ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА УПРАВЛЕНИЯ
МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ
К КЛАССИФИКАЦИИ
МЕГАПРОЕКТОВ
СОЦИАЛЬНО-
ЭКОНОМИЧЕСКОГО
РАЗВИТИЯ
Калаврий Татьяна Юрьевна
старший преподаватель кафедры экономики, финансов и учета Филиала БГУЭП в г. Якутске. Адрес: Филиал Байкальского университета экономики и права в г. Якутске, 677013, Республика Саха (Якутия), Якутск, ул. Кулаковского, д. 46. Е-mail: kalavriy@gmail.com
В статье дана характеристика мега-проектов, осуществляемых в настоящее время в различных регионах, показаны их особенности и направления реализации. Рассмотрены мегапроекты, реализуемые в Российской Федерации в области освоения природных ресурсов, создания инфраструктурных, энергетических объектов. Предложена классификация мегапроектов по таким признакам, как масштаб и объем финансирования, значимость и направления развития, источники привлечения средств и др. Анализируются источники привлечения средств на реализацию мега-проектов, включая средства государственного бюджета, инвесторов, заемные средства, а также внебюджетные источники финансирования, привлекаемые в рамках механизмов государственно-частного партнерства.
Ключевые слова: мегапроекты, социально-экономическое развитие, экологическое сопровождение,
METHODOLOGICAL
APPROACHES
TO CLASSIFICATION
OF MEGA-PROJECTS
IN SOCIAL AND ECONOMIC
DEVELOPMENT
Kalavriy, Tatiana Yu.
Senior Lecturer of the Department for Economics, Finance and Accounting of the Baikal University of Economics and Law Branch in Yakutsk.
Address: Baikal University of Economics and Law Branch in Yakutsk, 46 Kulakovskiy Str., Yakutsk, 677013, Republic Saha. E-mail: kalavriy@gmail.com
The article characterizes mega-projects being implemented now in different regions and shows their specific features and directions. The author studies mega-projects being implemented in the Russian Federation in the field of mineral resource development, setting-up infrastructural and power engineering projects. She proposes classification of mega-projects by such features as scale and volume of financing, significance and direction of development, sources of fund raising, etc. Sources of fund raising for mega-projects are analyzed, they include funds of state budget, of investors, borrowed capital and non-budget sources of financing that can be raised within the frames of state- private partnership.
Keywords: mega-projects, social and economic development, ecological support, classification, fund raising,
классификация, привлечение state-private partnership, 'green'
средств, государственно-частное economy, sustainable development. партнерство, «зеленая» экономика, устойчивое развитие.
В настоящее время в мировой практике, в том числе и в России, реализуется ряд мегапроектов. Согласно имеющимся подходам мегапроекты могут представлять собой целевые программы, содержащие множество взаимосвязанных проектов, объединенных общей целью, выделенными ресурсами и отпущенным на их выполнение временем. Их отличительными особенностями являются высокая стоимость (порядка 1 млрд долларов и более), трудоемкость (15-20 млн чел.-ч), длительность реализации (5-7 и более лет).
В качестве примеров подобных мегапроектов можно привести строительство спортивных олимпийских объектов Сочи-2014 и объектов инфраструктуры (инвестиционные затраты составили 214 млрд рублей); строительство Камбаратинской ГЭС-1, самого масштабного из совместных российско-киргизских энергетических проектов стоимостью порядка 100 мрлд рублей; строительство каскадной гидроэлектростанции в индийском штате Аруначал-Прадеш мощностью 9,75 тыс. МВт, стоимость которого составит 16 млрд долларов; разработку нефтегазовых месторождений Солимойнс в Бразилии с участием компании «Роснефть» с перспективными затратами в проект 14 млрд долларов с учетом строительства нефтепроводов или газотранспортных мощностей.
Среди создаваемых крупных инфраструктурных проектов можно отметить такие, как трубопровод Восточная Сибирь - Тихий океан, Бу-рейская ГЭС, здания и сооружения, построенные к саммиту АТЭС в Приморье, и др. К числу мегапроектов можно отнести и проект строительства Канкунской ГЭС на реке Тимптон в Южной Якутии мощностью 1 000 МВт со среднегодовым производством электроэнергии 4,87 млрд кВт • ч, которая предусмотрена Схемой комплексного развития производительных сил, транспорта и энергетики Республики Саха (Якутия) до 2020 года [5].
В новейшей экономической истории к таким мегапроектам можно отнести инфраструктурный проект строительства трубопровода через Керченский пролив для водоснабжения потребителей сельских хозяйств Крыма, стоимость которого может составить более 100 млрд рублей. При этом водозабор 1 куб. км в год для этих целей может осуществляться в устье реки Кубань.
К таким мегапроектам, безусловно, относится и проект по строительству газопровода «Сила Сибири», который пойдет от Ковыктин-ского месторождения в Иркутской области и Чаяндинского в Якутии
через Хабаровск до Владивостока с ответвлениями в Китай. Срок реализации данного проекта, который является одним из самых крупных в истории газовых контрактов, - 30 лет. Ежегодно наша страна будет продавать в Китай 38 млрд куб. м топлива. Протяженность газопровода составит 4 тыс. километров, стоимость поставок - 400 млрд долларов. Его маршрут пройдет вдоль нефтепровода Восточная Сибирь - Тихий океан. Следует отметить, что указанный мегапроект - это не только газодобыча, но и газохимия, строительство гелиевого завода, новых предприятий, создание новой инфраструктуры, тысячи новых рабочих мест, а также развитие инфраструктуры мест добычи, транспортировки. Труба пройдет через южные районы Якутии так, чтобы газифицировать как можно больше поселков. На строительстве первой очереди газопровода будет задействовано 11,7 тыс. специалистов, эксплуатировать газопровод будут еще порядка 3 тыс. человек.
Как показывает анализ, позитивный эффект от реализации мега-проектов состоит в том, что они способствуют снятию инфраструктурных ограничений, формируя инфраструктуру на годы вперед, и служат мультипликатором, давая толчок развитию большинства отраслей. На рис. 1 показана укрупненная схема функционирования мегапроек-та.
Рис. 1. Схема реализации мегапроекта
Следует отметить, что до последнего времени отсутствует четкая классификация мегапроектов, что связано, очевидно, с ограниченностью практики их разработки и реализации. Инвестиционные мега-проекты, как правило, классифицируются по масштабам, срокам реализации, ограниченности ресурсов, участникам и т. п. На наш взгляд, признаками классификации могут быть также масштаб проекта, объем финансирования, направление функционирования проекта, источники финансирования и др. (рис. 2).
В качестве примера инфраструктурных мегапроектов можно привести строительство Транссибирской магистрали (1891-1916) и Байкало-Амурской магистрали (1974-2003) [4]. Очевидно, что инфраструктурные мегапроекты в области электроэнергетики, транспорта,
здравоохранения и образования должны стать локомотивами в развитии экономики страны.
Рис. 2. Классификация мегапроектов социально-экономического развития
Реализация проекта «Урал промышленный - Урал полярный» стоимостью 100 млрд рублей направлена на освоение природных ресурсов северных регионов Урала и Западной Сибири. Для этого Югра, Ямал и Тюменская область учредили корпорацию, призванную управлять проектом. Данный проект является комплексным и опирается на три взаимосвязанных компонента: разработку минерально-ресурсной базы, развитие энергетики и формирование транспортной инфраструктуры. В рамках проекта в каждом субъекте Уральского федераль-
ного округа предлагалось создать рабочие группы по направлениям «Промышленность», «Недропользование», «Транспорт», «Энергетика», которые бы разрабатывали Программы комплексного освоения территории с учетом интересов субъектов - участников проекта [3].
Очевидно, что социальные мегапроекты ориентированы на обеспечение безопасных условий жизнедеятельности, развитие социальной сферы, охрану окружающей среды и др. Примером такого мегапроекта можно назвать реализацию федеральной целевой программы «Ликвидация накопленного экологического ущерба в Российской Федерации на 2014-2025 годы». В свою очередь, научно-технические (инновационные) мегапроекты направлены на развитие приоритетных научных исследований и разработок, создание новой техники и технологии и др.
Мегапроекты, в отличие от целей традиционных проектов в получении чисто финансовых результатов, как правило, имеют целью развитие экономики, создание инфраструктуры (транспортной, социальной), реализацию больших социально-экономических задач, дающих качественно новое развитие территории, страны, региона. Результатом реализации мегапроекта может быть конкретный материальный результат (крупное сооружение, например, Панамский канал (18791914), Суэцкий канал (1856-1869), крупное научно-техническое достижение и др.). Тем самым реализация мегапроекта оказывает долгосрочное влияние на развитие общества. Именно такой подход показывает положительное значение проведения Олимпиады-2014, так как после XXII зимней Олимпиады нам достались объекты спортивной, социальной и экологической инфраструктуры, а также 400 километров морского берега, пригодного для отдыха 25 млн человек.
В качестве примера мегапроекта энергетического типа, направленного на освоение важнейших стратегических нефтегазоносных регионов России, является проект «Ямал». Промышленное освоение месторождений полуострова Ямала и прилегающих акваторий имеет принципиальное значение для обеспечения роста российской добычи газа на перспективу. Данный проект направлен на реализацию схемы обустройства месторождений акватории Обской и Тазовской губ и полуострова Ямал1.
На полуострове Ямал и в прилегающих акваториях открыто 11 газовых и 15 нефтегазоконденсатных месторождений, разведанные и предварительно оцененные запасы газа которых составляют порядка 16 трлн куб. м, перспективные и прогнозные ресурсы газа - около 22 трлн куб. м. Запасы конденсата оцениваются в 230,7 млн тонн, нефти - в 291,8 млн тонн. Лицензии на разработку данных месторождений принадлежат группе «Газпром».
1 ЦКЬ: Ыйр://www.gazprom.ru/ ^ posts/01/509532/yamal_brochure.pdf
Наиболее значительным по запасам газа месторождением Ямала является Бованенковское - 4,9 трлн куб. м. Полуостров Ямал - регион стратегических интересов ОАО «Газпром». Следует отметить, что проект Программы комплексного освоения месторождений полуострова Ямал и прилегающих акваторий был разработан ОАО «Газпром» совместно с администрацией Ямало-Ненецкого автономного округа по поручению Президента и Правительства РФ в 2002 г. В 2007 г. ОАО «Газпром» совместно с администрацией округа, используя результаты многолетних исследований по созданию научных основ проектирования, технологических, природоохранных и технических решений по обустройству месторождений и строительству газопроводов на полуострове Ямал, скорректировали проект Программы.
Комплексное освоение месторождений суши Ямала планируется осуществить путем создания трех промышленных зон - Бованенков-ской, Тамбейской и Южной, с каждой из которых связана своя группа месторождений. Для обеспечения транспортировки ямальского газа в период до 2030 г. планируется создание уникальной, не имеющей аналогов в России газотранспортной системы нового поколения. Ямальский газ будет транспортироваться по направлению Ямал - Ухта (56 ниток) протяженностью около 1 100 километров и далее по направлению Ухта - Грязовец, Грязовец - Торжок, Грязовец - Ярославль, Ухта -Починки. Общая протяженность транспортировки ямальского газа по новым газопроводам составит более 2 500 километров. Реализация инфраструктурных проектов на полуострове Ямал и экономическое обустройство данной территории могут способствовать в свою очередь развитию и ресурсному обеспечению трубопроводной системы «Сила Сибири».
Отнесение проекта к мегапроектам наряду с его масштабами и объемами финансирования зависит от того, что он дает для социально-экономического развития, какой мультипликационный эффект дает он экономике, как он меняет жизнь. Отметим, что реализация мегапро-ектов крайне важна для вывода российской экономики на устойчивые темпы роста.
Одним из существенных моментов при обосновании и реализации мегапроектов является привлечение необходимых финансовых ресурсов, инвестиций. К примеру, инвестиционные расходы на строительство олимпийских объектов в Сочи и объектов инфраструктуры составили 214 млрд рублей. При этом средства из бюджета составили 99 млрд рублей, внебюджетные - 111 млрд рублей1.
Общий объем инвестиций на реализацию российско-китайского мегапроекта по строительству трубопроводной системы «Сила Сиби-
1 URL: http://www.gazeta.ru/business/news/2014/01/16/n_5879645.shtml
ри» с российской стороны составит 55 млрд долларов, которые пойдут на обустройство месторождения и строительство газопровода, с китайской - минимум 20 млрд долларов [6]. При этом реализация данного мегапроекта позволит существенно укрепить отечественную промышленность, ведь строительство создает новые рабочие места, а также обеспечивает приоритет для отечественных производителей на поставку техники и материалов для нужд газопровода.
При реализации мегапроекта «Урал промышленный - Урал полярный» предполагалось наряду с финансированием со стороны участвующих в проекте субъектов Уральского федерального округа привлечь средства из Инвестиционного фонда Российской Федерации в размере 6,5 млрд рублей (из 100 млрд рублей, заявленных корпорацией). В настоящее время широко обсуждается идея реализации крупных инфраструктурных проектов, финансируемых из Фонда национального благосостояния.
Как показывает анализ, каждый из рассматриваемых мегапроек-тов имеет смысл с точки зрения генерации экономического роста, но у государства ограниченные ресурсы. В этих условиях одним из подходов по финансированию таких проектов является привлечение инвестиций из внебюджетных источников. Существенный потенциал для привлечения внебюджетных инвестиций имеется в механизмах государственно-частного партнерства [1].
Очевидно, что реализация мегапроектов без учета экологических требований может нанести существенный вред окружающей среде [2]. К примеру, в ходе освоения территории Урала и Сибири никто из проектировщиков не предполагал, что только на территории Ханты-Мансийского автономного округа площадь нарушенных земель будет составлять от 10 до 30% площади месторождений нефти, а площадь оленьих пастбищ сократится более чем на 1 млн га.
В практическом плане экологизация ряда мегапроектов представляет собой рациональное соединение (сочетание) интересов физических и юридических лиц (граждан, предприятий, ведомств) с общественными (государственными) интересами, потребностями и предпочтениями. Как показывает анализ, особенностью такого сочетания является преобладание (абсолютизация) экономического аспекта на ограниченных временных интервалах у индивидуальных интересов и возрастание роли экологических и социальных аспектов общественного предпочтения в долгосрочной перспективе. При этом индивидуальные интересы обычно связаны с большим экологическим риском изменений для отдельных природопользователей, а общественные интересы дают возможность учитывать этот риск.
Как отмечалось на заседании Совета безопасности РФ по обеспечению национальной безопасности в сфере охраны окружающей сре-
ды и природопользования от 20 ноября 2013 г., реализация крупных инфраструктурных проектов в стране должна осуществляться в соответствии с современными экологическими требованиями. Отметим, что при возведении объектов Олимпиады в Сочи были применены самые строгие нормы и экологические стандарты, «зеленые» технологии. Реализация экологических программ стала важной частью олимпийского наследия.
Основами государственной политики в области экологического развития Российской Федерации на период до 2030 года, принятыми Указом Президента Российской Федерации от 30 апреля 2012 г., установлено, что реализация государственной политики в области экологического развития обеспечивается, в частности, при разработке, обсуждении и принятии нормативных правовых актов и нормативных технических документов, при разработке долгосрочных программ социально-экономического развития, федеральных и региональных программ в области охраны окружающей среды, а также при планировании и принятии решений об осуществлении на территории Российской Федерации, континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне Российской Федерации экономической и иной деятельности, связанной с возможным негативным воздействием на окружающую среду. В связи с этим необходимо стимулирование предприятий, осуществляющих программы экологической модернизации производства и экологической реабилитации соответствующих территорий, а также обеспечение широкого применения государственно-частного партнерства при государственном финансировании (софи-нансировании) мероприятий по оздоровлению экологически неблагополучных территорий, ликвидации экологического ущерба, связанного с прошлой экономической и иной деятельностью.
Таким образом, для привлечения инвестиций в крупные совместные проекты (прежде всего Арктики и Тихоокеанского шельфа) необходимо применять принципы «зеленой» экономики и экологические стандарты в соответствии с международными требованиями.
Список литературы
1. Вега А. Ю. Применение механизма государственно-частного партнерства для управления общественно значимыми проектами // Вестник Российского экономического университета имени Г. В. Плеханова. - 2013. - № 6 (60). - С. 113-119.
2. Калаврий Т. Ю. Оценка экологического вреда при обосновании инвестиционных проектов и программ в Арктической зоне // Экономика природопользования. - 2013. - № 3. - С. 38-53.
3. Лебедев Ю. В., Лебедева Т. А, Алексеева Н. Г., Стаханова Л. П., Лебедев М. Ю. Экологизация экономического мегапроекта «Урал промышленный - Урал полярный» / / Экономика природопользования. - 2010.
- № 2. - С. 97-109.
4. Митрофанова И. В., Жуков А. Н. Инфраструктурные мегапроекты Транссиб и БАМ: второе рождение / / Вестник Южного научного центра. - 2014. - Т. 10. - № 1. - С. 79-89.
5. Потравный И. М., Калаврий Т. Ю., Ларин А. С. Анализ влияния крупномасштабных проектов в сфере природопользования: экологические и социальные аспекты // ЭКО. - 2013. - № 1 (473). - С. 145-158.
6. Россия избавилась от газовой «еврозависимости» // Известия.
- 2014. - 22 мая.
References
1. Vega A. Yu. Primenenie mekhanizma gosudarstvenno-chastnogo partnerstva dlya upravleniya obshchestvenno znachimymi proektami [The Application of the Mechanism of State-Private Partnership for the Management of Socially Significant Projects], Vestnik Rossiyskogo ekonomicheskogo universiteta imeni G. V. Plekhanova [Vestnik of the Plekhanov Russian University of Economics], 2013, No. 6 (60), pp. 113-119. (In Russ.).
2. Kalavriy T. Yu. Otsenka ekologicheskogo vreda pri obosnovanii investitsionnykh proektov i programm v Arkticheskoy zone [Assessment of Environmental Damage in the Justification of Investment Projects and Programs in the Arctic Zone], Ekonomika prirodopoVzovaniya [Environmental Economics], 2013, No. 3, pp. 38-53. (In Russ.).
3. Lebedev Yu. V., Lebedeva T. A., Alekseeva N. G., Stakanova L. P., Lebedev M. Yu. Ekologizatsiya ekonomicheskogo megaproekta «Ural promyshlennyy - Ural polyarnyy» [The Greening of Economic Mega-Project «Ural Industrial - Ural Polar»], Ekonomika prirodopol'zovaniya [Environmental Economics], 2010, No. 2, pp. 97-109. (In Russ.).
4. Mitrofanova I. V., Zhukov A. N. Infrastrukturnye megaproekty Transsib i BAM: vtoroe rozhdenie [Infrastructure Megaprojects Transsib and BAM: the Second Birth], Vestnik Yuzhnogo nauchnogo tsentra [Herald of the South Scientific Center], 2014, Vol. 10, No. 1, pp. 79-89. (In Russ.).
5. Potravnyy I. M., Kalavriy T. Yu., Larin A. S. Analiz vliyaniya krupnomasshtabnykh proektov v sfere prirodopol'zovaniya: ekologicheskie i sotsial'nye aspekty [Analysis of the Impact of Large-Scale Projects in the Sphere of Nature: Ecological and Social Aspects], EKO, 2013, No. 1 (473), pp. 145-158. (In Russ.).
6. Rossiya izbavilas' ot gazovoy «evrozavisimosti» [Russia Got Rid of Gas «Evrosubsidiite»], Izvestiya, 2014, May 22. (In Russ.).