с высокой долей достоверности определить, насколько целесообразным в итоге будет внедрение нового продукта либо применение инновационной технологии как для всего предприятия в целом, так и для каждой функциональной зоны в отдельности.
Л И Т Е Р А Т У Р А
1. Бляхман, Л. С. Экономика, организация управления и планирование научно-технического прогресса: учеб. пособие для экон. спец. вузов / Л. С. Бляхман. - М.: Высш. шк., 1993. - 221 с.
2. Головин, И. Н. Предпринимательство на шкале рисков и проблемы мотивации инновационной деятельности / И. Н. Головин // Системные проблемы экономического реформирования России: сб. науч. трудов / под ред. Г. В. Горланова. - М.: ОАО «НПО "Экономика"», 2000. -С. 147-151.
3. Олейникова, Е. А. Взаимосвязь научно-технической, инновационной и инвестиционной политики / Е. А. Олейникова // Методологические инновации в современной российской науке: сб. науч. трудов. - Вып. 1. -М.: РЭА им. Г. В. Плеханова, 1996. - 210-213 с.
Поступила 02.12.2009
УДК 001.895
МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ОЦЕНКЕ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ СУБЪЕКТОВ ИННОВАЦИОННОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ
КОРОЛЁВА Е. В., канд. экон. наук, доц. ШМЫГОВА Л. И.
Белорусский национальный технический университет
Постоянная потребность в инновационном развитии формирует новую систему взаимоотношений между разработчиками, инвесторами и покупателями инновационных решений. Важная роль в процессе коммерциализации научно-технической продукции (НТП) принадлежит субъектам инновационной инфраструктуры (СИИ), которые осуществляют материально-техническое, финансовое, организационно-методическое, информационное, консультационное и иное обеспечение инновационной деятельности [1]. В мировой практике статус СИИ имеют научно-технологические парки, центры трансфера технологий, бизнес-инкубаторы, венчурные организации, консультационные и маркетинговые фирмы, работающие в сфере поддержки малого инновационного предпринимательства.
СИИ становятся новым социальным институтом, регулирующим взаимоотношения между всеми участниками процесса создания и внед-
рения технологий и снижающим издержки по прохождению информации и принятию решений. Это оказывает существенное влияние на социально-экономическое развитие страны. Вместе с тем СИИ являются особым институтом, оценка деятельности которого не может строиться по принципам коммерческого результата. Функционирование СИИ предполагает построение принципиально новых отношений между разработчиками научно-технической продукции, инвесторами и покупателями (субъектами бизнеса, которые внедряют инновации).
Существование субъектов инновационной инфраструктуры позволяет превратить единичную сделку для фирмы в процесс. Каждый раз, когда появляется необходимость обновления инновационного рывка, предприятие обращается к СИИ. В данном случае их взаимоотношения носят периодический, повторяющийся характер. Таким образом, затраты на получение
информации, проверку и контроль качества услуг снижаются за счет накопленного опыта взаимодействия с конкретным СИИ. Таким образом, СИИ, представляя продукты (услуги) через свои структуры, гарантируют достоверность информации, упрощают процедуру получения объема информации, достаточного для принятия решения о совершении сделки.
Необходимость формирования инновационной инфраструктуры для коммерциализации НТП обусловлена особенностью ее рынка. Рынок НТП, как правило, неэластичен (характеризуется слабым влиянием цены на объем спроса), отличается нишевой специализацией и сегментированием [2]. Предложение научно-технической продукции не носит массовый характер: покупателями чаще всего выступают профессионалы [3]. Осуществление научно-исследовательской деятельности связано с высокой степенью рисков и неопределенностью, а также в большинстве случаев предполагает значительные инвестиции, что является существенным барьером для входа на рынок НТП [2]. Результаты научных исследований чаще всего предлагаются не в виде готовой продукции, а в качестве технологического предложения, которое можно затем адаптировать для применения в конкретных условиях для решения конкретных технологических проблем. Отсутствие традиционных каналов сбыта определяет важность мероприятий по продвижению такой продукции на рынок, а также актуальность развития инновационной инфраструктуры рынка [3].
С учетом особенности места и роли СИИ в социально-экономической системе сформировался ряд подходов к проведению их оценки деятельности.
В частности, один из основных подходов строится на выделении качественных критериев оценки эффективности деятельности технопарков. Для 50 % технопарков эффективность их деятельности, как правило, оценивается властями, и прежде всего по количеству созданных рабочих мест. На втором месте (17 %) - такой показатель, как количество созданных новых компаний. На третьем месте (16 %) в этом списке - оценка числа компаний, вовлеченных в технопарк. Для 6 % технопарков эффективность их деятельности оценивается по крите-
рию коммерциализации лицензий и патентов. Еще для 6 % технопарков эффективность их работы оценивается властями по отзывам о работе технопарка в средствах массовой информации [4].
С учетом перечисленных критериев неудивительно, что для 72 % технопарков задача создания новых рабочих мест является важнейшей целью их деятельности. 16 % технопарков не относят создание рабочих мест к основным задачам своей деятельности, хотя косвенно содействуют их появлению. 13 % технопарков считают, что их важнейшая задача - не в создании новых рабочих мест, а в замене низкоквалифицированных рабочих мест высококвалифицированными.
Помимо этого, для 61 % проанализированных технопарков одна из основных задач -привлечение иностранных инвестиций. Например, в КНР технопарки выполняют несколько ключевых функций:
• исследовательскую;
• трансфера технологий;
• инновационной системы;
• инкубатора.
Среди услуг, предоставляемых парками, можно выделить: инфраструктурные, транспортные, консультационные, маркетинговые, юридические и т. д. Кроме того, технопарки выполняют функции «поддерживающей» платформы, т. е. обеспечивают экологическую и коммуникативную среду внутри технопарков, рекреационных зон (зон восстановления). Существует конкуренция между технопарками в области предоставляемых услуг. Многие из технопарков содействуют предприятиям в прохождении процедуры первичного публичного предложения (IPO) для выхода на фондовые рынки, в первую очередь рынок NASDAQ, и прохождения листинга на местных биржах. По оценкам, технопарк, который является совладельцем компании-резидента, после продажи своей доли на фондовом рынке может получить в 30 раз больше объема вложенных инвестиций.
Критерии качества работы технопарка или инкубатора государство не определяет, но сами они в качестве основных критериев выделяют следующие:
• количество компаний, ставших публичными;
• долю успешных проектов;
• доходы компаний, которые выросли в технопарке;
• количество патентов.
Если рассматривать трансфер технологий в качестве основного направления деятельности субъекта инновационной инфраструктуры, то заслуживает внимания проведение оценки инновационного процесса с помощью количественных характеристик [5]:
• направление (степень соответствия возможностей разработчиков потребностям субъектов инновационной деятельности);
• масштаб (степень охвата социально-экономической системы инновационным процессом);
• протяженность (охват стадий инновационного цикла);
• продолжительность (временя, необходимое для превращения инновационной идеи в осуществленное нововведение);
• ширина (число различных новшеств, которые одновременно проходят по стадиям инновационного цикла);
• глубина (количество новшеств, одновременно внедряемых в хозяйственную практику конкретной социально-экономической системы);
• скорость (как быстро инновационная идея превращается в нововведение);
• интенсивность (как быстро входят в рассматриваемый процесс новые новшества и насколько их масштабы и качество соответствуют потребностям экономики);
• результативность (степень соответствия параметров инновационного трансфера потребностям экономики).
Создание и развитие инновационной инфраструктуры в Республике Беларусь происходят с учетом общемировой и европейской практики. Используемая в Республике Беларусь система показателей оценки деятельности СИИ также включает в себя ряд общепринятых показателей [6]:
• сведения о прибыли, количестве сотрудников, площадях, занимаемых СИИ и сдаваемых в аренду;
• данные о коммерциализации инноваций, привлечении инвестиций, создании новых производств, предоставлении консультационных услуг.
Вместе с тем современные методы оценки деятельности СИИ все чаще предполагают ана-
лиз результатов, достигаемых организациями-клиентами, от совместной работы с СИИ. С одной стороны, это справедливо, так как инновационная инфраструктура формируется для содействия в коммерциализации научных разработок, создания благоприятных условий для деятельности инновационных малых предприятий, научных и учебных организаций. С другой стороны, СИИ призваны только облегчить контакт фирм-инноваторов, потребителей, инвесторов, и коммерческий результат клиентов не может рассматриваться как прямой результат работы СИИ. Это может служить индикатором эффективной деятельности, но не прямым показателем годового отчета работы СИИ.
Одновременно получение прибыли и обеспечение планового уровня рентабельности не должно быть первоочередной задачей данных субъектов, однако в законодательстве Республики Беларусь СИИ определены как коммерческие организации и соответственно могут и должны преследовать стандартные коммерческие цели. Вместе с тем мировой опыт функционирования СИИ свидетельствует, что прибыль и доходность не рассматриваются как критерии качества их деятельности.
Как и в большинстве зарубежных стран, основными направлениями деятельности СИИ Беларуси считаются: ускорение коммерциализации инноваций, содействие инновационному развитию белорусских предприятий, стимулированию научно-технического развития, обеспечение взаимодействия между наукой, промышленностью и правительством (региональными органами власти). Но проблема состоит в том, что при анализе деятельности СИИ недооценивается важность влияния работы СИИ на социально-экономическое развитие страны и отдельных регионов. Отсюда неточность понимания критериев оценки работы СИИ, что в свою очередь влечет недопонимание причин, по которым необходимо финансировать, выделять деньги СИИ. Деньги могут быть получены самими предприятиями или университетами, НИИ для тех же целей, но в рамках уже существующих источников.
Для формирования и развития инновационной инфраструктуры в Республике Беларусь предусмотрены «финансовые ресурсы с привлечением средств республиканского и мест-
ных бюджетов, кредитов и займов, отечественных и иностранных инвестиций на реализацию Государственной, отраслевых и региональных программ инновационного развития...» [7]. В то же время отсутствует механизм освоения финансовых средств субъектами инновационной инфраструктуры. Отсутствие должного финансирования препятствует формированию и развитию в Республике Беларусь инновационной инфраструктуры, субъекты которой обладают полноценными возможностями оказывать реальную поддержку малым и средним инновационным предприятиям, содействовать развитию благоприятной среды для функционирования малых инновационных предприятий. В основном СИИ существуют за счет средств, выделяемых из государственного бюджета в рамках финансирования научно-исследовательских проектов. Выделенной линии финансовой поддержки деятельности СИИ (статьи бюджета) не существует.
Для комплексной оценки результатов работы СИИ и выравнивания «правил игры» можно предложить следующий механизм: оценку эффективности деятельности СИИ необходимо проводить как с позиции влияния данного субъекта хозяйствования на работу научных и учебных организаций, инновационных предприятий, инвесторов, так и с точки зрения представления СИИ в качестве института, влияющего на социально-экономические и политические процессы в стране и соответственно испытывающего обратное влияние отдельных институтов и хозяйственной системы в целом.
В качестве основных направлений оценки работы СИИ рассматриваются:
1. СИИ выступает как полноценный участник хозяйственного оборота - в качестве предприятия, где существует своя организационная структура, проводятся финансовые операции, внедряются инновации, осуществляются инвестиции для успешного развития. Таким образом, оценивается собственное финансово-экономическое положение.
2. Взаимодействие СИИ, автора разработки и учреждения науки или образования, где работает автор.
3. Влияние СИИ на деятельность инновационного предприятия: передача технологии, внедрение на малом предприятии, наиболее быстро реагирующем на изменения рыночной среды,
проверка жизнеспособности и эффективности разработки, дальнейший трансфер технологии.
4. Социально-экономический и политический эффект от деятельности СИИ. Оценка прямых (инвестиции и субсидии) и косвенных (налоговые и таможенные льготы, сниженная арендная плата) затрат государства, позиционирование Беларуси на мировой арене как страны с инновационной экономикой.
Первые три направления представляют собой функциональную оценку эффективности деятельности СИИ как субъекта, выполняющего ряд задач:
• стимулирование научно-технического развития (НИОКР вузов, НИИ, лабораторий, вовлеченных в процесс сотрудничества с СИИ);
• содействие вовлечению малых и средних предприятий (МСП) в научно-исследовательскую деятельность;
• содействие ускорению процесса коммерциализации технологий;
• обеспечение условий и возможностей для создания наукоемких МСП;
• предоставление комплекса услуг (консультационные услуги, предоставление информации, мониторинг и ведение баз данных, организация и участие в научно-технических мероприятия, маркетинговые услуги, представительство);
• обеспечение взаимодействия между наукой, промышленностью и местными органами власти.
Четвертое направление оценки результатов работы СИИ основано на дескриптивном подходе, который предполагает рассмотрение инновационной инфраструктуры в качестве экономического института. На рис. 1 представлен механизм формирования социально-экономического эффекта функционирования СИИ в Республике Беларусь на примере технопарка.
Налоги и создание рабочих мест являются ключевыми социально-экономическими результатами функционирования СИИ. Но СИИ, и это главный результат, обеспечивают мультипликационный эффект за счет содействия созданию и «выращиванию» новых предприятий, которые создают рабочие места, причем речь идет о создании высококвалифицированных рабочих мест, способных привлечь инвестиции, платить налоги, экспортировать технологии и участвовать в международном разделении труда, в том числе и за счет механизмов субконтрактации.
<
т н о
СМ
>
о о и
л н
£
н $
ПРЯМЫЕ
1. Инвестиции государства
2. Субсидии государ-
КОСВЕННЫЕ
1. Налоговые льготы
2. Льготы по арендной плате, в т.ч. клиентам технопарка
ФИНАНСИРОВАНИЕ научно-исследователь- ■ ских проектов
СОДЕРЖАНИЕ
административного
аппарата
К Р А П О Н X
Е н
Дочерние предприятия
Клиенты технопарка -вновь создаваемые предприятия
Клиенты технопарка - разработчики инновационной продукции (агентские соглашения)
Налоги
Рабочие места
Налоги
Рабочие места
Налоги
Рабочие места
Налоги
Рабочие места
Доходы от субконтрактации
Доходы от инвестиц
Экспорт технологий
Рис. 1. Механизм формирования социально-экономического эффекта функционирования СИИ в Республике Беларусь (на примере технопарка)
Таким образом, социально-экономический эффект от функционирования СИИ (в частности, технопарка) формируется за счет следующих составляющих:
• создания квалифицированных рабочих мест;
• налоговых платежей и местных сборов;
• привлечения инвестиций в научную и предпринимательскую сферы, в том числе зарубежных;
• развития субконтрактации;
• экспорта технологий.
В Ы В О Д
Институт инновационного посредничества можно рассматривать как новый социальный институт, регулирующий взаимоотношения между всеми участниками процесса создания и внедрения технологий и снижающий издержки по прохождению информации и принятию решений. Соответственно методические подходы и сама оценка эффективности деятельности СИИ строятся с учетом влияния работы СИИ на социально-экономическое развитие страны, создания малых инновационных предприятий и дополнительных рабочих мест, привлечения иностранных инвестиций и расширения экспортных возможностей.
Л И Т Е Р А Т У Р А
1. Об утверждении Положения о порядке создания субъектов инновационной инфраструктуры и внесении изменения и дополнений в Указ Президента Республики Беларусь от 30 сентября 2002 г. № 495: Указ Президента Респ. Беларусь, 3 янв. 2007 г., № 1.
2. Шмыгова, Л. Коммерциализация технологий на платформе кооперационных бирж / Л. Шмыгова, Абхей Хикм, Е. Королёва // Наука и инновации. - 2008. - № 6. -С. 70-72.
3. Кузнецова, С. А. Развитие инновационного рынка как механизма распространения наукоемкой продукции / С. А. Кузнецова, В. Д. Маркова. - Новосибирск, 2002. -107 с.
4. Сенин, А. Инновационная инфраструктура: мировой опыт создания технопарков / А. Сенин // Теория и практика управления. - 2004. - № 5.
5. Жиц, Г. И. О некоторых аспектах оценки параметров инновационного трансфера / Г. И. Жиц, М. Н. Квашнина // Инновации. - 2007. - № 5 (103).
6. Разработать механизм координации деятельности субъектов инновационной инфраструктуры Республики Беларусь и систему критериев и показателей оценки их деятельности: отчет о НИР (заключ.) / Мин-во образов. РБ, УП «Технопарк БНТУ "Метолит"»; рук. Ю. Г. Алексеев. - Минск, 2007. - № ГР 20073111.
7. Об утверждении плана реализации Государственной программы инновационного развития Республики Беларусь на 2007-2010 годы: постановление Совета Министров Респ. Беларусь, 25 апр. 2007 г., № 523. Зарег. в НРПЛ РБ. - 2007. - № 224, 5/25769.
Поступила 19.06.2009 79