Научная статья на тему 'Методические основы прогнозирования налоговых и неналоговых доходов, администрируемых Минспортом России как главным администратором доходов федерального бюджета с учетом работы в системе «Электронный бюджет»'

Методические основы прогнозирования налоговых и неналоговых доходов, администрируемых Минспортом России как главным администратором доходов федерального бюджета с учетом работы в системе «Электронный бюджет» Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
234
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МИНИСТЕРСТВО СПОРТА РОССИИ / ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ / ПРОГНОЗИРОВАНИЕ / МЕТОДИКА ПРОГНОЗИРОВАНИЯ / ЭЛЕКТРОННЫЙ БЮДЖЕТ / МЕТОДЫ ПРОГНОЗИРОВАНИЯ / ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / MINISTRY OF SPORTS / PHYSICAL CULTURE AND SPORTS / FORECASTING / PREDICTION METHOD / THE ELECTRONIC BUDGET FORECASTING METHODS / INFORMATION TECHNOLOGY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Генералов А.В., Евсеев А.С., Никольская Ю.П.

Обосновано, что разрабатываемая в соответствии с установленными требованиями каждым главным администратором доходов федерального бюджета методика прогнозирования доходов должна быть ориентирована на работу в среде ГИС «Электронный бюджет», ориентироваться на трехлетний горизонт и при этом обеспечивать выполнение установленных к таким методикам требований.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Генералов А.В., Евсеев А.С., Никольская Ю.П.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Methodological basis of forecasting tax and nontax revenues administered by the ministry of sports Russia as chief administrator of federal budget revenues with the work in the system of “Electronic Budget”

It is proved that developed in accordance with the requirements of each chief administrator of federal budget revenue forecasting methodology should be focused on the job in the GIS environment “Electronic Budget”, guided by a three-year horizon, and thus ensure compliance with the established procedures for such requirements.

Текст научной работы на тему «Методические основы прогнозирования налоговых и неналоговых доходов, администрируемых Минспортом России как главным администратором доходов федерального бюджета с учетом работы в системе «Электронный бюджет»»

МАССОВАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И ОЗДОРОВЛЕНИЕ НАСЕЛЕНИЯ

МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОГНОЗИРОВАНИЯ НАЛОГОВЫХ И НЕНАЛОГОВЫХ ДОХОДОВ, АДМИНИСТРИРУЕМЫХ МИНСПОРТОМ РОССИИ КАК ГЛАВНЫМ АДМИНИСТРАТОРОМ ДОХОДОВ ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА С УЧЕТОМ РАБОТЫ В СИСТЕМЕ «ЭЛЕКТРОННЫЙ БЮДЖЕТ»

А.В. ГЕНЕРАЛОВ, А.С. ЕВСЕЕВ, ФГБУ ФНЦ ВНИИФК; Ю.П. НИКОЛЬСКАЯ, Институт МФЦ

Аннотация

Обосновано, что разрабатываемая в соответствии с установленными требованиями каждым главным администратором доходов федерального бюджета методика прогнозирования доходов должна быть ориентирована на работу в среде ГИС «Электронный бюджет», ориентироваться на трехлетний горизонт и при этом обеспечивать выполнение установленных к таким методикам требований.

Ключевые слова: Министерство спорта России, физическая культура и спорт, прогнозирование, методика прогнозирования, электронный бюджет, методы прогнозирования, информационные

технологии.

Abstract

It is proved that developed in accordance with the requirements of each chief administrator of federal budget revenue forecasting methodology should be focused on the job in the GIS environment "Electronic Budget", guided by a three-year horizon, and thus ensure compliance with the established procedures for such requirements.

Keywords: Ministry of Sports, Physical Culture and Sports, forecasting, prediction method, the electronic budget forecasting methods, information technology.

В сложных экономических условиях современности важной составляющей государственной экономической политики является планирование и прогнозирование различных экономических процессов. Для обеспечения экономической безопасности государства важно, чтобы прогнозы осуществлялись на основе сценарных условий развития экономики, при этом необходимо учитывать большое количество факторов, оценивать влияние изменения законодательства. Планирование и прогнозирование различных экономических процессов в современных условиях является важной составляющей государственной экономической политики. И значимую роль играют вопросы прогнозирования доходов бюджетов бюджетной системы, так как именно проект бюджета дает возможность планировать расходы бюджетов, а также устанавливать необходимость использования источников покрытия дефицита бюджета в том случае, если запланированные доходы не могут покрыть необходимых в планируемом

периоде расходов. Альтернативой в этом случае может быть и сокращение отдельных статей расходов.

Целью исследования является проведение анализа и оценки прогнозирования доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, администрируемых Министерством спорта Российской Федерации и разработка методики детализированного расчета с применением расчетных показателей их прогнозирования.

Задача исследования. В результате исследования должна быть разработана методика детализированного расчета с применением системы расчетных показателей и источников данных для прогнозирования доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, администрируемых Министерством спорта Российской Федерации.

Как известно, бюджетный процесс сложен и многогранен, и среди участников бюджетного процесса особое место занимают главные администраторы доходов

бюджетов (ГАДБ), которые осуществляют начисление, учет и контроль правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты платежей в бюджет, а также взыскания и принятия решений о возврате (зачете) излишне уплаченных (взысканных) платежей, пеней и штрафов по ним. Одной из функций главного администратора доходов бюджета является прогнозирование поступлений администрируемых им доходов. Так, в ст. 160.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее БК РФ) [1] к бюджетным полномочиям ГАДБ отнесены наряду с другими и представление сведений, необходимых для составления среднесрочного финансового плана и (или) проекта бюджета, а также утверждение методик прогнозирования поступлений доходов в бюджет в соответствии с общими требованиями к такой методике, установленными Правительством Российской Федерации.

В настоящее время такие требования установлены Постановлением Правительства РФ от 23.06.2016 № 574 [3]. Согласно данным общих требований, каждый ГАДБ разрабатывает методику прогнозирования поступлений доходов по всем закрепленным за ним кодам классификации доходов, которая при этом должна содержать описание всех показателей, используемых для расчета, с указанием источника данных для соответствующего показателя, характеристику метода расчета прогнозного объема поступлений, а также описание фактического алгоритма расчета. Соответственно каждый ГАДБ, в том числе Министерство спорта Российской Федерации, должен с учетом установленных требований разработать методику и утвердить ее. Однако среди установленных к методике требований отсутствует информация о том, что методика должна быть ориентирована на возможность работы в системе «Электронный бюджет», которая предназначена для обеспечения прозрачности, открытости и подотчетности деятельности государственных органов и органов управления государственными внебюджетными фондами, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, а также для повышения качества их финансового менеджмента за счет формирования единого информационного пространства и применения информационных и телекоммуникационных технологий в сфере управления государственными и муниципальными (общественными) финансами. Положение о ГИС «Электронный бюджет» утверждено Постановлением Правительства РФ [2]. Одним из достоинств данной системы является то, что применяются единые справочники, реестры и классификаторы, используемые участниками системы «Электронный бюджет», перечень и порядок формирования и ведения которых устанавливаются Министерством финансов Российской Федерации. Следовательно, при разработке методики необходимо учитывать реалии современных информационных технологий.

На прошедшем в сентябре 2016 года Первом Московском финансовом форуме темой одной из пленарных сессий была проблема: «Как новые информационные технологии трансформируют ключевые финансовые институты», в ходе которой обсуждались актуальные

вопросы развития технологий и их влияние на финансовую сферу, рассматривались решения, которые позволят традиционным финансовым институтам адаптироваться к новой технологической реальности. В частности, по мнению Э.Б. Черняковой: «Формирование, рассмотрение и согласование информации в системе "Электронный бюджет" позволяет сократить установленные регламентные сроки в 3 раза, а в отдельных случаях - до 5 раз» [4].

Традиционно прогноз (от греч. лро^юак; - предвидение, предсказание) рассматривают как предсказание будущего с помощью научных методов, а также сам результат предсказания. В современном понимании прогноз - это «научно обоснованное суждение о возможных состояниях объекта в будущем и (или) об альтернативных путях и сроках их осуществления» [5].

Под бюджетным прогнозом, как правило, понимают систему аргументированных и взаимосвязанных научно обоснованных оценок возможных путей и результатов развития бюджета и необходимых для их достижения политических, организационных, экономических, финансовых и институциональных мер. Очевидно, что точность прогноза очень важна для обеспечения экономической безопасности. При этом следует учитывать специфику организации бюджетного учета, где в отличие от бухгалтерского учета, осуществляемого по «общему» плану счетов [6] и в котором не учитываются плановые показатели (они используются только в управленческом учете) и, соответственно, не отражаются в отчетности, для учета и отчетности ГАДБ характерно отражение прогнозных значений. Порядок отражения в учете администратора доходов бюджета прогнозных (плановых) назначений приведен в п. 150 Инструкции № 162н [7], письмах Минфина России.

Очевидно, что выбор методов прогнозирования должен обеспечивать функциональную полноту, достоверность и точность прогноза с минимальными затратами времени и средств на прогнозирование. При этом следует учитывать и принципы прогнозирования, которые должны быть использованы при выборе методов. К их числу относят принципы системности, природной специфичности, оптимальности затрат, непрерывности, вариантности и др. Как уже было отмечено, методика прогнозирования должна быть ориентирована на применение при работе в ГИС «Электронный бюджет», где в подразделе «Прогноз доходов ГАДБ» осуществляется формирование и предоставление прогнозов доходов на основании обоснований прогнозов доходов в федеральный бюджет и консолидированные бюджеты субъектов Российской Федерации на очередной финансовый год и на плановый период.

Основой обоснований прогнозов доходов в системе «Электронный бюджет» является перечень источников доходов, который содержит сведения: об источнике доходов; нормативных правовых актах, обусловливающих возникновение источника доходов, порядке его расчета; нормативах распределения; сведения об осуществляемых платежах по источнику дохода; их размерах или порядках расчета размера; главных администраторах

и администраторах источника дохода, что и должно быть учтено при разработке методики.

В упомянутых выше требованиях к разработке методик приведены возможные методы расчета (прямой расчет, усреднение, индексация, экстраполяция, иной способ, который должен быть описан в методике про-

гнозирования), характеристики которых представлены в табл. 1, а также определены методы для расчета прогнозируемого объема налоговых доходов, таможенных платежей и страховых взносов, прочих доходов для исчисления безвозмездных поступлений от других бюджетов.

Таблица 1

Методы прогнозирования доходов

Метод Сущность метода

Метод прямого расчета Заключается в непосредственном использовании прогнозных значений объемных и стоимостных показателей, уровней ставок и других показателей, определяющих прогнозный объем поступлений прогнозируемого вида доходов

Метод усреднения Заключается в осуществлении расчета на основании усреднения годовых объемов доходов не менее чем за 3 года или за весь период поступления соответствующего вида доходов в случае если он не превышает 3 года

Метод индексации Заключается в применении индекса потребительских цен или другого коэффициента, характеризующего динамику прогнозируемого вида доходов при расчете

Метод экстраполяции Заключается в расчете поступлений на основании имеющихся данных о тенденциях изменений поступлений в прошлых периодах

Федеральным законом от 14.12.2015 № 359-Ф3 [10] установлено закрепление за ГАД Б конкретных видов доходов. За Министерством спорта Российской Федерации (код главного администратора 777) закреплены «Прочие целевые отчисления от Всероссийских государственных лотерей» (1 17 12012 01 0000 180), а также указаны и «иные доходы федерального бюджета, администрирование которых может осуществляться главными администраторами доходов федерального бюджета в пределах их компетенции». В соответствии с Положением о Министерстве спорта Российской Федерации [8], а также в соответствии с нормативными правовыми актами Минспорта России администрирует и другие доходы [9]:

- 777 1 08 07200 01 0039 110 - «Прочие государственные пошлины за государственную регистрацию, а также за совершение прочих юридически значимых действий (государственная пошлина за совершение прочих юридически значимых действий)»;

- 777 1 11 02012 01 6000 120 - «Доходы по остаткам средств на счетах федерального бюджета и от их размещения, кроме средств Резервного фонда и Фонда национального благосостояния (федеральные государственные органы, Банк России, органы управления государственными внебюджетными фондами Российской Федерации)»;

- 777 1 11 07011 01 6000 120 - «Доходы от перечисления части прибыли, остающейся после уплаты налогов и иных обязательных платежей федеральных государственных унитарных предприятий (федеральные государственные органы, Банк России, органы управления государственными внебюджетными фондами Российской Федерации)»;

- 777 1 13 01991 01 6000 130 - «Прочие доходы от оказания платных услуг (работ) получателями средств федерального бюджета (федеральные государственные органы. Банк России, органы управления государст-

венными внебюджетными фондами Российской Федерации)»;

- 777 1 13 02991 01 6000 130 - «Прочие доходы от компенсации затрат федерального бюджета (федеральные государственные органы, Банк России, органы управления государственными внебюджетными фондами Российской Федерации)»;

- 777 1 14 02013 01 6000 410 - «Доходы от реализации имущества, находящегося в оперативном управлении федеральных учреждений (за исключением имущества федеральных бюджетных и автономных учреждений), в части реализации основных средств по указанному имуществу (федеральные государственные органы, Банк России, органы управления государственными внебюджетными фондами Российской Федерации)»;

- 777 1 14 02013 01 6000 440 - «Доходы от реализации имущества, находящегося в оперативном управлении федеральных учреждений (за исключением имущества федеральных бюджетных и автономных учреждений), в части реализации материальных запасов по указанному имуществу (федеральные государственные органы, Банк России, органы управления государственными внебюджетными фондами Российской Федерации )»;

- 777 1 16 33010 01 6000 140 - «Денежные взыскания (штрафы) за нарушение законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд для нужд Российской Федерации (федеральные государственные органы, Банк России, органы управления государственными внебюджетными фондами Российской Федерации)»;

- 777 1 17 05010 01 6000 180 - «Прочие неналоговые доходы федерального бюджета (федеральные государственные органы. Банк России, органы управления государственными внебюджетными фондами Российской Федерации)»;

- 777 1 17 12012 01 6000 180 - «Прочие целевые отчисления от всероссийских государственных лотерей (федеральные государственные органы, Банк России, органы управления государственными внебюджетными фондами Российской Федерации)»;

- 777 1 18 01100 01 0000 151 - «Поступления в федеральный бюджет по решениям о взыскании средств из иных бюджетов бюджетной системы Российской Федерации»;

- 777 2 18 01010 01 0000 151 - «Доходы федерального бюджета от возврата остатков субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, прошлых лет из бюджетов субъектов Российской Федерации»;

- 777 2 18 01010 01 0000 180 - «Доходы федерального бюджета от возврата бюджетными учреждениями остатков субсидий прошлых лет»;

- 777 2 18 01030 01 0000 180 - «Доходы федерального бюджета от возврата иными организациями остатков субсидий прошлых лет».

Анализируя представленный перечень, можно отметить, что специфическими, характерными только для Министерства спорта Российской Федерации являются доходы в виде обязательных отчислений от государственных лотерей, а также в виде государственной пошлины, уплата которой связана с аккредитацией спортивных федераций, а остальные направления доходов характерны и для других министерств и ведомств. Поэтому при разработке методики прогнозирования доходов, администри-руемых Министерством спорта Российской Федерации,

необходимо, с одной стороны, изучить накопленный опыт по доходам, характерным для многих ГАДБ, а с другой -учесть специфические особенности. При этом необходимо учитывать, что в рамках ГИС доходы формируются и представляются главными администраторами доходов бюджетов бюджетной системы путем заполнения форм обоснований прогноза доходов, состоящих из четырех частей: заголовочная часть, раздел 1 «Прогноз доходов в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации», раздел 2 «Расчетный объем прогноза доходов» по соответствующему источнику доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации и раздел 3 «Экспертная оценка изменения прогноза доходов в зависимости от факторов, не учтенных в разделе 2». В настоящее время в ГИС представлены 60 форм для разных видов доходов.

Спецификой большей части перечисленных доходов является их несистемный характер, что значительно затрудняет прогнозирование и, соответственно, следует уделять повышенное внимание вопросам экспертной оценки и корректировки прогнозов, особенно учитывая трехлетний диапазон прогнозирования.

Таким образом, разрабатываемая каждым ГАДБ методика прогнозирования доходов должна быть ориентирована на работу в среде ГИС «Электронный бюджет», ориентироваться на трехлетний горизонт и при этом обеспечивать выполнение установленных к таким методикам требований. Необходимо внести изменения в требования к разрабатываемым методикам, указав об ориентированности на работу в системе ГИС «Электронный бюджет».

Литература

1. Бюджетный кодекс Российской Федерации.

2. Постановление Правительства РФ от 30.06.2015 № 658 (ред. от 19.01.2016) «О государственной интегрированной информационной системе управления общественными финансами "Электронный бюджет" (вместе с «Положением о государственной интегрированной информационной системе управления общественными финансами "Электронный бюджет")».

3. Постановление Правительства РФ от 23.06.2016 № 574 «Об общих требованиях к методике прогнозирования поступлений доходов в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации».

4. Чернякова, Е.Е. Система «Электронный бюджет» -инструмент обеспечения прозрачности, открытости и подотчетности деятельности в сфере управления общественными финансами // Финансы. - 2015. - № 8. - С. 3-14.

5. Светуньков, И.С., Светуньков, С.Г. Методы социально-экономического прогнозирования. Том 1. Теория и методология. - М.: Юрайт, 2015. - С. 351.

6. Приказ Минфина РФ от 31.10.2000 № 94н (ред. от 08.11.2010) «Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкции по его применению».

7. Приказ Минфина РФ от 6 декабря 2010 г. № 162н «Об утверждении Плана счетов бюджетного учета и Инструкции по его применению». Зарегистрировано в Минюсте РФ 27 января 2011 г., рег. № 19593.

8. Постановление Правительства РФ от 19 июня 2012 г. № 607 «О Министерстве спорта Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации от 25 июня 2012 г. № 26 ст. 3525.

9. Приказ Министерства спорта Российской Федерации от 30 сентября 2016 г. № 1072 «Об осуществлении Министерством спорта Российской Федерации бюджетных полномочий главного администратора (администратора) доходов федерального бюджета»

10. Федеральный закон от 14.12.2015 № 359-ФЗ «О федеральном бюджете на 2016 год».

References

1. Budget Code of the Russian Federation.

2. Government Decree of 30.06.2015 No. 658 (ed. From 01.19.2016) "On the state of the integrated information system of public finance management 'Electronic Budget' (with the "Regulations on the state of public finances of an integrated information management system 'Electronic Budget'").

3. Government Decree of 23.06.2016 No. 574 "On the general requirements to the methods of forecasting revenues to the budgets of the budgetary system of the Russian Federation".

4. Chernyakova, E.E. The system "Electronic Budget" -a tool to ensure transparency, openness and accountability activities in the area of public finance management // Finance. - 2015. - No. 8. - Pp. 3-14.

5. Svetun'kov, I.S., Svetun'kov, S.G. Metody socio-economic forecasting. Volume 1. Theory and methodology. -Moscow: Yurayt, 2015. - 351 p.

6. The Ministry of Finance Order dated 31.10.2000 No. 94n (ed. Of 08.11.2010) "On approval of the Plan ac-

counts for financial and economic activities of organizations and instructions for its use".

7. The Ministry of Finance Decree of December 6, 2010 No. 162n "On approval of the accounts budgetary accounting and instructions on its use" is registered in the Ministry of Justice on January 27, 2011, No. 19593.

8. Russian Federation Government Resolution dated June 19, 2012 No. 607 "On the Russian Federation Ministry of Sports" // Meeting of the legislation of the Russian Federation on June 25, 2012 No. 26, Art. 3525.

9. Order of the Ministry of the Russian Federation Sport of 30 September 2016 No. 1072 "On the implementation of the Ministry of Sports of the Russian Federation, the budgetary powers of the chief administrator (administrator) of federal budget revenues".

10. The Federal Law of 14.12.2015 No. 359-FZ "On the Federal Budget for 2016".

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.