Научная статья на тему 'МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ НЕКОТОРЫХ ИНТЕРАКТИВНЫХ ФОРМ И МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ'

МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ НЕКОТОРЫХ ИНТЕРАКТИВНЫХ ФОРМ И МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
183
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕРАКТИВНОЕ ОБУЧЕНИЕ / ИНТЕРАКТИВНЫЕ МЕТОДЫ / ИНТЕРАКТИВНЫЕ ФОРМЫ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Марфутенко Татьяна Антоновна

В статье рассматриваются дефиниции «интерактивное обучение», «интерактивные методы», «интерактивные формы», дается анализ характеристик различных интерактивных форм и методов обучения в высшей школе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Марфутенко Татьяна Антоновна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

METHODICAL FEATURES OF SOME INTERACTIVE FORMS AND METHODS OF TRAINING AT THE HIGHER SCHOOL

In article definitions "interactive training", "interactive methods", "interactive forms" are considered, the analysis of characteristics of various interactive forms and methods of training at the higher school is given.

Текст научной работы на тему «МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ НЕКОТОРЫХ ИНТЕРАКТИВНЫХ ФОРМ И МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ»

Интериндивидуальный подход позволяет рассматривать нравственную устойчивость как результат творческой самореализации личности. Младший школьник нередко пребывает в ситуации морального выбора, которая предполагает наличие не одного, а нескольких вариантов поведения. Чем богаче социальный опыт школьника, тем больше у него вариантов поведения в той или иной ситуации.

Интеграция личностных образований, выделенных в интеракционистском, интериоризационном и интериндивидуальном подходах к определению социализации личности, позволила сделать вывод о том, что системообразующими компонентами механизма формирования нравственной устойчивости личности выступают процесс рефлексии внешних воздействий, как позитивных, так и негативных, проявление автономности при осуществлении морального выбора, проявление активной субъектной позиции.

Список литературы

1. Голованова Н.Ф. Социализация школьников как явление педагогическое / Педагогика. - 1998. - № 5.

- С. 42-45.

2. Сластенин В.А. Педагогика / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; под общ. ред. В. А. Сластенина.

- М.: Издательский центр «Академия», 2002. -576 с.

3. Sameroff Arnold. Educational Implications of Developmental Transitions. Revisiting the 5-to 7 -Year Shift // Early Childhood Education / Arnold Sameroff, Susan C.Mc Donough. - Guilford: Duskin Publishing Group Braun & Benchmark Publishers, 1996. - pages 40-45.

4. Lundy Katherina. L.P. Sociology. A window on the world / Katherina L.P. Lundy, Barbara D. Warme. -Toronto: Methuen, 1986. - pages 419.

МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ НЕКОТОРЫХ ИНТЕРАКТИВНЫХ ФОРМ И МЕТОДОВ

ОБУЧЕНИЯ В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ

Марфутенко Татьяна Антоновна

Кандидат педагогических наук, доцент кафедры гуманитарных и математических дисциплин

Северо-Кавказского института - филиала РАНХиГС, г. Пятигорск

METHODICAL FEATURES OF SOME INTERACTIVE FORMS AND METHODS OF TRAINING AT THE HIGHER SCHOOL Marfutenko Tatyana Antonovna, The candidate of pedagogical sciences, the associate professor of humanitarian and mathematical disciplines of the North Caucasus institute-branch of RANEPA, Pyatigorsk

АННОТАЦИЯ

В статье рассматриваются дефиниции «интерактивное обучение», «интерактивные методы», «интерактивные формы», дается анализ характеристик различных интерактивных форм и методов обучения в высшей школе.

ABSTRSCT

In article definitions "interactive training", "interactive methods", "interactive forms" are considered, the analysis of characteristics of various interactive forms and methods of training at the higher school is given.

Ключевые слова: интерактивное обучение; интерактивные методы; интерактивные формы. Keywords: interactive training; interactive methods; interactive forms.

Одним из условий реализации ФГОС ВО является проведение занятий в интерактивной форме, подразумевающей широкое взаимодействие обучающихся не только с преподавателями, но и друг с другом в результате активной деятельности.

Учебный процесс, реализуемый в рамках интерактивного подхода, характеризуется: большой степенью включенности обучаемых в процесс познания, активным диалогом между участниками процесса, разнообразием форм работы и, что особенно важно, усилением роли собственных умозаключений при работе с источниками информации. Студенты в таком обучении выступают с позиции соучастников среды образовательного общения, равноправных в высказывании аргументов, в организации контроля и оценки общих достижений. Преподаватель оказывается в роли управляющего процессом, координирующего работу остальных участников среды, а также ис-

точника информации, не претендующего на единоначалие. Именно поэтому интерактивный подход применяется в обучении достаточно взрослых людей.

Учитывая многоаспектность и неоднозначность трактовки понятий, связанных с интерактивным обучением, рассмотрим основные подходы к определению интерактивных форм и методов.

Проблемами интерактивного обучения занимались такие исследователи, как И.А. Бутенко, Ю.Г. Одегов,

A.И. Сидоренко, Ю.П. Сурмин, Г.С. Харханова, В.С. Чува-кина и другие. Теорию игрового и интерактивного обучения рассматривали И.Г. Абрамова, Н.П. Аникеева, Н.В. Борисова, А.А. Вербицкий, Ю.Н. Емельянов, И.П. Иванов,

B.Я. Платов, А.М. Смолкин, И.М. Сыроежин, Т.Л. Чепель и другие. Применение интерактивных технологий в учебном процессе исследовались М.В. Клариным, Е.В. Корота-евой, Г.К. Селевко. Однако, при достаточно большом количестве исследований разработка общей теории интер-

активного обучения сохраняет свою актуальность, тем более в отношении высшего профессионального педагогического образования в рамках реализации ФГОС ВО.

Исходя из толкований дефиниции «интерактивное обучение», имеющихся в психолого-педагогической литературе, можно сделать вывод о том, что интерактивное обучение - это обучение, осуществляемое в формах совместной деятельности обучающихся и основанное на постоянной смене режимов этой деятельности. При интерактивном обучении формируются и развиваются компетенции, характеризующие самостоятельность, ответствен_Дефиниции «интерактивные м

ность студента, его познавательную, творческую, коммуникативную, личностную активность, которые в будущем и определят сформированное^ его компетентности как работника.

Исходя из данных обобщений, будем понимать интерактивное обучение как одну из эффективных технологий обучения студентов, направленную на формирование компетентности будущих специалистов.

Рассмотрим различные подходы к понятию интерактивных форм и методов обучения, а так же к их разновидностям в научной педагогической литературе (Таблица 2).

Таблица 2

>ды», «интерактивные формы»_

Автор Определение интерактивных форм, интерактивных методов, примеры

Н.Н. Двуличанская К интерактивным методам могут быть отнесены следующие: дискуссия, эвристическая беседа, «мозговой штурм», ролевые, «деловые» игры, тренинги, кейс-метод, метод проектов, групповая работа с иллюстративным материалом, обсуждение видеофильмов и т.д.[5]

Т.Н. Добрынина Интерактивные формы обучения - это такая организация учебного процесса студентов, при котором педагог находится в позиции фасилитатора, в процессе активного взаимодействия студентов с учебным материалом, между собой и с преподавателем. Методы интерактивного обучения - совокупность педагогических действий и приемов, направленных на организацию учебного процесса и создающего условия, мотивирующие обучающихся к самостоятельному, инициативному и творческому освоению учебного материала в процессе взаимодействия и взаимообучения студентов между собой и в процессе общения с преподавателем [5].

С.П. Ермишин К методам интерактивного обучения относятся: приемы конкретизации и фактологии; исследовательский прием; «мозговой штурм» (атака); работа в малых группах; контрольный лист или тест; ролевая игра; мини-лекция; разработка проекта; просмотр и обсуждение видеофильмов; тренинг; игровые упражнения; решение ситуационных задач; приглашение визитера; дискуссия группы экспертов; интервью; инсценировка; проигрывание ситуаций; выступление в роли обучающего; обсуждение сюжетных рисунков; опрос-квиз (контроль) и др. [2]

Е.Е. Лушникова Под интерактивными формами обучения понимают систему правил организации взаимодействия педагога и учащихся в форме учебных игр, гарантирующих педагогически эффективное познавательное общение, в результате которого создаются условия для переживания учащимися ситуации успеха в учебной деятельности и взаимообогащения их мотивационной, интеллектуальной и других сфер [5].

Т.С. Панина, Л.Н. Вавилова К формам и методам интерактивного обучения относятся: эвристическая беседа, презентации, дискуссии, «мозговая атака», метод «круглого стола», метод «деловой игры», конкурсы практических работ с их обсуждением, ролевые игры, тренинги, коллективные решения творческих задач, кейс-метод, практические групповые и индивидуальные упражнения, моделирование производственных процессов или ситуаций, проектирование бизнес-планов и различных программ, групповая работа с авторскими пособиями, иллюстративными материалами, обсуждение специальных видеозаписей, включая запись собственных действий; производственная студия, встречи с приглашенными специалистами, методы с использованием компьютерной техники и др. [5]

Е.А. Реутова, О.Г. Филатова, М.А. Бережная Интерактивные формы: круглый стол (дискуссия, дебаты); мозговой штурм (брейн-сторм, мозговая атака); деловые и ролевые игры; сase-study (анализ конкретных ситуаций, ситуационный анализ); мастер класс. Интерактивные методы обучения: творческие задания; работа в малых группах; интерактивная экскурсия; видеоконференция; социально-психологический тренинг; фокус группа; метод портфолио; метод проектов; сократический диалог; метод «Займи позицию»; групповое обсуждение; метод «Дерево решений»; метод «ПОПС-формула» и д.р. [4]

С.Б. Ступина Формы и методы интерактивного обучения делятся на: • дискуссионные: диалог, групповая дискуссия, разбор ситуаций из практики, анализ ситуаций морального выбора и др.; • игровые: дидактические и творческие игры, в том числе деловые (управленческие) игры, ролевые игры, организационно-деятельностные игры; • тренинговые формы проведения занятий (коммуникативные тренинги, тренинги сен-зитивности), которые могут включать в себя дискуссионные и игровые методы обучения [5].

Исходя из анализа определений интерактивных форм и методов обучения, делаем вывод, что на сегодняшний день нет четкого деления на формы и методы интерактивного обучения, авторы относят одни и те же понятия как к формам, так и к методам (например, дискуссия исследователем О.Г. Филатовой отнесена к интерактивным формам, а Н.Н. Двуличанской к интерактивным методам). Мы так же не будем проводить градацию между формами и методами интерактивного обучения, считая это не существенным в контексте данной работы.

Кроме этого, анализ научной психолого-педагогической литературы показал, что многие интерактивные и эвристические методы обучения идентичны (мозговой штурм, эвристическая беседа, метод проектов, метод портфолио и т.д.). Это связано с тем, что эвристическое и

_Методы и формы интерактив

интерактивное обучение имеют ряд взаимопересекаю-щихся характеристик: включенность всех обучающихся в учебный процесс, при котором каждый вносит свой особый индивидуальный вклад; создание среды образовательного общения, определяющей открытость, взаимодействие участников, равенство их аргументов, накопление совместного знания; ведение преподавателем участников обучения к самостоятельному поиску знаний, провоцирующее развитие не только обучающихся, но и самого преподавателя; наличие творческих, эвристических заданий, стимулирующих познавательную, творческую, мотивационную и деятельностную активность.

Учитывая данный факт, приведем ключевые характеристики некоторых форм и методов интерактивного обучения в высшей школе (Таблица 3).

Таблица 3

го и эвристического обучения_

Название формы или метода Авторы Краткое описание

Круглый стол Е.А. Реутова, А.В. Хуторской Метод интерактивного обучения, одна из организационных форм познавательной деятельности, позволяющая закрепить полученные ранее знания, восполнить недостающую информацию, сформировать умения решать проблемы, укрепить позиции, научить культуре ведения дискуссии. Цель: выработка у обучающихся профессиональных умений излагать мысли, аргументировать свои соображения, обосновывать и отстаивать свои убеждения. Особенность: сочетание тематической дискуссии с групповой консультацией [4; 6].

Метод мозгового штурма (мозговая атака, braine storming) А.Ф. Осборн, Ю.К. Кулюткин, С.П. Ермишин, А.П. Панфилова, Е.А. Реутова, А.В. Хуторской Оперативный метод решения проблемы на основе стимулирования творческой активности, при котором участникам обсуждения предлагают высказывать как можно большее количество вариантов решения, в том числе самых фантастичных. Цель мозгового штурма: создать новые идеи, получить лучшее решение, а так же поиск как можно более широкого спектра направлений решения задачи. Особенность: процесс выдвижения, предложения идей отделен от процесса их критической оценки и отбора [2; 4; 6].

Деловая игра Ю.В. Гущин, С.П. Ермишин, Т.С. Панина, А.П. Панфилова, Е.А. Реутова, С.Б. Ступина, А.В. Хуторской Форма воссоздания предметного и социального содержания профессиональной деятельности, моделирования систем отношений, разнообразных условий профессиональной деятельности, характерных для данного вида практики. Цель: обучение через практику, моделирующую реальные процессы; деятельностное распредмечивание какой-то сферы человеческой реальности. Особенность: процесс обучения максимально приближен к реальной практической деятельности руководителей и специалистов [2; 4; 5; 6].

Метод анализа конкретной ситуации (ситуационный анализ, анализ конкретных ситуаций, case-study) Б.Б. Айсмонтас, Ю.В. Гущин, Т.С. Панина, А.П. Панфилова, Е.А. Реутова, С.Б. Ступина, О.Г. Филатова Педагогическая технология, основанная на моделировании ситуации или использования реальной ситуации в целях анализа данного случая, выявления проблем, поиска альтернативных решений и принятия оптимального решения проблем. Цель: анализ данных ситуаций, найденных решений, используя при этом приобретенные теоретические знания. Особенность: ситуационный анализ дает возможность изучить сложные или эмоционально значимые вопросы в безопасной обстановке, а не в реальной жизни с ее угрозами, риском, тревогой о неприятных последствиях в случае неправильного решения [2; 4; 5].

Интерактивная экскурсия Е.А. Реутова, С.Б. Ступина, А.В. Хуторской Форма обучения, при которой обучающиеся воспринимают и усваивают знания на месте расположения изучаемых объектов (природы, предприятия, музеи, выставки, исторические места и памятники и т.д.) и непосредственного ознакомления с ними.

Название формы или метода Авторы Краткое описание

Цель: не покидая аудитории ознакомиться с объектами, расположенными за пределами кабинета, города и даже страны. Особенность: в ходе экскурсии зрители не только видят объекты, на основе которых раскрывается тема, слышат об этих объектах необходимую информацию, но и овладевают практическими навыками самостоятельного наблюдения и анализа [4; 5; 6]

Видеоконференция Е.А. Реутова, Н.С. Полат Метод проведения занятий и дискуссий между группами удаленных пользователей с исполнением трансляции изображения в сети Интернет. Цель: обмен информацией в режиме удаленного доступа. Особенности: общение с неограниченным количеством собеседников (студенты, педагоги, эксперты) в режиме реального времени в географически удаленных регионах [4]

Фокус-группа Д.В. Петров Р.К. Мертон Метод, объединяющих учащихся в группы по каким-то критериям, в результате чего в ходе групповой дискуссии продуцируются данные, имеющие качественный характер. Цель: изучение модели поведения, осуществление поиска идей коммуникационных стратегий и тактик, идей позиционирования. Особенность: на ранней стадии исследования гипотезы не выдвигаются, так как априорное установление понятий и гипотез может предопределить понимание сути исследуемых явлений таким образом, что это будет расходиться с объяснениями, предлагаемыми респондентами [5].

Метод портфолио Ю.В. Гущин, Е.С. Полат Пролонгированный метод обучения, реализуемый за счет фиксирования, накопления и оценки индивидуальных достижений студента за период обучения. Цель: накопление и оценивание имеющихся компетенций студента в определенный период его образовательной деятельности. Особенность: каждый студент самостоятельно отслеживает и фиксирует результаты обучения, формируя из них своего рода учебную и творческую копилку [2].

Метод проектов П.С. Лернер, Е.С. Полат, И.Д. Чечель, Ю.Л. Хотунцева, И.Л. Сасова, М.Б. Романовская, Е.А. Фураева, Ю.В. Гущин, Е.А. Реутова Метод, представляющий собой совокупность учебно-познавательных приемов и действий обучаемых, которые позволяют решить ту или иную проблему в результате самостоятельных познавательных действий и предполагающих презентацию этих результатов в виде конкретного продукта деятельности. Цель: создание образовательного продукта в виде новых знаний и умений в результате творческой практической деятельности обучаемых Особенность: учащиеся самостоятельно приобретают недостающие знания из разных источников; учатся пользоваться приобретенными знаниями для решения познавательных и практических задач; приобретают коммуникативные умения, работая в различных группах; развивают исследовательские умения; развивают системное мышление [2; 4].

Метод «займи позицию» Ю.В. Гущин, Т.С. Панина, А.П. Панфилова, Е.А. Реутова, С.Б. Ступина Метод, обобщающий разнообразные мнения при работе с дискуссионными проблемами и вопросами, позволяющий учащимся высказывать собственную точку зрения. Цель: выявление имеющихся мнений, сторонников и противников той или иной позиции, аргументированное обсуждение вопроса. Особенность: обсуждение начинается с постановки дискуссионного вопроса, т.е. вопроса, предполагающего противоположные, взаимоисключающие ответы (например, «Вы за или против ...») [2; 4; 5].

Метод «дерево решений» М. Мескон М. Альберт Ф. Хедоури М. Эддоус Р. Стэнсфилд А. Кабушкин Н. Елманова Метод, опирающийся на схематическое представление проблемы и направлений действий из имеющихся вариантов ее решения. Цель: овладение навыками выбора оптимального варианта решения или действия Особенность: принятие решения происходит в зависимости от основных и последующих вариантов решения проблемы и их ожидаемой эффективности [5].

Название формы или метода Авторы Краткое описание

Метод «ПОПС - формула» Д. Маккойд-Мэйсон А. Гутников Метод, направленный на выработку собственной позиции по изученной теме. Цель: овладение навыками аргументирования своей позиции, ее рефлексия. Особенность: учащиеся представляют собственную позицию в соответствии с ПОПС - формулой состоит из четырех элементов: П - позиция (в чем заключается точка зрения); О - обоснование (довод в поддержку позиции); П - пример (факты, иллюстрирующие довод); С - следствие (вывод) [5].

Вводный практикум А.В. Хуторской Форма организации эвристического практикума, опирающаяся на имеющиеся у студентов знания и опыт. Цель: отбор информации по новой теме и классификация ее по разделам. Особенность: после объяснения преподавателем структуры практикума и классификации информации по разделам, у каждого из которых есть свой групповод, группы работают с собранной информацией по заданному алгоритму и готовят выступления перед аудиторией, которые оцениваются и анализируются самими студентами [6].

Обзорный практикум А.В. Хуторской Форма организации эвристического практикума, предполагающая самостоятельный обзор студентами всей темы на основе электронного учебника и других материалов. Цель: представление собственного видения темы курса Особенность: результаты обзора студенты формулируют в виде следующих суждений: 1) смысл данной темы; 2) ее главные части или направления; 3) изучаемые объекты; 4) возникшие вопросы; 5) отличия изложения темы в разных источниках [6].

Самоорганизующийся практикум А.В. Хуторской Форма организации эвристического практикума, представляющая студентам возможность самостоятельно определить цели занятия, распределить работу между коллегами по группе, выполнить и оценить ее, отчитаться перед аудиторией, наметить перспективу на будущее занятие. Цель: развитие организационно-деятельностных качеств студентов. Особенность: каждый студент выбирает одну тему, разработкой которой занимается на лабораторно-практическом занятии индивидуально или в группе [6].

Поисковый практикум А.В. Хуторской Форма организации эвристического практикума, предусматривающая исследовательскую деятельность студентов в группах, а затем коллективный поиск по наиболее интересным и важным проблемам. Цель: развитие исследовательских качеств. Особенность: студенты выбирают в рамках темы проблемные и спорные вопросы для науки, предлагают свои пути решения [6].

Практикум с индивидуальной работой А.В. Хуторской Форма организации эвристического практикума, позволяющая студенту в рамках группового занятия организовать свою индивидуальную работу. Цель: развитие навыков самоорганизации. Особенность: студенты ставят перед собой учебную задачу по теме, составляют план занятия, выбирают вид учебной деятельности и форму отчета; возможные задания, виды деятельности и формы отчета заранее определены преподавателем на доске или в электронном виде в виде таблицы [6].

Практикум с групповой работой А.В. Хуторской Форма организации эвристического практикума, при которой каждая созданная группа продумывает форму занятий по своей теме для остальных студентов группы. Цель: мотивация интереса к проблемам, в которых студент не был заинтересован. Особенность: студенты, занимающиеся одинаковыми вопросами во время индивидуальной работы, объединяются в группы [6].

Название формы или метода Авторы Краткое описание

Практикум - выставка А.В. Хуторской Форма организации эвристического практикума, предполагающая демонстрацию образовательной продукции по изученной теме (научно-популярная литература, студенческие рефераты, самодельные газеты, наглядные пособия, сделанные в прошлые годы, компьютеры с учебными программами). Цель: знакомство с образовательной продукцией, ее обсуждение. Особенность: каждую часть выставки обслуживает студент-экскурсовод; студенты группами переходят от одной экспозиции к другой; в конце занятия студенты пишут отзыв о выставке или рецензию по заданному плану [6].

Рефлексивный практикум А.В. Хуторской Форма организации эвристического практикума, при котором обсуждаются основные результаты прошедших занятий, анализируются способы образовательной деятельности и особенности полученной продукции. Цель: рефлексия и самоанализ. Особенность: студенты в группах кратко высказывают свои мнения по обозначенным вопросам; происходит их фиксация, а затем коллективное обсуждение ключевых проблем, выявленных в ходе индивидуальных выступлений [6].

Таким образом, интерактивные формы и методы обучения в высшей школе имеют прямое воздействие на формируемые компетенции будущих специалистов благодаря стимулированию познавательных, творческих и организационно-деятельностных качеств студентов.

Список литературы

1. Гущин Ю.В. Интерактивные методы обучения в высшей школе [Электронный ресурс] // Психологический журнал Международного университета природы, общества и человека «Дубна»: [сайт]. -2012. - № 2. - С.1-18. - Режим доступа: http://www.psyanima.ru/journal/2012/2/ 2012n2aV2012n2a1.pdf

2. Ермишин С.П. Интерактивные методы обучения: сущность и основные виды // Инновационные подходы к формированию основных образовательных

программ в соответствии с требованиями ФГОС: сборник статей межвузовского научно-методического семинара. - Тольятти: Изд-во ПВГУС, 2012. -С. 7-20

3. Кларин М.В. Интерактивное обучение - инструмент освоения нового опыта.// Педагогика. 2000. №7. -С. 12-19

4. Реутова Е.А. Применение активных и интерактивных методов обучения в образовательном процессе вуза. - Новосибирск: Изд-во НГАУ, 2012. -58 с.

5. Ступина С. Б. Технологии интерактивного обучения в высшей школе: учебно-методическое пособие. -Саратов: Издательский центр «Наука», 2009. - 52 с.

6. Хуторской А.В. Дидактическая эвристика: Теория и технология креативного обучения. - М.: Изд-во МГУ, 2003. - 416 с.

ФАКТОРЫ УСПЕШНОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ВУЗА

Мелетичев Вадим Владимирович

кандидат пед. наук, доцент, Акад. постдипломного педагогического образования, г. Санкт-Петербург

Кусакин Михаил Юрьевич

кандидат пед. Наук, Государственный экономический университет, г. Санкт-Петербург FACTORS to SUCCESS to PROFESSIONAL ACTIVITY of the TEACHER of the HIGH SCHOOL

Meletichev Vadim Vladimirovich, candidate ped. sciences, assistant professor, Academy of Postgraduate Pedagogical Educatio, g. SAINT PETERSBURG

Kusakin Mihail YUrievich, candidate ped. Sciences, State economic university, g. SAINT PETERSBURG АННОТАЦИЯ

Статья посвящена рассмотрению фактор, обусловливающих успешность и результативность профессиональной деятельности преподавателя высшего учебного заведения. Изложен как обобщенный анализ различных точек зрения, так и авторская позиция по данной проблематике.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.