РЕГИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА REGIONAL ECONOMY
Экономические системы. 2024. Том 17, № 3 (66). С. 59-70. Economic Systems. 2024;17(3(66)):59-70.
Научная статья 5.2.3 - Региональная и отраслевая экономика
УДК 338.48 (574.54)
DOI 10.29030/2309-2076-2024-17-3-59-70
Методические подходы к повышению аттрактивности сельских территорий
Дмитрий Иванович Валигурский1, Виктория Сергеевна Бобер2Н
1 Российский университет кооперации, Москва, Россия, [email protected]
2 Российский государственный университет народного хозяйства им. В.И. Вернадского, Москва, Россия, [email protected]
Аннотация. Сельская местность и уровень ее социально-экономического развития, инвестиционная привлекательность, государственная поддержка, качество жизни на селе -сейчас проблематика таких аспектов становится актуальной и требует к себе особого внимания. Сельские территории рассматриваются как целостная, развивающаяся социально-экономическая система, в которой протекают взаимосвязанные между обществом, природой и индивидом производственно-экономические процессы.
Устойчивое развитие сельских территорий напрямую зависит от организации сельскохозяйственного производства той или иной рассматриваемой местности, от сбалансированного бюджета территории, а также взаимодействия между экономической и социальной сферами.
Комплексное развитие сельских территорий предусматривает системное повышение социально-экономического уровня жизни населения, привлекательность сельских территорий со стороны инвесторов, развитие малого и среднего предпринимательства, поддержку со стороны государства, наращивания экономического потенциала.
Для раскрытия потенциала сельских территорий применяются различные методики и создано множество программ, которые направлены на формирование отечественной концепции устойчивого развития сельских территорий. Эта концепция предусматривает не только стабильное экономическое и социальное развивающееся пространство, но и повышение эффективности сельского хозяйства, увеличение объемов сельскохозяйственного производства, формирование «сельской» кадровой политики и создание кадрового потенциала, достижение полной занятости сельского населения, привлечение
© Валигурский Д.И., Бобер В.С., 2024
новых молодых и перспективных кадров и работников сельского хозяйства, повышение уровня жизни населения.
В данной статье рассматривается применение понятия «аттрактивность» к сельским территориям в целях оценки уровня их привлекательности для «потребителей» территории, инвесторов, государства. Особое внимание уделено вопросам формирования показателей, оценивающих уровень «аттрактивности» территории.
Ключевые слова: сельские территории, сельская местность, регион, аттрактивность, продовольственная безопасность, устойчивое развитие, комплексное развитие, социальные показатели
Для цитирования: ВалигурскийД.И., Бобер В.С. Методические подходы к повышению аттрактивности сельских территорий // Экономические системы. 2024. Том 17, № 3 (66). С. 59-70. DOI 10.29030/2309-2076-2024-17-3-59-70.
Original article
Methodological approaches to increasing the attractiveness of rural areas
Dmitry I. Valigursky1, Victoria S. Bober2H
1 Russian University of Cooperation, Moscow, Russia, [email protected]
2 Russian State University of National Economy named after V.I. Vernadsky, Moscow, Russia, [email protected]
Abstract. The countryside and the level of their socio-economic development, investment attractiveness, government support, quality of life in rural areas - now the problems of such aspects are becoming relevant and require special attention. Rural territories are considered as an integral, developing socio-economic system in which production and economic processes interrelated between society, nature and the individual take place.
Sustainable development of rural areas directly depends on the organization of agricultural production of a particular area under consideration, on a balanced budget of the territory, as well as interaction between the economic and social spheres.
The integrated development of rural areas provides for a systematic increase in the socioeconomic standard of living of the population, the attractiveness of rural areas from investors, the development of small and medium-sized businesses, support from the state, and building economic potential.
To unlock the potential of rural areas, various methods are used and many programs have been created that are aimed at shaping the national concept of sustainable rural development. This concept provides not only for a stable economic and social developing space, but also for increasing the efficiency of agriculture, increasing agricultural production, forming a «rural» personnel policy and creating human resources, achieving full employment of the rural population, attracting new young and promising personnel and agricultural workers, improving the standard of living of the population.
This article examines the application of the concept of «attractiveness» to rural areas in order to assess the level of their attractiveness to the «consumers» of the territory, investors, and the state. Special attention is paid to the formation of indicators assessing the level of «attractiveness» of the territory.
Keywords: rural areas, countryside, region, attractiveness, food security, sustainable development, integrated development, social indicators
For citation: Valigursky D.I., Bober V.S. Methodological approaches to increasing the attractiveness of rural areas. Economic Systems. 2024;17(3(66)):59-70. (In Russ.). DOI 10.29030/2309-20762024-17-3-59-70.
Введение
В современной научной литературе отмечается, что каждая территория характеризуется определенными различиями по целому ряду признаков. Когда территория считается слишком крупной с позиции целевых установок изучения той или иной территории или ведения практической деятельности, возникает необходимость ее деления на регионы.
Регион представляет собой область, район, часть страны, характерной особенностью которых является совокупность естественных и (или] исторически сложившихся характеристик относительно устойчивых экономико-географических и иных особенностей, которые нередко сочетаются с особенностями состава населения с учетом национальных различий. Слово «регион» имеет латинское происхождение, в переводе означает страна, край, область. Понятие «регион» считается синонимом понятия «район». Регионы принято выделять из территории в зависимости от определенных целей и задач. Существует многообразие мнений современных авторитетных научных работников и экономистов о том, что следует понимать под понятием «регион» и какими признаками он должен обладать [1]. Определение «регион» может характеризоваться как территориальная единица, наделенная определенным набором признаков, характеризующих её целостность, уникальность и взаимосвязанность функционирующих в ней элементов.
На рис. 10 схематично представлены понятие «регион», его основные характеристики с выделением региональной классификации.
К основным характеристикам региона относится, во-первых, то, что он выступает определенной территориальной единицей, которая имеет свои границы и обладает набором природных, климатических, трудовых и производственных ресурсов. Во-вторых, это определенная территориальная единица, которая специализируется на конкретном виде деятельности, в-третьих - определенная территориальная единица, которая характеризуется наличием внутренних и внешних связей со своими качествами.
Что касается региональной классификации, к таким классификаторам относят единичные признаки определения региона, совокупность этих признаков,
Рис. 1. Схематичное представление понятия «регион» и его классификации Источник-, составлено авторами.
ключевые показатели регионального развития, оценку возможностей региона и предлагаемое для рассмотрения понятие региональной аттрактивности как одного из элементов классификатора, позволяющего определить, насколько тот или иной регион может быть привлекателен своей уникальностью для собственного населения, потребителя и инвестирования.
Понятие «аттрактивность» происходит от лат. аНгаНвгв, что в переводе означает «привлекать». Иными словами, аттрактивность - это свойство объекта притягивать к себе, привлекать, не вызывать негатива в подсознании.
Мы считаем, что понятие региональной аттрактивности можно сформулировать как «способность территории привлечь к себе внимание в рамках положительного спектра со стороны собственного населения, «потребителей» территории и инвестиционных поддержек со стороны государства и заинтересованных лиц».
При исследовании региона и сельских территорий данная формулировка понятия региональной аттрактивности может быть использована по отношению к исследуемым территориям для определения их привлекательности.
Основная часть
Методология исследования. Методологическую основу данного исследования составила совокупность научных методов познания, таких как общенаучные и специальные методы. Конкретно-научные методы, используемые в работе, - это методы экспертных оценок, наблюдения и сбора фактов. Исторический и логический методы научного исследования были применены в теоретической части. Также применялся графический метод научного исследования посредством составления различных схематичных изображений касательно исследуемой темы.
Результаты. В сложившихся современных условиях развития нашей страны базисом устойчивого развития сельских территорий является комплексно-организационный механизм, направленный на поддержание и развитие сельских территорий. Приняв за основу имеющиеся концепции, государственные программы, субсидирование и комплексное развитие, используемые для достиже-
ния достойного уровня жизни на «селе», начинают появляться положительные сдвиги, даже с учетом некоторых внутрирегиональных миграционных процессов.
Бесспорно, положительная тенденция к улучшению демографической ситуации на сельских территориях есть. Также присутствует тенденция роста сельскохозяйственного производства в регионах и привлечения молодых специалистов на сельские территории. Организация благоприятных условий для устойчивого развития сельских территорий - это основное стратегическое направление государственной политики нашей страны, обеспечивающее эффективное использование имеющегося экономического потенциала в агропромышленном комплексе, что делает устойчивое развитие сельских территорий одним из основополагающих векторов развития.
Основываясь на анализе основных направлений Государственного (национального] доклада и Государственной программы «Комплексное развитие сельских территорий», можно сделать вывод, что сейчас достаточно явно ощущается недостаток детально проработанных методологических разработок, раскрывающих содержание, методы и направленность стратегий регионального развития. Такие стратегии позволяют обеспечить целостность нравственно-культурных и экономических подходов [2].
Разработка и принятие управленческих решений должны быть направлены на повышение аттрактивности сельских территорий. Для успешного решения этой задачи необходимо учитывать следующие факторы, определяющие аттрактивсоциально-экономический уровень жизни местного населения;
• инвестиционная привлекательность региона;
• уровень государственной поддержки территории;
• развитие туризма;
• кадровый потенциал территории;
• развитие малого и среднего предпринимательства, прежде всего в сфере АПК.
Акцентируем внимание на двух факторах: социально-экономическом уровне
жизни местного населения и кадровом потенциале территорий.
Местное население является основной частью так называемых пользователей сельских территорий, и именно поэтому их благосостояние и благополучие закладывается в основу формирования аттрактивности территории и целом. Для достижения этой цели необходимо в каждом муниципальном образовании наладить такие системы, как образование, медицина, благоустройство, а также систему поддержки и повышения и уровня развитости инфраструктуры региона [3].
Что касается формирования кадрового потенциала сельских территорий, то следует отметить, что в государственной программе «Комплексное развитие сельских территорий» предусмотрен целый раздел, касающийся кадровой политики на сельских территориях. Можно выделить некоторые основные положения этой политики:
- создание благоприятных условий для новых молодых специалистов в области агропромышленного комплекса;
- обеспечение жильем;
- конкурентоспособную заработную плату;
- новые рабочие места за счет модернизации сельскохозяйственных предприятий полного цикла.
Именно это формирует привлекательность сельской территории в глазах молодых специалистов АПК [4].
Высокий уровень аттрактивности дает возможность сельским территориям использовать свои преимущества и обеспечивает приток молодых специалистов в сельскую местность, соответственно, повышает инвестиционную и социально-экономическую привлекательность сельских территорий для успешного функционирования и развития. У сельских территорий должны вырабатываться стратегия конкурентоспособности на «территориальном» рынке, создаваться условия для привлекательности перед городами промышленного значения. Основные направления формирования аттрактивности сельских территорий представлены на рис. 2.
Развитая инфраструктура Государственная и инвестиционная поддержка Благоприятные условия проживания Стимулирование населения сельских территорий
Образовательная среда Медицинское обеспечение Дорожно-транспортное сообщение Поддержка малого сельского бизнеса
Рис. 2. Направления формирования аттрактивности сельских территорий Источник. составлено авторами.
В основу привлекательности сельских территорий закладываются условия, обеспечивающие высокий уровень и качество достойной жизнь населения. Поэтому интересы населения должны учитываться в первую очередь при разработке любых мер на любом уровне. Должны также осуществляться инклюзивная трансформация сельских районов, происходить укрепление связей между городом и сельскими территориями для дальнейшего создания благоприятной атмосферы для малого и крупного бизнеса, которые важны для совершенствования экономической ситуации в любой стране [5].
Как отмечалось выше, важным фактором аттрактивности сельских территорий является их социальная инфраструктура. Поэтому авторы предлагают ввести понятие «социальная аттрактивность», трактующееся как «привлекательность территории» и определяемое с помощью ряда показателей, характеризующих состояние ее социальной сферы.
Для оценки социальной аттрактивности территории рассмотрим предложенные нами показатели, которые могут быть определены, исходя из имеющихся статистических данных (рис. 3).
Общественное питание
Образовательные учреждения
Общественный транспорт
Медицинские учреждения
Дороги
[ Предприятия (организации) /обеспеченность рабочими местами
Спортивные учреждения
^^^^ --
Культурно-досуговые учреждения
Рис. 3. Показатели социальном аттрактивности территории
Источник: составлено авторами.
В представленном комплексе все восемь показателей в той или иной мере характеризуют состояние социальной сферы каждой территории, в том числе и сельской. При наличии грамотной социальной политики, которая включает в себя задачу улучшения представленных на рис. 3 показателей, депрессивные регионы могут добиться:
- повышения производительности труда;
- сокращения миграционного оттока, повышения уровня демографии;
- повышения продолжительности жизни, интереса со стороны молодых квалифицированных кадров для жизни и работы в регионе [6].
Предлагаемый комплекс показателей социальной аттрактивности территории рассмотрим на примере Республики Крым (рис. 4).
Представленные на рис. 4 показатели можно «разбить» на более частные. Такие показатели могут использоваться, в частности, для выявления возможных диспропорций в уровне жизни населения на различных территориях. Анализ и оценка сельских территорий с помощью предлагаемых социально-экономических показателей является важнейшим условием разработки обоснованных мер по дальнейшему устойчивому развитию.
Для проведения анализа была рассмотрена совокупность основных показателей социальной аттрактивности территории на основе статистических данных Республики Крым (табл. 1).
Перечисленные в табл. 1 социальные показатели, характеризующие уровень образовательных услуг в регионе, такие как численность воспитанников, посе-
СОЦИАЛЬНАЯ АТТРАКТИВНОСТЬ
Общественное питание
Оборот общественного питания (в фактически действовавших ценах), млн руб.
Образовательные учреждения
Численность обучающихся по образовательным программам начального, основного и среднего общего образования, тыс. чел.
Численность воспитанников, посещающих ДОУ, всего чел.
Численность студентов, обучающихся по программам подготовки специалистов среднего звена, тыс. чел.
Спортивные учреждения
Количество учреждений
Культурно-досуговые учреждения
Количество учреждений
Численность
студентов, обучающихся по программам подготовки квалифицированных рабочих и служащих, тыс. чел.
Предприятия (организации) / обеспеченность рабочими местами
Число предприятий и организаций (на конец года; по данным государственной регистрации) Среднегодовая численность занятых, тыс. чел.
Численность безработных, тыс. чел.
Общественный транспорт
Пассажирооборот автобусного транспорта общего пользования, млн пассажиро-километров
Медицинские учреждения
I
I
Численность врачей на 10 ООО человек населения, чел.
Число больничных коек на 10 ООО человек населения
Дороги
Протяженность автомобильных дорог общего пользования с твердым покрытием (на конец года), км
Рис. 4. Показатели оценки социальной аттрактивности территории
Республики Крым
Источник: составлено автором.
щающих дошкольные образовательные учреждения, численность обучающихся по образовательным программам начального, основного и среднего общего образования, численность студентов, обучающихся по программам подготовки квалифицированных рабочих и служащих, численность студентов, обучающихся по программам подготовки специалистов среднего звена, устойчиво демонстрируют рост в динамике (на 26,7, 20, 24,1 и 66,9% соответственно).
Незначительно за период с 2015 по 2021 г. в республике снизилась среднегодовая численность занятых (на 0,3%, или 2,5 тыс. чел.). В масштабах региона это не то чтобы совсем уж незаметно, но и не слишком существенно, к тому же этот показатель среднегодовой и может варьироваться в другую сторону. А вот фактическая численность безработных граждан и удельный вес безработицы в Республике Крым имеют тенденцию к уменьшению (на 22,8 и 19,4% соответственно), и этому вполне можно найти объяснение: число предприятий и организа-
Количественные показатели социальной аттрактивности территории Республики Крым
Таблица 1
Показатель Годы
2015 2016 2017 2018 2019 2020 2021 2021 к 2015,%
Число предприятий и организаций (на конец года; по данным государственной регистрации] 28 632 31880 33 077 33 202 32 291 31370 31418 109,7
Оборот общественного питания (в фактически действовавших ценах], млн руб. 6061 9783,6 10 348,7 11989 13 786 13 853 19 787 326,5
Протяженность автомобильных дорог общего пользования с твердым покрытием (на конец года), км 12492 - - 12 891 12 921 13 045 13 082 104,7
Пассажирооборот автобусного транспорта общего пользования, млн пассажиро-километров 2150 2385,89 2383,89 2 458 2 380 1562 2 056 95,6
Среднегодовая численность занятых, тыс. чел. 852,7 825,4 840,4 841,4 852,7 843,0 850,2 99,7
Численность безработных, тыс. чел. 69,2 61,7 58,4 53,8 51,4 58,5 53,4 772
Численность воспитанников, посещающих ДОХ всего чел. 56 207 63 789 64 627 68 359 70 519 — 71220 126,7
Численность обучающихся по образовательным программам начального, основного и среднего общего образования, тыс. чел. 186 - - 208 214 218 223 120
Численность студентов, обучающихся по программам подготовки квалифицированных рабочих и служащих, тыс. чел. 8,3 9,2 8,9 9,5 9,6 10,2 10,3 124,1
Численность студентов, обучающихся по программам подготовки специалистов среднего звена, тыс. чел. 17,2 18,3 19,7 20,8 22,8 26,3 28,7 166,9
Численность врачей на 10 ООО человек населения, чел. 42,8 44,2 44,1 45,7 44,3 45,5 47,8 111,7
Число больничных коек на 10 ООО человек населения 78 76 79 76 77 83 85 109
%
0
г £
г
5о
(и §
1
§
Источник-, составлено авторами на основании [7, 8].
ций, зарегистрированных в республике Крым за период с 2015 по 2021 г., возросло на 9,7%.
Значения показателей, характеризующих уровень медицинских услуг в регионе (численность врачей на 10 000 чел. населения и число больничных коек на 10 000 чел. населения) также выросли за период с 2015 по 2021 г. - на 11,7 и 9% соответственно.
Помимо проанализированных показателей социальной аттрактивности рассмотрим дополнительные показатели, характеризующие состояние социально-аттрактивной сферы, представленные на рис. 5.
Рис. 5. Дополнительные показатели социальной аттрактивности территории Республики Крым по состоянию на 01.01.2023 г.
Источник. составлено авторами на основании [9, 10, 11].
На основании рассмотренных и проанализированных данных можно сделать вывод, что территория Республики Крым имеет достаточную социальную аттрак-тивность для местного населения и «потребителей» территории. А на основании предложенных методических подходов к формированию аттрактивности региона, территории, местности можно выделить основные направления по формированию «аттрактивности» и сделать вывод, что оценка региональной аттрак-тивности как региональный классификатор приобретает достаточно значимое место среди имеющихся элементов классификации.
Заключение
В процессе проведенного исследования авторы предложили для использования понятие «социальная аттрактивность», трактуемое как «привлекательность территории» и определяемое с помощью ряда показателей, характеризующих состояние ее социальной сферы. При этом рекомендованы показатели
для осуществления объективной оценки социальной аттрактивности территории (уровень развития образования, здравоохранения, культуры, дорог, общественного транспорта и др.].
На примере Республики Крым проведены расчеты и анализ показателей оценки социальной аттрактивности данной территории. По итогам такого анализа сделаны соответствующие выводы, даны рекомендации по повышению аттрактивности территории Республики Крым.
Практическое использование предложенной методики оценки социальной аттрактивности территории позволит осуществлять объективный анализ привлекательности той или иной территории для населения, потребителей и инвесторов, выявляя при этом возможные проблемы и разрабатывая обоснованные рекомендации по их устранению.
Список источников
1. КалафатовЭ.Д. Устойчивое развитие сельских территорий Республики Крым : дис. ... канд. экон. наук: 08.00.05. Воронеж, 2018. 192 с.
2. Бобер В.С. Устойчивое развитие сельских территорий // Фундаментальные и прикладные исследования кооперативного сектора экономики. 2022. № 3. С. 175-182.
3. Бобер В.С. Аттрактивность и устойчивое развитие сельских территорий // Вестник Российского государственного аграрного заочного университета. 2022. № 42 (47]. С. 58-62.
4. Methodological approaches to assessing the coopérative potential of rural areas / S. Sushentsova [et al.]. URL: https://www.researchgate.net/publication/369998636_ Methodological_approaches_to_assessing_the_cooperative_potential_of_rural_areas (дата обращения: 23.06.2024].
5. Кондрашова О.Н., Бобер В.С. Особенности государственной поддержки сельскохозяйственных территорий. Маркетинг, как стимулирующий фактор территории // Вестник Российского государственного аграрного заочного университета. 2020. № 32 (37]. С. 76-80.
6. Для чего территории нужен маркетинг? / О.В. Бондаренко [и др.] // Вестник Российского государственного аграрного заочного университета. 2021. № 39 (44]. С. 52-57.
7. Управление Федеральной службы государственной статистики по Республики Крым и г. Севастополю. URL: https://crimea.gks.ru (дата обращения: 23.06.2024].
8. Федеральная служба государственной статистики. URL: https://rosstat.gov.ru (дата обращения: 23.06.2024].
9. Министерство культуры Республики Крым. URL: https://mkult.rk.gov.ru (дата обращения: 23.06.2024].
10. Министерство экономического развития Республики Крым. URL: https://minek. rk.gov.ru (дата обращения: 23.06.2024].
11. Правительство Республики Крым: официальный портал. URL: https://rk.gov.ru (дата обращения: 23.06.2024].
References
1. Kalafatov E.D. Sustainable development of rural areas of the Republic of Crimea : dis. ... candidate of Economic Sciences: 08.00.05. Voronezh, 2018. 192 p. (In Russ.].
2. Bober V.S. Sustainable development of rural territories. Fundamental'nye i prikladnye issledovaniya kooperativnogo sektora ekonomiki = Fundamental and applied research of the cooperative sector of the economy. 2022;(3):175-182. (In Russ.).
3. Bober V.S. Attractiveness and sustainable development of rural territories. Vestnik Rossijskogo gosudarstvennogo agrarnogo zaochnogo universiteta = Bulletin of the Russian State Agrarian Correspondence University. 2022;(42(47)):58-62. (In Russ.).
4. Methodological approaches to assessing the cooperative potential of rural areas / S. Sushentsova [et al.]. URL: https://www.researchgate.net/publication/369998636_ Methodological_approaches_to_assessing_the_cooperative_potential_of_rural_areas.
5. Kondrashova O.N., Bober V.S. Features of state support for agricultural territories. Marketing as a stimulating factor of the territory Vestnik Rossijskogo gosudarstvennogo agrarnogo zaochnogo universiteta = Bulletin of the Russian State Agrarian Correspondence University. 2020;(32(37)):76-80. (In Russ.).
6. Why does the territory need marketing? / O.V. Bondarenko [et al.]. Vestnik Rossijskogo gosudarstvennogo agrarnogo zaochnogo universiteta = Bulletin of the Russian State Agrarian Correspondence University. 2021;(39(44)):52-57. (In Russ.).
7. Department of the Federal State Statistics Service for the Republic of Crimea and Sevastopol. URL: https://crimea.gks.ru. (In Russ.).
8. Federal State Statistics Service. URL: https://rosstat.gov.ru. (In Russ.).
9. Ministry of Culture of the Republic of Crimea. URL: https://mkult.rk.gov.ru. (In Russ.).
10. Ministry of Economic Development of the Republic of Crimea. URL: https://minek.rk.gov. ru. (In Russ.).
11. Government of the Republic of Crimea. The official portal. URL: https://rk.gov.ru. (In Russ.).
Информация об авторах / Information about the authors
Д.И. Валигурский - доктор экономических наук, профессор, профессор кафедры менеджмента и торгового дела;
В.С. Бобер - старший преподаватель кафедры управления Института экономики и управления в АПК.
D.I. Valigursky - doctor of economic sciences, professor, professor the Department of management and trade;
V.S. Bober - senior lecturer of the Department of management, Institute of economics and management in the Agro-Industrial Complex.
Статья поступила в редакцию 09.07.2024; одобрена после рецензирования 23.07.2024; принята к публикации 29.07.2024.
The article was submitted 09.07.2024; approved after reviewing 23.07.2024; accepted for publication 29.07.2024.