Научная статья на тему 'Методические подходы к анализу и оценке уровня социально-экономического развития муниципальных образований в системе стратегического планирования'

Методические подходы к анализу и оценке уровня социально-экономического развития муниципальных образований в системе стратегического планирования Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
391
58
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ / СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ / КОМПЛЕКСНАЯ ОЦЕНКА / ИНДИКАТИВНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ / MUNICIPAL ORGANIZATION / SOCIAL AND ECONOMIC DEVELOPMENT / STRATEGIC PLANNING / COMPLEX ESTIMATION / INDICES

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Балабанова Елена Александровна

Рассматриваются организационные аспекты стратегического планирования, которые являются актуальными для Российской Федерации, а также общие проблемы социально-экономического развития муниципального образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Балабанова Елена Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TECHNICAL APPROACHES TO THE ANALYSIS AND ESTIMATION OF SOCIAL AND ECONOMIC DEVELOPMENT OF MUNICIPAL ORGANIZATIONS IN THE STRATEGIC PLANNING SYSTEM

The paper deals with organizational aspects of strategic planning, which are considered important for the Russian Federation, as well as general social and economic problems of a municipal organization development.

Текст научной работы на тему «Методические подходы к анализу и оценке уровня социально-экономического развития муниципальных образований в системе стратегического планирования»

2. Жесткость законодательства по защите занятости. Российское трудовое законодательство, даже после вступления в силу в 2002 г. Трудового кодекса РФ, остается жестким. Высвобождение работников по-прежнему сопряжено с высокими финансовыми и административными издержками. Жесткость трудового законодательства частично нейтрализуется слабостью механизмов инфорсмента. Такое институциональное устройство рынка труда предполагает ослабление внешних воздействий прежде всего путем снижения заработной платы и уменьшения продолжительности рабочего времени.

3. Высокий удельный вес населения, проживающего в моногородах. Рынки труда моногородов являются самыми уязвимыми в кризисных ситуациях. Именно здесь следует ожидать наиболее сильного противодействия со стороны органов власти всех уровней действиям бизнеса по сокращению численности персонала, занятого на градообразующих предприятиях.

Очевидно, что формирование новой модели адаптации рынка труда — постепенный процесс с точки зрения как временного, так и пространственного измерения. Более

интенсивно этот процесс будет происходить на диверсифицированных рынках труда крупных городов и городских агломераций, где сосредоточены более крупные, более доходные, более модернизированные производственные структуры. Рынки труда малых городов и городов, имеющих моно-производственную специализацию, окажутся более консервативными и сохранят модель адаптации к негативным воздействиям через сокращение заработков (в том числе через задержки заработной платы) и уменьшение продолжительности рабочего времени.

Примечания

’ Заработная плата в России: эволюция и дифференциация / под ред. В.Е. Гимпельсона, Р.И. Капе-люшникова. М., 2008. С. 80.

2 Социально-экономическое положение России (январь 2009 года): стат. сб. М., 2009. С. 280.

3 Мониторинг рынка труда Министерства здравоохранения и социального развития РФ [Электронный ресурс]. URL: http://www.minzdravsoc.ru/labour/ етр1оуте^/41.

4 Там же.

5 Социально-экономическое положение России (январь 2009 года). С. 283.

6 Челябинский губернатор не дает увольнительную // Коммерсантъ. 2009. № 39.

УДК 332.14 Е.А. БАЛАБАНОВА

ББК 65.042 аспирант Байкальского государственного университета

экономики и права, г. Иркутск e-mail: maksimka_85@mail.ru

МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К АНАЛИЗУ И ОЦЕНКЕ УРОВНЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ В СИСТЕМЕ СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ

Рассматриваются организационные аспекты стратегического планирования, которые являются актуальными для Российской Федерации, а также общие проблемы социально-экономического развития муниципального образования.

Ключевые слова: муниципальное образование, социально-экономическое развитие, стратегическое планирование, комплексная оценка, индикативные показатели.

В современных условиях повышение зна- принятия обоснованных предложений о стра-

чимости уровня муниципального управления тегии социально-экономического развития

требует от органов исполнительной власти города. Стратегическое планирование — это

© ЕА. Балабанова, 2009

Е.А. БАЛАБАНОВА

выбор целей и ориентиров, выявление видения желаемого будущего города, определение стратегий и направлений развития, обеспечивающих конкурентоспособность города в целом как места для жизни, хозяйственной деятельности и временного пребывания, а также конкурентоспособность отдельных отраслей городской экономики и социальной сферы1. Однако отсутствие четких ориентиров развития на фоне экономических трудностей создает опасность нерационального использования имеющихся ресурсов и, как следствие, дальнейшего снижения качества жизни населения2.

Устранить данную неопределенность возможно путем применения комплексной оценки социально-экономического положения муниципальных образований, что позволит определить расхождения между возможными и действительными значениями показателей, т.е. установить «дефициты и потенциалы» в функционировании муниципального образования, и выявить в результате этого основные проблемы, решение которых (с учетом возможностей их разрешения) и должно составить основу содержания стратегического плана развития муниципального образования. Однако обзор существующих методик оценки показывает, что комплексность, всеохватность используемых показателей не всегда гарантирует решение всех поставленных задач, между тем как узконаправленная (целенаправленная) методика более эффективно выполняет свою функцию.

Основной проблемой при применении методики с большим количеством показателей является то, что сопоставимость этих показателей может быть недостижима, другими словами, чем большее количество муниципальных образований попадает в рамки исследования, тем по меньшему количеству показателей они имеют сопоставимые данные. В связи с этим нами предложена методика комплексной оценки муниципальных образований по уровню и темпам социальноэкономического развития, заключающаяся в использовании сопоставимых индикативных данных, отражающих различные стороны социально-экономического развития городов.

Применяемый набор индикаторов целостно характеризует сферы деятельности

муниципального образования и обладает следующими характеристиками:

- адекватность индикаторов целям, задачам и результатам исследования;

- полнота отражения результатов;

- значимость оценки планируемого или достигнутого;

- ясность индикатора для тех, кто его рассчитывает или оценивает, а также для пользователей при подготовке аналитических материалов;

- широкая сфера применения;

- информационная доступность данных для расчета индикатора или его качественной оценки;

- невозможность разночтений (однородность) при его расчете;

- временная определенность индикаторов, предполагающая отслеживание их значений.

При комплексной оценке уровня социально-экономического развития должны соблюдаться следующие основные принципы:

- комплексность оценки, отражение ситуации во всех сферах социально-экономического развития;

- наиболее полная адаптация системы используемых индикаторов к возможностям существующей статистической отчетности;

- объемность используемых индикаторов, охватывающих весь спектр социальноэкономических характеристик;

- сочетание общеэкономических индикаторов с показателями, отражающими результативность деятельности органов местного самоуправления по решению важнейших экономических и социальных проблем.

На основании полученных данных комплексной оценки уровня социально-экономического развития муниципальных образований применяется методика сравнительной оценки индикаторов функционирования муниципальных образований. Она обеспечивает многомерность данных, возможность использования большого набора частных показателей, их графического представления, группировки (сегментирования) муниципальных образований в зависимости от уровня развития.

Методика сравнительной оценки базируется на использовании большого массива показателей, комплексно характеризующих

Известия ИГЭА. 2009. № 4 (66)

все стороны социально-экономического положения муниципальных образований. К частным показателям предъявляются требования широты охвата значимых аспектов социально-экономического развития муниципальных образований, представления в относительном виде, несмещенности и разносторонности.

По каждому из частных показателей X интервал [Хтп, Хтах] разделяется на три зоны: «ниже среднего» [Хтп; Хс _ ¿х], «среднее» (Хс - dx; Хс + dx) и «выше среднего» [Хс + dx; Хтах]. В зависимости от значения исследуемого показателя X1 анализируемые муниципальные образования попадают в одну из указанных зон. Изучение числа попаданий у-го муниципального образования по каждому из исследуемых показателей в зоны «ниже среднего», «среднее» и «выше среднего» дает представление об уровне его развития относительно других анализируемых муниципальных образований.

Исследуемая социально-экономическая система каждого муниципального образования имеет сложную внутреннюю структуру, в составе которой выделены подсистемы, поэтому для определения изменения каждого индикативного показателя необходим детальный анализ его составляющих. Одна из основных задач такой детализации заключается в выявлении особенностей и узких мест в развитии индикативного показателя.

Таким образом, в результате проведенного анализа можно сформировать перечень мероприятий, на основе изучения

опыта городов-лидеров, с определением приоритетных направлений в деятельности органов местного самоуправления3. Проведение данных мероприятий должно способствовать повышению ее результативности с одновременным снижением величины неэффективных бюджетных расходов и выявлением внутренних ресурсов (финансовых, материально-технических, кадровых и др.).

Преимущества предложенной методики комплексной оценки социально-экономического развития муниципальных образований заключаются в создании информационной системы обеспечения процесса управления муниципальными образованиями и построении на этой основе динамически сбалансированной системы совершенствования данного процесса. Созданная многоуровневая структура комплексной оценки предопределяет широкие возможности для практического использования разработанной методики не только на уровне муниципальных образований, но и на региональном и федеральном уровнях.

Примечания

1 Стратегическое планирование экономического развития: 35 лет канадского опыта / науч. ред. Б.С. Жихаревич. СПб., 2004.

2 URL: http://www.citystrategy.leontief.ru.

3 Балабанова Е.А. Стратегическое планирование социально-экономического развития муниципальных образований // Институциональные проблемы государственно-частного партнерства на региональном уровне: сб. ст. междунар. науч.-практ. конф. / отв. ред. Н.Ф. Кузнецова. Абакан, 2008.

Известия ИГЭА 2009. № 4 (66)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.