Методические подходы к определению экономической эффективности разработки схем землеустройства административно-территориальных образований
Н.И. Иванов
доцент кафедры землеустройства Государственного университета по землеустройству, кандидат экономических наук (г. Москва)
Николай Иванович Иванов, nickibut@yandex.ru
Предусмотренные земельным законодательством действия по планированию и организации рационального использования земель и их охране должны осуществляться в соответствии со следующими документами землеустройства:
• Генеральная схема землеустройства Российской Федерации;
• схемы землеустройства субъектов Российской Федерации;
• схемы землеустройства муниципальных образований;
• схемы использования и охраны земель различного целевого назначения и иной локализации;
• федеральные и региональные концепции;
• стратегии и программы развития землепользования.
Как и любой документ, направленный на совершенствование использования земельного фонда, управление земельными ресурсами, схемы землеустройства разрабатываются исходя из необходимости достижения экономического, социального и экологического эффектов [1, с. 66].
Эффективность землеустроительных действий по преобразованию и совершенствованию землепользования является результатом количественных и качественных изменений в процессе полного цикла использования земель, к этапам которого относят перераспределение земельных
ресурсов, непосредственное их использование и воспроизводство. Все три этапа, или системы землепользования, являются автономными, имеют конкретное внутренне содержание, различное назначение, но в то же время органически взаимосвязаны и взаимозависимы [2, с. 54]. В связи с этим в расчете эффективности мероприятий схемы землеустройства административно-территориальных образований должны учитываться как расходы на проведение предпроектных и плановых разработок, подготовку проектов землеустройства, геодезических и почвенных обследований, необходимых для реализации схемы, так и затраты непосредственно на улучшение земель, определяющиеся в ходе рабочего проектирования и участкового землеустройства. Результативность эффективности осуществления схемы землеустройства будет проявляться на основе полезности тех или иных мероприятий и оцениваться в связи с различной ролью земли в общественном производстве в виде экологической, экономической и социальной эффективности.
В целом применение схемы позволяет осуществлять взаимоувязанную организацию территории производства и расселения, достигать сбалансированности, количественной и качественной пропорциональности основных факторов производства - земли,труда и инвестиций.
Экономное расходование и использование земельных, трудовых, материальных ресурсов
Рост валового внутреннего продукта и увеличение выпуска продукции на единицу затрат
Справедливое распределение доходов между субъектами землепользования
Расширение налогооблагаемой базы
ГКУ - государственный кадастровый учет
Структурно-логическая схема возникновения экономического эффекта при реализации схемы землеустройства субъекта Российской Федерации
Экономическая эффективность характеризуется созданием условий для включения земельных ресурсов в экономику страны, увеличением поступлений в бюджет государства платежей за землю, ростом валового внутреннего продукта за счет оптимизации структуры производства и его территориального размещения, более экономным расходованием и использованием земельных, трудовых, материальных ресурсов, справедливым распределением доходов между субъектами землепользования и т. д. (см. рис. ) [3, с. 63; 4, с. 18].
Эффективность реализации схемы землеустройства субъектов Российской Федерации будет заключаться в активизации сделок на рынке земли, создании благоприятного делового климата и росте объемов инвестиций в реальный сектор экономики на основе гарантий прав на земельные участки и прочно связанные с ними объекты недвижимости, принятия эффективных и согласованных решений по планированию использования земель и их распоряжению в интересах социально-экономического
развития регионов.
Таким образом, на основе рационального использования земель как важнейших составляющих природно-ресурсного потенциала субъекта Российской Федерации возникает экономический эффект, который выражается в следующих результатах:
• появление полного и достоверного источника информации о земельных ресурсах на основе комплекса текстового, аналитического и графического материалов о состоянии земель, используемых в целях создания условий для регулярного роста налоговой базы по земельным платежам и повышения эффективности использования земель;
• наполнение государственного кадастра недвижимости в субъекте Российской Федерации сведениями о границах муниципальных образований, населенных пунктов, территориальных зон и зон с особыми условиями использования территорий, а также о земельных участках, находящихся
в федеральной, региональной и муниципальной собственности, более полный государственный учет земель сельскохозяйственного назначения, в том числе за счет дополнительно выявленных объектов учета;
• усиление гарантий прав на объекты недвижимости со стороны государства за счет более точного описания земель, их идентификации, доступности сведений о земельных участках для организаций и граждан и т. д.
С учетом многостороннего характера результатов схемы землеустройства, государственного финансирования работ по планированию использования земель, привлечения частного капитала для расширения проектных разработок по землеустройству доходы от осуществления мероприятий будут аккумулироваться как в бюджетах Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципальных образованиях, входящих в него, так и в бюджетах хозяйствующих субъектов, в отношении которых созданы условия для экономического развития. Также в совокупный экономический эффект (Эсов) входят доходы предприятий, полученные в сферах деятельности, которые обеспечивают и сопровождают реализацию предусмотренных схемой землеустроительных, кадастровых, геодезических, консалтинговых, юридических и т. д. мероприятий:
п п п
ЭСов ^бюдж.у + ^ ^суб.у ^доп.у > (1)
/'=1 /'=1 /'=1
где Эсов - совокупный экономический эффект, тыс. р.;
Эбюджу - бюджетный эффект у-го мероприятия, тыс. р.;
Эсуб - эффект хозяйствующих субъектов у-го мероприятия тыс. р.;
Эдоп у - дополнительные экономические эффекты у-го мероприятия в связи с результатами деятельности предприятий землеустроительной, кадастровой, геодезической, консалтинговой, юридической и иной сопровождающей деятельности, тыс. р.;
п - количество мероприятий, предусмотренных схемой землеустройства субъекта Российской Федерации.
Бюджетный эффект и эффект хозяйствующих субъектов от реализации мероприятий определяются как сумма дополнительно полученных доходов от внесения земельных платежей за годы реализации мероприятий и увеличения инвестиций под гарантии объектов недвижимости (формулы 2-3):
Эбюдж. - X (А " Дб )>
(2)
I=1
где Эбюдж - бюджетный эффект от реализации мероприятий;
Д - сумма доходов консолидированного бюджета субъекта Российской Федерации от внесения земельных платежей, определенная по итогам отчетного периода;
Дб - сумма доходов консолидированного бюджета субъекта Российской Федерации от внесения земельных платежей, определенная по итогам базового периода.
(3)
/■=1
где Эсуб - эффект хозяйствующих субъектов от реализации мероприятий;
^ - сумма инвестиций в бюджет предприятия под гарантии объектов недвижимости, определенная по итогам отчетного периода;
1б - сумма инвестиций в бюджет предприятия под гарантии объектов недвижимости, определенная по итогам базового периода.
Для оценки эффективности реализации мероприятий нами предлагается рассчитывать экономическую эффективность по следующей формуле:
Кэ =
Эбюдж. ■ + ^суб.
+ э.
доп.
Ф
х 100%,
(4)
где КЭ - оценка совокупного экономического эффекта от реализации технико-экономических и организационно-территориальных мероприятий схемы землеустройства;
Ф - общий объем финансирования организационно-территориальных мероприятий.
С учетом того, что схемой землеустройства как плановым документом задаются определенные технико-экономические, эколого-хозяйственные и иные показатели на перспективу, которые могут выступать как целевые индикаторы, должна быть проведена оценка их эффективности, выражающаяся в степени достижения определенного уровня на отчетный период. Примерами целевых индикаторов, которые устанавливаются в соответствии с задачами схемы землеустройства применительно к субъекту Российской Федерации, являются:
• количество и площадь земельных участков, зарегистрированных в собственности субъекта Российской Федерации;
• площадь земель, в отношении которой разработано зонирование с установлением видов разрешенного использования в сельскохозяйственном производстве и природопользовании;
• количество и площадь земельных участков, выявленных в процессе инвентаризации земель, для внесения в налогооблагаемую базу;
• посевная площадь той или иной сельскохозяйственной культуры;
• уровень плодородия обследуемых земель;
• площади обследуемых земель с признаками загрязнения, захламления, водной и ветровой эрозии и другим негативным влиянием;
• площадь земельных участков, отведенных под жилое, социально-бытовое строительство, инженерную инфраструктуру в сельской местности и т. д. [5, с. 64].
При этом оценку эффективности целевых индикаторов схемы следует рассчитывать по следующей типовой формуле:
К,
инд. ]
3факт
■х 100%,
(5)
где Кинд у - оценка эффективности целевого индикатора у-го вида;
Бу - значение целевого индикатора у-го вида на отчетный период;
Бфакт - фактическое значение целевого индикатора на год землеустройства.
Проведенные расчеты экономической эффективности технико-экономических и организационно-территориальных мероприятий по планированию использования земель в схеме землеустройства субъекта Российской Федерации на примере Московской области с использованием представленной методики показали, что их реализация в условиях региона позволит получить значительную социально-экономическую и эколого-хозяйственную отдачу, а именно:
• 254,8 тысячи гектаров земель сельскохозяйственного назначения, дополнительно включаемых в налогооблагаемую базу, с увеличением общей суммы ежегодного поступления земельных налогов не менее 23,8 миллиона рублей;
• формирование земельной собственности Московской области на площади не менее 6 450 гектаров с возможной приватизацией части объектов недвижимости на сумму более 11 миллиардов рублей;
• снижение ежегодных транспортных и производственных издержек на уровне 625,6 миллиона рублей при устранении недостатков на площади 93,0 тысячи гектаров земельных участков сельскохозяйственных организаций;
• получение дохода от реализации сельскохозяйственной продукции при освоении временно неиспользуемых плодородных земель сельскохозяйственного назначения и проведении на них культуртехнических работ на уровне 2 315 миллионов рублей.
При совокупных затратах на первоочередные мероприятия в размере 5 981 миллион рублей доходы от осуществления землеустройства субъекта Российской Федерации прогнозируются на уровне не менее 6 975 миллионов рублей, или 2,2 рубля на 1 рубль затрат.
ЛИТЕРАТУРА
1. Липски С. А. Правовое регулирование земельного вопроса в современной России // Имущественные отношения в Российской Федерации. 2014. № 5 (152).
2. Бобовникова Т. Ю. Эффективность использования земельных ресурсов сельскохозяйственными организациями (на материалах Курской области). Курск : Учитель, 2010.
3. Иванов Н. И. Эффективность ис-
* *
пользования пахотных земель в сельскохозяйственных организациях / Н. И. Иванов, Л. П. Евстратова, Е. В. Николаева // Ученые записки Петрозаводского государственного университета. Серия: Естественные и технические науки. 2013. № 4 (133).
4. Сорокина О. А. Определение эколого-экономической эффективности в качестве обоснования проекта землеустройства // Землеустройство, кадастр и мониторинг земель. 2008. № 4.
5. Иванов Н. И. Разработка проектов землеустройства сельскохозяйственных организаций на основе землеустроительного зонирования сельских территорий / В. Н. Семочкин, Н. И. Иванов, И. В. Семоч-кин // Землеустройство, кадастр и мониторинг земель. 2013. № 6.
УВАЖАЕМЫЕ ЧИТАТЕЛИ! Предлагаем вашему вниманию издание Фонда «Институт экономики города» -МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОПТИМИЗАЦИИ СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ НА МУНИЦИПАЛЬНОМ УРОВНЕ
Рекомендации подготовлены в рамках реализации социально значимого проекта «Содействие оптимизации стратегического планирования социально-экономического развития муниципальных образований» за счет средств государственной поддержки, выделенных в качестве гранта в соответствии с распоряжением Президента Российской Федерации от 17 января 2014 года № 11-рп, и по итогам конкурса, проведенного Фондом «Институт социально-экономических и политических исследований».
В Методических рекомендациях на основе обобщенной практики муниципальных образований и разработок Института экономики города (ИЭГ) сформулированы предложения по организации стратегического планирования на муниципальном уровне в целях реализации положений Федерального закона от 28 июня 2014 года № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации».
Основные положения предлагаемых рекомендаций обсуждались с представителями органов местного самоуправления на семинарах, проведенных специалистами иЭг в конце 2014 - начале 2015 года в Центральном, Приволжском и Дальневосточном федеральных округах при активной поддержке муниципальных ассоциаций - Союза городов Центра и Северо-Запада России, Ассоциации городов Поволжья и Ассоциации сибирских и дальневосточных городов.
Согласно решению Комитета Государственной Думы по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления от 19 марта 2015 года № 108/17 Методические рекомендации могут быть использованы в муниципальных образованиях в рамках реализации ключевых направлений по организации стратегического планирования на местном уровне.
Заказать и приобрести издание можно в библиотеке Фонда «<Институт экономики города» по адресу: г. Москва, ул. Тверская, д. 20/1, а также на сайте Института www.urbaneconomics.ru в режиме онлайн или по электронной почте: books@urbaneconomics.ru