Научная статья на тему 'МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСОﮦБЕННОСТИ ФОﮦРМИРОВАНИЯ ЗﮦНАНИЙ ДЕТЕﮦЙ СРЕДНЕГО ДОﮦШКОЛЬНОГО ВОЗﮦРАСТА О СЕЗОННЫХ ИЗﮦМЕНЕНИЯХ В ПﮦРИРОДЕ'

МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСОﮦБЕННОСТИ ФОﮦРМИРОВАНИЯ ЗﮦНАНИЙ ДЕТЕﮦЙ СРЕДНЕГО ДОﮦШКОЛЬНОГО ВОЗﮦРАСТА О СЕЗОННЫХ ИЗﮦМЕНЕНИЯХ В ПﮦРИРОДЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
72
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФОРМИРОВАНИЕ ЗНАНИЙ / ДЕТИ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА / СЕЗОННЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ В ПРИРОДЕ / KNOWLEDGE FORMATION / CHILDREN OF MIDDLE SCHOOL AGE / SEASONAL CHANGES IN NATURE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Батранина В.А.

В статье р ассматриваетс я актуальность, со держание процессаформирования знаний дошкольни ков о сезонны х изменени ях в приро де и особенност и его реализ ациис детьми сре днего дошко льного возр аста.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Батранина В.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

METHODOLOGICAL PﮦECULIARITIﮦES OF FORMﮦATION OF KNOWLEDGE OﮦF CHILDREN OﮦF MEDIUM PﮦRESCHOOL AGﮦE ON SEASONAﮦL CHANGES IﮦN NATURE

The artic le discusses t he relevance, co ntent of t he process o f formatio n of knowledge o f preschoo l children about se asonal cha nges in natu re and featu res of its i mplementat ion with c hildren of m iddle presc hool age.

Текст научной работы на тему «МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСОﮦБЕННОСТИ ФОﮦРМИРОВАНИЯ ЗﮦНАНИЙ ДЕТЕﮦЙ СРЕДНЕГО ДОﮦШКОЛЬНОГО ВОЗﮦРАСТА О СЕЗОННЫХ ИЗﮦМЕНЕНИЯХ В ПﮦРИРОДЕ»

УДК 373:37.033

Батранина В. А. студент группы ДО-15 Научный руководитель: к.биол.н. доцент кафедры ДО и педагогики

О.ЩЮ. Бутвина.

МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ЗНАНИЙ ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА О СЕЗОННЫХ ИЗМЕНЕНИЯХ В ПРИРОДЕ Аннотация. В статье рассматривается актуальность, содержание процессаформирования знаний дошкольников о сезонных изменениях в природе и особенности его реализациис детьми среднего дошкольного возраста.

Ключевые слова: формирование знаний, дети среднего дошкольного возраста, сезонные изменения в природе.

Batranina Victoria Alexandrovna

Butvina Olga Yuryevna METHODOLOGICAL PECULIARITIES OF FORMATION OF KNOWLEDGE OF CHILDREN OF MEDIUM PRESCHOOL AGE

ON SEASONAL CHANGES IN NATURE Annotation. The article discusses the relevance, content of the process of formation of knowledge of preschool children about seasonal changes in nature and features of its implementation with children of middle preschool age. Key words: knowledge formation, children of middle school age, seasonal changes in nature.

Актуальность исследования. Сегодня экологическое образование официально признано как одно из приоритетных направлений совершенствования деятельности образовательных систем [10]. Экология в настоящее время является основой формирования нового образа жизни. Началом формирования экологической направленности личности можно считать дошкольное детство, так как в этот период закладывается фундамент осознанного отношения к окружающей действительности, накапливаются яркие, эмоциональные впечатления, которые надолго остаются в памяти человека.Но происходит это только при одном условии: если взрослые, воспитывающие ребенка, сами обладают экологической культурой: понимают общие для всех людей проблемы и беспокоятся по их поводу, показывают маленькому человеку прекрасный мир природы, помогают наладить взаимоотношения с ним [2].

На современном этапе существует много парциальных и авторских программ, которые направлены на экологическое образование детей дошкольного возраста: Н.Н. Кондратьева «Мы», С.Н. Николаева «Юный эколог» [6, с. 20]., Н.А. Рыжова «Наш дом - природа» [8, с. 4-9]., и др. Авторы считают от того, как ребенок научится мыслить и чувствовать окружающий мир природы, как воспримет ценности мировой культуры, зависит то, как он будет действовать, какие поступки совершать. При этом большинство программ и авторских методик делают свой акцент на том, что для ребенка чрезмерно важно видеть закономерность природных явлений. Наблюдая за сезонными изменениями в природе, ребенок учится устанавливать причинно-следственные связи, развивает внимание, воображение. Данная идея отражена в трудах отечественных ученых и психологов, таких как В. А.Запорожец, Н. Н. Поддъяков, Л. А. Венгер [2, с.44]., Они обосновали положение о том, что дети дошкольного возраста могут усвоить систему взаимосвязанных знаний, отражающую закономерности той или другой области действительности, если эта система будет доступна наглядно-образному мышлению, преобладающему в этом возрасте. То есть через наблюдение и осознание сезонных изменений в природе, мы можем способствовать развитию мышления ребенка в целом.

Цель статьи - раскрыть методические особенности формирования знаний детей среднего дошкольного возраста о сезонных изменениях в природе.

Изложение основного материала. В дошкольном возрасте доступны следующие знания об изменениях в природе: каждый сезон имеет свою продолжительность дня и ночи, определенный характер погоды, температуру воздуха, типичные осадки; особенности явлений неживой природы определяют состояние растительного мира и образ жизни животных в данный сезон [4, с. 9].

Систематизация знаний о сезонах происходит на основе установления временных (что за чем происходит) и причинно-следственных (от чего происходят те или иные явления) связей. Важно развивать у детей умение наблюдать за изменениями природных явлений, воспитывать чувство любви ко всему живому, обучать некоторым несложным способам охраны природы.

Задачи и содержание знаний о природе, навыки и умения детей расширяются и усложняются от одной возрастной группы к другой. На каждой возрастной ступени они закрепляются, совершенствуется и обогащаются [1, с. 56].

Раскрывая методические особенности формирования знаний детей среднего дошкольного возраста о сезонных изменениях в природе, следует учитывать их особенности. Важным психическим новообразованием детей пятого года жизни является умение оперировать в уме представлениями о предметах, обобщенных свойствах этих предметов, связях и отношениях между предметами и событиями [3, с. 67]. Понимание некоторых

зависимостей между явлениями и предметами порождает у детей повышенный интерес к устройству вещей, причинам наблюдаемых явлений, зависимости между событиями, что влечет за собой интенсивное увеличение вопросов к взрослому: «Как? Зачем? Почему?» На многие вопросы дети пытаются ответить сами, прибегая к опытам, направленным на выяснение неизвестного.Педагогическая позиция в отношении к ребенку основана на уважении его права быть таким, какой он есть, признании его человеческих проблем, решить которые возможно в процессе межличностного взаимодействия. В этом взаимодействии ребенок и взрослый выступают как равноправные партнеры: воспитатель не ведет, не тянет ребенка, а идет с ним вместе, когда он в этом нуждается. Взгляд на воспитанника как на полноценного, сотрудничающего партнера на ступени дошкольного детства создает между педагогом и ребенком атмосферу доверия и контакта.

Ознакомление с изменениями в природе предусматривает соблюдение принципа гетерогенности экологической деятельности, который заключается в педагогической целесообразности привлечения ребенка к разнообразной познавательной деятельности, связанной с миром природы. Психологические особенности детей среднего дошкольного возраста предопределяют использование активных форм (методов) познавательной деятельности. Преимущество отдается непосредственным наблюдениям, играм, опытам, уходу за растениями и животными [5, с. 38]. Хорошо, когда дети сами воспринимают явления природы, а не знакомятся с результатами чьих-то наблюдений. Во время наблюдений задействуются все органы чувств ребенка. Именно они обеспечивают активизацию таких умственных операций, как анализ, синтез, сравнение, благодаря которым ребенок немного спонтанно овладевает теми взаимосвязями и взаимозависимостями, которые творят целостность и логическую завершенность в системе «природа - человек - общество - природа» [11, с. 69].

Ряд авторов считают, что для формирования у дошкольников среднего возраста мыслительной операции «сравнения»целесообразно организовать «путешествие в музей», где будут представлены репродукции пейзажей известных художников, путем анализа произведений выяснить с детьми, чем похожи картины между собой, и чем отличаются. Можно добавить одну картину, относящуюся к другому сезону, попросить детей найти её среди остальных. Также можно попросить их поменять картины местами по принципу «Что сначала? Что потом?» - в зависимости от наполняемости выставки (например, расположить по порядку времена года, начнем от времени года, которое сейчас, или найти и расположить по порядку раннюю, золотую и позднюю осень) [9, с. 32].

Однако, наиболее эффективным методом развития у детей данного возраста познавательной активности признано экспериментирование. Исследования предоставляют ребенку возможность самому найти ответы на вопросы «Как?» и «Почему?» Важно, чтобы каждый ребенок проводил

собственные опыты. Дети должны быть активными участниками обсуждения и сами формулировать выводы. Содержание опытов становится основой для наблюдений дома и на улице, для составления различных творческих заданий. Например, изучение свойств воды в разные сезоны: лед, жидкость, пар [4, с. 48].

Для детей среднего дошкольного возраста словесные методы используются для расширения знаний о природе, систематизации и обобщения их. Кроме произведений, рекомендованных программой, воспитатель может прочитать детям дополнительно некоторые рассказы из книг: В. Бианки "Лесные сказки и рассказы" Ю. Дмитриев "Большая книга леса", Михайлов "Вот так куколка", Н. Сладков "В лесах счастливой охоты", "Песенки подо льдом", а также рассказы И. Соколова-Микитова, Г. Скребицкого, М. Пришвина. Чтением художественных произведений воспитатель может дополнить не только беседы, но и наблюдения, прогулки [5, с. 37].

Ценным пособием для знакомства с природой является календарь природы, или «Лэпбук» по сезонам.При этом воспитателю следует использовать календарь не только как средство фиксации наблюдений детей, но и для развития у них умения «читать» календарь, а также приучить детей самостоятельно отмечать состояние погоды. Такие фиксированные наблюдения позволяют показать дошкольникам изменчивость погоды, динамичность явлений природы в относительно небольшой период времени, а также закрепить представления о сезонных изменениях.

Выводы. Окружающая природа оказывает воздействие на эмоциональную и интеллектуальную сферу ребенка не только своеобразием и красотой явлений, но и изменчивостью природных явлений и закономерной сменой явлений. Приобретенное в детстве умение видеть и слышать природу такой, какая она есть в действительности, вызывает у детей глубокий интерес к ней, расширяет их знания, способствует формированию характера и интересов.

Использованные источники:

1. Виноградова Н.В. Умственное воспитание детей в процессе ознакомления с природой Н.В. Виноградова. - М.: Просвещение, 1978. - 103 с.

2. Венгер, Л. А. Гуманизация дошкольного воспитания [Текст] / Л.А. Венгер, А.В. Запорожец // Дошкольное воспитание. - 2008. - № 8. - С.5-7.

3. Выготский, Л.С. Педагогическая психология [Текст] / Л.С. Выготский. -М.: Педагогика, 2007. - 197 с.

4. Гончарова Е.В. Теория и технологии экологического образования дошкольников:Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений / Е.В Гончарова. - Нижневартовск: Изд-во Нижневарт. гуманит. ун-та, 2008. — 335 с.

5. Киреева, Л.Г. Формирование экологической культуры дошкольников / Л.Г. Киреева, С.В.Бережнова. -Волгоград "Учитель", 2006.

6. Николаева, С. Н. Юный эколог. Программа экологического воспитания в детском саду / С. Н. Николаева. — М., 2010 .

7. Плешаков, А.А. Зелёная тропинка / А.А.Плешаков. - М., 2016 - 80 с.

8. Рыжова, Н.А. О программах экологического образования дошкольников [Текст] / Н.А. Рыжова // Дошкольное образование. - 2004. - № 11. - С. 4-14.

9. Скоролупова, О.А. Тематические недели в детском саду /Скоролупова, О.А. - М., - Скрипторий 2016.

10. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. Утверждён Министерством образования науки Российской Федерации от 17. 10.2013 года № 1155.

11. Ясвин, В.А. Психология отношения к природе [Текст] / В.А. Ясвин. -М.: Смысл, 2000. - 456 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.