ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ
УДК 339.37
МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ИССЛЕДОВАНИЮ ЛОКАЛЬНЫХ ПОТРЕБИТЕЛЬСКИХ РЫНКОВ КРУПНЫХ ГОРОДОВ (НА ПРИМЕРЕ ГОРОДОВ ИНДУСТРИАЛЬНЫХ РЕГИОНОВ УРАЛА)*
Н.В. УСОВА,
аспирантка кафедры экономики и управления Б-таИ: nata-ekb-777@yandex.ru Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации
В статье предлагается методика исследования локальных потребительских рынков крупных городов, учитывающая их положение в региональных системах расселения, специфику внешней и внутренней среды данных рынков. Апробация методики проводится применительно к городам Пермского края, Свердловской и Челябинской областей, занимающим первое, второе и третье места по численности населения в регионе. По итогам анализа предлагаются рекомендации по совершенствованию управления локальными потребительскими рынками.
Ключевые слова: локальный потребительский рынок, крупные города, городские агломерации, внешняя и внутренняя среда потребительского рынка
Локальный потребительский рынок представляет собой один из важнейших и динамично развивающихся элементов российской экономики. Его развитие в значительной степени влияет на уровень и качество жизни населения, позволяет решать социально значимые задачи по удовлетворению потребительского спроса. В условиях формирования
* Статья предоставлена Информационным центром Издательского дома «ФИНАНСЫ и КРЕДИТ» при Уральском институте - филиале Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации.
рыночной экономики локальный потребительский рынок испытал существенное влияние трансформационных процессов. При этом лидерами процесса трансформации стали потребительские рынки наиболее крупных городов, занимающих ведущие позиции в региональных системах расселения. Города, занимающие первые три места в субъекте РФ по численности населения, являются наиболее емкими рынками, в которых концентрируется наиболее платежеспособное население. В этих городах потребительский рынок играет все более важную роль в обеспечении доходной базы местных бюджетов и занятости населения. Однако до сих пор в рамках различных научных и политических дискуссий анализ проблем потребительских рынков происходит вне связи с анализом развития экономики города, а также без учета специфики конкретного типа поселений.
Упрощенное представление о специфике развития локальных потребительских рынков в экономическом пространстве крупных городов ограничивает возможности формирования крупных городских агломераций, сдерживает развитие новой функциональной специализации городов - лидеров региональных систем расселения, затрудняет деятельность местных органов власти, направленную на обеспечение социальной стабильности и безопасности местных сообществ. Данные факторы предо-
пределяют необходимость углубленного изучения тенденций и приоритетов развития локальных потребительских рынков крупных городов.
Вопросам разработки методики анализа потребительского рынка, в том числе с учетом его пространственной дифференциации, уделяли большое внимание многие исследователи. В частности доктор экономических наук, профессор Н.Н. Терещенко выявила особенности формирования товарного предложения на региональном потребительском рынке на основе применения матричных методов экономической диагностики [5]. Доктор экономических наук, профессор И.В. Скопина внесла предложение использовать прогнозно-адаптивное управление потребительским рынком на основе использования экономико-математических и имитационных моделей [4]. Доктор экономических наук, доцент Д.А. Карх разработал методику комплексной оценки результативности торговых услуг на микроуровне [1, 2]. Акцент на социальную эффективность торговли потребительскими товарами сделала в своей работе доктор экономических наук, профессор Т.И. Николаева [3]. Она разработала и предложила методику оценки работы коммерческих структур, занятых как торговлей, так и решением экономических и социальных задач.
Тем не менее приходится констатировать, что в рамках существующих методик пока не получили комплексного освещения вопросы типологизации локальных потребительских рынков, сформировавшихся в социально-экономическом пространстве определенного типа поселений. Таким образом, в рамках данной статьи предпринята попытка предложить методический подход к анализу локального потребительского рынка с учетом специфики его функционирования в социально-экономическом пространстве крупного города - лидера региональной системы расселения.
По мнению автора, локальный потребительский рынок крупного города - лидера региональной системы расселения обладает рядом специфических особенностей.
Во-первых, он является центром обслуживания местного населения и ядром притяжения жителей прилегающих территорий, что обусловливает концентрацию спроса, дифференциацию и усложнение потребностей населения, а также повышает инвестиционную привлекательность конкретной территории, что, в свою очередь, стимулирует приход на рынок крупных региональных, общероссийских и мировых игроков.
Во-вторых, в таком городе происходит концентрация повышенного спроса потребителей с высоким уровнем дохода, что дает дополнительный импульс к расширению внутреннего рынка.
В-третьих, города - лидеры обладают сложной пространственной структурой. С одной стороны, он разбивается на совокупность разноуровневых рынков с разными игроками, а с другой стороны - он включает в себя рынки разного пространственного масштаба: от локальных до национальных и международных. При этом пространственная структура рынка столицы субъекта Федерации имеет более дифференцированный характер, чем второго и третьего городов данного субъекта.
Особо следует подчеркнуть тот факт, что города - лидеры региональной системы расселения выполняют консолидирующую функцию, являясь центрами межрегиональных процессов товарообмена, а также обеспечивают формирование единого экономического, культурного, научного и информационного пространства страны.
В зависимости от положения города в региональной системе расселения, динамики факторов внешней и внутренней среды, определяющих состояние и взаимосвязи городской экономики и потребительского рынка, было сделано предположение о существовании четырех моделей локального потребительского рынка.
Модель интенсивно расширяющегося локального потребительского рынка - это модель рынка, свойственная для наиболее динамичных городов -ядер крупных городских агломераций с относительной стабильностью демографических процессов, ростом доходов и качества жизни населения. В этом случае рост ключевых показателей, характеризующих развитие локального потребительского рынка, идет на фоне качественных изменений структуры и плотности размещения объектов розничной торговли и общественного питания, связанных с переходом к более прогрессивным форматам обслуживания населения и повышением территориальной доступности объектов потребительского рынка.
Модель экстенсивно расширяющегося локального потребительского рынка - это модель рынка, свойственная для крупных городов с относительно более периферийным положением, более медленными темпами функциональной трансформации моноэкономики, где тем не менее наблюдается позитивная динамика показателей производственного комплекса и доходов населения. В этом случае также
наблюдается достаточно динамичный рост показателей развития локального потребительского рынка, который не сопровождается существенными изменениями структуры и плотности размещения объектов розничной торговли и общественного питания.
Модель сжимающегося локального потребительского рынка - это модель рынка, свойственная для городов, испытывающих серьезные проблемы развития, которые могут быть связаны с комплексом причин как социально-демографического, так и пространственно-экономического характера. При этом замедление темпов роста ключевых показателей развития потребительского рынка идет на фоне регрессивных изменений структуры и плотности размещения объектов розничной торговли и общественного питания, сокращения относительных показателей присутствия прогрессивных форматов обслуживания населения.
Модель стагнирующего локального потребительского рынка - это модель рынка, при которой как качественные, так и количественные изменения ключевых показателей потребительского рынка незначительны либо отсутствуют, что наблюдается на фоне стагнации экономической, социальной и демографической подсистем города.
Для выявления модели локального потребительского рынка крупного города - лидера региональной системы расселения предложена методика анализа, учитывающая динамику пространственной и отраслевой организации рынка и специфику пространственных функций данного типа поселений. Методика анализа локального потребительского рынка включает в себя три аналитических блока: положение города в региональной системе расселения, факторы внешней и внутренней среды локального потребительского рынка.
Концептуальная схема анализа локального потребительского рынка крупного города - лидера региональной системы расселения представлена на рисунке.
Детализация показателей, характеризующих специфику развития локального потребительского рынка, позволила разделить их на две группы:
- общие показатели развития локального потребительского рынка (позволяют определить тенденции развития, характерные для локального потребительского рынка в целом);
- специальные показатели развития локального потребительского рынка (характеризуют структурные особенности развития локального потребительского рынка).
Полигоном для апробации методики стали крупные города Пермского края, Свердловской и Челябинской областей, занимающие первое, второе и третье места в регионе по численности населения. В Свердловской области - это Екатеринбург, Нижний Тагил и Каменск-Уральский, в Челябинской области -Челябинск, Магнитогорск и Златоуст, в Пермском крае - города Пермь, Березники и Соликамск. Системы расселения Пермского края, Свердловской и Челябинской областей расположены в одной природно-климатической зоне, связаны общностью исторических путей становления региональных экономических комплексов. Эти субъекты РФ характеризуются высоким уровнем развития промышленного производства, в структуре их экономики представлены основные традиционные отрасли промышленности.
Существующая в настоящий момент специализация крупных городов Пермского края, Свердловской и Челябинской областей во многих аспектах сохраняет преемственность с их исходным хозяйственным профилем. Так, большинство городов, являющихся центрами крупных городских агломераций индустриальных регионов Урала, возникли в XVIII в. как поселения при заводах. Исходной специализацией у большинства городов была металлургия (за исключением Челябинска, Соликамска и г. Березники), в структуру экономики которых она была включена намного позднее. В настоящее время Челябинск является одним из крупнейших в стране центров металлургии и машиностроения, а Соликамск и Березники -центрами химической промышленности и цветной металлургии. Исследуемые города в настоящее время обладают более диверсифицированной структурой экономики (по сравнению с советским периодом). Тем не менее промышленность продолжает играть существенную роль в городском развитии.
Города - лидеры региональных систем расселения являются центрами крупных городских агломераций (табл. 1).
С точки зрения взаиморасположения и взаимодействия агломераций наблюдается эффект «наложения» зон обслуживания. Большая часть формально относящихся к нижнетагильской агломерации городов, расположенных в южном и восточном направлении, попадает в зону обслуживания Екатеринбурга, что существенно ограничивает возможности расширения потребительского рынка Нижнего Тагила. Вместе с тем расстояние между Нижним Тагилом и Екатеринбургом при сегодняшнем уровне развития транспортного сообщения
§ г
X >
¡о
§
СОДЕРЖАНИЕ ЭТАПОВ АНАЛИЗА
с
ОСНОВНЫЕ
НАПРАВЛЕНИЯ АНАЛИЗА
у
Анализ положения города в региональной системе расселения
т О ■о
2
5 £
Анализ факторов внешней среды локального потребительского рынка
Генезис города и его функциональная специализация. Пространственное местоположение города и его административный статус. Роль города в иерархии населенных пунктов. Вклад города в формирование региональных экономических показателей
1. Анализ социальной структуры населения города.
2. Анализ экономического развития города.
3. Анализ экономической ситуации на региональном и национальном уровне.
4. Анализ конъюнктуры мирового рынка и динамики валютных курсов.
5. Стратегическое видение развития потребительского рынка ОГВ и МСУ
ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ ДЛЯ АНАЛИЗА
I
1. Удельный вес численности населения города в численности населения региона.
2. Удельный вес оборота розничной торговли в региональном показателе.
3. Исходный хозяйственный профиль города.
4. Специализация города
1. Численность населения города.
2. Удельный вес пенсионеров в общей численности пенсионеров и его динамика.
3. Плотность населения.
4. Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата.
5. Уровень безработицы.
6. Объем инвестиций в основной капитал.
7. Строительство жилья
Я о ¡Я
о
§
г я
5»
г
а ■та
ее
С1> ¡Я
я
С1>
Анализ факторов внутренней среды локального потребительского рынка
Анализ количественных изменений на локальном потребительском рынке. Анализ структурных сдвигов на локальном потребительском рынке
V
Оборот розничной торговли, общественного питания и объема платных услуг населению города. Общее число объектов розничной торговли и общественного питания
Удельный вес различных видов объектов розничной торговли и общественного питания в общем количестве Средняя торговая площадь объекта розничной торговли.
Индекс плотности размещения различных видов объектов потребительского назначения. Количество различных видов объектов потребительского назначения
(А)
(А) (Л 00
N О
РЕЗУЛЬТИРУЮЩИЕ ВЫВОДЫ: ОПРЕДЕЛЕНИЕ МОДЕЛИ РАЗВИТИЯ ЛОКАЛЬНОГО ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО РЫНКА
Схема анализа локального потребительского рынка крупного города - лидера региональной системы расселения
Источник: Тургель И.Д. Монофункциональные города России: от выживания к устойчивому развитию. Екатеринбург: УрАГС, 2010. 520 с.; данные Росстата.
Таблица 1
Характеристика крупных городских агломераций индустриальных регионов Урала
Численность населения
на 01.01.2013, тыс. чел. Удельный вес числен-
я ности населения ядра
Ядро городской агломерации Административный статус я а ои В = & я 5 о. и н а ав городской агломерации в общей численности
э ю р а « о я з о ^ ю о населения городской аг-
О гм § ломерации на 01.01.2013,
рг £ - %
Екатеринбург Столица субъекта РФ, столица Уральского федерального округа 2 117,2 1 396,1 721,1 65,94
Нижний Тагил Центр городского округа 1 028,64 358,4 670,24 34,84
Каменск-Ураль- На территории города расположен 328,1 172,2 155,9 52,48
ский центр Каменского городского округа
Челябинск Центр субъекта РФ 1 728,7 1 156,2 572,5 66,88
Магнитогорск - 607 411,9 195,1 67,86
Златоуст - 432,1 172,3 259,8 39,88
Пермь Центр субъекта РФ, на территории города расположен центр Пермского муниципального района 1 285,7 1 013,9 271,8 78,86
Березники, Соли- Соликамск - центр Соликамского 344,27 249,27 95 72,41
камск муниципального района
не позволяет говорить о формировании единого потребительского рынка, объединяющего две крупнейшие агломерации Свердловской области.
Второй и третий города Пермского края образуют полицентрическую Березниково-Соликамскую агломерацию. Оба города в этом случае фактически имеют общую зону обслуживания и сбыта, что повышает емкость потребительского рынка. Зоны обслуживания всех трех крупных городских агломераций Челябинской области практически не пересекаются между собой. При этом Магнитогорск обладает наименьшей зоной обслуживания, что ограничивает возможности расширения потребительского рынка. Однако отсутствие в непосредственной транспортной доступности у Магнитогорска городов более высокого ранга исключает конкурентную борьбу с более крупными городами из-за взаимопересечения зон обслуживания.
Все исследуемые города вносят существенный вклад в социально-экономическое развитие региона (табл. 2).
Анализ данных табл. 2 позволяет сделать вывод, что социально-экономическая ситуация в анализируемых городах существенно различается.
Так, в Нижнем Тагиле выявлена отрицательная динамика показателей, определяющих демографическую ситуацию и качество жизни населения.
При этом за счет реализуемых при поддержке государства крупных инвестиционных проектов в посткризисный период наблюдается взрывной рост продукции обрабатывающих производств. В этой ситуации экономический рост «не конвертируется» в повышение качества жизни населения.
В Соликамске наблюдается стагнация как показателей, характеризующих экономику города, так и показателей, оценивающих качество жизни населения.
В Березниках и Златоусте, несмотря на неблагоприятную демографическую динамику, увеличивается объем отгруженных товаров, работ и услуг. При этом в Березниках быстрыми темпами растут также объемы строительства и инвестиций, заработная плата.
Такие крупные города, как Екатеринбург, Пермь, Челябинск, Магнитогорск и Каменск-Уральский, демонстрируют рост численности населения и существенное превышение заработной платы над среднерегиональными значениями (за исключением Каменск-Уральского), рост ключевых экономических показателей. При этом только в Челябинске и Екатеринбурге наблюдается увеличение площади вводимого в действие жилья, а рост инвестиций опережает темпы роста показателей собственного производства.
а я
к
5 X
<и
4 <и и
и «
2 о4
^ ,
Н 'Я
и <Ц
Я н
I «
а о
« _
Я о
7 8
1 я ¡а я о ю
5 к
2 ^ и <и
12 ?
К Я
я в
Н о
Я ^
и и
5 в а ч
« 5
<и и
е <и
<0 (й
а Ч
« ¡3
V га
® &
Я ^
2 £
Л о
и а
<ц и
т 2
2 а
Я <и
Я
«
я я
Объем отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг собственными силами по видам деятельности Производство и распределение электроэнергии, газа и воды 'ВХЭОс1ис111 нпиз^ +83,9 | +184,1 ,5 5, - +61,3 +76,5 | - +64,7 | +136,0 +226,2
^ ног я ЭЭЯ И1ЧНЧ1ГЭ1/£ 39,2 ,3 5, ,9 7, 57,1 ,8 2, - 59,1 10,2 ,3 4,
Обрабатывающие производства гтог-штс 'ВХЭОс1ис111 нпиз^ +69,2 +40,0 +6335,9 +92,2 | +3818,3 | - +47,5 +16,8 +48,4
^ ног я ЭЭЯ И1ЧНЧ1ГЭ1/£ 20,1 | ,7 8, 8 хч чо 20,1 | - 8 3 35,1 ,7 2,
Добыча полезных ископаемых гтог-^оог 'вxэodиdп нпиз^ +24,3 | 1 +27,5 +91,4 +95,0 | - - - -
^ НО! я ЭЭЯ И1ЧНЧ1ГЭ1/£ 1 13,1 ,8 4, ,3 4, - ,6 6, - -
Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата гтог-^оог 'вxэodиdп нпиз^ ,6 ГГ ,3 7 +13,8 +4,3 +7,6 ,9 8, - -12,7 | -23,7 ,4 8, -
•X 2X02 Я Э1ГЭХВЕВЯОП woнчIrвнoиxэd я ЭЭЯ И1ЧНЧ1ГЭ1/£ 129,5 | 90,1 107,7 135,7 117,1 I 91,8 104,2 | 113,8 72,2
Инвестиции в основной капитал гтог-^оог 'вxэodиdп нпиз^ +125,1 | ,9 3, 1 +30,6 +2,9 +21,3 | -42,6 +121,6 | ,3 3, + -49,5
^ ног я ЭЭЯ И1ЧНЧ1ГЭ1/£ 52,3 65,1 12,5 45,1 25,3
Ввод в действие общей площади жилых домов гтог-^оог 'вxэodиdп нпиз^ +25,7 | -79,5 -30,6 ,4 8, - -65,8 | ,7 7, - +57,6 | -40,0 ,3 8, -
^ ног я ЭЭЯ И1ЧНЧ1ГЭ1/£ 60,1 | ,7 0, ,5 3, 55,6 ,5 ,9 0, 58,5 | ,9 7, ,8
Объем работ, выполненных по виду деятельности «Строительство» гтог-^оог 'вxэodиdп нпиз^ +23,4 +16,6 +66,5 +21,7 +1467,0 | -44,4 ,4 9, - -10,7 -67,5
^ ног я ЭЭЯ И1ЧНЧ1ГЭ1/£ 61,5 | ,5 3, ,2 8, 45,1 8, ,5 45,2 | 33,6 ,4 2,
Среднегодовая численность работников организаций гтог-^оог 'вxэodиdп нпиз^ ,4 0, 1 -15,1 ,5 9, - ,2 8, - ,6 7, - - 4, - ,7 3, - ,2 7, -
^ ног я ЭЭЯ И1ЧНЧ1ГЭ1/£ 36,9 | ,2 5, 10,4 45,2 ,5 8, - 37,5 | 15,2 ,3 4,
Численность населения гтог-^оог 'вxэodиdп нпиз^ +5,5 | ,9 4, - ,6 4, - +2,7 ,8 7, - ,0 -1 +5,8 | +0,7 ,7 8, -
^ ног я ЭЭЯ И1ЧНЧ1ГЭ1/£ 38,5 | ,7 4, ,9 9, 51,3 ,7 7, ,9 4, 40,4 | 14,4 ,7 7,
Город | Екатеринбург | Каменск-Уральский Нижний Тагил Пермь | Березники Соликамск | Челябинск Магнитогорск Златоуст
Тенденции развития внутренней среды локальных потребительских рынков исследуемых городов, представленные в табл. 3, позволяют выделить четыре группы городов с точки зрения общности тенденций развития внутренней среды локальных потребительских рынков.
Первую группу образуют пять городов: Екатеринбург, Пермь, Челябинск, Магнитогорск и Каменск-Уральский. В этих городах отмечается прирост общего количества объектов розничной торговли, причем в большинстве случаев за счет стационарных объектов. Значение показателя «Средняя торговая площадь магазина» сокращается, максимальное снижение значения показателя зафиксировано в Екатеринбурге (-81, 1 м2), а минимальное снижение значения показателя - в Перми (-81,1 м2). Это свидетельствует о тенденции разукрупнения стационарных объектов розничной торговли. Исключение составил Каменск-Уральский, где наблюдается рост средней торговой площади (+14,5 м2). При этом во всех городах наблюдается рост числа ресторанов, кафе и баров.
В свою очередь индекс плотности размещения стационарных объектов розничной | торговли (7п.р.с 2012) превышает о индекс плотности размещения ^ нестационарных объектов | розничной торговли (1п.р.н 2012), I- что свидетельствует о росте § как числа игроков на рынке, в
У том числе мелких, так и более
ж
§ высоком уровне территори-
§ альной доступности объектов
УЯИЮТсШ и висЮЭ! ТОИМОНОМб ЮТНЯШГНОИШ 02
Златоуст Магнитогорск Челябинск Соликамск Березники Пермь Нижний Тагил Каменск-Уральский Екатеринбург Город
1 00 СЛ 1 о 1 292 1 178 3 623 2007-2012 гг. Общее количество объектов розничной торговли
1 20,9 23,8 "»л 1 42,1 74,9 19,8 00 о Темпы прироста, %
^ СЛ чо СЛ -л чо чо 00 чо Стационарные Количество объектов розничной торговли
СЛ - СЛ 00 1 чо 00 чо 00 (л (л 2 784 Нестационарные
30,1 1 о 1л с 19,2 60,3 23,9 30,1 26,9 о Темпы прироста общего количества торговых площадей объектов розничной торговли
22,6 -56,9 -70,7 00 70,7 13,7 14,5 -81,1 Средняя торговая площадь магазина
о V г; о о "ю о "ю о 1 о чо о "»л о "»л Индекс плотности размещения стационарных объектов розничной торговли, /прс2012
1 о -0,2 -0,3 -0,3 о 1л -0,8 СЛ Индекс плотности размещения нестационарных объектов розничной торговли, /п н 2Ш2
1 -л -л 1 з -л о 1 00 - о (л 2007-2012 гг. Общее количество объектов общественного питания
1 СЛ "»л -14,8 14,6 17,7 -10,9 СЛ Темпы прироста, %
00 1 о - СЛ (л 1 чо - ы Общедоступные столовые, закусочные Количество объектов общественного питания
1 ^ о 1 1 (л 1 (л чо Столовые, находящиеся на балансе учебных заведений, организаций, промышленных предприятий
СЛ (л чо о СЛ 00 Рестораны, кафе, бары
о о 1 о о о о 1 о "ю о 1 о Индекс плотности размещения стационарных объектов розничной торговли /прс2012 по отношению к базисному периоду общедоступных столовых, закусочных
1 о "ю 1 о о о о 1 о "ю 1 о о 1 о Индекс плотности размещения стационарных объектов розничной торговли /прс2012 по отношению к базисному периоду столовых, находящихся на балансе учебных заведений, организаций, промышленных предприятий
о о о о о о ГО- о о Индекс плотности размещения стационарных объектов розничной торговли /п с 2012 по отношению к базисному периоду ресторанов, кафе, баров
#
з
ь л х с
"в »
и 03
Н
42 я
я
О Н
Й ^ о 2
о а
Я 2 ■о ас
8? « "
_ л
я Е
■О
Ы о Й §
о £
03 Ьа О СГ
к а
о СГ
ЯС Й
я а
О -о
а 2ч
ох 2*
5 н а л
5 ^
« СГ
2 «
ас р?
о а
<5\ и
Н Я
Л 5?
ас § оз
я
■<
х х г
1 о "в о ь о 03
£
я -к с
PT0Z- (83£) Т£ эинэга(1иЛ и вниионон(]
розничной торговли для населения. Исключение составил Екатеринбург, что обусловлено резким ростом числа нестационарных объектов розничной торговли в 2012 г. по отношению к 2011 г. (+2 663 ед., темпы прироста составили 140,3%). Кроме того, для этих городов характерны рост уровня конкуренции и предпосылки для повышения насыщенности локального потребительского рынка объектами розничной торговли.
Во вторую группу городов входят Березники и Златоуст. На локальных потребительских рынках этих городов сокращение общего количества объектов розничной торговли обусловлено снижением числа нестационарных объектов розничной торговли, в то время как стационарная торговля развивается. Причем увеличение количества стационарных объектов розничной торговли сопровождается ростом средней торговой площади магазина, что свидетельствует о консолидации бизнеса и/или приходе на рынок новых участников.
Конкуренция между предприятиями торговли переходит на качественный уровень с ориентацией на потребителя, что приводит к увеличению доли торговых площадей с использованием прогрессивных технологий торговли. На этом фоне замедляются темпы роста показателей территориальной доступности объектов розничной торговли для населения и сокращается оборот розничной торговли на 1 м2 торговых площадей. При этом в Златоусте ситуация может оцениваться как «пограничная», так как наблюдается сокращение оборота розничной торговли.
Общее количество объектов общественного питания в этой группе городов изменяется незначительно.
В третью группу включен Нижний Тагил. Здесь зафиксировано существенное снижение общего количества объектов общественного питания. Причем наибольшее снижение как количества, так и индекса плотности размещения приходится на столовые, находящиеся на балансе учебных заведений, организаций и промышленных предприятий, а минимальное снижение количества и индекса плотности размещения - на рестораны, кафе и бары. В секторе розничной торговли наблюдается снижение показателя плотности размещения стационарных объектов розничной торговли (-0,9ед./км2), что свидетельствует об укрупнении стационарных объектов розничной торговли и сокращении уровня территориальной доступности. Рост ключевых показателей розничного рынка, в частности оборота розничной торговли на 1 м2 торговых площадей и общего коли-
чества объектов розничной торговли, происходит в большинстве за счет нестационарных объектов. Так, удельный вес нестационарных объектов розничной торговли увеличился с 19,8% в 2007 г. до 47,1% в 2012 г. Это самые высокие темпы роста нестационарных объектов среди городов анализируемой совокупности. Следует отметить, что потребительский рынок Нижнего Тагила становится все менее привлекательным для крупных федеральных и международных операторов, что обусловлено сокращением спроса, в частности платежеспособного спроса, в связи с ростом удельного веса пенсионеров на фоне отрицательной динамики численности населения города.
В четвертую группу вошел город Соликамск. В этом городе общее количество объектов розничной торговли за исследуемый период увеличилось незначительно, преимущественно за счет стационарных объектов. Средняя торговая площадь магазина практически не изменилась. При этом существенных изменений обеспеченности торговыми площадями и уровня конкуренции не наблюдалось. Общее количество объектов общественного питания увеличилось, причем изменение количества и индекса плотности размещения зафиксировано только по ресторанам, кафе и барам.
Обобщая результаты анализа, можно сделать вывод, что в Екатеринбурге, Перми, Челябинске, Магнитогорске и Каменск-Уральском реализуется модель интенсивно расширяющегося потребительского рынка. Об этом свидетельствуют следующие факты:
- во всех городах наблюдается рост численности населения и ключевых экономических показателей;
- во всех городах, за исключением г. Каменск-Уральский, среднемесячная номинальная начисленная заработная плата превышает среднерегиональные значения;
- локальный потребительский рынок развивается в большинстве своем за счет стационарных объектов розничной торговли, а также ресторанов, кафе, баров;
- зафиксирован более высокий уровень территориальной доступности объектов розничной торговли для населения, что приводит к росту уровня конкуренции и формирует предпосылки для повышения насыщенности рынка объектами розничной торговли.
Кроме того, для всех этих агломераций характерно превышение численности населения ядра над численностью населения зоны обслуживания.
В Березниках и Златоусте потребительский рынок экстенсивно расширяется. На формирование данной модели рынка оказали влияние следующие факторы.
- неблагоприятная демографическая динамика;
- превышение численности населения зоны обслуживания над численностью населения ядра агломерации. При этом г. Березники является одним из центров полицентрической Березни-ково-Соликамской агломерации, фактически обладающим общей зоной обслуживания с Соликамском;
- сокращение общего количества объектов розничной торговли, обусловленное снижением числа нестационарных объектов розничной торговли. Однако количество стационарных объектов розничной торговли и средняя торговая площадь увеличились, что свидетельствует о наличии процессов консолидации бизнеса и/или приходе новых игроков на рынок. При этом количество объектов общественного питания в этой группе городов изменилось незначительно.
В Нижнем Тагиле реализуется наиболее неблагоприятная модель «сжимающегося» локального потребительского рынка, характеризующаяся следующими факторами:
- превышением численности населения зоны обслуживания над численностью населения ядра агломерации, а также влиянием Екатеринбургской городской агломерации на развитие зоны обслуживания в связи с наложением зон влияния в южном и восточном направлении;
- отрицательной динамикой показателей, определяющих демографическую ситуацию и качество жизни населения;
- существенным снижением общего количества объектов общественного питания, причем в первую очередь за счет снижения как количества, так и индекса плотности размещения столовых, находящихся на балансе учебных заведений, организаций и промышленных предприятий;
- укрупнением стационарных объектов розничной торговли в секторе розничной торговли и сокращением уровня их территориальной доступности. Рост ключевых показателей розничного рынка, в частности оборота розничной торговли на 1 м2 торговых площадей и общего количества объектов розничной торговли, идет в основном за счет нестационарных объектов. Именно в Нижнем Тагиле зафиксированы самые высокие темпы роста нестационарных объектов среди
анализируемых городов (удельный вес увеличился с 19,8% в 2007 г. до 47,1% в 2012 г.). В Соликамске в развитии потребительского рынка пока преобладают тенденции стагнации. Об этом свидетельствует отсутствие существенных изменений значений показателей, оценивающих качество жизни населения, а также характеризующих экономику города и внутреннюю среду локального потребительского рынка.
Выявленные особенности и тенденции развития позволят повысить эффективность управления локальными потребительскими рынками в условиях значительной внутрирегиональной дифференциации.
По мнению автора, позитивное влияние на развитие локального потребительского рынка могли бы оказать следующие рекомендации.
Во-первых, в условиях усиления агломерационных процессов во всех исследуемых городах целесообразно разработать межмуниципальные программы развития потребительских рынков, коррелирующие со стратегическими документами регионального и федерального уровней. В программных документах должны найти свое отражение вопросы развития инфраструктуры локального потребительского рынка, защиты прав потребителей, обеспечения предприятий потребительского рынка торговли высококвалифицированными кадрами.
Во-вторых, создание эффективного мониторинга локальных потребительских рынков во взаимосвязи с динамикой социально-экономического и демографического развития городов-ядер и сформировавшихся на их базе городских агломераций, учитывающего не только количественные, но и качественные изменения состояния потребительских рынков.
В-третьих, всесторонний учет специфики сложившейся в городе модели развития локального потребительского рынка при разработке как общей стратегии развития муниципального образования, так программных документов и нормативных правовых актов, определяющих развитие локального потребительского рынка города.
Реализация предложенных рекомендаций для органов государственной власти и местного самоуправления позволит улучшить ситуацию на локальных потребительских рынках крупных городов Пермского края, Свердловской и Челябинской областей, создать необходимые условия для дальнейшего развития и привлечения крупных сетевых операторов на рынок, что в свою очередь улучшит наполняемость бюджетов, а также позволит частич-
но решить проблемы социально-экономического развития исследуемых городов.
Список литературы
1. Карх Д.А. Совершенствование услуг розничной торговли на потребительском рынке (на примере Свердловской области) // Вестник УрФУ. Сер.: Экономика и управление. 2010. № 4. С. 86-93.
2. Карх Д.А., Николаева Т.И. Комплексная оценка результативности торговых услуг розничных предприятий Свердловской области // Известия
Уральского государственного экономического университета. 2010. Т. 28. № 2. С. 129-135.
3. Николаева Т.И. Торговля в сфере товарного обращения // Известия Уральского государственного экономического университета. 1999. С. 10-17.
4. Скопина И.В. Развитие региональных потребительских рынков. Киров: ВятГУ, 2004. 385 с.
5. Терещенко Н.Н. Методологические подходы к экономической диагностике развития потребительского рынка // Проблемы современной экономики. 2008. № 3. С. 608-611.
Regional economics: theory and practice Economy and management
ISSN 2311-8725 (Online) ISSN 2073-039X (Print)
METHODOLOGICAL APPROACHES TO THE STUDY OF LOCAL CONSUMER MARKETS OF MAJOR CITIES (THE INDUSTRIAL REGIONS' CITIES OF THE URALS)
Natal'ya V. USOVA
Abstract
The article offers a methodology for studies of the local consumer markets of major cities, taking into account their situation in the regional systems of settling, the specifics of external and internal environment of consumer markets. The author applied testing methods in relation to the towns of the Perm Krai, Sverdlovsk and Chelyabinsk regions, occupying the first, second and third places for the population in the region. According to the results of the analysis, the author provides recommendations on the best practices to improve the management of local consumer markets
Keywords: local consumer market, large cities, urban agglomerations, external, internal, environment
References
1. Karkh D.A. Sovershenstvovanie uslug roznichnoi torgovli na potrebitel'skom rynke (na primere Sverdlovskoi oblasti) [Improving the retail services in the consumer market (a Sverdlovsk region case study)]. Vestnik UrFU-Bulletin of UrFU, 2010, no. 4, pp. 86-93.
2. Karkh D.A., Nikolaeva T.I. Kompleksnaya otsenka rezul'tativnosti torgovykh uslug roznichnykh predpriya-tii Sverdlovskoi oblasti [An integrated assessment of the impact of trade services of the Sverdlovsk region's retail enterprises]. Izvestiya Ural'skogo gosudarstvennogo eko-nomicheskogo universiteta - News of UrSEU, 2010, no. 2, pp. 129-135.
3. Nikolaeva T.I. Torgovlya v sfere tovarnogo obrash-cheniya [Trade in commodity circulation]. Izvestiya Ural'skogo gosudarstvennogo ekonomicheskogo universiteta -News of UrSEU, 1999, no. 1, pp. 10-17.
4. Skopina I.V. Razvitie regional'nykhpotrebitel 'skikh rynkov [Development of the regional consumer markets]. Kirov, VyatSU Publ., 2008, 385 p.
5. Tereshchenko N.N. Metodologicheskie podkhody k ekonomicheskoi diagnostike razvitiya potrebitel'skogo rynka [Methodological approaches to economic diagnostics of the development of consumer markets]. Problemy sovremennoi ekonomiki - Problems of modern economics, 2008, no. 3, pp. 608-611.
Natal'ya V. USOVA
Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration, Yekaterinburg, Russian Federation nata-ekb-777@yandex.ru
Acknowledgments
The article is supported by the Publishing house FINANCE and CREDIT's Information center in the Ural Institute of Management, Branch of the Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration in Yekaterinburg.