Научная статья на тему 'Методические подходы к оценке эффективности долговой политики субъекта рф'

Методические подходы к оценке эффективности долговой политики субъекта рф Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
2295
468
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Финансы и кредит
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ДОЛГ / ДОЛГОВАЯ ПОЛИТИКА РЕГИОНА / УПРАВЛЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННЫМ ДОЛГОМ / ЭФФЕКТИВНОСТЬ ДОЛГОВОЙ ПОЛИТИКИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ермакова Е. А.

В статье отмечается, что растущая долговая нагрузка на бюджеты субъектов РФ препятствует реализации курса на ускорение социально-экономического развития регионов. Разработана модель оценки количественных критериев эффективности долговой политики субъекта РФ, которая включает оценку его долговой нагрузки и устойчивости, обслуживания государственного долга, а также структурную оценку государственного долга. С помощью этой модели проводится мониторинг долговой политики региона, что позволяет выявить существующие риски, недостатки и несоответствия, обозначить положительные и отрицательные моменты в сфере управления государственным долгом субъекта Российской Федерации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Методические подходы к оценке эффективности долговой политики субъекта рф»

Долговая политика

УДК 336.276

методические подходы к оценке эффективности долговой политики

субъекта рф

Е.А. ЕРМАКОВА, доктор экономических наук, профессор кафедры финансов E-mail: eae13@mail.ru Саратовский государственный социально-экономический университет

В статье отмечается, что растущая долговая нагрузка на бюджеты субъектов РФ препятствует реализации курса на ускорение социально-экономического развития регионов. Разработана модель оценки количественных критериев эффективности долговой политики субъекта РФ, которая включает оценку его долговой нагрузки и устойчивости, обслуживания государственного долга, а также структурную оценку государственного долга. С помощью этой модели проводится мониторинг долговой политики региона, что позволяет выявить существующие риски, недостатки и несоответствия, обозначить положительные и отрицательные моменты в сфере управления государственным долгом субъекта Российской Федерации.

Ключевые слова: государственный долг, долговая политика региона, управление государственным долгом, эффективность долговой политики

Неотъемлемой частью эффективного уп -равления общественными финансами является проведение ответственной долговой политики. С помощью механизма управления региональным долгом осуществляется регулирование основных его параметров:

— размера долга;

— его структуры;

— величины расходов на обслуживание;

— соотношения между условными и прямыми обязательствами, внутренними и внешними заимствованиями;

— характера сроков предоставления долговых обязательств;

— порядка осуществления новых привлечений и предоставления гарантий в целях формирования наиболее желаемой структуры долга, исходя из проводимой долговой и инвестиционной политики, оценки и анализа рисков применительно к долговым обязательствам соответственно.

Сложившаяся ситуация на мировых финансовых рынках остается нестабильной, что отражается в прогнозах экспертов о возможном повторении кризисных явлений. Такое состояние экономики требует от органов государственной власти субъектов РФ проведения крайне взвешенной и ответственной бюджетной и долговой политики.

Региональные бюджеты сейчас не в состоянии обеспечить финансирования всего объема полномочий. В последние годы российские регионы значительно увеличили объем долговых обязательств: каждый третий регион России имеет долг выше половины собственных доходов. По итогам исполнения бюджетов за 2012 г. объем регионального долга достиг 1 355,2 млрд руб. [1], увеличившись за

год на 135,3 млрд руб., или более чем на 15%. При этом суммарный долг регионов и муниципалитетов на 01.12.2013 составил 1 740,9 млрд руб. (рост на 10% по сравнению с 2012 г.) [3]

Министерством финансов РФ разработан законопроект, согласно которому Президент России будет увольнять губернаторов, которые просрочили выплату долгов своих регионов. Основанием для отставки могут стать не возвращенные вовремя долги в размере 10% от бюджета субъекта. Утверждение указанных планов и заключение с субъектами РФ (муниципальными образованиями) соглашений о мерах по восстановлению платежеспособности является превентивной мерой, позволяющей своевременно выявить риски неплатежеспособности субъекта РФ (муниципального образования), и принять меры к их оперативному устранению. Введение данной нормы обусловлено необходимостью повышения ответственности должностных лиц органов исполнительной власти субъектов РФ, глав муниципальных образований за проведение неэффективной долговой и (или) бюджетной политики1.

Органы государственного финансового контроля в 2014 г. планируют провести ряд мероприятий по аудиту эффективности долговой политики в регионах. Для этого должны быть использованы соответствующие критерии управления государственным долгом субъекта РФ. В связи с тем, что в регионах практически отсутствует полноценная долговая политика и не сформирована комплексная система управления государственным долгом, назрела потребность в выработке системы показателей для оценки эффективности долговой политики региона и соответствующей методики.

Управление государственным долгом субъектом РФ необходимо для решения следующих основных задач:

— достижение приемлемых и экономически обоснованных объема и структуры государственного долга субъекта РФ;

— минимизация стоимости обслуживания государственного долга субъекта РФ;

— повышение кредитоспособности и инвестиционной привлекательности субъекта РФ;

— опережающее снижение темпов роста государственного долга субъекта РФ по отношению

1 Проект федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации».

к темпам роста налоговых и неналоговых доходов бюджета с последующей стабилизацией соотношения указанных темпов;

— повышение эффективности государственных заимствований субъекта РФ;

— обеспечение взаимосвязи принятия решения о заимствованиях с реальными потребностями бюджета субъекта РФ;

— развитие рыночных инструментов заимствований и инструментов управления долгом.

Для определения степени эффективности управления государственным долгом субъекта РФ и результативности использования заемных средств в региональном бюджете при реализации приоритетных направлений социально-экономического развития необходим аудит эффективности долговой политики субъекта РФ. Данный оценочный инструмент позволит:

— выявить существующие риски, недостатки и несоответствия;

— обозначить положительные и отрицательные моменты в действующем региональном законодательстве в сфере управления региональным бюджетом, государственным долгом субъекта РФ;

— предложить возможные пути решения имеющихся проблем, способствующие повышению эффективности (совершенствованию) долговой политики регионов.

Разработанная методика оценки эффективности долговой политики субъекта РФ содержит оценку двух групп критериев: количественные и качественные [2]. Авторами представлена модель оценки количественных критериев эффективности долговой политики субъекта РФ, которая включает:

— оценку долговой нагрузки и устойчивости субъекта РФ;

-оценку обслуживания государственного долга субъекта РФ;

— структурную оценку государственного долга субъекта РФ.

При разработке модели учитывалось, что используемые показатели послужат основой для заключений и выводов по результатам аудита эффективности. При этом каждый показатель должен отражать непосредственный результат и характеризовать уровень эффективности (высокий, средний, низкий) долговой политики субъекта РФ. Итак, рассмотрим модель подробнее, начав с критериев.

Критерий 1. Оценка долговой нагрузки и устойчивости субъекта РФ направлена на выявление

возможностей по экономии бюджетных средств и отражает зависимость исполнения бюджета от заемных средств. Такую оценку можно осуществить на основе 7 коэффициентов:

1) коэффициент долговой нагрузки субъекта РФ К = ГД РФ / ВРП 100%,

д.э ^с.РФ '

где ГДс РФ — общий объем государственного долга субъекта РФ;

ВРП — валовой региональный продукт. Показатель характеризует возможность погашения платежей по обслуживанию задолженности за счет произведенного продукта данного года. Увеличение долга, систематически опережающее темпы экономического роста, говорит о неправильной долговой политике, потому что новые государственные займы во все большей степени размещаются в целях рефинансирования старых долгов;

2) коэффициент критического уровня долговой нагрузки субъекта РФ

Ккр = (Д—БП—Д / ГДЛ—Щ)

где Д — утвержденный (фактический на конец года) объем общих доходов бюджета субъекта РФ; БП — утвержденный (фактический на конец года) объем безвозмездных поступлений; ГДд — сумма государственного долга субъекта РФ, исходя из объема действующих на текущую дату долговых обязательств; ГДд1 — сумма государственного долга субъекта РФ, исходя из объема действующих долговых обязательств на соответствующую текущей дате прошлого календарного года. Показатель обозначает период, за который достигается критический уровень долговой нагрузки субъекта РФ (согласно коэффициенту Кд э ) при сохранении динамики увеличения объема государственного долга субъекта РФ;

3) коэффициент долговой нагрузки бюджета субъекта РФ

К к = ГД „ / Д 100% < 50%,

д.б ^с.РФ — '

где Днн — общая сумма налоговых и неналоговых доходов бюджета.

Показатель оценивает способность органов власти платить по своим долгам, позволяя тем самым контролировать возможные объемы заимствований. Характеризует экономически безопасный уровень долга как удельный вес долга в налоговых и неналоговых доходах бюджета. Каждый субъект РФ вправе установить свои предельные (допустимые) значения;

4) Коэффициент изменения долговой нагрузки субъекта РФ

ДГДсРФ = (ГДсрФ — ГД^) / ГДсИ/ 100%, где ЛГДс РФ — темпы роста (снижения) государственного долга субъекта РФ; ГДс РФг — общий объем государственного долга субъекта РФ в 7-м (базовом, оценочном) году; ГД. РФ — общий объем государственного долга субъекта РФ в -м году.

Показывает темпы прироста (снижения) государственного долга субъекта РФ в течение года (иного сравнительного периода). Отрицательный показатель свидетельствует о том, что наметилась тенденция к снижению долга, а положительный показатель следует рассматривать как увеличение долговой нагрузки на бюджет;

5) коэффициент соответствия

К = ЛГД „ / ЛД < 1,

с ^с.РФ ^^н.н — '

где ЛГДсРФ — темп прироста государственного долга субъекта РФ, %;

ЛДнн — темп прироста налоговых и неналоговых доходов бюджета, %.

Важно добиться стабилизации соотношения указанных темпов за ряд лет;

6) коэффициент долговой нагрузки жителя субъекта РФ

К = Кн Р(Т/Кн .

д.н.ж с.РФ ср

При этом

Кнср= ШС.РФ / ЧРФ;

Кн

с.РФ

ГДс

Чс

с.РФ РФ

где Кнср — среднероссийское значение суммы государственного долга на 1 жителя; ХГДс РФ — суммарный объем государственного долга субъектов РФ; ЧРФ — численность населения России; ГД. РФ — общий объем государственного долга субъекта РФ;

Чс РФ — численность населения субъекта РФ. Показывает в абсолютном значении долю государственного долга субъекта РФ на душу населения в субъекте РФ в сравнительной характеристике со среднероссийским значением;

7) коэффициент качества (точности) планирования и прогнозирования государственного долга РФ

Тпл = ГД план / ГД факт > 1

1 г.д.с.РФ 1 ^с.РФ 7 1 ^с.РФ - 1>

где ГДс.РФплан — запланированный общий объем государственного долга субъекта РФ при ут-

верждении бюджета субъекта РФ на очередной финансовый год (плановый период); ГДсРФ факт — фактический общий объем государственного долга субъекта РФ при исполнении бюджета субъекта РФ. Показатель отражает отклонение прогнозных параметров государственного долга субъекта РФ от фактических. Экономически целесообразным является непревышение в течение финансового года планируемых объемов государственного долга субъекта РФ.

Критерий 2. Обслуживание государственного долга субъекта РФ оценивается на основе расчета 5 основных показателей:

1) коэффициент непродуктивного использования бюджетных средств

К

нпр

: Р /Р

обсл соб

100%,

осуществляться за счет собственных ресурсов бюджета;

3) коэффициент изменения расходов на обслуживание государственного долга

АР

(Ро

Робсл ^ / Ро

100%,

обсл обсл обсл обсл

где Робслг — общий объем расходов на обслуживание государственного долга субъекта РФ в 7-м (базовом, оценочном) году; Робсл — общий объем государственного долга субъекта РФ в ]-м (сравнительном по отношению к предыдущим) году.

Показатель отражает темпы роста (снижения) расходов на обслуживание государственного долга в течение года или за п-й период; 4) коэффициент покрытия

К

покр

ДОр / ДОп

где Робсл—расходы на обслуживание государственного долга субъекта РФ;

Рсоб — расходы бюджета субъекта РФ на исполнение расходных обязательств субъекта РФ (т.е. суммарные расходы бюджета субъекта РФ без учета расходов, финансируемых за счет субвенций из федерального бюджета). Показатель рассчитывается ежегодно на конец года и показывает удельный вес отвлечения бюджетных средств от финансирования приоритетных расходных обязательств (социальной и инвестиционной направленности) субъекта РФ;

2) коэффициент ликвидности бюджета субъекта РФ

Кл = ХРоб/Дн.н 100% * 30<% где ХРоб—общая сумма расходов на обслуживание государственного долга субъекта РФ с учетом объема бюджетных ассигнований, предусмотренных на погашение государственного долга субъекта РФ, за вычетом сумм, полученных путем их перекредитования. Показывает уровень ликвидности бюджета субъекта РФ и отражает фактическое отвлечение бюджетных средств на исполнение обязательств. Если показатель значителен, т.е. составляет более 1/3 налоговых и неналоговых доходов, то, следовательно, возникает закономерная тенденция, заключающаяся в том, что привлечение новых долговых обязательств используется для рефинансирования старых. Характеризует экономически приемлемый объем обязательств субъекта РФ, погашение и обслуживание которых могут

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

где ДОпр — сумма привлеченных в течение бюджетного года долговых обязательств; ДОпог — сумма погашенных в течение бюджетного года долговых обязательств. Показатель свидетельствует о построении долговой пирамиды и повышении зависимости бюджета от долговых обязательств;

5) коэффициент ликвидности государственного долга

/ Р ,

ост обсл

К = Х

лик ^о

где 2ост — общая сумма остатков средств на счетах по учету средств бюджета субъекта РФ по состоянию на 1 января 7-го года, остатков не-выбранных кредитных ресурсов по состоянию на 1 января 7-го года и величины резерва; Робсл — сумма планируемых (утвержденных) расходов на обслуживание и погашение государственного долга субъекта РФ в 7-м году. Критерий 3. Структурная оценка государственного долга субъекта РФ.производится на базе 9 основных показателей:

1) коэффициент внешнего долга субъекта РФ К = ДО /ГД „ 100%,

вн ^ вн ^с.РФ '

где ДО вн—объем внешнего долга (сумма долговых обязательств, номинированных в иностранной валюте).

Показатель отражает степень зависимости от валютного риска, поскольку в значительной степени способствует увеличению размера государственного долга. В условиях высокого валютного риска большая доля долговых обязательств, номинированных в иностранной валюте, повышает вероятность

невыполнения региональными органами власти и управления своих обязательств, поскольку бюджеты имеют рублевые источники доходов;

2) коэффициент внутреннего долга субъекта РФ

К = ДО /ГД РФ 100%,

внут ~ внут ^с.РФ '

где ДОвнут — объем внутреннего долга (сумма долговых обязательств, номинированных в иностранной валюте).

Показатель характеризует долю внутреннего долга региона. Чем выше этот показатель, тем менее рискованными являются заимствования и в большей степени зависят от экономики региона;

3) коэффициент государственных заимствований субъекта РФ

К = ГЗ /ГД 100%,

г.з ^с.РФ '

где ГЗ — объем государственных заимствований субъекта РФ;

4) коэффициент краткосрочных государственных заимствований субъекта РФ

К = КЗ / ГД рт,

к.г.з ^с.РФ

где КЗ — сумма краткосрочных государственных заимствований (задолженности до 1 года) субъекта РФ.

Показывает долю выплат по краткосрочным обязательствам в структуре долговой нагрузки. Большие значения свидетельствуют о недостаточности бюджетных средств для выполнения собственных обязательств и чрезмерном количестве кредитов на покрытие кассовых разрывов;

5) коэффициент долгосрочных государственных заимствований субъекта РФ

К

- ДЗ / ГДс

"д.г.з ^ ^с.РФ'

где ДЗ — сумма долгосрочных государственных заимствований (задолженности до 1 года). Показывает долговую нагрузку региона по инвестиционным заимствованиям;

6) коэффициент бюджетного кредитования субъекта РФ

К = БК / ГД ^

б.к с.РФ

где БК — сумма бюджетных кредитов.

Показывает удельный вес бюджетных кредитов в структуре государственного долга субъекта РФ;

7) коэффициент рыночного долга субъекта РФ

Кр.д = РД / ГДс.рф где РД — сумма рыночного долга (банковских кредитов, ценных бумаг).

Показывает долю рыночного долга в структуре государственного долга субъекта РФ;

8) коэффициент государственного гарантирования субъекта РФ

К = ГГ / ГД РФ

г.г ^с.РФ

где ГГ — общая сумма предоставленных государственных гарантий субъекта РФ. Показывает долю государственных гарантий правительства субъекта РФ в структуре государственного долга субъекта РФ. Отражает рациональность долговой политики, поскольку большое значение показателя свидетельствует об использовании бюджетных средств для поддержания коммерческих проектов;

9) коэффициент ценных бумаг субъекта РФ

Кг.ц.б = ГЦБс.РФ / ГДс!Ф где ГЦБсРф — сумма выпуска государственных ценных бумаг субъекта РФ. Показывает долю облигационного долга в структуре совокупного государственного долга и активность на рынке ценных бумаг.

В качестве дополнительных аналитических показателей можно рассчитывать еще 3 коэффициента:

10) коэффициент инвестиционности заимствований субъекта РФ

К = КЗ / ДЗ < 1,

и.г.з ^ '

где КЗ — сумма краткосрочных государственных заимствований (задолженности до 1 года); ДЗ — сумма долгосрочных государственных заимствований (задолженности более 1 года, 3 лет).

Показывает степень «инвестиционной» направленности средств, привлекаемых органами государственной власти субъекта РФ для финансирования дефицита бюджета субъекта РФ. Значительное превышение объема краткосрочной задолженности над долгосрочной негативно влияет на кредитоспособность региона, поскольку свидетельствует о нерациональной долговой политике и отсутствии инвестиционных заимствований;

11) коэффициент социальных гарантий субъекта РФ

К = ГГ

с.г.г

7ГДС.

соц с.РФ

где ГГсоц — сумма государственных гарантий субъекта РФ, предоставляемых по социально значимым проектам;

О1 — О7 — значения оценки по показателям;

У1 — У7 — весовой коэффициент критериев в

сводной оценке.

Сводная оценка долговой нагрузки и устойчивости субъекта РФ считается:

— низкой, если значение сводного показателя уровня долговой нагрузки меньше или равно 1;

— средней, если значение сводного показателя уровня долговой нагрузки принимает значение от

1 до 2 включительно;

— высокой, если значение сводного показателя уровня долговой нагрузки принимает значение от

2 до 3 включительно;

— критической, если значение сводного показателя уровня долговой нагрузки больше 3 (табл. 1, 2, 3, 4).

Анализ на основе данной методики оценки эффективности долговой политики субъекта РФ позволит:

— выявить существующие риски, недостатки и несоответствия;

— обозначить положительные и отрицательные моменты в сфере управления государственным долгом субъекта Российской Федерации;

— предложить возможные пути решения имеющихся проблем, способствующие повышению эффективности (совершенствованию) долговой политики регионов.

Таблица 1

Значения показателей оценки долговой нагрузки и устойчивости субъекта РФ и весовых коэффициентов в сводной оценке Критерия 1 «Оценка долговой нагрузки и устойчивости субъекта РФ»

Показатель оценки долговой нагрузки и устойчивости бюджета субъекта РФ Значения показателей оценки, в баллах Весовой коэффициент показателей в сводной оценке

Низкий уровень (1 балл) Средний уровень (2 балла) Высокий уровень (3 балла) Критический уровень (4 балла)

Коэффициент долговой нагрузки субъекта РФ К д.э До 30% 31-50% 51-70% 71% и выше 0,3

Коэффициент критического уровня долговой нагрузки субъекта РФ Ккр Более 5 лет От 5 до 3 лет От 3 до 1,5 лет 1,5 года и менее 0,2

Коэффициент долговой нагрузки бюджета субъекта РФ Кд б До 30% 30-50% 50-80% 80% и выше 0,2

Коэффициент изменения долговой нагрузки субъекта РФ ЛГДс РФ До 10% 10-30% 30-50% 50% и более 0,05

Коэффициент соответствия Кс До 0,2 0,2-0,5 0,5-1 1 и более 0,1

Коэффициент долговой нагрузки жителя субъекта РФ К -> д.н.ж До 1 1-1,5 1,5-3 3 и более 0,1

Коэффициент качества (точности) планирования и прогнозирования государственного долга РФ Тпл „ ^ г.д.с.РФ 1 и более 0,8-1 0,5-0,8 0,5 и менее 0,05

12) коэффициент экономической приоритетности гарантий субъекта РФ К = ГГ / ГД Р(Т1,

э.г.г п.н ^с.РФ'

где ГГпн — сумма государственных гарантий субъекта РФ, предоставляемых по приоритетным направлениям развития экономики субъекта РФ.

Рассчитывается в случае, если в субъекте РФ выбраны и утверждены приоритетные направления развития экономики субъекта РФ.

На основании оценок значений по каждому показателю определяется уровень долговой нагрузки и устойчивости субъекта РФ:

— низкий уровень соответствует 1 баллу;

— средний уровень соответствует 2 баллам;

— высокий уровень соответствует 3 баллам;

— критический уровень соответствует 4 баллам.

Значение сводного показателя уровня долговой нагрузки рассчитывается путем суммирования произведений количества баллов по каждому показателю на соответствующий весовой коэффициент по формуле:

С = О X У + о х У + О X У +

о..д..н 1 1 2 2 3 3

+ О. х У + О. х У.+ О х У Л О х У,

445566 7 7'

где Со.д.н — значение сводной оценки долговой нагрузки;

Таблица 2

Значения показателей оценки долговой нагрузки и устойчивости субъекта РФ и весовых коэффициентов в сводной оценке Критерия 2 «Обслуживание государственного долга субъекта РФ»

Показатель оценки долговой нагрузки и устойчивости бюджета субъекта РФ Значения показателей оценки, в баллах Весовой коэффициент показателей в сводной оценке

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Низкий уровень (1 балл) Средний уровень (2 балла) Высокий уровень (3 балла) Критический уровень (4 балла)

Коэффициент непродуктивного использования бюджетных средств Кнпр До 2% От 2 до 6% От 7 до 10% От 11 до 15% 0,4

Коэффициент ликвидности бюджета субъекта РФ К л До 8% 8-16 % 16-20% 20% и более 0,2

Коэффициент изменения расходов на обслуживание государственного долга А Робсл До 1% -1-0% 0-1% 1% и более 0,2

Коэффициент покрытия Кпокр До 1 1-1,5 1,5-2 2 и более 0,1

Коэффициент ликвидности государственного долга К лик 2 и более 1-2 0,5-1 0,5 и менее 0,1

Таблица 3

Значения показателей оценки долговой нагрузки и устойчивости субъекта РФ и весовых коэффициентов в сводной оценке Критерия 3 «Структурная оценка государственного долга субъекта РФ», %

Показатель оценки долговой нагрузки и устойчивости бюджета субъекта РФ Значения показателей оценки, в баллах Весовой коэффициент показателей в сводной оценке

Низкий уровень (1 балл) Средний уровень (2 балла) Высокий уровень (3 балла) Критический уровень (4 балла)

Коэффициент внешнего долга субъекта РФ Квн До 20 20-50 50-80 80 и более 0,05

Коэффициент внутреннего долга субъекта РФ К внут 80 и более 50-80 20-50 20 и менее 0,05

Коэффициент государственных заимствований субъекта РФ К ^ г.з Менее 30 30-50 50-80 80 и более 0,2

Коэффициент краткосрочных государственных заимствований субъекта РФ К к.г.з До 10 10-30 30-50 50 и более 0,1

Коэффициент долгосрочных государственных заимствований субъекта РФ К -> д.г.з До 50 30-50 10-30 10 и более 0,2

Коэффициент бюджетного кредитования субъекта РФ Кб к Менее 30 30-50 50-80 80 и более 0,05

Коэффициент рыночного долга субъекта РФ Крд 80 и более 50-80 30-50 30 и менее 0,2

Коэффициент государственного гарантирования субъекта РФ К ^ г.г 80 и более 40-80 10-40 10 и менее 0,05

Коэффициент ценных бумаг субъекта РФ Кгц б 80 и более 50-80 30-50 30 и менее 0,1

Таблица 4

Оценка эффективности долговой политики субъекта РФ по количественным показателям

Суммарное значение количественных критериев эффективности долговой политики субъекта РФ Уровень эффективности долговой политики субъекта РФ

До 3-6 Высокий

6-9 Средний

Более 9 Низкий

Список литературы

1. Ермакова Е.А., Семернина Ю.В. Привлекательность облигационного финансирования расходных обязательств субъекта РФ в условиях роста региональных долгов // Региональная экономика: теория и практика. 2013. № 44. С. 14-27.

2 . Ермакова Е.А. Система качественных критериев для оценки эффективности долговой политики субъекта РФ // Финансы и кредит. 2013. № 46. С.27-33.

3. URL: http://www1.minfin.ru .

Finance and credit Debt policy

ISSN 2311-8709 (Online) ISSN 2071-4688 (Print)

METHODICAL APPROACHES TO EVALUATING THE EFFECTIVENESS OF DEBT POLICY OF RF SUBJECTS

Elena A. ERMAKOVA

Abstract

The article notes that the growing debt burden on the budgets of RF subjects prevents the realization of the policy of accelerating of social and economic development of the regions . The author proposes a model to estimate the quantitative performance criteria of debt policy of a RF subject which includes an assessment of its debt and sustainability, public debt service, as well as structural assessment of public debt The paper emphasizes that this model of monitoring of a region's debt policy allows revealing the existing risks, shortcomings and discrepancies, to designate the positive and negative moments in the sphere of management of public debt of the subject of the Russian Federation .

Keywords: public debt, debt policy, region, management, public debt, efficiency

References

1. Ermakova E.A., Sememina Iu.V. Privlekatel'nost' obligatsionnogo finansirovaniia raskhodnykh obiazatel'stv sub"ekta RF v usloviiakh rosta regional'nykh dolgov [Attractiveness of bond financing of expenditure commitments of the RF subj ect to the conditions of growth of regional debts]. Regional'naia ekonomika: teoriia i praktika — Regional economics: theory and practice, 2013, no. 44, pp. 14-27.

2 . Ermakova E . A . Sistema kachestvennykh kriter-iev dlia otsenki effektivnosti dolgovoi politiki sub"ekta RF [System of qualitative criteria for performance evaluation of debt policy of the RF subject]. Finansy i kredit — Finance and credit, 2013, no. 4, pp. 27-33.

Elena A. ERMAKOVA

Saratov State Socio-Economic University, Saratov, Russian Federation eae13@mail . ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.