Научная статья на тему 'Методические особенности обучения летных экипажей действиям в особых ситуациях в полете при отказах авиационной техники'

Методические особенности обучения летных экипажей действиям в особых ситуациях в полете при отказах авиационной техники Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
79
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
летный экипаж / особые случаи в полете / отказ / авиационная техника / подготовка / обучение. / flight crew / special cases in flight / failure / aviation equipment / preparation / training

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Дмитренко А. Ю.

Статья посвящена проблеме подготовки летчиков к действиям в особых ситуациях в полете, возникающих при выполнении полетных заданий. Автором обобщены теоретические и экспериментальные материалы отечественных и зарубежных исследователей в области методики подготовки к выполнению полетов в условиях, усложняющих деятельность экипажа. Раскрыто содержание этапов подготовки летных экипажей к действиям в аварийных ситуациях, а также обоснована необходимость совершенствования исследуемого процесса при обучении летного состава в авиационных вузах и строевых частях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Methodological features of training flight crews to act in special situations in flight during aircraft failures

The article is devoted to the problem of preparing pilots to act in special situations in flight that arise when performing flight missions. The author summarizes theoretical and experimental materials of domestic and foreign researchers in the field of training methods for flights in conditions that complicate the crew’s activities. The content of the stages of training flight crews to act in emergency situations is revealed, and the need to improve the process under study when training flight personnel in aviation universities and combat units is substantiated.

Текст научной работы на тему «Методические особенности обучения летных экипажей действиям в особых ситуациях в полете при отказах авиационной техники»

УДК 629.735:159.94:656.7.086

Дмитренко А.Ю.

Краснодарское высшее военное авиационное училище лётчиков имени Героя Советского Союза

А.К. Серова, г. Краснодар, Россия

Методические особенности обучения летных экипажей действиям в особых ситуациях в полете при отказах

авиационной техники

Аннотация. Статья посвящена проблеме подготовки летчиков к действиям в особых ситуациях в полете, возникающих при выполнении полетных заданий. Автором обобщены теоретические и экспериментальные материалы отечественных и зарубежных исследователей в области методики подготовки к выполнению полетов в условиях, усложняющих деятельность экипажа. Раскрыто содержание этапов подготовки летных экипажей к действиям в аварийных ситуациях, а также обоснована необходимость совершенствования исследуемого процесса при обучении летного состава в авиационных вузах и строевых частях. Ключевые слова: летный экипаж, особые случаи в полете, отказ, авиационная техника, подготовка, обучение.

Dmitrenko A. Yu.

Methodological features of training flight crews to act in special situations in flight during aircraft failures

Abstract. The article is devoted to the problem of preparing pilots to act in special situations in flight that arise when performing flight missions. The author summarizes theoretical and experimental materials of domestic and foreign researchers in the field of training methods for flights in conditions that complicate the crew's activities. The content of the stages of training flight crews to act in emergency situations is revealed, and the need to improve the process under study when training flight personnel in aviation universities and combat units is substantiated.

Key words: flight crew, special cases in flight, failure, aviation equipment, preparation, training

Авиация по праву считается одной из самых сложных и опасных сфер деятельности, связанных с постоянным риском для жизни. Специфика профессии требует от современного летчика превосходных навыков концентрации, умений моментально переключать внимание, принимать решения в условиях ограниченного времени и неопределенности информации. Экстремальные ситуации, так или иначе встречающиеся в летной практике, создают большие психологические трудности, требующие от летного состава максимального использования всех индивидуальных ресурсов для достижения цели благополучного выхода из сложной ситуации.

Особые случаи в полете (ОСП) - это ситуации, которые характеризуются усложнением условий полета, приводящим к возникновению угрозы безопасности воздушного судна и лиц, находящихся в нем [1; 2]. К ним можно отнести: попадание воздушного

судна в опасные метеоусловия; отказ двигателей; пожар на борту; потерю ориентировки, радиосвязи; отказ в работе радиотехнических средств; потерю управляемости; вынужденную посадку вне аэродрома; обесточивание электросети в полете; внезапную разгерметизацию кабины самолета и т.д. Очевидно, что значительная часть особых случаев в полете является следствием отказа авиационной техники.

Под отказом понимается событие, заключающееся в нарушении работоспособного состояния объекта авиационной техники [3]. Т.е. при старении и износе исправная авиационная техника может переходить в неисправное, а потом и в неработоспособное состояние. Отказы авиационной техники классифицируются:

- по степени проявления (частичные, полные, явные, скрытые);

- по характеру возникновения (внезапные, постепенные, периодические);

- по причинам возникновения (конструктивные, производственные);

- по причине внешних воздействий;

- по вине личного состава;

- по месту возникновения (в полёте, на земле).

К конструктивным относятся отказы, связанные с несовершенством конструкции, плохой приспособленностью авиационной техники к фактическим условиям эксплуатации. Производственные причины охватывают все то, что может повлиять на качество изготовления деталей, агрегатов, систем и объектов в целом и делает возможным попадание в эксплуатацию дефектной продукции. Отказы по причине внешних воздействий - это те отказы, которые происходят вследствие непредвиденного отклонения внешних условий работы объекта от расчетных или при длительном воздействии какого-либо внешнего разрушающего фактора. Отказы авиационной техники по вине личного состава авиационных частей происходят из-за нарушений правил эксплуатации, по причинам недостаточной обученности и слабых (утраченных) навыков в эксплуатации авиационной техники, а иногда вследствие недисциплинированности или халатности [4; 5].

Как правило, появление одного из усложнений в полете влечет за собой развитие другого или даже нескольких. Например, отказ радиотехнических систем при недостаточной подготовленности экипажа и отсутствии необходимого наземного обеспечения в определенных метеоусловиях может привести к потере ориентировки и вынужденной посадке вне аэродрома, которая при неудачном приземлении может вызвать пожар. Можно привести много других примеров, когда создавшийся в полете особый случай вызывает цепную реакцию - серию особых случаев, предельно усложняющих условия полета.

Самыми опасными случаями в полете являются пожар на воздушном судне и отказ системы управления самолетом. Наиболее повторяющимся среди особых случаев в полете является отказ силовых установок, который создает значительные трудности в дальнейшем продолжении полета, а порой (одномоторный самолет) обуславливает немедленное его прекращение.

Повышение уровня безопасности полетов требует, чтобы наряду с конструктивными усовершенствованиями авиационной техники, соблюдением строгого контроля за качеством ее изготовления и повседневного технического обслуживания была предусмотрена возможность эффективных действий экипажа при отказе в полете. Следует отметить, что решающее влияние на успешный исход полета оказывает уровень специальной подготовки, достигнутый экипажем.

Особые случаи происходят в следствии отказов авиационной техники, человеческого фактора и внешних воздействий окружающей среды и характеризуются скоротечностью и непредсказуемостью протекающих процессов [6]. В зависимости от степени тяжести последствий их классифицируют как: сложные, аварийные и катастрофические. Данные условия развития обстановки требуют от экипажа воздушного судна высокой морально-психологической подготовленности, твердых летных навыков и умения принятия в короткие сроки правильного решения для благополучного выхода из сложившейся ситуации. В связи с этим обучение летного состава действиям в особых случаях в полете представляет собой сложный и кропотливый процесс, который затрагивает психологическую, теоретическую и практическую (тренажерную и летную) подготовку членов экипажа.

В условиях возрастающей актуальности качественной подготовки летных кадров, значительный вклад в исследования данного направления внесли такие ученые как Е.С. Алексеева, Т.Г. Алексеева, А.А. Ворона, Д.В. Гандер, Ю.П. Доброленский, Н.Д. Завалова, В.Д. Задорожный, С.М. Зиньковская, Н.Д. Лысаков, Р.Н. Макаров, А.Ф. Пенно, В.А. Пономаренко и другие. Так исследования Н.Д. Заваловой, Ю.П. Доброленского, В.А. Пономаренко в области тренажёрной подготовки к действиям в ОСП привели к обоснованию комплексной деятельности тренажерного обучения, главная цель которой заключается в обеспечении качественного выполнения полета в условиях, усложняющих деятельность экипажа. По итогам данного исследования, методика тренажного обучения действиям экипажа в ОСП была пересмотрена. Главным акцентом новой методики стали задачи в развитии морально-психологических качеств и профессионального мышления летчика в нестандартных условиях полета. Учет личностных качеств и

индивидуальный подход позволил определенным образом создавать различные факторы усложнения полета [7].

В аспектах психологической подготовки летчиков к действиям в ОСП были получены экспериментальные материалы школой исследователей во главе с В.А. Пономаренко. Данное исследование показало, что действия пилота в аварийных условиях начинаются с разрешения проблемной ситуации, в которой летчик должен принять новые системы действий или выполнить комбинацию ранее освоенных манипуляций. Эффективность выхода из ОСП и в том и другом случае будет обеспечиваться активацией интеллектуальной деятельности, на основе профессионального опыта и умении диагностировать возникающую обстановку [8].

По мнению С.М. Зиньковской тренировка летчика к действиям в особых случаях в полете подразделяется на предварительную и тренажную подготовку. На предварительной подготовке к полетам проводится устный опрос по знанию действий в особых случаях (знанию инструкции). На данном этапе целесообразно применение обычных макетов приборных досок, дополнив их пультами, позволяющими реализовать то или иное умственное решение [9].

Следующий этап подготовки происходит в кабине самолета (на реальном самолете или наземном тренажере). Целью обучения на этом этапе является формирование способности предвидеть события как дополнительный способ ориентации, обеспечивающий высокую пластичность ранее сформированных автоматизированных действий [9].

Таким образом, на основе вышеперечисленных исследований, в деятельности по подготовке членов экипажа к действиям в ОСП можно выделить следующие основные цели: повышение и поддержание профессиональных знаний, умений и навыков, повышение морально-психологической натренированности и слётанности экипажа.

Подготовка экипажей действиям в ОСП проводится в соответствии с руководящими документами, методиками, программами, инструкциями, курсом учебно-летной подготовки и включает в себя основные три этапа [10].

Первым этапом подготовки экипажа к действиям в ОСП является наземная подготовка. Наземная подготовка - это процесс формирования и совершенствования летным составом знаний, умений, навыков и профессиональных качеств, необходимых для выполнения функциональных обязанностей.

Основным видом наземной подготовки является теоретические занятия и самоподготовка. Обучение проводится в классе и, при необходимости, преподаватель или летчик-инструктор даёт рекомендации и контролирует уровень знаний обучающихся. Материал теоретических занятия в классе включает в себя изучение причин, которые создают аварийную обстановку, с одновременным описанием возможных

последствий и выдачей рекомендаций экипажу по предотвращению ОСП, согласно действиям, описанных в руководстве (инструкции) по летной эксплуатации. Важным аспектом в изучении действий в особых случаях является изучение признаков отказа авиационной техники и понимание происходящих процессов.

Методика изучения действий в ОСП осуществляется по специальным программам, в которых после теоретического изложения материала даются рекомендации в виде конкретных инструкций, методических разработок, приказов и наставлений, и которые регламентируют порядок действий экипажа при возникновении особых случаев в полете.

Основным методом контроля теоретических знаний по действиям в ОСП является устный опрос каждого члена экипажа. В процессе опроса, руководитель занятий дает вводные (моделирует ситуации особых случаев), по которым каждый член экипажа должен четко ответить последовательность действий, возможное развитие событий и наиболее оптимальные пути решения, позволяющие успешно завершить полет и выполнить поставленную задачу. Таким образом, из вышеизложенного следует, что главная особенность этапа наземной подготовки заключается в обучении летчика на основе теоретических материалов без учета условий динамики полета.

Вторым этапом подготовки экипажей к действиям в ОСП является тренажерная подготовка, представляющая собой практическое занятие (на тренажере или в кабине самолета) по совершенствованию и отработке ранее полученных теоретических знаний. Целью тренажерной подготовки является выработка твердых летных навыков у членов экипажа и умения взаимодействовать в модулируемой обстановке.

В исследованиях Р.Н. Макарова в области тренажерной подготовки констатируется, что суть подготовки на тренажере заключается в решении трех видов задач (процедурных, решающих, прецептуально-моторных): процедурные задачи - работа с радиосвязным, навигационным оборудованием; решающие задачи - планирование и расчет полета, действия в ОСП, работа в составе экипажа; прецептуально-моторные задачи - оценка навигационной обстановки, управление самолетом, ведение радиообмена, выявление и определение характера опасности [11]. Из вышеперечисленного следует, что тренажерная подготовка должна предусматривать собой отработку действий в особых случаях, таких как: отказ двигателя, пожар, обесточивание электросети, потеря радиосвязи, потеря экипажем пространственной ориентировки и т.п.

Точное моделирование на тренажере процессов, происходящих во время усложненной ситуации, позволяет максимально приблизить экипаж к условиям, возникающим в полете. В целях получения компетентной оценки грамотности действий в ОСП, экипаж заранее не информируется о

предстоящей вводной, но обеспечивается всей необходимой теоретической базой. После моделирования ОСП летчик должен грамотно оценить обстановку и выполнить требуемый алгоритм действий согласно Руководству по летной эксплуатации и рекомендаций, которые были получены в ходе теоретических занятий. После отработки каждой вводной экипажу необходимо выполнить контрольное упражнение, по результатам которого инструктором определяется уровень подготовленности проверяемого.

Кроме этого, в ходе тренажерной подготовки обеспечивается анализ и коррекция таких качеств как мотивация, эмоциональная устойчивость, скорость и точность зрительных восприятий, распределение и переключение внимания, оперативная память, сработанность экипажа. Таким образом, из вышеизложенного следует, что особенности этапа тренажерной подготовки заключаются в возможности летчика отработать на тренажере действия в ОСП в условиях, приближенных к реальным, и получить необходимые двигательные навыки управления воздушным судном.

Третьим этапом подготовки экипажа к действиям в ОСП является летная подготовка, представляющая собой обучение летчика владению воздушным судном, его оборудованием и вооружением. Летная подготовка является главным этапом обучения экипажей действиям в ОСП. Только благодаря опыту, приобретенному в ходе возникновения особых ситуаций в реальном полете, у летчика может закрепиться необходимый летный навык, который способен отложиться на долгое время.

Летные навыки - это навыки, приобретённые в результате пилотирования самолета. Они представляют собой сочетание двигательных, умственных и волевых навыков, характеризуются чрезвычайной сложностью, гибкостью, реализуются в стрессовых ситуациях, в условиях дефицита времени. Д.В. Гандер определяют летный навык как хорошо заученное действие, доведенное до автоматизма и представляющее собой составную часть сознательной деятельности пилота [12, с 26; 13].

Основным видом полетов в ходе обучения экипажа действиям в ОСП являются учебные и тренировочные полеты в районе аэродрома. Их главная цель состоит в том, чтобы на примере имитируемых особых случаев психологически подготовить экипаж к действиям в реальных условиях. Особенность летной подготовки заключается в том, что экипаж в процессе выполнения реальных полетов способен выработать необходимые летные навыки для безопасного выхода из аварийных ситуаций.

Вышеописанные наземная, тренажерная и летная подготовка, должны в полной мере обеспечить определенный уровень натренированности и

готовности летного экипажа к действиям в сложившейся аварийной обстановке благодаря выработанным до автоматизма навыкам эксплуатации авиационной техники.

Проведенный анализ статистики авиационных происшествий за последние 10 лет с 2013 по 2023 год показал, что более 60 % происшествий происходят по вине летчиков, вследствие их слабой подготовки как в теоретическо-практическом, так и в морально-психологическом плане. Зачастую даже опытные летчики совершают простейшие ошибки из-за стрессовых нагрузок, которые возникают в следствии особых случаев полета.

Таким образом, из-за слабой морально-психологической подготовки летчиков к действиям в ОСП, даже отработанные до автоматизма летные навыки не могут гарантировать эффективность действий экипажа в усложненных ситуациях полета. Поэтому необходимо рассматривать морально-психологическую подготовку, как отдельный самостоятельный этапа в процессе обучения летного экипажа действиям в ОСП.

По мнению известных летчиков-методистов М.М. Громова и Г.Г. Голубева, для повышения стрессоустойчивости в полете большое значение имеет умение летчика в процессе всего обучения проигрывать в уме все действия (проигрывать, а не повторять пункты инструкции). Проигрывание моделируемых в уме действий в аварийной ситуации означает чувственное переживание ситуации и тех ее признаков, которые присущи данному особому случаю в полете [14; 15].

Подводя итог хотелось бы отметить, что подготовка экипажа к действиям в ОСП - это комплексный и динамичный процесс, который требует повышенной мотивации, ответственности и

дисциплинированности со стороны летного состава в процессе обучения [16]. Данный процесс должен включать в себя наземную, тренажерную, летную подготовку и основываться на аспектах психологической подготовки экипажей к действиям в особых случаях. По окончанию курса обучения в авиационных вузах и строевых частях действиям в ОСП летчик должен четко и грамотно применять свои знания, умения и навыки в ходе сложившейся особой ситуации и быть психологически готовым принять порой единственное и верное решение для безопасного завершения полета.

Библиографический список

1. Кравчук, А.А. Особенности формирования умений летчика действовать в особых случаях полета / А.А. Кравчук, А.В. Прохненко, М.А. Слюсарева // Форум молодых ученых. - 2020. - № 12(52). - С. 289-293. - EDN JXXUYI.

2. Гурьянова, Ю.Д. Особые ситуации в полете и способы их предотвращения / Ю.Д. Гурьянова, Н.А. Жирнова // Наука и инновации в xxi веке: актуальные вопросы, открытия и достижения: сборник статей XI Международной научно-практической

2023, №4, часть 1

ISSN 2078-9661

конференции. В 3 частях, Пенза, 05 декабря 2018 года. Том Часть 1. - Пенза: МЦНС «Наука и Просвещение», 2018. - С. 55-58. - EDN YRAXMT.

3. Дмитренко, А.Ю. Конструкция и летная эксплуатация силовых установок самолета Ан-26: Учебное пособие / А.Ю. Дмитренко, В.И. Алфимов, А.Н. Анищенко. -Краснодар: Федеральное государственное казенное военное образовательное учреждение высшего образования «Краснодарское высшее военное авиационное училище летчиков имени Героя Советского Союза А.К. Серова» Министерства обороны Российской Федерации, 2021. - 236 с. - EDN ГСТШГ.

4. Алфимов, В.И. Конструкция и летная эксплуатация самолета Ил-76МД: Учебное пособие / В.И. Алфимов, А.Ю. Дмитренко, Ю.П. Сосновский. - Краснодар: Федеральное государственное казенное военное образовательное учреждение высшего образования «Краснодарское высшее военное авиационное училище летчиков имени Героя Советского Союза А.К. Серова» Министерства обороны Российской Федерации, 2022. - 412 с. - EDN FIAKNS.

5. Алфимов, В. И. Конструкция и летная эксплуатация силовых установок самолета ил-76МД: Учебное пособие / В. И. Алфимов, А. Ю. Дмитренко, Ю. П. Сосновский. -Краснодар: Федеральное государственное казенное военное образовательное учреждение высшего образования «Краснодарское высшее военное авиационное училище летчиков имени Героя Советского Союза А.К. Серова» Министерства обороны Российской Федерации, 2022. - 216 с. - EDN YGQNCR.

6. Алексеева, Т.Г. Подготовка курсантов-пилотов к действиям в особых ситуациях полета / Т.Г. Алексеева, Е.С. Алексеева // Научный вестник УВАУ ГА(И). - 2015. Т. 7. - № 7. - С. 56-59.

7. Доброленский, Ю.П. Методы инженерно-психологических исследований в авиации / Ю.П. Доброленский, Н.Д. Завалова, В.А. Пономаренко - М.: Машиностроение, 1975. -

8. Пономаренко, В.А. Законы регуляции психической деятельности летных экипажей в нештатных ситуациях и принципы тренажерной подготовки / В.А. Пономаренко // Труды общества независимых расследователей авиационных происшествий. - 2003. -№ 15. - С. 26-38.

9. Зиньковская, С.М. Психологические аспекты подготовки летчиков к действиям в особых ситуациях / С.М. Зиньковская // Педагогическое образование. - 2009. - № 4. -

10. Задорожный, В.Д. Методика летного обучения: учебное пособие. / В.Д. Задорожный - Ульяновск: УВФУ ГА(И), 2012. - 80 с.

11. Макаров, Р.Н. Основы формирования профессиональной надежности летного состава гражданской авиации: учебное пособие / Р.Н. Макаров - М.: Воздушный транспорт, 1990. - 384 с.

12. Гандер, Д.В. Основные направления психологического обеспечения подготовки экипажей к действиям в особых ситуациях полета / Д.В. Гандер // Вестник МАКЧАК. -2000. - № 1. - С. 25-29.

13. Myronec C. Peculiarities of conscious self-regulation during acute and chronic traumatic stress, in an Electronic Resource. 2011. URL: www.nbuv.gov.ua/e-journals/Vnadps/2011_3/11ms-mtsr.pdf (accessed 17.11.2023).

14. Пенно А.Ф. Оптимизация процесса подготовки будущих военных летчиков к деятельности в экстремальных ситуациях / А.Ф. Пенно // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 3: Педагогика и психология. - 2010. - № 2. - С.

280 с.

С. 83-90.

50-55.

2023, №4, часть 1

ISSN 2078-9661

15. Куприянов, Н.А. Проблематика изучения руководства по лётной эксплуатации при формировании знаний и навыков курсантов истребительной авиации по действиям в особых случаях в полёте / Н. А. Куприянов, С. А. Прошкин, С. В. Стадник, П. Д. Солодовник // Crede Experto: транспорт, общество, образование, язык. - 2022. - № 1. -С. 37-51. - DOI 10.51955/23121327_2022_1_37. - EDN IVCAZN.

16. Дмитренко, А. Ю. Формирование профессиональной ответственности у будущих офицеров ВКС России: специальность 13.00.08 "Теория и методика профессионального образования": диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук / Дмитренко Андрей Юрьевич, 2021. - 205 с. - EDN YJTIZE.

Информация об авторе:

Дмитренко Андрей Юрьевич - кандидат педагогических наук, старший преподаватель,Краснодарское высшее военное авиационное училище лётчиков имени Героя Советского Союза А.К. Серова, г. Краснодар, Россия

Dmitrenko Andrey Yurievich - Senior Lecturer, Candidate of Pedagogical Sciences,

Krasnodar Higher Military Aviation Pilot School named after Hero of the Soviet Union A.K. Serov,

Krasnodar, Russia

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.