Научная статья на тему 'ОРГАНИЗАЦИЯ ЭЛЕКТРОННОГО ОБУЧЕНИЯ В ТЕХНИЧЕСКОМ ВУЗЕ'

ОРГАНИЗАЦИЯ ЭЛЕКТРОННОГО ОБУЧЕНИЯ В ТЕХНИЧЕСКОМ ВУЗЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
83
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭЛЕКТРОННОЕ ОБУЧЕНИЕ / СРЕДА ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ MOODLE / ЭЛЕКТРОННЫЙ УЧЕБНЫЙ КУРС / СТРУКТУРА КУРСА / ЭЛЕМЕНТ КУРСА / МОДУЛЬ / ИНФОРМАЦИОННЫЕ РЕСУРСЫ / E-LEARNING / MOODLE DISTANCE LEARNING ENVIRONMENT / E-LEARNING COURSE / COURSE STRUCTURE / COURSE ITEM / MODULE / INFORMATIONAL RESOURCES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Баканов А.А., Прокопенко Е.В., Муромцева А.К., Ларионова Ю.С., Широколобова А.Г.

Введение. В статье рассматривается организация электронного обучения в образовательной деятельности Кузбасского государственного технического университета имени Т. Ф. Горбачева (КузГТУ), а также ключевые требования к электронному обучению: функциональность, надежность, стабильная работа, поддержка стандартов, система проверки знаний, удобство использования, наличие доступа, развитие платформы, техническая поддержка. Методология. Исследование проводилось посредством следующих методов: теоретических - анализа литературы по вопросам исследования, анализа имеющихся дистанционных образовательных технологий и федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования, обобщения результатов исследования; эмпирических - анализа деятельности студентов и преподавателей вуза, анкетирования. Результаты. Для усовершенствования и оптимизации образовательного процесса в КузГТУ были определены требования к созданию электронных обучающих курсов, а также разработана экспериментальная модель электронного обучающего курса и входящих в него компонентов. Выявлены преимущества организации самостоятельной работы студентов (СРС) в LMS Moodle как для преподавателя, так и обучающегося. Рассматриваются возможные формы мотивации преподавателей при работе в системе Moodle. Заключение. С целью повышения качества образовательного процесса в вузе разрабатывается система мониторинга результативности использования электронного обучения (ЭО), которая позволит оценивать эффективность внедрения ЭО и принимать управленческие решения по оптимизации процессов электронного обучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Баканов А.А., Прокопенко Е.В., Муромцева А.К., Ларионова Ю.С., Широколобова А.Г.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

E-LEARNING ORGANIZATION AT TECHNICAL UNIVERSITY

Introduction. The article reveals the organization of e-learning in the educational activities of KuzSTU named after T. F. Gorbachev and reveals the key requirements for e-learning: functionality, reliability, stable operation, standards support, availability of access, platform development and technical support. Methodology. The research was carried out by means of the following methods: theoretical - analysis of the literature on the issues of research, analysis of available remote educational technologies and federal state educational standards of higher education, summarizing the results of the research; empirical - analysis of students’ and university professors’ activities, questionnaires. Results. Results. To improve and optimize the educational process in KuzSTU, requirements for creating e-learning courses were defined, and an experimental model of the e-learning course and its components was developed. The advantages of organizing students’ individual work (SIW) with LMS Moodle for both the teacher and the student are revealed. Possible forms of motivation of teachers when working in the Moodle system are considered. Conclusion. In order to improve the quality of the educational process, the University is developing a system for monitoring the effectiveness of e-learning, which will allow evaluating the effectiveness of e-learning implementation and making management decisions to optimize e-learning processes.

Текст научной работы на тему «ОРГАНИЗАЦИЯ ЭЛЕКТРОННОГО ОБУЧЕНИЯ В ТЕХНИЧЕСКОМ ВУЗЕ»

group on the digital economy. Report by A. M. Kondakov "Development of a basic model of competencies in the digital economy"]. Available at: http://profstandart.rosmintrud.ru/ nationalnews/74856/?sphrase_id=381828 (accessed 19.02.2020). (In Russian).

9. Realizaciya fedproekta «Kadry dlya cifrovoj ekonomiki» v 2020 godu budet nosit' antikrizisnyj harakter [The implementation of the "Human Resources for the Digital Economy" Fed project in 2020 will be anti-crisis]. Available at: https://digital.ac.gov.ru/ news/4854/?fbclid = IwAR2xI09auHFbbLGjg0hTMPBf8o0L6X SQn-WxiZwNDuSjiXbwJnqKiZovw_A (accessed 04.06.2020). (In Russian).

10. Podolsky O. Novye trebovaniya k kazhdomu cheloveku v realiyah cifrovoj ekonomiki [New requirements for each person in the realities of the digital economy]. Available at: https://ntinews.ru/ blog/interview/novye-trebovaniya-k-kazhdomu-cheloveku-v-realiyakh-tsifrovoy-ekonomiki.html (accessed 19.02.2020). (In Russian).

11. Metodicheskie rekomendacii komissii po organizacii podgotovki upravlencheskih kadrov dlya narodnogo hozyajstva v Rossijskoj Federacii [Methodological recommendations of the commission

on the organization of managerial training for the national economy in the Russian Federation]. Available at: https:// www.pprog.ru/education/metodicheskie-rekomendatsii-po-obrazovatelnym-programmam/ (accessed 15.03.2020). (In Russian).

12. Shirokolobova A. G., Larionova Yu. S., Berezina A. S. Ispol'zovanie tekhnologij e-learning v organizacii samostoyatel'noj raboty po inostrannomu yazyku studentov zaochnoj formy obucheniya [E-learning technologies use when organizing correspondence students' autonomous work on foreign language]. Philology. Theory & Practice, 2019, vol. 12, iss. 3, pp. 353-358. (in Russian).

13. Veremeyenko A. V. Prezidentskaya programma podgotovki upravlencheskih kadrov dlya narodnogo hozyajstva RF v Kemerovskoj oblasti [The presidential program for managerial training for the national economy of the Russian Federation in the Kemerovo region]. Education. Career. Society, 2014, no. 3, pp. 24-26. (In Russian).

14. Strategiya social'no-ekonomicheskogo razvitiya Kemerovskoj oblasti do 2035 goda [The strategy of socio-economic development of the Kemerovo region until 2035]. Available at: https://Ky36acc-2035.p$/ (accessed 16.03.2020). (In Russian).

УДК/UDC 378.14:004 А. А. Баканов, Е. В. Прокопенко, А. К. Муромцева,

Ю. С. Ларионова, А. Г. Широколобова

A. A. Bakanov, E. V. Prokopenko, A. K. Muromtseva, J. S. Larionova, A. G. Shirokolobova

ОРГАНИЗАЦИЯ ЭЛЕКТРОННОГО ОБУЧЕНИЯ В ТЕХНИЧЕСКОМ ВУЗЕ E-LEARNING ORGANIZATION AT TECHNICAL UNIVERSITY

Введение. В статье рассматривается организация электронного обучения в образовательной деятельности Кузбасского государственного технического университета имени Т. Ф. Горбачева (КузГТУ), а также ключевые требования к электронному обучению: функциональность, надежность, стабильная работа, поддержка стандартов, система проверки знаний, удобство использования, наличие доступа, развитие платформы, техническая поддержка.

Методология. Исследование проводилось посредством следующих методов: теоретических - анализа литературы по вопросам исследования, анализа имеющихся дистанционных образовательных технологий и федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования, обобщения результатов исследования; эмпирических - анализа деятельности студентов и преподавателей вуза, анкетирования.

Результаты. Для усовершенствования и оптимизации образовательного процесса в КузГТУ были

определены требования к созданию электронных обучающих курсов, а также разработана экспериментальная модель электронного обучающего курса и входящих в него компонентов. Выявлены преимущества организации самостоятельной работы студентов (СРС) в LMS Moodle как для преподавателя, так и обучающегося. Рассматриваются возможные формы мотивации преподавателей при работе в системе Moodle.

Заключение. С целью повышения качества образовательного процесса в вузе разрабатывается система мониторинга результативности использования электронного обучения (ЭО), которая позволит оценивать эффективность внедрения ЭО и принимать управленческие решения по оптимизации процессов электронного обучения.

Introduction. The article reveals the organization of e-learning in the educational activities of KuzSTU named after T. F. Gorbachev and reveals the key requirements for

e-learning: functionality, reliability, stable operation, standards support, availability of access, platform development and technical support.

Methodology. The research was carried out by means of the following methods: theoretical - analysis of the literature on the issues of research, analysis of available remote educational technologies and federal state educational standards of higher education, summarizing the results of the research; empirical - analysis of students' and university professors' activities, questionnaires.

Results. Results. To improve and optimize the educational process in KuzSTU, requirements for creating e-learn-ing courses were defined, and an experimental model of the e-learning course and its components was developed. The advantages of organizing students' individual work (SIW) with LMS Moodle for both the teacher and the student are revealed. Possible forms of motivation of teachers when working in the Moodle system are considered.

Conclusion. In order to improve the quality of the educational process, the University is developing a system for monitoring the effectiveness of e-learning, which will allow evaluating the effectiveness of e-learning implementation and making management decisions to optimize e-learning processes.

Ключевые слова: электронное обучение, среда дистанционного обучения Moodle, электронный учебный курс, структура курса, элемент курса, модуль, информационные ресурсы.

Keywords: e-learning, Moodle distance learning environment, e-learning course, course structure, course item, module, informational resources.

Введение

«Внедрение электронного обучения в России связано с информатизацией образовательного процесса, формированием глобальной среды межкультурной и междисциплинарной интеграции, а также актуализацией непрерывного, открытого образования, составляющего основу информационного общества» [1, с. 2]. Актуальность разработки и внедрения электронного обучения в организацию, осуществляющую образовательную деятельность, опирается на закон: «Организации, осуществляющие образовательную деятельность, вправе применять электронное обучение, дистанционные образовательные технологии при реализации образовательных программ в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулирова-

нию в сфере высшего образования, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере общего образования» (в ред. Федерального закона от 26.07.2019 № 232-Ф3).

Методология

Исследование проводилось посредством следующих методов: теоретических - анализа литературы по вопросам исследования, анализа имеющихся дистанционных образовательных технологий и федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования, обобщения результатов исследования; эмпирических - анализа деятельности студентов и преподавателей вуза, анкетирования.

Результаты

Система электронного обучения (ЭО) на платформе Moodle развивается в КузГТУ с 2013 года (рис. 1). Целью использования электронного обучения и дистанционных образовательных технологий в университете является повышение эффективности и качества предоставляемых образовательных услуг, интенсификация процесса обучения и предоставление обучающимся возможности освоения образовательных программ независимо от их местонахождения и времени обращения к электронным ресурсам.

ОП (ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА)

U ГИ (горный институт)

—> УРОВЕНЬ ОБРАЗОВАНИЯ ПРОФИЛЬ

U ГРУППА (уп) ™Г

СВЯЗЬ УЧЕБНОГО ПЛАНА

УМ К (УЧЕБНО МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС)

L^ ги

L^ КАФЕДРА

АИС11ИПЛИНА

о

S

Щ

¡2

ПРОФИЛЬ L_> АИС11ИПЛИНЛ<

Рис. 1. Структура ЭОС КузГТУ

• Аннотация курса

• Инструкции по работе с курсом

• Расписание работы по курсу

• Критерии оценивания студентов

• Порфолио преподавателя

• Форум для обратной связи с преподавателем

■ Задания к аудиторным занятиям (домашние задания) по теме 1

■ Лексика по теме 1

■ Грамматический материал по теме 1

■ Электронная библиотека курса по теме 1

■ Видео-аудиотека курса по теме 1

■ Тесты для самоконтроля по теме 1

Рисунок 2. Структура курса в ЭС

Использование системы электронного обучения в вузе позволяет решать следующие задачи:

- предоставление доступа к электронным курсам для студентов очного и заочного направления подготовки с любого устройства, подключенного к сети Интернет;

- реализация системы повышения квалификации ППС и профессиональной переподготовки с любого устройства, подключенного к сети Интернет;

- реализация системы дистанционного обучения с любого устройства, подключенного к сети Интернет;

- реализация принципа кастомизации - у каждого обучающегося есть свои особенности, сильные и слабые стороны;

- адаптированность программ обучения к мобильным платформам: электронные книги, образовательные тесты, видеолекции;

- мотивационный аспект (мотивация обучающихся повышается благодаря использованию современных методов и средств: Интернет, мультимедийный контент, элементы игры (геймификация) облегчают обучение, превращая его в увлекательный процесс).

Сегодня высшее образование всего мира направлено на переход к SMART-версии, новой образовательной парадигме, ядро которой - цифровая образовательная среда, т. е. электронное обучение, дистанционные образовательные технологии при реализации образовательных программ всех направлений подготовки. По нашему мнению, «применение технологий е-1еагптд в образовательном процессе требует новых подходов, а именно в осмысленном, технически и методически грамотном, эффективном управлении процессом обучения, в компетентной деятель-

ности преподавателей, обеспечивающей результативный образовательный процесс, и заключается главная задача организации обучения с использованием технологий е-1еагптд» [3, с. 1].

Для усовершенствования и оптимизации образовательного процесса в КузГТУ были разработаны требования к созданию электронных обучающих курсов:

- модульный принцип построения курса;

- единообразная структура каждого модуля;

- все элементы модуля методически должны быть построены на базе педагогических приемов, ориентированных на самостоятельное обучение;

- в состав каждого модуля должны входить компоненты, предназначенные для входного и выходного контроля знаний;

- процедуры оценки знаний должны быть классифицированы по уровням усвоения материала;

- процедуры оценки знаний должны обладать свойством надежности и ориентироваться на стан-дартуровня знаний.

В вузе была разработана экспериментальная модель электронного обучающего курса и входящих в него компонентов. Структурные компоненты курса могут варьироваться. Их набор и количество зависят от цели и задач конкретной учебной дисциплины (или блока дисциплин), а также направления подготовки (рис. 2). Электронный курс строится на семестровой основе, включает в себя четыре модуля, каждый из которых рассчитан на изучение в течение месяца, модуль дополнительных заданий и модуль итогового контроля [4].

Модель курса выстроена с учетом необходимости задействования разнообразных форм реализации учебной деятельности с применением техноло-

Таблица 1

Формы реализации учебной деятельности с применением технологий ЭО

Форма учебной деятельности Технологии ЭО

Лекция Видеолекция, скринкасты и обучающие видеоролики, интерактивная лекция, вебинар

Семинарское занятие Семинар, форум

Практическое занятие Виртуальные практикумы, тренажеры

Лабораторная работа Виртуальные лаборатории, тренажеры

Контрольная работа Тест, задание

Консультация Форум, сообщение

СРС Тест, задание, глоссарий, обсуждение на форуме, семинар

Практика Форум, сообщение

Таблица 2 Преимущества организации СРС в LMS Moodle

Форма организации СРС Что получает преподаватель Что получает студент

Активное обучение • Тестирование • Взаимное рецензирование • Проектная работа • Экономию времени • Обратную связь • Развитие педагогических навыков • Доступный 24/7 ресурс • Картину результатов работы • Удобную рабочую среду

Пассивное обучение • Чтение, просмотр, прослушивание контента • Систематизацию материалов • Перенос знаний в виртуальную среду • Возможность «закрыть» пробелы в знаниях, повторение и самопроверку

Оценивание • Домашние задания • Рецензирование • Тестирование • Хранение работ и оценок • Мониторинг успеваемости • Профилактику задолжностей • Самоконтроль успеваемости • Экспертные навыки • Самообразовательные навыки

гий электронного обучения. В таблице 1 представлены элементы ЭОС, применяемые в электронных курсах КузГТУ.

В связи с нововведениями, произошедшими в системе высшего образования, изменилось соотношение аудиторной и самостоятельной работы по любой дисциплине. Соотношение аудиторной и самостоятельной работы студентов от общего количества часов составляет примерно 30 % к 70 % соответственно. Студенты, за редким исключением, не справляются с освоением дисциплины при таком соотношении. Большинство привыкло к контролю со стороны преподавателя на аудиторных занятиях и не может разумно распределять время, выделенное по программе дисциплины на самостоятельную работу. Как показывает практика, студенты занимаются бессистемно, например, перед практическими занятиями или консультациями, т. е. в лучшем случае один раз в неделю, что приводит к отсутствию прочных и глубоких знаний по дисциплине.

В данной ситуации успешность освоения дисциплины, безусловно, зависит от качества организации самостоятельной работы, но не меньшую роль играет мотивация студентов к самостоятельной работе.

Следует подчеркнуть, что применение электронной образовательной среды в КузГТУ позволяет преподавателю гармонично интегрироваться в современный процесс обучения, предоставляя возможность организовать самостоятельную работу так, чтобы студенты могли регулярно получать необходимые знания в удобное для них время и в удобном месте и формировать навыки самообразовательной деятельности. Достаточно иметь современный гаджет с доступом в Интернет и электронный курс (ЭК) дисциплины, помогающий организовать самостоятельную работу студентов как в аудитории, так и за ее пределами [5].

В таблице 2 представлены преимущества организации СРС с в LMS Moodle как с точки зрения преподавателя, так и с точки зрения обучающегося.

С целью повышения качества учебного процесса в вузе разрабатывается система мониторинга результативности использования ЭО, которая позволит оценивать эффективность внедрения ЭО, эффективность работы отдельных субъектов ЭО и учебных подразделений в целом и принимать управленческие решения по оптимизации процессов электронного обучения.

ш а.

10

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

Рисунок 3. Методика оценки активности работы преподавателя в LMS Moodle

Система мониторинга подразумевает экспертизу содержания курса и активности пользователей и включает в себя пять этапов:

1) проверку количества курсов и пользователей в каждом учебном подразделении;

2) проверку степени вовлеченности студентов и преподавателей в систему ЭО;

3) проверку содержания и структуры курсов (количество элементов, ресурсов, тестовых заданий, количество разделов курса);

4) проверку промежуточных результатов обучения студентов в каждом подразделении;

5) оценку качества курсов самими студентами (анкетирование в конце семестра).

Для повышения эффективности учебного процесса также планируется внедрить систему рейтинга активности преподавателя. Рейтинг составляется на основе данных о количестве: курсов в системе, студентов в системе, активных студентов в курсе, активностей преподавателя по созданию контента и сопровождению студентов, активностей студентов по просмотру контента и выполнению заданий. Система оценки эффективности работы преподавателя в ЭО представлена на рисунке 3.

На наш взгляд, формирование рейтинга активности преподавателей в электронной среде позволяет:

- находить лучшие электронные курсы в вузе, привлекать их авторов к проведению тренингов внутри университета по применению системы ЭО в учебном процессе для повышения качества образовательного процесса;

- поощрять финансово наиболее активных преподавателей и формировать механизмы стимулирования ППС в системе ЭО;

- создавать прозрачную систему оценки работы ППС в системе ЭО с точными измеряемыми показателями;

- анализировать работу менее активных преподавателей и оказывать им адресную поддержку, вносить изменения в систему повышения квалификации сотрудников при работе в системе ЭО.

Заключение

Так, в результате внедрения технологий е-1еагп'щ в учебный процесс для студентов заочного обучения были разработаны электронные курсы для студентов-заочников по ряду дисциплин (иностранный язык, физика, математика, отечественная история, философия), были сформулированы рекомендации по организации самостоятельной работы, направленные на повышение качества организации учебной деятельности студентов заочной формы обучения, по формированию навыков самообразовательной деятельности и повышению мотивации студентов.

С целью повышения качества образования в Кузбасском государственном техническом университете было проведено анкетирование студентов заочного отделения. В анкетировании приняли участие 356 студентов. Результаты проведенного анкетирования студентов заочной формы обучения показали, что:

- 76 % студентов справились с курсом, набрав 85-100 баллов при максимальном балле 100 за курс. В итоговой анкете они указали, что структура курса и формулировка заданий была понятна и ЭС обеспечивает комфортное обучение, т. к. задания представляются в виде интерактивных заданий и видеолекций, что значительно ускоряет процесс их выполнения.

- 17 % набрали 60-84 баллов по курсу, т. к. не укладывались во временные рамки, установленные на модуль и выполняли задания не системно, а только накануне промежуточного тестирования либо перед итоговой аттестацией.

- 7 % не выполнили ни одного задания (не было зафиксировано ни одного входа в систему).

Подводя итог, хотелось бы отметить, что организованное электронное обучение в вузе дает старт для развития новых научных направлений, которые связаны не только с внедрением новых ИКТ и инновационной педагогикой, но и с исследованием социальных явлений, порождаемых развитием ЭО, с изучением особенностей управления электронным обучением в системе вуза и др. Эффективно организованное электронное обучение является одним из важных факторов инновационного развития современного высшего образования и вуза в частности. Сбалансированное ЭО, дополняющее очное и заочное обучение, должно стать приоритетным направлением развития системы образования в условиях глобализации, массовой интеграции и социализации сервисов и технологий.

Литература

1. Лебедева Т. Е., Охотникова Н. В., Потапова Е. А. Электронная образовательная среда вуза: требования, возможности, опыт и перспективы использования [Электронный ресурс] // Мир науки. Педагогика и психология. 2016. Т. 4, № 2. URL: http://mir-nauki.com/PDF/57PDMN216.pdf.

2. Об образовании в Российской Федерации [Электронный ресурс] : федер. закон РФ от 29 декабря 2012 г. № 273-Ф3 URL: http://www.edu.ru/abitur/act.30/index.php (дата обращения: 13.04.2020).

3. Широколобова А. Г, Ларионова Ю. С., Березина А. С. Использование технологий e-learning в организации самостоятельной работы по иностранному языку студентов заочной формы обучения // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2019. Т. 12, № 3. С. 353-358.

4. Широколобова А. Г, Губанова И. В. Содержание и структура электронного учебно-методического комплекса дисциплины «Иностранный язык» // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2017. № 1 (67), Ч. 1. С. 212-216.

5. Ачкасова О. Г. Проблемы формирования информационного иммунитета преподавателя как компонента ИКТ-компетентности // Педагогические параллели : материалы V Междунар. науч.-практ. конф. СПб., 2018. С. 23-26.

6. Вопросы современной науки: проблемы, тенденции и перспективы : материалы междунар. науч.-практ. конф. / отв. ред. Э. И. Забнева. Ульяновск, 2017. 284 с.

7. Мазеин П. Г. Информационные технологии в обеспечении качества образования. М., 2015.

8. Фокина В. Н., Широкова М. Е., Рякин А. В Современные педагогические технологии социализации обучающихся в электронной информационно-образовательной среде // Инновации в образовании. 2018. № 11. C. 60-63.

9. Козлова А. В., Леган М. В. Разработка электронных учебно-методических комплексов (ЭУМК) по дисциплинам учебного

плана в НГТУ // Открытое и дистанционное образование. 2014. № 1 (53). С. 74-81.

10. ГОСТ Р 53620-2009. Информационно-коммуникационные технологии в образовании. Электронные образовательные ресурсы. Общие положения [Электронный ресурс]. URL: http://standartgost.ru/g/ГОСТ_Р_53620-2009 (дата обращения: 01.01.2020).

11. Семенова В. Г Самостоятельная работа студентов как важнейшая форма организации учебного процесса в рамках компетентностной модели образования // Организация самостоятельной работы студентов : материалы докл. II Все-рос. науч.-практ. интернет-конф. Саратов, 2013, C. 6-10.

12. Иванова С. Г. Организация самостоятельной работы студентов по иностранному языку // Теория и практика общественного развития. 2013. № 5. С. 143-147.

13. Андреев А. В., Андреева С. В, Доценко И. Б. Практика электронного обучения с использованием Moodle. Таганрог, 2008.

14. Бондарев М. Г., Трач А. С. Принципы смешанного обучения английскому языку для специальных целей [Электронный ресурс] // Известия ЮФУ. Технические науки. 2013. № 10. С. 8-11. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/printsipy-smeshannogo-obucheniya-angliyskomu-yazyku-dlya-spetsialnyh-tseley (дата обращения: 13.02.2020).

15. Хмелидзе И. Н. Роль преподавателя в реализации электронного обучения // Открытое и дистанционное образование. 2014. № 4 (56). С. 45-49.

References

1. Lebedeva T. E., Ohotnikova N. V., Potapova E. A. Elektronnaya obrazovatel'naya sreda vuza: trebovaniya, vozmozhnosti, opyt i perspektivy ispol'zovaniya [Electronic educational environment of high school: the requirements, capabilities, experience and perspectives of application]. World of Science. Pedagogy and psychology, 2016, vol. 4, no. 2. Available at: http://mir-nauki.com/ PDF/57PDMN216.pdf. (In Russian).

2. Ob obrazovanii v Rossijskoj Federacii [About education in the Russian Federation]. Federal Law of the Russian Federation of December 29, 2012 no. 273-FZ. Available at: http://www.edu.ru/ abitur/act.30/index.php (accessed 13.04.2020). (In Russian).

3. Shirokolobova A. G., Larionova Yu. S., Berezina A. S. Ispol'zovanie tekhnologij e-learning v organizacii samostoyatel'noj raboty po inostrannomu yazyku studentov zaochnoj formy obucheniya [E-learning technologies use when organizing correspondence students' autonomous work on foreign language]. Philology. Theory & Practice, 2019, vol. 12, no. 3, pp. 353-358. (in Russian).

4. Shirokolobova A. G., Gubanova I. V. Soderzhanie i struktura elektronnogo uchebno-metodicheskogo kompleksa discipliny «Inostrannyjyazyk» [The content and structure of electronic educational-methodical complex of the discipline "Foreign language"]. Philology. Theory & Practice, 2017, no. 1 (67), part 1, pp. 212-216. (In Russian).

5. Achkasova O. G. Problemy formirovaniya informacionnogo immuniteta prepodavatelya kak komponenta IKT-kompetentnosti [Problems of formation of teacher's informational immunity as a component of it-competence]. Pedagogical parallels. Proceedings of the 5th International Scientific and Practical Conference. St. Petersburg, 2018, pp. 23-26. (In Russian).

6. Voprosy sovremennoj nauki: problemy, tendencii i perspektivy [The questions of modern science: problems, trends and prospects]. Proceedings of the International Scientific and Practical Conference. Ed. E. I. Zabneva. Ulyanovsk, 2017, 284 p. (In Russian).

7. Mazein P. G. Informacionnye tekhnologii v obespechenii kachestva obrazovaniya [Information technology in ensuring the quality of education]. M., 2015. (In Russian).

8. Fokina V. N., Shirokova M. E., Ryakin A. V. Sovremennye pedagogicheskie tekhnologii socializacii obuchayushchihsya v elektronnojinformacionno-obrazovatel'nojsrede [Modern pedagogical technologies of socialization of students in electronic information and educational environment]. Innovation in Education, 2018, no. 11, pp. 60-63. (In Russian).

9. Kozlova A. V., Legan M. V. Razrabotka elektronnyh uchebno-meto-dicheskih kompleksov (EUMK) po disciplinam uchebnogo plana v NGTU [Development of electronic training complexes on disciplines of Novosibirsk state Technical University curriculum]. Open and Distance Education, 2014, no. 1 (53), pp. 74-81. (In Russian).

10. GOST R 53620-2009. Informacionno-kommunikacionnye tekhnologii v obrazovanii. Elektronnye obrazovatel'nye resursy. Obshchie polozheniya [GOST R 53620-2009. Information and communication technologies in education. Electronic educational resources. General Provisions]. Available at: http://standartgost.ru/ g/r0CT_P_53620-2009 (accessed 01.01.2020). (In Russian).

11. Semenova V. G. Samostoyatel'naya rabota studentov kak vazhnejshaya forma organizacii uchebnogo processa v ramkah

kompetentnostnojmodeli obrazovaniya [Independent work of students as the most important form of educational process organization in the framework of the competency-based education model]. Organization of independent work of students. Proceedings of reports of the II All-Russian scientific and practical Internet conference. Saratov, 2013, pp. 6-10. (In Russian).

12. Ivanova S. G. Organizaciya samostoyatel'noj raboty studentov po inostrannomu yazyku [Organization of students' unsupervised foreign language work]. Theory andpractice of social development, 2013, no. 5, pp. 143-147. (In Russian).

13. Andreev A. V., Andreeva S. V., Dosenko I. B. Praktika elektronnogo obucheniya s ispol'zovaniem Moodle [Practice E-Learning Using Moodle]. Taganrog, 2008. (In Russian).

14. Bondarev M. G., Trach A. S. Principy smeshannogo obucheniya anglijskomu yazyku dlya special'nyh celej [On the question of the category of definiteness/indefiniteness formation origins]. Izvestiya SFedu. Engineering Sciences, 2013, no. 10, pp. 8-11. (In Russian).

15. Khmelidze I. N. Rol' prepodavatelya v realizacii elektronnogo obucheniya [Teacher's role in e-learning process]. Open and Distance Education, 2014, no. 4 (56), pp. 45-46. (In Russian).

УДК/UDC 377.5

Е. А. Баканов E. A. Bakanov

МИССИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ MISSIONS OF PROFESSIONAL EDUCATIONAL ORGANIZATIONS

Введение. В статье представлено исследование по проблеме стратегического управления деятельностью профессиональных образовательных организаций. Цель статьи - анализ практики применения элементов стратегического планирования и обоснование необходимости внедрения в практику управления названных организаций методов научного менеджмента.

Методология. Исследование проводится методом анализа основных законодательных документов в области профессионального образования, локальных актов образовательных профессиональных организаций, информации, размещенной на сайтах организаций, с последующим обобщением и формулированием практических рекомендаций.

Результаты заключаются в обзоре практики применения методов и принципов стратегического планирования организациями профессионального образования Российской Федерации на примере формулирования руководителями данных организаций миссий учреждений. Показана роль стратегического под-

хода к определению целей деятельности организации для их успешного развития.

Заключение. Автор отмечает, что используемые коммерческими организациями методы и принципы стратегического управления пока еще не нашли широкого применения в практике менеджмента профессиональных образовательных организаций, однако очевидна тенденция к осознанию важности внедрения элементов научного менеджмента в управление как частными образовательными организациями, так и государственными учреждениями среднего профессионального образования.

Introduction. The article presents a study on the problem of strategic management of professional educational organizations. The purpose of the article is to analyze the practice of applying elements of strategic planning and justify the need to implement scientific management methods in the management practice of these organizations.

Methodology. The research is carried out by the method of analysis of the main legislative documents in the field of

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.