Научная статья на тему 'Методические особенности развития выносливости у лыжников-гонщиков 10-12 лет на этапе предварительной подготовки'

Методические особенности развития выносливости у лыжников-гонщиков 10-12 лет на этапе предварительной подготовки Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
685
83
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЮНЫЕ ЛЫЖНИКИ-ГОНЩИКИ / МЕТОДЫ / СРЕДСТВА ТРЕНИРОВКИ / ФИЗИЧЕСКИЕ КАЧЕСТВА / ВЫНОСЛИВОСТЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Филиппова Е. Н., Иванова Е. Н.

В лыжном спорте, характеризующимся продолжительной циклической работой, решающее значение в достижении спортивных результатов имеют высокоразвитые качества общей и специальной физической выносливости, или, выражаясь научным языком, уровень развития аэробных и анаэробных возможностей организма спортсмена. При недостаточном развитии выносливости немыслим высокий уровень общей и специальной физической подготовленности юных спортсменов-лыжников. Тренировка лыжников-гонщиков характеризуется возрастанием объема и интенсивности нагрузок. Однако этот процесс не может длиться бесконечно: углубленное изучение методики тренировочного процесса становится все более актуальным. Отсутствие необходимых данных по общим и частным вопросам методики развития выносливости в занятиях с лыжниками-гонщиками 10-12 лет затрудняет рациональное управление тренировочным процессом, что, безусловно, снижает эффективность подготовки полноценного резерва в данном виде спорта. В статье приведены результаты исследования, в котором рассмотрены рациональные подходы к развитию выносливости путем подбора и определения соотношения средств, методов тренировки и тренировочного процесса на этапе предварительной подготовки и в многолетней подготовке лыжников-гонщиков 10-12 лет.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Филиппова Е. Н., Иванова Е. Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Методические особенности развития выносливости у лыжников-гонщиков 10-12 лет на этапе предварительной подготовки»

MЕТОДИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ВЫНОСЛИВОСТИ У ЛЫЖНИКОВ-ГОНЩИКОВ 10-12 ЛЕТ НА ЭТАПЕ ПРЕДВАРИТЕЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ

УДК/UDC 796.922

Поступила в редакцию 28.04.2015 г.

Кандидат педагогических наук, доцент Е.Н. Филиппова1 Е.Н. Иванова1

1 Мордовский государственный педагогический институт им. М.Е. Евсевьева, Саранск

METHODICAL FEATURES OF ENDURANCE DEVELOPMENT FOR CROSS-COUNTRY SKIERS AGED 10-12 YEARS IN PRELIMINARY TRAINING PHASE

Ph.D., Associate Professor E.N. Filippova1 E.N. Ivanova1

1 Mordovian State Pedagogical Institute named after M.E. Evsev'ev, Saransk

Информация для связи с автором: [email protected]

Аннотация

В лыжном спорте, характеризующимся продолжительной циклической работой, решающее значение в достижении спортивных результатов имеют высокоразвитые качества общей и специальной физической выносливости, или, выражаясь научным языком, уровень развития аэробных и анаэробных возможностей организма спортсмена. При недостаточном развитии выносливости немыслим высокий уровень общей и специальной физической подготовленности юных спортсменов-лыжников. Тренировка лыжников-гонщиков характеризуется возрастанием объема и интенсивности нагрузок. Однако этот процесс не может длиться бесконечно: углубленное изучение методики тренировочного процесса становится все более актуальным. Отсутствие необходимых данных по общим и частным вопросам методики развития выносливости в занятиях с лыжниками-гонщиками 10-12 лет затрудняет рациональное управление тренировочным процессом, что, безусловно, снижает эффективность подготовки полноценного резерва в данном виде спорта.

В статье приведены результаты исследования, в котором рассмотрены рациональные подходы к развитию выносливости путем подбора и определения соотношения средств, методов тренировки и тренировочного процесса на этапе предварительной подготовки и в многолетней подготовке лыжников-гонщиков 10-12 лет.

Ключевые слова: юные лыжники-гонщики, методы, средства тренировки, физические качества, выносливость.

Annotation

Highly-developed general and special endurance, or, in scientific terms, the level of aerobic and anaerobic capacities of an athlete's body, are critical for sports performance in skiing, which is associated with continuous cyclic work. The high level of general and special fitness of junior cross-country skiers is impossible in case of poorly developed endurance. Training of cross-country skiers is characterized by an increase in the volume and intensity of exercises. However, this process can not last forever: an in-depth study of the training technique is becoming more relevant. The lack of necessary data on general and specific issues of the technique of endurance development during the training sessions with cross-country skiers aged 10-12 years complicates the rational management of the training process, which, undoubtedly, makes the training of athletes of the full-value reserve in this sport less effective.

The findings of the study, in which rational approaches to development of endurance by selecting and determining the ratio of the techniques and methods of training and training process at the preliminary training phase and in the long-term training process of cross-country skiers aged 10-12 years old, are stated in the paper.

Keywords: junior cross-country skiers, methods, training means, physical quality, endurance.

и

ra у

г.

ч—

. О OJ

■ -О

с га

О (U ■С

Н

Введение. Лыжные гонки относятся к видам спорта, где результат в большей степени обусловлен уровнем развития выносливости, поэтому развитие и совершенствование данного физического качества - одна из главных задач в общей системе подготовки лыжников-гонщиков, в том числе и молодежи.

Надо признать, что выносливость нужна всем спортсменам, и здесь не может быть исключений. К тому же выносливость необходима спортсменам не только в процессе соревнований, но и для выполнения большого объема тренировочной работы, чтобы не уставать от продолжительной разминки и длительных ожиданий между стартами для более быстрого восстановления [1].

Практика работы по лыжному спорту показывает, что порой юные лыжники, слишком рано приступившие к система-

тическим тренировкам, достигают (и относительно рано) высоких результатов. Однако, как правило, раннее достижение успехов в лыжных гонках очень часто приводит к тому, что лыжники останавливаются в спортивном росте, полностью не раскрывают своих возможностей или рано заканчивают выступления [2].

Не следует считать, что это связано с продолжительными (с раннего возраста) занятиями лыжным спортом. Причины следует искать в неверном построении многолетнего процесса подготовки, чаще всего в чрезмерном завышении объема нагрузки, односторонней подготовке, слишком ранней специализацией по лыжным гонкам.

Цель исследования - повышение спортивной и оздоровительной эффективности построения тренировочного про-

цесса лыжников-гонщиков 10-12 лет для развития выносливости на этапе предварительной подготовки.

Методика и организация исследования. Для изучения развития выносливости было проведено опытно-экспериментальное исследование, в котором приняли участие 30 юных лыжников-гонщиков 10-12 лет. С помощью методов, средств и дозирования физических нагрузок разработали определенную методику развития выносливости на этапах подготовительного периода: вся физическая работа была разбита на общую и специальную, циклическую и ациклическую. Спортсмены тренировались по одинаковой методике, различие в подготовке групп выражалось в соотношении объемов тренировочных средств в отдельных занятиях. Так, в 1-й группе соотношение упражнений, направленных на развитие общей выносливости, силы и быстроты, составляло соответственно 35, 35 и 30 % от общего времени занятия (рекомендации программ для ДЮСШ), во 2-й группе - 50, 25 и 25 % (предложенный нами экспериментальный вариант).

Вся многолетняя подготовка лыжников-гонщиков должна быть построена так, чтобы подвести спортсмена к высшим достижениям в возрастной период 22-29 лет. При построении многолетней подготовки необходимо учитывать периоды более быстрого естественного развития выносливости, силы и других физических качеств, что позволит успешно проводить физическую подготовку и добиваться высоких результатов в будущем [3].

Важное значение для эффективного развития выносливости имеет рациональное распределение основных методов тренировки на отдельных занятиях. У лыжников 10-12 лет отличительной особенностью тренировочной программы в группах было применение на занятиях разных сочетаний методов тренировки, направленных на развитие выносливости. Так, за период проведения эксперимента среднее соотношение объемов равномерного, переменного и игрового методов тренировки при развитии указанного физического качества у лыжников-гонщиков 1-й и 2-й групп составляло соответственно 60, 30, 10 и 30 0%, 60 и 10 0%.

Результаты исследования и их обсуждение. Результаты исследования показали, что вариант тренировки, применяемый в 1-й группе, не оказал значительного влияния на повышение уровня общей выносливости. Среднегруп-повая величина прироста данного физического качества (по результатам пробегания дистанции 1000 м) составила 3,5 % (р>0,05). Наибольший прирост показателей выносливости к концу эксперимента наблюдался во 2-й группе -17,5 0% (р<0,05), что свидетельствует о более рациональном распределении объемов тренировочных средств в занятиях с лыжниками-гонщиками указанного возраста.

Результаты педагогического эксперимента соответствуют данным физиологических исследований о целесообразности применения для развития общей выносливости у лыжников-гонщиков 10-12 лет в подготовительном периоде режима тренировочной программы 2-й группы.

Анализ результатов врачебного обследования, который был проведен на базе Регионального научно-практического центра физической культуры и здорового образа жизни, являющегося структурным подразделением Мордовского базового центра педагогического образования [4], показал, что к концу эксперимента наиболее выраженная экономи-зация в деятельности сердечно-сосудистой и дыхательной систем (снижение показателей частоты сердечных сокращений), артериального кровяного давления и увеличения жизненной емкости легких в состоянии покоя оказалась у лыжников-гонщиков 2-й группы. У спортсменов 1-й группы

изменения изучаемых систем организма с врачебной точки зрения оказались менее благоприятными.

Полученные результаты свидетельствуют о том, что в целях эффективного целенаправленного развития выносливости и улучшения спортивных результатов у лыжников-гонщиков 10-12 лет выполнение физических нагрузок необходимо планировать до начала 2-й стадии снижения работоспособности (при работе с интенсивностью 70 % от максимальной 2-я стадия характеризуется снижением темпа на 15-20 %, а с интенсивностью 90 % от максимальной - на 8-10 %).

Также выявлено, что юные лыжники-гонщики 2-й группы имели более стабильные и в среднем более высокие спортивные результаты на протяжении соревновательного периода (предложенный нами экспериментальный вариант) по сравнению со спортсменами 1-й группы (рекомендации программ для ДЮСШ) (рис. 1, 2).

За период эксперимента время преодоления указанной дистанции лыжниками-гонщиками 2-й группы улучшилось в среднем на 4,9 %% (р<0,05), 1-й - на 2, 8 %% (р>0,05).

Выводы

1. Многие аспекты проблемы развития выносливости у лыжников-гонщиков, особенно детей 10-12 лет, изучены недостаточно полно и нуждаются в серьезной научной разработке.

2. По данным педагогический наблюдений, в случае использования нашей методики, наряду с эффективным развитием физических качеств и улучшением спортивных результатов у детей 10-12 лет отмечается повышение показателей целеустремленности, волевых качеств, собранности, внимания, что положительное влияет на успеваемость в общеобразовательной школе и способствует соблюдению режима дня.

3. Результаты исследования свидетельствуют, что в подготовительном периоде тренировки наибольший эффект в повышении уровня выносливости и других физических качеств при их комплексном развитии у лыжников-гонщиков 10-12 лет оказывает применение соотношения объемов тренировочных средств, при котором 50 % общего времени занятий отводится средствам развития выносливости и по 25 % - упражнениям на силу и быстроту, а сочетание объемов равномерного, переменного и игрового методов составляет соответственно на первом этапе 70, 20 и 10 % и на втором - 50, 40 и 10 %.

720

694

1 2

№ группы

Рис. 1. Средний результат в гонке на 3 км у лыжников-гонщиков 10-12 лет

4,6 4,4

Г'2

► 4

4,37

1 2

№ группы

Рис. 2. Средняя скорость в гонке на 3 км у лыжников-гонщиков 10-12 лет

.0

I

>5

8 и

1

т

И □ □

и

га и

г.

а

4—

О и

га

V-

а

■о

с

га &

О и п Н

№ 8 • 2015 Август | Аид^

http://www.teoriya.ru

57

Литература

1. Дмитриев А.А. Об эффективности развития специальной выносливости у юных лыжниц-гонщиц с помощью тренировочных нагрузок субмаксимальной интенсивности / А.А. Дмитриев, Б.В. Сермеев // Теория и практика физ. культуры. - 2009. - № 12. - С. 44-46.

2. Руськина Е.Н. Экспериментальное исследование возможности формирования психологической безопасности субъектов спортивной деятельности / Е.Н. Руськина // Гуманитарные науки и образование. - 2013. - № 3. - С. 92-94.

3. Филиппова Е.Н. Особенности организации и построения тренировочного процесса лыжников-гонщиков 13-14 лет на этапе начальной специализации / Е.Н. Филиппова // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. - 2014. - № 4. - С. 44-46.

4. Шукшина Т.И. Мордовский базовый центр педагогического образования как инновационная модель подготовки учителя / Т.И. Шукшина // Российский научный журнал. - 2011. - № 4. - С. 7685.

References

1. Dmitriev, A.A. Ob effektivnosti razvitiya spetsial'noy vynoslivosti u yunykh lyzhnits-gonshchits s pomoshch'yu trenirovochnykh nagruzok submaksimal'noy intensivnosti (Effectiveness of training

of special endurance in junior cross-country skiers using exercises of submaximal intensity) / A.A. Dmitriev, B.V. Sermeev // Teoriya i praktika fiz. kul'tury. - 2009. - № 12. - P. 44-46.

2. Rus'kina, E.N. Eksperimental'noe issledovanie vozmozhnosti formirovaniya psikhologicheskoy bezopasnosti sub'ektov sportivnoy deyatel'nosti (Experimental study of the possibility of formation of psychological safety of subjects of sports activity) / E.N. Rus'kina // Gumanitarnye nauki i obrazovanie. - 2013. - № 3. - P. 92-94.

3. Filippova, E. N. Osobennosti organizatsii i postroeniya trenirovochnogo protsessa lyzhnikov-gonshhikov 13-14 let na etape nachal'noy spetsializatsii (Features of organization and construction of training process of cross-country skiers aged 13-14 years at the phase of initial specialization) / E.N. Filippova // Fizicheskaya kul'tura: vospitanie, obrazovanie, trenirovka. - 2014. - № 4. - P. 44-46.

4. Shukshina, T.I. Mordovskiy bazovy tsentr pedagogicheskogo obrazovaniya kak innovatsionnaya model' podgotovki uchitelya (Mordovian basic teacher training center as an innovative model of teacher training) / T.I. Shukshina // Rossiyskiy nauchny zhurnal. -2011. - № 4. - P. 76-85.

Работа выполнена при поддержке Минобрнауки РФ в рамках Программы стратегического развития «Педагогические кадры для инновационной России».

ИЗ ПОРТФЕЛЯ РЕДАКЦИИ

и

га у

г.

ч—

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

. О OJ

■ -О

с

га

^

О (U ■С

Н

ЭРГОНОМИЧНЫМ СПОСОБ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ИНФОРМАЦИИ ПРИ ОБУЧЕНИИ СТУДЕНТОВ

БАЗОВЫМ ВИДАМ СПОРТА

УДК/UDC 796.011 Поступила в редакцию 13. 04. 2015 г.

Кандидат педагогических наук Е.А. Широбакина1 Кандидат педагогических наук, доцент Т.А. Андреенко2

1 Волгоградская государственная академия физической культуры, Волгоград 2 Волгоградский государственный социально-педагогический университет, Волгоград

Ключевые слова: учебная информация, эргономичное представление, схемоязык, скоростное обучение.

Введение. Базовые виды спорта (гимнастика, футбол, баскетбол, плавание, подвижные игры, легкая атлетика) изучают все студенты независимо от специализации. За короткий период студенту необходимо не только изучить теоретический материал, освоить методику преподавания, но и овладеть новыми двигательными действиями. Чтобы выделить на физические упражнения больше времени, требуется сократить его на изучение теории. Для этого необходимо увеличить скорость усвоения учебного материала, но проблема скоростного понимания любой абстрактной информации является важной в современном обществе. Эргономичная графика способна в корне изменить эту ситуацию.

Цель исследования - обосновать форму представления учебной информации, обеспечивающую максимальную скорость усвоения материала и не увеличивать при этом интеллектуальную нагрузку.

Результаты исследования и их обсуждение. В качестве принципиально нового учебного средства использовался эргономичный графический язык. Он представляет собой зрительно-пространственную форму, которая улучшает восприятие и закрепление сложной информации, тем самым повышает скорость чтения. Эргономичный графический язык, позволяющий осуществлять эффективную схематизацию учебных, профессиональных и научных знаний, определяющий правила построения графических схем, называется схе-моязыком (В. Д. Паронджанов, 2007). На базе схемоязыка для

студентов направления ФК было разработано учебное пособие нового типа «Гимнастика. Теория и методика обучения базовым видам спорта» (Е. А. Широбакина, В. В. Анцыперов,

H. Л. Горячева, А. Г. Трифонов, 2014), полностью состоящее из эргономичных граф-схем и соответствующее ФГОС 3+. Учебный материал изложен в трех частях, 11 главах, содержит глоссарий гимнастических терминов и вопросы для самопроверки по каждой главе. В качестве основы авторы ориентировались на учебник «Гимнастика и методика преподавания» под ред. В. М. Смолевского. Примеры учебного материала, выполненные на схемоязыке, - из учебного пособия «Гимнастика».

Экспериментальное учебное пособие было апробировано на студентах 1-го курса ФФК ВГАФК и студентах 1-2-го курсов, изучающих дисциплину «Физическая культура» ВГСПУ. Эксперимент показал, что студенты положительно восприняли данное учебное пособие и отметили, что учебный материал имеет четкую структуру, всю необходимую информацию, небольшой и удобный для восприятия объем.

Вывод. Использование учебников и учебных пособий, состоящих из графических конспектов, способствует скоростному обучению студентов. Идея схемоязыка универсальна и может быть использована для изучения любых дисциплин, преподаваемых в вузе.

Использованная литература

I. Гимнастика. Теория и методика обучения базовым видам спорта: учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений / В.В. Анцыперов, Е.А. Широбакина, Н.Л. Горячева, А.Г. Трифонов - Волгоград, 2015. - 160 с.

Информация для связи с автором: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.