Научная статья на тему 'Методические подходы к оценке функционирования субъектов инновационной инфраструктуры'

Методические подходы к оценке функционирования субъектов инновационной инфраструктуры Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
172
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Наука и техника
Область наук
Ключевые слова
МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ / ОЦЕНКА ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ / СУБЪЕКТ / ИННОВАЦИОННАЯ ИНФРАСТРУКТУРА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Королёва Е.В., Шмыгова Л.И.

Субъекты инновационной инфраструктуры становятся новым социальным институтом, регулирующим взаимоотношения между всеми участниками процесса создания и внедрения технологий и снижающим издержки по прохождению информации и принятию решений. Оценку эффективности деятельности СИИ необходимо проводить как с позиции влияния данного субъекта хозяйствования на работу научных и учебных организаций, инновационных предприятий, инвесторов, так и с точки зрения представления СИИ в качестве института, влияющего на социально-экономические и политические процессы в стране и соответственно испытывающего обратное влияние отдельных институтов и хозяйственной системы в целом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Innovation infrastructure entities (IIEs) have become a new social institution which regulates relations between all stakeholders involved in the technology R&D and introduction process and decrease transaction costs on information dissemination and decision-making. While making IIE efficiency evaluation it is necessary to take into account the following: from one side, an influence of the given entity on the activity of scientific and educational institutions, innovative enterprises, investors, and, from the other side, IIE is to be considered as an institution that influences on social and economic and political processes in the country and correspondingly is subjected to reverse influence of some institutions and economic system as a whole.

Текст научной работы на тему «Методические подходы к оценке функционирования субъектов инновационной инфраструктуры»

с высокой долей достоверности определить, насколько целесообразным в итоге будет внедрение нового продукта либо применение инновационной технологии как для всего предприятия в целом, так и для каждой функциональной зоны в отдельности.

Л И Т Е Р А Т У Р А

1. Бляхман, Л. С. Экономика, организация управления и планирование научно-технического прогресса: учеб. пособие для экон. спец. вузов / Л. С. Бляхман. - М.: Высш. шк., 1993. - 221 с.

2. Головин, И. Н. Предпринимательство на шкале рисков и проблемы мотивации инновационной деятельности / И. Н. Головин // Системные проблемы экономического реформирования России: сб. науч. трудов / под ред. Г. В. Горланова. - М.: ОАО «НПО "Экономика"», 2000. -С. 147-151.

3. Олейникова, Е. А. Взаимосвязь научно-технической, инновационной и инвестиционной политики / Е. А. Олейникова // Методологические инновации в современной российской науке: сб. науч. трудов. - Вып. 1. -М.: РЭА им. Г. В. Плеханова, 1996. - 210-213 с.

Поступила 02.12.2009

УДК 001.895

МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ОЦЕНКЕ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ СУБЪЕКТОВ ИННОВАЦИОННОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ

КОРОЛЁВА Е. В., канд. экон. наук, доц. ШМЫГОВА Л. И.

Белорусский национальный технический университет

Постоянная потребность в инновационном развитии формирует новую систему взаимоотношений между разработчиками, инвесторами и покупателями инновационных решений. Важная роль в процессе коммерциализации научно-технической продукции (НТП) принадлежит субъектам инновационной инфраструктуры (СИИ), которые осуществляют материально-техническое, финансовое, организационно-методическое, информационное, консультационное и иное обеспечение инновационной деятельности [1]. В мировой практике статус СИИ имеют научно-технологические парки, центры трансфера технологий, бизнес-инкубаторы, венчурные организации, консультационные и маркетинговые фирмы, работающие в сфере поддержки малого инновационного предпринимательства.

СИИ становятся новым социальным институтом, регулирующим взаимоотношения между всеми участниками процесса создания и внед-

рения технологий и снижающим издержки по прохождению информации и принятию решений. Это оказывает существенное влияние на социально-экономическое развитие страны. Вместе с тем СИИ являются особым институтом, оценка деятельности которого не может строиться по принципам коммерческого результата. Функционирование СИИ предполагает построение принципиально новых отношений между разработчиками научно-технической продукции, инвесторами и покупателями (субъектами бизнеса, которые внедряют инновации).

Существование субъектов инновационной инфраструктуры позволяет превратить единичную сделку для фирмы в процесс. Каждый раз, когда появляется необходимость обновления инновационного рывка, предприятие обращается к СИИ. В данном случае их взаимоотношения носят периодический, повторяющийся характер. Таким образом, затраты на получение

информации, проверку и контроль качества услуг снижаются за счет накопленного опыта взаимодействия с конкретным СИИ. Таким образом, СИИ, представляя продукты (услуги) через свои структуры, гарантируют достоверность информации, упрощают процедуру получения объема информации, достаточного для принятия решения о совершении сделки.

Необходимость формирования инновационной инфраструктуры для коммерциализации НТП обусловлена особенностью ее рынка. Рынок НТП, как правило, неэластичен (характеризуется слабым влиянием цены на объем спроса), отличается нишевой специализацией и сегментированием [2]. Предложение научно-технической продукции не носит массовый характер: покупателями чаще всего выступают профессионалы [3]. Осуществление научно-исследовательской деятельности связано с высокой степенью рисков и неопределенностью, а также в большинстве случаев предполагает значительные инвестиции, что является существенным барьером для входа на рынок НТП [2]. Результаты научных исследований чаще всего предлагаются не в виде готовой продукции, а в качестве технологического предложения, которое можно затем адаптировать для применения в конкретных условиях для решения конкретных технологических проблем. Отсутствие традиционных каналов сбыта определяет важность мероприятий по продвижению такой продукции на рынок, а также актуальность развития инновационной инфраструктуры рынка [3].

С учетом особенности места и роли СИИ в социально-экономической системе сформировался ряд подходов к проведению их оценки деятельности.

В частности, один из основных подходов строится на выделении качественных критериев оценки эффективности деятельности технопарков. Для 50 % технопарков эффективность их деятельности, как правило, оценивается властями, и прежде всего по количеству созданных рабочих мест. На втором месте (17 %) - такой показатель, как количество созданных новых компаний. На третьем месте (16 %) в этом списке - оценка числа компаний, вовлеченных в технопарк. Для 6 % технопарков эффективность их деятельности оценивается по крите-

рию коммерциализации лицензий и патентов. Еще для 6 % технопарков эффективность их работы оценивается властями по отзывам о работе технопарка в средствах массовой информации [4].

С учетом перечисленных критериев неудивительно, что для 72 % технопарков задача создания новых рабочих мест является важнейшей целью их деятельности. 16 % технопарков не относят создание рабочих мест к основным задачам своей деятельности, хотя косвенно содействуют их появлению. 13 % технопарков считают, что их важнейшая задача - не в создании новых рабочих мест, а в замене низкоквалифицированных рабочих мест высококвалифицированными.

Помимо этого, для 61 % проанализированных технопарков одна из основных задач -привлечение иностранных инвестиций. Например, в КНР технопарки выполняют несколько ключевых функций:

• исследовательскую;

• трансфера технологий;

• инновационной системы;

• инкубатора.

Среди услуг, предоставляемых парками, можно выделить: инфраструктурные, транспортные, консультационные, маркетинговые, юридические и т. д. Кроме того, технопарки выполняют функции «поддерживающей» платформы, т. е. обеспечивают экологическую и коммуникативную среду внутри технопарков, рекреационных зон (зон восстановления). Существует конкуренция между технопарками в области предоставляемых услуг. Многие из технопарков содействуют предприятиям в прохождении процедуры первичного публичного предложения (IPO) для выхода на фондовые рынки, в первую очередь рынок NASDAQ, и прохождения листинга на местных биржах. По оценкам, технопарк, который является совладельцем компании-резидента, после продажи своей доли на фондовом рынке может получить в 30 раз больше объема вложенных инвестиций.

Критерии качества работы технопарка или инкубатора государство не определяет, но сами они в качестве основных критериев выделяют следующие:

• количество компаний, ставших публичными;

• долю успешных проектов;

• доходы компаний, которые выросли в технопарке;

• количество патентов.

Если рассматривать трансфер технологий в качестве основного направления деятельности субъекта инновационной инфраструктуры, то заслуживает внимания проведение оценки инновационного процесса с помощью количественных характеристик [5]:

• направление (степень соответствия возможностей разработчиков потребностям субъектов инновационной деятельности);

• масштаб (степень охвата социально-экономической системы инновационным процессом);

• протяженность (охват стадий инновационного цикла);

• продолжительность (временя, необходимое для превращения инновационной идеи в осуществленное нововведение);

• ширина (число различных новшеств, которые одновременно проходят по стадиям инновационного цикла);

• глубина (количество новшеств, одновременно внедряемых в хозяйственную практику конкретной социально-экономической системы);

• скорость (как быстро инновационная идея превращается в нововведение);

• интенсивность (как быстро входят в рассматриваемый процесс новые новшества и насколько их масштабы и качество соответствуют потребностям экономики);

• результативность (степень соответствия параметров инновационного трансфера потребностям экономики).

Создание и развитие инновационной инфраструктуры в Республике Беларусь происходят с учетом общемировой и европейской практики. Используемая в Республике Беларусь система показателей оценки деятельности СИИ также включает в себя ряд общепринятых показателей [6]:

• сведения о прибыли, количестве сотрудников, площадях, занимаемых СИИ и сдаваемых в аренду;

• данные о коммерциализации инноваций, привлечении инвестиций, создании новых производств, предоставлении консультационных услуг.

Вместе с тем современные методы оценки деятельности СИИ все чаще предполагают ана-

лиз результатов, достигаемых организациями-клиентами, от совместной работы с СИИ. С одной стороны, это справедливо, так как инновационная инфраструктура формируется для содействия в коммерциализации научных разработок, создания благоприятных условий для деятельности инновационных малых предприятий, научных и учебных организаций. С другой стороны, СИИ призваны только облегчить контакт фирм-инноваторов, потребителей, инвесторов, и коммерческий результат клиентов не может рассматриваться как прямой результат работы СИИ. Это может служить индикатором эффективной деятельности, но не прямым показателем годового отчета работы СИИ.

Одновременно получение прибыли и обеспечение планового уровня рентабельности не должно быть первоочередной задачей данных субъектов, однако в законодательстве Республики Беларусь СИИ определены как коммерческие организации и соответственно могут и должны преследовать стандартные коммерческие цели. Вместе с тем мировой опыт функционирования СИИ свидетельствует, что прибыль и доходность не рассматриваются как критерии качества их деятельности.

Как и в большинстве зарубежных стран, основными направлениями деятельности СИИ Беларуси считаются: ускорение коммерциализации инноваций, содействие инновационному развитию белорусских предприятий, стимулированию научно-технического развития, обеспечение взаимодействия между наукой, промышленностью и правительством (региональными органами власти). Но проблема состоит в том, что при анализе деятельности СИИ недооценивается важность влияния работы СИИ на социально-экономическое развитие страны и отдельных регионов. Отсюда неточность понимания критериев оценки работы СИИ, что в свою очередь влечет недопонимание причин, по которым необходимо финансировать, выделять деньги СИИ. Деньги могут быть получены самими предприятиями или университетами, НИИ для тех же целей, но в рамках уже существующих источников.

Для формирования и развития инновационной инфраструктуры в Республике Беларусь предусмотрены «финансовые ресурсы с привлечением средств республиканского и мест-

ных бюджетов, кредитов и займов, отечественных и иностранных инвестиций на реализацию Государственной, отраслевых и региональных программ инновационного развития...» [7]. В то же время отсутствует механизм освоения финансовых средств субъектами инновационной инфраструктуры. Отсутствие должного финансирования препятствует формированию и развитию в Республике Беларусь инновационной инфраструктуры, субъекты которой обладают полноценными возможностями оказывать реальную поддержку малым и средним инновационным предприятиям, содействовать развитию благоприятной среды для функционирования малых инновационных предприятий. В основном СИИ существуют за счет средств, выделяемых из государственного бюджета в рамках финансирования научно-исследовательских проектов. Выделенной линии финансовой поддержки деятельности СИИ (статьи бюджета) не существует.

Для комплексной оценки результатов работы СИИ и выравнивания «правил игры» можно предложить следующий механизм: оценку эффективности деятельности СИИ необходимо проводить как с позиции влияния данного субъекта хозяйствования на работу научных и учебных организаций, инновационных предприятий, инвесторов, так и с точки зрения представления СИИ в качестве института, влияющего на социально-экономические и политические процессы в стране и соответственно испытывающего обратное влияние отдельных институтов и хозяйственной системы в целом.

В качестве основных направлений оценки работы СИИ рассматриваются:

1. СИИ выступает как полноценный участник хозяйственного оборота - в качестве предприятия, где существует своя организационная структура, проводятся финансовые операции, внедряются инновации, осуществляются инвестиции для успешного развития. Таким образом, оценивается собственное финансово-экономическое положение.

2. Взаимодействие СИИ, автора разработки и учреждения науки или образования, где работает автор.

3. Влияние СИИ на деятельность инновационного предприятия: передача технологии, внедрение на малом предприятии, наиболее быстро реагирующем на изменения рыночной среды,

проверка жизнеспособности и эффективности разработки, дальнейший трансфер технологии.

4. Социально-экономический и политический эффект от деятельности СИИ. Оценка прямых (инвестиции и субсидии) и косвенных (налоговые и таможенные льготы, сниженная арендная плата) затрат государства, позиционирование Беларуси на мировой арене как страны с инновационной экономикой.

Первые три направления представляют собой функциональную оценку эффективности деятельности СИИ как субъекта, выполняющего ряд задач:

• стимулирование научно-технического развития (НИОКР вузов, НИИ, лабораторий, вовлеченных в процесс сотрудничества с СИИ);

• содействие вовлечению малых и средних предприятий (МСП) в научно-исследовательскую деятельность;

• содействие ускорению процесса коммерциализации технологий;

• обеспечение условий и возможностей для создания наукоемких МСП;

• предоставление комплекса услуг (консультационные услуги, предоставление информации, мониторинг и ведение баз данных, организация и участие в научно-технических мероприятия, маркетинговые услуги, представительство);

• обеспечение взаимодействия между наукой, промышленностью и местными органами власти.

Четвертое направление оценки результатов работы СИИ основано на дескриптивном подходе, который предполагает рассмотрение инновационной инфраструктуры в качестве экономического института. На рис. 1 представлен механизм формирования социально-экономического эффекта функционирования СИИ в Республике Беларусь на примере технопарка.

Налоги и создание рабочих мест являются ключевыми социально-экономическими результатами функционирования СИИ. Но СИИ, и это главный результат, обеспечивают мультипликационный эффект за счет содействия созданию и «выращиванию» новых предприятий, которые создают рабочие места, причем речь идет о создании высококвалифицированных рабочих мест, способных привлечь инвестиции, платить налоги, экспортировать технологии и участвовать в международном разделении труда, в том числе и за счет механизмов субконтрактации.

<

т н о

СМ

>

о о и

л н

£

н $

ПРЯМЫЕ

1. Инвестиции государства

2. Субсидии государ-

КОСВЕННЫЕ

1. Налоговые льготы

2. Льготы по арендной плате, в т.ч. клиентам технопарка

ФИНАНСИРОВАНИЕ научно-исследователь- ■ ских проектов

СОДЕРЖАНИЕ

административного

аппарата

К Р А П О Н X

Е н

Дочерние предприятия

Клиенты технопарка -вновь создаваемые предприятия

Клиенты технопарка - разработчики инновационной продукции (агентские соглашения)

Налоги

Рабочие места

Налоги

Рабочие места

Налоги

Рабочие места

Налоги

Рабочие места

Доходы от субконтрактации

Доходы от инвестиц

Экспорт технологий

Рис. 1. Механизм формирования социально-экономического эффекта функционирования СИИ в Республике Беларусь (на примере технопарка)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Таким образом, социально-экономический эффект от функционирования СИИ (в частности, технопарка) формируется за счет следующих составляющих:

• создания квалифицированных рабочих мест;

• налоговых платежей и местных сборов;

• привлечения инвестиций в научную и предпринимательскую сферы, в том числе зарубежных;

• развития субконтрактации;

• экспорта технологий.

В Ы В О Д

Институт инновационного посредничества можно рассматривать как новый социальный институт, регулирующий взаимоотношения между всеми участниками процесса создания и внедрения технологий и снижающий издержки по прохождению информации и принятию решений. Соответственно методические подходы и сама оценка эффективности деятельности СИИ строятся с учетом влияния работы СИИ на социально-экономическое развитие страны, создания малых инновационных предприятий и дополнительных рабочих мест, привлечения иностранных инвестиций и расширения экспортных возможностей.

Л И Т Е Р А Т У Р А

1. Об утверждении Положения о порядке создания субъектов инновационной инфраструктуры и внесении изменения и дополнений в Указ Президента Республики Беларусь от 30 сентября 2002 г. № 495: Указ Президента Респ. Беларусь, 3 янв. 2007 г., № 1.

2. Шмыгова, Л. Коммерциализация технологий на платформе кооперационных бирж / Л. Шмыгова, Абхей Хикм, Е. Королёва // Наука и инновации. - 2008. - № 6. -С. 70-72.

3. Кузнецова, С. А. Развитие инновационного рынка как механизма распространения наукоемкой продукции / С. А. Кузнецова, В. Д. Маркова. - Новосибирск, 2002. -107 с.

4. Сенин, А. Инновационная инфраструктура: мировой опыт создания технопарков / А. Сенин // Теория и практика управления. - 2004. - № 5.

5. Жиц, Г. И. О некоторых аспектах оценки параметров инновационного трансфера / Г. И. Жиц, М. Н. Квашнина // Инновации. - 2007. - № 5 (103).

6. Разработать механизм координации деятельности субъектов инновационной инфраструктуры Республики Беларусь и систему критериев и показателей оценки их деятельности: отчет о НИР (заключ.) / Мин-во образов. РБ, УП «Технопарк БНТУ "Метолит"»; рук. Ю. Г. Алексеев. - Минск, 2007. - № ГР 20073111.

7. Об утверждении плана реализации Государственной программы инновационного развития Республики Беларусь на 2007-2010 годы: постановление Совета Министров Респ. Беларусь, 25 апр. 2007 г., № 523. Зарег. в НРПЛ РБ. - 2007. - № 224, 5/25769.

Поступила 19.06.2009 79

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.