Научная статья на тему 'Методические подходы к повышению конкурентоспособности региона'

Методические подходы к повышению конкурентоспособности региона Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
789
137
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ / РЕГИОН / ПОТЕНЦИАЛ КЛАСТЕРИЗАЦИИ / КЛАСТЕР / COMPETITIVENESS / REGION / CLUSTER POTENTIAL / CLUSTER

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Винокурова Мария Викторовна

Рассмотрены вопросы повышения конкурентоспособности региона. Предложены четыре этапа повышения конкурентоспособности. Особое внимание уделено третьему этапу, включающему оценку потенциала кластеризации и создание кластера в отрасли.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

METHODICAL APPROACHES TO INCREASE OF THE REGION COMPETITIVENESS

The issues of region competitiveness are brought into focus. The research suggests. Four steps to increase competitiveness are proposed. Special attention is paid to the third step which involves evaluation of the cluster potential and creation of a cluster in an economic sector.

Текст научной работы на тему «Методические подходы к повышению конкурентоспособности региона»

М.В. ВИНОКУРОВА

Примечания

1 Портер М. Конкуренция: учеб. пособие: пер. с англ. М., 2000.

2 Из известных автору это, напр.: Ферова И.С. Кластерный подход: от концепции к промышленной политике региона. Красноярск, 2005; Третьяк В.П. Кластеры предприятий. М., 2006.

3 Письмак В. Новые формы организации инновационного процесса // Экономист. 2003. № 9. С. 53-65.

4 Rosenfeld S. Backing into the clusters: Retrofitting public policies. www.oecd.org.

5 Ферова И. Предпосылки возникновения кластеров в экономике Красноярского края // Регион: экономика и социология. 2005. № 1. С. 56-70.

6 Территориально-производственные комплексы: опыт и проблемы формирования / под ред. М.К. Бан-дмана, А.И. Чистобаева. Л., 1990.

7 Воронов А. Кластеры — новая форма самоорганизации промышленности в условиях конкуренции // Маркетинг. 2002. № 5 (66). С. 37-43.

8 Там же.

9 Портер М. Указ. соч. С. 230-232.

10 Унтура Г. Регион как эпицентр зарождения конкурентоспособности // Регион: экономика и социология. 2002. № 1. С. 4.

11 Ферова И. Предпосылки возникновения кластеров в экономике Красноярского края. С. 69-70.

М.В. ВИНОКУРОВА

аспирант

МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ПОВЫШЕНИЮ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ РЕГИОНА

Российские регионы могут конкурировать между собой в пределах одного федерального округа, экономического пространства страны, приграничных территорий с регионами соседних стран.

Регион не может быть конкурентоспособен во всех секторах и сферах экономической деятельности. Важно, чтобы региональные органы власти развивали прибыльные виды деятельности в тех сферах и отраслях, в которых у региона есть конкурентные преимущества или потенциал

для их создания, развития и совершенствования.

Конкурентоспособность региона — это способность региональных органов к повышению уровня жизни населения путем привлечения инвестиций в бизнес-среду, развития наиболее перспективных отраслей экономики, инфраструктуры и малого бизнеса.

Нами предлагается методический подход к повышению конкурентоспособности региона с помощью создания и развития на его территории кластеров (рис.).

Цель — повышение конкурентоспособности региона

I

Первый этап

Оценка конкурентоспособности региона

I ~

Второй этап

Выявление факторов, в наибольшей степени влияющих на конкурентоспособность региона

Третий этап

Четвертый этап

С \

Обоснование результативности использования

кластерного подхода для повышения

конкурентоспособности региона

Разработка механизма повышения конкурентоспособности региона путем развертывания кластеров

Этапы повышения конкурентоспособности региона

Рассмотрим подробнее каждый из указанных на рисунке этапов.

Первый этап предусматривает оценку конкурентоспособности региона с помощью существующих методик.

© М.В. Винокурова, 2006

Б.М. Гринчель и Н.Е. Костылева предлагают два метода оценки конкурентоспособности региона1. Первый заключается в оценке социально-экономической конкурентоспособности региона на основе рангового метода.

РЕГИОНАЛЬНОЕ И ОТРАСЛЕВОЕ РАЗВИТИЕ

При этом используют группу из 23 показателей, характеризующих географическое положение и социально-экономическое развитие регионов, что позволяет оценить общую социально-экономическую конкурентоспособность конкретной территории в пространстве страны. Ранговый метод состоит в определении места (ранга) региона в системе сопоставляемых территорий (регионов).

Второй метод позволяет проводить оценку уровня конкурентоспособности регионов и городов на базе модели измерения потенциалов. Потенциал региона — сложное понятие, включающее в себя, на взгляд авторов, пять основных составляющих: ресурсный, финансовый, экологический, организационный потенциалы и потенциал качества жизни, являющиеся определяющими факторами конкурентоспособности города или региона. Оценка этих потенциалов позволит повысить эффективность их использования и будет способствовать повышению уровня региональной конкурентоспособности.

Другой метод оценки конкурентоспособности региона, автором которого является Н.Я. Калюжнова, заключается в использовании индекса конкурентоспособности2. Итоговый индекс КСП рассчитывается как среднеарифметическое 12 частных индексов, определяемых на основе частных показателей. Среди частных показателей выбираются следующие: итоговые показатели конкурентного успеха в соответствии с критерием КСП (объем ВРП на душу населения, доля экспорта в ВРП региона, темп роста ВРП), показатели, отражающие наличие конкурентных преимуществ (факторных, инвестиционных, инфраструктурных, инновационных и институциональных), а также прогрессивность отраслевой структуры в регионах.

Следующую методику оценки конкурентоспособности региона разработали Л.И. Уш-вицкий и В.Н. Парахина3. Они предлагают расчет интегрального коэффициента Ken, по формуле средней геометрической:

Kcnj = 3Кин1 ■ Кур, ■ Кэрj .

При этом рассматриваются три группы показателей: показатели наличия и эффективности использования ресурсов региона (Кэр), показатели уровня жизни населения (Кур), показатели инвестиционной привлекательности и активности региона (Кин). На основе этих показателей сначала рассчитываются частные

коэффициенты, а потом они сводятся в интегральный коэффициент конкурентоспособности региона.

На наш взгляд, наиболее точной среди рассмотренных методик является методика оценки конкурентоспособности с помощью расчета индекса конкурентоспособности. Данная методика учитывает конкурентные преимущества конкретного региона по сравнению с другими, а также итоговые показатели экономической деятельности в регионе.

Второй этап предполагает выявление факторов, в наибольшей степени влияющих на конкурентоспособность региона, методом корреляционно-регрессионного анализа.

Третий этап предусматривает разработку механизма повышения конкурентоспособности региона путем развертывания кластеров. Наибольшая роль в реализации данного процесса принадлежит региональным органам власти, которым для начала необходимо принять решение о том, в какой отрасли выгоднее всего создавать кластер (оценка потенциала кластеризации отраслей), а потом взять на себя начальный этап создания кластера.

Определение уровня потенциала кластеризации является необходимым условием принятия решения о создании кластера в конкретной отрасли. Потенциал кластеризации — это наличие конкурентных преимуществ у отраслей, предприятий и инфраструктурных организаций, находящихся на территории региона, возможности объединения данных преимуществ и их использования для повышения конкурентоспособности региона.

Мы предлагаем методический подход к определению уровня потенциала кластеризации отраслей, который включает в себя следующие этапы:

1. Определение уровней потенциала кластеризации (высокий, средний, низкий) и их характеристика (табл.).

2. Выбор факторов для проведения анализа.

3. Определение экспертным путем пороговых значений выбранных факторов с учетом соответствующих уровней потенциала кластеризации.

4. Присвоение каждому фактору балльной характеристики. Наименьший балл должен соответствовать самому благоприятному интервалу, определенному на предыдущем этапе, наибольший балл — самому критическому интервалу.

Известия ИГЭА. 2006. № 4 (49)

Ю.В. ФИЛИМОНОВА

Характеристика уровней потенциала кластеризации отрасли

Уровень потенциала кластеризации Обозначение Краткая характеристика

Высокий А Возможность создания конкурентоспособного кластера в отрасли. При этом присутствуют все факторы конкурентоспособности: сильная конкуренция в отрасли; развитая инфраструктура, необходимая для деятельности компаний кластера; конкурентоспособные отрасли-поставщики; наличие в отрасли ресурсной базы, а также уникального конкурентного преимущества, которое позволит организовать кластер (обязательное присутствие четырех—пяти факторов КСП)

Средний В Наличие в отрасли трех—четырех факторов КСП, перечисленных ранее. Однако если нет того или иного фактора в явном виде, то его можно создать при небольшом вложении средств (необходимо учитывать данное обстоятельство)

Низкий С Наличие в отрасли одного—двух факторов КСП либо же присутствие многих факторов, но неконкурентоспособных, например неразвитая инфраструктура, небольшая ресурсная база, недостаточное количество поставщиков

5. Определение минимального и максимального значений балльной шкалы в пределах используемой группы показателей.

6. Оценка уровня потенциала кластеризации. На данном этапе экспертным путем устанавливается соответствие результатов анализа уровню потенциала кластеризации.

С использованием шкалы распределения уровней потенциала определяется потенциал кластеризации отраслей региона — высокий, средний, низкий. Далее принимается решение о том, в какой отрасли создание кластера будет наиболее оптимальным.

Развертывание кластера проводится в несколько этапов:

— привлечение потенциальных участников кластера;

— определение его миссии и статуса;

— выбор участников кластера;

— определение источников его финансирования;

— определение менеджмента кластера;

— графическое изображение карты кластера;

— определение направлений деятельности кластера;

— функционирование кластера;

— оценка эффективности работы предприятий и организаций кластера;

— оценка конкурентоспособности кластера.

Представленный подход развертывания кластера дает возможность грамотно сформировать конкурентоспособный кластер в регионе.

Четвертый этап заключается в оценке степени влияния результатов работы кластера на повышение конкурентоспособности региона, которая проводится с помощью экономико-математического моделирования.

Создание кластера позволит увеличить число предприятий и организаций, работающих в данной отрасли, и повысить их деловую активность, а также активность компаний, действующих во многих сопутствующих отраслях, привлечь инвестиции для их развития. Эффективное взаимодействие участников кластера приведет к росту занятости работников в конкретной отрасли, повышению доходов населения, увеличению поступлений налогов в бюджеты всех уровней и, как следствие, к повышению доходов регионального бюджета и уровня жизни населения.

Примечания

1 Гринчель Б.М., Костылева Н.Е. Важнейшие факторы повышения конкурентоспособности регионов (краткая версия) / подгот. ин-том «Евроград». СПб., 2003. www.cfin.ru / press / marketing /2001-4/03.shtml.

2 Конкурентоспособность регионов: теоретико-прикладные аспекты / под ред. Ю.К. Перского, Н.Я. Ка-люжновой. М., 2003.

3 Ушвицкий Л.И., Парахина В.Н. Конкурентоспособность региона как новая реалия: сущность, методы оценки, современное состояние // Сборник научных трудов СевКавГТУ. Сер. «Экономика». 2005. № 1. http:// region.investportal.ru/cgi-bin/ready.cgi?doc=northkav.

Ю.В. ФИЛИМОНОВА

старший преподаватель Ангарской государственной технической академии

РАЗРАБОТКА МЕТОДИКИ ОЦЕНКИ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ ВАРИАНТА СТРАТЕГИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ КОРПОРАЦИИ

Одной из важнейших задач стратегичес- стратегии предприятия: насколько правильно кого анализа является оценка эффективности выбрана стратегия, насколько она отражает

© Ю.В. Филимонова, 2006

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.