Научная статья на тему 'МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКОЙ ОЦЕНКЕ СИСТЕМ СРЕДСТВ ОТОБРАЖЕНИЯ ИНФОРМАЦИИ'

МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКОЙ ОЦЕНКЕ СИСТЕМ СРЕДСТВ ОТОБРАЖЕНИЯ ИНФОРМАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
15
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКОЙ ОЦЕНКЕ СИСТЕМ СРЕДСТВ ОТОБРАЖЕНИЯ ИНФОРМАЦИИ»

ЛИТЕРАТУРА. БерезкинВ. Г., Татаринский В. С. — Газо-хроматографические методы анализа примесей. М., 1970. — ВольфсонВ. Я-, Суда к А. М. — Заводская лабор., 1970, № 9, с. 1044—1045. — Крылов Б. К-, К о л -м а н о в с к и й В. И., Яшин Я- И. - Там же, 1971, № 2, 135—135. — В г е п е г пег N. Ь., С1ерНпБк1 Е., Е 11 г е I*. Б. е1 а. — «Л. СЬгота^г.», 1960, V. 3, р. 230.

Поступила 13/1V 1977 г.

УДК 613.6:65.012.451-07:612.821

Доктор мед. наук А. И. Вайсман, Е. П. Трутнева

МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКОЙ ОЦЕНКЕ СИСТЕМ СРЕДСТВ ОТОБРАЖЕНИЯ ИНФОРМАЦИИ

Горьковский научно-исследовательский институт гигиены труда и профзаболеваний

Целью настоящего исследования явилась разработка методических подходов к психофизиологической оценке систем средств отображения информации (ССОИ) и основных принципов их организации. Было предпринято изучение ССОИ современных автомобилей ГАЗ-24, ГАЗ-14, ГАЗ-53, ГАЗ-66, ГАЭ-3301 и ГАЭ-4301. Исследования проводились с помощью стенда, включающего комплекс аппаратуры для предъявления информации (тахистоскоп, программирующее устройство) и аппаратуры для записи различных психофизиологических параметров. С каждым щитком приборов проводилось по 3 серии экспериментов.

В I серии — тренировочной — осуществлялись ознакомление с за-' дачами эксперимента, со щитками приборов (их составом, компоновкой приборов и индикаторов, с ценой деления, обозначением, назначением каждого прибора, характером сигналов) и адаптация к экспериментальной обстановке и ходу эксперимента. Во II серии изучались время, точность считывания информации и изменение физиологического напряжения при восприятии информации с комбинацией «спидометр — прибор» при предъявлении всей системы средств отображения информации в целом.

В III серии испытуемый определял наличие или отсутствие аварийного состояния в системах и агрегатах автомобиля по показаниям всех приборов. В каждой серии экспериментов щитки приборов предъявлялись по 100 раз. Программы изменения показаний приборов составлялись по таблицам для случайной выборки (А. Бредфорд Хилл). Кроме времени считывания информации и количества неправильно воспринятых показаний приборов, регистрировались ЭКГ в отведении А по Нэбу и кожно-галь-ваническая реакция по Тарханову. Для исследований были привлечены 20 мужчин в возрасте 19—20 лет, никогда самостоятельно не управлявших автомобилем.

Была высказана рабочая гипотеза, что при восприятии информации с различных ССОИ с одинаковым качеством и скоростью ее считывания физиологическое напряжение у одного и того же человека может быть различным. Данные, полученные в ходе исследований, подтверждают высказанное предположение. Например, общее время считывания предъявленной в III серии информации со щитков приборов автомобилей ГАЗ-4301 и ГАЭ-3301 практически не различалось (124±0,65 и 124±0,58 с), в то время как при работе со щитками приборов автомобиля ГАЭ-4301 частота сердечных сокращений увеличивалась в среднем на 5±0,09 в минуту, а со щитком приборов автомобиля ГАЭ-3301 — на 6,8±0,5 в минуту по сравнению с дорабочим состоянием (соответственно, на 6,0 и 8,3%).

Число индикационных устройств в ССОИ неодинаково при одном и том же количестве полезной информации, общее количество информации, поступающее к оператору, различно, и поэтому затрудняется сравнение этих систем между собой непосредственно по абсолютной величине полу-

Таблица 1

Показатели психофизиологической оценки комбинации «спидометр — лампы» (М=т)

Марка автомобиля исследуемых щитков приборов Время восприятия 1 бита информации, с/бит Количество ошибок на 1 бит информации, ед/бит Изменение КГР на 1 бит информации, ед/бит Изменение частоты сердечных сокращений на 1 бит информации, уд/мин/бит Изменение амплитуды зубца Т на I бит информации, ту/бит

ГАЗ-24 ГАЗ-14 ГАЭ-53 ГАЗ-66 ГАЗ-ЗЭ01 ГАЭ-4301 17,2=0,093 16,0=0,154 17,6=0,1154 9,8=0,0928 17,4=0,179 24,6=0,2291 1,9=0,006 1,13=0,013 0,79=0,014 0,68—0,011 1,30=0,013 0,95=0,019 7,5—0,11 1,21=^0,07 12,8=0,21 1,65=0,035 14,0=0,24 6,7=0,2 4,1 = 0,04 2,89=0,04 3,20=0,02 2,27=0,03 4,55=0,12 2,85=0,06 0,074=0,001 0,298=0,006 0,052=0,001 0,066= 0,001 0,102= 0,001 0,066=0,001

ченных показателей. В связи с этим мы сочли необходимым рассчитывать все определяемые параметры на единицу информации. Например, время считывания информации во II серии эксперимента при задачах регистрации показаний спидометра и указателя температуры воды, а также спидометра и сигнальных ламп ССОИ автомобиля ГАЗ-3301 практически не различалось (соответственно 24,8±2,6 и 24,8±4,4 с), однако при расчете этого показателя на единицу воспринятой информации оказалось, что 1 бит информации в первом случае воспринимается быстрее, чем во втором (соответственно 16,2±1,9 и 19,0±2,2 с/бит; Я< 0,001).

Учитывая тот факт, что на время и точность считывания информации и возникающее при этом физиологическое напряжение влияют не только эргономические качества тех приборов, которые интересуют оператора в данный момент, но и другие индикационные устройства, ясно, что нельзя оценивать конкретные элементы ССОИ вне всей системы в целом. Проведенные исследования показали, что комбинация одинаковых приборов «спидометр — прибор» в разных ССОИ (II серия) различаются по показателям психофизиологической оценки (везде Р < 0,001). Например (табл. 1), время восприятия 1 бита информации с идентичных спидометра и сигнальных ламп в ССОИ автомобилей ГАЗ-66 и ГАЭ-4301 резко различается. По количеству ошибок, совершенных на 1 бит воспринятой информации с этих же приборов в ССОИ автомобилей ГАЭ-53 и ГАЗ-66, также оказалось существенно (Р <. 0,001) меньше.

Показатель кожно-гальванической активности увеличивался в большей степени при восприятии информации с идентичных спидометра и ламп ССОИ автомобилей ГАЭ-53 и ГАЗ-3301 и в меньшей степени при работе с этой комбинацией приборов в ССОИ автомобилей ГАЗ-24 и ГАЗ-66.

Изменение частоты сердечных сокращений и амплитуды зубца Т ЭКГ при восприятии единицы информации с указанных комбинаций идентич-

Таблица 2

Показатели психофизиологической оценки систем средств отображения информация

в кабинах автомобилей, М±т

Марка автомобиля исследуемых щитков приборов Время считывания 1 бита информации, с/бит Количество ошибок на 1 бит информации, ед/бит Изменение КГР на 1 бит информации, усл. ед/бит Изменение частоты сердечных сокращений на 1 бит информации, уд./мин/бит Изменение амплитуды зубца Г на 1 бит информации, ту/бит

ГАЗ-24 ГАЗ-14 ГАЗ-5ЭА ГАЗ-66 ГАЭ-4301 ГАЗ-ЗЗО! 3,4=0,361 5,67=0,0202 4,0=0,0133 6,72=0,0747 6,85=0,0449 6,85=0,040 0,32=0,003 0,29=0,003 0,29=0,003 0,34=0,008 0,36= 0,004 0,23=0,003 0,36=0,004 1,3=0,023 1,02=0,008 0,55=0,03 1,96=0,1 0,23=0,087 0,1=0,003 0,16=0,002 0,20=0,007 0,21=0,003 0,28=0,006 0,42=0,003 0,008=0,00004 0,0022=0,0004 0,006=0,0001 0,0086=0,00006 0,0096=0,00018 0,009=0,00008

ных приборов ССОИ автомобилей ГАЭ-3301 и ГАЗ-66 достоверно отличалось.

Особенно важно для оператора определение момента выхода различных агрегатов контролируемой системы из нормального рабочего режима (табл. 2). Наибольшее время считывания, количество ошибок и изменения функционального состояния испытуемого отмечались при восприятии информации с ССОИ автомобиля ГАЭ-4301. Минимальные величины всех показателей, кроме количества ошибок, наблюдались при работе с ССОИ автомобиля ГАЗ-24. Восприятие информации с ССОИ автомобиля ГАЭ-53 происходило с небольшим временем считывания и количеством ошибок, но со значительным изменением функционального состояния испытуемого. В то же время при работе с ССОИ автомобиля ГАЗ-66, имеющего тот же набор индикационных устройств, но с иным их расположением, результаты были противоположными.

Анализ полученных данных показал, что однонаправленные изменения всех показателей при работе с отдельными ССОИ очень редки. Поэтому трудно дать их достаточно полноценную количественную психофизиологическую оценку. В связи с этим нами была применена балльная оценка. Цена 1 балла для каждого показателя определялась исходя из максимальных и минимальных величин показателя для всех изученных ССОИ. Оценка производилась по 10-балльной системе, в которой лучшим показателям присваивался меньший балл. В результате все исследованные ССОИ автомобили распределялись следующим образом: ГАЗ-24 — 5,2 балла, ГАЗ-14 —7,8, ГАЗ-66 —8,2, ГАЭ-3301 — 8,7, ГАЗ-бЗ —9,4, ГАЭ-4301 — 9,6 балла.

Психофизиологическая оценка ССОИ на рабочих местах операторов должна основываться на следующих принципах: кроме времени и точности считывания информации, необходимо учитывать физиологическую стоимость ее восприятия; оценка отдельных информационных элементов может проводиться только в составе конкретной ССОИ; все полученные показатели необходимо рассчитывать на единицу воспринятой информации; для оценки физиологического напряжения при работе с системами средств отображения информации достаточно информативными показателями является изменение частоты сердечных сокращений и кожно-гальванической активности.

Наблюдающиеся в настоящее время тенденции развития промышленности характеризуются, с одной стороны, усложнением технологических процессов, увеличением числа различных агрегатов, что ведет к росту количества информации, необходимой оператору, и требует увеличения числа индикаторов, устанавливаемых на панели приборов, а с другой стороны, повышение скоростей технологических процессов ведет к значительному ограничению времени для восприятия возросшего потока информации, что снижает надежность оператора как звена в системе «человек — машина». В связи с этим возникла необходимость разработки принципиально нового подхода к созданию системы средств отображения информации, нивелирующей 'эти противоречия.

Современный уровень развития техники и электроники позволяет значительно усовершенствовать конструкцию визуальных устройств сигнализации. Опыт работы и обобщение литературных данных позволили нам разработать основные принципы организации ССОИ с позиций активного их предъявления оператору.

1. Оператору должна предъявляться лишь та информация, которая ему необходима в данный момент.

2. Оператор в любой момент может получить любую информацию, предусмотренную имеющейся ССОИ.

3. Оператор постоянно информируется об исправности работы всей системы средств отображения информации.

4. В случае отказа какого-либо звена системы средств отображения информации оператор должен получить информацию о характере возникшего повреждения (какое из звеньев системы вышло из строя). По желанию оператора эта информация (после ее восприятия) может быть отключена.

Такая организация ССОИ дает потенциальную возможность предъявлять оператору практически неограниченный объем информации при уменьшении информационной нагрузки в единицу времени, что обеспечивает увеличение точности и скорости восприятия им информации, сохранение высокого уровня работоспособности и, следовательно, повышение надежности оператора как звена в системе «человек — машина».

Перечисленные принципы не могут использоваться при разработке ССОИ раздельно или последовательно, так как они тесно взаимосвязаны. Исключение хотя бы одного из них ведет к психологическому дискомфорту оператора, повышению психофизиологической напряженности и в конечном итоге может снизить качество его работы. Весьма важно правильно определить время восприятия и объем той информации, которая активно предъявляется оператору, так как ошибки при определении этих параметров могут затруднить или даже резко снизить возможности прогнозирования развития контролируемых процессов.

Предложенные принципы обсуждались и получили одобрение на научно-технической секции отдела автоприборов Московского научно-исследовательского института автоприборов в 1975 г., на совместной расширенной секции научно-технического совета отдела автоприборов указанного института и научно-технической секции завода «Автоприбор» в г. Владимире в 1976 г. Эти принципы положены в основу разработанного нами совместно с конструкторско-экспериментальным отделом Горьков-ского автозавода технического задания на электронный щиток приборов для некоторых перспективных моделей отечественных автомобилей.

ЛИТЕРАТУРА. ХиллА. Бредфорд. Основы медицинской статистики» М., 1958, с. 284—299.

Поступила 18/1II 1977 г.

УДК 616-056.3-067:66 + 616-066.3-02:615.2/.31-07:616.155.3-003.8-07

Л. А. Дуева, Р. В. Бару

МОДИФИКАЦИЯ РЕАКЦИИ СПЕЦИФИЧЕСКОГО ЛИЗИСА ЛЕЙКОЦИТОВ

КРОВИ IN VITRO ДЛЯ ИЗУЧЕНИЯ СЕНСИБИЛИЗАЦИИ ХИМИЧЕСКОЙ И ЛЕКАРСТВЕННОЙ ЭТИОЛОГИИ

Научно-исследовательский институт гигиены труда и профессиональных заболеваний АМН СССР; Всесоюзный научно-исследовательский институт антибиотиков, Москва

В соответствии с современными представлениями повреждение клеток белой крови, в частности полиморфно-ядерных лейкоцитов, при аллергическом процессе рассматривается как реакция клеток-мишеней на образование иммунного комплекса (М. А. Китаев; В. А. Фрадкин, 1974). Первоначальным этапом реакции сенсибилизированных клеток на специфический аллерген являются изменение их амебоидной подвижности и агломерация, а последующее включение комплемента в реализацию формирования комплекса антиген — антитело, происходящего на поверхности клеток, приводит к их деформации и лизису (В. А. Фрадкин, 1975). На учете качественного и количественного изменения клеток белой крови при действии специфического аллергена основаны такие методы аллергодиа-гностики in vitro, как показатель повреждений нейтрофилов (ППН) (В. А. Фрадкин), реакция аггломерации лейкоцитов (В. Е. Туганова и соавт.; Сосонкин И. Е.), базофильные тесты (Shelly; JI. А. Дуева и

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.