Научная статья на тему 'Методические особенности обучения бакалавров направления подготовки 38. 03. 05 "Бизнес-информатика" решению экономических задач с помощью различных программных продуктов'

Методические особенности обучения бакалавров направления подготовки 38. 03. 05 "Бизнес-информатика" решению экономических задач с помощью различных программных продуктов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
87
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ / METHODOLOGICAL FEATURES / БАКАЛАВРИАТ / BACCALAUREATE / НАПРАВЛЕНИЕ ПОДГОТОВКИ 38.03.05 "БИЗНЕС-ИНФОРМАТИКА" / DIRECTION OF TRAINING 38.03.05 "BUSINESS INFORMATICS" / РЕШЕНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ЗАДАЧ / SOLUTION OF ECONOMIC PROBLEMS / АННУИТЕТНЫЙ ПЛАТЕЖ / ANNUITY PAYMENT / ПРОГРАММНЫЕ ПРОДУКТЫ / SOFTWARE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кузнецова Валентина Игоревна, Широкова Екатерина Васильевна

В работе выделяются этапы обучения бакалавров направления подготовки 38.03.05 «Бизнес-информатика» решению задачи по расчёту аннуитетных платежей с помощью различных программных продуктов, описываются особенности предлагаемых учебных заданий и методов обучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The paper marks the stages of training bachelors of the direction of training 38.03.05 «Business Informatics» for solving the problem of calculating annuity payments with different software, describes the features of the proposed learning assignments and teaching methods.

Текст научной работы на тему «Методические особенности обучения бакалавров направления подготовки 38. 03. 05 "Бизнес-информатика" решению экономических задач с помощью различных программных продуктов»

• работа в малых группах (полилог, элементы дискуссии);

• коллективная работа группы (реплики, монологи разной величины, элементы дискуссии).

По нашим наблюдениям, общение в группах наиболее удачно организуется, если использовать игровые моменты. «Игровые моменты (дидактические игры) можно использовать как на этапе сообщения знаний, так и в процессе закрепления коммуникативных умений» [6. с. 61]. «Проведение дидактических игр требует наличия двух планов: с одной стороны, играющий выполняет реальные действия, связанные с решением вполне конкретных речевых задач. С другой стороны, ряд моментов этой деятельности носит условный характер, что позволяет отвлечься от реальной ситуации с её ответственностью и дать волю фантазии, сняв психологические барьеры, боязнь быть смешным и т. д.» [2, с. 47].

Таким образом, «коллективное учебное взаимодействие в группах увеличивает время, отведенное под говорение, лексический объем высказываний студентов почти в два раза [5, с. 253]. Характерной особенностью подобных занятий является также то, что все обучающиеся без исключения находятся в ситуации, в которой не говорить нельзя.

Несомненно, что подобные занятия способствует повышению коммуникативно-речевой активности студентов-билингвов.

Список литературы:

1. Алиев Р., Каже Н. Билингвальное образование. Теория и практика. - Рига, RETORIKA A, 2005.

2. Вагапова Д.Х. Риторика в интеллектуальных играх и тренингах М., 2009.

3. Гурин В.Е. Воспитание активности студентов. - Ростов: Изд-во Ростовского ун-та, 2009.

4. Зюкина 3.С. Коммуникативно-речевая активность учителя / Педагогическая риторика: Учебное пособие /Под ред. Н.А. Ипполитовой. М.: МПГУ, 2001.

5. Зюкина 3.С. Коммуникативно-речевая активность учителя / Риторика: учебник / З.С. Смел-кова, Н.А. Ипполитова, Т.А. Ладыженская (и др.); под ред. Н.А. Ипполитовой. - Москва: Проспект, 2016. - 448 с.

6. Игры для интенсивного обучения /Под ред. В. В. Петровского. М.: Прометей, 2001.

7. Ковалев Г.А. Об активном обучении педагогическому общению // Активные методы обучения педагогическому общению и его оптимизация: Сборник научных трудов / под ред.: А.А. Бодалева, Г.А. Ковалева. - М., 2003.

8. Лозовая В.И. Целостный подход к формированию познавательной активности школьников: Автореферат диссертации доктора психологических наук. - Тбилиси, 2000.

9. Лозовая В.И. Сущность и виды активности личности школьника // Формирование общественной и трудовой активности учащейся молодежи: Тезисы докладов. - Сумы, 2002.

МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ОБУЧЕНИЯ БАКАЛАВРОВ НАПРАВЛЕНИЯ ПОДГОТОВКИ 38.03.05 «БИЗНЕС-ИНФОРМАТИКА» РЕШЕНИЮ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ЗАДАЧ С ПОМОЩЬЮ РАЗЛИЧНЫХ _ПРОГРАММНЫХ ПРОДУКТОВ_

Кузнецова Валентина Игоревна

к.п.н., доцент кафедры «Бизнес-информатика и информационные технологии» Калужского филиала Финансового университета при Правительстве РФ, Калуга Широкова Екатерина Васильевна к.ф.-м.н., доцент кафедры «Бизнес-информатика и информационные технологии» Калужского филиала Финансового университета при Правительстве РФ, Калуга

АННОТАЦИЯ: В работе выделяются этапы обучения бакалавров направления подготовки 38.03.05 «Бизнес-информатика» решению задачи по расчёту аннуитетных платежей с помощью различных программных продуктов, описываются особенности предлагаемых учебных заданий и методов обучения.

ABSTRACT: The paper marks the stages of training bachelors of the direction of training 38.03.05 «Business Informatics» for solving the problem of calculating annuity payments with different software, describes the features of the proposed learning assignments and teaching methods.

Ключевые слова: методические особенности, бакалавриат, направление подготовки 38.03.05 «Бизнес-информатика», решение экономических задач, аннуитетный платеж, программные продукты.

Key words: methodological features, baccalaureate, direction of training 38.03.05 «Business Informatics», solution of economic problems, the annuity payment, software.

Современное развитие науки и техники в сово- ния к профессиональным компетенциям специали-купности с новыми экономическими условиями в стов, в том числе из области экономики. Одним из стране предъявляют все более серьезные требова- таких требований является способность эффек-

тивно использовать методы математического моделирования для решения экономических задач, в том числе с помощью специальных программных средств. Владение данной компетенцией позволяет специалисту принимать обоснованные стратегические и управленческие решения при реализации как краткосрочных, так и долгосрочных проектов.

Именно поэтому подготовка студентов экономических вузов к эффективному решению экономических задач на основе методов математического моделирования, в том числе с помощью специальных программных средств, имеет особое значение в процессе их обучения.

Методическим аспектам обучения студентов решению экономических задач посвящено много исследований: [2, 3 и др.]. Ряд авторов в своих работах отмечает специфику использования тех или иных программных средств при решении финансово-экономических задач [4, 6 и др.].

Однако в рассмотренных работах, во-первых, как правило, не конкретизированы методические особенности подготовки бакалавров направления 38.03.05 «Бизнес-информатика» к решению экономических задач на основе методов математического моделирования, а во-вторых, зачастую, не указываются различия в методических подходах к обучению студентов при использовании различных программных продуктов для решения рассматриваемой экономической задачи.

Таким образом, целью данной статьи является описание методических особенностей обучения бакалавров направления подготовки 38.03.05 «Бизнес--информатика» решению экономических задач с помощью различных программных продуктов.

В соответствии с ФГОС ВО по направлению подготовки 38.03.05 «Бизнес-информатика» [5] выпускник бакалавриата должен обладать следующими компетенциями:

- «способностью использовать основы экономических знаний в различных сферах деятельности (ОК-3)»;

- «способностью решать стандартные задачи профессиональной деятельности на основе информационной и библиографической культуры с применением информационно-коммуникационных технологий и с учетом основных требований информационной безопасности (ОПК-1)»;

- «способностью работать с компьютером как средством управления информацией, работать с информацией из различных источников, в том числе в глобальных компьютерных сетях (ОПК-3)».

Анализ ФГОС ВО по направлению подготовки 38.03.05 «Бизнес-информатика» (уровень бакалавриат) и соответствующих учебных планов, показал, что формирование способностей обучающихся по решению экономических задач на основе различных программных продуктов целесообразно осуществлять в процессе изучения:

- дисциплин базовой части ФГОС ВО: «Информационные технологии в профессиональной деятельности», «Математика», «Компьютерный практикум»;

- дисциплины вариативной части ФГОС ВО: «Экономика информационных систем»;

- учебной и производственной (преддипломной) практик.

Рассмотрим методические особенности обучения бакалавров направления подготовки 38.03.05 «Бизнес-информатика» решению экономических задач с помощью различных программных продуктов на примере задачи по расчёту аннуитетных платежей.

Аннуитетный платеж — вариант ежемесячного платежа по кредиту, когда размер ежемесячного платежа остаётся постоянным на всём периоде кредитования. Ежемесячный платёж при аннуитетной схеме погашения кредита состоит из двух частей. Первая часть платежа идёт на погашение процентов за пользование кредитом. Вторая часть идёт на погашение долга. При аннуитетной схеме выплат по кредиту, ежемесячный платёж рассчитывается как сумма процентов, начисленных на текущий период и суммы идущей на погашения суммы кредита [1].

Задача по расчёту аннуитетных платежей является типовой экономической задачей, поэтому способности студентов по её решению целесообразно формировать на первых курсах обучения в процессе изучения таких дисциплин, как: «Информационные технологии в профессиональной деятельности» и «Компьютерный практикум».

В настоящее время существует значительное количество программных продуктов, позволяющих провести математическое моделирование различных экономических процессов и рассчитать ряд показателей. К наиболее популярным относятся: табличный процессор MS Excel, универсальный пакет для решения статистических задач StatSoft STATISTICA, система компьютерной алгебры из класса систем автоматизированного проектирования Mathcad, пакет прикладных программ Matlab, эконометрический пакет EViews и др. Также разработать математическую модель какого-либо экономического процесса можно и самостоятельно, используя один из языков программирования, например: С#, VB.net, Python и др.

На наш взгляд, обучение бакалавров направления подготовки 38.03.05 «Бизнес-информатика» решению задачи по расчёту аннуитетных платежей целесообразно проводить в два этапа.

На первом этапе студенты знакомятся с алгоритмом решения данной задачи и реализуют его с помощью табличного процессора MS Excel. Студентам предлагается не просто рассчитать платеж за период по исходным данным, но и составить подробную таблицу с детализацией по каждому периоду, а именно: по сумме кредита на начало периода, по сумме начисленного процента за это время, и сам ежемесячный платеж. Также в конце должны быть подведены итоги по сумме выплат за все время и переплаты за проценты.

Первый этап обучения бакалавров решению задачи по расчёту аннуитетных платежей целесообразно осуществлять при изучении дисциплины

24

«Информационные технологии в профессиональной деятельности» в процессе решения ситуационных задач.

Пример ситуационной задачи: Вы - сотрудник банка, в обязанности которого входит консультирование клиентов по вопросам кредитования. К Вам за помощью обратился гражданин Н., который хочет взять кредит в размере 100 000 руб., сроком на 1 год. После анализа личной информации банк

В результате успешного решения ситуационной задачи у обучающихся будут сформированы способности:

- по расчёту суммы аннуитетных платежей за период при известной сумме кредита, процентной ставке и сроку, на который предоставляется кредит;

- использовать базовые возможности табличного процессора MS Excel для решения задачи по расчёту аннуитетных платежей.

Условия рассмотренной выше ситуационной задачи могут быть изменены путем варьирования исходных данных и неизвестных.

Однако для решения задачи по расчёту аннуитетных платежей с помощью табличного процессора MS Excel необходимо не только знать, но и уверенно владеть базовыми принципами работы в MS Excel. Поэтому на практике может возникнуть необходимость разработки специализированного приложения на одном из языков программирования, автоматизирующего весь процесс расчетов.

Исходя из этого, второй этап обучения бакалавров направления подготовки 38.03.05 «Бизнес-информатика» решению задачи по расчёту аннуитетных платежей должен быть направлен на формирование у обучающихся способностей по разработке приложения на одном из языков программирования, максимально автоматизирующего весь процесс расчёта аннуитетных платежей.

установил для данного клиента процентную ставку в размере 20% годовых. Используя возможности табличного процессора MS Excel, рассчитайте для гражданина Н. размер ежемесячных платежей, сумму выплат за все время, а также сумму переплаты по кредиту.

Результат полученного решения представлен на рисунке 1.

Алгоритм работы с таким приложением будет следующим: пользователь вводит в специальную форму исходные данные, программа сама строит таблицу и заполняет ее результатами проведенных расчётов. Преимущество такого рода приложения заключается в том, что в случае изменения количества периодов, не требуется менять и переделывать всю таблицу, эта задача теперь решается автоматически.

Интерфейс данного приложения может выглядеть следующим образом: на верху формы располагается элемент управления «кнопка», с ее помощью запускается приложение и появляется пользовательская форма, далее на форму вводятся первоначальные данные, после чего командой «произвести расчет» заполняется заранее подготовленная таблица.

На наш взгляд, работу по созданию приложения, автоматизирующего процесс расчёта аннуитетных платежей, целесообразно проводить в форме выполнения индивидуальных мини-проектов.

В процессе работы над мини-проектом студенту будет необходимо:

1) сформулировать цель выполнения мини-проекта;

2) выбрать среду разработки (язык программирования);

3) разработать максимально удобный интерфейс приложения;

Э7

Разметка страницы

Формулы

Данные

Рецензирование

Вид

Надстройки

Acrobat Команда

jk | =В 2 * (С2+С2/( (1+С2)" А2 -1))

1

2

3

4

5

6 7

в

9

10 И 12

13

14

15

16 17

А В С

п (кол-во периодов)] 5 (сумма кредита) | рг (процентная ставка) |

12

100000

1,667%

Месяцы Сумма кредита на нач.период Сумма процента Сумма кредита + проценты Ежемесячный платеж

1 100 000,00р. 1 666,67р. 101 666,67р. | 9 263,45р.

2 92 403,22р. 1 540,05р. 93 943,27р. 9 263,45р.

3 84 679,82р. 1 411,33р. 86 091,15р. 9 263,45р.

4 76 827,70р. 1 280,46р. 78 108,16р. 9 263,45р.

5 68 844,71р. 1 147,41р. 69 992,12р. 9 263,45р.

6 60 728,67р. 1 012,14р. 61 740,82р. 9 263,45р.

7 52 477,37р. 874,62р. 53 351,99р. 9 263,45р.

8 44 088,54р. 734,81р. 44 823,35р. 9 263,45р.

Э 35 559,90р. 592,66р. 36 152,56р. 9 263,45р.

10 26 889,11р. 448,15р. 27 337,26р. 9 263,45р.

11 18 073,81р. 301,23р. 18 375,04р. 9 263,45р.

12 9 111,59р. 151,86р. 9 263,45р. 9 263,45р.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ИТОГО 11 161,41р. 111 161,41р.

Рисунок 1. Решение задачи по расчёту аннуитетных платежей в табличном процессоре MS Excel

4) написать соответствующий программный

код;

5) протестировать работу приложения;

6) описать функциональные возможности разработанного приложения и его преимущества;

7) представить результаты выполнения мини-проекта своей учебной группе.

Пример задания индивидуального мини-проекта: разработайте приложение WindowsForms, реализующее расчёт аннуитетных платежей с детализацией по каждому периоду (по сумме кредита на

начало периода, по сумме начисленного процента за это время, и сам ежемесячный платеж). Дополните функционал разработанного приложения возможностью подведения итогов по сумме выплат за все время и сумме переплаты по процентам.

Рассмотрим результат выполнения индивидуального мини-проекта на языке макропрограммирования Visual Basic for Application (VBA) (см. рисунок 2) и на языке высокого уровня C#.

Разметка страницы

Рецензирование

& £

- f

Буфер обмена г; |

А' Ат — = H Ёг* (все форматы)

I- Щ - % ООО Га Число

> Условное Форматировать Стили форматирование' кактабли^*" ячеек* il_Стили_

^Удалить» ¡¿I* I ЦрФормат "

Ячей|

Сортировка Найти и ¿2' и фильтр * выделить» Редактирование

3> | С D

расчет аннуитетных платежей

Сумма кредита на нач.период

Сумма Сумма кредита + Ежемесячный

Расчет аннуитетного платежа

9

10 11 12

13

14

15 ИТОГО:

16

1,00 100 000,00р. 1 666,67р.

2,00 92 403,22р. 1 540,05p

3,00 84 675,82р. 1 411,33р.

4,00 76 827,70р. 1 280,46р.

5,00 68 844,71р. 1 147,41p

6,00 60 728,67р. 1 012,14p

7,00 52 477,37р. 874,62р.

8,00 44 088,54р. 734,81р.

9,00 35 559,90р. 592,66p

10,00 26 889,11р. 448,15р.

11,00 18 073,81р. 301,23р.

12,00 9 111,59р. 151,86p

11 161,41р.

101 666,67p 93 943,27p S6 091,15p 78 108,16p 69 992,12p 61 740.82p 53 351,99p 44 823,35p 36 152,56p 27 337,26p 18 375,04p 9 263,45p

9 263 9 263 9 263 9 263 9 263 9 263 9 263 9 263 9 263 9 263 9 263 9 263

период выплат 12

(месяц)

сумма кредита 100000

процентная 20|

ставка (°/о)

произвести расчет в Excel

111 161,41р.

Рисунок 2. Интерфейс приложения по расчёту аннуитетных платежей, написанного на языке VBA

Программный код кнопки «произвести расчет в Excel» на языке VBA может иметь следующий вид:

Private Sub CommandButton1_Click() Dim x, n, pr, s, i, suml, sum2 As Single n = TextBoxl.Text s = TextBox2.Text pr = TextBox3.Text

x = s * (pr * 0.01 / 12 + pr * 0.01 / 12 / ((1 + pr * 0.01 / 12) A n - 1))

Range("A3:H360").Select

Selection. ClearContents

Range("A3").Select

For i = 1 To n

ActiveSheet.Cells(i + 2, 1).Value = i ActiveSheet. Cells(i + 2, 5).Value = x Next i

For i = 1 To n

ActiveSheet.Cells(i + 2, 5).Value = x Next i

ActiveSheet.Cells(3, 2).Value = s ActiveSheet.Cells(3, 3).Value = s * pr * 0.01 / 12

ActiveSheet.Cells(3, 4).Value = ActiveSheet.Cells(3, 2).Value + ActiveSheet.Cells(3, 3).Value sum1 = Active Sheet. Cells(3, 3).Value sum2 = Active Sheet. Cells(3, 5).Value For i = 3 To n + 1

ActiveSheet.Cells(i + 1, 2).Value = ActiveSheet.Cells(i, 4).Value - _ ActiveSheet.Cells(i, 5).Value

ActiveSheet.Cells(i + 1, 3).Value = ActiveSheet.Cells(i + 1, 2).Value * pr * 0.01 / 12

ActiveSheet.Cells(i + 1, 4).Value = ActiveSheet.Cells(i + 1, 2).Value +_

ActiveSheet.Cells(i + 1,3).Value

sum1 = sum1 + ActiveSheet.Cells(i + 1, 3).Value

sum2 = sum2 + ActiveSheet.Cells(i + 1, 5).Value

Next i

Range("B2:E360").Select Selection.NumberFormat = "#,##0.00$" ActiveSheet.Cells(n + 3, 3).Value = sum1 ActiveSheet.Cells(n + 3, 5).Value = sum2 ActiveSheet.Cells(n + 3, 1).Value = "ИТОГО:" Range("B3").Select End Sub

Результат решения задачи по автоматизации быть представлен в виде пользовательской формы расчёта аннуитетных платежей на языке С# может (см. Рисунок 3) и программного кода:

3 Расчет аннуитетным платежей

Период выплат(месяц) Сумма кредита Процентная ставка (96)

Произвести рассчет

Месяцы Сумма на начало периода Сумма процента Сумма кредита + Проценть Ежемесячный платеж

1 100000 1666,67 101666,67 9263,45

2 92403.22 1540,05 93943,27 9263,45

3 84679,82 1411,33 86091,15 9263,45

4 76827,7 1280,46 78109,16 9263,45

5 68844.71 1147,41 68982,12 9263,45

6 60728,67 1012,14 61740,32 3263,45

7 52477,37 874,62 53351,99 3263,45

8 44088,54 734,81 44823,35 9283,45

9 35559,9 592,66 96152,56 3263,45

10 26889,11 448,15 27337,26 3263,45

11 18073,81 301,23 18375,04 9263,45

12 9111,59 151,86 9269,45 9263,45

1161.41

|111161,41

Рисунок 3. Интерфейс приложения по расчёту аннуитетных платежей, написанного на языке С#

doublex,pr, sum_pr, sum_pl,s; int n;

n = Convert.ToInt16(textBox1.Text); s = Convert.ToDouble(textBox2.Text); pr = Convert.ToDouble(textBox3.Text);

x = s * (pr * 0.01 / 12 + pr * 0.01 / 12 / (Math.Pow(1 + pr * 0.01 / 12 , n) - 1)); double[,] a = newdouble[ n+1, 6 ]; a[1, 1] = 1; a[1, 5] = x; a[1, 2] = s;

a[1, 3] = s*pr*0.01/12; a[1, 4] = a[1, 2] + a[1, 3];

for (int j = 1; j <= 5; j++) {

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

richTextBox1.Text += Math.Round(a[1, j],2) + " ";

};

richTextBox1.Text += "\n ";

for (int i = 2; i <= n; i++) {

for (int j = 1; j <= 5; j++) {

a[i, 1] = i;

a[i, 2] = a[i-1, 4] - a[i-1, 5]; a[i, 3] = a[i, 2] * pr * 0.01 / 12; a[i, 4] = a[i, 2] + a[i , 3]; a[i, 5] = x;

richTextBox1.Text += Math.Round(a[i, j], 2) + " ";

}

richTextBox1.Text +="\n "; }

sum_pr = 0; sum_pl = 0;

for (int i = 1; i <= n; i++) {

sum_pr += a[i, 3];

sum_pl += a[i, 5]; }

textBox4.Text = Convert.ToString(Math.Round(sum_pl,2)); textBox5.Text = Convert.ToString(Math.Round(sum_pr,2));

Успешное выполнение индивидуального мини-проекта позволит не только окончательно сформировать способность по расчёту аннуитетных платежей, но и будет способствовать формированию способностей по использованию основных алгоритмических конструкций и элементов того или иного языка программирования при решении практических задач.

На наш взгляд, второй этап обучения бакалавров направления подготовки 38.03.05 «Бизнес-информатика» решению задачи по расчёту аннуитетных платежей целесообразно осуществлять при изучении дисциплины «Компьютерный практикум».

Таким образом, формирование способностей по решению экономических задач с помощью различных программных продуктов имеет особое значение при подготовке бакалавров направления подготовки 38.03.05 «Бизнес-информатика». При этом наиболее эффективно, с нашей точки зрения, осуществлять данный процесс поэтапно на основе метода целесообразно подобранных задач и метода проектов.

Литература

1. Аннуитетные платежи - расчёт, формула [Электронный ресурс] // www.platesh.ru. URL: http://www.platesh.ru/annuitetnie-plateshi/ (дата обращения 28.10.17)

2. Базанова С.В. К вопросу построения экономико-математических моделей задач [Электронный

ресурс] // Современные научные исследования и инновации. 2017. № 1. URL: http://web.snauka.ru/issues/2017/01/77371 (дата обращения: 28.10.2017).

3. Мощенская Е.Ю. Проблема преподавания высшей и прикладной математики в системе двух-уровнего обучения в условиях информатизации экономического образования [Электронный ресурс] // Сборник «Актуальные проблемы науки, экономики и образования XXI века». 2012. с. 291298. URL: http://bgscience.ru/lib/10939/ (дата обращения: 28.10.2017).

4. Порываева Н.С. Уроки по решению экономических задач оптимизации различными способами // Информатика в школе. 2013. №3. С.46—55.

5. ФГОС ВО по направлению подготовки 38.03.05 «Бизнес-информатика» (уровень бакалавриата) [Электронный ресурс] // Некоммерческая интернет-версия КонсультантПлюс URL: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc &base=LAW&n=204048&fld=13 4&dst=100011,0&r nd=0.8633044610005871#0 (дата обращения 28.10.17)

6. Ширшов Е.В. Финансово-экономические расчёты в Excel [Электронный ресурс] // М.: Ди-рект-медиа, 2014. URL: http ://www. ozon.ru/context/detail/id/139328534/ (дата обращения: 28.10.17)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.