Научная статья на тему 'Ребрендинг и риски мегапроекта «Урал Промышленный - Урал Полярный»'

Ребрендинг и риски мегапроекта «Урал Промышленный - Урал Полярный» Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
317
52
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕГАПРОЕКТ / УРАЛЬСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ОКРУГ / ЖИЗНЕННЫЙ ЦИКЛ / КОРПОРАЦИЯ РАЗВИТИЯ / РЕБРЕНДИНГ / РИСК

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Митрофанова И.В., Жуков А.Н.

В статье исследуются причины ребрендинга территориального мегапроекта «Урал Промышленный Урал Полярный», который является главным направлением Стратегии социально-экономического развития Уральского федерального округа на период до 2020 г. Анализируются универсальные и специфические риски его реализации

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Митрофанова И.В., Жуков А.Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Ребрендинг и риски мегапроекта «Урал Промышленный - Урал Полярный»»

СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ РЕГИОНОВ

УДК 338 (470 + 571)

ребрендинг и риски мегапроекта «урал промышленный — урал полярный»*

и. в. Митрофанова,

доктор экономических наук, главный научный сотрудник E-mail: mitrofanova@volsu. ru институт социально-экономических и гуманитарных исследований Южного научного центра РАН

а. н. жуков,

преподаватель кафедры экономики и управления E-mail: labser@volsu. ru Волгоградский институт бизнеса

В статье исследуются причины ребрендинга территориального мегапроекта «Урал Промышленный — Урал Полярный», который является главным направлением Стратегии социально-экономического развития Уральского федерального округа на период до 2020 г. Анализируются универсальные и специфические риски его реализации.

Ключевые слова: мегапроект, Уральский федеральный округ, жизненный цикл, корпорация развития, ребрендинг, риск.

По мнению авторов, 2010—2011 гг. можно считать вторым этапом реализации уральского мегапроекта. Этот период был связан с привлечением инвестиций в рамках государственно-частного

* Цикл статьей о мегапроекте «Урал Промышленный — Урал Полярный» подготовлен в рамках проекта «Многокритериальный анализ инвестиционной привлекательности территорий для управления проектами межрегионального значения» Программы фундаментальных исследований Президиума РАН «Фундаментальные проблемы модернизации полиэтнического региона в условиях роста напряженности» (2012—2014).

партнерства (ГЧП), заключением ОАО «Корпорация «Урал Промышленный — Урал Полярный» (ОАО «Корпорация «УП—УП») ряда соглашений и началом строительства объектов транспортной, энергетической инфраструктуры, горнодобывающей промышленности.

Структура управляющей компании уральского мегапроекта формировалась на принципах государственно-частного партнерства. Были получены подтверждения от руководителей ряда регионов Уральского федерального округа (УрФО) о вхождении в состав акционеров1.

Уставный капитал ОАО «Корпорация «УП— УП» по состоянию на 01.01.2011 составлял порядка 5,6 млрд руб. и состоял из обыкновенных именных акций бездокументарной формы в количестве 5 610 856 шт. номинальной стоимостью 1 тыс. руб. за акцию.

'Тюменская, Челябинская, Свердловская области, Ханты-Мансийский автономный округ, Ямало-Ненецкий автономный округ.

По состоянию на 31.12.2011 уставный капитал вырос до 9,6 млрд руб. и состоял из обыкновенных именных акций бездокументарной формы в количестве 9 610 856 шт. номинальной стоимостью 1 тыс. руб. за акцию. Но, как заметил генеральный директор корпорации А. Белецкий, это произошло не за счет бюджета акционеров, т. е. бюджетов пяти регионов, входящих в УрФО, а за счет инвесторов [5]. На 01.01.2012 в рамках реализации мегапроек-та «УП—УП» четыре проекта с общим бюджетом инвестиций 209 млрд руб. находились на стадии инвестирования и еще четыре — на предынвести-ционной стадии с затратами, по предварительной оценке, более 20 млрд руб. (табл. 1). Основные показатели деятельности ОАО «Корпорация УП—УП» представлены в табл. 2.

В феврале 2012 г. было принято решение о трансформации ОАО «Корпорация «Урал Промышленный — Урал Полярный» в ОАО «Корпорация Развития» (далее — ОАО КР). Предпосылки реб-рендинга были следующими.

Во-первых, по итогам комплексной оценки результатов реализации уральского мегапроекта стала очевидной необходимость принципиального изменения формата комплексного инвестиционного проекта «Урал Промышленный — Урал Полярный». Это было вызвано следующими причинами.

Транспортный и геологоразведочный блоки мегапроекта изначально были тесно взаимосвязаны. Общая стоимость твердых полезных ископаемых, вовлеченных в хозяйственный оборот в результате освоения Полярного и Приполярного Урала, оценивалась в сумму порядка 7,5 трлн руб. Прямой экономический эффект от сокращения путей доставки сырья в промышленные центры южного Урала мог составить порядка 4 трлн руб. Еще около 4,5 трлн руб. был способен принести переход с потребления импортного сырья на отечественное при 350 млрд руб. вложений [18].

Но, как подчеркнул генеральный директор корпорации А. Белецкий, «...провалились целые направления деятельности корпорации, в частности горно-геологическое. Месторождения, на геологическую разведку которых было потрачено 8 млрд руб., оказались «сказами Бажова». Картина множества месторождений, соединенных железнодорожными ветками с промышленными предприятиями, новыми рабочими поселками и энергетическими объектами, нарисованная руководством ОАО «Корпорации «Урал Промышленный — Урал Полярный» шесть лет назад, осталась на бумаге. Корпорация существует с 2006 г., но объекты, которые можно продемонстрировать, появились только в 2011 г.» [2]. Как заметил А. Белецкий, за предыдущие

Таблица 1

Результаты проектной деятельности оАо «корпорации Развития»

в 2011 г. [3]

Показатель эксплуатационная фаза Инвестиционная фаза Предынвестиционная фаза

Разработанные проекты Инфраструктура трубопроводной системы «Пурпе—Самотлор»; ТЭЦ «Харп-12» Северный широтный ход; ТЭС «Полярная»; проект «Полярный кварц»; горнорудные проекты Повышение энергоэффективности; создание лесопромышленного кластера; создание инфраструктуры трубопроводной системы «Заполярье—Пурпе»; завод по глубокой переработке куриного яйца

Таблица 2

ключевые производственные и финансовые показатели оАо «корпорация «Урал Промышленный — Урал Полярный» в 2011 г. [3]

Показатель 2011

Производственные показатели

Выработка электроэнергии, тыс. кВт-ч 23 783

Сдано жилья, м2 5 115

Сдано прочих объектов, м2 3 653

Сдано ЛЭП, км 57

Финансовые показатели

Собственный капитал, млн руб. 9 810

Объем капиталовложений, млн руб. 7 127

Доходы по всем видам деятельности, млн руб. 829

Чистая прибыль, млн руб. 190

годы отчитываться было не за что. Ведь до 2011 г. «.. .была одна теория». Но за эту «теорию» акционеры — пять регионов УрФО выложили несколько миллиардов рублей [5].

По мнению экспертов, с 2006 г., когда корпорация была учреждена, и до 2009 г. она ничем кроме подготовки проектной документации не занималась. Было создано больше десятка дочерних предприятий, которые все эти годы устойчиво генерировали убыток. Поэтому с 2010 г. все локальные проекты, осуществлявшиеся в рамках общей концепции, выделили в отдельные блоки:

— транспортный;

— горнорудный;

— энергетический.

Что касается широко разрекламированной главной магистрали мегапроекта — железнодорожного пути вдоль восточных склонов Уральского хребта между станциями Полуночная и Обская, то от его строительства решено отказаться. Более того, если в феврале 2006 г. проект «УП—УП» был утвержден партийным проектом на съезде «Единой России», то в 2011 г. Правительство РФ исключило его из числа приоритетных [7].

В результате затратных геологоразведочных работ по проверке запасов горнорудного сырья стало очевидным, что прогнозы были некомпетентными и сильно преувеличенными. В результате к 2010 г. экономические расчеты дали грузовую базу для первой магистрали всего 5 млн т из необходимых для ее загрузки 25 млн т. Зачем же строить дорогу, по которой не будет движения? Поэтому корпорация сосредоточилась на строительстве пути по маршруту Обская—Коротчаево, который назвали Северным широтным ходом (СШХ). Это часть другого грандиозного недостроя с еще советских времен — Трансарктической магистрали [7]. Причем бюджетных средств на строительство СШХ затрачено не будет. В настоящее время эта дорога позволяет возить до 3—4 млн т грузов. После окончания строительства ожидается грузопоток до 20 млн т [14].

В современной России практически нет инвесторов, готовых вкладывать значительные средства в проекты с неясным сроком окупаемости. Однако строительство малых технологических дорог до месторождений вполне могут «вытянуть» инвесторы при поддержке органов власти Свердловской и Тюменской областей, ХМАО и ЯНАО. Появление локальных дорог до крупных месторождений позволит сформировать эффективный механизм

дальнейшего поиска и разведки средних и мелких месторождений полезных ископаемых [14].

К середине 2012 г. ОАО КР завершила разработку уточненной стратегии развития геологоразведочного блока уральского мегапроекта. Она предусматривает полный контроль за ходом финансирования и геологоразведочных работ со стороны инвесторов, привлеченных к лицензионным участкам корпорации. Кроме того, как отметил А. Белецкий, по поручению акционеров изучается возможность разработки малых и средних нефтяных месторождений в ХМАО и ЯНАО. «Это будет содействовать развитию независимого недропользования в данной сфере, обеспечит рост инвестиционной активности и создание дополнительных рабочих мест в этой отрасли», — убежден А. Белецкий. — Инвестиционный потенциал геологического блока в настоящее время оценивается в 453 млн руб.» [1].

Таким образом, задача ОАО КР диверсифицировалась от освоения полезных ископаемых по восточному склону Уральских гор в комплексное развитие территорий Уральского федерального округа и поддержку «локомотивных» проектов (точек роста) в следующих сферах:

— транспортная инфраструктура (Северный широтный ход и освоение полуострова Ямал с выходом на Северный морской путь, трубопроводный транспорт);

— энергетика (включая модернизацию имеющейся инфраструктуры, энергосбережение и энергоэффективность);

— связь;

— формирование высокотехнологической продукции (проект «Полярный кварц»).

Вторая причина ребрендинга связана с тем, что произошло расширение географии реализации проектов. При разработке финансовой модели Северного широтного хода стали рассматриваться возможности строительства железной дороги до Ванкорского месторождения в районе города Норильска, а также транспортировки углеводородов в направлении перерабатывающих предприятий и портов Северо-Запада России.

Третья причина в том, что в работе ОАО КР появились инновационные задачи и новые проекты, не включенные ранее в проект «Урал Промышленный — Урал Полярный». Речь, в частности, идет об участии в обеспечении возведения трубопроводного транспорта, модернизации энергомощностей Свердловской и Челябинской областей, обучающих

программах в сфере энергетики, агропромышленном бизнесе на территории Тюменской области, развитии систем телекоммуникаций.

По утверждению А. Белецкого, входящие в проект «УП—УП» подпроекты «... высокотехнологичны и привлекают в регионы не только инвестиции, но и инновации — идет ли речь о строительстве железной дороги, осуществляемой корпорацией вместе с крупнейшей в мире немецкой инжиниринговой компанией DBI (Дойче банк Интернешнл), о строительстве электростанции «Полярная» или реконструкции котельных в регионах, проекты которых реализуются на основе самых новых технологий от Siemens и General Electric. Например, на электростанции «Полярная» впервые в федеральном округе будет применен воздушный конденсатор для паровой турбины, что значительно снизит потребление электростанцией воды. Это и экологически полезно, и экономически эффективно» [8].

Поэтому ОАО КР:

— придает важное значение кооперации с госкорпорациями (Роснано);

— сотрудничает с такими крупными компаниями, как ОАО «РЖД», «Газпром», НОВАТЭК и др.;

— занимается активным поиском иностранных инвестиций [9].

Принципы выбора иностранных партнеров — наличие эффективных технологий и опыта работы, соотношение цены и качества.

В 2012 г. дочерние компании ОАО КР, содержащие в своем наименовании старый бренд, также подлежали переименованию.

Таким образом, решение о ребрендинге стало логичным следствием развития ОАО «Корпорация «УП—УП» в предшествующие годы и было поддержано полномочным представителем Президента РФ в УрФО и акционерами.

Приоритетным направлением деятельности ОАО КР является реализация экономически эффективных инвестиционных проектов:

— обеспечивающих повышение конкурентоспособности экономики регионов, ее диверсификацию;

— стимулирующих инвестиционную деятельность;

— снимающих инфраструктурные ограничения.

В числе задач ОАО КР:

— развитие транспортной, энергетической, социальной инфраструктур;

— комплексное освоение ресурсного потенциала региональных экономик с учетом соблюдения

требований охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов.

Однако, по оценкам аналитиков, ребрендинг ОАО «Корпорация «УП—УП» был связан не столько с расширением направлений ее деятельности, сколько с отходом от изначального содержания мегапроекта «Урал Промышленный — Урал Полярный». Как следует из отчетов, представленных руководством корпорации, ОАО КР все больше превращается в сервисную компанию по обслуживанию топливно-энергетического комплекса Западной Сибири [5, 15], по строительству инфраструктурных объектов — транспортных, энергетических и социальных (жилье, детские сады, автомобильные дороги и т. д.).

Многие эксперты считают, что уральский мега-проект по освоению природных запасов Полярного Урала за пять лет своей реализации «.превратился в конгломерат локальных инвестиционных проектов самой различной тематики — от оптоволоконной связи до переработки куриных яиц» [7].

Для реализации инвестиционных проектов ОАО КР учреждает дочерние и зависимые общества, которые осуществляют операционную и инвестиционную деятельность в рамках соответствующих проектов. Дочерние и зависимые общества ОАО КР включают:

— проектные компании — компании специального назначения, созданные для реализации определенного проекта и осуществляющие операционную, инвестиционную и финансовую деятельность в рамках данного проекта;

— сервисные компании — компании, выполняющие определенные функции, виды деятельности и работы без привязки к конкретному проекту (например функции заказчика-застройщика, проектные работы и т. п.) (табл. 3).

Реализация мегапроектов становится проявлением современных институциональных, организационных и информационных трансформаций хозяйственного пространства глобальной экономической системы.

Как подчеркивает известный ученый-региона-лист В. И Суслов, «.вся экономика делится на две части. Первая — «обычная», «инерционная», «эволюционная», «фоновая». Она характеризуется функциями затрат с быстро падающей эффективностью, что устанавливает жесткие правила для экономического роста. Вторая часть экономики — «проектная», «прорывная». Она основана на крупных инвести-

РЕгионАльнАя экономика: теория и практика

5

Таблица 3

Дочерние и зависимые общества ОАО «Корпорация развития» (по данным на 01.01.2011) [4]

Наименование Доля, % Примечание

ООО «Геологоразведочное предприятие «Урал Промышленный — Полярный» 100 Сервисная компания. Проектирование геологических объектов, мониторинг и экспертиза геологоразведочных работ

ООО «Строительная компания «Урал Промышленный — Урал Полярный 100 Сервисная компания. Проектирование, строительство, реконструкция, капитальный ремонт объектов различного назначения, включая производственные, транспортные, жилищно-гражданские и социально-бытовые объекты

ООО «Урал Промышленный — Полярный № 2» 100 Проектная компания. Владелец лицензии на геологическое изучение, разведку и добычу хромовых руд Лаптапайской площади в Ямало-Ненецком автономном округе (ЯНАО)

ООО «Урал Промышленный — Полярный № 5» 100 Проектная компания. Владелец лицензии на геологическое изучение, разведку и добычу железных руд Яны-Турьинского участка в Ханты-Мансийском автономном округе — Югре (ХМАО — Югра)

ООО «Урал Промышленный — Полярный № 6» 100 Проектная компания. Владелец лицензии на геологическое изучение, разведку и добычу бурых углей Оторьинского месторождения в ХМАО — Югре

ООО «Урал Промышленный — Полярный № 7» 100 Сетевая компания, осуществляющая деятельность по передаче электроэнергии. Проектная компания по проекту создания инфраструктуры трубопроводной системы «Заполярье—Пурпе»

ООО «Урал Промышленный — Полярный № 8» 100 Проектная компания проекта повышения энергоэффективности

ООО «УралСтройТехнологии» (Санкт-Петербург) 100 Сервисная компания. Выполнение проектных, инжиниринговых работ и функций заказчика-застройщика

ООО «УралСтройТехнологии» (Екатеринбург) 81 Сервисная компания. Выполнение проектных работ

ООО «Энергетическая Компания «Урал Промышленный — Урал Полярный» 25 Проектная компания. Оператор теплоэлектростанции в пос. Харп и проектная компания проекта строительства теплоэлектростанции «Полярная»

ООО «Урал Промышленный — Полярный № 1» 25,1 Проектная компания. Владелец лицензии на геологическое изучение, разведку и добычу хромовых руд Южной и Юго-Западной площадей в ЯНАО

ООО «Урал Промышленный — Полярный № 3» 25,1 Проектная компания. Владелец лицензии на добычу строительного камня на Подгорненском месторождении в ЯНАО

ООО «Урал Промышленный — Полярный № 4» 25 Проектная компания. Владелец лицензии на геологическое изучение, разведку и добычу медно-молибденовых руд Лекын-Тальбейской площади в ЯНАО

ООО «Урал Промышленный — Полярный № 9» 25,1 Проектная компания. Владелец лицензии на геологическое изучение, разведку и добычу медно-цинковых руд Северо-Сосьвинского участка в ХМАО — Югре

ООО «Многофункциональный сервисный центр предприятий Челябинской области» 16,67 Сервисная компания. Поставка и сервисное обслуживание тяжелой техники и оборудования производства предприятий Челябинской области

ОАО «Ямальская железнодорожная компания» 55 Проектная компания инвестиционного проекта развития железнодорожной линии «Северный широтный ход»

ОАО «Полярный кварц» 45,27 Проектная компания инвестиционного проекта создания производства кварцевых концентратов и порошков «Полярный кварц»

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ЗАО Производственный центр «КВАНТ-2» 25 Проектная компания. Строительство объектов связи

ционных проектах, придающих экономике новое качество. Практическая реализация этих проектов сглаживает функции затрат (не столько вследствие высокой собственной эффективности, сколько бла-

годаря значительным мультипликативным — косвенным эффектам, обеспечивающим рост общей экономической эффективности, как, например, для инфраструктурных проектов), пределы роста

ослабляются, что приводит к увеличению темпов экономического развития, доходов и потребления населения и т. д., и возникает «дельта» проектов» [19]. Поэтому крайне важно при проектном подходе правильно оценить возможные риски, прямые и косвенные эффекты мегапроектов.

Созданная в России к 2012 г. база мегапроекти-рования является как итогом инициативы бизнеса, так и следствием новой государственной политики в отношении пространственного развития страны. Однако это не снимает проблемы проявления универсальных рисков территориального мегапроек-тирования.

Так, организационно-правовые риски неизбежны из-за меняющейся правовой среды. Перманентно правится нормативно-правовая база Инвестиционного фонда РФ, вносятся изменения в законодательство о концессиях, об особых экономических зонах и т. д., трансформируется нормативная база функционирования государственных компаний и корпораций.

Реализуемые в России в настоящее время мега-проекты (особенно наиболее сложные из них—ком-плексные территориальные мегапроекты) сталкиваются с административно-управленческими рисками в результате неэффективного управления, множества ответственных исполнителей и др. Инвесторам важно, чтобы как от инициаторов, представляющих бизнес, так и от государства был один ответственный исполнитель (принцип «одного окна»).

Инжиниринговые риски, обусловленные рути-низацией и невысоким качеством инженерных решений, — одни из самых значительных для любых мегапроектов. Тем более, когда они реализуются в условиях фактического возрождения в России отечественной инжиниринговой отрасли. Несмотря на появление в последние годы на российском рынке целого ряда крупных инжиниринговых и строительных мегакомпаний международного уровня, качество оказываемых ими услуг пока отстает от мировых критериев.

В России на протяжении последних 20 лет не создавалось новых предприятий и инфраструктур, что привело к серьезной деградации инжиниринга. Необходимо восстанавливать инжиниринговую отрасль заново и создавать сеть отраслевых проектных организаций, используя механизм ГЧП. Однако это должно происходить в тесном взаимодействии с лидерами мирового инжиниринга. Следует либерализовать многое в техническом регулировании и градостроительной политике, поскольку принятые в

РФ технические градостроительные нормы запутаны, во многом консервативны, постоянно усложняются, и год от года. Парадоксально, что происходят не их унификация и упрощение, а лишь усложнение. Все больше и больше требуется всякого рода согласований, экспертиз и т. д. Настала пора сближения отечественных инжиниринговых стандартов с международными для достижения прогресса в этой важной сфере.

Востребованными оказываются:

— прозрачные инструменты государственной поддержки для создания жилищно-коммунальной инфраструктуры;

— особый порядок распоряжения землей и недрами в рамках реализации комплексных мега-проектов территориального развития [12].

К основным рискам, которые проявили себя в процессе первых этапов реализации уральского мегапроекта, могут быть отнесены следующие.

Коммерческие риски — представляют собой совокупность рисков, возникающих в процессе реализации товаров, работ и услуг. Основными предпосылками коммерческих рисков являются:

— волатильность спроса на товары, работы, услуги;

— ограниченность поставщиков;

— сложность цепочки поставок, особенности физических свойств товаров, работ, услуг (портативность, сохранность и т. д.).

Эти риски обычно возникают из ассоциированных с конкретными условиями договоров сторон, участвующих в процессе проектирования и планирования, строительства и снабжения, закупок и т. д.

Применительно к инвестиционным проектам мегапроекта «УП—УП» ключевые коммерческие риски сводятся к особенностям ценообразования и порядку построения взаимоотношений между участниками проектов и рынка в целом. Риски, связанные с проектами и определяемые как коммерческие, концентрируют внимание на двух различных областях:

— условиях контракта;

— рыночных условиях и специфике.

Сходство в способе нивелирования этих рисков

или их снижения до приемлемого уровня влечет за собой необходимость тщательного структурирования обязательств сторон и обеспечения достаточных гарантий и страхования, включенных в условия контракта.

Что касается ценообразования, то деятельность ОАО КР подвержена тарифному риску. Это особенно относится к проектам энергетического блока:

— ТЭС «Харп-12»;

— ТЭС «Полярная»;

— проект строительства инфраструктуры трубопроводных систем «Пурпе—Самотлор», «За-полярье—Пурпе» в части высоковольтных линий электропередач;

— проект повышения энергоэффективности тепловых источников.

Для минимизации риска неблагоприятного изменения тарифов ОАО КР пытается выстраивать долгосрочные отношения с региональными регулирующими органами Федеральной службы по тарифам, добивается применения механизма индексации тарифов.

Риск неблагоприятного изменения цен на продукцию проектов ОАО КР минимизирует путем заключения предварительных соглашений о будущих поставках, а также тщательно анализируя рынки сбыта продукции проектов и диверсифицируя каналы продаж.

Риски, связанные с возможным изменением цен на закупаемые товары, работы, услуги, ОАО КР снижает, заключая долгосрочные договоры по ценам, привязанным к периоду поставки, а также проводя конкурсные процедуры по отбору поставщика.

Риски, возникающие в связи с возможным изменением цен на предоставляемые ОАО КР и ее дочерним обществам услуги подрядных организаций по проектированию, строительству, строительно-монтажным и пуско-наладочным работам и др., существуют. Но корпорация пытается их минимизировать следующим образом:

— заключает долгосрочные договоры по оказанию услуг, в которых цена услуг зафиксирована и обеспечивает необходимый уровень рентабельности;

— использует возможности по привлечению альтернативных подрядчиков.

Технические риски мегапроекта «УП—УП» менее масштабны и, как правило, являются узкоспециализированными. В то же время данная группа рисков является наиболее обширной. Она включает в себя широкий спектр различных угроз, которые сопровождают реализацию инвестиционных проектов на всех стадиях — проектирование, строительство, эксплуатация и охватывают как структуру их финансирования, так и обязательства третьих

сторон (подрядчиков, поставщиков, операторов и т. п.). Будучи наиболее распространенной и простой группой рисков, связанных с проектами, технические риски с определенной точки зрения являются самыми сложными рисками для решения методами смягчения. Они не просто требуют тщательного структурирования контрактов, но и значительных усилий по организации эффективного контроля, стороннего наблюдения и проверки обеспечения работ, выполняемых сторонами, прямо или косвенно связанными с инвестиционными проектами.

Наиболее вероятные технические риски применительно к проектам ОАО КР в рамках реализации уральского мегапроекта следующие:

1) нарушение экологических норм в ходе реализации инвестиционных проектов. Риск минимизируется мероприятиями, направленными на своевременное выявление действий, которые могут причинять ущерб окружающей среде, и закреплением в договоре с генеральными подрядчиками/подрядчиками положений об ответственности за нарушение экологических норм. ОАО КР следит за выполнением мероприятий по рекультивации нарушенных земель в соответствии с проектной документацией;

2) невыполнение сроков строительства и ввода объектов в эксплуатацию генеральными подрядчиками/субподрядчиками. Риск минимизируется за счет:

— увеличения и ужесточения критериев выбора генеральных подрядчиков, проектно-изыскатель-ских институтов, поставщиков оборудования и материалов;

— включения в договоры подряда банковских гарантий на возврат аванса;

— увеличения штрафных санкций за срыв сроков выполнения работ и поставки оборудования;

— осуществления предварительной аккредитация заводов-изготовителей, подрядных организаций;

— непрерывного контроля за исполнением договорных обязательств;

— использования собственной службы технического надзора за качеством строительства;

3) невыполнение сроков поставки основного производственного оборудования поставщиками. Риск минимизируется при условии тщательного отбора поставщиков и заключении договоров поставок, в которых:

— предусматриваются фиксированная стоимость оборудования и твердые сроки исполнения обязательств;

— поставщик гарантирует возмещение убытков, возникающих при задержке поставки оборудования;

— предусматриваются механизмы обеспечения исполнения обязательств в форме штрафов и пеней.

Также данный риск минимизируется за счет того, что поставщиками технологического оборудования выступают компании — производители оборудования или официальные дилеры данных компаний, что позволяет усилить контроль за качеством поставляемого оборудования, услугами поставщиков по его монтажу и сроками поставок;

4) неблагоприятные изменения в операционной деятельности объектов на стадии эксплуатации. Такой риск может проявляться в превышении операционных затрат, сбоях в операционной деятельности объектов, недостижении проектной мощности. Он минимизируется следующими действиями:

— тщательный отбор персонала с профильным опытом работы и управления в сфере реализации проекта;

— регулярный мониторинг реализации проектов;

— снижение зависимости от единственного поставщика.

Политический и макроэкономический риски в значительно меньшей степени поддаются регулированию. Эти риски находятся вне контроля ОАО КР, а возможные процедуры их минимизации ограничены. ОАО «Корпорация Развития» взаимодействует с органами государственной власти всех уровней. Реализация инвестиционных проектов корпорации поддерживается полномочным представителем Президента РФ в Уральском федеральном округе.

Географические риски. Важный фактор, обусловливающий работу ОАО КР, — особенность географического месторасположения объектов. Значительная часть инвестиционных проектов реализуется в районах Полярного и Приполярного Урала. Поэтому при планировании деятельности обязательно должны учитываться сезонность производства работ и сезонные риски, связанные с труднодоступным географическим положением указанных выше районов.

Финансовые риски возникают в связи с финансированием контрактов и соглашений, заключенных при реализации инвестиционных проектов. К финансовым рискам относятся:

— валютный;

— процентный;

— риск ликвидности.

Управление финансовыми рисками осуществляется ОАО КР централизованно. Риск изменения процентных ставок связан с возможным изменением стоимости обслуживания привлеченных заемных ресурсов и может отразиться на финансовых результатах корпорации. Лишь имея безупречную репутацию, ОАО КР может привлекать кредитные ресурсы на выгодных условиях, с использованием и фиксированных, и плавающих процентных ставок.

Валютный риск не является существенным для ОАО КР в связи с тем, что основные затраты и доходы от реализации проектов номинированы в рублях РФ. В случае появления валютных рисков в отдельных контрактах (например на поставку импортного оборудования) ОАО КР применяет различные меры по снижению возможных неблагоприятных колебаний валютных курсов.

Риск ликвидности заключается в том, что ОАО КР не сможет оплатить своих обязательств при наступлении срока их погашения. Департамент экономики и финансов корпорации обеспечивает централизованное управление ликвидностью. Управление ликвидностью осуществляется с использованием процедур детального бюджетирования, ведения платежной позиции, ежемесячного составления кассового плана исполнения бюджета.

Для управления ликвидностью ОАО КР формирует резерв ликвидных средств, достаточных для осуществления деятельности, учитывая возможность валютных и процентных рисков. Корпорация осуществляет регулярный мониторинг финансовых рисков с целью своевременного принятия соответствующих мер по минимизации возможных негативных последствий.

Юридический риск в деятельности ОАО КР может возникнуть вследствие несоответствия нормативных и иных актов корпорации существующим федеральным и региональным законодательным нормам и требованиям или вследствие их несоблюдения.

К внешним факторам нарушений государственных нормативов и стандартов относятся:

— несовершенство правовой системы (отсутствие достаточного правового регулирования);

— противоречивость законодательства РФ, его подверженность изменениям, в том числе в части несовершенства методов государственного регулирования и (или) надзора;

— некорректное применение законодательства иностранного государства и (или) норм международного права.

Для минимизации соответствующих рисков в ОАО КР ведется мониторинг информационно-правовых систем для своевременного учета текущих изменений в федеральном и региональном правовом пространстве, а также выявления подготавливаемых законопроектов и проектов нормативных актов федеральных органов исполнительной власти, способных в перспективе повлиять на деятельность корпорации.

Юридические риски могут также проявляться в угрозе возникновения убытков вследствие несоблюдения контрагентами требований нормативных правовых актов и заключенных договоров. В связи с невозможностью разрешения отдельных спорных вопросов, возникающих в процессе исполнения договоров, путем переговоров, существует возможность возникновения судебных разбирательств. А это — риск принятия судебным органом не благоприятного для ОАО КР решения.

Корпорацией на системной основе предпринимаются шаги, направленные на снижение указанных рисков.

Последствиями нарушений нормативов и стандартов в деятельности любого юридического лица являются: юридические санкции или санкции регулирующих органов; существенные финансовые убытки и/или потери репутации ОАО КР в результате несоблюдения ею законов, инструкций, правил, кодексов поведения. Но эффективность осуществления внутреннего контроля ОАО КР за соблюдением действующих законодательных и нормативных актов, внутренних документов и процедур сводит к минимуму возможность появления юридических рисков.

Налоговые риски связаны прежде всего с потенциальными изменениями в налоговом законодательстве, а также с практикой применения действующего законодательства налоговыми органами. Основные принципы налогообложения в России, а также порядок исчисления и уплаты конкретных налогов установлены Налоговым кодексом РФ.

В настоящее время налоговая реформа в Российской Федерации находится в завершающей стадии. В связи с этим изменения, вносимые в законодательство, в основном являются текущими. Они касаются отдельных вопросов исчисления налогов и не приводят к значимому увеличению налоговой

нагрузки на ОАО КР. Однако при этом сохраняется потенциальный риск расхождения толкования норм налогового законодательства между налоговыми органами и налогоплательщиками, что также можно отнести к юридическим рискам корпорации [4].

Кроме того, как показали первые годы реализации уральского мегапроекта, первопричиной его ребрендинга, по мнению авторов, все-таки стал риск компетенций, проявившийся в крайней неточности прогнозов относительно потенциальных запасов природных ископаемых на Урале. Это уже на предпроектной стадии выступило причиной отрицательного мультипликативного эффекта и привело к необходимости изменения всей концепции мегапроекта «УП—УП», значительно снизив его стратегический характер и значимость2 [20].

По мнению академика В. Чарушина, необходимо повысить эффективность сотрудничества УрО РАН и ОАО «Корпорация Развития»: «Меняется общество, меняется и Академия наук — она становится в определенной мере государственной корпорацией. Участие фундаментальной науки в проектах таких корпораций не только необходимо, но и неизбежно. В проекте «УП—УП» мы участвовали, к сожалению, лишь эпизодически, привлекался изредка к экспертизе Институт геологии и геохимии. Сейчас есть все предпосылки наладить более тесное взаимодействие для решения новых задач, которые ставит перед собой Корпорация Развития. Пришло время «перезагрузки» отношений на новых статусных уровнях и в новых масштабах» [17]. Для минимизации риска компетенций сотрудничество ОАО КР в рамках реализации уральского мегапроекта как с академической, так и с вузовской наукой должно приобрести системный характер еще на предпроектной стадии жизненного цикла территориального мегапроекта.

Кадровыйриск является угрозой в рамках национальной безопасности. По мнению Н. Патрушева, проблема нехватки квалифицированных специалистов характерна и для Уральского региона [16].

Изучая перспективу развития новых проектов и продолжая работу над реализацией существующих, ОАО КР столкнулась с нехваткой квалифицированных специалистов. Только в энергетической отрасли

2 Директор Института геологии и геохимии УрО РАН академик РАН В. Коротеев, обещавший в 2010 г. тогда еще заместителю полпреда УрФО, а ныне генеральному директору корпорации «Урал Промышленный—Урал Полярный» А. Белецкому найти на Северном и Полярном Урале запасы полезных ископаемых в промышленных масштабах, в мае 2011 г. ушел в отставку.

около половины занятых сотрудников находятся в предпенсионном или пенсионном возрасте [10].

Как подчеркнул А. Белецкий, в количественном отношении кадров требуется немного, но специалистов не хватает. Ведь большая часть оборудования, используемого на строящихся объектах, — зарубежного производства. Именно отсутствием достаточного количества квалифицированных кадров генеральный директор корпорации объясняет медленную реализацию многих значимых проектов. Например, корпорация три месяца не могла получить разрешения на работу зарубежных специалистов и пять лет пыталась запустить электростанцию в Харпе — также из-за отсутствия инженеров и механиков, способных эксплуатировать поставленное оборудование иностранного производства [5]. А для строительства, например, энергетических объектов, новых участков железной дороги приходится возить специалистов из европейской части России [7].

Всем этим обусловлен интерес ОАО «Корпорации Развития» к реализации собственных образовательных программ во взаимодействии с ведущими высшими учебными заведениями Уральского федерального округа. По словам генерального директора ОАО КР А. Белецкого, нужны молодые кадры, «... которые способны самостоятельно вести все объекты до конца» [7].

По поручению А. Белецкого ведется работа по созданию программы подготовки собственных кадров из числа студентов профильных учебных заведений Уральского федерального округа. Эта программа подразумевает взаимодействие с руководителями вузов для проведения конкурсов по подбору студентов, обладающих незаурядными способностями и талантом. Целью такого сотрудничества станет выявление наиболее перспективных молодых людей, планирующих сделать карьеру в крупной и стабильной компании.

Студентам, победившим в конкурсе, в процессе обучения будут выплачиваться дополнительные стипендии из средств корпорации. Для них организуют прохождение практики. А те, у кого возникнут рациональные предложения по усовершенствованию производственных процессов, смогут получить грант на исследования. Программа предусматривает обязательное трудоустройство молодых специалистов, которые еще до окончания учебы познакомятся с производством и овладеют теми или иными навыками работы на объектах. Учитывая, что проекты корпорации реализуются

в различных сферах промышленности, строительства, транспорта, геологии, энергетики, очевидно, что в реализации программы примут участие практически все ведущие вузы УрФО [11].

Не только университетское сообщество, но и естественные монополии должны участвовать в формировании кадрового резерва. По мнению профессора И. Нестерова, «.таким ресурсом могут стать научно-образовательные центры, которые создаются на базе региональных вузов. Один из таких будет создан на базе ТюмГНГУ — с хорошей лабораторной базой и серьезным финансированием от производственников. Центр включает полигоны (заброшенные скважины) по отработке новых технологий добычи полезных ископаемых, разработанных в лабораториях вуза» [13].

В процессе подготовки и реализации уральского мегапроекта проявился и коррупционный (криминальный) риск. По различным оценкам, проект «Урал Промышленный — Урал Полярный» потребует 200—500 млрд руб. инвестиций, что, по мнению аналитиков, привлекает структуры с сомнительной репутацией.

Именно этим обстоятельством было вызвано создание Администрацией Президента РФ специальной ревизионной группы, которая составила резюме на потенциальных исполнителей проекта. Выводы экспертов были неутешительными. В частности, член этой группы, заместитель директора Российского института инвестиционного анализа С. Дергачев еще в начальной фазе уральского мегапроекта предупреждал, что «.если строительный заказ будет поручено выполнять структурам и руководителям, уже зарекомендовавшим себя как неэффективные распорядители средств, это может обрушить весь проект, что однозначно отпугнет инвесторов».

Особые вопросы у ревизоров вызвало ПСМО «Ямалтрансстрой», ежегодно получавшее от ОАО «Газпром» на прокладку железной дороги более 5 000 млн руб. На эти деньги сдавалось лишь 7—10 км трассы в год. Не смотря на мощное финансирование, практически все из нескольких десятков предприятий, входивших в объединение, являлись должниками или банкротами, рабочим по году не выплачивалась зарплата. Кредиторская задолженность самого «Ямалтрансстроя» достигла 1 млрд руб., из которых около 200 млн приходилось на долги перед государством.

Определяющую роль в борьбе этой структуры за контракт в рамках уральского мегапроекта сыг-

рали родственно-коммерческие связи. В 2006 г. при помощи влиятельных лоббистов отец и сын В. Нак и И. Нак, которые в 2004 г. приобрели около 80 % акций ПСМО «Ямалтрансстрой», выиграли тендер на продолжение строительства железной дороги Обская—Бованенково. Контракт стоимостью почти 80 млрд руб. был заключен со спешно зарегистрированным в Москве ОАО «Ямалтрансстрой», которое не имело необходимых для выполнения заказа специалистов и техники. Субподрядчиком стало ОАО «Мостострой-13». Новый участок дороги протяженностью 260 км грозил превратиться в «золотой». Несложные расчеты показывают, что стоимость каждого километра дороги обойдется в 268 млн руб. По мнению экспертов, смета была завышена минимум в 10 раз. По оценкам СМИ, семья Наков заработала на «откатах» 150—200 млн долл.

Затем выяснилось, что хотя формально ПСМО «Ямалтрансстрой» работало на уральский мега-проект, однако с 2007 г. подконтрольное И. Наку ОАО «Нефтересурсы» постоянно участвовало в тендерах на право разработки участков полезных ископаемых, которые исследовались за бюджетные средства в рамках мегапроекта «УП—УП». Акционерное общество также пропагандировало идею строительства в тундре металлургических заводов, которые будут работать на местном сырье. Это прямо противоречило идеологии уральского мегапроекта—привозить руду для загрузки заводов в Челябинской и Свердловской областях. Некоторыми экспертами высказывалось предположение, что компания «Нефтересурсы» выполняет «заказ» международных посредников — торговцев металлургическим сырьем, направленный против реализации проекта. Но более правдоподобной, по мнению авторов, представляется другая версия — эти участки в дальнейшем должны были стать предметом спекулятивных сделок.

В марте 2011 г. очевидные для экспертов и инвесторов финансовые нарушения заинтересовали правоохранительные структуры. Было возбуждено уголовное дело по ч. 4 ст. 160 УК РФ (присвоение или растрата чужого имущества) против гендиректоров ОАО «Мостострой-13» и ООО «Сигма». По материалам следствия, с сентября 2009 г. по март 2010 г. ими были присвоены по подложным договорам средства «Мостостроя-13» — значительные средства. Сумма ущерба составила порядка 844 млн руб., из которых 743 млн были легализованы через подставные компании. Возбуждение такого рода

уголовных дел негативно влияет на привлекательность мегапроекта «УП—УП» для потенциальных инвесторов [6].

Таким образом, недоучет в первую очередь риска компетенций привел к изменению всей концепции территориального мегапроекта «Урал Промышленный — Урал Полярный» (с меридиональной — на широтную), нарушив взаимосвязь геологического и транспортного проектных блоков. Это существенно снизило его стратегический статус. Геологоразведочные работы на Северном, Приполярном и Полярном Урале не подтвердили прогнозных объемов полезных ископаемых, на которые был рассчитан транспортный блок мегапроекта. Горнорудная промышленность, которая ранее декларировалась как одно из основных направлений деятельности корпорации «Урал Промышленный — Урал Полярный», оказалась убыточной. А ведь на эти работы в 2007—2010 гг. было потрачено около 8 млрд руб.

Ребрендинг управляющей компании уральского мегапроекта в 2012 г. был вызван тем, что от задачи освоения полезных ископаемых по восточному склону Каменного пояса она перешла к комплексному развитию территорий Уральского федерального округа и поддержке глобальных проектов в сфере транспорта. В частности:

— строительство Северного широтного хода;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

— освоение полуострова Ямал с выходом на Северный морской путь;

— развитие энергетики:

— развитие связи;

— развитие лесопереработки;

— совершенствование агропромышленного комплекса.

Стратегически значимый уральский мегапроект за пять лет своей реализации трансформировался в конгломерат самых разнообразных и не связанных единой концепцией локальных инвестиционных проектов, что ослабляет его совокупный интеграционный эффект. После ребрендинга мегапроекта «Урал Промышленный — Урал Полярный» выросшая на его платформе ОАО «Корпорация Развития» не ограничивается только Уралом и масштабируется скорее в мегапроект евразийского масштаба.

Список литературы

1. Александр Белецкий отчитался перед уральским полпредом и губернаторами. 2012 г. URL: http://www. uiec. ru/proekt_up-up.

2. В «Куршевеле» УП—УП растерял остатки своей репутации. 2012 г. URL: http://www. uiec. ru/proekt_up-up.

3. Годовой отчет за 2010 г. ОАО «Корпорация «Урал Промышленный — Урал Полярный». URL: http://www. cupp. ru/db/files/Godovoy_otchet_OAO_ Korporaciya_Ural_Promyshlennyy_Ural_Polyarnyy_ za %202010g. pdf.

4. Годовой отчет за 2011 г. ОАО «Корпорация «Урал Промышленный — Урал Полярный». URL: http://www. cupp. ru/report_2011.html.

5. Зарплату получали, а толком ничего не сделали... 2012. URL: http://www. uiec. ru/proekt_up-up/.

6. Инвесторы готовы приостановить финансирование либо вообще покинуть уральский мегапро-ект. 2011 г. URL: http://www. uiec. ru/proekt_up-up.

7. Конец последней «стройки века» 2012 г. URL: http://www. uiec. ru/proekt_up-up.

8. Корпорации Развития формирует на территории Уральского федерального округа инновационные «точки роста». 2012 г. URL: http://www. uiec. ru/proekt_up-up.

9. Корпорация приглашает к кооперации. 2012 г. URL: http://www. uiec. ru/proekt_up-up.

10. Корпорация Развития начинает реализацию собственных образовательных программ. 2012 г.. URL: http://www. uiec. ru/proekt_up-up.

11. Корпорация «Урал Промышленный — Урал Полярный» создает программу по подготовке кадров. 2012 г. URL: http://www. uiec. ru/proekt_up-up.

12. Митрофанова И. В., Жуков А. Н. Стратегический территориальный менеджмент: возрождение

мегапроектов // Региональная экономика: теория и практика. 2012. № 22.

13. Нестеров И. Мегапроект «Урал промышленный — Урал Полярный» обеспечит регион сырьем. URL: http://www. tyumen. ru/ ?sectionid=12&contentid=68937.

14. О проблемах освоения северных территорий. 2012 г. URL: http://www. uiec. ru/proekt_up-up.

15. От начального содержания мегапроекта «Урал Промышленный — Урал Полярный» остались рожки до ножки... 2012. URL: http://www. uiec. ru/proekt_up-up.

16. Патрушев Н. Уральский мегапроект требует квалифицированных специалистов. URL: http:// www. sever-press. ru/aU-news/27376-2011-08-15-10-23-41.html.

17. Председатель Уральского отделения РАН, академик Валерий Чарушин: «Корпорация Развития — это проект евразийского масштаба». 2012 г. URL: http://www. uiec. ru/proekt_up-up.

18. Проект «Урал Промышленный — Урал Полярный» направят в правительственную инвестиционную комиссию. URL: http://www. regnum. ru/news/810956.html.

19. Суслов В. И. Стратегия экономического развития макрорегиона: подходы к разработке, структура, модели // Регион: экономика и социология. 2009. № 4.

20. Ученый, обещавший найти промышленные запасы полезных ископаемых для «Урала Промышленного — Урала Полярного», уходит в отставку. 2011 г. URL: http://www. uiec. ru/proekt_up-up.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.