Научная статья на тему 'Методические основы создания электронных учебно-методических комплексов'

Методические основы создания электронных учебно-методических комплексов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1252
172
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭЛЕКТРОННЫЙ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС (ЭУМК) / ДИДАКТИЧЕСКИЙ ПРИНЦИП ОБУЧЕНИЯ / ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ПОДСИСТЕМА ЭУМК

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Павлова Наталья Игоревна, Щеглов Геннадий Михайлович

Развитие информационных и телекоммуникационных технологий создало базу, которая позволяет развивать инновационные обучающие технологии, связанные с использованием информационных образовательных ресурсов в учебном процессе. Основной проблемой создания ЭУМК является огромный объем работы, связанный с разработкой подобного обучающего ресурса; поэтому при его проектировании и разработке должны быть учтены фундаментальные принципы педагогики, дидактики, методики, психологии, эргономики, информатики и других наук. В статье рассматриваются возможности применения основных дидактических принципов обучения при разработке ЭУМК.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Павлова Наталья Игоревна, Щеглов Геннадий Михайлович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Методические основы создания электронных учебно-методических комплексов»

^^^ Новости Учебно-методического объединения

Методические основы создания электронных учебно-методических комплексов

Павлова Н.И.,

к.т.н., доцент Щеглов Г.М.,

Самарский государственный экономический университет

Развитие информационных и телекоммуникационных технологий создало базу, которая позволяет развивать инновационные обучающие технологии, связанные с использованием информационных образовательных ресурсов в учебном процессе. Основной проблемой создания ЭУМК является огромный объем работы, связанный с разработкой подобного обучающего ресурса; поэтому при его проектировании и разработке должны быть учтены фундаментальные принципы педагогики, дидактики, методики, психологии, эргономики, информатики и других наук. В статье рассматриваются возможности применения основных дидактических принципов обучения при разработке ЭУМК.

Среди электронных обучающих ресурсов в последнее время наибольший интерес вызывают электронные учебно-методические комплексы (ЭУМК), под которыми понимается сложная дидактическая система, состоящая из совокупности методического обеспечения и кадрового сопровождения, обоснованная комплектация технических и программных средств, предназначенных для доставки знаний и контроля учебного процесса, реализуемого с использованием дистанционных образовательных технологий.

Создание такого комплекса—чрезвычайно объемная и трудоемкая работа, включающая, кроме информации, размещаемой в электронном учебнике, рабочую программу курса, методические указания по изучению курса, задания разного уровня сложности, тренинги, тестирующие программные средства и т.п., позволяющие студенту пройти полный курс обучения, включая все формы контроля, в том числе и итогового, без личного участия преподавателя.

Структура подобного комплекса достаточно устоялась и имеет, как правило, компоненты, представленные на рис. 1.

ЭУМК, объединяя в себе разнообразные учебные средства (технические, организационные, методические) и возможности различных электронных обучающих средств, является не просто эффективным учебником, тренажером и средством оценки и контроля процесса обучения, но и становится методическим руководством в комплексном усвоении дисциплины, позволяя предвидеть возникающие в процессе усвоения материала затруднения, диагностировать их возникновение и проводить своевременную коррекцию. Непрерывная обратная связь преподавателя и студентов позволяет осуществлять гибкое управление учебным процессом.

Основной проблемой создания ЭУМК является огромный объем работы, связанный с разработкой подобного обучающего ресурса; поэтому при его проектировании и разработке должны быть обязательно учтены фундаментальные принципы педагогики, дидактики, методики, психологии, эргономики, информатики и других наук.

Рассмотрим возможности применения основных дидактических принципов обучения при разработке ЭУМК.

Рис. 1. Структура ЭУМК для курса «Информационные технологии»

Новости Учебно-методического объединения

1. Принцип целостности является объединяющим при работе над ЭУМК. Это и структурирование учебного материала с сохранением логики элементов дисциплины (см. рис. 2), и единый дизайн всех компонентов комплекса.

2. Принцип многофункциональности обеспечивает вхождение в ЭУМК следующих компонент:

и методика изучения дисциплины;

и учебный материал (включая формулы, схемы, таблицы, иллюстрации, графики, примеры);

и задачи и упражнения для самостоятельной работы;

и материалы для подготовки курсовых и контрольных работ, подготовки к экзаменам;

и справочный материал;

и системы проверки уровня полученных знаний.

3. Принцип полноты ЭУМК предоставляет возможность выполнения всех звеньев дидактического цикла в пределах одного сеанса работы (для этого через гипертекстовые ссылки обеспечивается вызов лабораторных заданий и файлов данных к ним, тестовых упражнений, мультимедийных роликов и справочников) и обеспечивает наличие в нем всех сведений, необходимых при подготовке специалиста по данной учебной дисциплине.

4. Принцип квантования предполагает структурирование учебного материала, распределяя его на минимальные по объему логически завершенные модули (см. рис. 2).

5. Принцип организованности проявляется при переходе от изучения одной темы к другим, связанными с ней на основе полученного уровня изученности учебного материала (с использованием концепции «гипертекста», а также разъяснением связи элемен-

тов отдельных тем в методических рекомендациях к курсу).

6. Принцип научности означает необходимость обеспечения достаточной глубины, корректности и научной достоверности изложения содержания учебного материала с учетом последних научных достижений. Принцип тесно связан с эволюционностью.

7. Принцип проблемности позволяет организовать учебно-познавательную деятельность на следующих уровнях: понять > знать > уметь > исследовать, поскольку нет другого способа приобретения подлинных знаний. Организуется при последовательно-циклическом проходе по компонентам: лек-ции—практика—тесты—курсовая работа.

8. Принцип наглядности означает необходимость учета чувственного восприятия изучаемых объектов, их макетов или моделей, и их личное наблюдение обучающимися. Работая над электронными пособиями, следует учитывать психофизиологические возможности человека: если при симультанном обзоре большое количество информации воспринимается практически мгновенно, то при сукцессивном восприятии производится тщательный последовательный анализ информации. Рисунки, схемы, формулы, изображенные на экране, воспринимаются быстро, в то время как чтение текста с экрана происходит медленно, к тому же при недостаточно качественных дисплеях утомляемость наступает раньше, чем при чтении печатного текста. Таким образом, для повышения продуктивность мозга, при создании электронного учебно-методического комплекса, следует создавать средства, выбирая наилучшее сочетание симультанного и сукцессивного восприятия, при возможности, заменяя текст эквивалентными схемами, графиками, диаграммами. При

Э-0 ¿5. Системы создания и ред-ния текстовых документов

3-0 j 6. Табличные процессоры

|~7| j 6.1 .Назначение и основные функции табличных процессоров

- [Ü7| j 6.2. Табличный процессор Microsoft Office Excel

(|_| 6.2.1. Запуск программы. Работы на уровне файла

[Й7| _| 6.2.2. Элементы окна

[>7| _| 6.2,3. Работа с листами

(|_) Тесты к разделам 6.2.1. - 6.2.3.

[>7| _) 6.2.4. Ввод и редактирование данных

0 _| Тесты, лабораторные работы к разделам 6,2,1, -6,2,4,

1(_| 6.2.5. Оформление таблиц

(- [у] j 6.2,6. Работа с таблицами на уровне заголовков полей

[^1 6.2.6.1. Использование фильтров

[^1 6.2.6.2. Сортировка информации

[^1 р3! Тесты, лабораторные работы к разделам 6,2,6,1, - 6,2,6,2,

[^1 6,2.6.3. Подведение итогов

[Î7| _) 6.2.7. Построение диаграмм

(+ 0 |j_, 6.2.8. Использование встроенных функций

+ (еЗ 7. Мультимедиа и компьютерная графика

Рис. 2. Структура лекционного курса «Информационные технологии»

возможности следует воспользоваться мультимедийными составляющими комплекса, поскольку еще в исследованиях М.Ш. Ноулза было установлено, что коммуникация только на 7% складывается из слов, на 38% устанавливается голосом и на 55% определяется физиологией.

9. Принцип цикличности позволяет, при необходимости, неоднократно проработать учебный материал, причем с разной степенью детализации. Достигается как за счет введения большого количества работ разного уровня сложности, так и за счет повторного обращения к ранее изученным технологическим приемам при освоении новых информационных технологий.

10. Принцип динамичности должен обеспечить соответствие расчетной длительности учебных заданий естественным физиологическим циклам деятельности человеческого мозга. В процессе выполнения заданий должны реализовываться одновременно несколько основных дидактических функций.

11. Принцип открытости ЭУМК означает возможность использования данного обучающего курса независимо от возраста и уровня образовательной подготовки.

12. Принцип адаптивности (индивидуального подхода) предполагает адаптацию ЭУМК к нуждам конкретного студента, позволяя варьировать глубину и сложность изучаемого материала с учетом возрастных, психофизиологических и других индивидуальных особенностей обучаемых. Излагая собственные знания о предмете в учебном пособии, а не научной статье, следует максимально облегчить читателю возможность восприятия материала (разумеется, не в ущерб сути вопроса, применяемой терминологии и т.п.).

13. Принцип эволюционности означает совершенствование данного ЭУМК, технологии его применения и оценки его педагогической полезности на основе сбора и статистической обработки результатов обучения, полученных при его применении.

14. Принцип воспроизводимости обеспечивает возможность установки ЭУМК на любом компьютере.

При соблюдении вышеуказанных принципов электронный учебно-методический комплекс сочетает в себе следующие функции:

и интегрирующая: объединение различных дидактических средств с возможностью последовательного дозированного представления необходимого учебного материала;

и информационная: обеспечение информацией в процессе обучения на основе использования символьных и анимированных объектов, деловой графики, электронных презентаций и информационных баз данных;

и контролирующая: обеспечение различных форм контроля знаний обучаемых на всех этапах учебного процесса;

и координирующая: объединение в информационном продукте возможности многих средств обучения (гипертекстов, диаграмм,

Экономика, Статистика и Информатика 13 №4, 2007

1

таблиц, схем, электронных презентаций и др.), их дозированное и последовательное представление;

ц мотивационная: побуждение к процессу сознательного освоения учебного материала как на занятиях под руководством преподавателя, так и во время самостоятельной работы;

ц организационная: проведение целенаправленного освоения учебного материала на основе дифференцировано-вариативной модели учебного процесса;

ц полиативная: возможность применения данного учебно-методического комплекса на всех ступенях обучения (опрос, закрепление знаний, изучение нового материала, контроль и др.), в процессе индивидуального и коллективного обучения;

ц развивающая: развитие профессионально важных качеств личности обучаемых, их кругозора и интеллектуального потенциала;

ц систематизирующая: последовательное и логическое представление учебного материала с учетом возможности и интересов потребителей, достаточной научно-технологической значимости;

ц трансформационная: освоение учебного материала, его интериоризация и экстериори-зация на основе современный: достижений научно-технического прогресса и доступности.

Анализ уже функционирующих ЭУМК, рекомендаций по построению ЭУМК, стандартов отдельный учебный заведений, связанный с разработкой ЭУМК и собственного опыта позволяет рассматривать электронный учебно-методический комплекс как систему, состоящую из следующих функциональный подсистем: управляющей, информационной, содержательной и диагностирующей.

Рис. 3. ЭУМК как совокупность функциональных подсистем

Управляющая подсистема (функционирует толыко в сетевом варианте комплекса) реализует функции обратной связи преподавателя с обучающимися, накапливая резулытаты педагогического мониторинга образователы-ного процесса о каждом обучаемом и, при возможности, анализируя полученную базу данный для совершенствования как рассматриваемого ЭУМК, так и педагогического процесса в целом.

Информационная подсистема различается в зависимости от прикладной области и может включаты стандарт дисциплины, рабочую программу, аннотацию и структуру курса, библиографические списки, гиперссылки на электронные ресурсы вуза или Internet, структуру межпредметнык связей, график отчетности и т.п.

Содержателыная подсистема—это основа ЭУМК, взаимосвязанная со всеми осталы-ными подсистемами. Ядром данной подсисте-

мы является база знаний, содержащая теоретический курс дисциплины в виде лекций, учебников, справочников; сборники упражнений и задач, методические рекомендации по работе с электронными материалами, базы дан-нык для компьютерных экспериментов, демонстрационные и моделирующие программы.

Диагностирующая подсистема включает в себя системы тестирования с обратной связью для определения уровня начальной подготовки обучаемого, промежуточного и итогового контроля.

Распределение указанных подсистем представлено на рис. 3.

В целом качество электронного учебно-методического комплекса определяется тремя главными моментами:

ц отобранным для изложения материалом; ц методической подачей учебного материала;

ц функциональностью интерфейса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.