Научная статья на тему 'МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ В СОТРУДНИЧЕСТВЕ'

МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ В СОТРУДНИЧЕСТВЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
5
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
технология обучения в сотрудничестве / методические особенности / обучающиеся высшей школы / collaborative learning technology / methodological features / higher education students

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ланина Светлана Юрьевна

Одной из важных задач, стоящей перед высшим образованием, является задача формирование и развитие так называемых «гибких» навыков. Среди них особой значимостью обладают навыки эффективного выстраивания взаимодействия в коллективе, группе, команде. Так как, на сегодняшний день, для решения большинства задач, необходимо приложить коллективные усилия. Технология обучения сотрудничества, направлена именно на формирование таких навыков. Технологий обучения в сотрудничестве, является одной из педагогических технологий, относящихся к лично-ориентированному подходу в обучении. Основной идеей данной технологии, является то, что образовательный процесс осуществляется в условиях взаимодействия определенного количества обучающихся, и направлено это взаимодействие на совместное усвоение материала. В статье представлены основные принципы организации обучения в сотрудничестве. Рассмотрены основные варианты организации такой технологии обучения: «обучение в команде», «пила», «учимся вместе», «исследовательская работа», «командно-игровая работа». Раскрыты методические особенности организации каждого из рассмотренных вариантов. Представлены способы деления коллектива на группы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ланина Светлана Юрьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

One of the important tasks facing higher education is the formation and development of so-called “soft” skills. Among them, the skills of effectively building interaction in a team, group, or team are of particular importance. Since, today, to solve most problems, it is necessary to make collective efforts. Collaboration learning technology is aimed specifically at developing such skills. Collaborative learning technologies are one of the pedagogical technologies related to the personal-oriented approach to learning. The main idea of this technology is that the educational process is carried out in conditions of interaction of a certain number of students, and this interaction is aimed at joint mastery of the material. The article presents the basic principles of organizing collaborative learning. The main options for organizing such a teaching technology are considered: “team training”, “saw”, “learning together”, “research work”, “team-game work”. The methodological features of the organization of each of the considered options are revealed. Methods of dividing a team into groups are presented.

Текст научной работы на тему «МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ В СОТРУДНИЧЕСТВЕ»

форума с международным участием, Якутск, 15-16 февраля 2023 года. - Киров: Межрегиональный центр инновационных технологий в образовании, 2023. - С. 223-226. - EDN PGRWBE. - URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=50445370

2. Лаврентьева, М.А. Электронные образовательные ресурсы в логопедической практике / М.А. Лаврентьева, Е.Е.Мельникова// Современные наукоемкие технологии. - 2016. - № 9-3. - С. 520-524. - EDN WNEVBX. - URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=26741551

3. Павлушина,В.А. Создание и разработка персонального сайта учителя с использованием современных конструкторов сайтов / В.А. Павлушина, И.В. Мостяева // Информатика и прикладная математика. - 2021,- №27.-С. 54-57. - EDN AEQKVM. - URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=47398282

4. Паршина, Л.Г. Дидактический потенциал цифровых технологий в подготовке студентов педвуза / Л.Г. Паршина, П.В. Замкин, И.Б. Буянова, Е.В. Щербинкина // Гуманитарные науки и образование. - 2022. - Т. 13. - № 4 (52). - С. 72-79. -doi.org/10.51609/2079-3499 2022 13 04 72. - URL: https://www.mordgpi.ru/upload/iblock/2d8/Tom-13_-_4-_oktyabr_dekabr_.pdf

5. Филипович,И.В. Дистанционное консультирование как форма работы учителя-логопеда с родителями / И.В. Филипович, В.А. Гахович // Образование лиц с особыми образовательными потребностями: методология, теория, практика: Материалы Международной научно-практической конференции, Минск, 06 октября 2022 года / Редколлегия: В.В. Хитрюк [и др.]. - Минск: Учреждение образования «Белорусский государственный педагогический университет имени Максима Танка», 2022. - С. 309-312. - EDN LHDSVY. - URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=50355131

Педагогика

УДК 377.6

кандидат физико-математических наук, доцент Ланина Светлана Юрьевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Благовещенский государственный педагогический университет» (г. Благовещенск)

МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ В СОТРУДНИЧЕСТВЕ

Аннотация. Одной из важных задач, стоящей перед высшим образованием, является задача формирование и развитие так называемых «гибких» навыков. Среди них особой значимостью обладают навыки эффективного выстраивания взаимодействия в коллективе, группе, команде. Так как, на сегодняшний день, для решения большинства задач, необходимо приложить коллективные усилия. Технология обучения сотрудничества, направленна именно на формирование таких навыков. Технологий обучения в сотрудничестве, является одной из педагогических технологий, относящихся к лично-ориентированному подходу в обучении. Основной идеей данной технологии, является то, что образовательный процесс осуществляется в условиях взаимодействия определенного количества обучающихся, и направлено это взаимодействие на совместное усвоение материала. В статье представлены основные принципы организации обучения в сотрудничестве. Рассмотрены основные варианты организации такой технологии обучения: «обучение в команде», «пила», «учимся вместе», «исследовательская работа», «командно-игровая работа». Раскрыты методические особенности организации каждого из рассмотренных вариантов. Представлены способы деления коллектива на группы.

Ключевые слова: технология обучения в сотрудничестве, методические особенности, обучающиеся высшей школы.

Annotation. One of the important tasks facing higher education is the formation and development of so-called "soft" skills. Among them, the skills of effectively building interaction in a team, group, or team are of particular importance. Since, today, to solve most problems, it is necessary to make collective efforts. Collaboration learning technology is aimed specifically at developing such skills. Collaborative learning technologies are one of the pedagogical technologies related to the personal-oriented approach to learning. The main idea of this technology is that the educational process is carried out in conditions of interaction of a certain number of students, and this interaction is aimed at joint mastery of the material. The article presents the basic principles of organizing collaborative learning. The main options for organizing such a teaching technology are considered: "team training", "saw", "learning together", "research work", "team-game work". The methodological features of the organization of each of the considered options are revealed. Methods of dividing a team into groups are presented.

Key words: collaborative learning technology, methodological features, higher education students.

Введение. Исследования, проводимые в течении нескольких прошлых лет в области рынка труда, говорят о том, что для того, чтобы выпускник (или молодой специалист) окончивший университет был успешен в своей профессии, он должен обладать следующими видами навыков:

- hard skills, так называемыми «жесткими» навыками, под которыми понимаются профессиональные компетенции, относящиеся непосредственно к той профессии, на которую обучался выпускник (чаще всего все эти навыки отражены в федеральном государственном образовательном стандарте высшего образования того направления подготовки, на котором обучался выпускник);

- soft skills, называемые «гибкими» или «мягкими» навыками, под ними подразумеваются общие и над профессиональные навыки, которые на прямую не связаны с определенной профессией или специальностью, но являются важными, так как позволяют достичь профессионального и личного успеха.

Список навыков, относящихся к «гибким», с каждым годом меняется. На рисунке 1 представлены перечни таких навыков, выделенных российскими компаниями, при подборе персонала за 2015, 2020, 2023 года, а также представлен перечень «гибких» навыков, которые выделены как наиболее востребованные в 2025 году.

Из представленных в таблице навыков, видно, что в каждом из рассматриваемых годов, навыки, относящиеся к коммуникативным и навыкам умения работать в команде всегда присутствуют: сотрудничество с другими, переговоры, вынесение суждений и принятие решений. Таким образом, при организации образовательного процесса в рамках высшей школы, необходимо применять такие методы и технологии обучения, которые способствовали бы не только формированию, но и развития этих навыков.

Таких технологий, достаточно много, одной из них, является технология обучения в сотрудничестве, девиз которой звучит как «Помогая другим, обучаешься сам».

2015 год

1. Комплексное решение проблем

2. Сотрудничество с другими

3. Управление людьми

4. Кр ггшч еско е мышл енпе

5. Переговоры

6. Контр оль качества

7. Сервисная направленность S. Вынесение суждений и

пр пнятпе р еш енпп

9. Активное слушание

10, Креативность

2023 год

1. Аналитическое мышление

2. Кр еатпвное мышление

3. Устойчивость, гибкость и маневренность

4. Мотивация п самосознание

5. Любознательность

п обучение на пр отяженпн всей жизни

6. Технологическая грамотность

7. Надежность и внимание к деталям

8. Эмпатпя п активное слушание

9. Лидер ство и социальное влияние

10. Контроль качества

2020 год

1, Комплексное многоур овнев ое р еш енпе проблем

2, Кр птпч еско е мышл енпе

3. Кр еатпвность в шпр оком смысле

4. Умение управлять людьми

5, Взаимодействие с людьми

6. Эмоциональный интеллект

7, Формирование собственного мнения п принятие решений

8. Клпенто ориентир ов анность

9. Умение вести переговоры

10, Когнитивная гибкость

2023 год

]. Комплексное решение проблем

2. Критпч еско е мышл енпе

3. Креативность

4. Упр авл енне людьми

5. Сотрудничество с другими

6. Эмоцпональный интелл ект

7. Вынес енпе суждений и пр пнятпе р еш ешш

8. Сервисная направленность

9. Переговоры

] 0, Когнитивная гибкость

Рисунок 1. Перечни «гибких» навыков в разрезе времени

Изложение основного материала статьи. Технологий обучения в сотрудничестве, является одной из педагогических технологий, относящихся к лично-ориентированному подходу в обучении. Основной идеей данной технологии, является то, что образовательный процесс осуществляется в условиях взаимодействия определенного количества обучающихся, и направлено это взаимодействие на совместное усвоение материала.

Идея, положенная в основу технологии обучения в сотрудничестве, используется в педагогике с семидесятых годов прошлого столетия. Оно являлось важным элементом технологии обучения в малых группах, а также прагматического подхода. Но детально проработали данную технологию три группы американских педагогов, Р. Славин - университет Дж. Хопкинса, Р. Джонсон и Д. Джонсов - университет штата Миннесоты, а также группа из штата Калифорнии под руководством Дж. Аронсона [1].

На сегодняшний день, рассматриваемая технология, продолжает развиваться, разрабатываются различные варианты организации образовательного процесса в сотрудничестве, но наверняка можно сказать, что что данная технология интегрировала в себе такие подходы, как: обучение в малых группа, обучение в коллективе, а также взаимооценку.

Обучение в сотрудничестве, позволяет организовать образовательный процесс таким образом, что в совместной, коллективной работе (в небольших группах), обучающиеся конструируют, продуцируют новые знания, а не принимают их в готовом виде [2].

Анализ педагогической и методической литературы позволил выделить основные формы организации обучения в сотрудничестве. Каждая их форм стоится на основных принципах сотрудничества:

- обучающиеся работают в малых группах, чаще всего в состав группы входят от 4 до 6 человек, при этом группировка участников происходит таким образом, чтобы по «силе» команды были одинаковы, т.е. в каждой команде присутствует обучающийся со слабой, средней и сильной подготовкой;

- заданий, предлагаемые группам для работы, одинаковые, но для успешного его выполнения, требуется распределение членов группы по определенным ролям;

- полученные итоги, после выполнения задания, докладывает тот член группы, которого выберет преподаватель, он же отвечает на вопросы других команд;

- оценивается работа всей группы, а не работа каждого участника этой группы.

Рассмотрим основные варианты организации обучения в сотрудничестве. В каждой из таких вариантов выделим основных методических особенностей, которые необходимо учитывать, при организации и проведения того или иного варианта.

1. «Обучение в команде». После деления студенческой коллектива на группы по 4-6 человек, каждая получает задание, затем каждый участник получает часть задания, над которым и будет в дальнейшем работать. Выполненные части заданий заслушиваются всей группой, при необходимости вносятся коррективы, и в заключении происходит общее обсуждение в студенческом коллективе. В рамках такой формы работы, важна личная ответственность каждого члена группы за общий успех, который достигается при успешной самостоятельной работе членов группы во взаимосвязи с другими. При такой организации работы каждый участник должен овладеть необходимыми знаниями, умениями, при этом вся команда знает достижения каждого.

2. «Пила». Задание, полученное каждой группой после деления, делится на смысловые или логические части. Участник получивший часть задания, становится «экспертов» в ней. После того, как он проработает свою часть задания, организуется встреча «экспертов» из всех групп. По возвращению эксперта в свою группу, он обучает остальных членов группы. По завершению обучения, все группа в целом и каждый участник в отдельности отчитываются. Выбор преподавателя может, для опроса, может упасть на любого члена группы.

3. «Учимся вместе». Задание, полученное каждой группой, является частью общего задания для всего коллектива. Участника каждой группы самостоятельно распределяют роли для выполнения, полученного задания. По итогу, после завершения работы в группах и заслушивания полученных результатов, общее задание считается выполненным, а изучаемый материал усвоенным.

4. «Исследовательская работа». После деления коллектива на группы, получения задания, и распределения частей задания по участникам группы, каждый участник самостоятельно работает над выделенной ему частью задания. После проведения дискуссии в группах и составления единого доклада, происходит презентация доклада перед всем коллективом.

5. «Командно-игровая работа». В отличии, то предыдущих вариантов организации обучения в сотрудничестве, это вариант носит соревновательный характер. Преподавателем продумывается система вопросов для каждой из групп, после работы над заданиями, участники групп отвечают на вопросы и получают баллы.

При организации любого из выше указанных вариантов обучения в сотрудничестве, первым шагом, является разбиение коллектива на группы. Существует несколько таких способов (рис. 2.)

Рисунок 2. Способы деления коллектива на группы

Каждый из вариантов деления на группы, должен осуществляться при контроле преподавателя, так как в каждой группе, после разбиения, должны присутствовать обучающиеся разных уровней подготовки, желательно в одинаковых пропорциях.

Педагог, при организации любого из вариантов обучения в сотрудничестве, в первую очередь выполняет роль организатора различных видов деятельности обучающихся: самостоятельно учебно-познавательной, творческой, поисковой, коммуникативной. Создавая благоприятную атмосферу обучения и общения, управляя ходом дискуссий он имеет возможность усилить мотивацию обучения, а также обеспечить дифференцируемость и индивидуализацию образовательного процесса за счет подбора материала, проработке всех предлагаемых заданий [3].

Работа, организованная в малых группах, позволяет студентам в рамках взаимодействия друг с другом приобретать опыт в следующем:

- выстраивание эффективного межличностного общения;

- вырабатывать навыки сотрудничества;

- формулировать, высказывать и отстаивать свою точку зрения на рассматриваемый вопрос;

- развивать чувства товарищества, взаимопомощи;

- слушать и слышать своих одноклубников.

Выводы. Одной из самых распространенных форм взаимодействия людей в современном обществе в целом, и в профессиональной среде, в частности, является кооперация. Так как, для решения большинства задач, которые возникают в социальной, научной, профессиональной среде, требуется участие специалистов из различных областей, а для выстраивания эффективной работы между такими специалистами, необходимо, что бы они обладали рядом компетенция. Выстраивание образовательного процесса с использованием технология обучения в сотрудничестве, способствует формированию и развитию таких компетенций.

Также, данная технология, позволяет каждому обучающемуся, не зависимо от его успеваемости, не только примерить на себя различные роли, начиная от наблюдателя и до лидера, но и почувствовать себя ответственным за выполнение важной части от общей работы, без которой успех всей группы не достигнуть.

Литература:

1. Баранова, О.В. О понятиях "сотрудничество" и "обучение в сотрудничестве" в научной литературе / О.В. Баранова // Вопросы педагогики. -2022. -№ 4-2. - С. 25-29

2. Загрядская, H.A. Применение групповых технологий в преподавании иностранного языка студентам-филологам / H.A. Загрядская // Мир науки, культуры, образования. - 2021. - № 4(89). - С. 123-126

3. Маленкова, A.A. Обучение в сотрудничестве как технология изучения иностранного языка в вузе / A.A. Маленкова // Мир науки, культуры, образования. - 2021. - № 6(91). - С. 304-306

Педагогика

УДК 378.046.4

кандидат физико-математических наук, доцент Ланина Светлана Юрьевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Благовещенский государственный педагогический университет» (г. Благовещенск); кандидат педагогических наук, доцент Пушкина Оксана Николаевна Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Благовещенский государственный педагогический университет» (г. Благовещенск)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ИЗ ОПЫТА ПРОВЕДЕНИЯ КУРСОВ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ УЧИТЕЛЕЙ МАТЕМАТИКИ ПО

ТЕОРИИ ВЕРОЯТНОСТИ И СТАТИСТИКИ

Аннотация. Курсы повышения квалификации, являются неотъемлемой составляющий системы непрерывного образования педагогических работников. Именно они позволяют компенсировать возникающие или уже имеющиеся у педагогов дефициты. После введения нового школьного предмета «Вероятность и статистика», многие учителя стали испытывать трудности. Прежде всего эти трудности связаны с недостаточной теоретической и методической подготовленностью учителей к введению данного предмета. Статья посвящена вопросам организации и проведения курсов повышения квалификации по теории вероятностей и статистике для учителей школ. Представлена структура курсов повышения квалификации. Описана цель курсов и планируемые результаты. Рассмотрены содержательные компоненты каждого из модулей курса. Приведены итоги проведенного входного контроля учителей, который показал, что большинство учителей испытывают трудности при решении задач, относящихся к разделам теории вероятностей и статистики. Проанализированы основные допущенные учителями ошибки.

Ключевые слова: курсы повышения квалификации, учитель математики, теория вероятностей, статистика.

Annotation. Advanced training courses are an integral component of the system of continuous education of teaching staff. They make it possible to compensate for emerging or existing deficiencies among teachers. After the introduction of the new school subject "Probability and Statistics", many teachers began to experience difficulties. First of all, these difficulties are associated with insufficient theoretical and methodological preparedness of teachers for the introduction of this subject. The article is devoted to the organization and conduct of advanced training courses in probability theory and statistics for school teachers. The structure of advanced training courses is presented. The purpose of the courses and planned results are described. The content components of each of the course modules are considered. The results of the incoming test of teachers are presented, which showed that most teachers experience difficulties in solving problems related to the sections of probability theory and statistics. The main mistakes made by teachers were analyzed.

Key words: advanced training courses, mathematics teacher, probability theory, statistics.

Введение. В современной системе образования одну из важнейших ролей играет педагог. Именно он в рамках своей профессиональной деятельности должен организовывать образовательный процесс обучающихся таким образом, чтобы он был направлен на реализацию тех изменений, которые происходят в системе образования под влиянием новых вызовов, возникающих в образовательной, социально-экономической и других сферах.

Все эти изменяющиеся условия требуют от педагога постоянного личностного и профессионального развития, которое может быть поддержано системой непрерывного образования. Такая система ориентирована не только на удовлетворение персонифицированного запроса конкретного педагога, но и на те изменения, которые происходят в системе образования в целом [1].

Важным элементом модернизации в системе основного общего и основного среднего образования, является введение элементов теории вероятностей и математической статистики в учебный курс математики.

Изложение основного материала статьи. Впервые о включении элементов теории вероятностей и статистики в школьный курс математики общеобразовательной школы на уровне Министерства образования и науки Российской Федерации было оглашено в инструктивном письме в 2003 году [2]. Данное письмо давало возможность педагогам подготовится к происходящим изменениям за счет постепенного вкрапления различных разделов теории вероятностей, комбинаторики и статистики в школьный курс алгебры. Постепенно стали выходить учебные пособия в которых были

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.