система налогообложения (ПСН);
• Единый сельскохозяйственный налог (ЕСН);
• Налог на профессиональный доход для самозанятых граждан (НПД).
Конспект лекции 0
Вопросы для самоконтроля 0
Задание для самостоятельного изучения 0
44 Задание для СРС 0
Практикум 0
Данный практикум является контрольной точкой
Вопросы и ответы по НПД 0
Может ли самозанятый быть одновременно наемным работником? 0
^ Закон «О патентной системе налогообложения на территории Республики Крым» 0
Текст Закона приведен без учета последующих изменений и дополнений, внесенных законами Республики Крым в течение 2014-2020 гг.
Законы Республики Крым о внесении изменений в Закон «О патентной системе налогообложения на территории Республики Крым» 0
По ссылке размещены все изменения и дополнения к Закону, внесенные в течение 2014-2020 гг.
Тесты 0
Данный тест является контрольной точкой
Ч_
Рис. 2. Содержание модуля ЭОР
самостоятельной работы студентов (задания для СРС);
— развить познавательные способности и стимулировать активность обучающихся, их творческую инициативу и самостоятельность, а также сформировать умения по использованию нормативной, правовой, справочной, специальной литературы при проработке ис-
точников и материалов сети «Интернет» (гиперссылки на официальные сайты государственных органов, ресурсы профессиональных сообществ, образовательные порталы, электронные библиотечные системы);
— сформировать навыки решения практических задач (в профессиональной деятельности) на основе приобретенных знаний
при решении задач, включенных в практикумы.
Например, в модуле ЭОР «Специальные налоговые режимы» в конспекте лекции приводятся основные вопросы рабочей программы, а также вопросы, которые особенно трудны для самостоятельного изучения и требуют методической переработки и презентации преподавателем. В элементе «Задание для самостоятельного изучения» приводятся подтемы, вынесенные на самостоятельное изучение, с указанием терминов и понятий, ориентирующих студента на основных моментах и проблемных вопросах.
В элементе «Задание для СРС» обучающему предлагается на основании изученного теоретического материала выполнить аналитические задания, как, например: кажите, в чем причина отмены действия режима ЕНВД с 01.01.2021 года; составьте схему «Преимущества и недостатки применения УСН» с объектом налогообложения «Доходы» и объектом налогообложения «Доходы минус расходы»; составьте схему «Преимущества и недостатки применения ПСН». Выполнение таких частично регламентированных заданий, не имеющих стандартизированных решений, позволяет обучающимся формулировать собственную точку зрения и диагностировать, таким образом, освоение и понимание материала.
Далее при рассмотрении вопроса одного из вопросов модуля «Налог на профессиональный доход для самозанятых граждан (НПД)» у обучающегося должны возникнуть вопросы относительно нюансов практического применения нового режима налогообложения. И здесь для получения актуальных и достоверных ответов на возникшие вопросы важно правильно сориентировать обучающегося в информационном пространстве: в данном случае путем размещения гиперссылки на сайт Федеральной налоговой службы в раздел «Налог на профессиональный доход» «Популярные вопросы за 2020 год».
Вообще размещение в ЭОР ссылок на внешние ресурсы рекомендуется для достижения следующих целей: обучить студента работе с качественным контентом, с актуальной редакцией нормативно-правовых документов, охватывающей все изменения и дополнения к документу к моменту изучения, а также показать, какие полезные ресурсы сети Интернет обучающийся может использовать для решения профессиональных задач.
Как указывалось выше, преподаватель с использованием элементов LMS Moodle «Тесты» и/или «Задание» получает возможность проверить усвоение обучающимися материала курса. В приведенном примере (рисунок 2) прохождение тестирования по пройденному материалу темы и выполнение практикума в соответствии с Графиком мероприятий текущего контроля по дисциплине являются контрольными точками. При этом возможности элемента «Тест» обучающийся может использовать для самопроверки, а комментарии преподавателя к выполненным задания в контексте индивидуальной обратной связи — для самообучения.
Такая совокупность методических инструментов позволяет систематизировать и разнообразить подачу учебного материала, а также организовать контроль и самоконтроль знаний обучающихся.
Литература
1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 №273-Ф3 (последняя редакция) URL: http://www.consul-tant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/
2. ГОСТ Р 53620-2009: Национальный стандарт российской федерации. Информационно-коммуникационные технологии в образовании. Электронные образовательные ресурсы. Дата 2011-01-01.
3. Рудая М. А., Шафранова О. Е. Особенности методического обеспечения электронного обучения слушателей по программам дополнительного профессионального образования // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2017. Т. 6. № 4 (21). С. 175—78.
4. Худолей Н. В. Использование LMS Moodle при обучении иностранному языку в вузе (опыт ФГБОУ ВО «Красноярский ГАУ») // Вестник РУДН. Серия: Информатизация образования. 2018. Т. 15. № 4. С. 410-423.
5. Юшков С. А., Макарова И. С. Практика использования электронного обучения в учебном процессе технического ВУЗа // Дискуссия. 2014. №3 (44). С. 124-28.
6. Фомина А. С. Онлайн обучение в высшем учебном заведении: методики, контент, технологии // Общество: социология, психология, педагогика. [Электронный ресурс]. 2016. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/onlayn-obuchenie-v-vysshem-uchebnom-zavedenii-meto-diki-kontent-tehnologii (дата обращения: 21.10.2020).
7. Куценко С. М., Косулин В. В. Электронные образовательные ресурсы как инструмент обучения // Вестник КГЭУ. 2017. № 4 (36). С.127-133.
8. Мальцева Т. В., Михайлова В. К. Использование активных и интерактивных методов обучения в образовательном процессе ВУЗа МВД России // Вестник Московского университета МВД России. 2015. №9. С. 141-145.
9. Войлик О. Н., Сулейманова Е. А. Состав и структура методического обеспечения информа-ционно-средового подхода к модернизации профессионального образования // Образовательные технологии и общество. 2012. №4. С. 409—419.
Поступила 31.03.2021
Хижак Наталья Петровна — кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики и финансов, Гуманитарно-педагогическая академия ФГАОУ ВО «Крымский федеральный университет им. В.И. Вернадского» (Севастопольская ул., 2А, Ялта), [email protected]
Referenses
1. Federal'nyj zakon «Ob obrazovanii v Rossijskoj Federacii» ot 29.12.2012 №273-FZ (poslednyaya re-dakciya) URL: http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_140174/
2. GOST R 53620-2009: Nacional'nyj standart rossijskoj federacii. Informacionno-kommunikacion-nye tekhnologii v obrazovanii. Elektronnye obrazova-tel'nye resursy. Data 2011-01-01.
3. Rudaya M. A., SHafranova O. E. Osobennosti metodicheskogo obespecheniya elektronnogo obu-cheniya slushatelej po programmam dopolnitel'nogo professional'nogo obrazovaniya // Azimut nauchnyh issledovanij: pedagogika i psihologiya. 2017. T. 6. № 4 (21). S. 175-78.
4. Hudolej N. V. Ispol'zovanie LMS Moodle pri obuchenii inostrannomu yazyku v vuze (opyt FGBOU VO «Krasnoyarskj GAU») // Vestnik RUDN. Seriya: Informatizaciya obrazovaniya. 2018. T. 15. № 4. S. 410-423.
5. YUshkov S. A., Makarova I. S. Praktika ispol'zo-vaniya elektronnogo obucheniya v uchebnom processe tekhnicheskogo VUZa // Diskussiya. 2014. №3 (44). S. 124-28.
6. Fomina A. S. Onlajn obuchenie v vysshem uchebnom zavedenii: metodiki, kontent, tekhnologii // Obshchestvo: sociologiya, psihologiya, pedagogika. [Elektronnyj resurs]. 2016. №1. URL: https://cyber-leninka.ru/article/n/onlayn-obuchenie-v-vysshem-uchebnom-zavedenii-metodiki-kontent-tehnologii (data obrashcheniya: 21.10.2020).
7. Kucenko S. M., Kosulin V. V. Elektronnye obrazovatel'nye resursy kak instrument obucheniya // Vestnik KGEU. 2017. № 4 (36). S.127-133.
8. Mal'ceva T. V., Mihajlova V. K. Ispol'zovanie ak-tivnyh i interaktivnyh metodov obucheniya v obrazovatel-'nom processe VUZa MVD Rossii // Vestnik Moskovskogo universiteta MVD Rossii. 2015. №9. S. 141-145.
9. Vojlik O. N., Sulejmanova E. A. Sostav i struk-tura metodicheskogo obespecheniya informacionno-sredovogo podhoda k modernizacii professional'nogo obrazovaniya // Obrazovatel'nye tekhnologii i obsh-chestvo. 2012. №4. S. 409-419.
Submitted 31.03.2021
Khyzhak N.P., Candidate of Economic Sciences, Associate Professor, Department of Economics and Finance Humanitarian and Pedagogical Academy (branch) of V.I. Ver-nadsky Crimean Federal University (2A Sevas-topolskaya St., Yalta), [email protected]